Использование игровых технологий на уроках с детьми с трудностями в обучении
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют… Читать ещё >
Использование игровых технологий на уроках с детьми с трудностями в обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обучение и воспитание детей с трудностями в обучении осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания.
Вместе с тем школа решает специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с трудностями в обучении, направленные на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе.
Для решения этих задач необходима коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, формирование нравственных и социальных качеств личности школьников с трудностями в обучении.
игра трудность обучение воспитание Учащиеся с трудностями в обучении отличаются низким уровнем познавательной активности. Они испытывают серьезные трудности в процессе обучения.
Это можно объяснить не только своеобразием психического развития таких детей, но и недостатками обучения. Очень часто, готовясь к уроку учитель прилагает максимум усилий для того, чтобы у учащихся не было затруднений в процессе овладения новым материалом. Учитель часто преподносит материал в готовом виде, не надеясь, что ученики могут высказать собственное суждение, соотнести это новое с собственным опытом.
Такое обучение приводит к запоминанию учащимися учебного материала. Но не к развитию мышления. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на осознанном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Т. е. необходимо повышать познавательную активность учащихся, включая учеников в творческую деятельность.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью к учебному предмету является использование на уроках игровых технологий.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые обладают существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
В современной школе, игровые технологии используются:
как форма проведения урока (занятия), части урока — объяснения, закрепления, упражнения, контроля.
Известный педагог-новатор В. А. Сухомлинский писал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок.
" В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития" - писал В. А. Сухомлинский.
В чём преимущества игровых форм обучения? Игра — организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения — как поступить. Что сказать, как выиграть? Желание решить эту задачу обостряет мыслительную деятельность играющих.
Для ребенка игра — это прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она по силам даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь имеют порой более важное значение, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.
Именно игровые формы урока ставят ученика в центр учебного процесса. При этом он не просто усваивает предлагаемый учителем материал, а сам ищет ответы на поставленные вопросы, применяет эти знания на практике и чётко осознаёт где, когда, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. В процессе игры происходит активизация познавательной деятельности, что особенно важно для детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Игра является одним из приёмов, который помогает детям преодолеть трудности в обучении, в развитии познавательных процессов. Учебные игры способствуют самоутверждению учащегося, позволяют выявить те его способности, о которых он сам, может, и не подозревал. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению учебного материала, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребёнка.
Актуальность дидактической игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток информации. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации и поможет в этом дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке.
Дидактическая игра способна решить ещё одну задачу. Сегодняшнюю школу критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Именно дидактическая игра объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности ребёнка.
Передавая знания посредством дидактической игры, учитель учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние, а интерес к предмету в старшем школьном возрасте приводит к формированию профессиональной направленности личности, что, в конечном итоге, способствует более осознанному выбору профессии, тем более, что у учащихся коррекционной школы выбор профессии ограничен. На таких уроках через активную познавательную деятельность решается проблема межличностных отношений. Кроме того, учащиеся коррекционной школы целый день проводят в условиях достаточно напряжённой учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а может, и раздражение от чрезмерной «заорганизованности», постоянной регламентации поведения. Снять такое состояние легче всего именно в дидактической игре. Учитель, использующий дидактическую игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка, а не из своих собственных соображений удобства или порядка. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, обучающего, ведущего. Учащийся, соответственно, представляет собой объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. В дидактической же игре учащийся создаёт собственную реальность, творя свой мир.
К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней. Игра должна быть доступной, цель игры — достижимой, а оформление — красочным, разнообразным.
Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры. Обязательный элемент игры — ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.
Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них. Конец игры должен быть результативным, четким, ярким, эмоциональным, подводящим итоги практической деятельности учащихся.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.
Учебная игра выполняет несколько функций:
обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Игры могут быть различными по содержанию, структуре, применению на определенном этапе урока:
а) Игры — упражнения.
Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её использую при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.
Пример: «Четвертый лишний» . Учащимся предлагается найти в данном наборе названий одно случайно попавшее в этот список.
Конкурс «Кто точнее?» . Необходимо дать описание предметной картины.
в) Игры — соревнования.
Игра «Продолжи рассказ» . В этой игре двое учеников должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Игра позволяет эффективно повторить пройденный материал, развивает оперативность мышления и памяти, умение логично излагать материал, способность слушать другого человека.
г) Сюжетно — ролевые игры.
Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция» , «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, рыбоохраны, ученого-орнитолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся. Но такие игры требуют дополнительной подготовки, дополнительного материала, рассчитаны на более старший возраст детей.
д) Познавательные игры — путешествия.
В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» по сказочным странам. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания Игра «Экскурсия»
Содержание игр меняется по мере роста детей. Для детей младшего возраста используются простые дидактические игры (загадки, ребусы, кроссворды), для старших — более сложные игры.
Как показывает практика, игровые технологии оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой материал является для них действенным подкреплением познавательного мотива, повышает концентрацию внимания, настойчивости, работоспособности, способствует активности мыслительной деятельности, создает дополнительные условия для появления радости, удовлетворенности, чувства коллективизма, способствует толерантному общению.
Нельзя не назвать одну из главных черт игровой технологии. Она является средством воспитания. Ребенок умственно и морально обогащает себя в ходе игры. Осознание этого приносит ему чувство удовлетворения и уверенности в себе. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда подростку необходимо утвердиться в коллективе, когда мнение одноклассников более значимо, чем отношение учителя. Т. е. в игре происходит «приобретение себя» нашими детьми, растет уважение друг к другу.