Для понимания особенностей детской литературы существенное значение имеет знание социальных особенностей конкретной страны, ситуация в которой находится население той или иной страны, предрасположенность литературных тенденций непосредственно к романтизму или реализму. Например в результате петровских реформ в России происходили глобальные перемены в социальных структурах от утверждения абсолютной монархии до практически полной анархии.
В Европе же девятнадцатое столетие началось под отзвуки Французской революции, которая виделась началом новой эры, когда над миром будут царить Свобода, Равенство и Братство. Но проходило время, и надежды сменялись глубоким разочарованием. Исторические события, которые приветствовало все просвещенное человечество, предстало драмой. Новая Европа, пережившая революцию и войны Наполеона, предстала перед глазами изумленных современников миром нарождающихся и развивающихся буржуазных отношений, миром власти денег, погоней за наживой и падением нравственности. Представлениям о грядущем «веке разума», которые так лелеяли просвещенные умы XVIII века, не суждено было сбыться.
Все данные перевороты не только оказывали влияние на литературу в целом, но и в частности на развитие детской литературы. Всегда и во все времена, какими сложными они не были, оставались писатель и поэты, уделявшие внимание детской прозе, поэтике, детским рассказам и сказкам. Именно эти люди в полной мере осознававшие серьезность данного типа литературного творчества, так как именно детская литература в сложные жизненные периоды закладывала в еще неокрепшие умы детей идеи о более лучшем и красивом мире, скрашивала ужасы войны и голода. Детская литература на фоне общего развития литературы между периодами романтизма и реализма, является достаточно важной частью культуры и истории любой страны. И именно о детской литературе в периоды между романтизмом и реализмом, которые на самом деле не имеют четких границ между собой и иногда настолько сливаются в представлениях исследователей и литераторов, что можно лишь попытаться выделить общие характерные черты для детской литературы каждого из этих периодов и попытаться сравнить их, и пойдет речь далее.