Формирование педагогической толерантности студентов — будущих учителей иностранного языка
Диссертация
Конкретизировано научное представление о профессиональной подготовке студентов — будущих учителей иностранного языка (в связи с усложнением структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом, вызванным процессами глобализации в экономической, политической, культурной сферах, требуется приобретение практики межкультурных отношений, что усиливает роль учителя иностранного языка… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования педагогической 17 толерантности
- 3. Средства формирования педагогической толерантности 85 студентов — будущих учителей иностранного языка
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию 113 педагогической толерантности студентов — будущих учителей иностранного языка
- 1. Система формирования педагогической толерантности студентов 113 — будущих учителей иностранного языка
- 2. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной 150 работы
Список литературы
- Абакумова И.В., Ермаков П. Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. № 3. — С.78−82.
- Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении. Донецк, «ЕАИ-пресс», 2001.-160с.
- Байбаков A.M. Введение в педагогику толерантности: Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. / Под ред. Н. М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. — 12с.
- Баткина И.Б. Акмеологический путь становления личности преподавателя высшей школы. Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2004. — 136с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 482с.
- Бездухов В.П., Бездухов A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента-будущего учителя. Самара: Издательство СамГПУ, 2000. — 185с.
- Безюлева Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность в педагогике. М.: Издательский центр АПО, 2002. — 92с.
- Белянина А. Метод проектов в обучении иностранному языку // Высшее образование в России. 2006. № 12. — С.74−78.
- Богуславский М.В. Развитие гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века // Российский исторический журнал. 2000. № 2. — С.14−24.
- Ю.Болыиой толковый психологический словарь. -М.: Вече, ACT, 2000. 559с.11 .Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. — С. 18−23.
- Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240с.
- Булкин А.П. Изучение иностранных языков в России: Социокультурные аспекты (Из истории обучения иностранным языкам) // Иностранные языки в школе. 1998. -№ 3. С.16−20.
- М.Булкин А. П. Изучение иностранных языков в России: Социокультурные аспекты (Из истории обучения иностранным языкам) // Иностранные языки в школе. 1998. -№ 4. С.30−32.
- Валгина Н.С. Теория текста. М.: Издательство МГУП «Мир книги», 1998. -210с.
- Валитова P.P. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. № 1. — С.33−37.
- Васильев В.А. К вопросу о толерантности в современной России // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. — С.249−262.
- Васильев JI.C. История религий Востока. М.: Университет, 2006. — 704с.
- Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. Монография М.: ИЦ, 1999. — 75с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. М.: Институт русского языка имени А. С. Пушкина, 1999. — 84с.
- Вольтер. Философские сочинения. (Памятники философской мысли). Перевод с франузского / Институт философии. М.: Наука, 1996. — 560с.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы): Монография. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1997.-331с.
- Вохрышева М.Г. Современные стратегии культурологического образования. Самара: Издательство СГАКИ, 2001. — 223с.
- Галкин A.A., Красин Ю. А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социологические исследования. 2003. № 8. — С.64−74.
- Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. М.: Флинта: Наука, 2003. — 768с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. № 1. — С. 100−111.
- ГОС и ПУП направлений и специальностей высшего профессионального образования // http://edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list.plx?substr=&gr=0&st=all
- Грабарова Э.В. Концепт savoir vivre во французской лингвокультуре и его русские соответствия: Автореф. дис. канд. филолог, наук. Волгоград, 2004. -20с.
- Гринкруг JL, Фишман Б. Аксиологически ориентированное образование: основополагающие принципы // Высшее образование в России. 2006. № 12. — С.26−32.
- Гусейнов A.A. Ненасилие и перспективы общества // Философские науки. 1990. -№ 11. С.83−89.
- Гусельцева М.С. Образование и общество: духовно-гуманистическая парадигма // Журнал прикладной психологии. 2003. № 1. — С. 16−25.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. Издательство иностр. и национальных словарей, 1955. — 800с.
- Декларация принципов терпимости // http://www.un.org/russian/documen/declarat/toleranc.htm
- Дневник русского актера. СПб: тип. Сойкина, 1886. — 26с.
- Документы истории Великой французской революции / Сост. А. В. Адо и др. -В 2-х тт.-T. 1.-М.: МГУ, 1990.-528с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Издательство Ленинградского Государственного Университета, 1985. — 162с.
- Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. JL: Издательство Ленинградского Государственного Университета, 1983. — 120с.
- Идентичность и толерантность: Сборник статей / Отв. ред. Н. М. Лебедева. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. — 414с.
- Ильин В.И. Игра как социальное поведение // Рубеж (альманах социальных исследований). 1998. № 12. — С. 218−239.
- Исаева О.В. Воспитание толерантности студентов в образовательном процессе вуза. Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2004. — 180с.
- История русского драматического театра в 7 т. Т.1. От истоков до конца XVII в. М.: Искусство, 1977. — 485с.
- Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. 1990. № 4. — С.48−60.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения: Учебное пособие для учителей. М.: МПСИ, 1998. — 192с.
- Карасик В.И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сборник научных трудов / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: ВГУ, 2001. -С.75−80.
- Кашина Е.Г. Театральные действия в профессиональном пространстве выпускников филологических факультетов. Самара: Издательство «Самарский университет», 2002. — 185с.
- Кашина Е.Г. Театральные технологии подготовки учителя иностранного языка. Самара: Издательство «Самарский университет», 2003. — 296с.
- Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. -М.: Академический Проект, 2004. 176с.
- Ключник И.В. Формирование толерантности молодежи в современных условиях: Автореферат дис. канд. социол. наук. Белгород, 2005. — 21с.
- Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения. Дис. канд. пед. наук. -Курган, 2000. 191с.
- Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. № 10. — С.46−57.
- Коротаева Е.В. Учебная дискуссия: опыт и проблемы // Русский язык в школе. 2002. № 4. — С.35−37.
- Коссов Б., Крупнов А. Гуманизация системообразующий фактор // Высшее образование в России. 1999. — № 3. — С.73−75.
- Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. М.: Персей, Вече, ACT, 1995.-560с.
- Крикля Н.П. Индивидуальные стили педагогического оценивания. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997. — 16с.
- Крутова И.В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально-значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам. Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2002. — 231с.
- Кудзиева Н.Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования. Дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 163с.
- Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов: СПб.: Питер, 2002. — 544с.
- Кураленкова Н.П. Формирование качеств личности педагога как субъекта общения в обучении профессиональной деятельности. Дис. канд. психол. наук.-СПб., 1995.-252с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.- 127с.
- Куриленко Л.В. Система индивидуально-личностного развития в инновационных образовательных учреждениях. М.: Издательство «Международная педагогическая академия», 2001. — 208с.
- Ладыжец Н.С. Препятствия толерантности // Толерантность: Сборник статей под ред. Н. С. Ладыжец. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2002. — С.5−9.
- Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? //Вопросы философии. 2001. -№ 2. -С.56−65.
- Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. — С.46−54.
- Леммерман X. Уроки риторики и дебатов: Перевод с немецкого. М.: ООО «Издательство «Уникум-пресс», 2002. — 336с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1990. — 686с.
- Ломакина O.E. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков. Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. -255с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
- Мартынова М.Ю. Традиционные нормы общения и толерантность // Толерантность и культурная традиция: Сборник статей / Под ред. М. Ю. Мартыновой. М.: Издательство РУДН, 2002. — С.32−94.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М., 1982. — С. 108−118.
- Матушанский Г. У., Фролов А. Г. Проектирование моделей деятельности, личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателей высшей школы. Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2004. — 112с.
- Мацковский М.С., Павличенко Е. А. Идеология толерантности как составная часть Культуры мира // Безопасность Евразии. 2001. № 2. — С. 391−397.
- Мильруд Р.П. Порог ментальности в общении английских и российских студентов. (Размышления по материалам наблюдений и бесед) // Вестник Тамбовского Университета. Сер.: Гуманитарные науки, 1996. Вып, 3−4. -С.81−89.
- Мильцин В.Н. Языковая репрезентация менталитета французов в содержании преподавания французского языка (Старшие классы с углубленным обучением). Дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2002. — 211с.
- Миронов A.B. Образование как сфера государственной политики России // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 6. — С.32−47.
- Митина JIM. Психология труда и профессионального развития учителя.- М.: Академия, 2004. 320с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216с.
- Морева H.A. Тренинг педагогического общения: Учебное пособие для вузов / H.A. Морева. М.: Просвещение, 2003. — 304с.
- Никитина H.H., Железнякова О.М.,. Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.: «Мастерство», 2002. -288с.
- Николсон Питер П. Толерантность как моральный идеал // Вестник Уральского межрегионального института общественных отношений. Толерантность. 2002, № 1. С.36−49.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е. С. Полат М., 2005. — 272с.97.0ллпорт Гордон В. Личность в психологии М., СПб.: КСП + ЮВЕНТА, 1998.-345с.
- Павловская A.B. Образование в России: история и традиции. М.: OJIMA-пресс, 2003.-383с.
- Перепелицына М.А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей. Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2005. — 176с.
- Петрицкий В.А. Толерантность универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. СПб, 1993. — С. 139−151.
- Писаренко В.И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика. Минск: Нар. асвета, 1986.-240с.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. — С.3−10.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 3. — С.3−9.
- Прончева O.K. Актуализация и развитие этических качеств современного учителя. Дис. канд. пед. наук. Красноярск, 2004. — 221с.
- Реан A.A. Психология педагогической деятельности. (Проблемный анализ) Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1994. — 83с.
- Рерих Н. К. О Вечном. / Н. К. Рерих. М.: Республика, 1994. — 462с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-478с.
- Розанова Е.Г. Игровые сценарии в педагогической практике // Социологические исследования. 1995. -№ 10. С. 130−132.
- Руднева, Т. И. Педагогика профессионализма. / Т. И. Руднева. Самара: Издательство «Самарский университет», 2002. — 219с.
- Рыбак Е.В. Формирование толерантности у студентов высших учебных заведений. Дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 135с.
- Рыльская Е.А. Влияние свойств личности учителя на особенности его конфликтов в педколлективе. Дис. канд. психол. наук. Казань, 1996. — 194с.
- Седых А.П. Языковая личность и этнос (национально-культурные особенности коммуникативного поведения русских и французов). М.: Компания Спутник +, 2004. — 268 с.
- Селевко Г. К. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре // Учительская газета. 01.11.2005. -№ 44 (10 073) С.3−4.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Перевод с английского / Под ред. и с предисл. А. Е. Кибрика. М.: Прогресс. Универс, 1993.-655с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. М.: МГОУ, 2005. — 181с.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. -216с.
- Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции //Социологические исследования. 2003. № 8. — С.54−63.
- Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души // Научно-публицистический вестник. 2003. № 6. — С.60−69.
- Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2001. -112с.
- Соловьева Э.Б. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя иностранного языка. Дис. канд. пед. наук.- Магнитогорск, 2001. 156с.
- Сохраняева Т.В. Гуманистические ориентиры развития системы образования // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. -№ 5. С.93−105.
- Сохраняева Т.В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 6. — С.48−64.
- Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824с.
- Стернин И.А. Русский речевой этикет: Пособие для учителя. Воронеж: ВОИПКРО, 1996.-125 с.
- Стрельцова Е.А. Диалоговая интерпретация знания как средство воспитания толерантности у студентов (на материале общепрофессиональных экономических дисциплин). Дис. канд. пед. наук.- Волгоград, 2003. 166с.
- Таюрская Т.С. Формирование толерантного поведения подростков (на примере школ республики Саха (Якутия)): Автореф. дис. канд. пед. наук. -Якутск, 2002. 17с.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000.-262с.
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сборник научно-методических статей. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. — 368с.
- Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. — 416с.
- Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования: Монография / Деркач A.A., Зазыкин В. Г., Селезнева Е. В. и др. М.: Издательство РАГС, 2003. — 197с.
- Толерантность: Сборник научных статей. / Кемеровский государственный университет. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. — Вып. 1. — 1995. — 99с.
- Томахин Г. Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе. 1996. № 6. — С.22−27.
- Уолцер М. О терпимости / Перевод с английского И. Мюрнберг. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 160с.
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005 годы)» // Официальные документы в образовании. 2001, № 30. С.66−90.
- Федотова H.H. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки. 2004. № 4. — С.5−27.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Перевод с немецкого. М.: Генезис, 2003. — 336с.
- Формановская Н.И. Речевой этикет: русско-французские соответствия.- М.: Высшая школа, 2005. 95с.
- Хомяков М.Б. Толерантность: парадоксальная ценность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. № 4. — С.98−112.
- Шадже А.Ю., Дамениа О. Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России // Социально-гуманитарные знания. 2003. -№ 5. -С.228−242.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. — 320с.
- Шалин В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. Ростов н/Д: Краснодар: Периодика Кубани, 2000. 255с.
- Шалин В.В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость (социально-философский анализ). Дис. докт. философ, наук.- Ростов/н/Д, 2000. 360с.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этического миро- и жизнеутверждения // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.: Прогресс, 1990. С. 328−350.
- Шейлз Д. Коммуникативность в обучении современным языкам. Дублин: Совет Европы Пресс, 1995. — 349с.
- Шеламова Г. М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея. Дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 196с.
- Шрейдер Ю.А. Равенство, сходство, порядок. М., 1971. 79с.
- Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Отв. ред. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М.: Издательство РУДН, 2002. — 296с.
- Bartoli L. Etes-vous tolerant (e)? // http://www.psychologies.com/tests-de-personnalite.cfm/test/591/Etes-vous-tolerant-e.html
- Beacco J-C., Lieutaud S. Moeurs et mythes, lecture des civilisations et documents authentiques. P.: Hachette / Larousse, Collection Le Francais dans le Monde/BELC, 1981.- 112p.
- Boiron M. Chansons en classe, mode d’emploi // FDM. 2001. № 318. — Pp.5557.
- Calvet L-J. La chanson dans la classe de FLE. P.: Cle International, 1980. -120p.
- Chalvin M.J. Prevenir conflits et violence. P.: Nathan, Collection Outils pour la classe, 1999.- 191p.
- Declaration de principes sur la tolerance // Betty A. Reardon. La tolerance, porte ouverte sur la paix. Unite 1. Unite pour les formateurs d’enseignants. P.: Editions Unesco, 1997. — Pp. 141−145.
- Demari J-C. De «Gentille Alouette» a «Lambe an Dro»: cinquante ans de chanson en classe de FLE // FDM. 2001. № 318. — Pp. 52−55.
- Demougin Fr, Dumont P. Cinema et chanson: Pour enseigner autrement. Une didactique du francais langue seconde. P.: Delagrave Edition et CRDP Midi-Pyrenees, 1999.-218p.
- Dictionnaire de la langue francaise Lexis. P.: Larousse, 1994. — 2110p.
- Gas V. Violences urbaines: comment gerer la crise //http://www.rfi.fr/actufr/articles/071/article39568.asp
- Guignard F. Sarkozy: tolerance zero pour les violences urbaines // http://www.rfi.fr/actufr/articles/070/article39517.asp
- Poinssac B. L’Infographie, Que sais-Je? P.U.F., 1994. — 127p.
- Reberioux M. Tolerance // Si les immigres m’etaient contes. P.: Syros, 1990. -Pp. 123−134.
- Ressouches E., Jacob Dias de Barros M.L., Marques L. Introduire la chanson en classe de francais //http://www.francparler.org/articles/chanson2004.htm
- Sondage IPSOS «Enquete aupres des jeunes» realise du 13 fevrier au 3 mars 1995 // http://www.ipsos.fr/Canalipsos/poll/5592.asp
- Sondage IPSOS «Les valeurs» realise du 13 au 18 juin 1992 // http ://www.ipsos.fr/Canalipsos/poll/4467.asp
- Sondage IPSOS «Les valeurs des francais» realise du 2 au 4 mars 2000 //http://www.ipsos.fr/Canalipsos/poll/7212.asp
- Stronge J.H. Qualities of Effective Teachers. ASCD, 2002. — 128p.
- Tolerance, j’ecris ton nom. P.: Editions Pierre Saurat, Unesco, 1995. — 284p.