Изучение и коррекция коммуникативной функции речи детей-сирот 6-7-летнего возраста с нарушениями психического развития
Диссертация
Результаты констатирующего этапа исследования позволили определить основные психологические условия коррекции КФР у старших дошкольников-сирот с ОНР и ЗПР: а) целенаправленное коррекционное воздействие на сферы общения «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник» — б) реализация личностно ориентированного, основанного на принципах гуманистической психологии, подхода в общении взрослых… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы становления коммуникативной функции речи в общей структуре генезиса общения детей в норме, при различных вариантах дизонтогенеза и психической депривации
- 1. 1. Соотношение общения и речи в концепции генезиса общения как коммуникативной деятельности
- 1. 2. Нормативные показатели развития общения у детей дошкольного возраста
- 1. 3. Особенности развития речевого общения детей-сирот со взрослыми и сверстниками
- 1. 4. Нарушения коммуникативной функции речи (КФР) у детей-сирот с проявлениями психического дизонтогенеза
- ГЛАВА II. Методика и результаты констатирующего этапа исследования
- II. 1 Методы и организация исследований КФР детей-сирот в общении со взрослыми и сверстниками
- 11. 2. Общие особенности КФР детей-сирот (в сравнении с воспитанниками детского сада)
- 11. 3. Характеристика КФР детей-сирот с ОНР и ЗПР основной экспериментальной группы
- 11. 3. 1. Особенности КФР в сфере общения «ребенок-взрослый»
- 11. 3. 2. Особенности КФР в сфере общения «ребенок-сверстник»
- 11. 3. 3. Сопоставительный анализ результатов констатирующего этапа исследования
- II. 1 Методы и организация исследований КФР детей-сирот в общении со взрослыми и сверстниками
- III. 1 Психологические условия организации в детском доме личност-но — ориентированной модели общения взрослого с детьми
- 111. 2. Психологические условия организации совместной продуктивной деятельности и общения детей на занятиях
- 111. 3. Методика коррекции и развития КФР в игровой деятельности
- 111. 4. Качественный анализ динамики игровой коррекции КФР у детей-сирот с ОНР и ЗПР
- IV. 1 Результаты контрольного экспериментального исследования КФР у детей-сирот с ОНР и ЗПР
- IV. 1.1 Изменения КФР в сфере общения «ребенок-взрослый» 129 IV
- 1. 2. Изменения КФР в сфере общения «ребенок-сверстник» 137 IV.2 Сопоставительный анализ данных о динамике КФР у детей-сирот с ОНР и ЗПР
Список литературы
- Авдеева Н.Н. Развитие образа самого себя у младенца. Автореф. дис.канд. психол.наук. 1982−22с.
- Агавелян P.O. Эмпатия как фактор психологической готовности дефекто-лога к профессиональной деятельности. Дис.канд.психол.наук-Ереван 1995−158с.
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в 2-х томах: Педагоги-ка, 1982-т 2−287 с.
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977
- Аксенова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занатиях. Автореф. дис .канд. психол.наукМ., 1992−17с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской М., Педагогика, 1982−128с.
- Арамова М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и с сверстниками выпускников школы-интераната. Автореф. дис. .канд. психол. наук М., 1991−22с.
- Аугене Д.И. Игра как средство активизации речевого общения умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста. Дис. канд.пед.наук. М., 1987−187с
- Бодалев А.Н. Личность и общение // Избранные психологические труды.-М., Международная педагогическая академия. 1985−328с.
- Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия / Пер. с англ. Издательство Братство. 1992−224с.
- Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к социальным и несоциальным сигналам / Новые исследования в психологии. 1978 б № 2(19).
- Божович М.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968−464с.
- Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников. Дис. канд психол.наук М., 1983−199с.
- Ветрова В. В. Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. М., Знание 1988−96с.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., Просвещение 1987−160с.
- Власова Т. А. Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития- Дефектология. 1975 № 6 с13−18.
- Власова Т. А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М, — 1993 — 176
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Вопросы психологии .1966, № 6 с 62−76.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6-ти т.М., 1983−1984 т.3,4.
- Галигузова Л.Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности в общении со сверстниками.//Новые исследования в психологии. М., -1980 № 2 с. 31−36.
- Галигузова Л. Н. Землянухина Т.М. Зарождение общения между детьми в раннем возрасте // Генетические проблемы социальной психологии. Минск. 1983.С.57−71.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. М.:.- 1965
- Гамаюнова А.Н. особенности социальной адаптации детей -сирот с нарушениями интеллекта. Автореф. дис.канд.пед.наук .М.Д997−16с
- Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками// Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. С.78−98.
- Горбушин А.Е. Преодоление социально-психологической отчужденности воспитанников школы-интерната. Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1993−16с.
- Грибанова Г. В. Межличностные отношения между взрослым и детьми в условиях детского дома /Дефектология. 1993 № 6. С13−19.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования- М., Педагогика 1986~240с.
- Дмитриева Е.Е. Особенности общения шестилетних детей с ЗПР со взрослыми. Автореф. дис.канд. психол. наук., М., 1986−16с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения., М, Просвещение, 1987−207с.
- Егошин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (на сравнительном материале исследования детей, воспитывающихся в детском доме и в семье). Автореф.дис.канд. психол. Наук. М., 1995−17с.
- Елагина М.Г. Некоторые особенности общения детей раннего возраста со взрослыми, способствующие возникновению у них речевой коммуникации. В кн: Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии. М., 1975.1. J г
- Жукова Н. С. Мастюкова Е.М. Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение 1990−239с.
- Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка./ Психология игры дошкольника/ Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.:Просвещение 1996−351 с.
- Зб.Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей подростков. JL: Медицина 1982−216 с. 37.3ейгарникБ.В. Патопсихология. М.: 1986−280
- Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи. В кн: Основы речевой деятельности. М.: Просвещение, 1974.
- Игры Обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петрусинского- М.: Новая школа 1994−368 с.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина 1982−224 с.
- Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. Учебное пособие-Иваново: ИвГУ. 1983−78 с.
- Капчеля Г. И. Общение со взрослыми как фактор формирования готовности детей к школьному обучению. Автореф. дис.канд. психол.наук.1. М., 1986−23 с.
- Кистяковская Ю.М. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни. // Вопр.психол.-1965, № 2, с.129−140
- Клюева И. В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996.
- Коломинский Я.П. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе.- Минск, 1969−240 с.
- Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. М., Сов. Россия. 1973−160 с.
- Кольцова М.Н. Развитие сигнальных систем действий у детей. Л.:Наука, 1980
- Кондрашин В.И. Совершенствование социальной адаптации детей-сирот младшего школьного возраста с ЗПР в условиях школы-интерната. Автореф дис.канд. психол. наук. М., 1991−23 с.
- Корницкая С.В. Влияние содержания обучения со взрослыми на отношение к нему ребенка. Автореф дис. канд психол.наук. М., 1975−23с.
- Кравцов Г. Г. Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе М., Издательство Знание 1991−76 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития. Автореф. дис. д-ра психол. НаукМ., 1996−33 с.
- Кубрякова Е.С. Проблемы онтогенеза речевой деятельности. //Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М.: Наука, 1991 -с.141−185
- Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с ЗПР к школьному обучению. М., Педагогика 1986−16 с.
- Лангмейер И. Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага. 1984.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1 985 167 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность М., Просвещение 1 969 214 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд., — М.: Смысл, 1997−365 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997−287 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1 975 304 е.
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей В кн.: Принципы развития в психологии. М., Просвещение 1978 с.268−295.
- Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение 1980 с. 3−32
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика 1986−143с.
- Лисина М. И. Галигузова Л.Н. Становление потребностей детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., Просвещение .1980 с.56−78.
- Лисина М. И. Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев, Инициатива 1987−131 с.
- Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия- М.: Просвещение 199−223 с.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. / Методологические проблемы социальной психологии- М.: Наука, 1975−294 с.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика 1978.-224 с.
- Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей./ Дефектология, 1971 с.7−14.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М., Наука 1979.
- Лурия Л.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Издательство МГУ 1975−253 с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. / Пер. с англ.- М.: Международная педагогическая академия, 1994−368 с.
- Лямина Г. М. Развитие речи у детей раннего возраста. М., 1964.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения.Атореф. дис. д-ра психол. наук М., 1974−52 с.
- Митева Л.Б. Соотношение уровня общения дошкольников со взрослым и сверстником. Автореф дис. канд псих. наук. М., 1986.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. / Под ред. Г. А. Марковой. М.: Просвещение 1982−128 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М: Просвещение 1986−144 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет— М.: Педагогика 1992−160 с.
- Новоселова С.О. О новой классификации детских игр./ Дошк.вос. 1997 № 3 с.84−87.
- Носкова Н.В. Диагностика и коррекция структурных звеньев самосознания в дошкольном возрасте (на материале изучения детей из семьи и детского дома) Автореф. дис.канд.психол. наук М., 1994−16 с.
- Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым /Под ред. М. И. Лисиной., — М.: Педагогика 1985−208 с.
- Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лу-бовского, Смоленск 1994−124 с. 84.0вчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера» 1986−240с.
- Отношения м/д сверстниками в группе детского сада /Под ред. Т. А. Репиной (опыт социально-психологического исследования) М., Педагогика 1978−200 с.
- А.В.Петровский, A.M. Виноградова и др. Общаемся с дошкольниками. М., Педагогика 1993−97 с.
- Общение и оптимизация задач совместной деятельности / Под ред. Г. А. Андреевой Из-во Московского Ун-та, 1987−302 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории М., Мысль. 1971−348 с.
- Петроченко Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе / Под ред. А. М. Леушиной.- Мн.:Выш.школа, 1982−240 с.
- Пермякова В.А. Типические особенности умственного развития младших школьников в норме и при отклонении.// Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск, 1979 с.61−78.
- Пермякова В.А. Индивидуально-типические особенности обучаемости младших школьников с нарушениями умственного развития. Дис. д-ра психол. наук-Иркутск, 1988−383 с.
- Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи М., 1989.
- Пекелис Э.Я. Клинико-педагогическая характеристика детей с ЗПР и церебральной астенией и опыт коррекционно-воспитательной работы. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971−16 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника/ Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина М., Просвещение, 1965−295 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской М.: Педагогика, 1990−264 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М: Педагогика, 1990−160с.
- Разенкова Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: Дис. канд. пед. наук М., 1997−193 с.
- Развитие общения у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., Педагогика. 1974−288 с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. 1994.
- Рузская А.Г., Рейнстейн А. Э. Речь детей 2−7 лет в общении со взрослыми и сверстниками //Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985 с.88−100.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома.: психотехнические упражнения и коррекционные программы- М.: Новая школа, 1993−144 с.
- Слепович Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с ЗПР. //Генетические проблемы социальной психологии Минск, 1985 с. 102−108.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Педагогика 1990−96 с.
- Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. Автореф. дис. д-ра психол. наук., М., 1994−37 с.
- Смирнова Е.О. Развитие отношения у дошкольников ко взрослому в ситуации обучения // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии М., 1980 с. 48−57.
- Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с ОНР шестого года жизни. Дис. .канд пед. наук М., 1998−199с.
- Сорокина Г. И. Сравнительное описание как средство развития мышления и речи детей 6−7 лет. Автореф. дис. канд.психол. наук. М, 1980−16 с.
- Стерина Г. З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с ЗПР. Дис.канд.психол. наук М., 1988−178 с.
- Стребелева Е.А. Формирование наглядно-действенного мышления умственно отсталых дошкольников в процессе специального обучения. Дис. канд психол.наук -М., 1982−179 с.
- Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., Издательство МГУ, 1976−144 с.
- Субботский Е.В. Ребенок объясняет мир. М.: Знание 1985−80 с.
- Терентьева В.И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у заикающихся учащихся младшего школьного возраста. Автореф. дис.канд.психол.наукМ., 1996−18 с.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. Начальные этапы становления детской речи. / Журнал ВНД- 1966, т.16, № 2, с.351−356
- Туманова Г. В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с ОНР: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1997−19 с.
- УльЗнкова У. В. Психологические особенности дошкольников с ЗПР и корекционно-педагогическая работа с ними. Дис. д-ра психол.наук. Горький. 1983−438 с.
- Усова А.П. Роль игры в воспитании детей./ Под ред. А. В. Запорожца М.: Просвещение 1976−96 с
- Филичева Т.Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления. Автореф.дис. канд. пед наук. М., 1974−18 с.
- Фрухт Э.Л. Некоторая специфика развития детей в условиях дома ребенка// Психологические основы формирования личности в условиях семейного воспитания М., 1979.
- Цукерман Г. А. Елизарова Н.В. Фрумина М. И. Обучение ребенка учебному сотрудничеству./ Вопр. Психол. N 2. 1993 с. 35−43.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации, М.: АО «Столетие», — 1997−480с.
- Шахнарович A.M. Проблемы формирования языковой способности. / Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи, М.: Наука 1991-с. 185−220
- Школьникова И.В. Система развития коммуникативных навыков поведения у детей раннего и дошкольного возраста с осложненными формами интеллектуальной недостаточности. Автореф. дис.канд.пед.наук М., 1993−16 с.
- Щелованов Н. Н. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1958.
- Эльконин Д.Б. Психология игры М.: Педагогика 1978−304 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.//Вопр.психол. —1971, № 4
- Эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985−176 с.
- Bowlby J. Soins maternnilset Sante mentall. / O.M.S. Monogr/ 1951/ N 21.
- Bowlby J. Maternal care and mental health. W.Y. 1966.
- Yessell A. Anfancy and human health W.Y. 1928.
- Harlow.V, Harlow M. Learning to love, Amer. Scientist 1966. N 55. N3.
- Spets R. Hospitalism: A folbow-up report on inverstigation. / Psychoanalyt stucty of the chilch. 1945. V. A. 2.
- Zazzo R. Corps et comportment // Actes du XXI Congres Antenational de psychologie. Paris. 1978.