Структура, принципы и проблемы формирования российского государственного бюджета
Говоря более подробно об определении «федерального бюджета», можно сказать, что он выражает экономические денежные отношения, которые обеспечивают процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения, которые направляются на финансирование народного хозяйства… Читать ещё >
Структура, принципы и проблемы формирования российского государственного бюджета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Структура, принципы и проблемы формирования российского государственного бюджета
Содержание Введение Глава 1. Понятие государственного бюджета
1.1 Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета
1.2 Способы формирования и распределения федерального Бюджета
1.2.1 Доходы федерального бюджета
1.2.2 Расходы Федерального бюджета
1.3 Профицит и дефицит бюджета Глава 2. Государственный бюджет в современной России
2.1 Анализ государственного бюджета РФ
2.2 Проблемы формирования бюджета в России
2.3 Перспективы и стратегия развития бюджета РФ Заключение Список использованных источников информации
Введение
Государственное регулирование в рамках экономической политики власти играет определяющую роль в развитии и функционировании структуры любого современного общества. Финансовая система общества — один из главных и важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Главным звеном этого финансового механизма является государственный бюджет. С помощью финансовой системы государство обеспечивает возможность выполнения возложенных на государственные органы функций, связанных с распределением денежных средств внутри страны.
Таким образом, экономико-политические реформы России 90-х годов в первую очередь затронули бюджетную систему, так как государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, обеспечивать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения и т. д.
Как известно, Россия последние годы находится в нестабильной экономической ситуации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обретает в настоящее время особую актуальность и необходимость во внимании.
Целью моей курсовой работы является анализ госбюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества. Основными задачами работы являются изучение сущности и структуры федерального бюджета, его функций и его значения в решении государственных задач, а так же анализ бюджетного процесса в современной России и рассмотрение бюджетной стратегии на ближайшее время.
В первой главе идет речь о федеральном бюджете в теории как об экономической категории и его роли в реализации общегосударственных задач. Во второй главе анализируются экономическая ситуация в 2014 и начале 2015 года и рассматриваются перспективы реформирования и развития финансовой системы РФ.
Основой для написания курсовой работы стали Бюджетный кодекс Российской Федерации, План бюджетной стратегии на период до 2023 года и официальный сайт Министерства финансов РФ.
Глава 1. Понятие государственного бюджета
1.1 Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета
В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, таким образом, через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их распределение.
Государственный бюджет ничто иное как финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти — Федеральным Собранием.
Говоря более подробно об определении «федерального бюджета», можно сказать, что он выражает экономические денежные отношения, которые обеспечивают процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения, которые направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий осуществления намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны. [11, с. 30]
Основными функциями бюджета являются:
— перераспределение национального дохода и ВВП;
— государственное регулирование и стимулирование экономики;
— финансовое обеспечение социальной политики;
— контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, распределяя около его трети. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России.
Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства (авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим). Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритетом является поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.
Также большее воздействие госбюджет оказывает на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Нужно отметить, что через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях, но несмотря на это он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам отраслей хозяйства.
В функции бюджета входит также образование бюджетного фонда. Эту функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных постоянно меняется, а связано это с конкретными экономическими условиями развития государства. Поэтому можно сказать, что изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. [7]
1.2 Способы формирования и распределения ФБ В любой демократической стране утверждение бюджета — прерогатива представительного органа страны. В России этим органом власти является Федеральное Собрание, которое, как известно состоит из двух палат. Главная роль в процессе формирования бюджета принадлежит нижней палате — Государственной Думе, ведь она является представительным органом страны, доверие которому оказывают налогоплательщики-избиратели, внося свои денежные средства в казну государства. [13, Статья 101, 104, 106]
Бюджет, по своей сути, — деньги налогоплательщиков. Отсюда вытекает вполне логичный вывод, что в демократическом обществе ответственность за социально-справедливое финансовое планирование лежит не только на правительстве, но и на гражданах страны. Следовательно, россияне должны быть заинтересованы в финансовой политике страны и посвящены в ее процессы. Для того, чтобы это было осуществимо, ключевым фактором процесса формирования и использования госбюджета должна быть его прозрачность и доступность общественности.
Формирование проекта федерального бюджета происходит по следующему принципу: сначала муниципальные, затем региональные и областные центры составляют свои планы на ближайший год, после чего Минфин готовит на основании полученных данных проект федерального бюджета. После чего он поступает в Государственную думу, где принимается в три чтения с учетом внесенных изменений. Между первым и вторым чтениями бюджета депутатам дается месяц на согласование основных направлений бюджета. Принятие бюджета во втором чтении означает согласие Государственной думы с политическими и экономическими тенденциями, предполагаемыми правительством. Срок для обсуждения между вторым и третьим чтением составляет 15 дней. Это время, в основном, тратится лоббистскими группами депутатов на деление бюджета между лоббируемыми ими интересами. Таким образом, принимаемый бюджет, как правило, является ранжированным в порядке убывания отражением интересов различных группировок Государственной думы. [10, c 485]
1.2.1 Налоговые доходы В соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации, доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации;
2) таможенные пошлины и иные таможенные платежи;
3) государственная пошлина в соответствии с законодательством.
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
4) прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;
5) доходы от внешнеэкономической деятельности;
6) доходы от реализации государственных запасов и резервов".
Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год. [1, ст.50]
1.2.2 Расходы ФБ В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса Российской Федерации классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов:
— общегосударственные расходы
— национальная оборона
— национальная безопасность и правоохранительная деятельность
— национальная экономика
— ЖКХ
— охрана окружающей среды
— образование, культура и СМИ
— Здравоохранение и спорт
— социальная политика
— межбюджетные трансферты
— условно утвержденные расходы
— секретные статьи [9, глава 9]
1.3 Профицит и дефицит Федерального бюджета
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами на протяжении ряда лет равновесия не достигалось: федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным.
Профицит бюджета — это превышение доходов бюджета над его расходами. Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет, и являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета. [8, стр 110]
Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение его профицита в следующей последовательности:
* сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности, сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;
* предусмотреть направление бюджетных средств на Дополнительное погашение долговых обязательств;
* увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год дефицитом законом о бюджете должны быть утверждены Источники финансирования (покрытия) дефицита бюджета.
В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 92 БК РФ) размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в финансовом году.
Причин дефицита бюджета много, но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни, на содержание армии и увеличение военных расходов, на содержание возрастающей численности государственного аппарата.
Рост бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит.
Бюджетный дефицит в годы реформ (1991;2000 гг.), будучи сам по себе следствием глубокой несбалансированности государственных финансов, стал в свою очередь причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Регулирование бюджетного дефицита превратилось в одну из острейших проблем деятельности современного государства в области экономики.
Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит, под которым понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, когда государство выступает в качестве заемщика. [9, глава 10]
В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.
Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и Услуги, к снижению жизненного уровня населения.
Статья 94 БК РФ указывает, что источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в следующих формах:
* кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитах организаций в валюте Российской Федерации (в рублях);
* государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
* бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
* поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
* сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
2) внешние источники в следующих формах:
* государственные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
* кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций;
* кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:
* бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, кредиты, полученные от кредитных организаций, поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ. [1, статья 94]
Глава 2. Государственный бюджет в современной России
2.1 Анализ государственного бюджета Российской Федерации и предварительная оценка исполнения бюджета на 2015 год Ослабление курса рубля к доллару США, произошедшее в целом за январь — сентябрь 2014 года, привело к росту цен на импортные товары, а также на отечественные товары, при производстве которых используются импортные сырье и комплектующие и негативно отразилось на уровне инфляции в истекшем периоде текущего года, что создает дополнительные риски не достижения ожидаемого уровня инфляции по прогнозу (7,5%).
По предварительной оценке исполнение основных показателей федерального бюджета за январь-апрель 2015 года составило:
— объем поступивших доходов-4 548 004,3 млн. рублей или 36,3% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;
— кассовое исполнение расходов-5 543 793,9 млн. рублей, или 36,4% к общему объему расходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и 35,8% к уточненной росписи;
— дефицит — 995 789,6 млн. рублей.
Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета за отчетный период составило1 162 634,8млн. рублей и (-)166845,2 млн. рублей соответственно.
Доходы федерального бюджета Доходы федерального бюджета за январь-апрель 2015 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти — администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:
Федеральной налоговой службойв сумме2 456 280,1млн.рублей, или 39,1% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2015 год;
Федеральной таможенной службой — в сумме 1 568 173 млн. рублей, или 32%к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2015 год;
Федеральным агентством по управлению государственным имуществом — в сумме 9313,6 млн. рублей, или 4,5% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2015 год;
Другими федеральными органами — в сумме514 237,2 млн. рублей, 42,3% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2015 год. Доходы, администрируемые другими федеральными органами, без учета доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния — 419 448,3 млн. рублей, или 44,7% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2015 год.
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния По состоянию на 1 января 2015 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4 945 492 млн.рублей.
В феврале 2015 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2015 г. № 196-р часть средств Резервного фонда в иностранной валюте на счетах в Банке России, а именно 3 556,6 млн. долларов США, 3120,9 млн евро и 514,1 млн. фунтов стерлингов, была реализована за 500 000,0 млн. рублей, а вырученные средства зачислены на единый счет федерального бюджета в целях замещения не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета в 2015 году доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета.
Курсовая разница от переоценки средств Резервного фонда на счетах в Центральном банке Российской Федерации за январь-март 2015 года составила (-) 495 000,7млн. рублей.
По состоянию на 1 мая 2015 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 3 950 491,6 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2015 года совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 4 388 085,1 млн. рублей. [10]
В феврале-марте 2015 года в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 и от 5 ноября 2013 г. № 990 средства ФНБ были размещены в ценные бумаги, связанные с реализацией инфраструктурных проектов, предусмотренных Перечнем самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5ноября 2013 г. № 2044;р.
Курсовая разница от переоценки средств Фонда за январь-апрель 2015 года составила (-)432234,4 млн. рублей, в том числе:
— по остаткам средств на счетах в иностранной валюте в Банке России — (-)377490,1млн. рублей;
— по средствам, размещенным на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке-28 490,1млн. рублей;
— по средствам, размещенным в долговые обязательства иностранных государств на основании отдельного решения Правительства Российской Федерации, без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности — (-) 13 666,5 млн. рублей;
— по номинированным в иностранной валюте ценным бумагам российских эмитентов, связанным с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации — (-) 12 587,7 млн. рублей.
Таким образом, по состоянию на 1 мая 2015 года совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил3 946 422,6млн. рублей. [13]
2.2 Проблемы формирования бюджета в России В текущем году замедление, начавшееся в российской экономике еще в 2013 году, продолжается, причем экономическая ситуация ухудшилась по сравнению с предыдущим годом.
Макроэкономические параметры, используемые для составления проекта федерального бюджета на 2015;2017 годы, значительно отличаются от показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (от 16 сентября 2013 года), положенного в основу формирования федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, что существенно влияет на результаты исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2014 году и условия их составления на плановый период.
В целях минимизации угроз несбалансированности федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подготовка Основных направлений бюджетной политики осуществлялась на основе «консервативного», то есть наиболее реалистичного варианта макроэкономического прогноза. Этот подход не только позволяет повысить точность бюджетного планирования, в том числе на долгосрочную перспективу, но и предотвратить часть рисков, связанных с принятием дополнительных расходных обязательств.
В соответствии с основным вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации темпы роста мировой экономики в среднесрочной перспективе будут повышаться. Экономика США за счет улучшения ситуации на рынке труда, увеличения инвестиционного спроса, роста производительности труда будет постепенно ускоряться. Предполагается, что будут реализованы необходимые меры поддержки проблемных стран еврозоны, что приведет к росту доходов и сокращению расходов в этих странах. Также ожидается расширение кредитования населения и предприятий в этих странах в 2016;2017 годах. Китайская экономика будет расти более умеренными, чем раньше, темпами.
Среднегодовая цена на нефть марки «Юралс», положенная в основу формирования федерального бюджета, в 2014 году составит 104 доллара США за баррель (против 101 долларов за баррель в прогнозе от 16 сентября 2013 года), в 2015;2017 годах будет находиться на уровне 100 долларов США за баррель. [15, глава 2]
Рассмотрим таблицу, которая иллюстрирует макроэкономические показатели за 2014 год и прогнозируемые показатели на 2015, опубликованные в середине прошлого года МинФином.
К сожалению, на начало 2015 года экономические условия ухудшились в связи с санкциями США, повышением курса доллара и снижением цен на природные ресурсы. А так как Федеральный бюджет составляется исходя из цены за баррель нефти, который предположительно оценивался в 100 долларов, но подешевели примерно на четверть, финансовый план на 2015 год не может быть исполнен в полном объеме.
В сложившихся экономических условиях денежно-кредитная политика Банка России, предусматривающая в качестве основной цели снижение и поддержание на низком уровне инфляции путем установления высоких ставок по своим операциям, может приводить к ограничению доступности ресурсов Банка России для хозяйствующих субъектов. Большое значение приобретает обеспечение согласованного проведения Правительством России и Банком России бюджетной, тарифной и денежно-кредитной политики с тем, чтобы цель Банка России в рамках режима таргетирования инфляции и применяемые им инструменты не препятствовали экономическому росту. [2]
Одной из немаловажных проблем любого государства является проблема сбалансированности бюджета.
Идеальное исполнение государственного бюджета — это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т. е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.
Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами — внутренними и внешними. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).
Государственные займы — не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях — во время войны, длительного кризиса. Широко практикуется избыточная эмиссия денег в развивающихся странах, особенно в ряде государств Латинской Америки и Африки, а в последнее время в России и других странах СНГ.
Последствия такой эмиссии общеизвестны. Развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены — заработная плата, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит. [6; глава 317]
2.3 Перспективы и стратегия развития бюджета Российской Федерации Стратегические цели бюджетной политики сформулированы в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, в государственных программах «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации», а также в проекте Долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.
Исходя из указанных документов, целью бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов является обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.
Данная цель будет достигаться через решение следующих задач:
1. Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.
Основной новацией бюджетного законодательства будет являться подготовка новой редакции Бюджетного кодекса, которая должна подвести итоги проведенных бюджетных реформ, консолидировать в единую систему многочисленные принятые федеральные законы и разработанные законопроекты о внесении изменений в Бюджетный кодекс.
Новая редакция Бюджетного кодекса должна быть в большей степени устойчивой к изменениям, понятной и удобной в применении.
Необходимыми решениями являются:
— совершенствование методологии формирования и исполнения расходных обязательств для более четкого определения объема и структуры действующих обязательств государства и планирования финансовых ресурсов на их реализацию;
— устранение излишней детализации и дублирования положений Бюджетного кодекса
— введение норм, устанавливающих возможность перераспределения регионами в пользу местных бюджетов отдельных неналоговых доходов, которое позволит направить в местные бюджеты дополнительные доходы за счет межбюджетного регулирования и повысить их финансовую обеспеченность;
— уточнение форм межбюджетных трансфертов, включая введение дотаций в целях обеспечения сбалансированности бюджета, «горизонтальных межбюджетных трансфертов», ограничения сферы межбюджетных трансфертов, ужесточение требований к распределению субсидий исключительно законами о бюджете;
— изменение принципов распределения доходов от поступления штрафов, поскольку действующее распределение не имеет единой методологии;
— установление требований к методологии прогнозирования доходов, а также соответствующие бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета;
— предоставление средств федерального бюджета в уставные капиталы и уставные фонды юридических лиц, субсидии юридическим лицам в пределах суммы фактической потребности;
— формирование правовой основы для системы бюджетных платежей (включая вопросы функционирования ее участников, форм расчетов и принципов совершения платежей), которая позволит:
— снизить операционные издержки, связанные с осуществлением бюджетного процесса, расширить платежные сервисы, повысить доступность и комфортность оплаты государственных и муниципальных услуг;
— расширить возможности для управления свободными остатками средств бюджетов, которые увеличат ликвидность единого счета бюджета и доходность операций от управления ими;.
В целях обеспечения бюджетной сбалансированности необходимо принятие мер, направленных на увеличение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. [5]
2. Повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании.
В государственных программах следует более полно отразить комплекс мер и инструментов государственной политики, повысив тем самым их качество как документов стратегического планирования. Важно обеспечить дальнейшую интеграцию государственных программ в процесс бюджетного планирования, в том числе регламентировать процесс выделения дополнительных ресурсов, увязав его с достижением целей и результатов соответствующих госпрограмм.
В части совершенствования методологии формирования государственных программ предполагается осуществлять:
— полное отражение и учет влияния на целевые индикаторы при формировании государственных программ всех инструментов государственной политики — не только бюджетных расходов, но и применения налоговых льгот
— расширение практики реализации мероприятий государственных программ на принципах проектного управления, что предполагает обязательность обоснования выбора форм и механизмов реализации конкретных мероприятий
— доработку требований к используемым целевым индикаторам государственных программ
— доработку методик оценки эффективности государственных программ;
— введение обязательной корректировки государственных программ, имеющих низкие оценки эффективности по итогам отчетного года и т. д.
3. Снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.
4. Повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
Основой для повышения эффективности предоставления межбюджетных трансфертов является совершенствование структуры и порядка их предоставления, а также формирования объемов данных трансфертов исходя из необходимости решения приоритетных задач социально-экономического развития.
Для сохранения уровня финансовой поддержки субъектов Российской Федерации с относительно низким уровнем подушевых налоговых и неналоговых доходов в рамках планового периода предусматривается увеличение, с учетом темпов инфляции, общего объема дотаций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
5. Повышение эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг.
В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.
Использование инструмента государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг при стратегическом и бюджетном планировании обеспечит взаимосвязь государственных программ и государственных заданий в целях создания условий для достижения целей государственной политики в соответствующих сферах и повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах.
В плановом периоде будет завершено формирование единого перечня государственных и муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, разработанных федеральными органами исполнительной власти, которые будут действовать для всех публично-правовых образований.
6. Оптимизация расходов на оплату труда.
Она планируется в том числе с учетом сокращения численности государственных служащих и работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, осуществляемого во взаимосвязи с оптимизацией функций федеральных государственных органов.
В 2017 году финансовое обеспечение расходов по оплате труда работников федеральных государственных органов планируется осуществлять исходя из фактической численности с учетом ограничения финансирования вакантных должностей не более 10% от установленной численности. Данный подход позволит оптимизировать расходы на содержание федеральных государственных органов.
7. Снятие ограничений транспортной инфраструктуры.
Бюджетная политика в сфере транспорта и дорожного хозяйства будет осуществляться с учетом:
— приоритета реализации крупных инвестиционных проектов в сфере развития транспортной инфраструктуры, имеющих значительный мультипликативный эффект за счет снижения транспортных издержек и придания дополнительного импульса развития смежным отраслям экономики
— сокращения объемов поддержки железнодорожного транспорта
8. Повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений.
Основной задачей бюджетной политики в сфере агропромышленного комплекса на 2015;2017 годы остается оптимизация и приоритизация действующих расходных обязательств федерального бюджета по оказанию государственной поддержки развития сельского хозяйства с учетом существующих поручений Президента и Правительства Российской Федерации [15]
9. Повышение эффективности управления государственным долгом и государственными финансовыми активами.
Кроме этого, будет продолжена работа над созданием предпосылок для дальнейшего развития рынка капитала, в частности над переходом к активным операциям по управлению государственным долгом для целенаправленного воздействия на объем и структуру долга, в том числе путем проведения операций обмена старых выпусков государственных ценных бумаг с нестандартной структурой и низкой ликвидностью на новые стандартные выпуски. [4]
Заключение
бюджет финансовый экономика Федеральный бюджет России это один из главных показателей, который выражает денежные отношения внутри страны, способствующие процессу образования и использования казны государства. Грамотное перераспределение национального дохода и ВВП, государственное регулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием денежных средств, образование и использование бюджетного фонда — основные функции и задачи бюджетного плана страны на следующий год.
Федеральный бюджет играет роль основного финансового плана государства, определяет его доходы, расходы, стратегию распределения финансовых ресурсов на конкретный период.
Основное требование закона и граждан к планированию бюджета — гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов и их рациональное формирование с акцентом на приоритеты и планируемые результаты государственной политики.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику и социальную жизнь в целом, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных сфер, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Но и политика и социальная сфера в свою очередь обладают прямым воздействием на формирование и исполнение государственного бюджета. Таким образом, в современной России сложилась нестабильная экономическая ситуация, ставшая последствием неблагоприятной геополитической обстановки. Продажи природных ресурсов, которые являются основой формирования финансового плана, не оправдали финансовых ожиданий, что повлекло за собой необходимость о незамедлительной корректировке и перерасчете бюджета на уже текущий год. Эта ситуация показала, что, к сожалению, в 2015 году Россия не была полностью готова, например, к непредвиденным снижениям экспорта и поднятию курса валют относительно рубля.
На данном этапе в планы государства входит совершенствование регулирования бюджетного процесса во избежание новых волн экономического кризиса.
В заключение хотелось бы сказать, что государственный бюджет один из самых важных государственных законов, который затрагивает без исключения все сферы общества. Он является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1) «БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.1998 (действующая редакция от 26.12.2014)
2) Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
3) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
4) Постановление СФ ФС РФ от 26.11.2008 N 443-СФ «О бюджетной стратегии на период до 2023 года»
5) Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
Научная литература
6) «Бюджет и бюджетная система». //П. Афанасьев, А. Беленчук, И. Криворогов
7) Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям". //Под ред. Г. Б. Поляка, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.
8) «Бюджетная система РФ»: учеб. пособие/ Д. В. Дементьев, В. А. Щербаков. — М.:КНОРУС, 2008.
9) Бюджетная система Российской Федерации". //Смольянинова Е.Н.
10) «Курс микроэкономики» //Р.М. Нуреев
11) «Финансы, денежное обращение и кредит» // Евдокимова Л. А. 2008
12) Экономическая теория: Учебник. — Изд. Испр. и доп./ Под общ. Ред. Акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича.