Развитие эмоционально-волевой сферы старшеклассников
Социальную ситуацию развития в юности определяет также процесс социализации. В период 15−17 лет идет процесс развития мышления (как абстрактного, так и логического), становления рефлексии собственного жизненного пути, стремления к самореализации, которые вместе заостряют потребность молодого человека занять определённую социальную нишу, определить свою общественную позицию и вызывают появление… Читать ещё >
Развитие эмоционально-волевой сферы старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проявления эмоционально-волевой сферы можно наблюдать у личности с раннего детства. Она меняется на протяжении всей жизни. Бесспорно, в детском возрасте прослеживается наиболее яркая динамика развития эмоционально-волевой сферы (а также других психических функций), однако ее развитие в другие возрастные периоды имеет не меньшее значение в становлении личности, а на некоторых возрастных этапах, в частности в старшем школьном возрасте, даже играет ведущую роль. Актуальность выбора темы реферативной работы также объясняется тем, что старший школьный возраст — это время перехода от детства к самостоятельности, к умению брать на себя ответственность и осваивать социальные роли, присущие взрослым. Идентичность человека формируются на протяжении всей жизни, но именно на старший школьный возраст припадает кризис идентичности, кторых должен завершиться переходом к взрослой жизни, освоением норм и правил общества. Познавая свои способности, личность выбирает свой жизненный путь, профессию. Если кризис минует благополучно, социум получит его одного полноценного члена, но если кризис затянется, или пройдёт с осложнениями, у личности могут сформироваться многие негативные черты, например, слабоволие, зависимость, нерешительность и др.
Исследование очерченной проблематики осуществлялось в работах Божович Л. И., Кона М. С., Ильина Э. П., Фельдштейна Д. И., Ананьева Б. Г., Рубинштейна С. Л., Лурии А. Р. и других. Однако на сегодняшний день отсутствует единственный подход к проблеме изучения эмоционально-волевой сферы старшеклассников. Целью написания данной реферативной работы является рассмотрение особенностей развития эмоционально-волевой сферы, становления волевой саморегуляции старшеклассников и определения основных факторов, которые влияют на них.
1.Периодизация психологического развития личности
Развитие всех психических функций имеет гетерохронный (неравномерный) характер. Для определенных свойств психики существует возрастной период, на протяжении которого их формирование происходит наиболее динамично. Э. Эриксон выделил восемь этапов жизни, каждый из которых завершается возрастным кризисом, характеризующимся формированием новообразований, свойственных данному возрастному промежутку. Причём понятие «кризисы» рассматривается им не как негативно окрашенное понятие, а как переломный момент, период, связанный с обострённой чувствительностью и повышенным потенциалом. Чувствительность к определённым импульсам предопределяется развитием высших нервных функций. Периодизация эмоционально-волевого развития личности по Эриксону включает:
младенчество от 1 до 2−3-х лет, характеризуется формированием доверия у ребёнка, когда закладывается будущая замкнутость или открытость личности. Т.н. оральная стадия, при которой мать или иное близкое лицо является значимым для ребёнка в периоде, названном Эриксоном «основополагающей верой против безнадёжности»;
ранее детство от 1 до 3-х лет или анальная стадия, отличается формирование у ребёнка воли, из-за чего он может становиться капризным. Значимыми личностями являются родители. После кризиса маленькая личность обретает уверенность в себе и чувство самостоятельности, почему период также получил название «автономность против стыда и сомнений»;
детство (3−6 лет), фаллическая (эдипова) стадия — у ребёнка формируются интерес к постижению мира, целеустремлённость, настойчивость. Кроме родителей на личность влияют братья и сестры, соседи. В конце кризиса личность должна стать более активной, вовлечённой в общение со сверстниками, это время «инициативы против вины и сомнений»?
школьный возраст — 6−12 лет или латентный период, на протяжении которого ребёнок, приступающий к обучению, учиться ценить труд, усилия и жизненный достижения, борется с ленью, обучается устанавливать отношения в коллективе сверстников, которые наравне с учителями становятся значимыми для личности людьми на этапе «дружелюбия против неполноценности»;
старший школьный возраст (отрочество) и юность — 12−20 лет, генитальная стадия, период полового созревания, для неё характерны взросление личности, формирование эмоционально-волевой сферы взрослого человека. Складывается мировоззрение, основные черты характера при исключительной значимости сверстников. Конец периода «личностной идентичности против ролевого смещения» и связанного кризиса должен завершиться осознанием собственной уникальности, принадлежности, закреплением социальной и гендерной роли личности в обществе;
ранняя зрелось или взрослось — 20−25 лет, период в течении которого личность продолжает развиваться под влиянием новых факторов: рабочий коллектив, создани семьи. Друзья и любимые люди становятся значимыми личностями, возрастает роль сотрудничества в периоде «близости против одиночества», который личность должна пережить самостоятельно;
взрослость или средний возраст — 25−65 лет, личность переживает переоценку ценностей, меняется мировоззрение, наиболее важными являются семья и профессия в модели «продуктивность — застой»;
поздняя зрелость или старость — старше 65 (по мнению др. исследователей 70-ти лет) — из нового кризиса личность должна выйти «учителем» для ближних, главными ценностями становятся люди, человечество, целостность личности противостоит отчаянию.
Д. Эльконин, рассматривая этапы развития личности в детстве выделяет:
— дошкольный период (от рождения до 6−7 лет);
— младший школьный возраст (от 7 до 10−11 лет, с первого по четвёртый класс школы);
— средний и старший школьный возраст (от 11 до 16−17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).
В целом на сегодняшний день принято выделять 8 периодов психологического развития детей:
— Младенчество (от рождения до одного года жизни);
— Раннее детство (от 1года до 3-х лет);
— Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
— Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
— Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
— Подростковый возраст (от 11 до 13−14 лет);
— Ранний юношеский возраст или старший школьный (от 13−14 до 16−17 лет).
Для всех этапов характерно особое состояние эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведение. На каждом этапе меняется, как предметная деятельность ребёнка, так и характер межличностного общения.
2.Факторы развития личности в старшем школьном возрасте
Опираясь на понимание понятия «возрастной кризис», введённое Эриксоном, мы можем выделить старший школьный возраст как отдельный кризисный период, который протекает менее бурно, чем подростковый возраст, однако характеризуется важными новообразованиями, в частности развитием саморегуляции и профессиональным самоопределением. Старший школьный возраст — это период, который считается переходным этапом между детством и взрослостью. Именно в это время старшеклассник начинает рассматривать настоящее, учитывая будущие перспективы, задумываться над вопросами поиска смысла своей жизни и пути собственного самоопределения. Л. И. Божович писала, что старшеклассники — это «люди, обращённые к будущему, и настоящее выступает для них в свете этой новой личностной направленности». Старший школьный возраст, по мнению И. С. Кона, в российской системе образования совпадает с возрастом ранней юности и находится в пределах 14−18 лет. В дальнейшем, говоря о возрастных особенностях старшего школьного возраста, мы будем учитывать также особенности раннего юношеского возраста. Особенное положение данного возрастного периода предопределённо динамическими перестройками физиологичных структур, а также внутреннего (психологического) и внешнего (социального) окружения молодого человека.
Следует отметить, что процесс психического развития личности обусловлен гармоничным соотношением нейрофизиологических возможностей человека и требованиями, которые выдвигаются со стороны социального окружения. Поэтому перед тем, как рассмотреть особенности развития высших психических функций, сформулируем основные факторы, которые влияют на этот процесс:
а) достижение определённого уровня морфологической зрелости мозговой структуры, отвечающей за регуляцию соответствующей психической функции;
б) наличие стимулов от окружающей среды, которые отвечают нейрофизиологическим возможностям такой структуры, — при наличии адекватных раздражителей, для этих центров ускоряются темпы достижения ими функциональной зрелости, что, в свою очередь, приводит к активному формированию тех звеньев психических функций, которые обеспечиваются соответствующими центрами;
в) наступление сенситивного периода — с нейропсихологической точки зрения, сенситивность значит достижение определёнными мозговыми центрами такого уровня зрелости, при котором резко растёт их чувствительность к соответствующим влияниям среды.
Еще Б. Г. Ананьев указывал на невозможность возведения сенситивных периодов исключительно к морфогенезу мозга или лишь к социальным явлениям — они являются продуктом взаимопроникновения биологического и социального в целостном психическом развитии. А это, в свою очередь, значит, что для формирования новообразований, характерных для старшего школьного возраста, необходима тонкая и деликатная стимуляция со стороны ближайшего окружения для создания благоприятной социальной ситуации.
Анализируя вышеупомянутые предпосылки, можно сделать следующие выводы:
— формирование психических функций, включая эмоционально-волевые качества, тесно связано и предопределено дозреванием соответствующих участков мозга;
— дозревание определенной структуры головного мозга сигнализирует о начале сенситивного периода для определенной психической функции;
— если из окружающей среды на протяжении длительного времени не приходят стимулы, за обработку которых отвечает соответствующий участок мозга, то она не только не будет развиваться, но и постепенно деградирует. Например, наличие аудиальных раздражителей на этапе формирования соответствующего ассоциативного участка содействует его развитию, в то время как отсутствие таких стимулов на протяжении длительного периода приводит к «атрофии» соответствующей зоны.
Опираясь на вышеупомянутый механизм формирования высших психических функций, очертим факторы, которые имеют решающее значение для формирования эмоционально-волевой сферы на данном возрастном периоде:
1. физиологичное развитие;
2. социальная ситуация;
3. психические новообразования.
Рассмотрим эти факторы детальнее. Годы учёбы в старших классах средней школы является началом физического расцвета человека. В отличие от подросткового возраста, замедляется рост в высоту, растёт мышечная сила, и, следовательно, повышается физическая выносливость и работоспособность организма. Уравновешивается деятельность эндокринной системы, дыхательного аппарата. Нормализуется деятельность щитовидной железы, интенсивная деятельность которой в подростковом возрасте вызывает повышенную возбудимость и неуравновешенность. Дозревание мозга, наряду с влиянием среды, выступает одним из составных элементов формирования психических функций. Лишь в возрасте 12−14 лет последними созревают префронтальные отделы лобных долей, что формируют переднюю ассоциативную область мозга (относятся к третьему функциональному блоку мозга).
Этот отдел мозга отвечает за распознавание вербальных инструкций, формирование произвольного внимания, регулирует состояние активности и наиболее сложных форм сознательной деятельности, и прежде всего тех, что поддерживаются активирующим влиянием мотивации или сформулированы с помощью речи. Лобные доли являются аппаратом, который обеспечивает формирование стойких намерений, а намерения, в свою очередь, определяют сознательное поведение человека.
Дозревание лобных долей создаёт также условия для перехода мышления на стадию формальных операций. Лобные доли включают в себя премоторные (моторные) и префронтальные (немоторные) отделы. Моторные и премоторные отделы вместе с другими структурами обеспечивают работу двигательного анализатора. Префронтальный отдел является наиболее поздно созревающей частью мозга и обеспечивает регуляцию всех видов психической деятельности человека. Одни из значимых микроструктурных изменений ансамбльной организации префронтальных отделов лобной доли приходятся на возраст 12−14 и 18−20 годы, что связано с постепенным осложнением эмоционально-волевых и других процессов человека. Это означает возможность произвольной регуляции собственной деятельности, и, в свою очередь, тесно связано с протеканием эмоциональных и волевых процессов.
Начиная с 14−15 лет, происходит возобновление реактивности активационной системы и приближение ее функционирования к уровню взрослого. Дозревание передней ассоциативной области коры головного мозга создаёт возможности для регуляции сенсорных процессов при решении перцептивных задач. Наряду с физиологическим дозреванием происходит расширение диапазона социальных ролей и интересов, их количественная и качественная трансформация, с чем связано возрастание меры ответственности и самостоятельности, подконтрольностью эмоциональных реакций.
3.Основные особенности эмоционально-волевой сферы старшеклассников
Неопределённость позиции старшеклассника-юноши или девушки (с одной стороны — ребёнок, который не имеет существенного жизненного опыта, с другой — взрослый, поставленный перед новыми обязанностями) в значительной степени определяют протекание данного возрастного периода. Соответственно, необходимо указать на две крайности, которые могут быть одинаково опасными: первая заключается в том, что личность чрезмерно развращают и расслабляют ее волю, лишая необходимости прикладывать какие-либо усилия; вторая крайность заключается в перегрузке личности непосильными заданиями.
В первом случае не формируется навык прикладывать усилия в жизненных ситуациях, во втором же — создаётся привычка оставлять дело незавершённым, поскольку непосильные задания как правило невозможно выполнить. Этот процесс непосредственно зависит от условий окружающей среды. Обращаясь к современным социально-экономическим условиям, можно констатировать отсутствие социальной стабильности и уверенности. С экономической точки зрения, существенное значение имеют последствия экономического кризиса 2008;2009 годы, отголоски которого раздаются сегодня, а также нового кризиса 2014;2015 гг., вызванного геополитическими трансформациями. Они влияют как на актуальное финансовое положение, так и на прогнозирование и планирование ближайшего будущего и профессионального самоопределения — залогов успешной самореализации и финансовой обеспеченности молодежи.
Социальную ситуацию развития в юности определяет также процесс социализации. В период 15−17 лет идет процесс развития мышления (как абстрактного, так и логического), становления рефлексии собственного жизненного пути, стремления к самореализации, которые вместе заостряют потребность молодого человека занять определённую социальную нишу, определить свою общественную позицию и вызывают появление нового измерения социального движения: «Я и общество». Развитие абстрактного мышления приводит к освоению абстрактных категорий свободы, справедливости любви, у молодого человека появляется тяга к мечтаниям. Одним из проявлений социальной незрелости может быть неосознание собственных общественных прав, обязанностей и последствий совершенных действий. Этим можно объяснить большое количество противоправных действий, в том числе экспериментов с алкогольными или наркотическими веществами, хулиганства, нарушения правил поведения в обществе, что совершаются в этом возрасте. Еще одним аспектом социализации является профессиональное самоопределение, психологическая готовность к которому формируется в старших классах.
С психологической точки зрения старший школьный возраст характеризуется стабилизацией всех психических процессов, личность приобретает стойкий характер. В возрасте 12−14 лет (что отвечает нижнему пределу возраста старшеклассников) достигается период становления и постижения формальных операций, в ходе которых старшеклассник может действовать, не только опираясь на действительность, но и относительно мира абстрактных возможностей. Поэтому данный возраст считают сенситивным для усвоения сложных интеллектуальных операций, а также построения жизненных планов. В своей книге «Теория развития или секреты формирования личности» Уильям Крейн, ссылаясь на работы Пиаже, указывает на то, что усвоение формальных операций ведёт также к развитию моральных суждений. На протяжении всего подросткового периода у детей формируются моральное мышление. Старший школьный возраст часто рассматривают как завершающий период в формировании воли, и связанных с ней моральных установок. Воля становится не только внутренней свойством индивида, но и выступает как такое качество, которое является для него ценным.
Часто значение воли переоценивается старшеклассниками. В силу того, что старшие подростки и юноши придают особое значение развитию силы воли, большинство из них пытались воспитывать в себе «силу воли». При этом многие из них признают, что они не справились с этим заданием. Вследствие этого старшим школьникам свойственно занижать собственную самооценку, в сравнении с оценкой со стороны. Эмоциональная сфера от этого становится нестабильной, они подвержены колебаниям настроений. Динамика развития таких волевых качеств личности как инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость указывает на то, что наивысший уровень учебной активности достигается за счет оптимального уровня выраженности волевой саморегуляции.
Гиперактивность и гипоактивность, что наблюдаются в старшем школьном возрасте, снижают результативность волевых действий и негативно сказываются на достижении поставленных целей, а также на эмоциональной сфере личности. Достижение в волевом поведении оптимального уровня активности основных волевых качеств наступает лишь после 15−16 лет. Ряд исследователей (Божович Л, Ильин Е., Лурия А., Рубинштейн С) указывают на то, что к этому возрасту такие волевые качества как инициативность, самостоятельность и настойчивость проявлялись как неустойчивые и лабильные, что может свидетельствовать об их интенсивном формировании. При этом они сопровождаются способностью к сопереживанию и появлением большей глубины чувства дружбы, любви, верности.
Половое созревание в подростковом возрасте приводит к бурному эмоциональному всплеску, в основе которого, по мнению. Фрейда лежит эдипов комплекс генитальной фазы развития личности. Подростки могут становиться демонстративно отчуждёнными от родителей, впадать в аскетизм или обращаться к интеллектуализации в вопросах любви и секса. При переходе к юношескому возрасту эти реакции ослабевают, парень или девушка становятся способными к романтическим чувствам, они размышляют о будущей семейной жизни, учатся исполнять освоенные гендерные роли. Эмоции при их многообразии к 18 годам становятся более устойчивыми. Развиваются эстетические чувства, а также чувства, связанные с включенностью в общество, например, патриотизм. При формировании идентичности молодые люди тяготеют к замкнутым группам, могут связывать себя с политическими и религиозными идеологиями. Вместе с тем у личности может теряться непосредственность опущений в познании мира, впечатления от восприятия мира постепенно сводятся до «клише», принятых у взрослых. Среди факторов, которые имеют существенное влияние на эмоционально-волевую активность старшеклассников, выделяют следующие:
— сформированность мотивационной сферы;
— стиль отношений с родителями;
— гармоничное развитие личностных качеств, воспитание в семье.
Таким образом, развитие и укрепление эмоционально-волевых качеств на данном возрастном этапе происходит на основе роста самосознания. Ведущими компонентами осуществления старшеклассниками волевой саморегуляции в учебно-воспитательном процессе Е.П.
Ильин называл следующие: навыки целеполагания, умения планировать деятельность, самоконтроль, самоуправление. Перечисленные навыки обеспечивают эффективность школьной учёбы, и от того, насколько эти компоненты развиты и как они соотносятся с индивидуальным стилем самоуправления, будет зависеть качество овладения учебным материалом и достижения дальнейших жизненных целей.
У старшеклассников формируется моральный компонент воли. Воля начинает проявляться под воздействием идеи, которая может быть значимой для общества, товарищей, а не только для самого индивида. Часто волевая активность старшеклассников приобретает характер целенаправленности, основанной на самостимуляции. Достигая поставленных целей, индивид преодолевает внутренние и внешние препятствия, которые возникали на этом пути, проявляя, таким образом, умение управлять собой. В процессе такого преодоления могут быть задействованы не только психические и интеллектуальные процессы, но и сознание, эмоциональная и мотивационная сферы личности. Контроль над волей и эмоциями может рассматриваться также с точки зрения его роли в сохранение психосоматического здоровья.
Активность личности и способность к сознательному управлению чувствами и волевыми побуждениями к деятельности являются условиями осуществления успешного жизненного выбора, развития общих и специальных способностей. Этот период «личностной идентичности против ролевого смещения» является сложным для личности, так как связан не только с овладением новыми ролями, но и с поиском личного «Я». Можно сделать вывод о том, что существует связь между становлением образа «Я», овладением гендерными ролями, профессиональным самоопределением старшеклассников, успешностью студентов и способностью сознательной регуляции деятельности. Молодой личности может показаться, что инстинктивные импульсы действуют сами по себе, возникает чувство спутанной идентичности, поэтому для неё важно совладать со своими агрессивными влечениями, выстраивая защитный барьер. Именно механизм эмоционально-волевой саморегуляции и самостимуляции старшеклассников становится доминирующим в проявлении ими эмоционально-волевой активности.
Заключение
психологический старшеклассник личность
Исследованию особенностей старшего школьного возраста в современной психологии уделяется относительно небольшое внимание. Однако данный возрастной период является важным жизненным этапом в становлении личности, ведь для него характерен максимальный кризис идентичности. Он является сложным, но благоприятным периодом для сознательного формирования и развития эмоционально-волевых качеств человека, навыков сознательной эмоционально-волевой саморегуляции, самоуправления. Формирование характерных новообразований предопределяется тремя факторами:
— биологическим — окончательное формирование мозговых структур, в частности лобных долей, достижение физической зрелости;
— социальным — рост уровня требований и общественных ожиданий со стороны окружающей среды, расширения круга обязанностей; ;
— психологическим — возникновение внутренней потребности почувствовать себя частью сообщества, желания найти своё место в жизни и влиять на неё и тому подобное.
Гармоничное соотношение этих факторов создаёт условия, а иногда и инициирует, во-первых, интерес к навыкам эмоционально-волевой саморегуляции со стороны старшеклассника, во-вторых, создают условия, в которых умение проявлять самоконтроль, выражать свои эмоции в приемлемой форме становится неотъемлемой частью деятельности. Например, отмеченные навыки необходимы старшеклассникам в процессе учебной деятельности, которая является подготовкой к деятельности профессиональной. Эмоционально-волевая саморегуляция, как важная часть развития эмоционально-волевой сферы — это способность личности сознательно и целеустремлённо управлять своими поступками и действиями, а значит и чувствами, следуя достижению поставленной цели. Однако для развития эмоционально-волевой саморегуляции личности, как было отмечено, необходимо гармоничное соотношение всех трех факторов, что в условиях современного общества чаще всего невозможно.
Следовательно, влияние социального окружения может проявляться, таким образом, что не дает возможности личности оптимально развивать эмоциональнее и волевые качества, тренировать их. Или же наоборот, ставит в позицию повышенной ответственности, требуя принять ключевые решения в условиях нехватки опыта. Более того, личность, способная к эмоционально-волевой саморегуляции, может быть нежелательной с точки зрения манипулирования сознанием индивида со стороны индустрии сбыта товаров, поскольку ей тяжелее навязать невыгодную стратегию потребительского поведения, или со стороны политической ситуации.
Следовательно, большой объем ресурсов тратится на воспитание путем влияния через СМИ, или другими путями, безвольного человека, который должен быть зависимым от господствующей точки зрения, то есть такого, которой имеет внешний локус контроля. Например, основной мерой успешного человека сегодня принято считать человека материально обеспеченного. «Не престижно» занимать те или иные позиции.
Если отсутствует внешняя социальная мотивация к воспитанию эмоционально-волевой саморегуляции, то острее становится вопрос формирования внутренней мотивации. Какой она должна быть? Какой характер должна носить такая мотивация и как ее формировать? Эти и другие вопросы раскрывают новые измерения для исследования проблемы эмоционально-волевого развития в старшем школьном возрасте. Выходя из рассмотренного материала, становится очевидным, что становление эмоционально-волевой сферы в старшем школьном возрасте имеет непосредственное влияние на дальнейшую жизнь человека. Поэтому крайне важно создать благоприятные условий для психологического развития личности в этом возрасте, как дома, так и в школе и др. социальных институтах.
1. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологи. Т.2. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. — 541 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
3. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие. — М.: ГУ ВШЭ, 2012. — 5268 с.
4. Волков Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы. — М.: Владос, 2013. — 512 с.
5. Долженко Я. А. К вопросу о важности формирования жизнестойкости личности в старшем школьном возрасте // В мире научных открытий. 2010. № 4−18. С. 63−64.
6. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
7. Конопкин А. О. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: Ленанд, 2011. — 320 с.
8. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. — 5-е междунар. изд. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 512 с
9. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Academia, 2013. — 384 с.
10. Нуриманова Ф. К. Содержание и структура ценностно-смыслового самоопределения в стршем школьном возрасте // Казанская наука. 2014. № 2. С. 228−230.
11. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 2012. — 291 с.
12. Рубинтшейтн С. Л. Основы общей психологи. — СПб.: Питер, 2015. — 720 с.
13. Хрестоматия по возрастной психологи. Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: МПСИ, 2010. — 398 с.
14.