Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Зарождение образовательной системы в Китае: истоки, направления развития и содержание исторических трансформаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вслед за зарождением воспитания как элемента семейного общения и создания определенного типа члена общины, этот процесс начинает осмысливаться в другом ключе. Классическая китайская философия считала сознательное воздействие на природу человека (воспитание) основным фактором формирования идеальной личности. В зависимости от осмысления проблем онтологии личности (истоки человеческих способностей… Читать ещё >

Зарождение образовательной системы в Китае: истоки, направления развития и содержание исторических трансформаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культурогенез — один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании самих новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры методом трансформации уже существующих форм и систем путём возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.

Образование не зарождается как система. Процесс становления образовательной системы начинается с первых воспитательных актов, обучения детей ремеслу, передачи трудового опыта. Однако кроме обучения технологий производства и воспроизводства, педагогическая мысль еще связана с воспитанием личности, что было неотделимой частью древнекитайской философии.

Зарождение воспитания в Китае

В Китае, подобно другим культурам, воспитание зародилось синкретическом виде и способствовало физическому, умственному и нравственноэмоциональному взрослению человека. Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере обогащения общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного опыта. Постепенно воспитание стало особым видом деятельности, ориентированным, прежде всего, на повседневную борьбу за выживание. Воспитание возникло благодаря потребности людей в общении, что произошло из-за эволюции форм примитивного труда, постепенного усложнения производственного опыта — все это потребовало определенной организации усвоения и передачи нового опыта. До появления письменности воспитательный процесс проходил только в устной или наглядной форме.

С появлением института семьи качественно изменились содержание и форма воспитания. Из контролируемого общиной процесса воспитание превращалось в сословно-семейное, где уже воспитывали родители на собственном опыте. Воспитание представителей различных страт заметно отличалось. В семьях элиты увеличивался срок детства и соответственно увеличивался объем и качество транслируемого опыта.

Вслед за зарождением воспитания как элемента семейного общения и создания определенного типа члена общины, этот процесс начинает осмысливаться в другом ключе. Классическая китайская философия считала сознательное воздействие на природу человека (воспитание) основным фактором формирования идеальной личности. В зависимости от осмысления проблем онтологии личности (истоки человеческих способностей, взаимоотношение личности с окружающей средой, природа субъекта и объекта) в древнем Китае очерчивались цели и задачи образования, его функции в обществе, а также дидактические методы. Границы и возможности воспитательного воздействия считались широчайшими, а природным задаткам не придавалось большого значения. Отсюда — акцентирование в учебном процессе на волевые усилия учащихся, а не на природную данность. Здесь мы можем проследить на китайском материале, как поменялись местами прагматическая и моральная стороны воспитания.

К основным постулатам домашнего воспитания в древнем Китае относятся:

  • · Воспитание ребенкапервая обязанность родителей;
  • · Воспитание важно для развития общества и страны в целом. Ребенок обязан осознавать, что должен заботиться не только о своей семье, но и о своей стране;
  • · В первую очередь учили правилам поведения в обществе, а только потом, как правильно выполнять свои обязанности (действия);
  • · Детей нужно приучать к труду и правильному обращению к деньгам (материальным ценностям);
  • · Эти традиции являются ценностями, которые следует передавать из поколения в поколение.

На сегодняшний день одной из самых древних сохранившихся книг об эстетическом понимании мира является «Книга историй» (Шуцзин), входящая в состав «Пятиканония» (У цзин) и «Тринадцатиканония» (Ши-сань-цзин) — произведения, которых являются важной частью китайской традиционной культуры. Самые ранние отклики на её записи и их толкования в древнекитайских исторических сочинениях датируются не ранее конца VIII — начала VII в. до н.э. Изначальным смыслом канона было оправдание с помощью авторитета древности власти царей, которые приходили на место племенных вождей. В конце древности книга воспринималась как образцовая история правления мудрых государей. Здесь мифология имеет вид истории. Преимущественная форма изложения — речи богов, вождей, правителей, их советников и т. д. В книге нашли отражение те религиозно-философские представления, которые издревле бытовали в народе и которые затем были восприняты и философски оформлены разными школами VI — III вв. до н. э. К ним принадлежат, например, культ предков, идея о влиянии неба на судьбы людей и государств, теория взаимосвязи гармонии в обществе и гармонии природы.

Поскольку изначальный вариант «Книги историй» был неоднократно исправлен Конфуцием и его последователями, то вполне возможно были добавлены определенные философские категории, не характерные для мировоззрения древних китайцев, что означает, последующая традиция видела в памятниках древности конфуцианские параллели, что легализировало положение конфуцианцев. Так как в последующей традиции фигурирует именно отредактированный вариант, а значит именно заложенные Конфуцием нормы стали основой для построения образовательной системы. Хотя вряд ли было бы правильно видеть в ней отражение только этого течения, не замечая в ней присутствия и неконфуцианских или доконфуцианских идей.

Итак, источником семейного, а затем и государственного воспитания становятся моральные нормы, описанные в древних исторических памятниках Китая. К ним относятся книги «Тринадцатиканония» (Ши-сань-цзин). Древнейшая из них «Шуцзин» за исключением двух глав (Юй-гун и Хун-фань), содержит речи, якобы произнесённые по поводу определённых событий: исторических, легендарных и мифических. В рамках этих диалогов раскрывается идея традиционного образования и воспитания. Памятник не содержит сведений об истории китайского народа: его основное содержание относится к области идеологии высшей власти и управлению государством.

Формирование системы воспитания и формулирование общих правил, прописанных в китайских философских трактатах, — только первая ступень в создании образовательной системы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой