Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Влияние самоактуализации на формирование структуры компетентного стиля жизни личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные данные подтвердили конструктную валидность процессуально-инструментальной модели мотивации самоактуализации как активизирующего, направляющего и регулирующего основания в формировании компетентного стиля жизни личности и ее пригодность для решения специальных социально-психологических задач. Объяснительные возможности данной модели, в частности, позволили выявить особенности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Феномены самоактуализации и стиля жизни в структуре саморегуляции социального поведения личности
    • 1. 1. Онтологический анализ феномена самоактуализации 15 1.1.1 Формирование методологических основ исследования проблемы самоактуализации на донаучном этапе становления психологии
      • 1. 1. 2. Становление проблемы самоактуализации в научной психологии
      • 1. 1. 3. Самоактуализация как механизм саморегуляции социального поведения личности
    • 1. 2. Стиль жизни личности как социально-психологический феномен
      • 1. 2. 1. Подходы к определению понятия стиля жизни
      • 1. 2. 2. Функции стиля жизни и критерии его компетентности
  • ГЛАВА 2. Факторы социально-психологической регуляции в структуре стиля жизни личности: методическое обоснование исследования
    • 2. 1. Мотивация самоактуализации в формировании структуры компетентного стиля жизни
      • 2. 1. 1. Общая структура компетентного стиля жизни
      • 2. 1. 2. Влияние рефлексивного механизма самоактуализации на формирование компетентного стиля жизни: системообразующие функции
      • 2. 1. 3. Процессуально-инструментальная модель мотивации самоактуализации в формировании компетентного стиля жизни личности
      • 2. 1. 4. Ценности самоактуализации в структуре ценностно-ориентационой системы стиля жизни
      • 2. 1. 5. Механизмы самоактуализации в структуре инструментального блока компетентного стиля жизни

      2.1.6. Механизмы самоактуализации в структуре поведенческого блока компетентного стиля жизни 101 2.2. Методический аппарат исследования самоактуализации как механизма саморегуляции в структуре стиля жизни

      2.2.1 Методическое обоснование программы исследования влияния самоактуализации на формирование компетентного стиля жизни

      2.2.2. Общая характеристика методов анализа эмпирических данных

      РАЗДЕЛ 3 Анализ функций и места самоактуализации в структуре стиля жизни в период его формирования

      3.1. Обоснование конструктной валидности процессуально-инструментальной модели мотивации самоактуализации как активизирующего, направляющего и регулирующего основания в формировании компетентного стиля жизни личности на материале анализа возрастной динамики формирования компетентного стиля жизни.

      3.2. Обоснование пригодности предложенной процессуально-инструментальной модели для решения специальных задач на материале исследования особенностей формирования компетентного стиля жизни у представителей различных социально-психологических групп.

      3.2.1. Обсуждение результатов исследования влияния направленности личности на формирование стиля жизни.

      3.2.2. Обсуждение результатов исследования влияния гндерной идентичности на формирование стиля жизни личности.

      3.3. Обоснование системообразующей функции самоактуализации в структуре компетентного стиля жизни в сензитивный период его формирования. Определение оптимальных коррекционных мишеней.

      3.4. Практика применения социально-психологических технологий, направленных на повышение компетентности стиля жизни старших подростков, не проявляющих устойчивых тенденций к самоактуализации

Влияние самоактуализации на формирование структуры компетентного стиля жизни личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В сложных, изменчивых условиях современного общества, отличающихся многообразием и противоречивостью транслируемых ценностей, требований и ожиданий, особое значение приобретает компетентность собственной системы саморегуляции социального поведения личности.

Важнейшим психологическим образованием, регулирующим взаимодействие личности с социальной средой является ее стиль жизни. Научный интерес к этому феномену саморегуляции социального поведения в последние годы закономерно растет. Исследуется системная природа стиля жизни, его свойства, возможная типология (Royce J.R., Powell A.D., Сохань JI. B, Ануфриева Р. А., Либин А. В., Леонтьев Д. А., Шкуратова И. П., Коростылева Л. А., Дерманова И.Б.). Особый интерес, с точки зрения оптимизации взаимодействия личности со средой, представляет стиль жизни, позволяющий личности максимально реализовать свои ценности, жизненные замыслы и программы наиболее социально-конструктивным образом, такой стиль жизни мы назвали компетентным.

Для решения задач практической психологии наиболее актуальны проблемы оценки компетентности стиля жизни и ее направленного формирования. Понятие жизненной компетентности сегодня разрабатывается преимущественно в контексте исследования проблем социальной адаптации молодежи (Сохань Л.В., Титаренко Т. М., Цыба В. Т., Ермаков.И.И., Павлютенков Е. М., Горностай П. П., Лепихова Л. А., Тараненко И.), предлагаются отдельные методы и технологии ее формирования (Сигнаевская И., Пилипенко О.). Однако, следует отметить недостаток системности и полноты изучения показателей компетентности стиля жизни и факторов ее формирования.

Актуальность нашего исследования влияния самоактуализации на формирование компетентного стиля жизни обусловлена неуклонным ростом значения самодетерминации личности во взаимодействии с социальной средой на фоне снижения влияния традиционных социальных регуляторов поведения. Проблема самоактуализации (самореализации) широко исследовалась в зарубежной психологии (Rogers K.R., Maslow А.Н., Rowan, J.) В отечественной психологии в настоящее время активно разрабатываются методологические основания исследования проблемы самореализации личности (Коростылева Л.А.), изучается влияние самореализации в контексте проблем психологии творчества (Рудкевич Л.А., Рыбалко Е. Ф., Варламова Е. П., Хрящева Н.Ю.), социальной адаптации, профессионального роста (Коростылева Л.А., Советова О. С., Флерова Е.В.), личностного роста и жизнетворчества (Сохань Л.В., Филимоненко Ю. И., Помыткин Е. Н., Красноперов В.И.), тендерных различий (Кораблина О.П., Клецина И. С., Андреева Т.В.).

Во многих работах выдающихся зарубежных и отечественных психологов можно обнаружить анализ тех или иных социально-психологических механизмов, активизирующихся в процессе самоактуализации и обуславливающих формирование компетентного стиля жизни (Роджерс К.Р., Маслоу А., Юнг К. Г., Фромм Э. и Хорни К., Эриксон Э., Франкл В., Джемс В., Пиаже Ж., Бандура А., Кон И. С., В. В. Столин и др.). Ряд авторов указывает на взаимосвязь процессов самоактуализации и формирования стиля жизни личности: самоактуализация рассматривается как стилеобразующая потребность (Стиль жизни личности, автор раздела Инд. СЖ как соц-пс пробл.), особый стиль жизни или стратегия (Royce J.R., Powell A.D., Shostrom Е., Коростылева Л.А.). В то же время, практически отсутствуют работы, посвященные анализу специфических изменений, происходящих в структуре стиля жизни под влиянием самоактуализации личности, а также выявлению и систематизации оптимальных возможностей целенаправленного повышения его компетентности путем активизации механизмов самоактуализации.

Малая изученность проблемы влияния самоактуализации на формирование компетентного стиля жизни и наличие субъективной потребности современного человека, особенно находящегося в ситуации жизненного выбора, в повышении жизненной компетентности в изменчивых социальных условиях определили направление темы нашего исследования.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Избранная тема соответствует плану научно-исследовательских работ Киевского Национального университета имени Тараса Шевченко: кафедра социальной психологии — по теме «Психология инновационного поведения молодежи», зарегистрированной под номером 97 136-ДП-1.

Объект исследования: социально-психологические факторы формирования структуры стиля жизни личностилюди, находящиеся на различных этапах формирования стиля жизни, испытывающие актуальную потребность в самоопределении: учащиеся старших классовбезработные, оканчивающие второе образование. Общее количество обследованных — 320 чел., из них школьников — 290 чел, безработных — 30 чел.

Предмет: социально-психологические механизмы влияния самоактуализации на структуру стиля жизни личностиформирование свойств компетентности стиля жизни в сензитивный период его становления.

Цель диссертационного исследования: выявление потенциализированных особенностей структуры стиля жизни личности в сензитивный преиод его становленияраскрытие зкономерностей социально-психологического влияния самоактуализации на процесс формирования свойств компетентности стиля жизни.

Основная гипотеза: самоактуализация, как процесс выявления и присвоения человеком своих потенциалов и ресурсов, оценки их значения и инструментальности для реализации индивидуального смысла жизни, активизирует социально-психологические механизмы формирования структуры стиля жизни личности, понимаемого как индивидуально избранная, устойчивая, целостная, иерархически организованная система социально-психологических средств организации взаимодействия личности со своим социальным окружением с целью реализации своего смысла жизни, и обусловливает, таким образом, рост его компетентности, определяемой через критерии интегрированное&trade-, социальной конструктивности и субъективной удовлетворительности стиля.

Цель и гипотеза исследования предполагают решение ряда задач:

1. Проанализировать и обобщить научные представления о влиянии процесса самоактуализации на формирование компетентного стиля жизни личности.

2. Построить и обосновать процессуально-инструментальную модель мотивации самоактуализации как активизирующего, направляющего и регулирующего основания в формировании компетентного стиля жизни личности, которая позволяла бы анализировать и учитывать индивидуальные и типичные для представителей исследуемых групп особенности системы саморегуляции социального поведения.

3. На основании созданной модели разработать систему показателей компетентности стиля жизни, обосновать и дополнить инструментарий психологической диагностики структуры данного стиля.

4. Исследовать конструктную валидность модели и ее пригодность для решения специальных задач на примере исследования возрастной динамики формирования компетентного стиля жизни, а также зависимости его структуры от направленности личности в ту или другую сферу социально значимой деятельности и тендерной принадлежности, наличия тенденции к самоактуализации.

5. Виявить ведущие социально-психологические механизмы влияния самоактуализации на формирование структуры стиля жизни личности и повышения его компетентности в сензитивный период становления даного стиля.

6. С учетом результатов исследования и на основании созданной модели разработать программу социально-психологических технологий содействия формированию компетентного стиля жизни, исследовать ее эффективность.

Методологическую основу исследования составляют: теория научного познания, являющаяся системой представлений о возможностях познания, условиях его истинности и достоверностиположение о единстве сознания и деятельности (Виготский JI.C., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С.Л.) — системный подход в исследовании личности (Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф.) — рассмотрение человека как субъекта собственной жизнедеятельности (Ананьев Б.Г., Костюк Г. С., Рубинштейн С.Л.) — представления о детерминированности саморегуляции социального поведения личности, в частности, ее стиля жизни, социальными и личностными факторами (Ядов В.А., Узнадзе Д. М., Либин А. В., Леонтьев Д.А.) — теории самоактуализации личности (Маслоу А., Роджерс К. Р., Шостром Э.);

Для реализации поставленных задач был использован комплекс методов научного исследования: 1) моделирование структурной целостности связей взаимодействия социально-психологических механизмов регуляции стиля жизни, формирующейся под влиянием самоактуализации личности- 2) метод экспертной оценки для обеспечения валидности создаваемых методик- 3) опрос и тестирование — для выявления особенностей самоактуализации, а также ценностных ориентаций, социальных установок, представлений о своем стиле и стереотипов поведения, составляющих структуру стиля жизни, у представителей различных социальных групп, примененялся ряд методик: самоактуализационный тест (Э. Шостром), методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, «Распределения времени» (С.Я. Рубинштейн), тест осмысленности жизни (Д.А. Леонтьев), тест разрешения конфликтов (К.Томас), диагностика межличностных отношений (Собчик Л.Н.), шкала социальной желательности Кроуна-Марлоу, авторские методики — «Качество жизни», «Организация времени», «Самоорганизация», «Психологические признаки влияния самоактуализации в структуре стиля жизни» — 4) методы социально-психологического тренинга — для изучения возможностей повышения компетентности стиля жизни.

Для обработки данных использовались методы контент-анализа и многомерной вариационной статистики (дисперсионный, корреляционный и факторный анализ).

Научная новизна. В исследовании впервые предпринята попытка систематизировать различные представления о влиянии самоактуализации на формирование компетентного стиля жизни, раскрывается специфика компетентного стиля жизни, его структура, системообразующие функции самоактуализации в его формировании. Предложена процессуально-инструментальная модель мотивации самоактуализации как активизирующего, направляющего и регулирующего основания формирования стиля жизни, получены эмпирические данные, подтверждающие ее конструктную валидностьвыявлены специфические изменения, происходящие в структуре стиля жизни под влиянием самоактуализации личности в сензитивний для его формирования старший подростковый периодопределены механизмы саморегуляции, являющиеся оптимальными мишенями формирующего и корекционного влияния в структуре данного стиля с целью повышения его компетентности.

Систематизирован и дополнен психологический инструментарий исследования структуры компетентного стиля жизниразработаны и апробированы программы психологической диагностики и социально-психологических технологий содействия формированию компетентного стиля жизни.

Теоретическое значение полученных результатов состоит в расширении и углублении теоретических знаний о влиянии самоактуализации на формирование структуры компетентного стиля жизнив обосновании методологических основ программы психодиагностичного исследования структуры стиля жизни и компетентности его элементов и методологическом обосновании программы социально-психологических средств содействия формированию компетентного стиля жизни личности.

Практическая значимость работы. Полученные в нашем исследовании данные об особенностях влияния самоактуализации на формирование компетентного стиля жизни в старшем подростковом возрасте и предложенный психологический инструментарий диагностики и содействия формированию данного стиля могут быть использованы в практической деятельности психологов, как в индивидуальном консультировании, так и групповой работе нацеленной на повышение компетентности стиля жизни лиц, сталкивающихся с различными трудностями социальной адаптации, самоопределения и личностного роста. Применение полученных данных может быть особенно полезно для принятии решения о выборе приоритетного направления, мишеней и механизмов формирующего психологического воздействия при работе с подростками-представителями некоторых социальных групп. Так, результаты работы могут быть использованы в разработке программ социальной реабилитации детей-инвалидов и воспитанников детских домов, развивающих программ и учебного курса подготовки к карьере для одаренных подростков, а также старшеклассников общеобразовательных школ, их индивидуального консультирования.

Личный вклад состоит: в разработке и обосновании процессуально-инструментальной модели мотивации самоактуализации в формировании структуры компетентного стиля жизнив создании методической базы исследования жизненной компетентности и программы социально-психологических технологий, направленных на повышение актуального уровня компетентности, выявленного констатирующим экспериментом.

Достоверность научных результатов и выводов обеспечивается методологическим обоснованием исходных положений исследования, использованием проверенных надежных и валидних диагностических методик, адекватных цели и заданиям исследования, обоснованием валидности созданных методик и репрезентативности выборки, сочетанием количественного и качественного анализа эмпирических данных и применением статистических критериев оценивания значимости экспериментальных данных.

Экспериментальной базой исследования послужили Межшкольный учебный комбинат Адмиралтейского района, Служба занятости, школа № 56, г. Санкт-Петербурга.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процессуально-инструментальная модель мотивации самоактуализации включает три взаимосвязанных блока: ценностный, инструментальный и поведенческий, и отражает ее активизирующую, направляющую и регулирующую функции в структуре компетентного стиля жизни.

2. Самоактуализация воказывает системообразующее влияние на формирование структуры компетентного стиля жизни, включение механизма самоактуализации в потенциализированную структуру регуляции стиля жизни личности ведет к дифференциации и интеграции подструктур, росту компетентности стиля жизни.

3. В структуре компетентного стиля жизни существует ряд функциональных элементов, являющихся оптимальными коррекционными мишенями в старшем подростковом возрасте: в первую очередь — компетентность межличностного взаимодействия, осознание ресурсов жизнетворчества и синергичность мировосприятия как способность конструировать целостную, многосвязную картину мирапри отсутствии устойчивой тенденции к самоактуализации, помимо перечисленных элементов, специального содействия таже требуют формирование ценностно-ориентационной системы, Я-концепции, установочных и поведенческих аспектов временной регуляции .

4. Повышение компетентности стиля жизни личности возможно путем целенаправленной активизации ее самоактуализации при помощи специализированных социально-психологических технологий: тренинга внутриличностной компетентности, тренинга компетентности в межличностных отношениях, тренинга ориентации в своих ценностях и их реализации во времени.

Апробация результатов диссертации. Основные положения и результаты исследования докладывались на международной межвузовской научно-практической студенческой конференции «Психология XXI века» (23−25 апреля, 1999), второй всеукраинской конференции молодых ученых «Проблема личности в науке: результаты и переспективы исследований» (Киев, 9−10 сентября, 1999), международной межвузовской научно-практической студенческой конференции «Психология XXI века» (13−15 апреля, 2000), обсуждались на заседании кафедры социальной психологии КНУ им. Т. Шевченко.

Публикации. Содержание диссертационного исследования отражено в 8 публикациях.

Выводы 3 главы.

Анализ результатов исследования, представленный в данной главе, позволил уточнить особенности потенциализированной структуры компетентного стиля жизни в сензитивный старший подростковый период ее формирования, обосновать конструктную валидность процессуально-инструментальной модели мотивации самоактуализации как активизирующего, направляющего и регулирующего основания в формировании компетентного стиля жизни личности и ее пригодность для решения специальных задач. Обоснована системообразующая функция механизмов самоактуализации в потенциализированной структуре компетентного стиля жизни старших подростков и выявлены ее элементы, являющиеся оптимальными коррекционными мишенями.

На основании полученных данных были разработаны принципы и социально-психологические средства содействия формированию компетентного стиля жизни для данной возрастной группы. По результатам апробации предложенных технологий был проведен анализ изменений компетентности стиля подростков. Сравнительный анализ показал наличие положительных значимых изменений во всех структурных блоках стиля и подтвердил релевантность предложенного методического подхода решаемым задачам. В целом, результаты исследования свидетельствуют о целесообразности дальнейшей разработки социально-психологических технологий содействия формированию компетентного стиля жизни личности в сензитивный период его становления средствами фасилитации самоактуализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое исследование показало, что в рамках формирования представлений о психологических механизмах регуляции социального поведения человека наблюдается устойчивый рост научного интереса к вопросам самодетерминации и самоактуализации личности. Рассмотрены и систематизированы результаты глубокой и многогранной разработки проблемы самоактуализации личности в психологии. Было показано, что, наряду с подробным освещением вопросов содержания процесса самоактуализации, ее механизмов и онтогенетических этапов, социально-психологический аспект данного явления представлен недостаточно в современной науке.

Обобщение результатов теоретического анализа позволило прийти к заключению, что в процессе самоактуализации происходят глобальные специфические изменения в структуре саморегуляции социального поведения личности, обеспечивающие повышение субъектности, согласованности и продуктивности ее жизнедеятельности. Последующее теоретическое исследование выявило, что под влиянием самоактуализации изменяются такие регуляторные образования как ценностные ориентации, социальные установки и стереотипы поведения, относимые современными исследователями к основным функциональным элементам стиля жизни личности. Рассмотрение критериев компетентности стиля жизни показало их соответствие характеру изменений обуславливаемых механизмами самоактуализации. Выполненный анализ позволил предположить, что, в целом, влияние самоактуализации на социальное поведение личности проявляется в росте компетентности ее стиля жизни.

В рамках теоретико-методического обеспечения исследования механизмов влияния самоактуализации на формирование компетентного стиля жизни была разработана процессуально-инструментальная модель мотивации самоактуализации как активизирующего, направляющего и регулирующего основания формирования компетентного стиля жизни, определены этапы и принципы организации исследования, обоснована его программа. Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.

1. Самоактуализация, представляя собой процесс выявления и присвоения человеком своих потенциалов и ресурсов, оценки их значения и инструментальности для реализации индивидуального смысла жизни, оказывает системообразующее влияние на формирование структуры компетентного стиля жизни личности в старшем подростковом возрасте: при наличии тенденции к самоактуализации становление компетентного стиля жизни определяется удовлетворенностью своей жизнью, конструктивности) социального поведения, осознанностю средств достижения жизенных целейпри отсутствии такой устойчивой тенденции удовлетворенности своей жизнью недостаточно для формирования стиля.

Включение механизма самоактуализации в потенциализированную структуру регуляции стиля жизни личности ведет к дифференциации и интеграции подструктур, росту компетентности стиля жизни. Так, согласно результатам исследования, влияние самоактуализации в структуре ценностного блока стиля жизни проявляется в увеличении значимости ценностей самоактуализации и, в целом, более высокой реализованное&tradeведущих индивидуальных ценностей, удовлетворенности своей жизнью. Под влиянием самоактуализации также возникает связь между мерой реализованное&tradeосновных ценностей и мерой осознанности представлений подростка о средствах воплощения этих ценностей — представлений, состаляющих содержание инструментального блока стиля. Наконец, самоактуализация оказывает своеобразное влияние на формирование компетентности поведения в основных сферах жизни: подростки, имеющие тенденцию к самоактуализации отличаются большей компетеностью в себе и во времени и, одновременно, более объектным отношением к другим, чем их сверстники.

2. Полученные данные подтвердили конструктную валидность процессуально-инструментальной модели мотивации самоактуализации как активизирующего, направляющего и регулирующего основания в формировании компетентного стиля жизни личности и ее пригодность для решения специальных социально-психологических задач. Объяснительные возможности данной модели, в частности, позволили выявить особенности потенциализированной структуры стиля жизни старших подростков. Сопоставление с теоретической моделью показало, что структура стиля жизни старших поростков отличается от структуры стиля жизни взрослых меньшей связностью, в первую очередь, отсутствием существенных связей между системой ценностных ориентаций и поведенческими стереотипами, что предполагает ее большую гибкость и сензитивность к формирующим воздействиям. Также было выявлено опосредующее влияние направленности личности и ее тендерной идентичности на условия формирования компетентного стиля жизни подростков.

В структуру предложенной модели вошли ценностный, инструментальный и поведенческий блоки. Ценностный блок включил ведущие ценностные ориентации личности, в первую очередь — на ценности самоактуализации, инструментальный — ее представления о способах и средствах реализации ведущих ценностей, а поведенческий — имеющиеся социальные установки и стереотипы поведения. Модель отражает как структурный, так и процессуальный аспекты включения самоактуализации в контур регуляции стиля, что позволило нам исследовать взаимосвязи изучаемых явлений и выявить ведущие социально-психологические механизмы влияния самоактуализации на формирование стиля жизни личности.

3. В структуре компетентного стиля жизни выделен ряд функциональных элементов, являющихся оптимальными коррекционными мишенями в старшем подростковом возрасте: компетентность межличностного взаимодействия, осознание ресурсов жизнетворчества и синергичность мировосприятия как способность конструировать целостную, многосвязную картину мира. При отсутствии устойчивой тенденции к самоактуализации, помимо перечисленных элементов, специального содействия таже требуют формирование ценностно-ориентационной системы, Я-концепции, установочных и поведенческих аспектов временной регуляции.

4. Повышение компетентности стиля жизни личности возможно путем целенаправленной активизации ее самоактуализации при помощи специализированных социально-психологических технологий: тренинга внутриличностной компетентности, тренинга компетентности в межличностных отношениях, тренинга ориентации в своих ценностях и их реализации во времени.

Согласно результатам исследования, под влиянием социально-психологических технологий наиболее существенно возрастают: значимость ряда ценностей самоактуализации, а также преобладание осознания своих ресурсов сравнительно с внешними, самопринятие и умение эффективно организовывать свое время. Полученные данные позволяют говорить о целесообразности разработки социально-психологических технологий самоактуализации для содействия конструктивной и субъективно удовлетворяющей интеграции формирующейся личности в социум.

Выполненная работа, в целом, пополняет теоретико-методические основания последующих исследований проблем формирования компетентного стиля жизни личности. Следует отметить ряд направлений, которые представляются перспективными для дальнейшей разработки.

Одним из таких направлений мы считаем разработку типологии стилей жизни, которая может быть основана на структурных характеристиках стиля, отраженных в представленной в работе процессуально-инструментальной модели мотивации самоактуализации. Такой подход позволяет раскрыть активизирующие, направляющие и регулирующие основания в формировании компетентного стиля жизни. Данная типология могла бы служить ориентиром при выборе стратегий и средств психологической помощи людям, испытывающим трудности социальной адаптации, самоопределения и личностного роста.

Другим важным направлением работы представляется необходимость дальнейшей стандартизации и совершенствования психодиагностических методов исследования механизмов формирования компетентного стиля жизни и его структуры. В процессе работы выявлено, что особого внимания требует совершенствование средств изучения инструментальных аспектов и временной структуры стиля жизни.

Необходимо также продолжить исследования механизмов формирования компетентного стиля жизни у представителей различных социальных групп, прежде всего тех, для которых, исходя из их социально-психологических особенностей или особенностей социальной ситуации, с наибольшей вероятностью возможно прогнозировать возникновение трудностей социальной адаптации, самоопределения и личностного роста. К таким группам следует отнести, в частности, детей с особыми потребностями (инвалидов, сирот, одаренных детей), людей, сталкивающихся с изменением привычной социальной ситуации жизнедеятельности (выпускников учебных заведенийлюдей, потерявших работудемобилизующихся военнослужащих и др.). Требуется уточнение и дальнейшая разработка принципов и содержания специализированных социально-психологических технологий содействия формированию компетентного стиля жизни у представителей отмеченных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991.
  2. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. Программа психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот. СПб, 2000.
  3. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
  4. .Г., Ломов Б. Ф. Проблема восприятия пространства и времени. Л.: ЛГУ, 1961.
  5. Т.В. Самореализация личности представителей творческих профессий // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1998, С. 203−216.
  6. A.M. Время и компьютер, М.: Наука, 1991.
  7. А.Я. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.: Наука, 1966.
  8. Р. Психосинтез: теория и практика. M.:"REFL- book", 1994.
  9. Багван Шри Раджниш. Дао: путь без пути. М.: Нирвана, 2000.
  10. Н.Д. Фактор времени в восприятии человеком. Л., 1980.
  11. Е.Ф., Эткинд A.M. Личностный дифференциал Л.: ЛНИПИ им. В. М. Бехтерева, 1983.
  12. А., Ричард У. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. -М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  13. М.А., Соломин И. Л., Ткачев М. И. Азбука профориентации. СПб: Литера-Плюс, 1997.
  14. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. А. И. Федорова.- СПб.: МФИН, 1992.
  15. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского.- СПб.: Лениздат, 1992.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  17. Дж. X. Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 529 е., с. 168 181.
  18. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Питер Ком, 1999.
  19. Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии /' Пер. с англ. А. Б. Фенько.- М.: Независимая фирма «Класс», 1998.
  20. Д.С. Группы как инструмент психологической помощи / Пер. с англ. В. П. Чурсина. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
  21. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
  22. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. К.: Наукова думка, 1984.
  23. P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  24. И.Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности /
  25. Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. С. 20−37.
  26. И.Б. Индивидуальные стили жизни и деятельности: общий контур // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, J1.A. Коростылевой,. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000, С. 62−74.
  27. , У. Психология. СПб., 1898.
  28. Доценко E. J1. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.-М.:ЧеРо, 1997.
  29. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: изд-во «Братство», 1994.
  30. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.: Изд-во УРАО, 1998.
  31. В.П. Социальная психология организаций.-К.: МЗУУП, 1993,384 с.
  32. В.А. Формы времени. Томск, 1984.
  33. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. К.: ПАН ЛТД, 1994, 284 с.
  34. И.С. Самореализация личности и тендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1998, С. 188−202.
  35. И.С. Тендерные барьеры на пути личностной самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1999, С. 154−168.
  36. Е.А. Психология профессионального самоопределения.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  37. Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов. Руководство для ведущего группы. СПб, 1992.
  38. В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни. Автореф. канд. Дис. М., 1979.
  39. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под. ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова.-Л.: Лениздат, 1987.
  40. Кон И. С В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  41. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
  42. Е.П. Женщина в мире экзистенциальных проблем // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1998, С. 217−221.
  43. Е.Ю. Методика «Психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций. К.: МАУП, 1994.
  44. Л.А., Кравченко Н. Е. Пути профессиональной и личностной самореализации человека. СПб., 1997.
  45. Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. С.3−19.
  46. Л.А. Психологические детерминанты самореализации личности // Психологические проблемы самореализацииличности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1998, С. 5−18.
  47. Л.А. Самореализация в некоторых основных сферах жизнедеятельности и методы исследования // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1998, С. 19−33.
  48. Л.А. Теоретико-методологические основы изучения самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3 / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1999, С. 3−25.
  49. Л.А. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой,. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000, С. 2146.
  50. Л.А. Особенности стратегий самореализации и стили человека // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000, С.47−61.
  51. В.И. Самоорганизация жизненного пути личности // Самодвижение. Самоорганизация. Самоуправление.: Тез. докл. межвуз. научн. конф. Пермь, 1987.
  52. А.А. Измерение окраски субъективной картины жизненного пути в процессе ее объективации // Психологические механизмы организации поведения и деятельности человека во времени. Нижний Новгород: Нижегородский университет, 1990, с. 27−37.
  53. А.А. «Картина жизни»: факторы устойчивости и возможности прогноза // Жизненный путь личности. Киев: Наукова думка, 1987.
  54. А. Искусство успевать. / Пер с англ. Ю. Емельянов, Н. Емельянова. -М.: Агентство «ФАИР», 1996.
  55. К. Разрешение социальных конфликтов /Пер. с англ. -СПб.: Издательство «Речь», 2000. 408 е., ил.
  56. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Моск. ун-та, Сер. 14. Психология, № 4, 1996.
  57. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992.
  58. Д.А. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций. // Психологический журнал, т. 14, № 1, 1993.
  59. Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили -взгляд из 90-х // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998, С. 93−108.
  60. А.В. и др. Феноменология анализ понятий -экспериментальные гипотезы // Там же, С. 125−141.
  61. А.В. Стиль это человек? // Там же, С. 3−12.
  62. А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Там же, С. 109−124.
  63. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992.
  64. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  65. Н.И., Пейсахов Н. М., Шевцов М. Н. Методы анализа корреляционных структур в психолого-педагогических исследованиях // Психологическая служба в вузе. Казань: КГУ, 1981, С.68−76.
  66. В.Х. Самореализация личности: взгляд с позиций христианской психологии.// Психологические проблемы самореализацииличности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1997. С. 166−173.
  67. Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  68. Г. Т. Сюжетное время и время экзистенции. -Тбилиси, 1976.
  69. Т.Д., Ярошевский М. Г. 50 выдающихся психологов мира. Учебное пособие для студентов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
  70. А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.
  71. А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997.
  72. Методы социальной психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977.
  73. Методы социально-психологических исследований. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1975.
  74. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991.
  75. Л. Энциклопедия психологических тестов. М.: ООО «Изд-во ACT», 1997.
  76. А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 1999.
  77. В.И. Самореализация личности как социальный процесс (методолого-социологический аспект): Автореф. канд. дис. К., 1990.
  78. К. Психология ответственности Л.: Наука, 1983
  79. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994, 144 с.
  80. И., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. М.: Экономика, 1988.
  81. М.С. Опыт дурака или ключ к прозрению. Как избавиться от очков. СПб.: ЗАО «ВЕСЬ», 2000.
  82. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М., 1987.
  83. Ф.С. Внутри и вне помойного ведра- Фредерик С. Перлз, Пауль Гудмен, Ральф Хефферлин. Практикум по гештальттерапии.- СПб.: Петербург-ХХ век М.: Изд. центр «Академия», 1997, 448 с.
  84. Л.Дж. Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось. М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2000.
  85. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  86. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. М.: МГУ, 1992.
  87. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988.
  88. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. (Республиканский сборник научных трудов).Выпуск 2-й. Ответственный редактор B.C. Мерлин. Пермь, 1978.
  89. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь: Пермский пед. институт, 1970.
  90. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.: Институт практической психологии, 1996.
  91. Психогимнастика в тренинге. Под редакцией Н. Ю. Хрящевой -СПб.: «Ювента», И.Т., 1999.
  92. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. Бобневой М. И., Шороховой Е. В. М.: Наука, 1979.
  93. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общ. ред. И. В. Дубровиной, М.: Академия, 1995.
  94. Психология личности. Тексты. Под ред.Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  95. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990.
  96. Психолопя i педагопка життетворчост1: Навч.-метод. поздбник / Пщ ред. JI.B. Сохань, 1.Г. Срмакова, В. О. Тихоновича. К.: 1нститут змюту i метод1 В навчання, 1996.
  97. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М.: Смысл, 1997.
  98. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Универс, 1994, 480 с.
  99. М.И. Психосемантические аспекты отношения ко времени. Автореф. канд. дис. М., 1998.
  100. В.А. 1стор1я психологи. Кшв: Вища школа, 1978.
  101. В.А. Основи психологи. Кшв: Либщь, 1997.
  102. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
  103. С.Я. Использование времени как показатель осознаваемых и неосознаваемых мотивов личности // Бессознательное: природа, функци, методы исследования. Тбилиси. Мецниереба, 1978. — Т. 3 — с. 644−650.
  104. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. М.: Медицина, 1970.
  105. JI.A., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. С. 89−106.
  106. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личностиЛ Под ред. В. А. Ядова, Л.:Наука, 1979.
  107. Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. Пер. с англ. М.:ЧеРо, 1997.
  108. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989.
  109. Т.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.:Народное образование, 1998. -256 с.
  110. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 1999.
  111. М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. СПб.: ИК «Комплект», 1999.
  112. Л.Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство М.: Б.И., 1990.
  113. П.А. Человек, цивилизация, общество.- М.: ИПЛ, 1992.
  114. Стиль работы и образ жизни руководителя. Анализ, проблемы, рекомендации. М.: Экономика, 1985.
  115. Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы / Р. А. Ануфриева, Е. И. Головаха, Е. А. Донченко и др.- Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка, 1982.
  116. В.В. Самомсознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  117. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972.
  118. Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.
  119. Феминизм и тендерные исследования. Хрестоматия. Под общей ред. В. И. Успенской. Тверь, 1999.
  120. Ю.И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1997. С. 58−74.
  121. , Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967.
  122. Е.В. К вопросу о профессиональной самореализации политических деятелей // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.Петербург. ун-та, 1997. С. 203−211.
  123. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражения: Практическое пособие / Пер. с нем.- В 4-х томах. Т.З. М.: Генезис, 1998.
  124. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  125. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: руководство по личностным методикам. М.: Прогресс, 1987.
  126. , Э. Душа человека. М., 1992.
  127. , Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
  128. X. Мотивация и деятельность / пер с нем. /. В 2 т. М.: Педагогика, 1986 — Т. 1.
  129. М.А. Когнитивные стили: парадигма «других» интеллектуальных способностей // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998, С. 52−63.
  130. , К. Ваши внутренние конфликты. СПб: Лань, 1997.
  131. , К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. -М., 1993.
  132. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. (Сост. М.П.Папуш). М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995.
  133. Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире исследования // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1998, С. 171−175.
  134. Д., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997.
  135. А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» за 1997 год. М., 1997.
  136. С.А. Христианская самореализация личности: предмет и основные принципы // Психологические проблемы самореализации личности Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000, с. 193−200.
  137. , З.А. Особенности психологического времени у лиц с различными способами самоопределения: Автореф. канд. дис. К., 1990.
  138. И.П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация // Стиль человека: психологический анализ / Под ред.
  139. A.В.Либина. М.: Смысл, 1998, С. 13−33.
  140. Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М.: Дубль1. B, 1994.
  141. А.Г. Введение в экпериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.:МГУ, 1983.
  142. А.Г., Похилько В. И., Козловская -Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике. Тезаурус личностных черт. М.: МГУ. 1988.
  143. Д.Г. Восприятие времени. М., 1962.
  144. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991, с. 157
  145. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Записано и отредактировано Аниэллой Яффе.: Пер. с нем.- Киев: Airland, 1994. -(Citadelle), 406 с.
  146. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем.- М.: Канон, 1994.
  147. И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы / Пер. с англ. А.Б. Фенько- М.: Независимая фирма «Класс», 1997.
  148. М.Г. История психологии. 3-е изд., дораб.- М.: Мысль, 1985.
  149. Т.С. Психолопчш основи груповоУ корекщк Навч. Шкпбник. К.: Либщь, 1996.
  150. Chodorow N. Family structure and feminine personality / Eds. M.Z. Rozaldo & L. Lampere, Women’s culture and society. Stanford, Cal.: Stanford University Press, 1974, 43−46.
  151. James F. T. Bugental, Psychotherapy and Process Addison-Wesley Pablishing Company, 1978.
  152. Maslow A.H. Critique of Self-Actualization // Journal of Individual Psychology, 1959, 15, P. 24−32.
  153. Popham W.J. Criterion-referensed measurement. Englewood Cliffs, New Jersy 7 632, Prentice-Hall, 1978, 260+xii pp.
  154. Smith N. T. Integration and personal growth // Psychosynthesis Community News, 1997, 12−20.
  155. Roceach M. Beliefs, Attitudes and Values. San Francisco: Josey -Bass Co., 1972.
  156. Roceach M. The Nature of Human Values. N.Y., 1973.
  157. Rogers, Karl R. Client-centered therapy. Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton Mifflin, 1951.
  158. Rowan, J. A Guide to Humanistic Psychology / Second edition. London: London Printing Centres, 1994
  159. Royce J.R., Powell A.D. Theory of Personality and Individual Differences: Systems, Factors and Processes. Englewood Cliffs (NJ), 1983.
  160. Опросник «Психологические признаки самоактуализации в структурестиля жизни»
  161. Инструкция: Перед Вами утверждения теста, описывающие мнения, чувства и способы поведения в различных ситуациях.
  162. Работайте быстро, не задерживаясь для обдумывания отдельных утверждений. Если у Вас возникли вопросы, задайте их перед тем, как приступить к ответам.
  163. Когда я не занят интересной работой, я начинаю раздражаться по пустякам.
  164. Человеку искреннему в наше время труднее найти друзей.
  165. Одинаковый подход ко всем помогает прижиться в новом коллективе.
  166. Мне легче признать свою ошибку, чем переживать по поводу того, что она может открыться в неподходящий момент.
  167. Я предпочитаю поменьше обращать внимания на свои чувства.
  168. Мне трудно выполнять работу, в которую нельзя внести элементы творчества.
  169. Я стараюсь не совершать неожиданных поступков.
  170. Чтобы обеспечить себе достойную, жизнь, обязательно знать свои потребности
  171. Окружающие мешают мне быть самим собой.
  172. Я легко переношу однообразную жизнь.
  173. П. Мне нужны помощники для достижения моих жизненных целей.
  174. Если отношения с кем-то не складываются, докапываться до причин совершенно бесполезно.
  175. Я стараюсь никогда не проявлять агрессии.
  176. Для счастья мне требуется все то же, что и многим другим.
  177. Лучший способ добиться успеха неуклонно следовать опыту тех, кто преуспел до тебя.
  178. Общение с разными людьми важно для меня еще и потому, что помогает лучше узнать себя.
  179. Когда я создаю что-то новое, я могу отвлечься от повседневных забот и тревог.
  180. Я могу добиться всего, к чему стремлюсь, самостоятельно.
  181. Человек, совершающий неожиданные поступки, отталкивает окружающих.
  182. Боязнь будущего ограничивает свободу поступков в настоящем.
  183. Чтобы стать счастливым, человек должен изменить свою природу.
  184. Мне кажется, что погружаясь в воспоминания, я лучше понимаю себя.23. -Я испытываю дискомфорт, скрывая свои чувства.
  185. Даже если мне очень трудно, я действую самостоятельно.
  186. Проявление даже обоснованной агрессии всегда приводит к ухудшению отношений26. -Я стараюсь скрывать от других свои страхи и опасения.
  187. Человек, всегда поступающий так, как этого ожидают другие, скорее добьется успеха в жизни.
  188. Чтобы реализовать свой творческий потенциал, нужно активно жить настоящим, не вспоминая о прошлом и не пытаясь заглянуть в будущее.
  189. Я считаю, что творческий подход к жизни поможет мне укрепить мое материальное положение.
  190. Вспоминая прошлые ошибки я снова переживаю тягостное чувство.
  191. Я стараюсь не выделяться, чтобы не вызывать зависть.
  192. Когда мне удается справиться с потоком срочных дел, моя вера в целесообразность природы человека растет.
  193. Человек, иногда нарушающий общепринятые правила, реже попадает в затруднительные ситуации
  194. Чтобы успешно пользоваться своими возможностями, человеку необходимо планировать будущее.
  195. Оригинальный стиль поведения, одежды и тому подобного пустое кокетство.
  196. Человек тем свободнее, чем лучше он предвидит последствия своих поступков.
  197. Я предпочитаю не открывать свои истинные чувства без крайней необходимости.
  198. Вспоминая какие-либо события своего прошлого, я не испытываю угрызений совести.
  199. Когда я открываю в себе новые возможности, моя уверенность в себе растет.
  200. Время, потраченное без пользы, я считаю потерянным.
  201. Свойства, отличающие меня от других, помогают мне в достижении жизненных целей.
  202. Когда мне что-нибудь не удается, я говорю себе, что справлюсь с этим в будущем.
  203. Человек, которого принимают таким, какой он есть, обычно наглеет и «садится на голову».
  204. Я опаздываю более чем на 15 минут не чаще одного раза в месяц.
  205. Примирившись со своими недостатками, я добьюсь большего.
  206. Бывает я начинаю нервничать, представляя как что-то может помешать моим планам.
  207. Искоренение странностей в поведении ребенка всегда идет ему на пользу.
  208. Мне хотелось бы лучше понимать причины своих поступков.
  209. Я не опаздываю на важные для меня встречи более, чем на 5 минут.
  210. Если мне предложат интересную, хорошо оплачиваемую работу, для которой у меня нет ни навыков, ни способностей, я скорее признаю свою некомпетентность, чем попытаюсь использовать этот шанс.
  211. Случается, я делаю срочные работы или отчеты за последнюю ночь.
  212. Я считаю, что человек должен постоянно контролировать свое поведение.
  213. Я обычно не составляю письменных планов ни на следующий день, ни на более длительный срок, кроме требуемых для служебной отчетности.
  214. Я восхищаюсь людьми, которые сумели раскрыть свои уникальные способности.
  215. Я принимаю помощь других в трудную минуту.
  216. Я стремлюсь знать о себе все.
  217. Ребенок может вырасти здоровым только тогда, когда воспитатель считается с его наклонностями.
  218. Для того, чтобы развить свои способности, мне не нужен чужой опыт.
  219. Я предпочитаю компанию, в которой каждый ведет себя так, как считает нужным.60. -Я хотел бы избавиться от всех своих недостатков.
  220. Чтобы лучше узнать себя мне необходимы краткие периоды одиночества.
  221. Я скорее признаюсь любимому человеку в том, что некоторые особенности его поведения меня раздражают, чем постараюсь скрыть этот печальный факт.
  222. В те моменты, когда я отчетливо представляю свое будущее, мне кажется, что все предрешено и у меня не осталось никакой свободы выбора.
  223. Принимаясь за какое-то дело, я всегда рассчитываю на поддержку близких.
  224. Человек имеет право распрощаться с давним преданным другом, если тот стал ему неприятен.
  225. Если бы можно было исправлять прошлые ошибки, люди могли бы быть свободнее в своих поступках.
  226. Меня привлекает процесс творчества сам по себе
  227. Чтобы снять хороший фильм о прошлом, обязательно знать современное положение дел в мире.
  228. В любом деле лучше использовать известные рецепты и «обкатанные» методы.
  229. Я стараюсь не думать о своем прошлом.
  230. Думаю, мои потребности ничем не отличаются от потребностей многих.
  231. Сотрудничество с кем-то скорее увеличивает свободу действий, чем ограничивает ее.
  232. Мне не нравятся люди, считающие себя непохожими на других.
  233. Для успешной работы творческому человеку нужны постоянная поддержка и внимание близких.
  234. Для меня важно знать свои потребности.
  235. Я избегаю эгоистичных поступков потому что они вредят интересам других.
  236. Я считаю всякое проявление агрессии противоестественным.
  237. Я стараюсь не делать того, что может обнаружить мои недостатки.
  238. Я считаю, что агрессивный человек может быть добрым.
  239. Я прилагаю усилия к тому, чтобы узнать о себе больше.
  240. Я не могу доверить другому ответственный участок важной для м меня работы.
  241. Я развиваю в первую очередь те способности, которые отличают меня от других.
  242. Отказывая в помощи незнакомым людям, я не испытываю угрызений совести.
  243. Я постоянно борюсь со своими слабостями.
  244. Я хотел бы никогда не проявлять агрессии.
  245. Я могу вести дела с людьми, к которым испытываю неприязнь.
  246. Я часто использую то, что отличает меня от других, чтобы предстать в выгодном свете.
  247. Я не стремлюсь скорее избавиться от контроля со стороны других.
  248. Я стараюсь не делать того, что не одобряют мои близкие, даже если считаю свое решение верным.
  249. Меня тяготит общение с близкими.
  250. Когда я что-нибудь делаю, то всегда думаю о последствиях.
  251. Мне никогда не удается в точности выполнить запланированное.
  252. Я предпочитаю не выделяться среди других.
  253. Когда мне трудно, я замыкаюсь в себе.
  254. Я стараюсь понравиться тем, с кем общаюсь.
  255. Случается, я принимаю решения, не одобряемые близкими.
  256. Скрывать свои чувства для меня естественно.
  257. Я всегда думаю о том, как окружающие воспринимают мои действия.
  258. Обращаясь к незнакомому человеку с незначительной просьбой, я ожидаю содействия.
  259. ЮО. -Я никогда не обращаюсь з, а помощью к незнакомым людям.
  260. Когда я что-то делаю, для меня важно, чтобы уважаемые мною люди оценили мою работу.102. Я могу нарушить обещание.
  261. Случается, я действую, следуя своей интуиции.
  262. Я не доверяю незнакомым людям.
  263. Я говорю своему другу то, что я о нем думаю, даже, если это может испортить наши отношения.
  264. Я чувствую ответственность за то, что делают мои близкие.107. -Я не скрываю свои чувства, общаясь с людьми.
  265. Делая что-нибудь, я не стремлюсь предугадать реакцию окружающих.
  266. Я избегаю людей, способных проявлять агрессию по отношению к тем, кого они любят.
  267. Следует искоренять все странности в поведении детей.
  268. Выполняя какую-либо работу, я стараюсь точно следовать инструкции, не привнося ничего от себя.
  269. Не реже, чем раз в месяц, я вношу какие-то усовершенствования в свой быт, связанные не столько с материальными приобретениями, сколько с приложением моих идей и сил.
  270. ИЗ. Если сотрудничество с кем-то мне полезно, я не обращаю внимания на те чувства, которые вызывает во мне этот человек.
  271. В большинстве случаев мне удается изменить обстоятельства, складывающиеся не в мою пользу.
  272. Я избегаю говорить другим то, что может быть им неприятно.
  273. Я замечаю, что моя ложь больше вредит мне, чем тому, кого я обманываю.
  274. Я не трачу время на поиск оригинального решения, если есть общепризнанный способ решения проблемы.
  275. Собственная привлекательность ценностей самоактуализациии. Честность: 5-, 37-, 50+, 62+.
  276. Свобода: 59+, 65+, 47-. Творчество: 35-, 67+, 69-.
  277. Уникальность: 54+, 48+, 56-, 71-, 73-, 60-, 93-, 75+. Доверие: 85-, 110-, 79+, 77-.
  278. Инструментальная привлекательность ценностей самоактуализации Творчество: 1+, 29+, 17+, 3-, 6+, 10-.
  279. Честность: 2-, 12-, 4+, 116+, 23+. Свобода: 27-, 19-, 25-, 33+. Уникальность: 39+, 31-, 14-, 8+, 15-, 41+, 45+. Доверие: 21−43-, 47-, 57+.
  280. Ожидание инструментальности конструктивного взаимодействия с социумом: 16+, 11+, 58-, 9-, 18-, 74-, 61+, 72+.
  281. Ожидание инструментальности ориентации во времени: 68+, 20+, 28-, 66-, 36+, 34+, 22-, 32+, 63-.
  282. Поведенческие проявления конструктивного взаимодействия с социумом: 24-, 55+, 94-, 64-, 81-, 100-, 90-, 101+, 76-, 96+, 88+, 83+, 86+.
  283. Поведенческие проявления ориентации во времени: 53-, 44+, 49+, 30, 40-, 42-, 70+, 38+, 46-, 92+, 51-.
  284. Реализация ценностей самоактуализации в поведении. Уникальность: 78-, 80+, 82+, 84-, 87+.
  285. Свобода: 89-, 108+, 7-, 102+, 98-, 13-, 95-, 106-, 91-. Честность: 97-, 105+, 26-, 115-, 107+, 118-, 113-. Творчество: 111-, 112+, 114+, 117-. Доверие: 104-, 99+, 109-, 103+.
  286. Схема контент-анализа сочинения «Что помогает мне в достижениижизненных целей?»
  287. Единицы анализа: отдельные слова, словосочетания или предложения, которые по смыслу возможно отнести к той или иной категории.1. Категории анализа:1. Мотивация (IM)
  288. Достижение и собственная привлекательность цели («желание, стремление к цели, внутреннее чувство потребности»)
  289. Продуктивной деятельности («желание заниматься любимым делом, работать, создать семью, быть полезной для общества, друзей»)
  290. Признание, уровень притязаний («желание достичь уважения людей, общатьсяс уважаемыми мной людьми, желание добиться чего-либо в жизни»).
  291. Самоопределение и самосовершенствование («найти себя, свое место в жизни- желание быть лучше, чем я есть- не хочу быть похожей на других- понять, чего я еще хочу»).
  292. Помощь («желание помочь людям, сделать их жизнь лучше»).
  293. Осознания собственных ценностей, цели («знание того, что я хочу- четкое представление о поставленных задачах»).а. Собственные ресурсы (IA).
  294. Собственные качества и способности:
  295. Собственные знания («образование, знания, учеба, опыт, информация).
  296. Выбор оптимального способа («помогает то, каким способом я хочу добиться этого- мой уклад жизни- если не получается, ищу другой способ, стараюсь выбрать правильное решение»).б. Использование внешних ресурсов (IB).
  297. Помощь родных («поддержка родителей, семья, родные, близкие», отдельные члены семьи «мама, папа»).
  298. Помощь друзей («поддержка друзей, подруга, девушки»).
  299. Помощь педагогов («учителя, школа»).
  300. Другие люди («окружающие, другие, знакомые»).
  301. Материальные ресурсы («деньги, материальная помощь»).
  302. Случай («везение, случай, удача, события»).в. Социальное взаимодействие (IV).
  303. Субъектное отношение к другим конструктивное социальное взаимодействие («умение ладить с окружающими- думаю о себе и о других, взаимность, любовь, дружба, взаимопомощь»).
  304. Объектное отношение к другим («могу навязать свои мысли другому- другой подчинится мне- умение льстить- убеждать- ловкость»).
  305. Собственная объектная позиция склонность полагаться на других («покладистость, доверчивость, стараюсь делать уступки).г. Компетентность во времени (IG) («пунктуальность- подходящее время»).д. Взаимодействие с собой (ID).
  306. Самоконтроль («самоконтроль, самообладание, дисциплина»).
  307. Самопринуждение («сила воли- постоянное подталкивание себя- способность отказываться вот временных удовольствий ради успеха»).
  308. Самоподдержка («пытаюсь воодушевлять себя- следую своим желаниям- музыка- пирожки- иногда пишу стихи, в которых выражаю чувства, которые не всегда понимаю сама»).
  309. Самопознание («самоанализ»).е. Продуктивность (IE) (свои усилия, их результативность: «делаю все возможное, трудолюбие, энергичность, активность, эффективность моих дел, успех»)
  310. Кроме категорий анализа также был выделен ряд интегральных показателей инструментального блока:
  311. Ожидание инструментальности субъектного отношения к себе и другим (OIKSL). Вычисляется как сумма категорий:
  312. OIKSL = IM7 + IA + IV1 + IG + ID1 + ID3 + IE.
  313. Ожидание инструментальности объектного отношения к себе и другим (OIMSL). Вычисляется как сумма категорий:
  314. OIMSL = IB + IV2 + IV3 + ID2.
  315. Преобладание осознания своих ресурсов сравнительно с внешними (IS). Вычисляется как частное от деления двух предыдущих показателей:1. = OIKSL / OIMSL.
  316. Общая осознанность ресурсов (IALL). Вычисляется как общая сумма категорий: IALL = IM + IA + IB + IV + IG + ID + IE.
  317. Методика «Организация времени1'. Лист экспертной оценки
  318. Инструкция эксперту: выставьте отметки в каждой колонке (шапка-инструкция).
  319. Если Вы поступаете указанным способом лишь в исключительных случаях, обозначьте Ваш ответ так: х—х—х—х—х.
  320. Промежуточные между крайними оценки соответствуют большей или меньшей частоте данного способа поведения в Вашей повседневной жизни.
Заполнить форму текущей работой