Роль внеурочной и внешкольной деятельности в воспитании гражданина и патриота
Д. С. Лихачев Наша главная цель — к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Сильное государство особенно важно для обеспечения условий ускоренного экономического роста, которое занимается не политикой выживания, а политикой планирования. Развитие доступного и качественного образования, сильная социальная политика… Читать ещё >
Роль внеурочной и внешкольной деятельности в воспитании гражданина и патриота (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
роль внеурочной и внешкольной деятельности в воспитании гражданина и патриота Микшин С. Н. -преподаватель-организатор НВП КГУ «Средняя школа № 24» акимата города Усть-Каменогорска Республика Казахстан, г. Усть-Каменогорск
«Мы не выживем физически, если погибнем духовно».
Д.С. Лихачев Наша главная цель — к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда. Сильное государство особенно важно для обеспечения условий ускоренного экономического роста, которое занимается не политикой выживания, а политикой планирования. Развитие доступного и качественного образования, сильная социальная политика, которая обеспечит стабильность и согласие в обществе, — одни из приоритетных направлений, на которые обращает внимание Глава государства в своем Послании. Судьбоносный документ, по сути, обозначил новую веху в истории Казахстана.
Нурсултан Назарбаев сказал: «Что основу успеха многонационального и многоконфессионального общества обеспечит новый казахстанский патриотизм. Это, по сути, ориентир для будущих поколений». И в этом в очередной раз проявляется мудрость, дальновидность и стратегическое мышление Президента. Уже сегодня, очевидно, что новая программа действий выступает опережающим шагом, который позволит казахстанцам с уверенностью смотреть вперед.
Без уверенности в будущем нельзя построить полноценное государство. Жизненно важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и молодость — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Чувство патриотизма не является врожденным, его надо воспитывать. В этой связи казахстанский патриотизм — явление особенное, поскольку речь идет об отношении многонационального народа Казахстана к одной, общей для многих народов родине.
В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования гражданина — патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности в курсе начальной военной подготовке.
Военно-патриотическое воспитание реализуется в комплексе форм:
1. формы патриотического воспитания (урочная деятельность)
2. военно-прикладная направленность (внеурочная деятельность)
3. оборонно-спортивная направленность Разнообразные формы патриотического воспитания, как в урочной, так и во внеурочной деятельности позволяют Ш выявить особенности формирования патриотических чувств и сознания у детей и юношества;
Ш возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности;
Ш воспитать социально-активную личность.
Сегодня, в условиях всеобщего кризиса духовности, в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина. Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать казахстанцем? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Вот круг вопросов, которые волнуют многих педагогов.
Исходя из своего педагогического опыта, я выделил для себя несколько направлений, способствующих воспитанию и развитию в детях патриотизма, нравственности, здорового образа жизни.
В этой работе я выделяю несколько направлений:
I направление. Воспитание через систему классных часов.
Классные часы проводятся в течении всего учебного года с 1 по 11 класс. В частности, во время месячников оборонно-массовых и спортивных мероприятий, «Патриот», КТД.
— Я — гражданин;
— Символика Республики Казахстан;
— Мои права и обязанности;
— Конвенция о правах ребёнка;
— Устав школы и т. д.;
— Классный час ко Дню города, Конституции Республики Казахстан;
— Казахстанский патриотизм это…;
— Книги о войне;
II направление. Участие в общественно-значимых акциях;
— «Солдатский кисет»;
— Акция «Забота»: помоги собраться в школу (ежегодно);
— Акция «Чистый двор»: уборка пришкольной территории;
— Сбор макулатуры;
— Работа школьного поискового отряда «Ветераны живут рядом»;
III направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил Республики Казахстан.
В воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих. Хорошей традицией у нас в школе стало проведение уроков Мужества, посвященных выводу Вооруженных Сил из Афганистана (февраль) и Победе в Великой Отечественной войне (май). Для участников войны и тружеников тыла, совместно со школой искусств, проводятся концерты, вручаются памятные подарки.
Для увековечивания памяти участников локальных воин в школе было организовано КТД, посвященное сбору материала о войне в Афганистане. Учащиеся 8−9 классов собрали материал о 6 войнах-афганцах, об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла проживающих в районе КШТ, который был использован в создании уголка «Боевой славы». В городском смотре-конкурсе уголков «Боевой Славы» заняли 1 место.
Команда школы из учащихся 10−11 классов принимала участие в городском конкурсе инсценированной песни, посвящённой дню Победы, в Великой Отечественной войне, где заняли 1 место.
Огромную идеологическую, воспитательную роль в формировании гражданской позиции и ответственности за свои поступки играет ежегодное мероприятие по приведению к торжественной клятве курсанта учащихся 10 классов, которое проводится в соответствии с Уставом Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Для привития интереса к предмету НВП и службы в армии, а также для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках, мы поддерживаем тесную связь с воинскими частями 5518 и 27 943, где организуем и проводим совместные мероприятия:
Ш Ежегодно 7 мая — День открытых дверей, 10 классы, начальная школа, воспитанники военно-патриотического клуба;
Ш Экскурсии и проведение занятий на территории части, 11 классы, воспитанники военно-патриотического клуба;
Ш Интеллектуальное шоу и концерт, посвященные Дню части,
7−11 классы;
Ш Военно-спортивные состязания между военнослужащими и учащимися школы и воспитанниками военно-патриотического клуба.
IV направление. Военно-спортивные игры.
Военно-патриотическое воспитание немыслимо без проведения военно-спортивных мероприятий, так как они являются практическим показателем теоретической части НВП, основным элементом подготовки подрастающего поколения к службе в Вооруженных силах, пропагандирует ЗОЖ, повышает интерес учащихся к занятиям.
Именно с этой целью в нашей школе создан военно-патриотический клуб «Радуга», занятия которого проводятся один раз в неделю.
Главное в работе клуба — преподавание основ военных знаний. Особое внимание уделяется практическим действиям, в отработке нормативов по НВП и ГО. В частности это — одевание ОЗК и противогаза, разборка и сборка автомата, выполнение строевых приемов с оружием и без оружия, ориентирование на местности, стрельба из пневматической винтовки и пистолета, решение тактических задач с использованием макетов местности и военного городка. В создании, которых принимали активное участие ученики начальных классов.
Ежегодно в школе проводятся соревнования военно-спортивного направления, такие как:
· Стрельба из пневматической винтовки, 6 — 9 классы, педагогического коллектива;
· «Смотр строя и песни» для учащихся 4 — 6 классов;
· Веселые старты, 2−3 класс;
· военно-спортивный праздник, посвященный окончанию изучения курса НВП, 10 — 11кл;
· конкурс «Тропа к генералу»
Воспитанники клуба и учащиеся школы принимают активное участие городских и областных конкурсах и соревнованиях, в которых показывают хорошие результаты, являясь призерами и победителями.
патриотизм воспитание нравственность гражданин Мониторинг участия учащихся и воспитанников ВПК в мероприятиях.
мероприятия | 2009;2010 уч.год | 2010;2011 уч.год | 2011;2012 уч.год | 2012;2013 уч.год | |
Конкурс ДЮП | Обл. 2 место (7кл) | Город, 1 место (8кл) | Город 3место 7кл. | ||
Конкурс «А ну-ка, девушки!» | Город, 1 место (11кл) | Город, 1 место (10кл) | Город, 4 место (10−11) | Город 2место10кл. | |
Конкурс «Алау» | Обл. 3 место (7кл) | Город, 3 место (6кл) | Город 2место 8кл | ||
Интеллектуальная игра НВП, история | Город, 2 место (10кл) | ||||
Смотр конкурс ВПК | Город 2место | Город 4место | |||
Конкурс Знаменных групп | Город, 4 место (9кл) | Город, 4 место (9кл) | |||
Конкурс «Улан» | Город, 2 место (8кл) | Город, 1 место (8кл) | Город, 1 место (11кл) | Город 1место (10кл) | |
Олимпиада по НВП | Город, 5 место, Ерланов Е. 11кл | ||||
Турнир по стрельбе из пневматической винтовке на приз В.И. Шарова | Город, 5 место (10−11кл) | Город, 1 место (10кл) | Город, 3 место (10−11кл) | Город, 1место (10−11кл) | |
Конкурс «Балашак-Сарбаз» | Город, 1 место (10кл) | ||||
Конкурс «Жас-Улан» | Респуб., 2 место Донских А, 11кл | Респуб. 2место Воспит. ВПО | |||
Военно-спортивная игра «Балгырган» | Город, 2 место (4кл) | Город 2место 6кл. | |||
Конкурс инсценированной военной песни «Когда поют солдаты…» | Город, 1 место (10−11кл) | ||||
V направление. Профориентация.
Профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социально-экономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в конечном счете, как личность.
· Встреча с представителями университета КНБ 11кл.
· Встреча с представителями Щученского кадетского корпуса9−10кл.
· Встреча с представителями института сухопутных войск 10−11кл. Встреча с представителями лицея «Арыстан» 9−10кл.
· Проведена ярмарка профессий с приглашением представителей с университетов и управления по делам обороны г. Усть-Каменогорска.
9−11классы.
· Встреча с представителями института сухопутных войск 10−11кл.
· Оформлен планшет по теме: «Офицер профессия героическая».
· Встречи с военнослужащими в/ч в период проведения занятий и Дня открытых дверей.
В заключении хочется сказать, «все начинается с детства…». В детских годах — истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Детство — фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества. Поэтому мы в ответе за будущее нашей страны.
Свое выступление я хотел бы закончить словами С. Есенина:
«Если кликнет рать святая, Кинь ты Русь, живи в раю!
Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою».