Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Улучшение технико-экономических и экологических показателей дизельного двигателя путем регулирования состава смеси

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Регулирование состава смеси в оптимальных пределах. Методика и программа экспериментальных исследований3. 1. Цель исследования. Анализ образования токсичных компонентов. Оценка погрешности измерений. Выводы1. 8. Задачи исследования. Выводы. Анализ способов улучшения технико-экономических и экологических показателей дизельного двигателя1. 1. Анализ сферы применения дизельных двигателей… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения
  • 1. Анализ способов улучшения технико-экономических и экологических показателей дизельного двигателя
    • 1. 1. Анализ сферы применения дизельных двигателей
    • 1. 2. Анализ особенностей эксплуатации дизелей, работающих на агрегатах с механическим сцепным устройством
    • 1. 3. Анализ особенностей системы питания дизельного двигателя
    • 1. 4. Анализ процессов сгорания в двигателе с воспламенением от сжатия
      • 1. 4. 1. Фазы сгорания
    • 1. 5. Анализ образования токсичных компонентов
    • 1. 6. Анализ средств очистки отработавших газов для снижения токсичности автотракторных двигателей
    • 1. 7. Анализ путей улучпгения технико-экономических и экологических показателей автотракторных дизелей
      • 1. 7. 1. Регулирование процесса сгорания топлива
      • 1. 7. 2. Регулирование состава смеси в оптимальных пределах
  • Выводы
    • 1. 8. Задачи исследования
  • 2. Математический анализ функциониравания дизельного двигателя с системой регулирования состава смеси
    • 2. 1. Определение состава смеси дизеля
      • 2. 1. 1. Определение сопротивления впускного тракта серийного дизеля Д-21А
    • 2. 2. Определение состава смеси серийного дизеля при различных режимах работы
    • 2. 3. Оптимальный состав смеси дизеля
    • 2. 4. Математическое определение угла поворота заслонки
  • Выводы
  • 3. Методика и программа экспериментальных исследований
    • 3. 1. Цель исследования
    • 3. 2. Объект исследования
    • 3. 3. Исследования топливного насоса
      • 3. 3. 1. Методика эксперимента
      • 3. 3. 2. Приборы и оборудование, используемое при исследовании
    • 3. 4. Исследования дизельного двигателя без нагрузки
      • 3. 4. 1. Методика снятия характеристики по положению заслонки
      • 3. 4. 2. Методика снятия регулировочной характеристики по положению заслонки
      • 3. 4. 3. Методика снятия характеристики холостого хода ,
    • 3. 5. Приборы и оборудование, используемые при исследовании двигателя
      • 3. 5. 1. Определение переводного коэффициента тахометра расхода воздуха
    • 3. 6. Предварительная обработка полученных результатов и их точность
    • 3. 7. Оценка погрешности измерений
  • 4. Результаты исследования двигателя
    • 4. 1. Характеристика дизеля по положению заслонки
      • 4. 1. 1. Изменение токсичности отработавших газов
    • 4. 2. Регулировочные характеристики дизеля
    • 4. 3. Сравнение характеристики холостого хода серийного и модернизированного двигателя
      • 4. 3. 1. Изменение токсичности отработавших газов
    • 4. 4. Сравнительный анализ опытных и теоретических результатов
    • 4. 5. Экономико-экологическое обоснование при функционировании дизеля с системой регулирования состава смеси
  • Выводы

Улучшение технико-экономических и экологических показателей дизельного двигателя путем регулирования состава смеси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из актуальнейших проблем современности является экономия природных ресурсов, а также состояние окружаюп]-ей среды, то есть проблема снижения вредного антропогенного воздействия на природу. Уже в настояш-ее время наблюдаются явления, требующие решения с экологических позиций. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС), на современном этапе развития человечества, является наиболее массовым источником энергии, ввиду своей высокой надежности, эффективности, мобильности и способности работать длительное время автономно. В то же время ДВС являются одним из основных потребителей нефтяного топлива и источников массового загрязнения окружающей среды. На сегодняшний день более 55% вредных выбросов в атмосферу приходится на автотракторные двигатели внутреннего сгорания, и в связи с ростом автотракторного парка наблюдается тенденция к возрастанию. Таким образом, увеличение количества автомобилей, хотя и повышает уровень общественно полезных благ, но, вместе с тем, способствует распространению опасности для окружающей среды. Это выводы не только российских [3, 24, 56, 83], но и зарубежных ученых [76, 91]. Вредные вещества, входящие в состав отработавших газов (окислы азота, сажа и др.), вместе с атмосферными осадками, попадают на землю и являются источниками загрязнения рек, водоемов, зеленых насаждений и почвы. Загрязнение воздуха, в свою очередь, приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных культур. Для уменьшения вредного воздействия токсичных элементов, содержащихся в отработавших газах (ОГ) требуется незамедлительное технико-инженерное решение. До недавнего времени охране окружающей среды не уделялось должного внимания. Исследования были направлены в основном на улучшение топливной экономичности, увеличение мощности двигателя и ресурса. В отечественных стандартах до сих пор оговорены только основные параметры токсичности. Так, например, для дизельных двигателей, лимитируется только непрозрачность (дымность) выхлопных газов. Поэтому сейчас, когда Россия интегрируется в мировое экономическое пространство, остро стоит проблема соответствия российских стандартов мировым требованиям, в том числе и в области экологии. В конституции Российской федерации прописаны права граждан на благоприятную окружающую среду [49]. Таким образом, основной задачей при разработке новых и эксплуатируемых двигателей, является изыскание способов, обеспечивающих их работу с минимальным выбросом вредных компонентов на уровне мировых стандартов (Евро-3). В этих условиях оправдано проведение работ по улучшению экологических и технико-экономических показателей существующих двигателей, желательно с минимальными капиталовложениями. Из вышеизложенного следует, что уменьшение расхода топлива и снижение токсичности отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, является серьезной проблемой, решение которой может быть достигнуто на основе глубокой модернизации рабочего процесса. Одним из путей улучшения технико-экономических и экологических показателей дизельных двигателей является регулирование состава смеси и поддержание ее в оптимальных пределах! В настоящее время известно много устройств и способов по улучшению технико-экономических и экологических показателей дизельных двигателей, в частности известны работы Разлейцева Н. Ф [90], Петриченко Р. М по улучшению технико-экономических показателей дизелей. Варшавского И. Л. и Магульского Ф. Ф. [12], Батурина C A. и Байкова А. Б [72], Звонова В. А. [38], Бакирова Э. Г. и др. [7], посвященных проблемам сажевыделения дизелей, Андреева П. А., Дмитриева В. П. и Филипова В. С [75], Васильева И. П. [13], посвященные выбору оптимальной камеры сгорания, работы Семенова Б. П., Иванченко H.H. [99], Суранова Г. И., Смирнова СП. [70], посвященные проблеме повышения топливной экономичности, Петрова В. Н. [80] по работе дизеля на топливо-водяной эмульсии, Смалиса В. И. [113] по применению рециркуляции отработавших газов, работы Злотина Г. Н, Бурова A.A., Ожогина В. А. [39], Лазарева Е. В. [57], Самойлова Н. П. [94, 97], Ахтареева М. Р. [6, 96] по оптимизации сгорания топлива, Никонова С В. [68], Горюнова Л. В. [21] по комплексному методу улучшения технико-экономических показателей дизелей и их агрегатов. Большое количество исследований проводились и за рубежом [16, 43, 45, 47, 64, 65, 82, 84, 102, 103, 105, 106, 120], в том числе и крупными иностранными фирмами, такими как Mercedes-Benz [121], Volkswagen [85] и рядом японских организаций [15, 17, 42, 49, 69]. Известны также и системы регулирования состава смеси. В России работы в данном направлении проводил Горель А. Е [44], за рубежом известны патенты [18, 34]. Однако вышепредставленные способы имеют ряд недостатков и в исследованной нами литературе отсутствует информация о результатах исследований дизельных двигателей, оборудованных системами регулирования состава смеси. Нами выбран способ регулирования состава смеси путем установки во впускной коллектор дизельного двигателя специальной заслонки, которая при повороте уменьшает пропускное сечение трубопровода и снижает количество свежего воздуха, подаваемое в цилиндр на режимах холостого хода и небольших нагрузок. Данный способ содержит в себе ряд преимуш-еств перед другими, а именно, простота конструкции и ее надежность. Диссертационная работа посвящена исследованию возможности улучшения параметров работы дизельного двигателя, на котором установлена система регулирования состава смеси по сравнению со серийным дизелем. Работы проводились в соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ за № 312 от 19,05.95 по проблеме: «О сокращении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств в Республике Татарстан». Эксперименты включали в себя исследования опытного дизеля при различных положениях заслонки, снятие регулировочных характеристик на нескольких скоростных режимах. Основные результаты научных исследований докладывались на I Международной научно-практической конференции «Автомобиль и техносфера», проходившей в июне 1999 г. в г. Казани, на научной конференции «Проблемы механизации сельскохозяйственного производства в современных условиях» посвященной 50-летию факультета механизации сельского хозяйства прошедшей в Казанской ГСХА в 2000 г., а также на итоговых научнопрактических конференциях Казанской ГСХА в 1999, 2000, 2001 и 2002 г. Целью настоящей работы является исследование дизельного двигателя с системой регулирования состава смеси, которая позволяет повысить техникоэкономические и экологические показатели двигателя. Для получения поставленной цели теоретически проанализирована конструкция системы регулирования состава смеси, рассчитаны изменения параметров работы дизеля при различных положениях заслонки, создана экспериментальная установка, которая позволяет получить опытные данные и сравнивать показатели работы типового и модернизированного дизелей. Научная новизна. В диссертационной работе представлено научное обоснование новых технических решений, направленных на использование в дизельных двигателях усовершенствованного рабочего процесса, а именно за счет снижения подачи воздуха в цилиндры на режимах холостого хода и небольших нагрузок путем уменьшения пропускного сечения впускного трубопровода при повороте регулирующей заслонки. Новизна данного способа работы дизельного двигателя защищена патентом Российской Федерации К и № 2 141 042 С1 на изобретение «Способ работы дизельного двигателя внутреннего сгорания» от 08.07.97.Научную новизну работы составляют: — расчет параметров системы регулирования состава смеси и оптимального положения заслонки- - разработанная компьютерная программа, позволяющая производить расчет параметров работы двигателя модернизированного системой регулирования состава смеси и строить графики по полученным результатам- - количественные и качественные характеристики и уточненные закономерности изменения технико-экономических и экологических показателей при функционировании опытного дизеля. Достоверность полученные результатов гарантируется применением современных методов расчета базирующихся на общих законах сохранения, использованием методики испытаний на базе требований государственного стандарта, дублированием экспериментов и статистической обработкой их результатов, использованием современной аттестованной аппаратуры, расчетом погрешности измерения и удовлетворительным схождением результатов эксперимента и расчета. Практическую значимость работы представляет собой комплекс обоснованных параметров использования на дизельном двигателе системы регулирования состава смеси, которые обеспечивают сохранение и чистоту окружающей среды, а также увеличивают экономию энергоресурсов. На защиту выносятся: 1. Система регулирования состава смеси для дизельного двигателя.2. Расчетные формулы, используемые для установления связи показателей при функционировании дизельного двигателя, модернизированного системой регулирования состава смеси.3. Результаты стендовых экспериментов на опытном дизеле при различных положениях регулирующей заслонки.4. Результаты сравнительных испытаний дизельного двигателя модернизированного системой регулирования состава смеси.

Общие выводы.

1. На основании рассмотрения современного состояния проблемы улучшения технических, экономических и экологических показателей дизельных двигателей, таких как, применение средств очистки выхлопных.

162 газов, регулирования процесса сгорания топлива, предложено принципиально новое для нашей страны схемно-конструктивное решение повышения экономико-экологических показателей дизельного двигателя путем модернизации его системой регулирования состава смеси.

2. Получены теоретические характеристики работы системы регулирования состава смеси. Предложена зависимость оптимального состава смеси для дизельного двигателя на всех режимах работы. Теоретически рассчитаны углы поворота заслонки для поддержания состава смеси в оптимальных пределах.

3. В результате экспериментов на опытном дизельном двигателе Д-21А проверен характер изменения работы дизельного двигателя при различных положениях заслонки, найдены оптимальные положения заслонки на различных скоростных режимах холостого хода, сняты характеристики холостого хода серийного дизеля Д-21А и дизеля оборудованного системой регулирования состава смеси при оптимальном положении заслонки.

4. По результатам экспериментов получены данные, которые позволяют использовать их при доработке существующих теоретических зависимостей для расчета системы регулирования состава смеси и при создании систем на другие модели дизельных двигателей.

5. Проведенные стендовые испытания опытного двигателя выявили, что разработанная система позволяет снизить массовый выброс токсичных компонентов на 0. 15%, при увеличении расхода топлива на 1. .2%.

6. На основании экономико-экологических расчетов получено снижение вредных выбросов при выполнении полевых работ сельскохозяйственными тракторами, оборудованными системами регулирования состава смеси на 4,0% и снижение экологического ущерба природе от работы дизелей на 9,2%.

7. На основании теоретического исследования и экспериментальных данных выявлено новое, перспективное направление улучшения экологических.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Г. Прикладная газовая динамика. М.: Наука, 1969.824 с.
  2. Автомобильные и тракторные двигатели./ Под. ред. проф. И.И. Ленина
  3. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды /Р. В. Малов, В. И. Ерохов, В. А. Щетина и др.- М.: Транспорт, 1982 200 с.
  4. С. Н. Исследование рабочих процессов и циклов ДВС. Метод, пособие для практич. занятий /Гос. ком. РФ по высшему образованию- Каз. гос. техн. ун-ет им. А. Н. Туполева-Казань, 1995- 36 с.
  5. И. В., Трусов В. И., Хачиян А. С., Голубков JI. Н. Подача и распыливание топлива в дизелях М.: Машиностроение, 1972 — 357 с.
  6. М. Р. Улучшение технико-экономических и экологических показателей дизельного двигателя путем завихрения заряда дополнительной подачей воздуха в цилиндры. Автореф. дисс.. канд. техн. наук, Казнь, 2001
  7. Э. Г., Захаров В. М., Полещук И. 3., Шайхутдинов 3. Г. Образование и выгорание сажи при сжигании углеводородных топлив.- М.: Машиностроение, 1989 128 с.
  8. Г. П., Богушевская К. К., Беспамятова А. В. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде. JL: Химия, 1975.-456 с.
  9. В. Н. Теория, конструкция и расчет тракторных и автомобильных двигателей. М.: Сельхозиздат, 1962.-391 с.
  10. Д. Д. Сгорание в поршневых двигателях М.Машгиз, 1 969 245 с.
  11. И. Брякотин Э. И., Лоскутов А. С. Обработка результатов эксперимента при испытаниях двигателя внутреннего сгорания. Учебное165пособие /Алт. политехи, ин-т им. И. И. Ползунова- Барнаул: Б.И., 1990.- 91 е.- ил.
  12. Варшавский И. JL, Магульский Ф. Ф. Токсичность дизельной сажи и измерение сажесодержания дизельного выхлопа// тез. ЛАНЭ- М., 1969 С. 120−157.
  13. И. П., Звонов В. А., Гавриленко П. Н. Улучшение показателей дизеля применением турбулизаторов в камере сгорания с каталитическим слоем// Двигателестроение- 1990 № 11- С. 47−49
  14. И. И. Новое о рабочем цикле двигателя. Москва-Свердловск: Машгиз, 1962.- 126 с.
  15. Влияние объема и положения предкамеры на рабочий процесс дизеля/ Imoto Kojl, Kataoka Yoichi, Omura Tadao// Nichon kikai gakkai ronbunshi. B= Trans. Jap. Soc. Mech. Eng. В.- 1995.- 61, № 585.- С. 1956−1960.-Яп- рез. англ.
  16. Впускная система дизеля: Заявка 6 412 049. Япония, МКИ4 F 02 D 41/14, F 02 D 7/00 / Мотидзуки Кэндзи- Фудзи Дзюкогё к.к.- № 62 166 202- Заявл. 02.07.87- Опубл. 17.01.89// Кокай токкё кохо. Сер. 5(1).- 1989.-4.- С. 289−293.- Яп.
  17. Р. А., Самойлов Н. П., Трофимов А. М. Концепция безопасности жизнедеятельности// Материалы научной конференции166сотрудников ФМСХ (Сборник научных трудов). Казань: Изд-во КГСХА-1998.-С. 27−30.
  18. Р. А., Соловьев В. В. Диагностика внутрикамерных процессов в энергетических установках. М.: Машиностроение, 1971,-271 с.
  19. JI. В. Разработка и совершенствование триботехнических систем агрегатов наддува дизелей транспортных средств в процессе их доводки. Казань: Изд-во ГКТУ им. Туполева 1998 — 25 с.
  20. Л. И., Астахов И. В. К использованию ЭЦВМ для расчета процесса впрыска топлива //Тр. НАМИ 1967 — Вып. 94.- М.: НАМИ — с. 107 — 118.
  21. . М. Численное моделирование рабочих процессов дизелей Энергомашиностроение. 1968 — № 7 — С. 25−28.
  22. М. Т. Экологические проблемы сельскохозяйственного производства Львов: Вища шк. Изд-во при Львов, ун-те, 1986 — 144 с.
  23. ГОСТ 10 578–95 Насосы топливные дизелей. Общие технические условия.
  24. ГОСТ 18 509–88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний.
  25. ГОСТ 305–82 Топливо дизельное. Технические условия.
  26. В. П. Некоторые особенности рабочего процесса дизеля с кумулятивной камерой сгорания// в кн. Рабочие процессы в поршневых ДВС// Волгоград, 1979, — С. 44−49.
  27. Ю. Ф. Охрана окружающей среды от загрязнения выбросами двигателей Киев: Урожай, 1989 — 224 с.
  28. Двигатели внутреннего сгорания В 3-х кн.: Учеб. для студентов вузов /В. Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян и др. Под. ред. В. Н. Луканина.-М.: Высш. шк., 1995.-254 с.
  29. Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для втузов по специальности167
  30. Двигатели внутреннего сгорания" /Д. Н. Вырубов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др. Под. общ. ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова.- 4-е изд. перераб. и доп-М.: Машиностроение, 1983 372, с.
  31. А. Ф., Черенков А. С. Общие методы теории высокотемпературных процессов в тепловых двигателях. /Под. общ. ред. В. Е. Алемасова М.: Янус-К, 1997.- 328 е., ил.
  32. H. Ф. Справочник по углеводородным топливам и их продуктам сгорания М-Л: Госэнергоиздат, 1962
  33. P. X. И др. Бензиновые двигатели с подачей в цилиндру дополнительного воздуха /Р. X. Зарипов, Самойлов Д. Н., Самойлов Н. П./.-Казань: Изд-во Форт Диалог, 1995.-70 с.
  34. В. А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1981 160 с.
  35. В. А., Дядин А. П. Исследование сажевыделения в цилиндре дизеля//Тр. Украинского СХИ. Вып. 136.-Киев, 1977.-С.77−82
  36. Г. Н., Буров А. А., Ожогин В. А./ Исследование возможности форсирования дизеля при работе с двухфазовой подачей топлива// в кн. Рабочие процессы в поршневых ДВС// Волгоград, 1979, — С. 8−13 168
  37. И. Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям/ 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1975 559 с.
  38. Испытания двигателей внутреннего сгорания. Ред. инж. Е. Н. Кореи. М.: Машиностроение, 1972 148 с.
  39. Исследование влияния гомогенизации обедненных топливовоздушных смесей на образование оксидов азота./ Shiogi Masahiro, Zhu// Kikai gakkai ronbunshi. B= Trans. Jap. Soc. Mech. Eng. В.- 1995 61, № 588.- С. 3092−3098.-Яп- рез. англ.
  40. Исследование дросселирования впуска и рециркуляции отработавших газов в системе снижения вредных выбросов при обкатке дизелей/ А. Е. Горель Двигателестроение, 1988 — № 12 — С. 11−13.
  41. Исследование, конструирование и расчет тепловых двигателей внутреннего сгорания: Сб. науч. тр. /Центр н.-и. автомоб. и автомотор, ин-т- Редкол.: Кутенев В. Ф. (гл. ред.) и др.М.: НАМИ, 1987.-118, [4] е.: ил.- 20 см.
  42. Исследования канцерогенных свойств отработавших газов дизелей. Dieselstenerist underechtfertigh// KFZ- Betr 1995 — 85. № 47−48 — c.6 — нем
  43. Камеры сгорания в днище поршня для дизелей// Найнэн Кикан-1987.-26.-№ 13.-С. 63−6849.169
  44. Конструирование впускных и выпускных каналов двигателей внутреннего сгорания/ Б. X. Дреганов, М. Г. Круглов, В. С. Обухова/ Киев: В ища шк., 1987.-174 с.
  45. П.П. Расходомеры и счетчики количества. Изд. 3-е, перераб. и доп. Л.: Машиностроение (Ленингр. отд-ние), 1975.-776 с.
  46. М. Г., Меднов А. А. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания: Учеб. пособие для вузов по спец «Двигатели внутреннего сгорания».- М.: Машиностроение, 1988 360, 1. е.: ил.- 22 см.
  47. Культин Н. Delphi 3. Программирование на Object Pascal /Гл. ред. В. Сергеев.-СПб.: BHV-Санкт Петербург, 1998.-304 е.: ил.
  48. С. С., Боришанский В. М. Справочник по теплопередаче. М.: Госэнергоиздат, 1958 431 с.
  49. В. Ф., Арапов В. Ф. Уменьшение выброса вредных веществ двигателями грузовых автомобилей и автобусов М.: НИИНавтопром, 197 974 с.
  50. Е. В. Основные принципы, методы и эффективное совершенствование сгорания топлива для повышения технического уровня тракторного дизеля. Автореф. дисс.. докт. техн. наук, Ленинград, 1986.- 24 с.
  51. Г. Л. Механика жидкости и газа.: Учеб. для вузов по спец. «Механика».- 6-е изд. перераб. и доп.- М.: Наука, 1970 904 с.
  52. Методика выявления изобретений /М. Р. Шепелев, И. И. Кичкин, Э. П. Скорняков, Б. К. Кретов-Кемерово: Кн. изд-во, 1978 143 с.
  53. Моделирование рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания на ЭВМ / Куценко А. С.-Киев: Наук, думка, 1988 104, 4. с.170
  54. В. И. Математическое моделирование высокотемпературных процессов в энергосиловых установках. М.: Наука-1989.-255 с.
  55. В. И. Горение и течение в агрегатах энергоустановок// Моделирование, энергетика, экология. М.: Янус К0.- 1997 304 с.
  56. Н. И., Черняк Б. Я. Основы инженерных исследований и испытания двигателей: Автоматизация исследовательских испытаний ДВС: Учеб. пособие /Моск. автомоб.-дор. ин-т.-М.: МАДИ, 1989 75 с.
  57. Направление исследований и технического совершенствования автомобильных ДВС. Les moteurs de l’an 2000/ Vilnat Michel// Usine nouv-1988.- 37, Suppl.: Technol.- C. 45−49.- Фр.
  58. А. В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей М.: Колос, 1984 — 335 с.
  59. А. В., Белоусов А. Д., Протасов С. Н. Приведение дымности и токсичности отработавших газов тракторных дизелей к стандартным атмосферным условиям// Двигателестроение 1989 — № 9- С. 4042.
  60. С. В. Комплексный метод улучшения технико-экономических показателей дизелей изотермического подвижного состава. Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. техн. наук. ХИИТ, 1986 14 с.
  61. О повышении топливной экономичности автотракторных дизелей/ Г. И. Суранов, С. Н. Смирнов Двигателестроение, 1989.-№ 5- С. 58−59.
  62. А. М. Топливо и смазочные материалы.- М.: Высшая школа, 1982.-208 с.
  63. Обобщенный анализ процесса сажевыделения в дизелях с впрыскиванием топлива в неразделенную камеру сгорания/ С. А. Батурин, А. Б. Байков Двигателестроение, 1988, № 2 — С.8−9
  64. Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени: Пер. с англ. /Ред. Н. А. Чигир- М.: Машиностроение, 1981 407 с.
  65. Основы теории и расчета трактора и автомобиля/ В. А. Скотников, А. А. Мещенский, А. С. Солонский. Под. Ред. В. А. Скотникова- М.: Агропромиздат, 1986.-383 с.
  66. П. А. Андреев, В. П. Дмитриев, В. С. Филипов Выбор диаметра камеры сгорания и оптимальной закрутки потока воздуха на впуске для дизеля размерностью S/D = 12,5/11// тезисы ВолПИ// Волгоград, 1981 121 е.- С. 3−7.
  67. Перспективные тепловые двигатели. Двигатели Стирлинга./Достияров А. М. Анандыков С. Т. Алма-ата: КазПТИ, 1989 46 с.
  68. Р. М. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания. Учебное пособие Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 244 с.
  69. Р. М., Петриченко М. Р. Конвективный теплообмен в поршневых машинах— Л.: Машиностроение. Ленинградское отд-ние, 1 979 232 с.172
  70. В. Н. Применение топливо- водяных эмульсий и некоторые вопросы экономики.// Тр. Ленинградского кораблестроительного института — 1967-вып.61.-С. 11−18.
  71. Повышение технических характеристик, прочности и надежности дизелей: Сб. науч. тр. /Центр, н.-и. дизельный ин-т- Под ред. В. Т. Бордукова-Д.: ЦНИДИ, 1980.-201 с.
  72. Подача воды для снижения токсичности ОГ дизелей. Dieselmotoren erfuller mit Wassere inspritzing zukunftide NOx- und Rubgrenzwe rte/ Velji Amin, Eichel Erwin, Remmels Werner, Hand Franz// MTZ: Motortechn. Z- 1996, № 7−8-C. 400−407.- Нем.
  73. Пути снижения токсичности отработавших газов тракторных дизелей-М.: ЦНИИТЭтракторсельхозмаш, 1977.-39 с.
  74. Работа дизелей на рапсовом масле. Rapsolbetrieb von Dieselnotstromaggre gaten// Sanit +Heizungstechn- 1996 — 61 № 4- C. 99- Нем.
  75. Работы фирмы Volkswagen по совершенствованию автомобильных двигателей. Auf dem weg zum 3-liter auto/ Rodenbusch Pefer// AMZ: Auto, Mot., Zubehor- 1995.- 83, № 9.- C.30.-Нем.
  76. Рабочие процессы в поршневых ДВС: Межвуз. темат. сб. науч. тр. /Волгогр. политехи, ин-т- Редкол. Злотин Г. Н. (отв. ред.) и др.- Волгоград: ВПИ, 1981.-121 с.
  77. Рабочие процессы поршневых машин. Петриченко Р. М., Оносовский В. В. Л.: Машиностроение. Ленинградское отд-ние, 1972 168 с.
  78. Радиоконструктор «Стабилизатор напряжения». Набор деталей для самостоятельной сборки. Описание процесса сборки и контроля.
  79. Радиоконструктор «Электронный термометр». Набор деталей для самостоятельной сборки. Описание процесса сборки и контроля.
  80. Н. Ф. Моделирование и оптимизация процесса сгорания в дизелях Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьк. ун-те, 1980−169 с.173
  81. Разработка требований к топливам высокого качества. Due АСЕА-Kraftstoff-charta/ Gairing Max// Mineraloltechnik 1995, № 8 — С. 1−16 — Нем.- рез. Англ., Фр.
  82. . П. Прикладная нестационарная гидрогазодинамика. Уфа: УАИ. 1988.- 184 с.
  83. Н. П., Игонин Е. И., Кошеваров О. А. Самойлов Д. Н. Токсичность автотракторных двигателей и способы ее снижения. Казань: Изд-во Казанского университета 1997 — 170 с.
  84. Н. П., Ахтариев М. Р. Увеличение надежности дизельного двигателя при эксплуатации с большой и переменной нагрузкой// Проблемы механизации сельского хозяйства. Казань: Мастер Лайн 2000 — стр. 278−280.
  85. Н. П., Аладашвили И. К. Снижение токсичных компонентов в отработавших газах дизельных двигателях. // Труды Казанской ГСХА том 70. Казань: ООО «ЦОП», — 2000.- стр.31−33.
  86. Н. П., Самойлов Д. Н. Автомобильный транспорт -основной источник загрязнения окружающей среды и способы его уменьшения. Казань: Изд-во КГСХА, 2000.- 108 с.174
  87. . Н., Иванченко Н. Н. Задачи повышения топливной экономичности дизелей и пути их решения// Двигателестроение- 1990 № 11 — С.3−7.
  88. Системный подход к проблеме сравнения экологических ущербов воздушным и водным средам от транспортных тепловозных двигателей/ И.Л.Шегалов-Двигателестроение- 1988-№ 10-С. 55−59.
  89. А. Л. Справочник по компонентам Delphi 3 /Ред. С. И. Новиков.-М.: Приор, 1998.- 288 с.
  90. Снижение токсичности отработавших газов в дизелях с высоким наддувом. Schadstoffminderunderungspotenfail hochaufgeladener Nfz-Dieselmotoren/ Strobel Martin, Durnholtz Manfred// MTZ: Motortechn Z — 1996−57, № 6.- C. 336−340.- Нем.
  91. Снижение токсичности отработавших газов дизелей на подземных работах/ Luo Leisheng//Knangye Yanju yu kaifa = Mining Res. And Dev.- 1995−15, № 1.- C.68−71- Кит.- рез. англ.
  92. Сорока-Навицкий. Испытания автотракторных двигателей. Изд.4-е, испр. и доп. М.: Машгиз, 1955- 528 с.
  93. Способы снижения токсичности отработавших газов. Mit alien Mitteln// Autotechnik.- 1995, — 44, № 8.- С. 10−12.- Нем.
  94. Теория оценки параметров токсичности транспортных газотурбинных двигателей /В. Г. Воронин Двигателестроение, 1988, № 7. С 5558.
  95. Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания /Справочник в 10-ти томах под. ред. В. П. Глушко М.: АНСССР-ВИНИТИ, 1971. 1980.175
  96. Топливная аппаратура автотракторных и комбайновых дизелей, технические требования на капитальный ремонт, М.: Машиностроение, 1981−350 с.
  97. Трактор Т-25 Альбом справочник. Л.: Колос 1972 — 175 с.
  98. Г. И. Практикум по автотракторным двигателям. Изд. З-е, испр. и доп. М.: Колос, 1968.- 223 с.
  99. Тяговые характеристики сельскохозяйственных тракторов. Альбом-справочник-М.: Россельхозиздат, 1979 240 с.
  100. Циркуляция отработавших газов как средство сокращения выбросов окислов азота дизелями/ В. И. Смайлис в кн.: Снижение загрязнения воздуха в городе выхлопными газами автомобилей. М.: НИИНавтопром, 1971- С. 118 126
  101. Г. Д., Хачиян А. С., Пикус В. И. Рабочий процесс и теплонапряженность автомобильных дизелей-М.: Машиностроение, 1986.-216 с.
  102. Экономика страж природы/ С. В. Ходорковская- Энергия-1985.-№ 1.-С. 38−44.
  103. Элементы систем автоматизированного проектирования ДВС: Алгоритмы прикладных программ. Петриченко P.M., Батурин С. М., Исаков
Заполнить форму текущей работой