Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Заключение. 
Негация и ее функции в повести И.С. Тургенева "Фауст"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фауст". Предложенный для анализа учащимся текст полностью повторяет текст седьмого письма «Фауста». Данный урок может быть использован учителем-словесником, при повторении темы «Местоимение», с акцентированием внимания на отрицательных местоимениях. Во второй главе содержится анализ текста повести «Фауст» в аспекте негации. Было выявлено более 800 употреблений средств выражения негации. Это… Читать ещё >

Заключение. Негация и ее функции в повести И.С. Тургенева "Фауст" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данной выпускной квалификационной работе перед нами стояла непростая цель: выявить, систематизировать и классифицировать средства выражения негации в повести «Фауст», а также выяснить их функциональные особенности в конкретном художественном тексте. Произведение И. С. Тургенева впервые подвергалось лингвистическому анализу в подобном аспекте, что определило не только новизну научной работы, но и высокую сложность проводимого исследования.

Проделанный в первой главе анализ научной литературы позволяет сделать следующие выводы:

  • 1. Отрицание — сложная, многоаспектная категория. Средства выражения отрицания представлены в языке практически на всех его уровнях: словообразовательном, морфологическом, синтаксическом и лексическом. Из-за сложности данной категории у ученых часто вызывает трудность, к какому именно уровню отнести то или иное средство выражение отрицания, потому что одно и то же средство нередко принадлежит нескольким уровням отрицания одновременно. Мы согласны с точкой зрения А. А. Калининой: недостаточно описывать только грамматику этой категории, не обращаясь к коммуникативно-прагматическим аспектам ее функционирования, однако нельзя исследовать семантико-прагматические особенности категории утверждения/отрицания в отрыве от грамматической, в том числе формальной стороны этого языкового явления.
  • 2. В художественных текстах негация не является просто отсутствием «ненужного». Авторы намеренно используют категорию отрицания как средство художественной выразительности, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, посвященные данной проблеме.

Во второй главе содержится анализ текста повести «Фауст» в аспекте негации. Было выявлено более 800 употреблений средств выражения негации. Это позволило нам сделать следующие выводы:

Отрицание выражает философский подтекст произведения — идею отречения от личного счастья и благополучия в пользу другого человека, которая созвучна философии Шопенгауэра. По мнению Тургенева, который следует за Шопенгауэром, наука не знает жизни, только ориентируясь на опыт искусства можно познать мир. Тургенев с помощью средств негации создает четкую оппозицию между научными и художественными сочинениями. Вера Ельцова, которая так прекрасно знакома с естественными науками, не знает жизни, ведет себя как маленькая девочка, потому что отрицает ценность художественных произведений. По мнению Тургенева, ограниченность своего существования человек может преодолеть только за счет самопожертвования ради возвышенного морального принципа.

Уже на уровне эпиграфа возникает идея отрицания: «Entbehren sollst du, sollst entbehren (Отречься должен ты, отречься (нем.)». Призыв к отречению означает, что человек должен смирить внутри себя страсти, оставаться глухим к голосу сердца, иначе, по словам самого Тургенева, «нельзя дойти, не падая, до конца своего поприща».

В ходе лингвистического анализа в повести были выявлены следующие средства выражения отрицания (в скобках указано количество случаев употребления средств в тексте):

1) Словообразовательные (морфемные):

a) Префикс не- (96).

b) Префикс ни- (34).

c) Префикс без-/бес- (9).

2) Грамматические (морфологосинтаксические).

a) Морфологические Частица не в сочетании с различными частями речи (320).

Частица ни (13).

Различные предикативы (14).

Местоимения и местоименные слова с префиксом ни- (43).

Отрицательные местоимения и наречия с префиксом не- (7).

Слово «нет» в качестве эквивалента отрицательного предложения или его главного члена (7).

b) Синтаксические Союзные конструкции (46).

Вопросительные предложения с отрицанием (15).

Предложения с наречиями едва (не), почти (не), чуть (не) (9).

Экзистенциальные предложения с отрицанием (5).

Фразеологизмы, содержащие отрицание (3).

3) Лексические.

a. Слова с лексемой отсутствия положительного признака (45).

b. Лексемы, содержащие в своей семантике отрицание (41).

Средства выражения отрицания играют одну из ключевых ролей в описании персонажей повести. Нами было замечено, что не только наиболее частотные средства выражения отрицания выполняют в повести важные функции, но и средства с низкой частотностью тоже, они не менее важны.

По результатам исследования был создан план-конспект урока русского языка для учащихся 9 класса «Отрицательные местоимения», это одно из немногих средств выражения категории отрицания, которое изучается в рамках школьного курса русского языка. Урок также предполагает работу с текстом, который является фрагментом повести.

«Фауст». Предложенный для анализа учащимся текст полностью повторяет текст седьмого письма «Фауста». Данный урок может быть использован учителем-словесником, при повторении темы «Местоимение», с акцентированием внимания на отрицательных местоимениях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой