Влияние самоактуализации на формирование структуры компетентного стиля жизни личности
Полученные данные подтвердили конструктную валидность процессуально-инструментальной модели мотивации самоактуализации как активизирующего, направляющего и регулирующего основания в формировании компетентного стиля жизни личности и ее пригодность для решения специальных социально-психологических задач. Объяснительные возможности данной модели, в частности, позволили выявить особенности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Феномены самоактуализации и стиля жизни в структуре саморегуляции социального поведения личности
- 1. 1. Онтологический анализ феномена самоактуализации 15 1.1.1 Формирование методологических основ исследования проблемы самоактуализации на донаучном этапе становления психологии
- 1. 1. 2. Становление проблемы самоактуализации в научной психологии
- 1. 1. 3. Самоактуализация как механизм саморегуляции социального поведения личности
- 1. 2. Стиль жизни личности как социально-психологический феномен
- 1. 2. 1. Подходы к определению понятия стиля жизни
- 1. 2. 2. Функции стиля жизни и критерии его компетентности
- 1. 1. Онтологический анализ феномена самоактуализации 15 1.1.1 Формирование методологических основ исследования проблемы самоактуализации на донаучном этапе становления психологии
- 2. 1. Мотивация самоактуализации в формировании структуры компетентного стиля жизни
- 2. 1. 1. Общая структура компетентного стиля жизни
- 2. 1. 2. Влияние рефлексивного механизма самоактуализации на формирование компетентного стиля жизни: системообразующие функции
- 2. 1. 3. Процессуально-инструментальная модель мотивации самоактуализации в формировании компетентного стиля жизни личности
- 2. 1. 4. Ценности самоактуализации в структуре ценностно-ориентационой системы стиля жизни
- 2. 1. 5. Механизмы самоактуализации в структуре инструментального блока компетентного стиля жизни
2.1.6. Механизмы самоактуализации в структуре поведенческого блока компетентного стиля жизни 101 2.2. Методический аппарат исследования самоактуализации как механизма саморегуляции в структуре стиля жизни
2.2.1 Методическое обоснование программы исследования влияния самоактуализации на формирование компетентного стиля жизни
2.2.2. Общая характеристика методов анализа эмпирических данных
РАЗДЕЛ 3 Анализ функций и места самоактуализации в структуре стиля жизни в период его формирования
3.1. Обоснование конструктной валидности процессуально-инструментальной модели мотивации самоактуализации как активизирующего, направляющего и регулирующего основания в формировании компетентного стиля жизни личности на материале анализа возрастной динамики формирования компетентного стиля жизни.
3.2. Обоснование пригодности предложенной процессуально-инструментальной модели для решения специальных задач на материале исследования особенностей формирования компетентного стиля жизни у представителей различных социально-психологических групп.
3.2.1. Обсуждение результатов исследования влияния направленности личности на формирование стиля жизни.
3.2.2. Обсуждение результатов исследования влияния гндерной идентичности на формирование стиля жизни личности.
3.3. Обоснование системообразующей функции самоактуализации в структуре компетентного стиля жизни в сензитивный период его формирования. Определение оптимальных коррекционных мишеней.
3.4. Практика применения социально-психологических технологий, направленных на повышение компетентности стиля жизни старших подростков, не проявляющих устойчивых тенденций к самоактуализации
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991.
- Алиева М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. Программа психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот. СПб, 2000.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
- Ананьев Б.Г., Ломов Б. Ф. Проблема восприятия пространства и времени. Л.: ЛГУ, 1961.
- Андреева Т.В. Самореализация личности представителей творческих профессий // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1998, С. 203−216.
- Анисов A.M. Время и компьютер, М.: Наука, 1991.
- Аскин А.Я. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.: Наука, 1966.
- Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. M.:"REFL- book", 1994.
- Багван Шри Раджниш. Дао: путь без пути. М.: Нирвана, 2000.
- Багрова Н.Д. Фактор времени в восприятии человеком. Л., 1980.
- Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Личностный дифференциал Л.: ЛНИПИ им. В. М. Бехтерева, 1983.
- Бандура А., Ричард У. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. -М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
- Бендюков М.А., Соломин И. Л., Ткачев М. И. Азбука профориентации. СПб: Литера-Плюс, 1997.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. А. И. Федорова.- СПб.: МФИН, 1992.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского.- СПб.: Лениздат, 1992.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
- Блок Дж. X. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 529 е., с. 168 181.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Питер Ком, 1999.
- Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии /' Пер. с англ. А. Б. Фенько.- М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
- Витакер Д.С. Группы как инструмент психологической помощи / Пер. с англ. В. П. Чурсина. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. К.: Наукова думка, 1984.
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
- Дерманова И.Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности /
- Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. С. 20−37.
- Дерманова И.Б. Индивидуальные стили жизни и деятельности: общий контур // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, J1.A. Коростылевой,. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000, С. 62−74.
- Джемс, У. Психология. СПб., 1898.
- Доценко E. J1. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.-М.:ЧеРо, 1997.
- Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: изд-во «Братство», 1994.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.: Изд-во УРАО, 1998.
- Казмиренко В.П. Социальная психология организаций.-К.: МЗУУП, 1993,384 с.
- Канке В.А. Формы времени. Томск, 1984.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. К.: ПАН ЛТД, 1994, 284 с.
- Клецина И.С. Самореализация личности и тендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1998, С. 188−202.
- Клецина И.С. Тендерные барьеры на пути личностной самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1999, С. 154−168.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
- Клюева Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов. Руководство для ведущего группы. СПб, 1992.
- Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. Автореф. канд. Дис. М., 1979.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под. ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова.-Л.: Лениздат, 1987.
- Кон И. С В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
- Кораблина Е.П. Женщина в мире экзистенциальных проблем // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1998, С. 217−221.
- Коржова Е.Ю. Методика «Психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций. К.: МАУП, 1994.
- Корстылева Л.А., Кравченко Н. Е. Пути профессиональной и личностной самореализации человека. СПб., 1997.
- Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. С.3−19.
- Коростылева Л.А. Психологические детерминанты самореализации личности // Психологические проблемы самореализацииличности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1998, С. 5−18.
- Коростылева Л.А. Самореализация в некоторых основных сферах жизнедеятельности и методы исследования // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1998, С. 19−33.
- Коростылева Л.А. Теоретико-методологические основы изучения самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1999, С. 3−25.
- Коростылева Л.А. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой,. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000, С. 2146.
- Коростылева Л.А. Особенности стратегий самореализации и стили человека // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000, С.47−61.
- Красноперов В.И. Самоорганизация жизненного пути личности // Самодвижение. Самоорганизация. Самоуправление.: Тез. докл. межвуз. научн. конф. Пермь, 1987.
- Кроник А.А. Измерение окраски субъективной картины жизненного пути в процессе ее объективации // Психологические механизмы организации поведения и деятельности человека во времени. Нижний Новгород: Нижегородский университет, 1990, с. 27−37.
- Кроник А.А. «Картина жизни»: факторы устойчивости и возможности прогноза // Жизненный путь личности. Киев: Наукова думка, 1987.
- Лакейн А. Искусство успевать. / Пер с англ. Ю. Емельянов, Н. Емельянова. -М.: Агентство «ФАИР», 1996.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов /Пер. с англ. -СПб.: Издательство «Речь», 2000. 408 е., ил.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Моск. ун-та, Сер. 14. Психология, № 4, 1996.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992.
- Леонтьев Д.А. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций. // Психологический журнал, т. 14, № 1, 1993.
- Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили -взгляд из 90-х // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998, С. 93−108.
- Либин А.В. и др. Феноменология анализ понятий -экспериментальные гипотезы // Там же, С. 125−141.
- Либин А.В. Стиль это человек? // Там же, С. 3−12.
- Либин А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Там же, С. 109−124.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Макарова Н.И., Пейсахов Н. М., Шевцов М. Н. Методы анализа корреляционных структур в психолого-педагогических исследованиях // Психологическая служба в вузе. Казань: КГУ, 1981, С.68−76.
- Манеров В.Х. Самореализация личности: взгляд с позиций христианской психологии.// Психологические проблемы самореализацииличности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1997. С. 166−173.
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
- Маргелашвили Г. Т. Сюжетное время и время экзистенции. -Тбилиси, 1976.
- Марцинковская Т.Д., Ярошевский М. Г. 50 выдающихся психологов мира. Учебное пособие для студентов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.
- Маслоу А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.
- Методы социальной психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.
- Методы социально-психологических исследований. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1975.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991.
- Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. М.: ООО «Изд-во ACT», 1997.
- Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 1999.
- Муляр В.И. Самореализация личности как социальный процесс (методолого-социологический аспект): Автореф. канд. дис. К., 1990.
- Муздыбаев К. Психология ответственности Л.: Наука, 1983
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994, 144 с.
- Ниссинен И., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. М.: Экономика, 1988.
- Норбеков М.С. Опыт дурака или ключ к прозрению. Как избавиться от очков. СПб.: ЗАО «ВЕСЬ», 2000.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М., 1987.
- Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра- Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин. Практикум по гештальттерапии.- СПб.: Петербург-ХХ век М.: Изд. центр «Академия», 1997, 448 с.
- Питер Л.Дж. Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось. М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2000.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
- Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. М.: МГУ, 1992.
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988.
- Проблемы интегрального исследования индивидуальности. (Республиканский сборник научных трудов).Выпуск 2-й. Ответственный редактор B.C. Мерлин. Пермь, 1978.
- Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь: Пермский пед. институт, 1970.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.: Институт практической психологии, 1996.
- Психогимнастика в тренинге. Под редакцией Н. Ю. Хрящевой -СПб.: «Ювента», И.Т., 1999.
- Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. Бобневой М. И., Шороховой Е. В. М.: Наука, 1979.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общ. ред. И. В. Дубровиной, М.: Академия, 1995.
- Психология личности. Тексты. Под ред.Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990.
- Психолопя i педагопка життетворчост1: Навч.-метод. поздбник / Пщ ред. JI.B. Сохань, 1.Г. Срмакова, В. О. Тихоновича. К.: 1нститут змюту i метод1 В навчання, 1996.
- Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М.: Смысл, 1997.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Универс, 1994, 480 с.
- Розенова М.И. Психосемантические аспекты отношения ко времени. Автореф. канд. дис. М., 1998.
- Роменець В.А. 1стор1я психологи. Кшв: Вища школа, 1978.
- Роменець В.А. Основи психологи. Кшв: Либщь, 1997.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубинштейн С.Я. Использование времени как показатель осознаваемых и неосознаваемых мотивов личности // Бессознательное: природа, функци, методы исследования. Тбилиси. Мецниереба, 1978. — Т. 3 — с. 644−650.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. М.: Медицина, 1970.
- Рудкевич JI.A., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. С. 89−106.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личностиЛ Под ред. В. А. Ядова, Л.:Наука, 1979.
- Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. Пер. с англ. М.:ЧеРо, 1997.
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989.
- Селевко Т.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.:Народное образование, 1998. -256 с.
- Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 1999.
- Смит М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. СПб.: ИК «Комплект», 1999.
- Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство М.: Б.И., 1990.
- Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество.- М.: ИПЛ, 1992.
- Стиль работы и образ жизни руководителя. Анализ, проблемы, рекомендации. М.: Экономика, 1985.
- Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы / Р. А. Ануфриева, Е. И. Головаха, Е. А. Донченко и др.- Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка, 1982.
- Столин В.В. Самомсознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972.
- Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.
- Феминизм и тендерные исследования. Хрестоматия. Под общей ред. В. И. Успенской. Тверь, 1999.
- Филимоненко Ю.И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1997. С. 58−74.
- Флейвел, Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967.
- Флерова Е.В. К вопросу о профессиональной самореализации политических деятелей // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1997. С. 203−211.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражения: Практическое пособие / Пер. с нем.- В 4-х томах. Т.З. М.: Генезис, 1998.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по личностным методикам. М.: Прогресс, 1987.
- Фромм, Э. Душа человека. М., 1992.
- Фромм, Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / пер с нем. /. В 2 т. М.: Педагогика, 1986 — Т. 1.
- Холодная М.А. Когнитивные стили: парадигма «других» интеллектуальных способностей // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998, С. 52−63.
- Хорни, К. Ваши внутренние конфликты. СПб: Лань, 1997.
- Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -М., 1993.
- Хрестоматия по гуманистической психотерапии. (Сост. М.П.Папуш). М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995.
- Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире исследования // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1998, С. 171−175.
- Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997.
- Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» за 1997 год. М., 1997.
- Черняева С.А. Христианская самореализация личности: предмет и основные принципы // Психологические проблемы самореализации личности Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000, с. 193−200.
- Шабарова, З.А. Особенности психологического времени у лиц с различными способами самоопределения: Автореф. канд. дис. К., 1990.
- Шкуратова И.П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация // Стиль человека: психологический анализ / Под ред.
- A.В.Либина. М.: Смысл, 1998, С. 13−33.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М.: Дубль1. B, 1994.
- Шмелев А.Г. Введение в экпериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.:МГУ, 1983.
- Шмелев А.Г., Похилько В. И., Козловская -Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике. Тезаурус личностных черт. М.: МГУ. 1988.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени. М., 1962.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991, с. 157
- Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Записано и отредактировано Аниэллой Яффе.: Пер. с нем.- Киев: Airland, 1994. -(Citadelle), 406 с.
- Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем.- М.: Канон, 1994.
- Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / Пер. с англ. А.Б. Фенько- М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
- Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд., дораб.- М.: Мысль, 1985.
- Яценко Т.С. Психолопчш основи груповоУ корекщк Навч. Шкпбник. К.: Либщь, 1996.
- Chodorow N. Family structure and feminine personality / Eds. M.Z. Rozaldo & L. Lampere, Women’s culture and society. Stanford, Cal.: Stanford University Press, 1974, 43−46.
- James F. T. Bugental, Psychotherapy and Process Addison-Wesley Pablishing Company, 1978.
- Maslow A.H. Critique of Self-Actualization // Journal of Individual Psychology, 1959, 15, P. 24−32.
- Popham W.J. Criterion-referensed measurement. Englewood Cliffs, New Jersy 7 632, Prentice-Hall, 1978, 260+xii pp.
- Smith N. T. Integration and personal growth // Psychosynthesis Community News, 1997, 12−20.
- Roceach M. Beliefs, Attitudes and Values. San Francisco: Josey -Bass Co., 1972.
- Roceach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973.
- Rogers, Karl R. Client-centered therapy. Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin, 1951.
- Rowan, J. A Guide to Humanistic Psychology / Second edition. London: London Printing Centres, 1994
- Royce J.R., Powell A.D. Theory of Personality and Individual Differences: Systems, Factors and Processes. Englewood Cliffs (NJ), 1983.
- Опросник «Психологические признаки самоактуализации в структурестиля жизни»
- Инструкция: Перед Вами утверждения теста, описывающие мнения, чувства и способы поведения в различных ситуациях.
- Работайте быстро, не задерживаясь для обдумывания отдельных утверждений. Если у Вас возникли вопросы, задайте их перед тем, как приступить к ответам.
- Когда я не занят интересной работой, я начинаю раздражаться по пустякам.
- Человеку искреннему в наше время труднее найти друзей.
- Одинаковый подход ко всем помогает прижиться в новом коллективе.
- Мне легче признать свою ошибку, чем переживать по поводу того, что она может открыться в неподходящий момент.
- Я предпочитаю поменьше обращать внимания на свои чувства.
- Мне трудно выполнять работу, в которую нельзя внести элементы творчества.
- Я стараюсь не совершать неожиданных поступков.
- Чтобы обеспечить себе достойную, жизнь, обязательно знать свои потребности
- Окружающие мешают мне быть самим собой.
- Я легко переношу однообразную жизнь.
- П. Мне нужны помощники для достижения моих жизненных целей.
- Если отношения с кем-то не складываются, докапываться до причин совершенно бесполезно.
- Я стараюсь никогда не проявлять агрессии.
- Для счастья мне требуется все то же, что и многим другим.
- Лучший способ добиться успеха неуклонно следовать опыту тех, кто преуспел до тебя.
- Общение с разными людьми важно для меня еще и потому, что помогает лучше узнать себя.
- Когда я создаю что-то новое, я могу отвлечься от повседневных забот и тревог.
- Я могу добиться всего, к чему стремлюсь, самостоятельно.
- Человек, совершающий неожиданные поступки, отталкивает окружающих.
- Боязнь будущего ограничивает свободу поступков в настоящем.
- Чтобы стать счастливым, человек должен изменить свою природу.
- Мне кажется, что погружаясь в воспоминания, я лучше понимаю себя.23. -Я испытываю дискомфорт, скрывая свои чувства.
- Даже если мне очень трудно, я действую самостоятельно.
- Проявление даже обоснованной агрессии всегда приводит к ухудшению отношений26. -Я стараюсь скрывать от других свои страхи и опасения.
- Человек, всегда поступающий так, как этого ожидают другие, скорее добьется успеха в жизни.
- Чтобы реализовать свой творческий потенциал, нужно активно жить настоящим, не вспоминая о прошлом и не пытаясь заглянуть в будущее.
- Я считаю, что творческий подход к жизни поможет мне укрепить мое материальное положение.
- Вспоминая прошлые ошибки я снова переживаю тягостное чувство.
- Я стараюсь не выделяться, чтобы не вызывать зависть.
- Когда мне удается справиться с потоком срочных дел, моя вера в целесообразность природы человека растет.
- Человек, иногда нарушающий общепринятые правила, реже попадает в затруднительные ситуации
- Чтобы успешно пользоваться своими возможностями, человеку необходимо планировать будущее.
- Оригинальный стиль поведения, одежды и тому подобного пустое кокетство.
- Человек тем свободнее, чем лучше он предвидит последствия своих поступков.
- Я предпочитаю не открывать свои истинные чувства без крайней необходимости.
- Вспоминая какие-либо события своего прошлого, я не испытываю угрызений совести.
- Когда я открываю в себе новые возможности, моя уверенность в себе растет.
- Время, потраченное без пользы, я считаю потерянным.
- Свойства, отличающие меня от других, помогают мне в достижении жизненных целей.
- Когда мне что-нибудь не удается, я говорю себе, что справлюсь с этим в будущем.
- Человек, которого принимают таким, какой он есть, обычно наглеет и «садится на голову».
- Я опаздываю более чем на 15 минут не чаще одного раза в месяц.
- Примирившись со своими недостатками, я добьюсь большего.
- Бывает я начинаю нервничать, представляя как что-то может помешать моим планам.
- Искоренение странностей в поведении ребенка всегда идет ему на пользу.
- Мне хотелось бы лучше понимать причины своих поступков.
- Я не опаздываю на важные для меня встречи более, чем на 5 минут.
- Если мне предложат интересную, хорошо оплачиваемую работу, для которой у меня нет ни навыков, ни способностей, я скорее признаю свою некомпетентность, чем попытаюсь использовать этот шанс.
- Случается, я делаю срочные работы или отчеты за последнюю ночь.
- Я считаю, что человек должен постоянно контролировать свое поведение.
- Я обычно не составляю письменных планов ни на следующий день, ни на более длительный срок, кроме требуемых для служебной отчетности.
- Я восхищаюсь людьми, которые сумели раскрыть свои уникальные способности.
- Я принимаю помощь других в трудную минуту.
- Я стремлюсь знать о себе все.
- Ребенок может вырасти здоровым только тогда, когда воспитатель считается с его наклонностями.
- Для того, чтобы развить свои способности, мне не нужен чужой опыт.
- Я предпочитаю компанию, в которой каждый ведет себя так, как считает нужным.60. -Я хотел бы избавиться от всех своих недостатков.
- Чтобы лучше узнать себя мне необходимы краткие периоды одиночества.
- Я скорее признаюсь любимому человеку в том, что некоторые особенности его поведения меня раздражают, чем постараюсь скрыть этот печальный факт.
- В те моменты, когда я отчетливо представляю свое будущее, мне кажется, что все предрешено и у меня не осталось никакой свободы выбора.
- Принимаясь за какое-то дело, я всегда рассчитываю на поддержку близких.
- Человек имеет право распрощаться с давним преданным другом, если тот стал ему неприятен.
- Если бы можно было исправлять прошлые ошибки, люди могли бы быть свободнее в своих поступках.
- Меня привлекает процесс творчества сам по себе
- Чтобы снять хороший фильм о прошлом, обязательно знать современное положение дел в мире.
- В любом деле лучше использовать известные рецепты и «обкатанные» методы.
- Я стараюсь не думать о своем прошлом.
- Думаю, мои потребности ничем не отличаются от потребностей многих.
- Сотрудничество с кем-то скорее увеличивает свободу действий, чем ограничивает ее.
- Мне не нравятся люди, считающие себя непохожими на других.
- Для успешной работы творческому человеку нужны постоянная поддержка и внимание близких.
- Для меня важно знать свои потребности.
- Я избегаю эгоистичных поступков потому что они вредят интересам других.
- Я считаю всякое проявление агрессии противоестественным.
- Я стараюсь не делать того, что может обнаружить мои недостатки.
- Я считаю, что агрессивный человек может быть добрым.
- Я прилагаю усилия к тому, чтобы узнать о себе больше.
- Я не могу доверить другому ответственный участок важной для м меня работы.
- Я развиваю в первую очередь те способности, которые отличают меня от других.
- Отказывая в помощи незнакомым людям, я не испытываю угрызений совести.
- Я постоянно борюсь со своими слабостями.
- Я хотел бы никогда не проявлять агрессии.
- Я могу вести дела с людьми, к которым испытываю неприязнь.
- Я часто использую то, что отличает меня от других, чтобы предстать в выгодном свете.
- Я не стремлюсь скорее избавиться от контроля со стороны других.
- Я стараюсь не делать того, что не одобряют мои близкие, даже если считаю свое решение верным.
- Меня тяготит общение с близкими.
- Когда я что-нибудь делаю, то всегда думаю о последствиях.
- Мне никогда не удается в точности выполнить запланированное.
- Я предпочитаю не выделяться среди других.
- Когда мне трудно, я замыкаюсь в себе.
- Я стараюсь понравиться тем, с кем общаюсь.
- Случается, я принимаю решения, не одобряемые близкими.
- Скрывать свои чувства для меня естественно.
- Я всегда думаю о том, как окружающие воспринимают мои действия.
- Обращаясь к незнакомому человеку с незначительной просьбой, я ожидаю содействия.
- ЮО. -Я никогда не обращаюсь з, а помощью к незнакомым людям.
- Когда я что-то делаю, для меня важно, чтобы уважаемые мною люди оценили мою работу.102. Я могу нарушить обещание.
- Случается, я действую, следуя своей интуиции.
- Я не доверяю незнакомым людям.
- Я говорю своему другу то, что я о нем думаю, даже, если это может испортить наши отношения.
- Я чувствую ответственность за то, что делают мои близкие.107. -Я не скрываю свои чувства, общаясь с людьми.
- Делая что-нибудь, я не стремлюсь предугадать реакцию окружающих.
- Я избегаю людей, способных проявлять агрессию по отношению к тем, кого они любят.
- Следует искоренять все странности в поведении детей.
- Выполняя какую-либо работу, я стараюсь точно следовать инструкции, не привнося ничего от себя.
- Не реже, чем раз в месяц, я вношу какие-то усовершенствования в свой быт, связанные не столько с материальными приобретениями, сколько с приложением моих идей и сил.
- ИЗ. Если сотрудничество с кем-то мне полезно, я не обращаю внимания на те чувства, которые вызывает во мне этот человек.
- В большинстве случаев мне удается изменить обстоятельства, складывающиеся не в мою пользу.
- Я избегаю говорить другим то, что может быть им неприятно.
- Я замечаю, что моя ложь больше вредит мне, чем тому, кого я обманываю.
- Я не трачу время на поиск оригинального решения, если есть общепризнанный способ решения проблемы.
- Собственная привлекательность ценностей самоактуализациии. Честность: 5-, 37-, 50+, 62+.
- Свобода: 59+, 65+, 47-. Творчество: 35-, 67+, 69-.
- Уникальность: 54+, 48+, 56-, 71-, 73-, 60-, 93-, 75+. Доверие: 85-, 110-, 79+, 77-.
- Инструментальная привлекательность ценностей самоактуализации Творчество: 1+, 29+, 17+, 3-, 6+, 10-.
- Честность: 2-, 12-, 4+, 116+, 23+. Свобода: 27-, 19-, 25-, 33+. Уникальность: 39+, 31-, 14-, 8+, 15-, 41+, 45+. Доверие: 21−43-, 47-, 57+.
- Ожидание инструментальности конструктивного взаимодействия с социумом: 16+, 11+, 58-, 9-, 18-, 74-, 61+, 72+.
- Ожидание инструментальности ориентации во времени: 68+, 20+, 28-, 66-, 36+, 34+, 22-, 32+, 63-.
- Поведенческие проявления конструктивного взаимодействия с социумом: 24-, 55+, 94-, 64-, 81-, 100-, 90-, 101+, 76-, 96+, 88+, 83+, 86+.
- Поведенческие проявления ориентации во времени: 53-, 44+, 49+, 30, 40-, 42-, 70+, 38+, 46-, 92+, 51-.
- Реализация ценностей самоактуализации в поведении. Уникальность: 78-, 80+, 82+, 84-, 87+.
- Свобода: 89-, 108+, 7-, 102+, 98-, 13-, 95-, 106-, 91-. Честность: 97-, 105+, 26-, 115-, 107+, 118-, 113-. Творчество: 111-, 112+, 114+, 117-. Доверие: 104-, 99+, 109-, 103+.
- Схема контент-анализа сочинения «Что помогает мне в достижениижизненных целей?»
- Единицы анализа: отдельные слова, словосочетания или предложения, которые по смыслу возможно отнести к той или иной категории.1. Категории анализа:1. Мотивация (IM)
- Достижение и собственная привлекательность цели («желание, стремление к цели, внутреннее чувство потребности»)
- Продуктивной деятельности («желание заниматься любимым делом, работать, создать семью, быть полезной для общества, друзей»)
- Признание, уровень притязаний («желание достичь уважения людей, общатьсяс уважаемыми мной людьми, желание добиться чего-либо в жизни»).
- Самоопределение и самосовершенствование («найти себя, свое место в жизни- желание быть лучше, чем я есть- не хочу быть похожей на других- понять, чего я еще хочу»).
- Помощь («желание помочь людям, сделать их жизнь лучше»).
- Осознания собственных ценностей, цели («знание того, что я хочу- четкое представление о поставленных задачах»).а. Собственные ресурсы (IA).
- Собственные качества и способности:
- Собственные знания («образование, знания, учеба, опыт, информация).
- Выбор оптимального способа («помогает то, каким способом я хочу добиться этого- мой уклад жизни- если не получается, ищу другой способ, стараюсь выбрать правильное решение»).б. Использование внешних ресурсов (IB).
- Помощь родных («поддержка родителей, семья, родные, близкие», отдельные члены семьи «мама, папа»).
- Помощь друзей («поддержка друзей, подруга, девушки»).
- Помощь педагогов («учителя, школа»).
- Другие люди («окружающие, другие, знакомые»).
- Материальные ресурсы («деньги, материальная помощь»).
- Случай («везение, случай, удача, события»).в. Социальное взаимодействие (IV).
- Субъектное отношение к другим конструктивное социальное взаимодействие («умение ладить с окружающими- думаю о себе и о других, взаимность, любовь, дружба, взаимопомощь»).
- Объектное отношение к другим («могу навязать свои мысли другому- другой подчинится мне- умение льстить- убеждать- ловкость»).
- Собственная объектная позиция склонность полагаться на других («покладистость, доверчивость, стараюсь делать уступки).г. Компетентность во времени (IG) («пунктуальность- подходящее время»).д. Взаимодействие с собой (ID).
- Самоконтроль («самоконтроль, самообладание, дисциплина»).
- Самопринуждение («сила воли- постоянное подталкивание себя- способность отказываться вот временных удовольствий ради успеха»).
- Самоподдержка («пытаюсь воодушевлять себя- следую своим желаниям- музыка- пирожки- иногда пишу стихи, в которых выражаю чувства, которые не всегда понимаю сама»).
- Самопознание («самоанализ»).е. Продуктивность (IE) (свои усилия, их результативность: «делаю все возможное, трудолюбие, энергичность, активность, эффективность моих дел, успех»)
- Кроме категорий анализа также был выделен ряд интегральных показателей инструментального блока:
- Ожидание инструментальности субъектного отношения к себе и другим (OIKSL). Вычисляется как сумма категорий:
- OIKSL = IM7 + IA + IV1 + IG + ID1 + ID3 + IE.
- Ожидание инструментальности объектного отношения к себе и другим (OIMSL). Вычисляется как сумма категорий:
- OIMSL = IB + IV2 + IV3 + ID2.
- Преобладание осознания своих ресурсов сравнительно с внешними (IS). Вычисляется как частное от деления двух предыдущих показателей:1. = OIKSL / OIMSL.
- Общая осознанность ресурсов (IALL). Вычисляется как общая сумма категорий: IALL = IM + IA + IB + IV + IG + ID + IE.
- Методика «Организация времени1'. Лист экспертной оценки
- Инструкция эксперту: выставьте отметки в каждой колонке (шапка-инструкция).
- Если Вы поступаете указанным способом лишь в исключительных случаях, обозначьте Ваш ответ так: х—х—х—х—х.
- Промежуточные между крайними оценки соответствуют большей или меньшей частоте данного способа поведения в Вашей повседневной жизни.