Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка — по выражению Стендаля, — является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие композиторы и музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу… Читать ещё >
Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эстетическое воспитание и его неотъемлемая часть — музыкальное воспитание — важнейшее средство формирования духовного облика ребёнка, его идеалов. Духовное обогащение не происходит при эпизодическом, кратковременном общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний, которые, накапливаясь, повторяясь и закрепляясь, изменяют поведение личности, приучают её жить так, как подсказывает искусство. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности в целом и к художественному творчеству, в частности.
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействует на человека уже в первые годы его жизни и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка — по выражению Стендаля, — является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум. Многие композиторы и музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. Это — фундамент, без которого музыкальная пропаганда в массах никогда не будет давать полноценных результатов. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования. Недооценка роли музыкального искусства в формировании личности в годы застоя породила дисгармонию в формировании духовного мира молодёжи, отрицательно сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой, общественной и личной жизни человека.
Музыкальное искусство — величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Оно сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Музыка способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.
Но не только разнообразная по своему содержанию музыка может оказывать различное воздействие на человека. Одно и то же музыкальное произведение часто действует по-разному на людей и даже на одного и того же человека при неодинаковых условиях. Конечно, во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры.
Остановимся на вопросе специфики музыкального искусства, выделим его основные и неповторимые черты.
В произведениях классической русской литературы — Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. С. Тургенева, В. Г. Короленко очень ярко показана сила воздействия музыки на человека, её способность в определённые моменты сближать людей в едином настроении, переживании, порыве, вызывать чувства любви, веселья, торжества, гордости, печали, ненависти.
Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т. п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.
Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.
Особенностью музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь».
Психолог Б. М. Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть искусством» (43-с. 18). Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрограммную чисто инструментальную музыку. К первой относят песню, романс, хор, кантату, ораторию, оперу и др. Программная музыка снабжена словесной (нередко стихотворной) программой, раскрывающей её содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на какое-либо явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение. Программа и музыка программного сочинения находятся в единстве. К непрограммным инструментальным произведениям относятся: соната, квартет, трио, прелюдия и т. д. Непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства.
Таким образом, музыка не может с той же долей конкретности, как иные виды искусства, изобразить или описать жизненные явления. Но она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет некую «чувственную программу» (термин психолога В.Г. Ражникова), разворачивающуюся во времени.
Одной из особенностей музыки является необходимость посредника для её воспроизведения.
Крупный учёный-музыковед композитор Б. В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов её создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.
Исполнитель, будучи посредником композитора, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.
Приобретая определённые знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Необходимо добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не явилось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания.
Развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Но помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие и исполнение произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Отечественная педагогическая мысль всегда уделяла существенное внимание проблеме воспитания и образования школьников средствами музыкального искусства. Большой вклад в осмысление данной проблемы внесли российские учёные-педагоги XIX столетия. В трудах П. Г. Редкина, К. Д. Ушинского, В. Я. Стоюнина, П. Ф. Каптерёва, других мыслителей содержится немало оригинальных идей, суждений по вопросам детского музыкального образования. Это наследие, несомненно, ценное для современного образования.
Так, наш современник В. И. Адищев в своей статье «Счастье человека — в раннем приобщении к красоте», опираясь на труд В. П. Острогорского «Письма об эстетическом воспитании» изложил понимание основных эстетических категорий, сущности и цели эстетического воспитания, процесса приобщения детей к музыкальному искусству.
Среди различных видов художественного творчества к числу наиболее эффективных в эстетическом воспитании и художественном образовании подрастающего поколения относится музыка. «Ценность музыки выражается в её способности в высшей степени благотворно влиять на детскую душу».
В «Письмах об эстетическом воспитании» выдвинута идея необходимости раннего приобщения детей к музыкальному искусству. Целесообразность этого обоснована тем, что музыкальные впечатления, полученные в детстве, «…никогда не изглаживаются в памяти ребёнка и поселяют в нём на всю жизнь любовь и вкус к музыке и пению, облегчают для него впоследствии само их изучение».
Острогорский первым в отечественной педагогике столь определённо поставил вопрос об эстетическом, музыкальном воспитании подрастающего поколения, выдвинул, обосновал идею, показал пути раннего приобщения детей к музыке, поставил вопрос о необходимости непрерывного музыкального образования (дошкольного и школьного), указал на ценность не только уроков хорового пения, но и других форм музыкального образования и просвещения учащихся. «Эти и другие идеи учёного-педагога могут рассматриваться как один из теоретических источников при выработке современных концепций музыкального воспитания и образования детей» (В.И. Адищев).
Определяя роль музыкального искусства в эстетическом воспитании подростка выявились основные задачи музыкального воспитания:
- — развивать в процессе музыкальной деятельности художественный вкус;
- — сформировывать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей культуры.
Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, то есть развитие художественно-творческих способностей детей.