Матричные методы в планировании
Один из классических методов планирования товарной стратегии основан на использовании матрицы Бостонской консультационной группы. Это четырехсекторная матрица (рис. 2.6.), которая позволяет разделить все товары фирмы на четыре группы в соответствии с их объемами продаж и темпами их роста. BCG — матрица Бостонской консультативной группы, позволяющая на основе анализа темпов роста и доли рынка… Читать ещё >
Матричные методы в планировании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Матричные методы в планировании — основаны на составлении матриц.
В экономическом анализе и планировании разработано и применяется до 40 различных матриц, наиболее известные из них:
методика SWOT-анализа, которая позволяет провести анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз для фирмы и выработать положения стратегического плана развития;
BCG — матрица Бостонской консультативной группы, позволяющая на основе анализа темпов роста и доли рынка фирмы спланировать портфель продукции (виды продукции, включаемые в план производства) и распределить ресурсы между отдельными видами деятельности (видами продукции);
матрица Томпсона-Стрикланда, используемая для стратегического планирования.
• Техника SWOT-анализа позволяет детально анализировать экономическую обстановку на предприятии и разрабатывать стратегические цели развития. Идея анализа заключается в том, что успешная стратегия должна строиться на принципе увязки внутренних возможностей предприятия и внешней обстановки, включающей возможности и угрозы.
Анализ с помощью данного метода начинается с комплексного изучения предприятия и выявления его сильных и слабых сторон. Затем проводится тщательное изучение и прогнозирование развития внешней среды в целях выявления возможностей и угроз.
Результаты этой работы заносятся в соответствующие квадранты матрицы (рис. 2.5).
На пересечении осей матрицы образуются четыре ноля:
" С и В" - сила и возможности;
" С и У" - сила и угрозы;
" Сл В" - слабость и возможности;
" Сл У" - слабость и угрозы.
После составления списка сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды необходимо попарно их проанализировать и установить все потенциальные связи между ними. В результате анализа на поле «С и В» необходимо извлечь максимальную отдачу. На поле «С и У» стратегия должна предполагать использование силы для устранения угроз. На поле «Сл В» стратегия строится так, чтобы за счет потенциальных возможностей можно было преодолеть слабости. Поле «Сл У» — наиболее слабое место, поэтому вырабатывается такая стратегия, чтобы можно было избавиться от слабостей и предотвратить угрозы.
Рис. 2.5. Матрица SWOT-анализа.
• Один из классических методов планирования товарной стратегии основан на использовании матрицы Бостонской консультационной группы. Это четырехсекторная матрица (рис. 2.6.), которая позволяет разделить все товары фирмы на четыре группы в соответствии с их объемами продаж и темпами их роста.
Рис. 2.6. Матрица Бостонской консультативной группы.
А — объемы продаж низкие, но темпы роста высокие: " товары — вопросы" . Это, как правило, новые товары, их перспективы неясны, они требуют вложений, по неизвестно, принесут ли доходы;
В — объемы продаж высокие, темпы продаж высокие: " товары — звезды" . Требуются вложения, возможно получение больших доходов;
С — объемы продаж высоки, но темпы роста низкие: " товары — дойные коровы" . Приносят наибольший доход, имеют наибольшую рентабельность;
D — объемы низкие, снижение объемов продаж: " товары — собаки" . Требуется снятие с производства.
Таким образом, на высшем уровне управления укрупненно планируется номенклатура и стратегия развития номенклатуры выпускаемой продукции, а также принимаются решения о вложениях в развитие номенклатуры выпускаемых товаров в перспективе и в текущем периоде.
• Томпсоном и Стрикландом предложена матрица для выбора той или иной стратегии в зависимости от результатов анализа внешней среды (роста рынка и конкурентной позиции фирмы), которую можно использовать в бизнес-планировании для обоснования выводов о перспективах и планах развития проекта (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Матрица Томпсона-Стрикланда для выработки стратегии фирмы.
В данной матрице необходимо проанализировать и определить положение фирмы в одном из четырех квадрантов. Для каждого квадранта авторами предложены эталонные направления выработки стратегии.