Поэтика городского пейзажа в прозе В.В. Набокова русского периода творчества
Диссертация
В творчестве русского периода Набоков стремится к точности и полноте воспронзведения предметов окружающего мира и аккуратности их пространственного соположения. Тщательно подбирая элементы городского пейзажа, соблюдая топографическую точность и высокий уровень детализации в их описании, писатель стремится, тем не менее, завуалировать смысл пространственного образа, поставить преграды на пути… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Городской пейзаж в историко-литературной н культурологической перспективе
- 1. 1. Эволюция литературного городского пейзажа
- 1. 2. Набоковский «городской текст» сквозь призму искусствоведческих и культурологических представлений о городском пейзаже
- Глава 2. Город в зеркале европейского модернизма
- 2. 1. Мифопоэтика города-фантома
- 2. 2. «Die verlorene Stadt»: берлинский текст немецкой литературы и творчество В. Набокова
- 2. 2. 1. В. Набоков в Берлине
- 2. 2. 2. Берлин Набокова и «берлинский текст» немецкой литературы и искусства
- 3. 1. Этюды п наброски к городскому пейзажу в ранних рассказах В. Набокова
- 3. 2. Особенности городского пейзажа в романе «Машенька»
- 3. 3. Немецкий Берлин глазами русского писателя
- 3. 4. Поэтика городского пейзажа в рассказе В. Набокова «Весна в Фиальте»
- 3. 5. Берлинский городской пейзаж в романе «Дар»
- 4. 1. Типы городского пейзажа в романах Набокова
- 4. 2. Функции городского пейзажа
- 4. 3. Набоковскии метапейзаж и его основные образные компоненты
- 4. 3. 1. Асфальт
- 4. 3. 2. Берлинский двор
- 4. 3. 3. «Улица входит в дом»
- 4. 3. 4. Уличная реклама и вывески
- 4. 2. 5. Голос набоковского города
- 4. 3. 6. Запахи улицы
- 4. 4. Городской пейзаж: на стыке визуальной поэтики и поэтики движения
Список литературы
- Набоков, В. В. Русский период. Собрание сочинений в 5 томах / В.
- Набоков, В. В. Американский период. Собрание сочинений в 5 томах: Пер. с англ. / В. В. Набоков. Сост. С. Ильина, А. Кононова. Комментарии
- C. Ильина, А. Люксембурга. СПб.: Симпозиум, 2004. Ссылки на это издание даются в тексте с указанием в скобках заглавной А, тома — римской цифрой и страницы — арабской.
- Набоков, В. В. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» / В. В. Набоков. СПб.: Искусство-СПб: Набоковский фонд, 1998. -924 с.
- Набоков, В. В. Предисловие к английскому переводу романа «Дар» («The Gift») / В. В. Набоков // В. В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 49−52. — (Серия «Русский путь»).
- Набоков, В. В. Предисловие к роману «Bend Sinister» / В. В. Набоков // В. В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 75−82. — (Серия «Русский путь»).
- Набоков, В. В. Предисловие к английскому переводу романа «Король, дама, валет» («King, Queen, Knave») / В. В. Набоков // В. В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 63−67. — (Серия «Русский путь»).
- Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе / Сост., предисл., коммент., подбор иллюстраций Н. Г. Мельникова. М.: Издательство независимая газета, 2002. — 700 с.
- Dear Bunny, Dear Volodya: the Nabokov-Wilson Letters, 1940−1971 / Edited, annotated and with introductory essay by Simon Karlinsky. University of California Press, 1979.
- Nabokov V., Mary. Vintage International. New York. 1989.
- Nabokov V., King, Queen, Knave. Vintage International. New York.1989.
- Nabokov V., Selected letters 1940−1977. Harcourt Brace Jovanovich Publishers. 1989.
- Nabokov V., Speak, Memory! Vintage International. New York. 1989.
- Nabokov V., The Gift. Vintage International. New York. 1991.
- Энциклопедические издания и словари
- Большой толковый словарь русского языка. СПб.: НОРИНТ, 2003.- 1536 с.
- Мифологический словарь. Режим доступа: http://myfhology. narod.ru/planta/el.html
- Словарь языческой мифологии славян. Режим доступа: http://swarog.ru/e/elx8.php
- Аверин, Б. Дар Мнемозины: романы Набокова в контексте русской биографической традиции / Б. Аверин. СПб.: Амфора, 2003. — 398 с.
- Александров, В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / В. Е. Александров — Пер. с англ. Н. А. Анастасьева. СПб.: Алетейя, 1999.- 320 с.
- Альфонсов, В. Н. Слова и краски. СПб.: Сага, Азбука-классика, Наука. 320 с.
- Бабенко, Н. Г. Лингвостилистический анализ рассказа В. Набокова «Благость» / Н. Г. Бабенко // Набоковский сборник. Мастерство писателя / Под ред. М. А. Дмитровской. Калининград: Издательство Калининградского университета, 2001. -С. 115−126.
- Барабтарло, Г. Разрешенный диссонанс / Г. Барабтарло // Звезда, 2003, № 4.
- Барабтарло, Г. Сверкающий обруч. О движущей силе у Набокова / Г. Барабтарло. СПб.: Гиперион, 2003. — 324 с. — (Серия «Филологическая библиотека», Кн. 3).
- Барт, Р. Удовольствие от текста / Р. Барт // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1994. — С. 462−518.
- Барт, Р. Эффект реальности / Р. Барт // Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1994. — С. 392−400.
- Белобровцева, И. Мотив тени у В. Набокова / И. Белобровцева// Культура руссокй диаспоры: Владимир Набоков 100. Материалы научной конференции. (Таллинн — Тарту, 14−17 янв. 1999 г.). — Таллинн, 2000. — С. 76−90.
- Белый, А. Город / А. Белый // Белый А. Критика. Эстетика. Теория Символизма: В 2-х томах. Т. 2. М.: Искусство, 1994. — С. 321−325.
- Берберова, Н. Н. Курсив мой. Автобиография / Н. Н. Берберова. -М.: Согласие, 1999.-734 с.
- Беспалова, Е. К. Крымский макромиф в жизни и творчестве Набокова. Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. -Семфирополь. 2006.
- Блок, А. Поэзия. Драмы. Проза / А. Блок. Сост., вступ. ст. и примеч. А. Туркова. М.: Олма-Пресс, 2001. — 799 с.
- Бойд, Б. Владимир Набоков: Русские годы: Биография / Б. Бойд. Пер. с англ. М.: Независимая газета, СПб.: Симпозиум, 2001. — 695 с.
- Брансон, М. Полет над Москвой: Вид с воздуха и репрезентация пространства в «Мастере и Маргарите» Булгакова. НЛО. 2005. № 76. С. 173 195.
- Вироляйнен, М. Н. «Медный всадник. Петербургская повесть» / М. Н. Вироляйнен // Звезда, 1999, № 6. С. 208−220.
- Волошин, М. Лирика / М. Волошин. Минск: Харвест, 2003. — 395с.
- Воспоминания о М. В. Добужинском / Сост., предисл., примеч. Г. И. Чугунова. СПб.: Академический проект, 1997. — 368 с.
- Гаспаров, М. Фет безглагольный. Композиция пространства, чувства и слова / М. Гаспаров // Гаспаров, М. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб.: Азбука, 2001. — С. 27−43.
- Гоголь, Н. В. Мертвые души / Н. В. Гоголь // Гоголь, Н. В. Повести. Мертвые души. М.: Эксмо, 2006. — С. 489−748.
- Гоголь, Н. В. Невский проспект / Н. В. Гоголь // Гоголь, Н. В. Повести. Мертвые души. М.: Эксмо, 2006. — С. 247−284.
- Гоголь, Н. В. Нос / Н. В. Гоголь // Гоголь, Н. В. Повести. Мертвые души. -М.: Эксмо, 2006. С. 285−312.
- Голынко-Вольфсон Между Диснейлендом и саркофагом // Художественный журнал. № 24 Интернет-ресурс. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/69/ma5.html
- Гришакова, М. О визуальной поэтике В. Набокова. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://vvvvvv.ruthenia.ru/document/404 860.html
- Давыдов, С. «Тексты-матрешки» Владимира Набокова/ С. Давыдов. Мюнхен: Otto Sagner, 1982. — 158 с.
- Даниэль, С. Петербургская тема в романе Набокова «Дар» / С. Даниэль // Toronto Slavic Quarterly, № 23 Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.utoronto.ca/tsq/18/danieI18.shtml
- Дёблин, А. Берлин, Александрплац. Повесть о Франце Биберкопфе / А. Деблин. СПб: Амфора, 2000.
- Деготь, Е. Пространственные коды «русскостп» в искусстве XIX века / Е. Деготь // Отечественные записки, 2002, № 6. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/oz/2002/6/2002 06 17. html
- Джонсон, Д. Б. Владимир Набоков и Руперт Брук / Д. Б. Джонсон // В. В. Набоков: Pro et Contra. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 449−470.
- Джулиани, Р. «Рим» Н. В. Гоголя и душа Рима / Р. Джулиани // Toronto Slavic Quarterly, № 18. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.utoronto.ca/tsq/14/iulianil4.shtml
- Дмитровская, М. Образная система, смысл названия и интертекстуальиые связи рассказа В.Набокова «Тяжелый дым» / М. Дмитровская // В. В. Набоков: Pro et Contra. СПб.: 2001. — С. 810- 823.
- Дмитровская, М. А. Феномен времени: первоапрельские игровые стратегии в произведениях В. Набокова-Сирина/ М. А. Дмитровская// Набоковский сборник: Искусство как прием. Калининград: Издательство Калининградского университета. 2001. — С. 30−72.
- Долгополов, Л. К. На рубеже веков. Л.: Советский писатель. 1977.- 368 с.
- Долгополов, Л. К. Роман А.Белого «Петербург» // Белый А. Петербург. СПб.: Наука. 2004. С. 525−623.
- Долинин, А. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове / А. Долинин. СПб.: Академический проект, 2004. — 400 с.
- Калмыкова, В. Валерий Брюсов. В предчувствии науки XX (XXI ?) века / В. Калмыкова // Toronto Slavic Quarterly, № 24. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.utoronto.ca/tsq/05/kalmvkova05.shtml
- Каракуц-Бородина, Л. А. Языковая личность Владимира Набокова как автора художественного текста / Л. А. Каракуц-Бородина. Уфа: Бам ГУ, 2003. — 191 с.
- Карамзин Н. М. Наталья, боярская дочь. Prideaux Press. Letchworth Herts England. 1976.
- Коннолли, Дж. В. «Король, дама, валет» / Дж. Коннолли // В. В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. СПб.: РХГИ, 1997.-С. 599−618.
- Кузичева, А. Ох, вывески, вывески. / А. Кузичева // Путешествие из Москвы в Москву. Сборник статей. М.: Издательство, 1999. — С.
- Кушнер, А. Дельфтский мастер / А. Кушнер // Новый мир, 1997, № 8.-С. 191−205.
- Лапшина, Н. Мир искусства. Очерки истории и творческой практики / Н. Лапшина. М.: Искусство, 1977. — 340 с.
- Левин, Ю. И. О «Машеньке» / Ю. И. Левин // Левин, Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. -М.: 1998.
- Левин, Ю. Заметки о «Машеньке» / Ю. Левин // В. В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. СПб.: РХГИ, 1997. -С. 364−374.
- Левинг, Ю. Вокзал Гараж — Ангар: Владимир Набоков и поэтика русского урбанизма / Ю. Левинг. — СПб.: Издательство Ивана Литмбаха, 2004. -394 с.
- Леденев, А. В. Набоков н другие: Поэтика и стилистика Владимира Набокова в контексте художественных исканий первой половины XX века / А. В. Леденев. М.-Ярославль, 2004. — 254 с.
- Ливри, А. Набоков-ницшеанец / А. Ливри. СПб.: Алетейя, 2005.240 с.
- Лотман, Ю. О семиосфере / Ю. Лотман // Лотман, Ю. М. Избранные статьи: В 3-х т. Т.1. Таллинн: Александр, 1992. — С.11−25.
- Лотман, Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города /10. Лотман // Лотман, Ю. М. Избранные статьи: В 3-х т. Т. 2. Таллинн: Александр, 1992. — С. 9−21.
- Лотман, Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя / Ю. М. Лотман // Лотман, Ю. М. Избранные статьи: В 3-х т. Т. 1. -Таллинн: Александр, 1992. С. 413−448.
- Лотман, Ю. М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) / Ю. М. Лотман // Лотман, Ю. М. Избранные статьи: В 3-х т. Т. 3. Таллинн, 1993. — С. 308−316.
- Луценко, Р. С. Концепт «Пейзаж» в структуре англоязычного прозаического текста Автореферат на соиск. Уч. Степ. Кандидата филол. Наук. Иваново 2007. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.ivanovo.ac.ru/winl251/science/avtorereratyiucenko.doc
- Маликова, М. Набоков: Авто-био-графия / М. Маликова. СПб.: Академический проект, Лицей, 2002. — 234 с.
- Мандельштам, О. Э. Египетская марка / О. Э. Мандельштам // Мандельштам, О. Э. Четвертая проза. М.: СП Интерприпт, 1991. — С. 4−42.
- Мандельштам, О. Э. Шум времени / О. Э. Мандельштам // Мандельштам, О. Э. Четвертая проза. М.: СП Интерпринт, 1991. — С. 44−103.
- Мандельштам, О. Э. Утро акмеизма / О. Э. Мандельштам // Мандельштам, О. Э. Избранное. М.: СП Интерпринт, 1991. — С. 18−23.
- Медарич, М. Владимир Набоков и роман XX столетия / М. Медарич // В. В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 454−476.
- Минц, 3. Г. «Петербургский текст» и русский символизм / 3. Г. Минц, М. В. Безродный, А. А. Данилевский // Семиотика города и городской культуры. Ученые записки Тартуского университета. Вып. 664. Тарту, 1984. -С. 78−92.
- Найман, Э. Извращения в «Пнине» (Набоков наоборот) / Э. Найман // Эротизм без границ. Антология. М.: НЛО, 2004. — С.255−296.
- Найман, Э. Литландия: Аллегорическая поэтика «Защиты Лужина» / Э. Найман // НЛО, 2002, № 5. С.264−204.
- Надточий, Э. Путями Авеля / Э. Надточий // Логос, 2002, № 3−4.
- Осоргин, М. В.Сирин. «Камера обскура», роман / М. Осоргин // В. В. Набоков: Pro et Contra. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 240−242.
- Паперно, И. Как сделан «Дар» Набокова / И. Паперно // В. В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. СПб.: РХГИ, 1997.-С. 491−514.
- Паршин, С. Мир искусства / С. Паршин. М.: Изобразительное искусство, 1993. -78 с.
- Пасто, Т. А. Заметки о пространственном опыте в искусстве / Т. А. Пасто // Семиотика и искусствометрия: Сб. переводов / Под ред. Ю. М. Лотмана и В. М. Петрова. М.: Мир, 1972. — С. 164−172.
- Рахимкулова, Г. Ф. Окказиональный мир Владимира Набокова / Г. Ф. Рахимкулова // Набоковский сборник: Искусство как прием / Под. ред. М. А. Дмитровской. Калининград: Издательство Калининградского университета, 2001.-С. 125−136.
- Ронен, О. Пути Шкловского в «Путеводителе по Берлину» / О. Ронен //Звезда, 1999, № 4. С. 164−172.
- Русский Берлин: Фрагменты воспоминаний русских беженцев и советских подданных, 1-я пол. 1920-х гг. / Составление, предисловие и персоналии В. В. Сорокиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 365 с.
- Савельева, Г. Кукольные мотивы в творчестве Набокова / Г. Савельева // В. В. Набоков: Pro et Contra. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 345−355.
- Семенова, Н. В. Цитата в художественной прозе (На материале произведений В. Набокова): Монография / Н. В. Семенова. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2002. — 200 с.
- Сендерович, С. Сок трех апельсинов: Набоков и петербургский театральный авангард / С. Сендерович, Е. Шварц // Империя N. Набоков и наследники. Сборник статей / Редакторы-составители Юрий Левинг, Евгений Сошкин. М.: НЛО, 2006. — С. 293−347.
- Скороспелова, Е. Русская проза XX века. От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго») / Е. Скороспелова. М.: ТЕИС, 2003. — 358 с.
- Сконечная, О. Люди лунного света в русской прозе Набокова / О. Сконечная // Звезда, 1996, № 11. С. 207−214.
- Сконечная, О. Черно-белый калейдоскоп. Андрей Белый в отражениях / О. Сконечная // В. В. Набоков: Pro et Contra. Антология. СПб.: РХГИ, 1997.-С. 667−697.
- Сконечная, О. «Я» и «Он»: о присутствии Марселя Пруста в русской прозе Набокова / Интернет-ресурс. Режим доступа: http ://magazine s. russ .ru/slo/2001/1/s kon .html
- Тамми, П. Заметки о полигенетичности в прозе Набокова / П. Тамми //В. В. Набоков: Pro et Contra. Антология. СПб.: РХГИ, 1997. — С.514−529.
- Томашевскнп, Б. В. Пушкин ц Петербург / Б. В. Томашевский // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 3 / АН СССР. Ин-т рус. Лит. (Пушкинский дом). М.: Из-во АН СССР, 1960. — С. 37−45.
- Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное / В. Н. Топоров. М.: Прогресс: Культура, Б. г., 1994.-621 с.
- Топоров В. Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте. // Исследования по структуре текста. // Акад. Наук СССР, Институт Славяноведения и Балканистики. Отв. ред. Т. В. Цивьян. -Москва: Наука, 1987. С. 121−132.
- Тпменчик, Р. Д. Петербург в поэзии русской эмиграции / Р. Д. Тименчик // Звезда, 2003, № 10. С.
- Тименчик, Р. Д. «Поэтика Санкт-Петербурга» эпохи символизма / постсимволизма / Р. Д. Тименчик // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 664. Семиотика города и городской культуры. Тарту, 1984. — С. 117−124.
- Урбан, Т. Набоков в Берлине / Т. Урбан. Пер. с нем. С. В. Рожнов-ского. М.: Аграф, 2004. — 234 с.
- Успенский, Б. Поэтика композиции / Б. Успенский. СПб.: Азбука, 2000. — 352 с.
- Физиология Петербурга / АН СССР — (Лит. памятники) — Издание подготовил В. И. Кулешов. — М.: Наука, 1991. — 383 с.
- Ходасевич, В. Ф. Некрополь: Воспоминания / В. Ф. Ходасевич. М.: Сов. Писатель, Агентство «Олимп», 1991. — 188 с.
- Ходасевич, Вл. О Сирине / Вл. Ходасевич // В. В. Набоков: Pro et Contra. Антология. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 244−251.
- Цивьяп, Ю. Г. К происхождению некоторых мотивов «Петербурга» Андрея Белого / Ю. Г. Цивьян // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 664. Семиотика города и городской культуры. Тарту, 1984. — С. 106−124.
- Шадурский, В. В. А. Блок в художественном мире Набокова. Интернет-ресурс. Режим даступа: http://edu.novgorod.Ri/data/educat/lib/3/3/33/sadvv301002 Ql. itf?nowrap=l
- Шапиро, М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа / М. Шапиро // Семиотика и искусствометрия. Сб. переводов / Под ред. Ю. М. Лотмана и В. М. Петрова. М.: Мир, 1972. — С.136−163.
- Шаховская, 3. В поисках Набокова / 3. Шаховская. Paris: La Presse Libre, 1979. — 167 с.
- Шекспир Уильям, Гамлет, принц датский (пер. М. Лозинского) // Шекспир Уильям. Трагедии. М., 1981. С.
- Шкловский, В. Zoo, или Письма не о любви / В. Шкловский. -Берлин: Издательство Атеней, 1923. 96 с.
- Шлегель, К. Восприятие города: Набоков и таксисты / К. Шлегель // Культура руссокй диаспоры: Владимир Набоков 100. Материалы научной конференции. (Таллинн — Тарту, 14−17 янв. 1999 г.). — Таллинн, 2000. — С.108−119.
- Шульман, М. Набоков, писатель: Манифест / М. Шульман. М.: Издательство независимая газета, 1998. — 224 с.
- Эренбург, И. Люди, годы, жизнь. Т.1 / И. Эренбург. М.: Советский писатель, 1961. — 636 с.
- Эпштейн, М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной.» Система пейзажных образов в русской поэзии / М. Н. Эпштейн. М.: Высшая школа, 1990. 304 с.
- Эпштейн, М. Прощание с предметами, или Набоковское в Набокове / М. Эпштейн // Эпштейн, М. Все эссе: В 2 т. Т. 1: В России. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — С. 240−250.
- Эткинд, А. Авторство под луной: Пастернак и Набоков / А. Эткинд // Толкование путешествий. Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М.: НЛО, 2001.-С. 316−416.
- Ямпольский М. Демон и Лабиринт. (Диаграммы, деформации, мимесис) / М. Ямпольский. М.: НЛО. 1996. — 335 с.
- Alexandrov V. Е., Nabokov’s Othenvorld. Princeton University Press, 1991.
- Appel Alfred, Jr., Nabokov’s Dark Cinema. New York and Oxford: Oxford UP, 1974.161. «Berlin: die Symphonie der Grossstadt». Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.archive.org/details/BerlinSymphonyofaGreatCity
- Bethea D. V., Nabokov and Khodasevich. The Garland Companion to Vladimir Nabokov / edited by Vladimir E. Alexandrov. Garland Publishing. NY, 1995
- Bowlt John E., The Silver Age: Russian Art of the Twentieth Century and the «World of Art» Group. Oriental Research Partners. Newtonville. Massa-chusettes, 1977.
- Brattin Joel J., The Intersection of McEwen and Wheaton: A Nabok-ovian Locus Identified //Nabokov Studies, 1 (1994), 1−7.
- Bradbury Malcolm, The Cities of Modernism in Modernism: A Guide to European Literature 1890−1930 / Ed. by Malcolm Bradbury and James McFarlane. Penguin Books. 1991. 96−104.
- Boyd В., Nabokov as Storyteller. The Cambridge Companion to Nabokov. Edited by Julian W. Connolly. Cambridge: Cambridge UP, 2005.
- Connolly Julian W., Nabokov’s Early Fiction: Patterns of Self and Other. Cambridge: Cambridge UP, 1992.
- Connolly Julian W., The Major Russian Novels. The Cambridge Companion to Nabokov / Edited by Julian W. Connolly. Cambridge: Cambridge UP, 2005.
- Davydov S., «The Gift» Nabokov’s Aesthetic Exorcism of Cherny-shevskii. Canadian-American Slavic Studies. 19. # 3. (Fall 1985).
- Fanger Donald, The City of Russian Modernist Fiction. Modernism: A Guide to European Literature 1890−1930 / Ed. by Malcolm Bradbury and James McFarlane. Penguin Books, 1991. 467−480.
- Fanger Donald, Nabokov and Gogol. The Garland Companion to Vladimir Nabokov / edited by Vladimir E. Alexandrov. Garland Publishing. NY, 1995.
- Field A., VN, The Life and the Art of Vladimir Nabokov. Crown Publishers. New York, 1986. Foster John Burt, Jr., Nabokov and Modernism. The Cambridge Companion to Nabokov / Edited by Julian W. Connolly. Cambridge: Cambridge UP, 2005.
- Fries Marilyn Sibley, The Changing Consciousness of Reality: The Image of Berlin in Selected German Novels From Raabe to Doblin. Bonn, 1980.
- Glinn Michael, Vladimir Nabokov: Bergsonian and Russian Formalist Influences in his novels. Palgrave Macmillan, 2007.
- Gracia Jose Maria, Le Rite de Foundation de la Ville. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.geocities.com/svmbolos fg/vjmgrac.htm
- Grishakova M., The Models of Space, Time and Vision in V. Nabokov’s Fiction: Narrative Strategies and Cultural Frames. Tartu, 2006.
- Grossmith Robert, The Future Perfect of the Mind: «Time and Ebb» and «A Guide to Berlin». A Small Alpine Form: Studies in Nabokov’s Short Fiction / Edited by Charles Nicol and Gennady Barabtarlo. Garland Publishing NY, 1993.
- Grossmith Robert, «Perfection». A Small Alpine Form: Studies in Nabokov’s Short Fiction / Edited by Charles Nicol and Gennady Barabtarlo. Garland Publishing NY 1993.
- Harvey David, The Condition of Postmodernity. Blackwell. Cambridge MA & Oxford UK, 1996.
- Henry-Thommes C., Recollection, Memory and Imagination. Select Autobiographical Novels of Vladimir Nabokov. Universitaetsverlag. Heidelberg, 2006.
- Howell Yvonne, Science and Gnosticism in «Lance». A Small Alpine Form: Studies in Nabokov’s Short Fiction / Edited by Charles Nicol and Gennady Barabtarlo. Garland Publishing NY, 1993.
- Howlett Jana, Petersburg Moscow — Petropolis. Unreal City: Urban Experience in Modern European Literature and Art / Ed. by Edward Timms and David Kelley. Manchester UP, 1985.
- Johnson Barton D., A Guide to Nabokov’s «A Guide to Berlin». The Slavic and East European Journal, Vol. 23 # 3. (Autumn, 1979)
- Johnson Barton D., Worlds in Regression: Some Novels of Vladimir Nabokov. Ardis Publishers, 1985.
- Karlinsky Simon, Nabokov and Chekhov. The Garland Companion to Vladimir Nabokov / Edited by Vladimir E. Alexandrov. Garland Publishing. NY, 1995.
- Karlinsky Simon, Vladimir Nabokov’s Novel «Dar» as a Work of Literary Criticism: A Structural Analysis. Slavic and East European Journal. 7. # 3 (Autumn, 1963).
- Kestner Joseph, The Novel and the Spatial Arts / Spatial Form in Narrative. Cornell UP, 1981.
- Khrushcheva N. L., Imagining Nabokov. Yale UP. New Haven, 2007.
- Kuzmanovich Zoran, Strong Opinions and Nerve Points: Nabokov’s Life and Art. The Cambridge Companion to Nabokov / Edited by Julian W. Connolly. Cambridge: Cambridge UP, 2005.
- Lees Andrew, Cities Perceived. Urban Society in European and American Thought, 1820−1940. Manchester University Press, 1985.
- Long Michael, Eliot, Pound, Joyce: Unreal city? Unreal City: Urban Experience in Modern European Literature and Art / Edited by Edward Timms and David Kelley. Manchester University Press, 1985.
- Lodge David, The Language of Modernist Fiction: Metaphor and Metonymy in Modernism: A Guide to European Literature 1890−1930 / Ed. by Malcolm Bradbury and James McFarlane. Penguin Books, 1991.
- Matterson Stephen, Sprung from the Music Box of Memory: «Spring in Fialta». A Small Alpine Form: Studies in Nabokov’s Short Fiction / Edited by Charles Nicol and Gennady Barabtarlo. Garland Publishing. NY, 1993.
- McFarlane James, Berlin and the Rise of Modernism 1886−96 in Modernism: A Guide to European Literature 1890−1930 / Ed. by Malcolm Bradbury and James McFarlane. Penguin Books. 1991.
- Meyer Priscilla, Nabokov’s Short Fiction. The Cambridge Companion to Nabokov. Edited by Julian W. Connolly. Cambridge University Press. 2005.
- Meyer Pricilla, The German Theme in Nabokov’s Work of the 1920s. A Small Alpine Form: Studies in Nabokov’s Short Fiction / Edited by Charles Nicol and Gennady Barabtarlo. Garland Publishing. NY, 1993.
- Midgley David, Asphalt Jungle: Brecht and German Poetry of the 1920s. Unreal City: Urban Experience in Modem European Literature and art / Edited by Edward Timms and David Kelley. Manchester University Press, 1985.
- Minden Michael, The City in Early Cinema: Metropolis, Berlin and October. Unreal City: Urban Experience in Modern European Literature and Art / Edited by Edward Timms and David Kelley. Manchester University Press, 1985.
- Natan A., The Twenties and Berlin in Affinities: Essay in German and English Literature. Ed. R. W. Last. London, 1971.
- Naumann M. Т., Blue Evenings in Berlin. Nabokov’s Short Stories of the 1920s. New York University Press, 1978.
- Paulson Ronald, Literary Landscape: Turner and Constable. Yale University Press, 1982.
- Pekka Tammi, Problems of Nabokov’s Poetics: A Narraiological Analysis. Helsinki, 1985.
- Pekka Tammi, Russian Subtexts in Nabokov’s Fiction. Four Essay. Tampere. 1999.
- Rylkova G., Okrylyonnyy Soglyadatay The Winged Eavesdropper. Nabokov and Kusmin. The Archaeology of Anxiety: The Russian Silver Age and Its Legacy. University of Pittsburgh Press, 2007. 108−127.
- Sharpe W., Wallock L., From «Great Town» to «Nonplace Urban Realm»: Reading the Modern City. Visions of the Modern City. Essays in History, Art, and Literature / Ed. by W. Sharpe and L. Wallock. The John Hopkins University Press. 1987.
- Schrader В., Schebera J., The «Golden» Twenties. Art and Literature in Weimar Republic. Yale University press, 1988.
- Shapiro Gavriel, Delicate Markers: Subtexts in Vladimir Nabokov’s «Invitation to a Beheading». Peter Lang Publishing, 1998.
- Shapiro Gavriel, Setting His Myriad Faces in His Text: Nabokov’s Authorial Presence Revisited. Nabokov and His Fiction: New Perspectives / Edited by J.W. Connelly. Cambridge: Cambridge UP, 1999.
- Shrayer Maxim D., The World of Nabokov Stories. University of Texas Press, Austin. 2000.
- Smitten Jeffery R., Introduction: Spatial Form and Narrative Theory. Spatial Form in Narrative Edited by J.R. Smitten and A. Daghistany. Cornell University Press, 1981.
- Timms Edward, Expressionists and Georgians: Demonic City and Enchanted Village. Unreal City: Urban Experience in Modern European Literature and Art / Edited by Edward Timms and David Kelley. Manchester University Press, 1985.
- Timms Edward, Unreal City Theme and Variations. Unreal City: Urban Experience in Modem European Literature and Art / Edited by Edward Timms and David Kelley. Manchester University Press, 1985.
- Toker Leona, Nabokov. The Mystery of Literary Structure. Cornell University Press, 1989.
- Vladimir Nabokov: A Pictorial Biography / Edited by Ellendea Proffer. Ardis, Ann Arbor, 1991.
- Vries Gerard de, D. Barton Johnson, Nabokov and the Art of Painting. Amsterdam University Press, 2006.
- Williams Raymond, The Metropolis and Modernism. Unreal City: Urban Experience in Modern European Literature and Art / Edited by Edward Timms and David Kelley. Manchester University Press, 1985.
- Wyllie Barbara, Nabokov and Cinema. The Cambridge Companion to Nabokov. Edited by Julian W. Connolly. Cambridge: Cambridge UP, 2005.
- Wyllie Barbara, Nabokov at the Movies: Film Perspectives in Fiction. McFarland & Company. N. Carolina, London, 2003.
- Zembla. Официальный сайт общества Владимира Набокова, основанный при поддержке Бибилиотеки Государственного университета Пенсильвании, http://www.libraries.psu.edu/nabokov/ozemble.hlm
- Zimmer Е. Dieter, Nabokovs Berlin. Nicolaische Verlagsbuchhandlung GmbH, Berlin, 2001.1. Художественные альбомы
- Boccioni a Milano. Comune di Milano Ripartizione culture e spettacolo. Gabriele Mazzotta editore. 1982.
- Claude Monet, The color of Time. Thames & Hadson. NY. 2001.
- Dix. Galerie der Stadt Stuttgart. Nationalgalerie Staatliche Museen Preupischer Kulturbesitz Berlin. Verlag Gerd Hatje. 1991.
- Elger Ditmar, Expressionism. Taschen. Cologne. 2007.
- Linfert Carl, Hieronimus Bosch. The library of Great Painters. Harry N. Abrams, INC., Publishers, NY. 1971.
- Pissarro. Ed. A. M. Mascheroni. The Grange Yard. London. 1991.
- Rice Tamara, Talbot Russian Icons. Spring Books, London. 1963.
- The World of Art Movement in Early 20-th Century Russia / Ed. I. Kharitonova. Aurora Art Publishers. Leningrad. 1991.
- Wheelock Arthur K., Jan Vermeer. Harry N. Abrams, INC., Publishers. NY. 1988.
- William Gaunt Turner. Phaidon. NY. 1971.
- Otto Дикс «Лунная женщина». 1913.
- Отто Дикс «Большой город» (Триптих, левая панель). 1928.
- Отто Дикс «Большой город» (Триптих, центральная панель). 1928.
- Отто Дике «Большой город» (Триптих, правая панель). 1928.
- Отто Дике «Уличный Фонарь». 1913.
- Отто Дике-«Ночь в городе». 1913.
- Георг Гросс «Похоронная процессия». 1917−1918.
- Георг Гросс «Метрополис». 1917.
- Кадр из фильма (а) «Берлин: Симфония большого города» (1927), (б) кадр фильма «Метрополис» (1927).
- Мстислав Добужинский «Гримасы города». 1908.
- Константин Сомов «Пейзаж с радугой». 1915.
- Борис Кустодиев «Продавец воздушных шаров». 1915.
- Мстислав Добужинский «Омнибус в Вильно». 1906.
- Констаттин Сомов «Язычок Коломбины». 1915.
- Св. Георгий Новгородская икона. XV.
- Св. Георгий в житии. Новгородская икона. Первая половина XIV века.
- Умберто Боччиони «Улица входит в дом». 1911.
- Иероним Босх- «Сад земных наслаждений. Центральная панель». 1510.
- Ян Вермеер «Вид на Дельфт». 1660−1661.
- Вильям Тернер «Венеция, Вид на восток от Гидекки. Восход». 1819.
- Вильям Тернер «Дождь, пар и скорость. 1844.
- Эдуард Мане «Железная дорога». 1872−1873.
- Клод Моне «Вокзал Сен-Лазар. Прибытие поезда». 1877.
- Гюстав Кайбот «Европейский мост. Набросок». 1976−1877.
- Клод Моне «Бульвар Капуцинов». 1873.