Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок
Таким образом, действующая контрактная система, осуществляющая комплексное регулирование процессов организации, проведения и контроля закупок, призвана оптимизировать закупки на государственные и муниципальные нужды. Ее совершенствование посредством постепенного перевода основных способов закупок в электронную форму, ужесточения требований отбора операторов электронных площадок, автоматизации… Читать ещё >
Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Законом № 44-ФЗ предусмотрена структура контроля закупочной деятельности заказчиков, включающая:
- • мониторинг закупок;
- • аудит в сфере закупок;
- • контроль в сфере закупок, осуществляемый контрольными органами;
- • контроль в сфере закупок, осуществляемый органами государственного финансового контроля;
- • контроль в сфере закупок, осуществляемый финансовыми органами;
- • ведомственный и общественный контроль.
Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков. Он осуществляется на постоянной основе для оценки эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд. Для проведения мониторинга используется информация, размещенная в ЕИС. Мониторинг закупок осуществляется Минфином России[1] в порядке, установленном Правительством РФ[2]. На региональном и муниципальном уровне его осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы местного самоуправления проводят мониторинг закупок для обеспечения соответственно муниципальных нужд. Ежегодно по результатам мониторинга формируется сводный аналитический отчет, представляемый в Правительство РФ, который тоже публикуется в ЕИС.
Аудит в сфере закупок представляет собой вид внешнего государственного контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований для оценки результатов закупок и достижения целей закупок. Для достижения своих целей органы аудита осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Органы аудита в сфере закупок обобщают результаты осуществления деятельности заказчиков, устанавливают причины и подготавливают предложения по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков, готовят предложения, направленные на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, и систематизируют полученную информацию, а также размещают в ЕИС результаты своей деятельности. Органы аудита могут направить представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передают соответствующие материалы в правоохранительные органы, но при этом они не наделены в рамках Закона № 44-ФЗ правом на выдачу обязательных для исполнения заказчиками предписаний.
Положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрен контроль в сфере закупок, который проводится на федеральном, региональном, а также муниципальном уровне. Контроль осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по закупкам и их членов, уполномоченных органов и уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок. Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Контроль в сфере закупок подразделяется на следующие виды:
- • контроль, осуществляемый уполномоченными органами исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также органами местного самоуправления муниципального района или городского округа;
- • контроль, осуществляемый Федеральным казначейством как органом исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами;
- • внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, осуществляемый федеральным органом исполнительной власти — Федеральным казначейством, органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ, органом внутреннего муниципального финансового контроля.
Ведомственный контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков осуществляют государственные органы, Росатом, Роскосмос, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы. Порядок проведения ведомственного контроля устанавливается Правительством РФ, а также высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией[3].
В сфере закупок реализуется также общественный контроль, правовые основы которого установлены федеральным законодательством[4]. Его целями являются: реализация принципов контрактной системы, содействие развитию и совершенствованию контрактной системы, предупреждение, выявление нарушений законодательства, информирование заказчиков, контрольных органов о выявленных нарушениях. Субъектами общественного контроля в сфере закупок признаются общественные объединения, объединения юридических лиц, которые имеют право:
- — на подготовку предложений по совершенствованию законодательства;
- — направление заказчикам запросов о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
- — независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок;
- — обращение от своего имени в государственные и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю;
- — обращение от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления признаков состава преступления;
- — обращение в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц.
За несоблюдение установленного Законом № 44-ФЗ и иными нормативными правовыми актами порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрена ответственность. Обжаловать действия (бездействие) заказчика, комиссии вправе любой участник закупки, а также общественные объединения, объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль. Практика показывает, что по результатам контрольных мероприятий в сфере закупок виновных лиц чаще всего привлекают к административной ответственности. Если заключается государственный контракт сверх выделенных лимитов, проверяющие органы оштрафуют должностное лицо на крупную сумму. Чтобы избежать штрафа, необходимо в кратчайшие сроки согласовать с учредителем и финансовым органом возможность уточнить смету и бюджетную роспись. Меры дисциплинарной ответственности в основном дополняют меры административной ответственности. Применение мер гражданско-правовой и уголовной ответственности осуществляется по результатам рассмотрения правонарушений (преступлений) в судебном порядке.
В соответствии с основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации в последние годы серьезное внимание уделяется необходимости повышения эффективности расходов на осуществление государственных закупок посредством совершенствования форм и методов предварительного контроля. В частности, органами Федерального казначейства проводится регулярный мониторинг закупок в ЕИС; предусматривается развитие нормативно-правовой базы казначейского сопровождения государственных контрактов (договоров, соглашений); вводится специальная форма расчетов в виде казначейского аккредитива, когда оплата по государственному контракту по всей «цепочке поставщиков» становится возможной только после предъявления документов, подтверждающих факт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг); реализуется механизм приостановления операций на лицевых счетах и отзыва лимитов бюджетных обязательств при нарушении бюджетного законодательства; и др. Не позднее 1 октября 2018 г. вступает в действие положение, в соответствии с которым денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, участники закупок должны вносить на специальные счета, открытые в уполномоченных банках[5].
Таким образом, действующая контрактная система, осуществляющая комплексное регулирование процессов организации, проведения и контроля закупок, призвана оптимизировать закупки на государственные и муниципальные нужды. Ее совершенствование посредством постепенного перевода основных способов закупок в электронную форму, ужесточения требований отбора операторов электронных площадок, автоматизации контроля и мониторинга размещенной информации в ЕИС, наряду с перечисленными мерами бюджетной политики, направлено на повышение эффективности бюджетных расходов на обеспечение государственных и муниципальных нужд путем предоставления органам государственной власти и местного самоуправления условий для достижения оптимального соотношения своих расходов с получаемыми результатами.
- [1] См.: Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
- [2] См.: Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- [3] См.: Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд».
- [4] См.: Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
- [5] См.: Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р об утвержденииперечня банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурсав электронной форме, электронного аукциона, а также денежные средства участниковзакрытых электронных процедур.