Ценовая дискриминация.
Основы экономической теории
При отраслевом спросе Д представленном на рис. 7.16, и отсутствии ценовой дискриминации сочетание Рт, обеспечивает максимальную прибыль, равную площади прямоугольника РтРсас. Если монополист сможет продать единиц продукции по цене Д, а оставшуюся партию Qm, Qt — по цене Рт, то его прибыль возрастет на площадь прямоугольника РпР/т. Когда фирма-монополист продает покупателям единицы одного… Читать ещё >
Ценовая дискриминация. Основы экономической теории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На практике часто возникают ситуации, когда фирма, будучи монопольным продавцом какой-либо продукции, устанавливает неодинаковые цены на реализуемые единицы товара или услуги. Например, юридические фирмы ус танавливают разную плату за одни и те же услуги для частных лиц и для фирм и т. п.
Когда фирма-монополист продает покупателям единицы одного и того же товара по неодинаковой цене (т.е. осуществляется многоценовая монополия), причем это не связано с различиями в издержках производства и условиях реализации данных единиц товара, то говорят, что имеет место ценовая дискриминация (Price discrimination).
Необходимое условие осуществления ценовой дискриминации — невозможность перепродажи блага. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.
В зависимости от способа осуществления ценовой дискриминации ее делят на три категории (степени).
Цеповая дискриминация первой степени — это продажа каждой единицы блага по цене ее спроса. Если продавцу это удается, то кривая отраслевого спроса становится для него кривой предельного дохода. В этом случае монополия продаст такой же объем продукции, какой был бы реализован в условиях совершенной конкуренции. При этом практически весь потребительский излишек достается продавцу в виде добавочной прибыли.
Осуществить ценовую дискриминацию первой степени на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист продает не каждую единицу продукции, а определенные ее партии. Так, теплоэлектроцентраль может учесть, что минимально необходимое количество электроэнергии и тепла потребители возьмут по очень высоким ценам, а если на последующие порции своей продукции она будет снижать цены, то общий объем выручки и, возможно, прибыль возрастут. В этом суть цеповой дискриминации второй степени.
Рис. 7.16. Ценовая дискриминация.
При отраслевом спросе Д представленном на рис. 7.16, и отсутствии ценовой дискриминации сочетание Рт, обеспечивает максимальную прибыль, равную площади прямоугольника РтРсас. Если монополист сможет продать единиц продукции по цене Д, а оставшуюся партию Qm, Qt — по цене Рт, то его прибыль возрастет на площадь прямоугольника РпР/т.
Ценовая дискриминация третьей степени заключается в том, что различные цены устанавливаются для отдельных групп покупателей, а не для отдельных партий товара. В этом случае имеет место сегментация рынка, т. е. выделение двух групп и более потребителей, обладающих различной чувствительностью по отношению к изменению цены (разной ценовой эластичностью спроса). Например, редакции некоторых журналов устанавливают различные цены на подписку для индивидуальных подписчиков и организаций. Студентам и школьникам проездные месячные карточки на городской транспорт продаются по сниженным ценам. В тех случаях, когда ценовая эластичность спроса остается низкой, устанавливаются высокие цены; когда она высока — низкие цены.
Фирмы в результате ценовой дискриминации увеличивают свой доход. Государство обычно поощряет ценовую дискриминацию, так как она позволяет несколько сгладить неравенство в потреблении.