Лирика А.С. Пушкина
У каждого поэта есть свой идеал, который определяет форму и смысл его художественного мира. «Чувство красоты развито у него до высшей степени, как не у кого», — говорил Лев Толстой о Пушкине. Действительно, у Пушкина определяющим был именно идеал красоты, приведенный в гармоническое соответствие с идеалом истины и добра. Творчество Пушкина развивалось органично, укореняясь в истории и вырастая… Читать ещё >
Лирика А.С. Пушкина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Творческий путь Пушкина
Целью нашего исследования является выявление средств выразительности в поэзии А. С. Пушкина. Но, в начале, нам бы хотелось обратить особое внимание на творческий путь поэта.
Многогранность поэзии Пушкина отражена в лирике эпохи, в которой жил и творил Александр Сергеевич. Каждая эпоха вносит в постижение творчества и личности Пушкина свою лепту. Гоголь утверждал, что лирика Пушкина — «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что же было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов…».
В стихах Пушкина для читателей всегда был важен, прежде всего, сам Пушкин как поэт и человек. «Его лирические стихи — это фазы его жизни, биография его души, — пишет А. И. Герцен, — в них находишь следы всего, что волновало эту пламенную душу: истину и заблуждение, мимолётное увлечение и глубокие неизменные симпатии…».
В сущности, Пушкин пережил не одну, а три эпохи, что налагало сильнейший отпечаток на его лирику, на его творчество в целом.
В лицейские годы Пушкин мечтал о «громкой лире», желал «взгреметь гармонией небесной». Ему казалось, что вся его жизнь пройдет «под мирным небосклоном» без бурь и шума «в отрадной музам тишине».
Пушкина в те годы прельщала жизнь беспечного философа и поэта, внимающего «простым звукам свирели». Он называл себя по традиции «пиитом», «парнасским ленивцем». Так же ранние стихи Пушкина были наполненные отголосками античной мифологии, похожи на сон о «золотом веке».
Пробуждение наступило внезапно, когда вспыхнули «серебристых облаков края», когда «раздался звук трубы военной», как было сказано в стихах Федора Глинки, будущего героя Бородинской битвы. И Пушкин был тогда пробужден «строгим опытом».
В ранней юности Пушкин был свидетелем великих событий военной истории своего времени. Эти события производили на него неизгладимое впечатление. Он пережил тогда высокое чувство соучастия в судьбе братьев и умел говорить их голосом, мыслить их мыслями, что и определило, впоследствии, его сближение с декабристами. Так, именно как народный поэт, Пушкин был создан эпохой Отечественной войны. «Война 1812 года сильно развила чувство народного сознания и любви к родине», «…это было торжественное чувство победы, гордое сознание данного отпора», «…инстинкт силы, который чувствуют все могучие народы…», — пишет Герцен об эпохе Пушкина.
В 1825 году век изменился снова. Восстание и гибель декабристов поразили Пушкина своей двойной неотвратимостью. Он почувствовал себя современником «железного века» — «жестокого века». Так сложилась драматическая формула его поэтической судьбы: «В мой жестокий век восславил я свободу».
Противоречивость в мироощущении Пушкина, отразившаяся в его стихотворениях второй половины 20-х годов. Суть противоречия мировоззрения Пушкина и романтической философии лежит в самой основе его взглядов. Творчество Пушкина, в особенности этого периода, носит ярко выраженный антиромантический характер.
Такова была эпоха Пушкина, таков был и сам Пушкин, историк и поэт. Можно сказать, что он прожил «три века», три эпохи и остался верен своему предназначению поэта, потому что воссоздал во всей исторической истине «судьбу человеческую» и «судьбу народную».
Творчество Пушкина развивалось органично, укореняясь в истории и вырастая вместе со временем. «Пушкин от всех предшествующих ему поэтов, — пишет Белинский, — отличается именно тем, что по его произведениям можно следить за постепенным развитием его не только как поэта, но вместе с тем и как человека и характера».
У каждого поэта есть свой идеал, который определяет форму и смысл его художественного мира. «Чувство красоты развито у него до высшей степени, как не у кого», — говорил Лев Толстой о Пушкине. Действительно, у Пушкина определяющим был именно идеал красоты, приведенный в гармоническое соответствие с идеалом истины и добра.
Лирика Пушкина поражала воображение современников соей противоречивостью, совмещением «полярных начал». «Не надо забывать, однако ж, что из смешения противоположностей состоит весь поэтический облик Пушкина». В следующем параграфе рассмотрим более подробно проблему лирики поэта.
Вывод: Действительность, в которой жил Пушкин, нашла отклик и отражение в его стихах. Он пережил три эпохи, что повлияло на его лирику и на его творчество в целом.