- 1. Чем больше у человека запас приобретенных двигательных комбинаций, чем большим объемом двигательных навыков он владеет, тем легче он усвоит новые движения, тем выше у него будет уровень развития ловкости (условно-рефлекторные связи).
- 2. Ловкость существенно зависит от деятельности анализаторов, в особенности двигательного. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений, тем выше и его возможности в быстром овладении движениями и их перестройке.
Чем выше у занимающихся возможности точного ощущения и восприятия собственных движений, тем быстрее они овладевают новыми движениями.
- 3. Ловкость определяется также пластичностью Ц.Н.С.
- 4. С психологической точки зрения ловкость зависит от полноценности восприятия собственных движений и окружающей обстановки, от инициативности.
- 5. Тесно связана ловкость с быстротой и точностью сложных двигательных реакций.
Возрастные особенности развития ловкости
Принято считать, что дети гораздо быстрее, чем взрослые, овладевают новыми навыками. Эта особенность проявляется в различном возрасте по-разному, что обязательно должно учитываться при подборе упражнений для воспитания ловкости.
Для детей 6−8 лет достаточно эффективны простые общеразвивающие упражнения. Применяя их, следует придерживаться двух методических принципов:
каждое упражнение должно выполняться правильно, чисто.
необходимо максимально разнообразить упражнения, широко используя различные исходные положения, амплитуду, скорость движений…
Основная задача в этом возрасте — сформировать возможно большее количество простейших двигательных навыков, разучить и чисто выполнять как можно больше простых упражнений. Наиболее рациональными средствами являются различные спортивные игры, проводимые по упрощенным правилам.
Для возрастной группы 9-10 лет применяют те же упражнения, но усложняя их. Целесообразно включать в занятия элементы акробатики, специально координационные упражнения со скакалкой, с обручем, булавами.
Для подростков в возрасте 11−12 и 13−14 лет нужно в течение всего года планировать специальные координационные упражнения с постепенно возрастающей сложностью.