Педагогический контроль в высшей школе
Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка — способ выражения результата, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует активизации учебной деятельности. При оценивании преподаватель обращает внимание студента на допущенные ошибки… Читать ещё >
Педагогический контроль в высшей школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эффективное управление познавательной деятельностью студентов и учебным процессом предполагает точное знание результатов обучения.
В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции:
- 1) диагностическую — выявление уровня знаний, умений и навыков студента;
- 2) обучающую — активизация работы по изучению и усвоению учебного материала;
- 3) воспитательную — направление деятельности студента, помощь в выявлении пробелов в знаниях, формирование творческого отношения к предмету, стимулирование развития способностей, развитие личности студента.
В вузах применяют следующие формы педагогического контроля:
экзамены, зачеты, устные опросы, собеседования, контрольные работы, курсовые работы, лабораторные работы, проектные работы, рефераты, коллоквиумы, журналы наблюдений, выпускные квалификационные работы.
Каждая из этих форм имеет свои особенности. Умелое сочетание разных форм контроля — показатель уровня постановки учебного процесса в вузе в целом и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.
По времени проведения педагогический контроль делится на текущий, рубежный, итоговый, заключительный.
Текущий контроль помогает дифференцировать знания студентов, мотивирует обучение. Рубежный контроль — это проверка учебных достижений каждого студента по усвоению определенного материала перед тем, как преподаватель переходит к следующему разделу дисциплины. Итоговый контроль — экзамен (зачет) по курсу; это — итог изучения пройденной дисциплины, который выявляет способность студента к дальнейшей учебе. Заключительный контроль — государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной аттестационной комиссией.
Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка — способ выражения результата, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует активизации учебной деятельности. При оценивании преподаватель обращает внимание студента на допущенные ошибки, неточности. Отметка — числовой аналог оценки по принятой в российской системе образования пятибалльной шкале. В таком подходе есть и свои недостатки, и свои достоинства. Преимущества шкалы — в относительной простоте ее применения, недостатки — в субъективизме преподавателя при определении степени успешности студента, а также слабая дифференцирующая возможность.
Проблема оценивания знаний очень актуальна. В разных странах пользуются различными системами оценивания. Во Франции, например, применяют 10-балльную шкалу отметок. В России в разное время также использовали разные системы оценивания. В Мариинском институте благородных девиц до революции существовала дифференциация отметки «4»: «хорошие знания», «очень хорошие знания», «весьма хорошие знания».
В системе высшего образования эффективность контроля зависит от степени использования его результатов для оперативной и перспективной корректировки учебного процесса, совершенствования преподавания.