Проблемы эксплуатационного обслуживания информационных систем.
Обзор информационных систем на транспорте.
Эксплуатационные свойства технических объектов и
Постановки задач уточнения норм эксплуатационных свойств могут быть весьма разнообразными и не имеют принципиальных отличий от аналогичных инженерных задач. для их решения необходимо иметь зависимости лимитирующего фактора С показателей эксплуатационных: свойств г.,…, г,. При наличии зависимости С (г. … г.) можно применить методы математического программирования и получить решение задачи. Однако… Читать ещё >
Проблемы эксплуатационного обслуживания информационных систем. Обзор информационных систем на транспорте. Эксплуатационные свойства технических объектов и (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)»
Направление подготовки
09.03.02 — Информационные системы и технологии РЕФЕРАТ По дисциплине «Эксплуатация информационных систем на транспорте»
ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. ОБЗОР ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА ТРАНСПОРТЕ. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ТЕХНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ Выполнил: Багдасарян М.В.
Группа: 1бИС1
Москва — 2015
Введение
Важным условием повышения эффективности работы информационных систем в современных условиях является обеспечение непрерывности их производственного процесса не только за счет использования более современных информационных технологий, новых устройств вычислительной техники и современных средств связи, но и за счёт рациональных методов и условий обслуживания.
1. Основные понятия процесса эксплуатации
Эксплуатация любых производственных систем, в том числе автоматизированных информационных систем (АИС), представляет собой совокупность двух взаимосвязанных процессов: 1) процесс применения, т. е. использования системы по прямому назначению 2) Процесс эксплуатационного обслуживания, т. е. процесс, направленный на поддержание высокого качества функционирования системы.
Управление эксплуатацией предполагает достижение такое состояния процесса функционирования системы, при котором все объекты управления (инфраструктура АИС и управляемые посредством АИС объекты) будут под контролем и в состоянии адекватно реагировать на управляющие воздействия. Если содержание первой составляющей процесса эксплуатации во многом определяется назначением и особенностями системы, то для второй составляющей (эксплуатационного обслуживают) можно выделить ряд проблем и методов, общих для самых различных систем. Совокупность методов. обеспечивающих процессы эксплуатационного обслуживания. будем называть эксплуатационным обеспечением.
Целью управления эксплуатационным обслуживанием системы является достижение и поддержание на высоком уровне качества ее функционирования. Для достижения этой цели должны быть осуществлены планирование и организация регламентных работ по обслуживанию (профилактика). восстановление после отказов, регулярные проверки (контроль) состояния инфраструктуры системы.
Важной частью процесса управления эксплуатацией АИС является контроль текущего состояния всех элементов системы. Такое управление. осуществлено: с использованием определенных правил учета элементов АИС на основе качественной информации о состоянии и взаимосвязях этих элементов. получило название конфигурационного управления.
Долговечность — обычно понимают свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Предельным называют состояние объекта, при котором его дальнейшее применение по назначению (либо восстановление его работоспособного состояния) невозможно или нецелесообразно.
Общим эксплуатационным свойством объекта является технологичность обслуживания.
Можно выделить несколько этапов обслуживания технических объектов:
1) при подготовке к применению проводятся заправочно-снаряжательные операции и операции по контролю работоспособности;
2) для повышения надёжности и долговечности объектов проводится техническое обслуживание;
3) для восстановления 'заданных свойств объектов проводятся ремонты.
При рассмотрении технологичности обслуживания целесообразно различать три свойства технических объектов, каждое из которых соответствует определенному этапу обслуживания:
1) приспособленность к проведению заправочно-снаряжательных операций и контролю состояния объекта перед использованием;
2) приспособленность к проведению технического обслуживания;
3) приспособленность к выполнению ремонтов.
Приспособленность к проведению подготовительных операций перед применением является важнейшей составной
1.1 Учет вопросов эксплуатационного обслуживания в жизненном цикле систем АИС, как и всякая система, в своем развитии проходит ряд последовательных этапов, совокупность которых образует жизненный цикл системы.
Жизненный цикл АИС — это совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния АИС, от формирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств автоматизации.
В жизненном цикле АИС можно выделить процессы формирования требований к системе, проектирования ее инфраструктуры. Создания, ввода в действие, тиражирования и эксплуатации (с обязательным сопровождением) системы вплоть до ее утилизации. Все эти процессы взаимосвязаны.
Во-первых, при реализации каждого из них разрабатываются основные принципы дальнейшего существования системы.
Во-вторых, в ходе каждого из них используется информация об опыте осуществления процессов жизненного цикла аналогичных систем.
При формировании требований к АИС учитываются требования заказчика и производится обследование объекта; обосновывается необходимость создания системы; разработается техническое задание на создание АИС. а при необходимости. на части АИС. в том числе и на создание подсистемы эксплуатационного обслуживания, АИС.
В процессе проектирования инфраструктуры системы разрабатывается проектно-конструкторская и эксплуатационная документация на технические средства, технологию сбора и переработки данных, структуру программного обеспечения, учебные планы и программы подготовки операторов и эксплуатационников; определяются параметры каждого проектируемого элемента исходя из условия качества функционирования системы в целом. При этом проект создаваемого элемента рассматривается как реально существующий элемент системы, функционирующий в типичных условиях его эксплуатации В процессе создания инфраструктуры системы создаются или выбираются технические средства, разрабатывается система управления их эксплуатационным обслуживанием. создается и отлаживается система сбора, переработки и отображения данных с соответствующим программным обеспечением. При планировании работ учитываются ограничения по материальным и временным затратам, состояние производственной базы. С учетом экономических факторов планируется последовательность ввода в эксплуатацию заданного количества элементов.
В процессе ввода в действие и тиражирования осуществляется подготовка персонала в соответствии с учебными планами и программами, проводятся предварительные испытания, опытная эксплуатация АИС и приемо-сдаточные испытания. Эталон программного обеспечения АИС и эксплуатационной документации передается в группу сопровождения с последующей поставкой программных средств и документации на объект внедрения.
В процессе эксплуатации системы происходит применение системы по назначению и осуществляется управление ее эксплуатационным обслуживанием. При этом определяются варианты наилучшего использования инфраструктуры системы. корректируется структура системы, проводятся организационные мероприятия по обслуживанию и применению системы и т. д. Организуется и совершенствуется сбор данных о качестве функционирования системы, выявляются отклонения фактических эксплуатационных характеристик АИС от проектных значении; устанавливаются причины этих отклонении; устраняются обнаруженные недостатки и обеспечивается стабильность данных характеристик.
Таким образом, на всех этапах жизненного цикла должны рассматриваться вопросы управления ее эксплуатацией.
1.2 Особенности эксплуатации автоматизированных информационных систем автоматизированный информационный навигационный глонасс К специальным эксплуатационным свойствам относятся технологичность применения: согласованность характеристик технического средства и оператора, а также приспособленность к определённым условиям работы (внешним факторам: колебаниям температуры, давления. к виброперегрузкам и пр.). В автоматизированных ИС специальные эксплуатационные свойства технических средств могут проявляться как в процессе их применения, так и при эксплуатационном обслуживании. В настоящее время больше изучены специальные эксплуатационные свойства, проявляющиеся в процессе применения технических средств.
Для успешного проведения технического обслуживания технические средства ИС должны обладать наряду с высокой эксплуатационной технологичностью (общее эксплуатационное свойство) рядом специальных эксплуатационных свойств. Так, например. при наличии высоких электрических напряжений. излучений и других опасных факторов должна быть обеспечена безопасность персонала при проведении операций по техническому обслуживанию. Для многих технических средств системе управления важным специальным эксплуатационным свойством является защищенность от случайных повреждений при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонтам. Для информационных устройств важно обеспечить защищенность информации от несанкционированного доступа.
При часто сменяемом эксплуатационном персонале важным становится специальное эксплуатационное свойство — простота овладения персоналом технологией выполнения операций по техническому обслуживанию. Она зависит как от конструкции технических средств. так и от качества эксплуатационной документации.
Учет и совершенствование эксплуатационных свойств каждой из составляющих АИС является необходимым условием выполнения возрастающих требований к качеству функционирования этих систем.
В производственных системах, имеющих АИС, выделяют два основных направления организации эксплуатационного обслуживания. Во-первых, необходимость обеспечить качество функционирования производственной системы, в состав которой входит АИС. Во-вторых — качество функционирования самой АИС.
Систему эксплуатационною обслуживания можно рассматривать как замкнутую динамическую систему управления качеством функционирования производственных систем. В системе эксплуатационного обслуживания автоматизированных информационных управляющих систем можно выделить два контура управления. т. е. две подсистемы эксплуатационного обслуживания ПЭО-1 и ПЭ0−2 (рис. 1.1).
Одной из важнейших подсистем АИС является ПЭО-1. обеспечивающая качество функционирования производственной системы. Поскольку автоматизация управления предполагает наличие комплекса технических и программных средств, осуществляющих сбор, переработку и отображение информации, то необходима подсистема эксплуатационного обслуживания объектов информационной системы управления ІІЭ0−2.
В обеих подсистемах для осуществления эксплуатационного обслуживания проводятся три группы мероприятии: контроль, профилактика и восстановление. С помощью контроля получают информацию о текущем состоянии объекта. Далее вырабатывается решение о виде управляющего воздействия: о профилактике (т.е. о действиях по предупреждено отказов) или о восстановлении (т.е. о действиях после отказа). В каждой из этих групп мероприятий возникает ряд инженерных задач по обеспечению эффективности функционирования АИС. При создании системы эксплуатационного обслуживания предприятия, включающей подсистему эксплуатационного обслуживания АИС, важно учесть, что эксплуатационные процессы различных технологических, в том числе информационных систем имеют ряд общих проблем и методов. Это позволяет отметить следующие особенности учета процессов эксплуатации АИС:
— при рассмотрении эксплуатационных вопросов АИС необходимо учитывать свойства как технических объектов, так и других элементов информационной системы: персонала и информации;
— при создании систем эксплуатационных обслуживания целесообразно использовать методы количественной оценки и совершенствования эксплуатационных процессов. Общие для любых систем. частью технологичности обслуживания подвижных объектов самолётов, автомобилей, поездов и др. Эго свойство в основном зависит от удобства доступа к местам заправки, снаряжения, кот-ром работоспособности и от приспособленности объекта к механизации и автоматизации работ по подготовке к применению.
Приспособленность к техническому обслуживанию зависит от приспособленности объекта к автоматизированному контролю состояния; удобства доступа к местам выполнения работ, лёгкосъёмности панелей, блоков и т. п. При этом основное значение имеет автоматизированный контроль.
Приспособленность к ремонту зависит от удобства доступа к местам ремонта, лёгкосъёмности агрегатов, узлов, деталей, их взаимозаменяемости и унификации, наличия систем автоматического поиска неисправностей.
Эти и другие специальные эксплуатационные свойства часто незначимы в процессе применения технических средств и приобретают большее или меньшее значение в конкретных условиях технического обслуживания. Например, приборные панели на рабочем месте оператора могут быть расположены и закреплены так. что практически исключена возможность их повреждения в процессе применения. Однако расположение и крепление этих панелей может оказаться неудобным для проведения работ по техническому обслуживанию, в ходе которого могут возникнуть скрытые повреждения приборов и коммуникаций к ним при неловких движениях специалистов.
1.3 Показатели технологичности обслуживания В настоящее время ещё нет единого мнения о возможных показателях технологичности обслуживания и целесообразности использования тех или иных показателей. С помощью существующих показателей количественно оценивают отдельные проявления технологичности обслуживания. Для этого используют соответствующие коэффициенты. Например, для оценки доступности, лёгкосъёмности и взаимозаменяемости применяется коэффициент затрат труда К, равный средней доле трудозатрат на выполнение вспомогательных (подготовительно-заключительных) работ. Этот коэффициент вычисляется по формуле:
Существует ряд других коэффициентов (коэффициент совместимости, коэффициент степени автоматизации контроля и др.). При желании нетрудно придумать новые коэффициенты, характеризующие какую-либо одну сторону технологи — шести обслуживания.
Ни одни из перечисленных коэффициентов нельзя использовать в качестве общей характеристики технологичности обслуживания. К сожалению, такие попытки имеются. Например, коэффициент основных работ иногда даже называется коэффициентом эксплуатационной технологичности, и считается, что чем он больше, тем выше технологичность Обслуживания объекта. Эго может привести к неверной оценке объектов.
1.4 Показатели долговечности объектов При оценке долговечности рассматривают технический ресурс — суммарную наработку объекта до достижения предельного состояния. Иногда рассматривают срок службы, т. е. календарную продолжительность эксплуатации до достижения предельного состояния. Признаки (критерии) предельного состояния устанавливаются нормативно-технической документацией на данный объект.
Для невосстанавливаемых объектов критериями предельного состояния могут быть отказ объекта, повышенная опасность появления отказа или нарушения требований безопасности, достижение определённой наработки, обусловленной специальными условиями эксплуатации. Для восстанавливаемых объектов критериями предельного состояния могут являться необходимость проведения очередного капитального ремонта, недопустимое снижение качества функционирования или нарушение требований безопасности, которые не могут быть устранены в результате ремонта.
1.5 Выбор и обоснование принципов технического обслуживания Принципы технического обслуживания во многом определяют эффективность применения объекта, оказывают существенное влияние на его конструкцию. Формирование этих принципов является одним из важнейших элементов научной политики по совершенствованию перспективных объектов.
Можно различать несколько правил замены и восстановления отдельных блоков или агрегатов технических объектов:
1) по календарным срокам независимо от наработки объекта;
2) по выработке установленных заранее межремонтных ресурсов;
3) по техническому состоянию.
Замена или восстановление по календарным срокам, когда не учитывается, использовался или нет технический объект, ведёт обычно к неоправданным материальным потерям.
При замене и ремонте по выработке ресурса незначительно усложняется конструкция объекта (могут устанавливаться измерители наработки). Организация технического обслуживания остаётся сравнительно простой. но возможности экономии сил и средств используются не полностью.
При замене по техническому состоянию периодически контролируется определяющий параметр блока (агрегата), характеризующий его приближение к отказу или границе допуска.
Решение о замене, восстановлении или более подробной проверке принимается по результатам контроля. При этом значительно сокращается трудозатрат на обслуживание, сокращается расход дорогостоящих деталей и одновременно повышается надёжность объекта.
Сказанное выше о замене н восстановлении блоков (агрегатов) можно распространить на их разработку, проверку и другие работы. Замена и восстановление блоков (агрегатов) по техническому состоянию возможны лишь для объектов, которые специально конструируются с учётом такой особенности технического обслуживания. Необходимо заранее найти определяющие параметры блоков (агрегатов), предусмотреть встроенные датчики для измерения, места подсоединения передвижных средств контроля н пр. Кроме того, для полной гарантии безотказной работы объекта целесообразно предусмотрен возможные последствия отказов с тем, чтобы случайный отказ элемента системы по возможности не приводил к чрезвычайному происшествию.
Таким образом, техническое задание на проектируемый объект должно предусматривать применение передовой системы технического обслуживания.
При формировании соответствующих требований часто приходится преодолевать стихийное стремление применять для будущих конструкций существующие в настоящий момент конструкции и ставшие привычными принципы технического обслуживания.
Выбор показателей эксплуатационных свойств. Нормируемые показатели эксплуатационных свойств, включаемые в техническое задание на проектируемый объект, должны соответствовать режиму его использования и конструкции, должны учитываться последствия изменения этих свойств при отказах, ошибках персонала и т. п. Кроме того, должна обеспечиваться возможность проверки значений этих показателей при испытаниях и эксплуатации объекта.
При выборе нормируемых показателей эксплуатационных свойств целесообразно вначале собрать сведения о системе, в которую входит рассматриваемый объект. Далее необходимо установить назначение объекта. При этом обычно удается выделить несколько групп объектов, различающихся своим назначением, и для каждой группы определить режим применения объектов. Так, например, при выборе показателей надёжности можно выделить три группы: І) объекты предназначенные для работы в технологических системах, качество функционирования которых может быть оценено экономическими критериями; 2) объекты, функционирование которых связано с обеспечением безопасности; 3) объекты, для которых нельзя указать заранее технологические системы, в которых они будут использоваться.
Далее для определённой группы объект: выбирается один из типов показателей (например, для оценки надёжности: интервальный, мгновенный или числовой). При таком выборе полезно рассмотреть общий вид зависимости показателя качества функционирования объекта или технологической системы от показателей эксплуатационных свойств и режимов применения объектов. Полезно также учитывать режим работы системы в зависимости (например, монотонная плавная или близкая к релейной и та). Обычно при релейной зависимости для оценки надёжности приходится выбирать интервальный показатель; в остальных случаях можно ограничиться числовыми показателями.
Назначение норм эксплуатационных свойств. При назначении количественных требований (норм) эксплуатационных свойств объектов учитываются возможности производства. экономические соображения и требования безопасности. Вначале находятся нормы эксплуатационных свойств, соответствующие возможностям производства, затем производится уточнение этих норм н выбор мероприятий по совершенствованию объекта с учётом лимитирующих факторов, например. стоимости производства и эксплуатации.
Поскольку при составлении технического задания недостаточно ясны конструктивные формы проектируемого объекта, обосновать нормы эксплуатационных свойств можно лишь рассматривая аналогичный объект (прототип) и учитывая тенденции изменения характеристик прототипа.
При выборе прототипа целесообразно использовать сведения об эксплуатационных свойствах аналогичных объектов, проявившихся в процессе их эксплуатации. При этом желательно учитывать не только средние значения Е соответствующих показателей, но н их средние квадратические отклонения о. Выбор варианта с наименьшим значением о обеспечивает меньший риск ошибки.
Значения норм эксплуатационных свойств прототипа корректируется с учётом технических характеристик проектируемого объекта, технического прогресса за время его проектирования и изготовления, изменения условий применения, лимитирующих факторов, квалификации операторов н эксплуатационною персонала и других факторов. При задании норм эксплуатационных свойств в ряде случаев целесообразно указывать размер поощрения (повышения стоимости) за совершенствование закатываемого объекта.
Возможности совершенствования эксплуатационных свойств технических объектов обычно ограничены лимитирующими факторами (затратами на проектирование, производство и эксплуатацию, размерами, массой объекта, наличием дефицитных материалов, квалификацией персонала и др.).
Постановки задач уточнения норм эксплуатационных свойств могут быть весьма разнообразными и не имеют принципиальных отличий от аналогичных инженерных задач. для их решения необходимо иметь зависимости лимитирующего фактора С показателей эксплуатационных: свойств г.,…, г,. При наличии зависимости С (г. … г.) можно применить методы математического программирования и получить решение задачи. Однако на практике обычно приходится сталкиваться с низкой точностью или даже полным отсутствием исходных данных [в первую очередь зависимостей С (г) и влиянием неконтролируемых случайных факторов. В результате точная оптимизация обычно теряет смысл. При этом стараются найти достаточно хорошие эвристические решения, опирающиеся на накопленные данные об эксплуатации объектов-аналогов.
Таким образом, при назначении норм эксплуатационных свойств основное значение имеют производственный опыт и интуиция специалистов.
Программы обеспечения эксплуатационных свойств В настоящее время становится общепринятым, что нельзя добиться улучшения эксплуатационных свойств объектов отдельными разрозненными мероприятиями. Необходимы жёсткие программы обеспечения эксплуатационных свойств, включающие взаимно связанные мероприятия на всех этапах проектирования, изготовления и эксплуатации изделий.
Программы обеспечения эксплуатационных свойств составляются проектирующей организацией с учётом требований, содержащихся в техническом задании на проектируемый объект.
Проектирующая организация несёт ответственность за осуществление программ и требует их выполнения от поставщиков отдельных блоков и агрегатов. Контроль выполнения программ осуществляется заказчиком. Непосредственное руководство программами осуществляют инженеры-специалисты по надёжности или по технологичности обслуживания объектов (обычно составляются отдельные программы по надёжности и технологичности обслуживания).
Программы обеспечения надежности включают распределение требовании к надежности по системам, блокам и элементам. изучение условий работы изделий. различные виды расчетов надёжности и испытаний, контроль на различных стадиях проектирования и изготовления изделий и ряд других плановых мероприятий. По данным иностранной печати расходы по программе надёжности составляют 1−2% общей стоимости разработки н изготовления партии объектов. Эти расходы быстро компенсируются сокращением эксплуатационных затрат (расходы на поддержание в работоспособном состоянии составляют за год в среднем 6% стоимости техники).
В каждой программе записываются мероприятия, сроки их проведения, должностные лица, ответственные за проведение мероприятий. Мероприятия формулируются так, чтобы заказчик мог легко контролировать их выполнение. В программе выделяются следующие разделы.
1. Руководство программой. В этом разделе записываются мероприятия по составлению рабочих документов, планов, обеспечению условий выполнения программ, организационным вопросам. Приводятся систематизированные перечни задач, оценивается их важность. Описывается система обобщения эксплуатационных данных и принятия мер по устранению повторяющихся отказов.
2. Мероприятия при проектировании объектов. К ним относятся изучение условий применения объектов, квалификации операторов и исполнителей работ по техническому обслуживанию, анализ комплектующих элементов; создание конструкторской документации для этапов производства, испытаний, эксплуатации; разработка рекомендаций по схемным и конструктивным методам повышения надёжности и др.
3. Мероприятия при изготовлении объектов. Сюда относятся контроль за рабочей документацией и соответствием параметров продукции требованиям документации, способы входного контроля, мероприятия по статистическому регулированию качества продукции, внесение изменений в технологический процесс изготовления изделий, методы контроля производственных сдельных процессов, приёмочный контроль, планы испытаний на безотказную работу, организация испытаний.
4. Мероприятия при эксплуатации объектов. В этом разделе содержатся мероприятия по совершенствованию системы технического обслуживания (профилактические мероприятия, технология осмотров и поиска неисправностей, организация аварийных и профилактических замен и т. д.). Кроме того, описывается мероприятия по совершенствованию сбора и обработки данных об отказах, связи с проектировщикам и изготовителями аппаратуры. Примеры отдельных мероприятий:
1) в ходе проектирования объекта не менее 3 раз производить расчёты надёжности изделий; первый (приближённый) расчёт произвести на стадии эскизного проекта;
2) при разработке электронных схем запретить применение элементов, нагрузка на которые превышает 20% номинала;
3) ввести текущий статистический контроль с помощью карты медиан и размахов для основных деталей;
4) внести в эксплуатационную документацию обязательное техническое обслуживание механических и электромеханических агрегатов через каждые 1000 ч работы объекта (проверка и регулировка зазоров, натяжения пружин, возобновление смазки и т. д.).
Программа обеспечения технологичности обслуживания должна предусматривать наряду с совершенствованием конструкции изделия также н разработку планов и способов технического обслуживания параллельно с проектированием объекта. На возможно более ранних этапах проектирования должна производиться количественная оценка технологичности обслуживания.
По мере разработки конструкции должны постоянно уточняться первоначальные оценки и намечаться новые пути совершенствования объекта. Выполнение программ технологичности обслуживания позволит значительно уменьшить эксплуатационные расходы.
Чтобы программа обеспечения эксплуатационных свойств была эффективной, необходимо, чтобы она была достаточно подробной уже на ранних этапах проектирования объекта.
Иначе говоря, нужно применять значительное количество правильных решений на ранних этапах разработки. Однако на этих этапах трудно получить полную информацию, которая давала бы возможность принять оптимальное решение. Потому очень важно изучить и проанализировать процессы разработки аналогичных изделий и аналогичные программы обеспечения эксплуатационных свойств. Качество решений будет зависеть от полноты информации.
автоматизированный информационный долговечность
2. Обзор информационных систем на транспорте Достаточно много где используется, начиная с системы ГЛОНАС, пожарная система, которая определяет очаги пожаров, заканчивая wi-fi в метро.
Сейчас мы даже не представим свое существование без них.
Рассмотрим навигационную система gps и глонасс.
ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система (ГЛОНАСС) — российская спутниковая навигационная система. Основой системы являются 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли. Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию с орбитальной группировкой из 12 спутников. Для определения пространственных координат и точного времени требуется принять и обработать навигационные сигналы не менее чем от 4-х спутников ГЛОНАСС. По состоянию на 01.04.2011 г. в составе орбитальной группировки системы ГЛОНАСС насчитывается 26 космических аппаратов «Глонасс-М», из них 22 используются по целевому назначению и четыре временно выведены на техобслуживание.
Спутники системы ГЛОНАСС, как и GPS, непрерывно излучают навигационные сигналы двух типов: навигационный сигнал стандартной точности (СТ) и навигационный сигнал высокой точности (ВТ). Информация, предоставляемая навигационным сигналом СТ, доступна всем потребителям и позволяет определять:
* горизонтальные координаты с точностью 50−70 м
* вертикальные координаты с точностью 70 м
* составляющие вектора скорости с точностью 15 см/с
* точное время с точностью 0,7 мкс По своим характеристикам и принципам построения системы GPS и ГЛОНАСС схожи, однако имеют немного разные технологии в основе, что позволяет говорить об отсутствии заимствования. В настоящее время система GPS — это 29 активных спутников, ГЛОНАСС — 22, в сумме 51 спутник. Приемники, использующие данные всех спутников будут надежнее и точнее — в этом и состоит практический результат применения двух систем — ГЛОНАСС и GPS.
2.1 Какие данные можно контролировать с помощью системы транспортного мониторинга?
Спутниковая Система транспортного мониторинга позволяет контролировать в режиме реального времени следующие параметры объектов:
* текущее местоположение
* скорость движения
* время движения
* время и место стоянок автотранспорта
* пройденный маршрут
* прохождение контрольных зон в заданный период времени
* время и место погрузки и выгрузки грузов
* факт включения зажигания двигателя
* расход топлива, его заправки и сливы
* количество топлива в баках
* температурный режим
* загруженность механизмов (для спецтехники)
* открытие дверей
* опрокидывание кузова
* обороты двигателя
* количество моточасов
* срабатывание сигнализации, «тревожной кнопки» и т. д.
Кроме того, спутниковая Система ГЛОНАСС/GPS слежения в режиме реального времени передает видеоданные с установленных в автомобиле видеокамер, оповещает о потере связи с поставленным на сигнализацию автомобилем, позволяет удаленно управлять агрегатами автомобиля и исполнительными устройствами, при потере зоны покрытия автоматически переходит на альтернативный канал связи, обеспечивает связь с водителем и многое другое.
3. Эксплуатационные свойства технических объектов и систем
3.1 Общие эксплуатационные свойства технических объектов и способы их оценки Технические объекты ИС характеризуются своими эксплуатационными свойствами. Все эти свойства технических объектов можно разделить на две группы, связанные с областью применения показателей, пользуемых при оценке или с описанием этих свойств.
1. Общие эксплуатационные свойства оценивают показателями и описывают терминами, одинаковыми для объектов различного устройств и назначения.
2. Специальные эксплуатационные свойства оценивают показателями и описывают терминами, имеющими значение лишь для рассматриваемого типа объектов.
В настоящее фена среди общих эксплуатационных свойств объектов можно выделить надёжность и технологичность обслуживания.
Интуитивно надёжность связывают с недопустимостью отказов изделий. Поэтому под надежностью в узким смысле понимают безотказность, т. е. свойство объекта сохранять работоспособность в течение некоторой наработки без вынужденных перерывов. Надежность в широким смысле — сложное свойство, которое в зависимости от назначения объекта и условии его применения состоит из сочетаний таких свойств, как безотказность, долговечность, ремонтопригодность н сохранность.
При этом под надежностью понимают «свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения. технического обслуживания. Ремонтов, хранения и транспортировки»
Под долговечностью обычно понимают свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Предельным называют состояние объекта, при котором его дальнейшее применение по назначению либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Общим эксплуатационным свойством объекта является технологичность обслуживания. Часто применяется также термин «эксплуатационная технологичность, что не совсем правильно, так как под эксплуатацией обычно понимают применение технических объектов по прямому назначению. Поэтому целесообразно различать технологичность обслуживания (общее эксплуатационное свойство) и технологичность применения (согласованность машины и оператора). Пока не разработаны общие для всех объектов характеристики технологичности применения, это свойство приходится считать специальным.
Можно выделить несколько этапов обслуживания технических объектов:
— проведение при подготовке к применению заправочно-снаряжаемых операций и операций по контролю за работоспособностью;
— проведение технического обслуживания для повышения надежности и долговечности объектов:
— проведение ремонтных работ для восстановления заданных свойств объектов.
При рассмотрении технологичности обслуживания целесообразно различать три свойства технических объектов на определенных этапах его обслуживания:
1) приспособленность к проведению заправочно-снаряжательных: операций н контролю за состоянием объекта перед использованием;
2) приспособленность к проведению технического обслуживания;
3) приспособленность к выполнению ремонтов.
Первое свойство является важнейшей составной частью технологичности обслуживания подвижных объектов — поездов, самолетов, автомобилей и др. Оно в основном определяется удобством доступа к местам заправки, снаряжения, контроля за работоспособностью и от приспособленности объектов к механизации и автоматизации соответствующих работ.
Выполнения работ, лёгкосъёмности панелей, блоков и т. п. При этом основное значение имеет автоматизированный кот-роль.
Третье свойство определяется удобством доступа к местам ремонта, легкосъёмностью агрегатов, узлов, деталей, их взаимозаменяемость и унификацией, наличием систем автоматического поиска неисправностей.
Рассмотрим показатели перечисленных выше общих эксплуатационных свойств. Показатели надежности (безотказности) объектов изучаются в рамках отдельной дисциплины.
Показатели технологичности обслуживания. В настоящее время еще нет единого мнения о возможных показателях технологичности обслуживания и целесообразности использования тех или иных показателей. С помощью существующих показателей количественно оценивают отдельные проявления технологичности обслуживания. Для этого используют соответствующие коэффициенты. Например, для оценки доступности. легкосъемности и взаимозаменяемости применяется коэффициент затрат труда равный средней доле трудозатрат на выполнение вспомогательных (подготовительно-заключительных) работ. Который вычисляется по формуле:
Существует ряд других коэффициентов (например, совместимости степени автоматизации контроля). При желании нетрудно придумать новые коэффициенты, характеризующие какую-либо одну сторону технологичности обслуживания.
Ни один из перечисленных коэффициентов нельзя использовать в качестве общей характеристики технологичности обслуживания. Хотя, к сожалению, такие попытки имеют место. Например, иногда даже называют коэффициентом эксплуатационной технологичности и считают. что он напрямую зависит от нее. что может привести неверной оценке объектов.
Показатели долговечности объектов.
При оценке долговечности рассматривают технический ресурс — суммарную наработку объект до достижения предельного состояния. Иногда рассматривают срок службы — календарную продолжительность эксплуатации до достижения предельного сосания. Признаки (критерии) предельного состояния устанавливаются нормативно-технической документацией на данный объект.
Для невосстанавливаемых объектов критериями предельного состояния могут быть отказ объекта, повышенная опасность появления отказа или нарушения требований безопасности, достижение определенной наработки, обусловленной специальными условиями эксплуатации. Для восстанавливаемых объектов критериями предельного состояния могут является необходимость проведения очередного капитального ремонта. Недопустимое снижение качества функционирования или нарушение требований безопасности. которые не могут быть устранены в результате ремонта.
При назначении ресурса по техническим показателям объектов учитывают основное их назначение и условия безопасности. При рассмотрении отдельного объекта измеряют физические характеристики (определяющие параметры) и экстраполирует изменение их значений. При этом находят наработку до достижения определяющим параметром.
При рассмотрении партии объектов можно использовать физические характеристик изделий (показатели чувствительности) В первом случае по характеристикам случайного процесса изменения определяющего параметра можно найти значение времени начала массовых выходов определяющих параметров объектов за предельное значение
Во втором случае по данным об отказах. полученным в результате наблюдения за ливерной группой объектов, строятся графики интенсивности отказов или параметра потока отказов ш'(!) и находится время, начиная с которого значительно увеличивается величина.
Для восстанавливаемо объектов можно назначить оптимальную долговечность. т. е. экономически на выгоднейший технический ресурс (срок службы).
Если учитывается только материальный износ, то в качестве критерия оптимальности обычно принимается достижение минимальной себестоимости единицы наработки (один час работы, определенное количество продукции и т. д). произведенной с помощью данного объекта за рассматриваемый период. При этом необходимо учитывать, что эксплуатационные расходы обычно бывают скачкообразными из-за затрат на ремонты.
Если рассматривается не отдельный технический объект, а информационная система (ИС), то необходимо учитывать процессы изменения требований к ней в процессе проектирования и эксплуатации.
Вывод Для обслуживания информационных систем необходимо активно вмешиваться в их ход. Для этого надо овладеть методами анализа трудовых процессов технического обслуживания, учитывать эксплуатационные характеристики техники и психофизиологические особенности людей — исполнителей работ.
Список информационных источников
1. Дружинин Г. В. Эксплуатационное обслуживание информационных систем — М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2013.— 220 c.