Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психодиагностика лжи при приеме сотрудников на работу

ОтчётПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Я работала с людьми, которые приходили устраиваться на работу. Целью практики являлось определить ложь при собеседовании, тестировании и анкетировании сотрудников при устройстве на работу. На данном производстве было открыто несколько вакантных мест. В данной научно — исследовательской работе согласились пройти тесты только несколько человек, т.к. на сегодняшний день в трудовом законодательстве… Читать ещё >

Психодиагностика лжи при приеме сотрудников на работу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психодиагностика лжи при приеме сотрудников на работу

1. Основные понятия психодиагностики

2. Невербальные средства общения. Психология лжи или как распознать ложь по жестам и мимике

Заключение

Список использованных источников

Приложения

В последнее время в организациях и фирмах с различными формами собственности произошли и продолжают происходить серьезные изменения в содержании и методах работы с персоналом. У современных кадровиков сформировался устойчивый интерес к психодиагностике, как эффективному инструменту для получения ценной, достоверной и недорогой информации о кандидатах и сотрудниках. Как показывает практика, при приеме на работу, а часто уже начав работать, выясняется, что сотрудник не соответствует уровню занимаемой должности или требуемой квалификации. Стиль, манеры поведения, психологические свойства личности трудоустроенного также могут вызвать негативный отклик у работодателя или персонала компании. Оценить личностные и профессиональные качества работника можно еще до приема на работу, используя различные методики, тесты и методики интервью (собеседование).

Научно-исследовательская практика проходила на производстве «Атом Тех Монтаж» г. Воронеж, ул. Монтажный проезд, 26.

Начало прохождение практики с 23 марта 2015 г. По 03 апреля 2015 г.

Продолжительность практики: 2 недели (108 часов).

Цель практики: является формирование и развитие профессиональных знаний в сфере избранной специальности;

— закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам направления;

— овладение необходимыми профессиональными компетенциями по избранному направлению специализированной подготовки;

— осуществить поиск необходимой научной информации;

Были выполнены следующие задачи:

— задачей прохождения преддипломной практики также являлось сбор необходимого материала, в том числе первичной информации, для написания выпускной квалификационной работы.

— сбор материала для написания ВКР;

— правильное использование методов математической статистики при обработке психологической информации;

— проведение психодиагностических методик с людьми;

1. Основные понятия психодиагностики Психодиагностика — это прикладная отрасль психологии (дисциплина), и область психологической науки и практики, посвященная разработке и использованию психологических особенностей человека (прежде всего черт личности и эмоциональных состояний). Необходимо отметить, что психодиагностика, в отличие от медицинской диагностики, изучает, проявления свойств психики здоровых людей.

Теоретической основой психодиагностики является психология индивидуальных различий, или дифференциальная психология. В этом разделе психологии выявляются наиболее существенные характеристики, определяющие психологический облик человека, а также использование методов, а практических целях.

Целью психодиагностики является:

— оценка актуального состояния человека;

— сбор информации об особенностях человеческой психики;

— прогноз дальнейшего развития и разработка рекомендаций;

— определение границ выводов, и результатов диагностических методик.

Задача психодиагностики зависит от сферы ее применения, к примеру:

— исследование больных с целью постановки разных экспертиз (воинская, судебная);

— наблюдение и беседы — методы клинической консультации;

— психологические консультации, куда могут обратиться люди со своими личными проблемами (семейные, индивидуальные, детские и т. д.).

— судебно — психологические экспертизы (обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей, формирование психологического заключения о тех или иных качествах Личности).

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ХХ в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики. Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии.

Психологическая диагностика «распознавание» определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально — психологических и индивидуально — психо — физиологических особенностей человека. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт Личности. Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

В компетенцию психодиагностики входят:

— конструирование и апробация методик;

— выработка правил проведения обследования;

— способы обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.

Я работала с людьми, которые приходили устраиваться на работу. Целью практики являлось определить ложь при собеседовании, тестировании и анкетировании сотрудников при устройстве на работу. На данном производстве было открыто несколько вакантных мест. В данной научно — исследовательской работе согласились пройти тесты только несколько человек, т.к. на сегодняшний день в трудовом законодательстве нет ни единой строчки о таком понятии, как тестирование, во время рассмотрения соискателя на ту или иную должность. Это позволяет работодателям проводить при приеме на работу разного рода психологические и профессиональные тесты. Однако соискатели в некоторых случаях имеют право отказаться от заполнения опросников или их некоторых пунктов, которые относятся к частной жизни. Статьей 65 ТК РФ предусмотрен перечень документов, содержащих личные сведения гражданина, которые он должен представить при трудоустройстве. Любую другую информацию о себе кандидат может раскрыть добровольно и приведение результатов тестирования не является аргументом для отказа. Согласно ст. 64 ТК РФ.

На данном производстве, работодатель ставит большой акцент сотрудников на техническую безопасность в работе и спокойные отношения между коллективом без каких либо агрессивных всплесков на рабочем месте. От меня требовалось определить насколько соискатель был честен и не являются его ответы выдумкой. Мне была поставлена задача распознать в человеке агрессивность, конфликтность и вредные привычки, такие как злоупотребление алкоголя. С такими людьми работодатель сталкивается довольно часто.

Я использовала тесты, а также распознавала по мимике и жестам на сколько человек честен при собеседовании.

Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) — позволяет определить достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Вопросы варианты ответов, а также ключ к опроснику А. Ассингера (см. Приложение 1).

В исследовании приняли участие 7 респондентов, в возрасте от 31 до 49 лет. Результаты тестирования отражены в (Приложении 2 таблице № 1).

Следующий тест на искренность ответов Д. Марлоу и Д. Крауна. Шкала оценки мотивации одобрения — «шкала лжи». Данный тест позволяет оценить желание тестируемого получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков. Вопросы варианты ответов, а также ключ к опроснику к данному тесту (см. Приложение 3). Результаты тестирования отражены в (Приложении 4 таблице № 2).

Последний диагностический тест был проведен на алкогольную зависимость пристрастие к спиртному. Опросник предполагает ответы «Да» и «Нет», за которые начисляются баллы. Вопросы к тесту, а также ключ

(см. Приложение 5). Результаты тестирования отражены в (Приложении 6 таблице № 3).

Полученные данные при тестировании позволили мне дополнить мои предположения, и сделать соответствующие выводы при выявлении обмана сотрудников устраивающихся на работу.

Большой акцент в практике я дала предпочтение определить по жестам и мимике, ложь людей при собеседование с работодателем.

психодиагностика невербальный общение ложь

2. Невербальные средства общения. Психология лжи или как распознать ложь по жестам и мимике Кинесика — совокупность телодвижений, (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата).

Является одним из подразделов паралингвистики.

Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний.

Значение жестов заключается в следующем: они дают дополнение к вербальной информации, а также жесты выражают отношение только к эмоционально значимой информации. Мимика и жесты наших собеседников без слов могут рассказать о них многое. Жесты и мимика играют огромную роль в психологии общения. Главное в этом деле — наблюдательность.

Чтением лица — физиогномикой — занимался еще Аристотель. Эти свойства выделялись и в Древней Греции и на Древнем Востоке, далее об этом писали врачи и естествоиспытатели Иоганн Лафатер, Франц Галль, наши соотечественники И. Сикорский, М. Владиславлев, П.Лесгафт.

Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что говориться. Что же касается всех остальных людей, то им значительно труднее дается подделка в языке мимики и жестов. Психологи утверждают, что лжеца, как бы он не старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдаст отсутствие соответствия между микросигналами подсознания, выраженными жестами, и сказанными словами. Если во время беседы или переговоров у собеседника или партнера появится жест, связанный с приближением рук к лицу, это должно насторожить: видимо, у вашего собеседника на уме что-то нехорошее, например, сомнение, неуверенность, мрачное предчувствие. Но чаще всего это некоторое преувеличение действительного факта или явная ложь. Начнем с того, какие жесты могут выдать собеседника, если он явно лжет:

— защита рта рукой — один из немногих жестов, явно свидетельствующих о лжи. Рука прикрывает рот, и большой палец прижат к щеке. Если такой жест используется собеседником в момент его речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду.

— жест, когда собеседник прикасается к своему носу, является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быстром, почти незаметном прикосновении к носу. Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать, чтобы избавиться от неприятных ощущениях.

— жест, связанный с потиранием века, вызван тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону или еще чаще в пол.

— положение ладоней. Когда люди откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони и говорят что-то типа: «Я буду с вами полностью откровенен». Когда человек начинает откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Как и другие жесты, это жест абсолютно бессознательный и подсказывает, что собеседник говорит в данный момент правду.

— определения лжи по носу. Забавно, но именно нос особо чуток ко лжи. Он может зачесаться, измениться в размере (так называемый «Эффект Пиноккио»). Все это научно обосновано, поскольку ложь заставляет расти кровяное давление, что в свою очередь влияет на слизистую оболочку носа выработкой гормона катехоламина. Далее в процесс включаются простимулированные давлением крови окончания нервов и появляется зуд. Если собеседник трет нос, глаз, ухо просто трогает их — он может быть не честен.

— определение по позе. Поза очень важна в определении честности человека. Он может постоянно елозить, стараясь устроиться по удобнее что свидетельствует напряженности и внутреннему беспокойству. Вруны могут опираться, скрещивать ноги. Опора руками на стул или стол это защита от разговора или ощущение неполного контакта с собеседником. Обычно, если человек правдив, то поза его расслаблена и удобна.

— определение по голосу. Тембр голоса, его ритм, если он внезапно меняется, может свидетельствовать о не искренности или вранье. Если собеседник заминается или затрудняется произнести следующую фразу — это также говорит о не честности собеседника.

— излишняя говорливость. Поводом усомниться в искренности человека может послужить факт его ответов на, казалось бы, простые вопросы, требующие прямого и короткого ответа. Вместо этого лжец начинает уточнять излишние детали.

В момент прохождения практики на собеседование было приглашено 17 кандидатов. Интервью проходило в следующем этапе:

— были заданы стандартные вопросы каждому из кандидатов;

— были заданы дополнительные вопросы;

— на собеседовании присутствовал сотрудник предприятия с отдела кадров, я как психолог — практикант и сам кандидат пришедший на данную должность.

В процессе собеседования моей главной целью было наблюдательность. Я следила за языком тела. Мною были замечены следующие невербальные средства общения при самом собеседовании:

— колебания перед ответом, возникали долгие паузы;

— крутили ручку, не выпускали её из рук;

— присутствовала поза нога на ногу;

— елозинье на стуле;

— изменение тембора в голосе, становился немног не естественным;

— дотрагивание носа и излишняя говорливость.

Все эти жестикуляции помогли мне сделать соответствующие выводы и определить обман нескольких людей при собесседовании.

Заключение

Проведение собеседования является экзаменом не только для соискателя, но и для того, кто собеседование проводит. Наблюдать за словами и тембром голоса, жестами и позами, эмоциями и мимикой — все это невероятно сложное занятие. Выявление лжи — это не только наука, но и искусство. А искусство дается только практикой. В психологии существует огромное количество элементов языка мимики и жестов и их особенности, которые очень многое могут рассказать о человеке. Психология жестов очень разнообразна и позволяет выявить весьма тонкие и едва уловимые характеристики человеческой натуры.

В ходе научно — исследовательской практики я закрепила знания психодиагностики, изучила невербальные средства общения что для меня было в первые и очень полезной информации в дальнейшей моей деятельности. В ходе практики возникали сложности при грамотном подходе в тестах, при общении с людьми принимающие участие в дополнительном тестировании, а также при написании заключения проведенной мной работой, т.к. возникали сомнения и страх допустить ошибку в неправильном мною заключения кандидата при собеседовании. Ни одна на мой взгляд методика не дает 100% гарантии обнаружения того, что человек врет, т. к он может нервничать и испытывать психологическое напряжение. Эта работа дала мне возможность показать свои знания в психологии.

Список использованных источников

1 Анастази А. Психологическое тестирование: Т.2, — М., 1992. -С. 210.

2 Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев. -С. 200.

3 Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. Мюнхен. — С 34−72.

4 Гуревич К. М. Что такое психодиагностика. — М. -С. 80.

5 Марков Г. Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджьенту. С — П. 2000. — С. 85−98.

6 Немов, Р. С. Психодиагностика. — М.: ВЛАДОС, 1998. -С. 632.

7 Николай Прохоров. Взгляды и жесты Текст, — ISBN 5−17−663 085−3

8 Общая психодиагностика /Под ред. Бодалева А. А, Столина В. В. М.:Изд-во МГУ. — С.304.

9 Потребности, мотивы, эмоции Текст, — ISBN 454 374−335−6

10 Учебно-методическое пособие созданное для студентов /Под ред. Фокина Т. А. Н.Н.2004. — С.2−8.

Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н. Ф. Гребень. — Минск: Соврем. Шк., 2007. -496с.

Приложение 1

ТЕСТ А. АССИНГЕРА (ОЦЕ НКА АГРЕ ССИВНОСТ И В ОТНОШЕ НИЯХ). Тест состоит из 20 вопросов, на которые приводится по 3 варианта ответов.

ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно читайте вопросы,, каждый раз подчеркивая один их трех предложенных вариантов ответов, который больше всего вам подходит.

Текст опросника:

I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

1. Всегда

2. Иногда

3. Никогда

II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне кипите

2. Сохраняете полное спокойствие

3. Теряете самообладание

III. Каким считают Вас коллеги?

1. Самоуверенным и завистливым

2. Дружелюбным

3. Спокойным и не завистливым

IV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

1. Примете ее с некоторыми опасениями

2. Согласитесь без колебаний

3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия

V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему «по первое число» .

2. Заставите вернуть

3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

1. «Что это тебя так задержало?»

2. «Где ты торчишь допоздна?»

3. «Я уже начал (а) волноваться» .

VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь ли обогнать машину, которая «показала вам хвост» ?

2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло.

3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.

VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

1. Сбалансированными

2. Легкомысленными

3. Крайне жесткими

IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на другого человека

2. Смиряетесь

3. Становитесь впредь осторожнее

X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи?

1. «Пора бы уже запретить им такие развлечения» .

2. «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать» .

3. «И чего мы столько с ними возимся?»

XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

1. «И зачем я только на это нервы тратил?»

2. «Видно, его физиономия шефу приятнее» .

3. «Может быть, мне это удастся в другой раз» .

XII. Как Вы смотрите страшный фильм?

1. Боитесь

2. Скучаете

3. Получаете искреннее удовольствие

XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание?

1. Будете нервничать во время заседания

2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров

3. Огорчитесь

XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

1. Обязательно стараетесь выиграть.

2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым

3. Очень сердитесь, если не везет

XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

1. Стерпите, избегая скандала

2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание

3.Отправитесь с жалобой к директору ресторана

XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе?

1. Поговорите с учителем

2. Устроите скандал родителям «малолетнего преступника» .

3. Посоветуете ребенку дать сдачи

XVII. Какой, по-вашему, Вы человек?

1. Средний

2. Самоуверенный

3. Пробивной

XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?

1. «Простите, это моя вина» .

2. «Ничего, пустяки» .

3. «А повнимательней Вы быть не можете?!»

XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

1. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!»

2. «Надо бы ввести телесные наказания» .

3. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!»

XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?

1. Тигра или леопарда

2. Домашнюю кошку

3. Медведя Обработка результатов. Нужно просуммировать номера выбранных ответов.

Интерпретация 45 и более очков.

Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.

36−44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!

Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам — по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее чем по семи вопросам — по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.

Приложение 2

Результаты теста А. Ассингера

Ф. И. О. кондидатов

Очки набранные в тесте

Мирошников В. В.

Афанасьев К. Ю.

Будюкин. М. И.

Бондаренко А. Р.

Бурлаков М. И.

Ларин В. В.

Чурилов А. А.

Приложение 3

Тест Д. Марлоу и Д. Крауна.

Опросник

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.

10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.

11. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

15. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.

16. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

17. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.

18. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

20. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

Ключ и обработка результатов.

За ответ «Да» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20 и за ответ «Нет» на вопросы: 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19 начисляется по 1 баллу.

Сложите все полученные по двум позициям баллы. Итоговая сумма баллов является показателем «мотивации одобрения» .

Интерпретация.

Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека казаться лучше, представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. И тем выше готовность человека в одобрении других, связанная с потребностью в общении и одобрении себя со стороны.

Низкие показатели свидетельствуют об уверенности в себе без потребности в одобрении извне, адекватной положительной самооценке, признании своего права на ошибки и также могут говорить о высокой требовательности к себе переходящей в самокритичность.

Оптимальным является срединный вариант с тенденцией к низкому значению показателя.

тест на алкоголизм Вы считаете, что вы потребляете алкогольные напитки в пределах допустимой нормы? (Ответ «Да» — 0 баллов, ответ «Нет» — 2 балла).

Люди из вашего близкого окружения (родственники, друзья и пр.) считают, что вы употребляете алкоголь в пределах допустимой нормы? (Ответ «Да» — 5 баллов, ответ «Нет» — 0 баллов).

Участвовали ли вы когда-либо в собраниях общества анонимных алкоголиков или подобной организации? (Ответ «Да» — 5 баллов, ответ «Нет» — 0 баллов).

Доводилось ли вам потерять компанию или расположение любимого человека из-за злоупотребления алкоголем? (Ответ «Да» — 2 балла, ответ «Нет» — 0 баллов).

Бывали ли у вас неприятности на службе из-за неумеренности в выпивке? (Ответ «Да» — 2 балла, ответ «Нет» — 0 баллов).

Случалось ли вам пренебречь служебными обязанностями или интересами вашей семьи в течение нескольких и более дней в связи с пьянством? (Ответ «Да» — 2 балла, ответ «Нет» — 0 баллов).

Бывали ли у вас случаи белой горячки или других проявлений алкогольного психоза: мнимые голоса, озноб, несуществующие вещи и люди и пр. (Ответ «Да» — 2 балла, ответ «Нет» — 0 баллов).

Обращались ли вы за помощью в борьбе с вашей тягой к употреблению спиртных напитков? (Ответ «Да» — 2 балла, ответ «Нет» — 0 баллов).

Вас когда-либо госпитализировали в связи со злоупотреблением алкоголем? (Ответ «Да» — 5 баллов, ответ «Нет» — 0 баллов).

Доводилось ли вам быть задержанным за вождение в нетрезвом состоянии или непосредственно перед тем, как вы планировали сесть за руль пьяным? (Ответ «Да» — 2 балла, ответ «Нет» — 0 баллов).

Сумма ответов в 6 и более баллов говорит о том, что диагноз алкоголизм весьма вероятен.

Для оценки правдивости высказываний тестируемых в опросники нередко включают так называемые шкалы правды-лжи или шкалы стремления к одобрению.

Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном.

Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и недостаточно высокой самооценке, неуверенности в себе.

Тест-анкета состоит из 20 суждений, на которые возможны два варианта ответов — «Да» или «Нет» .

Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже утверждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите рядом с ним «Да», если же оно неверно, то — «Нет» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой