Современный инженерный бизнес находится на этапе инновационного развития, а управление инновациями стремительно переходит из ряда научных концепций в текущую работу предприятий. Специалисты должны: обладать одновременно теоретическими знаниями и практическим опытом инженера, экономиста и менеджера; глубоко разбираться в предмете инженерного бизнеса (в наукоемких продуктах и технологиях); системно анализировать отечественный и зарубежный рынки; комплексно решать вопросы разработки и создания продукта [1? 5]. Иначе говоря, выпускники должны обладать широким набором общенаучных, профессиональных, социально-личностных и общекультурных компетенций.
В связи с этим вопросы развития необходимых качеств и способностей у студентов приобретают решающее значение. В МГТУ им. Н. Э. Баумана начата подготовка бакалавров по новому направлению обучения «Инноватика».
В базовой части общей образовательной программы указанного направления по математическому и естественнонаучному циклу находится новая учебная дисциплина «Физика и естествознание». Руководствуясь идеей о гуманитаризации и фундаментализации высшего профессионального образования, при разработке соответствующего курса мы исходили из возможности интеграции фундаментального, гуманитарного и технического знаний. Подобные интегральные дисциплины, как показывает практика преподавания [6? 8], способствуют активизации восприятия студентами разных областей знания и одновременно систематизации полученных знаний. Поэтому в содержание этой дисциплины входит рассмотрение основных физических принципов, моделей, положений и законов в преломлении идей и задач современной инженерии.
Задачами преподавания данной дисциплины являются:
- 1) усвоение будущими бакалаврами основных законов окружающего мира в их взаимосвязи;
- 2) освоение бакалаврами фундаментальных принципов и методов решения научных и технических задач;
- 3) формирование у выпускников навыков использования основных законов и положений физики в ходе анализа ситуаций, с которыми им приходится сталкиваться при создании новых продуктов;
- 4) изучение основных естественно-научных теорий, позволяющих описать явления в микрои макромире, а также пределов применимости этих теорий;
- 5) рассмотрение студентами в историческом аспекте достижений физики и в целом современного естествознания.