Организационно-правовые проблемы совершенствования условного осуждения к лишению свободы
Исполнение наиболее часто назначаемых судами наказаний без изоляции от общества (исправительные работы и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями. На указанные учреждения возложены также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных женщин, которым судом отсрочено отбывание… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Эволюция теории и практики исполнения общественных работ в России и з^рубежом
- 1. 1. Возникновение и развитие общественных работ в России, опыт организации данного наказания в зарубежных странах, возможность его применения в Российской Федерации
1.2. Судебная практика, характеристика осужденных условно с возложением дополнительной обязанности по выполнению бесплатных общественно полезных работ и проблема поиска резервов для исполнения обязательных работ.
1.3. Деятельность органов государственной власти, правоохранительных органов, неправительственных организаций, средств массовой информации по исполнению общественных работ при назначении условного осуждения.
Глава 2. Организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказания в виде общественных работ и пути ее совершенствования
2.1. Совершенствование правовой базы для исполнения общественных работ при назначении условного осуждения к лишению свободы.
2.2. Организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению общественных работ при назначении условного осуждения к лишению свободы.
2.3. Ресурсное обеспечение уголовно-исполнительных инспекций для исполнения общественных работ при назначении условного осуждения к лишению свободы.
Организационно-правовые проблемы совершенствования условного осуждения к лишению свободы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертационного исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития Российского государства происходят коренные преобразования во всех сферах жизнедеятельности общества. В связи с этим были приняты новые Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, что положило начало проведению в жизнь новой уголовной и уголовно-исполнительной политики и, следовательно, пересмотру и реформированию института исполнения уголовных наказаний.
Россия стремится к созданию правового государства, а это требует, в первую очередь, приведения законодательства России в соответствие с нормами международно-правовых актов, принятых мировым сообществом, в частности, поиски новых путей развития уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, особенно вопросов исполнения уголовных наказаний. Характерной чертой такого поиска является сокращение объема использования наказания в виде лишения свободы и все более широкое применение наказаний, не связанных с изоляцией от общества лиц, осужденных за преступления, не представляющие большой общественной опасности, исправление которых возможно в привычных для них условиях жизнедеятельности.1 В зарубежных странах эффективно применяются общественные работы при пробации (аналоге условного осуждения). Такой опыт можно использовать в России в качестве исполнения обязанности в виде общественных работ при назначении условного осуждения, являющегося по своей сути освобождением от отбывания наказания.
По числу осужденных (более 700 чел. на 100 тыс. населения) в 2001 г. Л.
Россия занимала первое место в мире. Однако за 2002 г. эта цифра изменилась с 700 до 367,1 чел. на 100 тыс. населения.3 Лишение свободы.
1 См.: Уткин В, А. Реорганизация уголовно-исполнительных инспекций как условие расширения альтернативных наказаний. Альтернативы тюремному заключению в РФ: Материалы междунар. конф. М., 2001.С.20.
2 См.: Там же.
3 См.: Статистический сборник НИИ УИС. Тверь, 2003. С. 2. как уголовное наказание в России использовалось в 3−4 раза чаще, чем в Европе. Этому способствовало:
— традиционная «карательная» система исполнения наказаний;
— обвинительный уклон судопроизводства;
— несовершенство материального и процессуального законодательства- - отсутствие широкого спектра действенных альтернатив лишению свободы в виде наказаний, не связанных с лишением свободы.
В последние годы статистика исследования наказаний в виде лишения свободы свидетельствует, что этот вид наказания остается малоэффективным. В течение трех лет после освобождения из колоний и тюрем (с 1998 по 2002 г.) рецидив составляет 35 — 46%, а среди несовершеннолетних — свыше 50% (для сравнения — среди осужденных без лишения свободы в течение срока наказания и трех лет после его исполнения рецидивная преступность в среднем не превышает 8 -12%).' Так, за период с 1998 по 2002 г. судами г. Рязани и Рязанской области было осуждено 25 196 человек, совершивших преступления, предусмотренные УК РФ из них 2506 человек имели неснятые и непогашенные судимости (9,94%) (приложение 2).
Исполнение наиболее часто назначаемых судами наказаний без изоляции от общества (исправительные работы и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями. На указанные учреждения возложены также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных женщин, которым судом отсрочено отбывание наказания в связи с беременностью либо наличием малолетних детей. Ежегодно (с 1997 г.) по учетам уголовно-исполнительных инспекций проходит свыше 1 млн 300 тыс. осужденных2. Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно.
1 См.: Зорина А. Шаг к цивилизованному обществу// Преступление и наказание. 2003.№ 2.С. 15.
2 См.: Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества: Метод, пособие/ Под ред. О. В. Филимонова. М., 2001. С. 5. исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" от 9 марта 2001 г. № 25 предусмотрено снижение срока фактически отбытого наказания с половины до одной трети для применения условно-досрочного освобождения к лицам, осужденным к исправительным работам. Кроме того, отсрочка отбывания наказания применяется к осужденным женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, а не восьми, как ранее было закреплено законом.
Можно предположить, что нагрузка на уголовно-исполнительные инспекции будет возрастать: им предстоит исполнять наказание в виде обязательных работ, а также на законодательном уровне рассматривается вопрос о возложении на инспекции функций по контролю за лицами, условно-досрочно освобожденными от наказания. Естественно, встает вопрос о готовности к этому уголовно-исполнительных инспекций.
Мировой практикой исполнения наказаний без изоляции от общества установлена оптимальная нагрузка на одного сотрудника — 50 осужденных. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 установлен норматив штатной численности уголовно-исполнительных инспекций в размере 0,6% от среднесписочной численности осужденных, что для Рязанской области составляет 167 человек. Однако в ряде мест нагрузка значительно выше. В 2002 г. на одного инспектора по Рязанской области приходилось 174 человека1.
Схема рабочего дня сотрудника инспекции с учетом выполнения основных служебных обязанностей свидетельствует о том, что для общения с поднадзорным остается минимум времени. В этой ситуации о системном профилактическом влиянии говорить нельзя. Положение усугубляется отсутствием у большинства сотрудников профессионального образования. До настоящего времени ни одно учебное заведение страны не готовило кадров для инспекций, нет соответствующих факультетов и в вузах Минюста России.
1 См.: Рейтинговая оценка работы УИН и аппаратов по их руководству территориальными организациями УИС Минюста России за 2002 г. М.: ГУИН МЮ РФ, 2002. С. 3.
Согласно закону о Федеральном бюджете в 2002 г. уголовно-исполнительной системе (местам лишения свободы и управлению ими) должно было быть выделено 32,7 млрд. рублей1. В 2003 году эта цифра составила 45,7 млрд руб. Однако средства федерального бюджета составляют незначительную доля расходов, на инспекции, а другая часть компенсируется за счет установленных судом удержаний из заработка осужденных к исправительным работам. В условиях рыночной экономики, сопровождающихся безработицей, применение судом исправительных работ резко снизилось (с 23 — 25% в 70-е годы до 6−8% в конце 90-х годов), а значит, появился дефицит денежных средств на содержание персонала инспекций. Примером могут послужить данные по количеству наказаний, применяемых судами по Рязанской области (приложение 2). Направленные в Минфин и Правительство России предложения о переводе инспекций на федеральный бюджет пока не рассматриваются.
Степень разработанности темы диссертационного исследования. Различные аспекты диссертационного исследования нашли отражение в работах A.C. Михлина «Роль социальных и демографических свойств личности осужденных», Н. В. Ольховика «Альтернативы лишению свободы в вопросах и ответах: Пособие для общественного инспектора УИИ», А. Е. Наташева, H.A. Стручкова «Основы теории исправительно-трудового права», О. В. Филимонова «Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества», В. А. Уткина «Меры уголовной ответственности, не связанные с изоляцией от общества: Пособие для сотрудников УИИ» и других трудах.
Однако комплексного исследования проблемы организации и исполнения общественных работ, создания и апробирования механизма его исполнения не проводилось. В настоящее время недостаточно разработаны.
1 См.: О Федеральном бюджете Российской Федерации на 2002 г.: Федеральный закон РФ от 18 февраля 2002 г. № 532// Собрание законодательства РФ. 2001. № 532, Ст. 5030.
2 См.: О Федеральном бюджете Российской Федерации на 2003 г.: Федеральный закон РФ от 16 марта 2003 г. № 32// Собрание законодательства РФ. 2003. № 32, Ст. 5132. понятийный аппарат как обязательных, так и общественных работ, создания и апробирования механизма исполнения общественных работего организационные и правовые основыхарактеристика указанной категории осужденных к обязательным или общественным работамсистема организации (подчиненности) уголовно-исполнительных инспекций.
Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, связанные с организацией исполнения бесплатных общественно полезных работ осужденными условно с испытательным сроком, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Данный механизм в силу своей многоаспектности изучается через механизм данных учреждений и их правовой базы.
Предметом диссертационного исследования являются теоретические, организационные и правовые основы применения общественных работ при условном осуждении для формирования механизма исполнения наказания в виде обязательных работ.
Цель исследования — разработка теоретических правовых и организационных основ исполнения общественных работ осужденными условно с испытательным сроком, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, и обоснование выдвинутых предложений.
Для достижения указанной цели диссертантом решены следующие задачи:
1. Разработан комплекс правовых и организационных мер по совершенствованию работы уголовно-исполнительных инспекций для создания новой, продуманной и оправдывающей затраты системы исполнения наказаний без изоляции от общества на базе уже действующих структур.
2. Выявлен среди осужденных к лишению свободы контингент, для которого нет необходимости быть изолированным от общества, а исполнение наказания вполне может происходить без изоляции от общества.
3. Проанализированы возникновение и развитие общественных работ в России, положительный опыт организации данного наказания в зарубежных странах с позиции возможности его применения в Российской Федерации.
4. Разработан комплекс организационных мер по совершенствованию деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению общественных работ.
5. Проведен анализ кадрового и материально-технического обеспечения уголовно-исполнительных инспекций по исполнению общественных работ.
Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные методы познания, комплексный и системный подходы. При исследовании исполнения наказания в виде общественных работ осужденными условно, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, реализован исторический подход с учетом реформирования уголовно-исполнительной системы. Исследование базируется на принципах и положениях теории государства и права, конституционного, уголовного и уголовно-исполнительного права, теории социального и государственного управления, криминологии, педагогики и психологии.
Диссертант основывается на нормах федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных актов, имеющих отношение к теме диссертацибнного исследования, а также положениях международно-правовых актов. В основу работы над темой легли труды ученых в сфере управления, криминологии, педагогики и психологии.
Научная новизна исследования обусловлена не только его объектом и предметом, но и тем, что автором впервые осуществлено комплексное исследование проблемы организации и исполнения общественных работ уголовно-исполнительными инспекциями как механизма реализации обязательных работ.
В работе впервые раскрыты понятие и сущность организации и исполнения общественных работ' уголовно-исполнительными инспекциями, разработаны изменения правовой базы деятельности данных учреждений и их структура для эффективной работы данных учреждений.
В диссертации также впервые подробно рассмотрены особенности характеристики осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, которые уже отбывают данное наказание, характеристика осужденных с позиций поиска резерва для исполнения общественных работ, а также практика судов по назначению наказаний, не связанных с лишением свободы.
Новизна предпринятого исследования состоит в обосновании необходимости совершенствования профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, согласно результатам социологических исследований.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Раскрытие особенностей характеристики осужденных условно, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, которым судом назначена дополнительная обязанность в свободное от основной работы и учебы время выполнять бесплатные общественно полезные работы.
2. Организация системы привлечения общественности для оказания содействия сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций по исполнению общественных работ.
3. Внесение предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению общественно полезных работ в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.
4. Разработка схемы организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний без изоляции от общества.
Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлены не только его методикой, но и эмпирической базой, включающей обширный теоретический и практический материал, собранный за три года работы над темой. Диссертант изучил и обобщил опыт работы управлений исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской, Тульркой, Тамбовской, Саратовской, Самарской областям. Были проведены социологические исследования, респондентами которых выступили: 310 сотрудников уголовно-исполнительных инспекций Рязанской, Саратовской, Тамбовской, Самарской и Тульской областей- 120 сотрудников исправительных учреждений и 400 граждан Рязанской, Самарской и Тульской областей- 233 осужденных условно, которым судом назначена дополнительная г обязанность в свободное от основной работы и учебы время выполнять бесплатные общественно полезные работы.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлены новизной полученных результатов, направленных на совершенствование организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению бесплатных общественно полезных работ, с учетом современных требований.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что диссертант обосновал новую форму уголовно-правового воздействия на условно осужденных — бесплатные общественно полезные работы как альтернативу применения наказанию в виде лишения свободы.
Исследованные автором проблемы и полученные при этом результаты представляют собой актуальное, перспективное направление, имеющее значение для науки управления, для теории организации правоохранительной деятельности, уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии. Изложенные в диссертации выводы и предложения направлены на повышение эффективности работы сотрудников уголовног исполнительных инспекций по исполнению общественных работ.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке нормативных актов, касающихся организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению общественных работ, а также программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительных инспекций.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях, участии автора в научно-практических конференциях и семинарах, посвященных проблемам исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, в реализации международного проекта «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации». Диссертант является одним из авторов учебного пособия «Организация воспитательно-профилактической работы с осужденными, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы», подготовил четыре научные статьи. Общий объем опубликованных работ 5,9 п. л.
Опубликованные работы используются в учебном процессе образовательных учреждений, а также внедрены в практическую деятельность органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Структура и объем работы. Структура диссертации, ее содержание обусловлены объектом, предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выводы по главе 2.
Анализируя нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность уголовно-исполнительных инспекций, по нашему мнению, необходимо внести следующие изменения и дополнения в действующее законодательство Российской Федерации:
1. Издать нормативный акт о совместной деятельности территориальных органов внутренних дел МВД России и уголовно-исполнительных инспекций Минюста в Российской Федерации, где наряду с общими положениями о статусе данных органов, их организационно-штатной расстановке, предусмотреть следующие положения:
1) организационно-методическое руководство уголовно-исполнительными инспекциями осуществляют центральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
2) оперативное руководство, контроль за деятельностью инспекций, оказание им необходимой помощи осуществляют только начальники горрайорганов внутренних дел- «.
3) начальники горрайорганов внутренних дел несут персональную ответственность за ненадлежащее исполнение или отказ от исполнения возложенных данным документом обязанностей об оказании помощи инспекциям перед цен тральными и территориальными органами внутренних дел МВД РФ;
4) руководство горрайорганов внутренних дел обязано заключить договоры с уголовно-исполнительными инспекциями о предоставлении служебных помещений, средств связи, а также транспортных средств на безвозмездной основе- ,.
5) перечислить мероприятия, проводимые совместными силами сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и горрайорганов внутренних дел в целях профилактики совершения преступлений и правонарушений, а также воспитательного воздействия на лиц, склонных к г совершению противоправных антиобщественных деяний и лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
6) ответственность сторон за неисполнение пунктов приказа.
2. Диссертантом разработана Инструкция об исполнении наказаний без изоляции осужденных от общества, в которой нашли отражения следующие вопросы: общие положения, принятие приговоров к исполнению, исполнение наказаний в виде обязательных работ, в виде исправительных работ, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (документы, необходимые для личного дела, I запреты для осужденных, меры поощрений и взысканий, порядок замены наказания). Контроль за поведением: беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, к которым применена отсрочка исполнения наказания, за условно осужденными, а также исполнение обязанности в виде общественных работ.
3. Автор предлагает проект Соглашения УИИ и Работодателя, созданного на основе положения Временной инструкции о порядке привлечения условно осужденных к общественным работам.
4. В уголовном законодательстве необходимо ввести норму об ответственности администраций предприятий и учреждений за необоснованное увольнение с работы лиц, которые по приговору суда осуждены к вышеуказанным видам наказаний, а также запретить увольнять осужденных без разрешения суда.
При увольнении такого гражданина администрация предприятия должна сделать запрос о согласии на увольнение в уголовно-исполнительную инспекцию, в котором полностью обосновать необходимость данного действия. После этого следует подать сведения для учета в налоговые органы, а также пенсионный фонд. И только затем, получив разрешение инспекции, согласов. ание с налоговыми органами и пенсионным фондом законодательно разрешалось бы увольнение с работы осужденных к обязательным или исправительным работам.
5. Урегулировать вопрос об ответственности за неисполнение требований приговора к наказанию в виде лишения права занимать I определенные • должности или заниматься определенной деятельностью. Ввести статью в УК РФ в следующей редакции: «неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», которая предусматривала бы ответственность как должностныхлиц предприятий, учреждений и организаций, так и осужденных, за неисполнение приговора суда к рассматриваемому наказанию.
6. Внести дополнения в закон о занятости населения в Российской Федерации в следующем виде:
1) ст. 5 п.2 дополнить в перечне лиц, которых служба ставит на учет. После «. лица, освобожденные из мест лишения свободы», а также осужденные к наказаниям без изоляции от общества.
2) в ст. 38. «Органы, осуществляющие контроль за исполнением настоящего закона», что контроль за исполнением настоящего закона осуществляется уполномоченными на то государственными органами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также органами уголовно-исполнительной системы Минюста РФ (уголовно-исполнительными инспекциями).
3) ввести новую статью «Взаимодействие службы занятости населения с органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (уголовно-исполнительными инспекциями)»: инспекции и служба занятости населения осуществляют постоянное взаимодействие по обмену информацией о наличии вакантных рабочих мест и количеству лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, нуждающихся в постановке на учетв случае отказа от постановки на учет, в инспекцию службой занятости населения должно пересылаться уведомление, где указывались бы его основания. Вследствие этого усилилась бы ответственность сотрудников службы занятости населения за неправомерный отказ от постановки на учет данной категории осужденных.
В рамках привлечения общественности к деятельности УИИ по исполнению общественных работ в Рязанской области разработано и действует Положение об общественных инспекторах уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов уголовно-исполнительной системы.
Заключение
.
Научным итогом диссертационного исследования является достижение следующих новых результатов:
1. Дано понятйе бесплатных обществе-нно полезных работ.
2. Выявлены особенности характеристики осужденных условно, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, которым судом назначена дополнительная обязанность в свободное от основной работы и учебы время выполнять бесплатные общественно полезные работы.
3. Разработана схема организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний без изоляции от общества.
4. Предложены изменения и дополнения в правовую базу, регулирующую деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказания в виде общественно полезных работ, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.
Анализ зарубежной практики исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, показал, что задача мер, не связанных с тюремным заключением, — обеспечить активное участие общественности в осуществлении правосудия по уголовным делам, особенно в обращении с правонарушителями, а также содействовать развитию у правонарушителей чувства ответственности перед обществом. Общественно полезные работы, как показывает зарубежный опыт, назначаются судом лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, признанным виновными в совершении менее тяжких преступлений. Наказание применяется при наличии согласия осужденного и его желания выполнить все предписанные требования, а также если суд сочтет возможным избрать эту меру наказания в соответствии с особённостями личности преступника и возможностью его исправления в обществе.
В ходе работы был проведен анализ характеристики осужденных, которые осуждены условно и в свободное от основной работы время обязаны исполнять общественно полезные работы. К этой категории относятся мужчины, имеющие 'в основном неполное среднее и среднее специальное образование, проживающие в сельской местности, не имеющие своей семьи, являющиеся лицами молодежного возраста, трудоспособные и положительно относящиеся к данной мере уголовно-правового воздействия. I.
В рамках данного исследования провёден поиск осужденных в местах лишения свободы с позиции подготовки резерва для исполнения общественных работ. Анализа собранных данных показал, что уже есть достаточное количество осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, которые могли бы быть осуждены к новому наказанию в виде обязательных, а на сегодняшний день общественных работ.
В диссертационном исследовании рассматривалась деятельность органов государственной власти, правоохранительных органов, неправительственных объединений, общественности и средств массовой информации по оказанию помощи уголовко-исполнительным инспекциям при исполнении общественных работ.
Проведенный автором социологический опрос населения показал, что оно недостаточно информировано о работе учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества. С помощью средств массовой информации и неправительственных организаций (объединений) идет работа в этом направлении, что доказывается восстановлением связей между уголовно-исполнительными инспекциями и населением в форме работы общественных инспекторов.
Анализ подходов к сущности понятий общественных работ позволил дать следующее определение: общественные работы — это обязанность, возлагаемая судом на условно осужденного, исполнять в свободное от основной работы и учебы время без оплаты труда неквалифицированную работу сроком до 60 часов для взрослых и 40 часов для несовершеннолетних.
Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительных инспекций, привело к необходимости внесения следующих изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации:
1. Издать нормативный акт о совместной деятельности территориальных органов внутренних дел МВД России и уголовно-исполнительных инспекций Минюста в Российской Федерации, где наряду с общими положениями о статусе данных органов, их организационно-штатной расстановке следующие вопросы: организационно-методическое руководство уголовно-исполнительными инспекциями осуществляют центральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
— оперативное руководство, контроль за деятельностью инспекций, оказание им необходимой помощи осуществляют только начальники горрайорганов внутренних дел;
— начальники горрайорганов внутренних дел несут персональную ответственность за ненадлежащее исполнение или отказ от исполнения возложенных данным документом обязанностей об оказании помощи инспекциям перед центральными и территориальными органами внутренних дел МВД РФ;
— руководство горрайорганов внутренних дел обязано заключить договоры с уголовно-исполнительными инспекциями о предоставлении служебных помещений, средств связи, а также транспортных средств на безвозмездной основеперечень мероприятий, проводимых совместными силами сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и горрайорганов внутренних дел в целях профилактики совершения преступлений и правонарушений, а также воспитательного воздействия на лиц, склонных к совершению противоправных антиобщественных деяний, и лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы;
— ответственность сторон за неисполнение обязанностей.
2. Диссертантом разработана Инструкция об исполнении наказаний без изоляции осужденных от общества, в которой нашли отражение следующие вопросы: общие положения, принятие приговоров к исполнению, исполнение наказаний в виде обязательных работ, в виде исправительных работ, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься г определенной деятельностью (документы, необходимые для личного дела, запреты для осужденных, меры поощрений и взысканий, порядок замены наказания). Контроль за поведением беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, к которым применена отсрочка исполнения наказания, за условно осужденными, а также исполнение обязанности в виде общественных работ.
3. Автор предлагает проект Соглашения УИИ и организации-работодателя, созданного на основе положения Временной инструкции о порядке привлечения условно осужденных к общественным работам. г.
4. В уголовное законодательство необходимо ввести норму об ответственности администраций предприятий и учреждений за необоснованное увольнение с работы лиц, которые по приговору суда осуждены к вышеуказанным видам наказаний, а также запретить увольнять осужденных без разрешения суда.
При увольнении такого гражданина администрация предприятия должна сделать запрос о согласии на увольнение в уголовно-исполнительную инспекцию, в котором полностью обосновать необходимость данного действия. После этого следует подать сведения для учета в налоговые органы, а также Пенсионный фонд. И только затем, получив разрешение инспекции, согласованное с налоговыми органами и Пенсионным фондом законодательно разрешалось бы увольнение с работы осужденных к обязательным или исправительным работам.
5. Урегулировать вопрос об ответственности за неисполнение требований приговора к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Ввести статью в УК РФ в следующей редакции: «Неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», которая предусматривала бы ответственность как должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, так и осужденных за неисполнение приговора суда к рассматриваемому наказанию.
6. Внести дополнения в Закон о занятости населения в Российской Федерации в следующем виде:
1) п. 2 ст. 5 после слов «лица, освобожденные из мест лишения свободы», добавить: «а также осужденные к наказаниям без изоляции от общества»;
2) в ст. 38 «Органы, осуществляющие контроль за исполнением настоящего закона»: «контроль за исполнением настоящего закона осуществляется уполномоченными на то государственными органами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также органами уголовно-исполн'ительной системы Минюста РФ (уголовно-исполнительными инспекциями»;
3) ввести новую статью «Взаимодействие службы занятости населения с органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (уголовно-исполнительными инспекциями)»:
— инспекции и служба занятости населения осуществляют постоянное взаимодействие по обмену информацией о наличии вакантных рабочих мест и количеству лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, нуждающихся в постановке на учетв случае отказа от постановки на учет служба занятости населения должна направить в инспекцию уведомление, где указать основания отказа. аг.
Список литературы
- Нормативные акты и официальные документы
- Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2000. — 48 с.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Офиц. Изд. М.: Юрид. лит., 1996.-256 с.
- Уголовно-исполнительный кодекс. Офиц. Изд. М.: Юрид. лит., 1997. -' 144 с.
- Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. — 224 с.
- Бюджетный кодекс"Российской Федерации. -М.: Проспект, 2001. 160 с. ШИ'" 6. О финансировании уголовно-исполнительных инспекций: Постановление
- Правительства РФ от 17.02.2000. № 134 //Собрание законодательства РФ.1997. № 8. Ст. 58.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойУ
- Федерации: Закон РФ от 12 августа 1995 г. № 125// Собрание законодательства РФ. 1995. № 12.
- Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ 1993 г. № 118// Собрание законодательства РФ. 1993. № 32.
- О федеральном бюджете Российской Федерации на 2002 г.//Собрание законодательства РФ. 2001. № 532.
- О федеральном бюджете Российской Федерации на 2003 г.//Собрание законодательства РФ. 2003. № 32.
- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сб. док. М.: НОРМА-ЙНФРА М, 2000, — С. 6−18.
- Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций вNотношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) // Международные акты о правах человека: Сб. док. M.: НОРМА-ИНФРА М, 2000. — С. 217−225.
- О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы: Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1998. № 117.
- О положении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации: Постановление Совета Федерации РФ от 24 декабря 1998 г. N 567-СФ// Рос. газ. 1998. № 12.
- Положение о базовой инспекции // Альтернативы тюремному заключению в РФ: Мат. междунар. конфе. М.: РШ, 2001. — С. 195−200.
- Конвенция о принудительном труде № 29: Принята в 1930 году Международной организацией труда.