Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экономические санкции в современном международном праве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве примера можно привести режим эмбарго на поставки оружия Эритрее и Эфиопии, а также запрет на предоставление этим странам технической помощи и услуг в области подготовки кадров, связанных с предоставлением, производством, обслуживанием или эксплуатацией оружия и связанных с ним материальных средств всех типов, введенный резолюцией Совета Безопасности ООН 1298(2000) от 17 мая 2000 года… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Международно-правовые санкции в современном международном праве
    • 1. 1. Проблема принуждения в международном праве
    • 1. 2. Соотношение международно-правовых санкций и международно-правовой ответственности
    • 1. 3. Понятие и формы осуществления международных экономических санкций
  • Глава 2. Режим применения международных экономических санкций
    • 2. 1. Введение международных экономических санкций. Легитимность международных экономических санкций
    • 2. 2. Санкционные международно-правовые нормы и санкционные международно-правовые отношения
    • 2. 3. Адресаты международных экономических санкций
      • 2. 4. 0. существление режима международных экономических санкций: международный и внутригосударственный уровни
      • 2. 4. 0. кончание применения экономических санкций
  • Глава 3. Эффективность международных экономических санкций
    • 3. 1. Пути повышения эффективности международных экономических санкций
    • 3. 2. Проблемы применения международных экономических санкций: гуманитарный аспект и специальные экономические проблемы третьих государств
    • 3. 3. Целенаправленные экономические санкции

Экономические санкции в современном международном праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Составители Устава Организации Объединенных Наций признавали, что осуществление принуждения может оказаться необходимым для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира. Применяемое законным и надлежащим образом, принуждение является важнейшей составной частью любой действенной системы коллективной безопасности.

Устав ООН определяет четкие рамки для применения принуждения. Запрещая государствам применять или угрожать применением силы друг против друга, Устав допускает лишь два исключения: действия в порядке самообороны в соответствии со статьей 51 и применение на основании статей 41 и 42 главы VII («Действия в отношении угрозы миру, нарушение мира и актов агрессии») Советом Безопасности ООН мер «для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». 1.

В числе мер, вводимых Советом Безопасности в вышеупомянутых целях, статья 41 главы VII Устава ООН предусматривает «полный или частичный перерыв экономических отношений». Следует отметить, что данный вид мер сам Совет Безопасности ООН квалифицирует как экономические санкции. Так, в резолюции 665 (1900), принятой Советом Безопасности по Ираку и Кувейту, отмечается, что резолюцией 661(1900) Совет Безопасности решил «применить экономические санкции согласно главы VII Устава Организации Объединенных Наций». 2.

Анализ современных международных отношений позволяет с уверенностью говорить о значительном применении экономических санкций. Так, в течение 90-х годов прошлого столетия ООН ввела больше режимов экономических санкций, чем когда-либо ранее. Этот период называют л десятилетием экономических санкций ООН.

1 Устав Организации Объединенных Наций. Действующее международное право. Т.1. — М.: Московский независимый институт международного права. 1996. С.7−33.

2 Док. ООН: S/RES/665(1900), 25 august 1990.

3 Cortright D., Lopez J. The Sanctions Decade: Assessing UN Strategies in the 1990. N.Y., 2000. 3.

Международные экономические санкции были введены Советом Безопасности в отношении Ирака, Ливии, Сомали, сил УНИТА в Анголе, Руанды, Сьерра-Леоне, бывшей Югославии, включая Косово, Гаити, Афганистана (Аль-Каида/Талибан), Эритреи и Эфиопии, Либерии, Конго. ' Из последних примеров: в 2004 году эмбарго на поставки оружия введено Советом Безопасности в отношении Кот-д'Ивуара, в 2005 году замораживание «средств, финансовых активов и экономических ресурсов» в отношении Судана.

Таким образом, если за период с начала своего существования до 1989 года, Совет Безопасности ООН применял экономические санкции дважды: в отношении Южной Родезии (1966 г.) и ЮАР (1977 г.), 3 то, начиная с 1990 года, и по настоящее время режим экономических санкций был введен Советом в 16 случаях. Диапазон заявленных целей введения санкций при этом непрерывно расширяется, охватывая отражение агрессии, восстановление демократических правительств, защиту прав человека, прекращение войн, борьбу с терроризмом и поддержку мирных соглашений.

Рост числа применения экономических санкций обусловлен рядом объективных причин. В первую очередь, это глобализация международных экономических процессов, характеризующихся возрастающей степенью интенсивной интеграции как рынков товаров и услуг, так и капиталов.

Следствием углубления взаимодействия национальных экономик большинства государств, интернационализации финансового и производственного капитала является усиливающая взаимосвязанность государств диверсифицированными связями экономического сотрудничества, от нормального функционирования которых зависят их жизненные интересы. Общеизвестно, что сегодня стабильное положение государства определяется, в первую очередь, уровнем развития его экономики. В этой связи, прекращение или ограничение экономических отношений может иметь существенные.

1 См. док. ООН: S/RES/661(1990), 6 august 1990; S/RES/713(1991), 25 September 1991; S/RES/788(1992), 19 november 2002; S/RES/748(1992), 31 march 1992 годаS/RES/733(1992), 23 january 1992; S/RES/864(1993), 15 September 1993; S/RES/841(1993), 16 june 1993; S/RES/918(1994), 17 may 1994; S/RES/1132(1997), 8 october 1997; S/RES/1160(1998), 31 march 1998; S/RES/1267(1999), 15 october 1999; S/RES/1298(2000), 17 may 2000; S/RES/1343(2001), 7 march 2001; S/RES/1493(2003), 28 july 2003.

2 Док. ООН: S/RES/1572(2004), 15 november 2004; S/RES/1591(2005), 28 march 2005.

3 Док. ООН: S/RES/232(1966), 16 december 1966; S/RES/418(1977), 4 november 1977. 4 последствия, делая экономические санкции мощным инструментом воздействия на правонарушителя. Это положение особенно актуально для развивающихся стран.

Кроме того, появление все более разрушительных средств и методов войны создало объективные предпосылки необходимости отказа от широкого использования вооруженных насильственных мер.

Существенное воздействие на изменение концепции принуждения оказало и изменение характера угроз международному миру и безопасности. Необходимо признать, что самые серьезные угрозы безопасности, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время, далеко не сводятся к агрессивным войнам между государствами, в которых велика роль прямого военного принуждения. Современные угрозы включают в себя нищету, ухудшение состояния окружающей среды, не прекращающиеся локальные конфликты, распространение и возможность применения ядерного, химического и биологического оружия, международный терроризм и транснациональную организованную преступность. Эти угрозы исходят как от государств, так и негосударственных субъектов.

Учитывая данные факторы, экономические санкции приобретают все большее значение, являясь действенным средством в процессе коллективной реакции на нарушение норм международного права, несоблюдение которых квалифицируется как угроза или нарушение международного мира и безопасности.

Роль экономических санкций, рассматриваемых в Докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность» в контексте вопросов коллективной безопасности и задач предотвращения, определена следующим образом: «Санкции являются жизненно важным, хотя и не совершенным инструментом. Они представляют собой необходимую середину между войной и словами, когда страны, отдельные лица и повстанческие группы нарушают международные нормы и Ш когда отсутствие реакции, ослабляло бы эти нормы, ободряло бы других нарушителей или истолковывалось бы как согласие». 1.

Применение экономических санкций относится к наиболее сложным и значимым вопросам современного международного права.

В Докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации в 2000 году 2 отмечается, «что санкции не всегда приносят одинаковые результаты в плане побуждения к выполнению резолюций Совета Безопасности ООН, и в последние годы их эффективность все чаще ставится под сомнение». Связано это с рядом серьезных проблем, возникающих в процессе осуществления режимов экономических санкций, существование которых является основной причиной критических замечаний относительно их эффективности. В числе наиболее значимых: причинение так называемого «сопутствующего урона» гражданскому населению страны, которое не является официально провозглашенным объектом экономических санкций («гуманитарный аспект») и материальный ущерб, причиняемый санкционным режимом третьим государствам, как следствие перерыва экономических связей с государством, против которого санкции направлены.

О степени значимости данных проблем свидетельствует тот факт, что в ряду вопросов мира, безопасности и разоружения решимость «свести к минимуму неблагоприятные последствия вводимых ООН экономических санкций для ни в чем не повинных групп населения, обеспечить регулярный пересмотр режимов таких санкций и исключить неблагоприятные последствия санкций для третьих сторон» закреплена в Декларации тысячелетия ООН.3.

Учитывая отмеченные трудности в практике применения международных экономических санкций «во всем мире стали изучать вопрос о том, как сделать санкции более тонким инструментом, применяя их более нацелено», усовершенствовав планирование и осуществление санкционных.

1 Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность». А/59/565, 2 december 2004. Часть 2. «Коллективная безопасность и задача предотвращения». Глава VIII. «Роль санкций». П. 178. С текстом доклада можно ознакомиться на официальном веб-сайте ООН по адресу: http//www.un.org/russian/secureworId.htm.

2 Док. ООН: А/55/1, 30 august 2000. Глава 1 «Обеспечение мира и безопасности». П. 99.

3 Док. ООН: А/55/2, 8 September 2000. режимов. 1.

Степень научной разработанности проблемы. Международные экономические санкции в рамках отечественной международно-правовой доктрины не подвергались углубленному комплексному исследованию. В научных трудах, изданных в последнее время, внимание уделяется международным санкциям в целом или отдельным аспектам осуществления режимов экономических санкций. 2.

В советский период разработкой проблем международно-правовых санкций, их сущности, соотношения с международной ответственностью занимались Левин Д. Б., Курис П. М., Колосов Ю. М., Михеев Ю. Я., Петровский Ю. В., Рыбаков Ю. М., Фарукшин М. Х., Скакунов Э. И., Менжинский В. И., Черниченко С. В., Василенко В. А. и др.

Вопросы экономических санкций при изучении смежных или более общих проблем рассматриваются в работах Курдюкова Г. И., Мингазова JT. X, Чикова П. В., Батршина P.P.

Ряд работ, посвященных экономическим санкциям, были написаны в иных общественно-политических условиях и базируются на соответствующей им международной практике.3.

Развитие международного права, формирующиеся тенденции международно-правового регулирования применения санкционного принуждения определяют необходимость дальнейшего исследования экономических санкций, а также разработки мер по совершенствованию их нормативных основ и практики применения.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является комплексный анализ теории и практики применения экономических санкций в.

1 См об этом док. ООН: Доклад Генерального секретаря ООН «Мы, народы: роль ООН в 21веке». А/54/2000, 27 march 2000. «Е. Целенаправленные санкции». Пп. 229−233.

2 См.: Лукашук И. И. Право международной ответственности. — М.: Волтерс Кпувер, 2004; Крючкова И. Н. Экономические санкции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в международном публичном и международном частном праве: Монография. — М.: МАКС Пресс, 2005; Жданов IO.H. Принудительные меры в международном праве: монография. — М.: Диалог-МГУ, 1998; Нешатаева Т. Н. Санкции системы ООН (международно-правовой аспект). — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1992.

3 См. например: Маринич С. В. Экономические санкции в международном праве: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. — М., 1989. современном международном праве, а также разработка научных рекомендаций, могущих способствовать повышению эффективности данного института.

Для достижения указанной цели в диссертации предполагается решение следующих задач:

— определить на основе анализа международно-правовой доктрины, материалов Комиссии международного права ООН и развития современной международной практики понятие международных экономических санкцийрассмотреть формы осуществления экономических санкцийопределить критерии легитимности введения Советом Безопасности ООН экономических санкций;

— исследовать новейшую международную практику Совета Безопасности ООН и его Комитетов по санкциям по осуществлению режимов экономических санкцийрассмотреть международный и национальный уровни осуществления режимов экономических санкций, а также вопросы участия Российской Федерации в реализации санкционных режимоввыявить и охарактеризовать взаимосвязь отдельных аспектов осуществления режимов экономических санкций с достижением целей их введениярассмотреть концепцию «целенаправленных» (targeted или smart) экономических санкцийисследовать вопрос о повышении эффективности экономических санкций.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является комплекс вопросов ответственности в международном праве и использования санкций как мер принуждения, применяемых посредством институционного механизма международной организации, в отношении государств, несущих ответственность за совершение международных правонарушений.

Предметом исследования являются международно-правовые аспекты применения экономических санкций, вводимых Советом Безопасности ООН в рамках системы коллективной безопасности государств.

Теоретические и методологические основы диссертационного исследования. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных представителей науки международного права. Это работы 1 Андреева М. В., Багиняна К. А., Бекяшева К. А., Валеева P.M., Вельяминова Г. М., Жданова Ю. Н., Игнатенко Г. В., Каюмовой А. Р., Колосова Ю. М., Курдюкова Г. И., Лазутина Л. А., Лукашука И. И., Марочкина С. Ю., Мингазова Л. Х., Нешатаевой Т. Н., Тиунова О. И., Тункина Г. И., Тюриной Н. Е., Ушакова Н. А., Фельдмана Д. И., Хохлышевой О. О., Шибаевой Е. А., Шумилова В. М. и других.

В ходе исследования были проанализированы работы ученых зарубежных стран: Аби-Сааб Г., Аль-Анбари А., Байс С., Бисмут Дж., Ваттель Э., Гаулэнд-Деббас В., Гроций Г., Грюнфельд Ф., Давид В., Елагаб О., Картер Б., Кортридж Д., Кунц Дж., Левенфельд А., Ллойд Дж., Лопез Дж., Луччини Л., Мак А., Носсал К., Пелле А., Рейних А., Рейсман В., Томушат Ш., Ференц Б., Фитцджеральд Г., Форлати Пиккьо М., Хан А., Хафбайер Г., Хокинс Д., Чинкин С., Шотт Дж., Эллиотт К. и других.

При проведении исследования широко привлекались источники международного права, материалы деятельности ООН и в, первую очередь, Совета Безопасности и Комитетов по санкциям, Комиссии международного права ООН, иных международных организаций и конференций, международная судебная практика и законодательство Российской Федерации.

Значительную помощь в разработке проблемы оказала информационная база официального сайта ООН, содержащая обширный нормативный, справочный и статистический материал, позволившая в оперативном порядке отразить новейшую практику Совета Безопасности, его вспомогательных органов, а также иных органов Организации.

Для достижения поставленных целей и задач, в работе были применены.

1 Перечень авторов дан в алфавитном порядке. следующие методы исследования: диалектический, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, логический, метод системно-структурного анализа, экономико-статистический и другие.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в отечественной международно-правовой литературе на диссертационном уровне проведено многоаспектное исследование вопросов применения экономических санкций в современных международных отношениях, начиная с 1990 года (год введения Советом Безопасности ООН режима всеобъемлющих экономических санкций в отношении Ирака) и по настоящее время.

Диссертационное исследование является одним из первых монографических исследований правовой природы и функциональной роли экономических санкций как принудительных мер, принимаемых международными организациями к государству-правонарушителю. В первую очередь, как констатировала Комиссия международного права ООН, подобной международной организацией является Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности которой на основании главы VII Устава наделен полномочиями на применение указанных мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности,.

На защиту выносятся следующие основные положения, выводы и рекомендации:

1. Международно-правовые санкции представляют собой меры принуждения, применяемые к государству-правонарушителю в случае его отказа выполнить обязанности, вытекающие из правоотношения ответственности, или ненадлежащего их выполнения. Международно-правовые санкции — это принудительные меры, применяемые в централизованном порядке ООН в рамках системы коллективной безопасности государств.

Односторонние экстерриториальные меры принуждения, применяемые отдельными государствами при отсутствии соответствующего решения Совета Безопасности ООН, не обладают легитимностью в соответствии с современным международным правом, основанном на Уставе ООН, и необоснованно именуются санкциями.

2. Термин «экономические санкции» Уставом ООН не предусмотрен. Однако, принимая во внимание существенное свойство, определяющее содержание экономических санкций и отличающее их от иных принудительных мер, международные экономические санкции можно определить как принудительные меры, вводимые, прежде всего ООН, в целях обеспечения пресечения международных правонарушений и восстановления международного правопорядка, посредством оказания воздействия на экономику объекта правонарушителя.

3. Вопросы введения экономических санкций занимают важнейшее место в процессе осуществления санкционного режима. В работе формулируются следующие базовые критерии легитимности, учитывать которые представляется необходимым при принятии Советом Безопасности ООН решений о введении экономических санкций:

— серьезность угрозы;

— правильная цель;

— крайнее средство;

— соразмерность средств;

— сбалансированный учет последствий.

4. В современном международном праве международные экономические санкции выступают в качестве важного инструмента урегулирования конфликтов, поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

В целях четкого закрепления механизма применения экономических санкций, напрямую корреллирующего с их эффективностью, предпринята попытка разработать проект документа «Об основных принципах и условиях введения, осуществления и окончания режимов экономических санкций ООН».

5. Существует ряд проблемных аспектов осуществления режимов экономических санкций, объективно требующих дальнейшей деятельности по их решению. В числе наиболее значимых — улучшение национального уровня осуществления экономических санкций. В этой связи предлагаются следующие «векторы» отмеченной деятельности: и.

— разработка руководящих принципов и процедур осуществления контроля за выполнением государствами санкционных норм резолюций Совета Безопасности, в том числе выработка критериев и методов контроля экспортно-импортных операций с целью предотвращения обхода режимов экономических санкций;

— выделение по линии финансовых учреждений, действующих в рамках ООН, средств для оказания нуждающимся государствам содействия в плане усиления административных, полицейских и пограничных возможностей осуществления режимов экономических санкций;

— создание механизма проведения расследований случаев нарушения режимов экономических санкций.

6. В целях создания механизма компенсаций российским лицам экономического ущерба от участия в режимах экономических санкций, вводимых Советом Безопасности ООН, в работе формулируется предложение о разработке и внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что в работе содержатся теоретические положения, дающие целостное представление о правовой природе международных санкций, их соотношении с международной ответственностью и месте в ряду иных мер принуждения в современном международном праве, понятии и формах осуществления экономических санкций, их легитимности.

Выводы, сформулированные в ходе исследования, а также сами материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при проведении лекционных и семинарских занятий, подготовке учебных программ и пособий по предмету международного публичного права, спецкурсу «Право международной ответственности», а также для дальнейшей научно-исследовательской работы над проблемами применения мер принуждения в международном праве.

Практическая значимость заключается в том, что проведенное исследование призвано способствовать задаче повышения эффективности осуществления международных экономических санкций, с учетом выполняемых ими функций имеющей принципиальное значение для дальнейшей деятельности Совета Безопасности ООН по обеспечению поддержания и укрепления международного мира и безопасности.

Результаты исследования могут быть использованы в работе государственных органов Российской Федерации, ответственных за выработку и проведение внешней политики, а также органов, деятельность которых в соответствии с законодательством Российской Федерации связана с практической реализацией указов Президента Российской Федерации по обеспечению выполнения решений Совета Безопасности ООН о введении экономических санкций, а также в работе представителей нашей страны в ООН, и в первую очередь, Совете Безопасности ООН и Комитетов Совета по санкциям.

Апробация результатов исследования. Работа подготовлена на кафедре конституционного и международного права Казанского государственного университета, где было проведено ее обсуждение и рецензирование. Отдельные вопросы по исследуемой теме изложены в научных публикациях, а также апробированы на научно-практических конференциях, проходивших в Казани и в ходе проведения лекционных и семинарских занятий по курсу международного публичного права.

Структура диссертации обусловлена объектом и предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Знаменательным, как справедливо отмечает И. И. Лукашук, что «несмотря на критику практики применения санкций ни ученые, ни международные правительственные и неправительственные организации не требуют отказа от этого института». 1 Международное право, как и любая иная правовая система, не может обойтись без мер принуждения.

Экономические санкции являются важным инструментом, не предусматривающим применения вооруженной силы, содействующим л поддержанию международного мира и безопасности. Так, результатами введенных Советом Безопасности ООН за период с 1990;2005 годы экономических санкций стали заключение конфликтующими сторонам мирных соглашений, восстановление демократических правительств, ослабление и изоляция мятежных групп и государств. 3 В сочетании с военным давлением, например в Ираке, экономические санкции способствовали прекращению агрессии государства, грубо нарушившего императивные нормы международного права.

Режим экономических санкций, включающий замораживание финансовых активов террористических групп, эмбарго на поставки оружия является важным элементом международных усилий, направленных на борьбу с террористической угрозой.

Оценивая роль международных экономических санкций и перспективы повышения их эффективности, принципиально важно подчеркнуть, что санкции при любых обстоятельствах являются мерами противодействия нарушениям международного правопорядка. Даже в тех случаях, когда.

1 Лукашук И. И. Право международной ответственности. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 324.

2 См. об этом док. ООН: Доклад Генерального секретаря о работе Организации. А/58/1, 28 august 2003; также Проект итогового документа, намеченного на сентябрь 2005 года пленарного заседания Генеральной Ассамблеи высокого уровня, представленный Председателем Генеральной Ассамблеи ООН A/59/HLPM/CRP.1, 8 june 2005.

3 В качестве примера можно привести режим эмбарго на поставки оружия Эритрее и Эфиопии, а также запрет на предоставление этим странам технической помощи и услуг в области подготовки кадров, связанных с предоставлением, производством, обслуживанием или эксплуатацией оружия и связанных с ним материальных средств всех типов, введенный резолюцией Совета Безопасности ООН 1298(2000) от 17 мая 2000 года, который способствовал заключению Соглашению о прекращении военных действий, подписанному в Алжире 18 июня 2000 года (S/2001/601), и последующему Мирному соглашению между сторонами (S/2000/1183), подписанному в Алжире 12 декабря 2000 года («Алжирские соглашения»). См. док. ООН: S/PRST/2001/14, 15 may 2001.

169 применение санкций непосредственно не приводит к желаемому оптимальному результату, они всегда оказывают давление на объекта-правонарушителя и отрицательно влияют на его положение в международном обществе.

Убеждена в том, что режимы экономических санкций, осуществляемые в отношении лиц и организаций, связанных, участвующих в деятельности или оказывающих поддержку террористическим организациям и движениям, несмотря на сложность количественной оценки их воздействия в борьбе с терроризмом, имеют важное символическое значение, служат как выражение международного осуждения и как согласованная на международном уровне программа действий против терроризма в целом.

Кроме того, необходимо учитывать и превентивную функцию международных экономических санкций. Она проявляется в том, что сама по себе вероятность применения экономических санкций по отношению к потенциальному правонарушителю оказывает регулирующее воздействие, способствуя более тщательному и добросовестному сообразованию его поведения с требованиями норм международного права. Как подчеркивается в Докладе «Более безопасный мир: наша общая ответственность», «угроза санкций может быть мощным средством сдерживания и предупреждения». 1.

Международные экономические санкции должны стать избирательным инструментом, реализация чему будет способствовать инкорпорирование в вводимые и осуществляемые Советом Безопасности режимы элементов рассмотренной концепции целенаправленных санкций.

Экономические санкции, направленные против конкретных лиц или групп лиц, которые несут прямую ответственность за нарушения норм международного права, представляют собой наиболее вероятный и важнейший вид инструментов, который будет использоваться Советом Безопасности ООН в будущем в целях противодействия угрозам международному миру и безопасности.

Таким образом, не ставя под сомнение необходимость существования самого института международных экономических санкций, можно с Доклад «Более безопасный мир: наша общая ответственность». А/59/565,2 december 2004.

170 уверенностью утверждать, что основная задача в настоящее время состоит в повышении их эффективности. Важнейшим шагом в этом направлении является установление четких правил, регулирующих введение, осуществление и окончание санкционных режимов.

С учетом этого представляется необходимым принятие ООН в декларативной форме документа, содержащего основные принципиальные положения введения, окончания экономических санкций, также стандартные критерии осуществления их режимов. Автором сделана попытка разработать проект документа «Об основных принципах и условиях введения, осуществления и окончания режимов экономических санкций ООН», текст которого приводится в качестве приложения к диссертационной работеПриложение 5.

В заключение следует отметить, что от повышения эффективности экономических санкций зависит не только процесс их преобразования в более мощное средство противодействия международным угрозам, но и усиление роли и повышение эффективности Организации Объединенных Наций в поддержании международного мира и безопасности в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международно-правовые документы и акты
  2. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Действующее международное право: В 3 т. / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т.1. — М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1996. — (864 с), с. 7−33.
  3. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Действующее международное право: В 3 т. / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т.2. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1997. — (864 с), с. 68−71.
  4. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Резолюция А/55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г.
  5. Декларация об основных условиях и стандартных критериях введения и применения санкций и других принудительных мер. A/AC.182/L.114/Rev.l. от 17 марта 2004 г.
  6. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность». Пятьдесят девятаясессия, пункт 55 повестки дня: «Последующие меры по итогам Саммита тысячелетия». А/59/565 от 2 декабря 2004 г.
  7. Документы Генерального секретаря ООН
  8. Доклад о работе Организации. А/55/1 от 30 августа 2000 г.
  9. Доклад о работе Организации. А/57/1 от 6 сентября 2001 г.
  10. Доклад о работе Организации. А/58/1от 28 августа 2003 г.
  11. Доклад о работе Организации. А/60/1 от 5 августа 2005 г.
  12. Доклад Генерального секретаря ООН «Мы, народы: роль ООН в 21 веке». А/54/2000 от 27 марта 2000 г.
  13. Доклад 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Официальный перечень приоритетных проблем для рассмотрения грядущим саммитом тысячелетия ООН». А/54/2000.
  14. Доклад «План осуществления Декларации тысячелетия ООН». А/56/326, пятьдесят шестая сессия, пункт 40 предварительной повестки дня, Последующие меры по итогам Саммита Тысячелетия.
  15. Доклад «Осуществление Декларации тысячелетия ООН». А/58/323 от 2 сентября 2003 г.
  16. Доклад о гуманитарных последствиях мер, введенных в соответствии с резолюциями Совета Безопасности 1267 (1999) и 1333 (2000) в отношении Афганистана. 2001/695 от 13 июля 2001 г.
  17. Доклад «Укрепление ООН: программа дальнейших преобразований». А/57/387 от 19 сентября 2002 г.
  18. Доклад «Пресечение применения односторонних экстерриториальных экономических мер принуждения как средства оказания политического и экономического давления». А/57/179/Add. 1 от 5 августа 2002 г.
  19. Доклад «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной Соединенными Штатами Америки против Кубы». А/57/264 от 26 июля 2002 г.
  20. Доклад «Осуществление положений Устава ООН, касающихся помощи третьим государствам, пострадавшим от применения санкций». А/58/346 от 5 сентября 2003 г.
  21. Доклад «Отказ от применения односторонних экстерриториальных экономических мер принуждения как средства оказания политического и экономического давления». А/59/266 от 16 августа 2004 г.•Доклад «Повестка дня для мира». A/47/277-S/24 111.
  22. Доклад, подготовленный в соответствии с заявлением Председателя Совета Безопасности ООН (S/25 036) по вопросу о специальных экономических проблемах государств, возникающих в результате введения санкций на основании главы VII Устава. A/48/573-S/26 705.
  23. Доклады об осуществлении положений Устава, касающихся помощи третьим государствам, пострадавшим от применения санкций на основании главы VII Устава. А/50/361, А/51/317, А/52/308, А/53/312, А/54/383,А/55/295.
  24. Доклад во исполнение резолюции Совета Безопасности 1408 (2002) в отношении Либерии. S/2002/1183 от 22 октября 2002 г- S/2003/466 от 22 апреля 2003 г.
  25. Заявление в связи с представлением доклада «При большей свободе», 21 марта 2005 г.
  26. Обращение к 41-й Мюнхенской конференции по политике в области безопасности: «Более безопасный мир: будущая роль ООН», Мюнхен, 13 февраля 2005 г.
  27. Выступление на пленарной сессии Всемирного экономического форума: «Новое мышление для Организации Объединенных Наций», Давос, 26 января 2006 г.
  28. Позиционный документ «Дополнение к Повестке дня для мира». A/50/60-S/1995/1.
  29. Годовые обзорные доклады Административного комитета по координации за период 1992—2000 годов. Е/1993/81, Е/1994/19, Е/1995/21, Е/1996/18 и Add. l, Е/1997/54 и Corr. l, Е/1998/21, Е/1999/48, Е/2000/53 и Е/2001/55.
  30. Годовые обзорные доклады Координационного совета старших руководителей системы ООН за 2001−2003 годы. Е/2002/55, Е/2003/55, Е/2004/67-
  31. Обзорный доклад Координационного совета руководителей системы ООН (КСР) за 2002 год. Е/2003/55.
  32. Документы Генеральной Ассамблеи ООН
  33. Резолюция «Осуществление положений Устава ООН, касающихся оказания помощи третьим государствам, пострадавшим от применения санкций». A/RES/59/45 от 16 декабря 2004 г.
  34. Резолюция «Односторонние экономические меры как средство политического и экономического принуждения развивающихся стран». А/56/179 от 21 декабря 2001 г.
  35. Резолюция «Повестка дня для мира: превентивная дипломатия и смежные вопросы». 47/120А от 18 декабря 1992 г.
  36. Резолюция «Повестка дня для мира» 47/120 В от 20 сентября 1993 г.
  37. Резолюция «Дополнение к Повестке дня для мира» 51/242 от 15 сентября 1997 г.
  38. Проект итогового документа намеченного на сентябрь 2005 года пленарного заседания Генеральной Ассамблеи высокого уровня, представленный Председателем Генеральной Ассамблеи. A/59/HLPM/CRP.1 от 8 июня 2005 г.
  39. Доклады специального комитета по Уставу ООН и усилению роли Организации о работе его сессий, состоявшихся в 1994—2004 годах. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи ООН, пятьдесят девятая сессия, Дополнение № 33. А/59/33.
  40. Документы Совета Безопасности ООН
  41. S/RES/1552(2004) от 27 июля 2004 г.- По Ираку:
  42. S/RES/788(1992) от 19 ноября 2002 г. S/RES/985(1995) от 13 апреля 1995 г. S/RES/1343(2001) от 7 марта 2001 г.- S/RES/1521(2003) от 22 декабря 2003 S/RES/1532(2004) от 12 марта 2004 г. S/RES/1607(2005) от 21 июня 2005 г.- По Судану:
  43. S/RES/1591(2005) от 29 марта 2005 г. По Эритреи и Эфиопии: S/RES/1298(2000) от 17 мая 2000 г.- По Сьерра-Леоне:
  44. S/RES/1132(1997) от 8 октября 1997 г S/RES/1156(1998) от 16 марта 1998 г. S/RES/1171(1998) от 5 июня 1998 г.- S/RES/1306 (2000) от 5 июля 2000 г.- S/RES/1446(2002) от 4 декабря 2002 i По Сомали:
  45. S/RES/733(1992) от 23 января 1992 г. S/RES/751(1992) от 24 апреля 1992 г.• S/RES/1519(2003) от 16 декабря 2003 г.- S/RES/1587(2005) от 15 марта 2005 г.- По Руанде:
  46. S/RES/918(1994) от 17 мая 1994 г.- S/RES/1011(1995) от 16 августа 1995 г- По Анголе:
  47. S/RES/864(1993) от 15 сентября 1993 г.- S/RES/1130(1997) от 29 сентября 1997 г.-
  48. S/RES/1160(1998) от 31 марта 1998 г.- S/RES/1367(2001) от 10 сентября 2001 г.- По Южной Родезии: ф S/RES/232(1996) от 16 декабря 1966 г.-
  49. S/RES/253(1968) от 29 мая 1968 г.- 1 S/RES/460(1977) от 21 декабря 1979 г.-
  50. По Юэ/сной Африке: S/RES/418(1977) от 4 ноября 1977 г.- S/RES/421(1977) от 9 декабря 1977 г.- S/RES/919(1994) от 25 мая 1994 г. ф Записки Председателя Совета Безопасности ООН: S/1999/92 от 29января 1999 г.- S/2000/319 от 17 апреля 2000 г.
  51. Записка Председателя Совета Безопасности, препровождающая доклад Механизма наблюдения за санкциями в отношении Анголы. S/2002/1339 от 10 декабря 2002 г.
  52. Заявления Председателя Совета Безопасности ООН: S/PRST/2001/14 от 15 мая 2001 г.- S/PRST/2001/14 от 17 мая 2001 г.- S/PRST/2003/24 от 20 ноября 2003 г.
  53. Письмо Председателя неофициальной Рабочей группы Совета Безопасности по общим вопросам, касающимся санкций. S/2004/979 от 17 декабря 2004 г.
  54. Проект выводов Председателя" неофициальной Рабочей группы Совета Безопасности по общим вопросам, касающимся санкций. (Rev. 10) от 26 сентября 2002 г.
  55. Доклад Механизма наблюдения за санкциями в отношении Анголы. S/2000/1225 от 21 декабря 2000 г.
  56. Первый доклад Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, учрежденной резолюцией 1526 (2004) по организации «Аль-Каида» и движению «Талибан» и связанным с ними лицам и организациям. S/2004/679 от 25 августа 2004 года.
  57. Третий доклад Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, учрежденной резолюцией 1526 (2004) по организации «Аль-Каида» и движению «Талибан» и связанным с ними лицам и организациям. S/2005/572 от 9 сентября 2005 года.
  58. Доклад Группы контроля, учрежденной резолюцией Совета Безопасности 1363 (2001). S/2003/1070 от 2 декабря 2003 г.
  59. Доклад группы экспертов в соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1343 (2001). S/2002/1115 от 25 октября 2002 г.
  60. Доклад Группы экспертов, учрежденной резолюцией Совета Безопасности 1533 (2004). S/2004/551 от 15 июля 2004 г.
  61. Доклад Группы экспертов в соответствии с пунктом 6 резолюции Совета Безопасности 1552 (2004). S/2005/30 от 25 января 2005 г.
  62. Доклад Группы экспертов во исполнение пункта 2 резолюции Совета Безопасности 1549 (2004) по Либерии. S/2004/752 от 24 сентября 2004 г.
  63. Доклад Группы экспертов во исполнение пункта 22 резолюции Совета Безопасности 1521 (2003) по Либерии. S/2004/396 от 1 июня 2004 г.
  64. Доклад Российской Федерации на имя Председателя Комитета, учрежденного резолюцией 1267 (1999), подготовленный во исполнение пункта 6 резолюции 1455 (2003). S/AC.37/2003/(1455)/28 от 17 января 2003 г.
  65. Документы Комитета Совета Безопасности ООН, учрежденного резолюцией 1267 (1999).
  66. Руководящие принципы ведения Комитетом Советом Безопасности, учрежденным резолюцией 1267 (1999) его работы. (Утверждены 7 ноября 2002 года, изменены 10 апреля 2003 года, пересмотрены 21 декабря 2005 года).
  67. Руководящие принципы в отношении докладов, которые должны быть представлены всеми государствами во исполнение пунктов 6 и 12 резолюции 1455 (2003).
  68. Новый сводный перечень физических и юридических лиц, входящих в движение «Талибан» и в организацию «Аль-Каида» или связанных с ними, составленный и обновляемый Комитетом, учрежденным резолюцией 1267 (1999).
  69. Документы Комитета Совета Безопасности ООН, учрежденного резолюцией 1518 (2003) (по Ираку).
  70. Руководящие принципы для осуществления пунктов 19 и 23 резолюции 1483 (2003). Press Release SC/7791 IK/365 от 12 июня 2003 г.
  71. Документ об осуществлении пункта 23 резолюции 1483 (2003). Press Release SC/7831, IK/372 от 29 июля 2003 г.
  72. Перечень физических лиц, составленный во исполнение резолюции 1483(2003) Совета Безопасности.
  73. Перечень организаций, составленный ' во исполнение резолюции 1483(2003) Совета Безопасности.
  74. Документы Комитета Совета Безопасности ООН, учрежденного резолюцией 1521 (2003) (по Либерии).
  75. Руководящие принципы в отношении применения пунктов 1 и 4 резолюции 1532 (2004). Приняты 15 июня 2004 года Комитетом Совета Безопасности, учрежденным резолюцией 1521 (2003) (по Либерии). Press Release от 15 июня 2004 г.
  76. Процедуры обновления и ведения перечня лиц, на поездки которых распространяются ограничения в соответствии с резолюцией 1521 (2003) Press Release от 16 марта 2004 г.
  77. Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, препровождающее доклад Группы экспертов, учрежденной в соответствии с пунктом 8(f) резолюции 1579 (2004) Совета Безопасности по Либерии. S/2005/176 от 17 марта 2005 г.
  78. Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, препровождающее доклад Группы экспертов, представленный во исполнение пункта 14(e) резолюции 1607 (2005) Совета Безопасности по Либерии S/2005/745 от 7 декабря 2005 г.
  79. Документы Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1132(1997) (по Сьерра-Леоне)
  80. Обзор действия режима использования сертификата происхождения в отношении экспорта алмазов из Сьерра -Леоне. S/2002/826 25 июля 2002 г.
  81. Документы Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 918(1994) по Руанде1. Доклады Комитета:
  82. S/2004/134 от 20 февраля 2004 г-
  83. S/2005/769 февраля 2005 г.
  84. Документы Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 864(1993) (по Анголе)
  85. Письмо Председателя Комитета от 18 апреля 2002 года на имя Председателя Совета Безопасности, препровождающее дополнительный доклад Механизма наблюдения за санкциями в отношении Анголы. S/2002/486 от 26 апреля 2002 года.1. Доклады Комитета:
  86. S/2001/966 от 12 октября 2001 г-
  87. S/2002/1119 от 7 октября 2002 г. (Доклад механизма наблюдения за санкциями в отношении УНИТА).
  88. S/2002/1443 от 24 декабря 2002 года.
  89. Документы Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 661(1990) по Ираку и Кувейту.1. Доклады Комитета:
  90. S/1996/700 от 26 августа 1996 г.-
  91. S/1997/672 от 27 августа 1997 г.-
  92. S/1998/123 931 декабря 1998 г.-
  93. S/2000/133 от 15 февраля 2000 г.-
  94. S/2001/738 от 27 июля 2001 г.-
  95. S/2003/300 от 12 марта 2003 г.-
  96. Доклады Комитета по осуществлению программы «Нефть в обмен на продовольствие»:
  97. S/l997/213 от 11 марта 1997 г.- S/1998/92 от 30 января 1998 г.- S/1999/279 от 12 марта 1999 г.- S/2000/242 от 22 марта 2000 г.- S/2001/1341 от 31 декабря 2001 г.- S/2002/1261 от 18 ноября 2002 г.- S/2003/331 от 18 марта 2003 г.-
  98. Документы Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 985(1995) по Либерии Доклады Комитета: S/1999/1301 от 31 декабря 1999 года- S/2000/1233 от 22 декабря 2000 года.
  99. Документы Комитета Совета Безопасности, учреэ/сденного резолюцией 1343(2001) по Либерии Доклады Комитета- S/2002/83 от 18 января 2002 г.- S/2002/1394 от 20 декабря 2002 г.-
  100. Письмо Председателя Комитета, препровождающее доклад Группы экспертов, подготовленный во исполнение пункта 4 резолюции 1395 (2002) Совета Безопасности по Либерии. S/2002/470 от 19 апреля 2002 г.
  101. Документы Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 748(1992) по Ливийской Арабской Джамахирии Доклады Комитета: S/1998/1237 от 31 декабря 1998 г.- S/1999/1299 от 31 декабря 1999 г.-
  102. Документы Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1160(1998) по Югославии Доклады Комитета: S/1999/216 от 26 февраля 1999 г.-
  103. S/2001/931 отЗ октября 2001 г. (заключительный доклад).
  104. Документы Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1298(2000) по Эритреи и Эфиопии1. Доклады Комитета:
  105. S/2001/503 от 18 мая 2001 г.-
  106. S/PRST/2000/34 от 21 ноября 2000 г.
  107. Документы Комиссии международного права ООН
  108. Ежегодник Комиссии международного права 1976. Т.2. Нью-Йорк, 1977.
  109. Нормативные акты Российской Федерации
  110. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 02.12.2004). /Собрание законодательства РФ. 03.12.200, № 49. ст.4552- 06.12.2004, № 49, ст. 4855.
  111. Федеральный закон от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» /Собрание законодательства РФ. 16.10.1995, № 42, ст. 3923.
  112. Федеральный закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами». /Собрание законодательства РФ. 27.07.1998, № 30, ст. 3610.
  113. Федеральный закон от 25.07.1998 № 130-Ф3 (ред. от 07.03.2005) «О борьбе с терроризмом». /Собрание законодательства Российской Федерации. 03.08.1998, № 31, ст. 3808.
  114. Федеральный закон от 10.07.2002 № 88-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма». /Собрание законодательства РФ 15.07.2002, № 28, ст. 2792.
  115. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № ЮЗ-ФЗ «О внесении дополнений в законодательные акты Российской Федерации». /Собрание законодательства РФ. 29.07.2002, № 30, ст. 3020.
  116. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». /Собрание законодательства РФ. 29.07.2002, № 30, ст. 3031.
  117. Федеральный закон от 28.07.2002 N 88-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». /Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31. ст. 3224.
  118. Федеральный закон от 30.10.2002 г. N 131-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». /Собрание законодательства РФ. 04.11.2002, № 44, ст. 4296.
  119. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № З-ФЗ «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». /Собрание законодательства РФ 13.01.2003, № 2, ст. 155.
  120. Федеральный Закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» /Собрание законодательства Российской Федерации. 15.12.2003, № 50, ст.4850- 25.07.05, № 30 (2 ч.), ст. 3128.
  121. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15.05.2002 N 2721-III ГД «О развитии ситуации вокруг Республики Ирак». /Собрание законодательства РФ, 20.05.2002, N 20, ст. 1843.
  122. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.1998 № 1302 (ред. от 10.12.2002 № 880). «О федеральной антитеррористической комиссии». /Собрание законодательства Российской Федерации. 16.11.1998. № 46, ст.5697- 23.12.2002, N 51, ст. 5078.
  123. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 186 (ред. от 05.12.2005) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу». /Собрание законодательства РФ. 12.04.2004, № 15, ст. 1479.
  124. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.1998 № 1306 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1171 от 5 июня 1998 г.». /Собрание законодательства Российской Федерации, 02.11.1998, N 44, ст. 5453.
  125. Указ Президента Российской Федерации от 05.05.2000 № 786 (ред. от 17.04.2002 № 393) «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1267 от 15 октября 1999 г.». /Собрание законодательства Российской Федерации. 22.04.2002, № 16, ст. 1550.
  126. Указ Президента Российской Федерации от 06.03.2001 № 266 (ред. от 17.04.2002 № 393) «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1333 от 19 декабря 2000 г.». /Собрание законодательства Российской Федерации. 22.04.2002, № 16, ст. 1550.
  127. Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2002 № 6 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28 сентября 2001 г.». /Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2002, № 2, ст. 137.
  128. Указ Президента Российской Федерации от 17.04.2002 № 393 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1388 от 15 января 2002 г. и 1390 от 16 января 2002 г.». /Собрание законодательства Российской Федерации. 22.04.2002, № 16, ст. 1550.
  129. Указ Президента Российской Федерации от 18.08.2003 № 968 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1483 от 22 мая 2003 г.». /Собрание законодательства Российской Федерации. 25.08.2003, № 34, ст. 3359.
  130. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 (ред. от 15.03.2005 № 295) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». /Собрание законодательства РФ. 15.03.2004, № 11, ст. 945.
  131. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1083 (ред. от 22.03.2005) «Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству». /Собрание законодательства РФ. 28.03.2005, № 13, ст. 1137.
  132. Указ Президента Российской Федерации от 22.10.2004 № 1349 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1556 от 30 июля 2004 г.». /Собрание Законодательства Российской Федерации. 25.10.2004, N 43, ст. 4190
  133. Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 16.12.2003 № 242-П «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». /Вестник Банка России. 04.02.2004, № 7.
  134. М.В. Современные стратегии реформирования Совета Безопасности ООН / М. В. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2002.
  135. К.А. Международные санкции по уставам Лиги Наций и ООН и практика их применения / К. А. Багинян. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1948.-52с.
  136. Д.Г. Экономические санкции в современных международных отношениях. Учебное пособие / Д.Г.Балуев- под общ. ред. акад. О. А. Колобова. -Н.-Н.: ННГУ, 1998.
  137. P.P. Ответственность государства и применение контрмер в современном международном праве: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.10: защищена 05: утв. 06/P.P. Батршин- КГУ. Казань, 2005.-212 с.
  138. P.P. Ответственность государства и применение контрмер в современном международном праве: автореф. дис.. канд. юрид. наук. / P.P. Батршин- КГУ. Казань, 2005.-26 с.
  139. Д. Санкции / Д.Борисов. -М.- Л: СОЦЭКГИЗ, 1936. 155 с. Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность / С. Н. Братусь. -М., 1976. -216 с.
  140. Я. Международное право: В 2 кн. Кн.2 / Я.Броунли. М.: Изд-во Прогресс, 1977.-511 с.
  141. В.А. Международно-правовые санкции / В. А. Василенко. -Киев: Издательское объединение Вища школа, 1982. 230с.
  142. В.А. Ответственность государства за международные правонарушения / В. А. Василенко. Киев: Издательское объединение Вища школа, 1976. — 267 с.
  143. Э. Право народов / Э. Де Ваттель. М.: Госюриздат, 1960. — 720с.
  144. В., Василенко В. А. Механизм охраны международного правопорядка / В. Давид, В. А. Василенко. Брно, 1986. — 257 с.
  145. В.П. Пособие по изучению истории и системы международного права / В. П. Даневский. Харьков, 1892. — 178 с.
  146. Ю.Н. Принудительные меры в международном праве: монография / Ю. Н. Жданов. М.: Диалог-МГУ, 1998. — 249 с.
  147. Ю.Н. Принудительные меры в международном праве: автореф. дис.. д-раюрид. наук / Ю. Н. Жданов. -М., 1999.-28 с.
  148. Г. П. Мирное сосуществование и международное право / Г. П. Задорожный. М.: ИМО, 1964. — 488 с.
  149. П.М. Международные правонарушения и ответственность государств / П. М. Курис. Вильнюс: Минтис, 1973. — 280 с.
  150. Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве / Д. Б. Левин. М.: Международные отношения, 1966. — 152 с.
  151. О.Э. Санкции в советском праве / О. Э. Лейст. М., 1962.
  152. И.И. Право международной ответственности / И. И. Лукашук. -М.: Волтерс Клувер, 2004. 432 с.
  153. В.А. Ответственность в международном праве: проблемы кодификации и прогрессивного развития норм и принципов международно-правовой ответственности / В. А. Мазов. М., 1979.
  154. С.В. Экономические санкции в международном праве: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. / С. В. Маринич. М., 1989. — 24 с.
  155. С.Ю. Проблема эффективности норм международного права / С. Ю. Марочкин. Иркутск: Изд-во Иркутского Ун-та, 1988. — 152 с.
  156. Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов / Под ред. Л. Н. Шестакова. Т.1. / Ф. Ф. Мартене. М.: Изд-во Юридический колледж МГУ, 1996. — 369 с.
  157. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004. — 624 с.
  158. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2000. — 720 с.
  159. Международное публичное право: Учебник / Под ред. К. А. Бекяшева. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: ООО ТК Велби, 2004. — 640 с.
  160. Международное публичное право. Курс лекций / Р. М. Валеев,
  161. A.Р.Каюмова, Г. И. Курдюков и др. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 270 с.
  162. В.И. Проблема международной ответственности (в свете советской концепции международного права): автореф. дис.. канд. юрид. наук. / В. И. Менжинский. М., 1951. — 15 с.
  163. В.И. Неприменение силы в международных отношениях /
  164. B.И. Менжинский. М.: Наука, 1976. 296 с.
  165. JI.X. Эффективность норм международного права / J1.X. Мингазов. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1990. — 208 с.
  166. JI.X. Эффективность норм международного права. Теоретические проблемы / JI.X. Мингазов. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1999.-376 с.
  167. Ю.Я. Виды и характер принудительных мер, предусматриваемых Уставом ООН / Ю. Я. Михеев. // Вопросы истории, экономики, философии и права. М., 1958. с. 27- 46.
  168. Ю.Я. Применение принудительных мер по уставу ООН / Ю. Я. Михеев. М.: Международные отношения, 1967. — 208 с.
  169. Т.Н. Международно-правовые санкции специализированных учреждений ООН: автореф. дис.. канд. юрид. наук. / Т. Н. Нешатаева. М., 1985.-24 с.
  170. Т.Н. Санкции системы ООН (международно-правовой аспект) / Т. Н. Нешатаева. Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1992. — 108 с.
  171. Jl. Международное право: В 2 т. / Л. Оппенгейм. М., 1948. -T.l.n/т 1.-408 с.
  172. Л. Международное право: В 2 т. / Л. Оппенгейм. М., 1949. -T.l.n/т 2.-548 с.
  173. Л. Международное право: В 2 т. / Л. Оппенгейм. М., 1949. Т.2. п/т 1.-440 с.
  174. Л. Международное право: В 2 т. / Л. Оппенгейм. М., 1950. -Т.2. п/т 2. 430 с.
  175. Ю.В. Международно-правовая ответственность государств: автореф. дис.. канд. юрид.наук. Л., 1968. 16 с.
  176. Ю.М. Вооруженная агрессия тягчайшее международное преступление / Ю. М. Рыбаков. — М., 1980. — 216 с.
  177. Э.И. Самопомощь как форма принудительного обеспечения субъективных прав государств: автореф. дис.. канд. юрид. наук: Л., 1971. 19 с.
  178. Э.И. Самооборона в международном праве / Э. И. Скакунов. -М.: Международные отношения. 1973. 176 с.
  179. В.К. Коллективная безопасность гарантия мирного сосуществования / В. К. Собакин. — М., 1962. — 518 с.
  180. А.Н. Юридическая природа международного договора А.Н. / Талалаев. М., 1963.
  181. А. Право Европейського Союзу / А. Татам. Киев, 1998. Тункин Г. И. Вопросы теории международного права / Г. И. Тункин. — М.: Госюриздат, 1962. — 330 с.
  182. Г. И. Теория международного права / Г. И. Тункин. М.: Международные отношения, 1970. — 507 с.
  183. Н.Е. Международный правопорядок (Современные проекты совершенствования и преобразования) / Н. Е. Тюрина. Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 1991.-96 с.
  184. Н.А. Основания международной ответственности государств / Н. А. Ушаков. М.: Международные отношения, 1983. — 184 с.
  185. С.В. Теория международного права. В 2 т. / С. В. Черниченко. М.: Изд-во НИМП, Т.1 -336 с.
  186. П.В. Военные санкции в международном праве: дис.. канд. юрид. наук: 12.00.10 / П. В. Чиков. Казань, 2003. — 208 с.
  187. П.В. Военные санкции в международном праве: автореф. дис.. канд. юрид.наук. / П. В. Чиков. Казань, 2003. — 26 с.
  188. Е.А. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций / Е. А. Шибаева. М., 1988. 168 с.
  189. Е.А. Право международных организаций: Вопросы теории / Е. А. Шибаева. М.: Международные отношения, 1988. 168 с.
  190. В.М. Международное экономическое право / В. М. Шумилов. -М.: Международные отношения, 2003. 272 с.
  191. Периодические издания на русском языке
  192. .Ш. Место международно-правовых санкций в современном международном праве / Б. Ш. Белалова // Законодательство. 2002. — N 12.
  193. В.А. Осуществление международно-правовых санкций / В. А. Вадапалас // Советский ежегодник международного права. 1989. — с.71−86.
  194. В.В. Специальные рекомендации по борьбе с финансированием терроризма и Россия / В. В. Вахания // Право и безопасность. 2003. — № 3−4 (89).
  195. Г. В. Ирак: к вопросу о снятии санкций / Г. В. Горячкин // Бюллетень по проблемам беженцев. Группа энциклопедии Азии Института востоковедения РАН. 2000. Вып. 25.
  196. Й. Экономика Югославии в условиях международных санкций / Й. Душанич // Мировая экономика и международные отношения. 1996. -№ 11. с.114−117.
  197. В.П. Россия в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма / В. П. Журавель // Право и безопасность. 2003. — № 3−4 (8−9).
  198. М.П. Блокада Ирака: от наказания к антигуманности / М. П. Зейналов // Ближний Восток и современность. 2001. — Вып. 11. с.93−104.
  199. Верховенство права в международных отношениях / И. С. Иванов // Международная жизнь. 2000. — № 12. с.62−67.
  200. Р.А. Господство права как юридический феномен в системе современного международного права / Р. А. Каламкарян // Юрист-международник. 2005. — № 2.
  201. А.В. Санкции и права человека: международно-правовые проблемы / А. В. Калинин // Московский журнал международного права. — 2001. № 2. — с. 155−166.
  202. А.В. Экономические санкции ООН и односторонние экстратерриториальные меры экономического принуждения: сравнительные анализ / А. В. Калинин // Юрист-международник. 2005. — № 4. с. 30−37.
  203. В.А. Международное право и мировой порядок в XXI веке / В. А. Карташкин // Юрист-международник. 2001. — № 1.
  204. Г. И. Контрмеры в международном праве и условия их применения / Г. И. Курдюков // Ученые записки КГУ. 1998. — Т. 133. — с. 130 137.
  205. Г. И. Международные санкции и защита прав человека / Г. И. Курдюков // Права человека: теория и практика. Сборник научных трудов / Под ред. Г. И. Курдюкова, П. А. Кабанова. Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2002.-с.110−118.
  206. П. М. К теории ответственности государств в международном праве / П. М. Курис, Э. И. Скакунов // Правоведение. 1973. — № 2. — с.83−89.
  207. Д.Б. Санкции в международном праве / Д. Б. Левин // Правоведение. 1981. № 1. — с.49−60.
  208. И.И. 48-я сессия Комиссии международного права / И. И. Лукашук // Московский журнал международного права. 1997. — № 2. — с. 180 191.
  209. И.И. Право международной ответственности / И. И. Лукашук // Международное публичное и частное право. 2002. — № 2. — с. 30−43.
  210. С.В. Экономические меры принуждения во внешнеполитической деятельности государств и международное право / С. В. Маринич // Советское государство и право. 1989. — № 7. — с. 103−108.
  211. Т.Н. Понятие санкций международных организаций / Т. Н. Нешатаева // Правоведение. 1984. — N 6. — с. 94−98.
  212. А. Экономические санкции: ограничения правового и политического характера / А. Сегал // Международный журнал Красного Креста. Сборник статей. Дискуссия по гуманитарным вопросам: право, политика, деятельность. 1999. — с.249−273.
  213. Р., Борисов В. Экономические санкции в системе мер по поддержанию международной стабильности и безопасности. М., 2001. — Вып. 1/21. с. 7−13.
  214. Иракский кризис и Россия / Г. К. Прозорова //Дипломатический ежегодник. 1999.
  215. Э.И. Самооборона и вопрос о санкциях в международном праве / Э. И. Скакунов // Правоведение. 1970. — № 3. — с. 107−114.
  216. М.В. Роль международных организаций в борьбе с легализацией доходов от преступной деятельности / М. В. Степанова // Международное публичное и частное право. 2001. — № 4. с. 47.
  217. О.И. Выдающийся вклад в теорию международного права. Рецензия на книгу И. И. Лукашук. Право международной ответственности / О. И. Тиунов //Международное публичное и частное право. 2004. — № 5. — с. 6064.
  218. Г. Санкции ООН и их последствия / Г. Шахбазян //Азия и Африка сегодня. 1996. — № 3. — с.21−25.
  219. Ю. Новая дорога в новое десятилетие. Материалы заседания Международного круглого стола «10 лет санкций — дорога в никуда» / Ю. Шафраник // Нефтегазовая вертикаль. — 2001. — № 8.
  220. Abi-Saab G. The concept of sanction in international law / G. Abi-Saab // UN Sanctions in international law. Ed. by Vera Gowlland-Debbas. The Hague, London, Boston: Kluwer law international. 2001.
  221. Al-Anbari A.A. The impact of United Nations sanctions on economic development, human rights and civil society / A.A. Al-Anbari // UN Sanctions in international law. Ed. by Vera Gowlland-Debbas. The Hague, London, Boston: Kluwer law international. 2001.
  222. Bos A. United Nations sanctions as a Tool of Peaceful Settlement of Disputes / A. Bos // International Law as a language for international relations. The Hague. London. Boston. 1995.
  223. Berlia G. De la responsabilite international de Etat. La technique et les principes du droit public. Vol. 2. / G. Berlia. — Paris. 1950.
  224. Birkenhead. International. Law. 6-th ed. / Birkenhead. London- Toronto, 1927.
  225. Bismuth J. L. Le boycottage dans les echanges economiques internationaux /1. J. L. Bismuth. P., 1980.
  226. Buys C. United States Economic Sanctions / C. Buys // Boston University1. ternational Law Journal. 1999. No. 2. V
  227. Carter B. Economic Sanction / B. Carter. N.Y. 1988.
  228. Chinkin С. Alternatives to economic sanctions / C. Chinkin // UN Sanctions in international law. Ed. by Vera Gowlland-Debbas. The Hague, London, Boston: Kluwer law international. 2001.
  229. Cortright D., Lopez J. The Sanctions Decade: Assessing UN Strategies in the 1990s. / D. Cortright, J. Lopez. N.Y., 2000.
  230. David V. Sankce v mezinarodnim pravu / V. David. Brno., 1976.
  231. Damrosch, Fisler L. Sanctions against perpetrators of terrorism / Damrosch, L. Fisler//Houston journal of international law. Houston. -22(1999)1, s.63−76.
  232. Elagab O. The Legality of Non-Forcible Counter-Measures in International Law / O. Elagab. Oxford, 1988.
  233. Elagab O. The Place of Non-Forcible Counter-Measures in Contemporary International Law / O. Elagab //The Reality of International Law. Oxford, 1999.
  234. Encyclopedia Americana. Vol. 24. 1964.
  235. FATF-GAFI. Financial Action Task Force on Money Loundering. Annual report 2002. Paris, 2003.
  236. Ferencz B. Enforcing International Law / B. Ferencz. Vol. I. London. 1983. P.XVIII.
  237. Fitzgerald G.F. Recent Proposals for Concerted Action against States in Respect of Unlawful Interference with International Civil Aviation / G.F. Fitzgerald //Journal of Air Law and Commerce. 1974. Vol.40. № 2.
  238. Forlati Picchio M.L. La sanzione nel diritto internationale / M.L. Forlati Picchio. Padova, 1974.
  239. Friedmann W. The Changing structure of international law / W. Friedmann. -New York. 1964.
  240. Gowland-Debbas V. The functions of the United Nations Security Council in the international legal system / V. Gowland-Debbas // The role of law in international politics. N.Y. 2000.
  241. Grunfield F. The effectiveness economic sanction UN / F. Grunfield. New York, 1997.
  242. Guggenheim P. Traite de droit international public / P. Guggenheim. Vol. 1−2. -Geneve. 1953−1954.
  243. Guggenheim P. Les principes de droit international public / P. Guggenheim //Recueil des Cours. T. 80. Vol. 1952−1.
  244. Hawkins D., Lloyd J. Questioning comprehensive sanctions: the birth of a norm / D. Hawkins //Journal of human rights. 2003. Vol.2, № 3 (September), p. 441 454.
  245. Hufbauer G., Schott J., Elliott K. Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy / G. Hufbauer. Wash., 1990.
  246. Kelsen H. The Law of Unated Nations / H. Kelsen. London, New York.1950.
  247. Kelsen H., Tucker R.W. Principles of International Law / H. Kelsen., R.W. Tucker. New York. 1966.
  248. Kelsen H. Sanction in International Law under Charter of the United Nations. The strategy of World Order III / H. Kelsen // Ed. by R.A. Falk, S.H.Mendlovitz. -New York. 1966.
  249. Koechler H. The United Nations sanctions policy and international law / H. Koechler. Kuala Lumpur, 1995.
  250. Kellenberger J. War in Iraq The ICRC President calls for respect for international humanitarian law / J. Kellenberger // International Review of the Red Cross. Humanitarian debate: Law, Policy, Action. 2003. June. № 850.
  251. MacGee R. Trade embargoes, sanctions and blockades / R. MacGee. //Journal of world trade. London. -32(1998)4, s. 139−144.
  252. Mack A., Khan A. The Efficacy of UN Sanctions / A. Mack., A. Khan. //Security Dialogue. 2000. No. 3.
  253. Muiz D. The Boycott in International Law / D. Muiz // Journal of International Law and Economics. Vol. 9 (1974). P. 187.
  254. Nossal K. Liberal Democratic Regimes, International Sanctions and Global Governance / K. Nossal //Global Governance and Enforcement: Issues and Strategies. Lanham, 1999.
  255. Nelson W.H. and Prittie T.C. The Economic War Against the Jews / W.H. Nelson, T.C. Prittie. New York: Random House, 1977.
  256. Pelle A. Brief Remarks on the Unilateral Use of Force / A. Pelle //EJIL. 2000. No. 4. P. 390.
  257. Phillipson C. Wheatons elements of International Law. Fifth english editions. London / C. Phillipson. New York. 1916.
  258. Radu M. Don’t reward Castro, keep the embargo / M. Radu // in: Orbis, 42 (1998), p.545−552.
  259. Reinisch A. Developing human rights and humanitarian law accountability of the Security Council for the imposition of economic sanctions / A. Reinisch //The American journal of international law. Washington, DC. — 95(2001)4, p.851−872.
  260. Reuter P. Principles du droit international public / P. Reuter //Recueil des cours, 1961 II.
  261. Reuter P. Principles du droit international public / P. Reuter // Recueil des cours, 1961−11.
  262. Saldana Q. La justice penale international / Q. Saldana. Recueil des cours, 1927-V.
  263. Tomuschat Ch. Are Counter-measures Subject to Prior Recourse to Dispute Settlement Procedures? / Ch. Tomuschat //EJIL. 1994. No. 1. P. 77.
  264. Walker T.A. Manual of Public International Law / T.A. Walker. Cambridge.1895.
  265. Wall C. Human rights and economic sanctions / C. Wall //Fordham international law journal. -N.Y. -22(1998)2, s.577−611.
  266. Wet E. Human rights limitations to economic enforcement measures under Article 41 of the Unated Nations Charter and the Iraqy sanctions regime / E. Wet //Leiden journal of international law foundation. The Hague. — 14(2001)2, p.277−300.
Заполнить форму текущей работой