Введение.
Учебно-воспитательная работа в педагогическом процессе самодеятельного хорового коллектива
Роль художественного любительского коллектива как концертной единицы, творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительную ценность, на первый план выступает проблема его педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции. Конечно, нельзя придавать участию в работе художественных, научно-технических, литературных, прикладных… Читать ещё >
Введение. Учебно-воспитательная работа в педагогическом процессе самодеятельного хорового коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
руководитель самодеятельный хор Педагогический процесс в любом коллективе — производственном, трудовом, научном, школьном (ученическом), студенческом — специфичен по организации, содержанию, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется также характером и основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива.
Не является исключением в этом отношении и художественный коллектив, основной предмет деятельности которого — искусство, а основная цель — формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей народа. В самодеятельном художественном коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.
Конечно, нельзя придавать участию в работе художественных, научно-технических, литературных, прикладных самодеятельных, любительских коллективов и объединений излишнее значение в плане формирования творческого потенциала личности.
К сожалению, такой подход — фетишизация роли участия в самодеятельности для развития личности — характерен для многих диссертационных исследований, статей, брошюр, рассматривающих эти вопросы. Художественное творчество объявляется основным и едва ли не единственным фактором нравственного, эстетического, гражданского воспитания личности. При этом зачастую его влияние искусственно вырывают из общей духовной атмосферы, в которой вращается человек, игнорируется определяющая роль трудовой деятельности и социальных отношений в формировании духовного и, уже, творческого потенциала личности.
Роль искусства в процессе формирования личности можно определять как корректирующую, обогащающую, усиливающую нравственно-эстетическое и творческое влияние труда, окружающих условий. Искусство в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих противоречий в процессе развития творческой личности, снимает дисгармонирующие факторы, создает определенный художественный фон.
Роль художественного любительского коллектива как концертной единицы, творца оригинальных произведений искусства или их интерпретатора имеет относительную ценность, на первый план выступает проблема его педагогической направленности, выполнения им социально-педагогической функции.
Рассмотрим роль основных элементов педагогического процесса, а именно репертуара любительского коллектива, профессиональных и личностных качеств его руководителя, репетиционной и концертной деятельности коллектива, в формировании творческой личности, на примере хорового самодеятельного коллектива.
Обращение к деятельности самодеятельного хорового коллектива вызвано тем, что интерес к хоровой педагогике в последний ряд лет порядком возрос. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы, которая складывается из учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот имя возможен в контексте художественной самодеятельности) высота хорового коллектива и работы психологического характера, направленной для воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений.