Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Наказание особо опасных государственных преступников по советскому праву в 1948-1956 гг.: Историко-правовой аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В научный и публицистический оборот архивных материалов позволило отразить репрессивный механизм Советского государства с большей полнотой В публикациях подобного рода система наказаний, применявшихся к особо опасным государственным преступникам, оценивалась в основном в политическом ракурсе. Кроме того, подходы исследователей к этим проблемам зависели от идейно-политических позиций авторов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Правовые основы назначения наказания особо опасным государственным преступникам
    • 1. 1. Понятие особо опасного государственного преступника и его уголовная ответственность
    • 1. 2. Порядок признания особо опасным государственным преступником и направления в особые лагеря и тюрьмы
    • 1. 3. Порядок направления осужденных особо опасных государственных преступников в ссылку на поселение
  • Глава 2. Организационно-правовые основы исполнения наказаний особо опасных государственных преступников в (# 1948−1953 гг
    • 2. 1. Организация мест заключения для содержания особо опасных государственных преступников и режим отбывания ими наказания
    • 2. 2. Правовая регламентация трудового использования и жилищно-бытовых условий особо опасных государственных преступников
    • 2. 3. Правовая регламентация применения к особо опасным государственным преступникам иных мер наказания
  • Глава 3. Организационно-правовые основы исполнения наказаний особо опасных государственных преступников в 1954 — 1956 гг
    • 3. 1. Развитие системы наказаний особо опасных государственных преступников
    • 3. 2. Амнистия и пересмотр дел особо опасных государственных преступников

Наказание особо опасных государственных преступников по советскому праву в 1948-1956 гг.: Историко-правовой аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. До настоящего времени опыт по привлечению к ответственности особо опасных государственных преступников в означенный период достаточно полному и объективному обобщению в науке подвергнут не был. Это является существенным пробелом в изучении истории государства и права-России. Представляется, что настоящим исследованием открыта их новая страница.

Следует признать, что развивающаяся ныне деятельность российских органов по реабилитации жертв политических репрессий не может происходить без анализа системы наказаний, применявшихся к лицам, обвиняемым в особо опасных государственных преступлениях.

Особую актуальность данная работа приобретает и в связи с тем, что при рассматриваемых в диссертации обстоятельствах в советское право впервые был введен институт особо опасного государственного преступника, получившего свое дальнейшее развитие с изданием Закона об уголовной ответственности за государственные преступления от 25 декабря 1958 г. Кроме того, именно для особо опасных государственных преступников 21 февраля 1948 г. Постановлением Советского Правительства впервые был введен строгий режим отбывания наказания, который предусматривался в организованных для них особых лагерях и тюрьмах и в реформированном виде сохранился до настоящего времени.

Представляется, что обобщение и научный анализ проблем, связанных с наказанием за особо опасные государственные преступления в 1948 — 1956 гг., могут помочь в обеспечении научного подхода к совершенствованию законодательства в области организации и деятельности органов, исполняющих назначенные судом наказания, а также соответствующей правоприменительной практики. Изложенные обстоятельства придают рассматриваемой проблеме повышенную актуальность, поскольку ее разработка направлена на то, чтобы избежать ошибок и негативных сторон, имевших место в прошлом, и вместе с тем использовать позитивный опыт.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что в историко-правовом аспекте проблемы, связанные с ответственностью особо опасных государственных преступников монографического исследования не получили, отраслевыми юридическими науками не разрабатывалась.

Однако, предметом внимания историков и публицистов являлась тема ГУЛАГа и его подразделений, в том числе особых лагерей и тюрем. По истории политических репрессий широкую известность получили труды целого ряда авторов, наиболее значимыми из которых являются, без сомнения, работы А. И. Солженицына.

Введение

в научный и публицистический оборот архивных материалов позволило отразить репрессивный механизм Советского государства с большей полнотой В публикациях подобного рода система наказаний, применявшихся к особо опасным государственным преступникам, оценивалась в основном в политическом ракурсе. Кроме того, подходы исследователей к этим проблемам зависели от идейно-политических позиций авторов, характера используемых в качестве источника материалов, а также естественной для каждого человека эволюции взглядов. Не были они свободны и от конъюнктуры. Анализ публикаций показывает, что в них проблемы, связанные наказаниями особо опасных государственных преступников, исследовались в основном гражданской историей.

Определенное внимание указанной проблеме уделялось в диссертационных исследованиях, в том числе докторских (См. например: Смыкалин А. С. Пенитенциарная система Советской России 1917 — начала 1960;х годов. Ис.

1 См. например: Кокурин А., Петров Н. НКВД-НКГБ-Смерш-МГБ-МВД: структура, функции, кадры // Свободная мысль. 1997. №№ 6 — 8) — Смыкалин А. С. Колонии и тюрьмы в Советской России. Екатеринбург: УрПОА, 1997; Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века. Под ред. проф. А. И. Зубкова. М., 2002 и др. торико-юридическое исследование. Дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург: УрГЮА, 1998; Исаков В. М. Правовое регулирование и организация трудовой занятости осужденных в исправительно-трудовых учреждениях Советского государства (1917 — 1990 гг.). Дисс. докт. юрид. наук. М.: ЮИ МВД РФ, 2000; Епифанов А. Е. Ответственность за военные преступления, совершенные на территории СССР в период Великой Отечественной войны (историко-правовой аспект). Дисс. докт. юрид. наук. М.: Академия управления МВД РФ, 2001). Однако исследуемые проблемы отражены в них лишь фрагментарно, что не позволяет составить достаточно полной картины становления и развития системы наказаний особо опасных государственных преступников.

Объектом исследования являются особо опасные государственные преступники и общественные отношения по поводу их наказания, имевшие место в 1948 — 1956 гг.

Предмет диссертационного исследования составляют правовые нормы, определявшие понятие особо опасного государственного преступника в СССР и порядок его наказания, а также практика их применения. Последняя исследуется автором главным образом на уровне организации и деятельности органов исполнения наказания. Определенное внимание автором уделено проблеме, связанной с ответственностью особо опасных государственных преступников, а именно с их освобождением от наказания и реабилитацией.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 21 февраля 1948 г., т. е. момента издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР», а также Постановления Совета Министров СССР об организации лагерей и тюрем МВД СССР со строгим режимом для содержания особо опасных государственных преступников и о направлении их по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР под надзор органов МТБ СССР и возникновения для Советского государства рассматриваемой проблемы, до конца 1956 г., когда она в основном уже утратила свою актуальность в связи с массовым освобождением от наказания и амнистии лиц, привлеченных к ответственности по обвинению в особо опасных государственных преступлениях.

Не меньший интерес представляет выяснение соотношения основных принципов и институтов ответственности особо опасных государственныхпреступников с тем состоянием советского репрессивного аппарата, которое сложилось после завершения Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы.

Цель диссертационного исследования — анализ понятия особо опасного государственного преступника и организационно-правового регулирования его наказания в 1948 — 1956 гг. с использованием материалов уголовного судопроизводства, организации и деятельности органов внутренних дел и госбезопасности СССР, соответствующих нормативно-правовых актов.

Поставленная цель исследования и содержание проблемы детерминировали следующие задачи:

— раскрыть понятие особо опасного государственного преступника;

— проанализировать нормативно-правовую основу наказания особо опасных государственных преступников;

— выявить причины и условия усиления уголовной репрессии в отношении особо опасных государственных преступников в изучаемый период;

— определить систему применявшихся в данной сфере наказаний и практику их применения;

— проследить развитие органов Советского государства, осуществлявших исполнение наказаний в отношении данной категории осужденных (МВД СССР прежде всего);

— обобщить основные правила и практику освобождения от наказания, амнистии и реабилитации лиц, осужденных по обвинению в особо опасных государственных преступлениях.

Методологическая основа и источниковая база исследования. В ходе исследования на пересечении исторической и юридической наук автором были использованы присущие им обеим принципы, методы и приемы. К основным методологическим принципам диссертации относятся объективность, развитие, детерминизм, всесторонность. Материал анализировался с учетом хронологии событий, содержания правовых. форм, необходимости получения максимально возможной достоверной информации из всех доступных источников.

При проведении исследования автором были избраны следующие научные методы: исторический, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический.

Научная достоверность исследования определяется непредвзятым использованием и сопоставлением ряда источников, главным образом архивных, основная часть которых относится к числу нормативно-правовых актов Диссертант произвел всесторонний анализ всех наиболее значимых законодательных актов, относящихся к изучаемой проблеме.

Среди источников в настоящем исследовании основное внимание уделено архивным материалам Государственного архива Российской Федерации (далее ГАРФ), Центрального архива МВД (далее НА МВД) России, Центрального архива ФСБ (далее — ЦА ФСБ) России, Главной военной прокуратуры (далее — ГВП), Архива Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее — Архива ВК ВС РФ), а также ряда иных центральных и региональных архивов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые. При этом, в качестве главных источников при подготовке диссертации послужили открытые за последнее время руководящие документы партии и правительства СССР, переписка и отчетность компетентных органов, материалы следствия и суда, реабилитационной практики в рассматриваемой сфере.

В рамках исследования проводился конкретно-социологический анализ уголовных дел в отношении особо опасных государственных преступников. Кроме того, использовались материалы научных трудов, периодической печати, сборников нормативно-правовых актов, художественная и мемуарная литература, опубликованные по теме диссертации. Изложение материала строилось по проблемно-хронологическому принципу.

Научная новизна исследования определяется самой постановкойпроблемы и заключается в том, что впервые в рамках диссертационного исследования с историко-правовых позиций комплексно и разносторонне исследуются проблемы ответственности особо опасных государственных преступников по советскому праву, имевшие место в 1948 — 1956 гт.

В ходе изучения рассматриваемых явлений осуществлялась комплексная оценка имевших место событий и анализировалось их влияние на различные аспекты проводимого исследования. В работе определены позитивные и негативные стороны наказания особо опасных государственных преступников, собран и обобщен значительный фактический материал. и.

В работе впервые предпринята попытка раскрыть обстоятельства не-v* обоснованного признания советских и иностранных граждан особо опасными государственными преступниками, а также дать им правовую оценку с точки зрения современных знаний. Это в свою очередь позволит с большой достоверностью рассмотреть проблемы, связанные с ответственностью особо опасных государственных преступников в целом.

С учетом требований объективных процессов, в исследовании впервые рассматриваются нормы отечественного законодательства по преследованию особо опасных государственных преступниковвопросы назначения наказания виновныма также те итоги и последствия, которые имели место при осуществлении ответственности в изучаемой сфере.

Новизна исследования определяется также и характером используемых в диссертации источников — прежде всего архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот.

Основные положения, выносимые на защиту:

— В изучаемый период по советскому праву особо опасным государственным преступником признавалось лицо, привлеченное к уголовной ответственности за наиболее опасные контрреволюционные преступления, по политическим мотивам либо в силу антисоветского характера своих деяний, представляющее повышенную опасность дл" интересов Советского государства, обязательно подлежащее отбыванию наказания на строгом режиме лишения свободы в специально созданных для них особых лагерях и тюрьмах с последующим направлением в ссылку на поселение.

Юридической базой для признания особо опасным государственным преступником явились Указ Президиума Верховного Совета СССР «О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР», а также Постановление Совета Министров СССР об организации лагерей и тюрем МВД СССР со строгим режимом для содержания особо опасных государственных преступников и о направлении их по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР под надзор органов МТБ СССР от 21 февраля 1948 г.

— Отнесение лица к категории особо опасных государственных преступников осуществлялось: для осужденных до февраля 1948 г. — специально создаваемыми для этого комиссиями из представителей органов внутренних дел и госбезопасностидля привлекаемых к ответственности после этого — органами МТБ (с 1949 г. и МВД) СССР на стадии предварительного расследования.

— Введение в советское право института особо опасного государственного преступника вызывалось необходимостью ужесточения ответственности за наиболее опасные контрреволюционные преступления в условиях отмены смертной казни. В связи с тем, что состояние мест заключения необходимым требованиям по их изоляции не отвечало, впервые в советской пенитенциарной системе для отбывания наказания этой категории осужденных впервые вводится строгий режим содержания.

— Ответственность особо опасных государственных преступников опиралась на принуждение в лице органов по исполнению наказания в виде лишения свободы специального назначения, — 11 особых лагерей и 3 особых тюрем МВД СССР.- Впервые установленный в них строгий режим отбывания наказания отличался от общих мест заключения особой суровостью и предусматривал усиленную охрану осужденных конвойными войсками, их эксплуатацию на тяжелой физической работе с более продолжительным рабочим днем, отсутствие каких-либо льгот, сокращенную норму жилой площади, а также более строгую ответственность для нарушителей дисциплины.

— Судьба ответственности особо опасных государственных преступников была подвержена влиянию как внутренних (смерть И. В. Сталина и приход к власти нового руководства страной), так и внешних (необходимость налаживания внешнеполитических связей) политических факторов. Под их воздействием в 1954 г. особо опасные государственные преступники были уравне.

Э ны в правовом положении с остальными заключенными, особые лагеря были преобразованы в общие, значительной либерализации подверглись иные меры наказания, в том числе ссылка.

— Изменение политической обстановки сопровождалось не только смягчением режима отбывания наказания особо опасных государственных преступников, но и освобождением от него как условно досрочно, так и по амнистии. Необоснованное привлечение к ответственности, допущенные при этом нарушения законности и прав осужденных, повлекли необходимость проведения в отношении них реабилитационных мероприятий.

Теоретическая значимость исследования. Выводы и положения работы, впервые вводимые в научный оборот архивные материалы позволили расширить представление об уголовно-исполнительной системе Советского государства, выявить своеобразие наказания особо опасных государственных преступников.

В научном аспекте важность исследования определило вызывающие повышенный интерес цели и виды наказаний, применявшихся в СССР за совершение особо опасных государственных преступлений, организационно-правовые основы функционирования соответствующих уголовно-исполнительных учреждений, а также правовое положение лиц, подвергшихся уголовным наказаниям данной категории. В свою очередь это позволило внести существенный вклад в развитие отечественной истории государства и права, истории органов внутренних дел России.

Практическая значимость диссертации. Обобщение и научный анализ системы наказаний, применявшихся в СССР за особо опасные государственные преступления в 1948 — 1956 гг., позволяет обеспечить научный подход к совершенствованию законодательства в области организации и деятельности органов, исполняющих назначенные судом наказания, а также соответствующей правоприменительной практики.

Анализ системы наказаний, применявшихся к лицам, обвиняемым в особо опасных государственных преступлениях, может способствовать совершенствованию деятельности российских органов по реабилитации жертв политических репрессий, МВД России в том числе.

Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы для осмысления стратегии и тактики преобразования уголовно-исполнительной системы в современных условиях. Содержащиеся в нормативном материале, архивных документах, трудах советских юристов и других источниках обширные сведения о содержании принципов и институтов ответственности особо опасных государственных преступников, а также практике их применения могут быть реконструированы в нынешнем правовом пространстве.

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке курсов истории права и государства, политической истории, истории органов внутренних дел, уголовного и уголовно-исполнительного права, уголовного процесса, а также некоторых других. Определенное значение имеет настоящая работа для совершенствования научно-исследовательской работы и учебного процесса в высших юридических учебных заведениях.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в шести опубликованных работах. Результаты исследования были доложены автором и обсуждались коллегами, как юристами, так и историками, на трех региональный и межвузовских научно-практических конференциях. Материалы исследования используются в преподавании учебных дисциплин «История отечественного государства и права», «История органов внутренних дел», «Уголовное право», «Уголовно-исполнительное право» и «Уголовный процесс» в Волгоградской академии МВД России.

Структура диссертации была сформирована с учетом поставленных автором задач. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

165 Заключение.

Проведенное на основе архивного и иного документального материала исследование организационного правовых основ привлечения к ответственности особо опасных государственных преступников в 1948 — 1956 гг., позволяет сделать следующие выводы:

В 1948 г. при рассмотренных обстоятельствах в советское право впервые вводится понятие «особо опасный государственный преступник», которое использовалось в юридической практике не только на всем протяжении изучаемого периода, но и в последующем. Его рецепция прослеживается с принятием Верховным Советом СССР Закона об уголовной ответственности за государственные преступления от 25 декабря 1958 г. и новых уголовных кодексов союзных республик в начале 60-х годов, действовавших вплоть до недавнего времени.

Исследование показало, что особо опасные государственные преступники были выделены в специальную категорию лиц, подлежащих отбыванию наказания на строгом режиме по объективным причинам: в связи с необходимостью унификации наказаний за наиболее опасные контрреволюционные преступлениярезким повышением количества и общественной опасности этой категории осужденныхпотребностью усиления их изоляции и режима отбывания наказания. К этому также настоятельно взывали реалии внутренней и международной политики Советского государства.

Соответствующими нормативно-правовыми актами к этой категории были отнесены «осужденные к лишению свободы в ИТЛ шпионы, диверсанты, террористы, троцкисты, правые меньшевики, эсеры, анархисты, националисты, белоэмигранты и участники других антисоветских организаций и групп, а также лица, представляющие опасность по своим антисоветским связям и вражеской деятельности». Установленный перечень лиц, подлежащих признанию особо опасными государственными преступниками не носил таким образом исчерпывающего характера.

Нормативно-правовым и законодательным актам об ответственности особо опасных государственных преступников в официальном порядке была придана обратная сила и санкционировано их расширительное толкование. При этом признанию особо опасными государственными преступниками подлежали и те лица, деяния которых не подпадали под установленные ими признаки, а также были совершены до их издания.

В целом уголовное преследование особо опасных государственных преступников отвечало основным принципам советского права рассматриваемого периода. Применявшимся к ним наказаниям были свойственны традиционные цели и виды наказаний.

Привлечение особо опасных государственных преступников к ответственности являлось важнейшей задачей органов внутренних дел и государственной безопасности. При этом ими были узурпированы полномочия по признанию особо опасными государственными преступниками как на стадии предварительного расследования, так и после вынесения приговора суда или решения ОСО по делу. Данная процедура носила упрощенный административный характер, осуществлялась в сжатые сроки и нормативно регламентирована не была. В свою очередь, это повлекло необоснованное признание особо опасными государственными преступниками значительного числа осужденных и, как следствие, вызвала необходимость последующего пересмотра их состава.

Деятельность органов внутренних дел и госбезопасности по привлечению особо опасных государственных преступников к ответственности в 1948 — 1956 гг. подразделяется на два основных этапа, каждый из которых имеет свои причины усиления или ослабления уголовной репрессии в отношении данной категории осужденныхкомплексы организационно-правовых мер государства, направленных на установление режима отбывания ими наказанияособенности структуры и функционирования органов внутренних дел и госбезопасности в данной сфере. Это соответственно 1948 — 1953 и 1954 -1956 гг.

Специально для отбывания наказания особо опасными государственными преступниками в СССР была создана сеть из 11 особых лагерей и 3 особых тюрем, отличавшихся от общих мест заключения впервые введенным строгим режимом содержания, а именно усиленной охраной, более тяжелыми условиями труда и жилищно-бытовыми условиями. Необходимо признать, -что система указанных мест лишения свободы и их месторасположение заблаговременно должным образом продуманы не были, что наряду с превышением лимита наполнения, в целом вызвало массовые простои их заключенных и убытки для государственного бюджета.

В тех же немногих особых лагерях, которые сумели обеспечить свою рентабельность и правильную организацию труда осужденных, удалось достичь высоких производственных показателей и обеспечить выполнение важных народно-хозяйственных задач.

При этом администрацией особлагов был накоплен ценный опыт по размещению и надежной изоляции в короткие сроки огромных масс особо опасных государственных преступников, вовлечению их в трудовые процессы независимо от степени трудоспособности, стимулирования повышения производительности труда и организации соревнования на производстве. Жилищ-но-бытовые условия в особых лагерях со временем стали удовлетворять самым высоким требованиям.

Особенности отбывания особо опасными государственными преступниками ссылки, в основном были связаны с отведенными для них определенными местами поселенияупрощенным административным порядком назначения данного вида наказанияего бессрочным характером, а также специальными полномочиями органов МГБ СССР по надзору за ссыльнопоселенцами этой категории. В остальном ссыльные особо опасные государственные преступники практически ничем не выделялись среди прочих контингентов спецпоселенцев и испытывали общий режим отбывания наказания.

Применение к особо опасным государственным преступникам таких дополнительных видов наказания как поражение прав и конфискация имущества осуществлялось в общем порядке.

С 1953 г., после смерти И. В. Сталина, изменения политической ситуации в стране и в мире, развитие системы наказаний особо опасных государственных преступников развивалось в направлении унификации режима их отбывания с тем, что имел место в отношении общих контингентов осужденных. Помимо прочих объективных причин и условий к этому, соответствующие процессы были вызваны растущим движением сопротивления в особых лагерях, массовыми забастовками и мятежами их заключенных. В результате руководство Советского государства и его органов внутренних дел вынуждено было пойти на удовлетворение ряда требований заключенных особлагов, касавшихся улучшения условий труда и его оплаты, распространения на них условно-досрочного освобождения и прочих, ранее недоступных для них льгот. Те же самые факторы инициировали крупномасштабные мероприятия по амнистированию и реабилитации особо опасных государственных преступников, признанных не представлявшими большой общественной опасности, либо привлеченными к ответственности необоснованно. Их осуществление было поручено специально образованным комиссиям, основную роль в которых по прежнему играли органы внутренних дел.

Освобождение от ответственности осужденных особо опасных государственных преступников из числа как советских, так и иностранных граждан, стало возможным лишь в условиях общего ослабления уголовной репрессии Советского государства и изменения международной обстановки. Вместе с тем, карательные органы Советского Союза оказались последовательными в своей политике, проводимой в рассматриваемой сфере, поскольку лица, повинные в совершении наиболее тяжких деяний были оставлены в местах заключения. Дифференцированный подход к освобождению от наказания особо опасных государственных преступников и их реабилитации стал возможен в результате напряженной и тщательной работы по пересмотру их дел.

Несмотря на освобождение от наказания и реабилитации большой части лиц, осужденных по обвинению в особо опасных преступлениях, несомненно, что практически все дела данной категории нуждаются в пересмотре с целью устранения нарушений прав репрессированных необоснованно.

Осужденные, признанные с нарушением норм законности особо опасными государственными преступниками, нуждаются в дифференцированном «подходе при определении размеров полагающихся компенсаций, т.к. они необоснованно подверглись более суровому режиму отбывания наказания и испытали большие тяготы и лишения, чем заключенные общих ИТЛ. Представляется, что практика и правовое регулирование нынешних реабилитационных мероприятий нуждаются в корректировке, а именно дополнении Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. соответствующими нормами.

Необходимо признать, что в Советском государстве была проделана огромная работа по наказанию особо опасных государственных преступников, многие из которых были повинны в тягчайших злодеяниях. События, имевшие место при рассмотренных обстоятельствах наглядно свидетельствуют о той настойчивости и добросовестности, с которой сотрудники органов внутренних дел и госбезопасности проводили весь комплекс предусмотренных на тот момент мероприятий, возможных в создавшихся неблагоприятных условиях по обеспечению надлежащего режима отбывания наказания особо опасными государственными преступниками.

Успешное в целом выполнение органами внутренних дел поставленных перед ними задач по исполнению наказаний в отношении особо опасных государственных преступников стало возможным благодаря постоянному вниманию советских государственных и партийных органов как к проблеме ответственности этой категории осужденных, так и к работе органов МВД СССР в данной сфере в частности.

Опыт организации и деятельности отечественных органов внутренних дел по привлечению особо опасных государственных преступников к ответственности заслуживает тщательного анализа. Дальнейшее изучение деятельности органов МВД СССР в указанной сфере поможет более полно представить их роль в правоохранительной системе.

Использование опыта деятельности органов внутренних дел в сфере исполнения наказаний в отношении особо опасных государственных преступников необходимо рассматривать в качестве одной из составных частей в комплексе мер по борьбе с преступностью и укреплению законности в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и нормативные акты а) Опубликованные:
  2. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. С изменениями и дополнениями, принятыми на шестой сессии Верховного Совета СССР пятого созыва. М.: Госюриздат, 1961 —105 с.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.:"Проспект", 2002−159 с.
  4. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. // Хронологическое собрание законов, Указов Президиума Верховного Совета и постановлений правительства РСФСР на 1 марта 1940 г. Т. 9. М.: Госполитиздат, 1941. С. 514−574.
  5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Официальный текст с изменениями и дополнениями по состоянию на 15 мая 2002 года. М.: «Тандем», 2002 96 с.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Официальный текст по состоянию на 30 апреля 2000 г. с изменениями и дополнениями согласно федерального закона № 53 от 10 апреля 2000 г. М.: Экмос, 2000 176 с.
  7. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 1952 гг. Под ред. Проф. И. Т. Голякова. М.: Госюриз-дат, — 1958−463 с.
  8. JI.H. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917 — 1954 гг. Сборник документов. М.: Госюриздат, 1955 636 с.
  9. П.М., Рагулин Г. И. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917 1959 гг.). История законодательства. М.: Госюриздат, 1959 — 360 с.
  10. ГУЛАГ (Главное управление лагерей) 1918 — 1960. Сборник документов/Составители Кокурин А. И., Петров Н. В. М.: «Материк», 2002 — 885 с.
  11. Лаврентий Берия. 1953. Стенограмма июльского пленума ЦК КПСС и другие документы/Составители Наумов В., Сигачев С. М.: «Материк», 1999−510 с.
  12. Сборник законодательных и нормативных актов с гран СНГ и Балтии по вопросам реабилитации жертв политических репрессий. М.: Департамент по делам печати и информации Правительства Москвы, 1996 — 209 с.
  13. Сборник законодательных и иных нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М.: Республика, 1993 — 223 с.
  14. Сборник законодательных и нормативных актов о реабилитации жертв политических репрессий. Судебная и прокурорская практика. Курск: ГУИПП «Курск», 1995 294 с.
  15. Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч. 1. Курск: ГУИПП «Курск», 1999−494 с.
  16. Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. Ч. 2. Курск: ГУИПП «Курск», 1999−485 с.
  17. Сборник военного законодательства. Справочник. М.: ГВП ВС СССР, 1947−407 с.
  18. Сборник приказов и инструкций Министерства юстиции СССР за 1936 1948 гг. М.: Юридическое издательство МЮ СССР, 1949 — 434 с. 22. СЗСССР. 1924. № 24.23. СУ РСФСР. 1927. № 38.
  19. Сборник № 1 официальных документов, принятых и подписанных Контрольным Советом в Германии в 1945 г. Берлин — Карлсхорст: Издательство штаба СВАГ, 1946 68 с.
  20. Военнопленные в СССР. 1939 1956. Документы и материалы. Под ред. М. М. Загорулько. М.: Логос, 2000 — 1118 с.
  21. Доклад Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий о ходе исполнения Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». М.: ППО Известия УДП РФ, 2000 40 с. б) Не опубликованные:
  22. Ф. 9414 (ГУЛАГа НКВД/МВД СССР). On. 1. Д. 64, 95, 117, 360, 368, 378, 387, 411, 428, 444, 446, 482, 510, 562, 1265, 1350, 1385, 1398, 1414, 1407, 1393, 1398, 1774- 1783, 1842, 1843, 1844, 1845, 1846, 1851, 1853, 1856, 1858,1862,2176, 2393,2601.
  23. Ф. 9479 (Отдела спецпоселений (4-го Спецотдела) НКВД/МВД СССР). On. 1. Д. 436, 489, Д. 641.
  24. Надзорные производства №№: 123 501р/52 по делу Ангелис М.- 100 351р/52 по делу Штольце Э.- 1/н-285/74 по делу Мелешко В.А.
  25. Архив Главной военной прокуратуры. Коллекция документов и материалов.
  26. Российский государственный военный архив. Ф. 1/п (ГУПВИ НКВД/МВД СССР). Оп. 21/а. Д. 4- Оп. 34/а. Д. 9- Оп. 37/а. Д. 1, 3.
  27. Центральный архив МВД России. Уголовные дела №№ В -4234, В 4482. В — 4435, В — 4487, В — 4543, В — 4560, В — 4634 — 4636, В — 4638, В — 4670 — 4674, В — 4867, В — 4871, В — 4878, В — 4884, В — 4896−4900, В — 49 084 928, В — 4966, В — 5427, В — 5560.
  28. Архив Управления ФСБ по Волгоградской обл. Ф. 6 (коллекция уголовных дел обвиняемых в контрреволюционных преступлениях). Д. №№ 23 456, 24 568, 24 572,26174, 26 234, 26 780, 27 891.
  29. Архив Информационного центра УВД Кировской обл. Ф. 31 (Приказы и распоряжения НКВД/МВД СССР). Оп. 1/в. Д. 8.
  30. Ф. 32 (Приказы и распоряжения начальника УНКВД/УМВД по Кировской обл.). On. 1. Д. 44.
  31. Ф. 37 (Коллекция учетных и уголовных дел). Уголовное дело № 11 548- учетные дела №№ 9687, 9698, 9725, 9781, 9785, 9997, 10 057, 10 069.1. Монографии и статьи
  32. Х.М. Закон об уголовной ответственности за государственные преступления. М.: Госюриздат, 1959 — 231 с.
  33. В.В., Детков М. Г. Тюрьмы НКВД-МВД России в карательной системе Советского государства. М.: НИИ Уголовно-исполнительной системы, 2000 110 с.
  34. С. Закон об уголовной ответственности за государственные преступления. // Советская юстиция. 1959. № 2. С. 25.
  35. А.Я. Теория судебных доказательств в советском праве. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1941 -220 с.
  36. Н.А. Квалификация преступлений. М.: ВЮА, 194 726 с.
  37. С. Русская освободительная армия. М.: ACT, 199 851 с.
  38. А.Е. Ответственность гитлеровских военных преступников и их пособников в СССР (Историко-правовой аспект). Волгоград: ООП Волгоградского юридического института МВД России, 1997 214 с.
  39. А.Е. Сталинградский плен 1942 — 1956 годы. М.: ГУЛ ВИМИ, 1999 324 с.
  40. Н.И. Уголовная ответственность за государственные преступления. М.: Госюриздат, 1959 — 211 с.
  41. Т.Г. Война и плен. СПб: ООО ПК Гаванский, 1999 — 196 с.
  42. Ю. Генерал Власов: путь предательства. М.: Современник, 1999 320 с.
  43. А., Петров Н. НКВД-НКГБ-Смерш-МГБ-МВД: структура, функции, кадры // Свободная мысль. 1997. №№ 6 — 8.
  44. В.Б. Судебное преследование немецких военнопленных в СССР. Внешнеполитический аспект проблемы. М.: Институт военной истории МО РФ, 1998 168 с.
  45. В.Б. Судьбы немецких военнопленных в СССР: дипломатические, правовые и политические аспекты проблемы. Очерки и документы. Вологда: Издательство Вологодского института повышения квалификации педагогических кадров, 1996 — 320 с.
  46. Г. А. Подвиг и подлог. Страницы отечественной войны 1941 -1945 гг. М.: Русское слово, 2000 384 с.
  47. В.И. Вопросы ответственности за особо опасные государственные преступления. // Правоведение. 1959. № 3. С. 23 31.
  48. В.И. Об уголовной ответственности виновников нарушений законов и обычаев войны. // Труды Военно-юридической академии. Вып. 11. 1950-С. 139- 174.
  49. С., Верт Н., Панне Ж., Пачковский А., Бартошек К., Марголен Ж. Черная книга коммунизма. Преступления, террор, репрессии. Пер. с французского. М.: «Три века истории», 2001 — 766 с.
  50. Д.Б. Об уголовной ответственности военнопленных. // Вопросы уголовного права. Сб. 1. М., 1944. С. 85 — 94.
  51. Г. С., Солодкин И. И. Подрывная деятельность иностранных разведок против СССР и стран народной демократии. Л., 1958 -246 с.
  52. Лишь одиночки оказались изменниками. // Источник. 1996. № 2. С. 52−66.
  53. Лубянка. ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ 1917 -1960. Справочник. Составители: А. И. Кокурин, Н. В. Петров. М.: Демократия, 1997−356 с.
  54. В. Сталинские репрессии и советская юстиция. // Коммунист. 1990. № 10. С. 102- 112.
  55. Материалы по истории Русского освободительного движения (статьи, документы, воспоминания) под общ. Ред. А. В. Окорокова. Вып. 2. М.: Грааль, 1998−412 с.
  56. Материалы по истории Русского освободительного движения (статьи, документы, воспоминания) под общ. Ред. А. В. Окорокова. Вып. 4. М.: Грааль: 1999−462 с.
  57. Материалы по истории Русского освободительного движения 1941 1945 гг. (статьи, документы, воспоминания) под общ. Ред. А. В. Окорокова. Вып. 1. М.: Грааль, 1997 — 416 с.
  58. П.С. Роль советского уголовного законодательства в охране экономической основы Союза ССР. // Научные записки Киевского государственного университета. Т. XIV вып. VII. Сборник юридического факультета. 1955. № 8. С. 78 — 89.
  59. В.Д. О законах об уголовной ответственности за государственные и военные преступления. Материалы совместных заседаний ученых советов Института права Академии Наук и юридического факультета МГУ. М.: Госюриздат, 1959 258 с.
  60. А.И., Звягинцев В. Е. Досье на маршала. Из истории закрытых судебных процессов. М.: «Андреевский флаг», 1996 269 с.
  61. Р. По следам поэта героя. М: Молодая гвардия, 1971 -201 с.
  62. В.Ф. Тринадцать «железных наркомов». М.: РОС-СПЭН, 1995 296 с.
  63. Неотвратимое возмездие. По материалам судебных процессов над изменниками Родины, фашистскими палачами и агентами империалистических разведок. М.: Военное издательство, 1984 — 286 с.
  64. Н. «Золотая звезда» ГУЛАГа. М.:"Столица", 1995 -219 с.
  65. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М.: Объединенная редакция МВД России, 1996 462 с.
  66. П.Н. От серпа и молота к Андреевскому знамени. // Архив РОА. Материалы по истории Русского освободительного движения. Вып. 3. М.: Грааль, 1998 396 с.
  67. П. Жертвы двух диктатур. Остарбайтеры и военнопленные в третьем рейхе и их репатриация. М.: «Ваш выбор ЦИРЗ», 1996 442 с.
  68. Предатели Родины разоблачены и уничтожены (к сообщению о постановлении Специального присутствия Верховного Суда Союза ССР по делу изменника Родины Берия. // Коммунист. 1953. С. 36 54.
  69. Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917 — 1941 гг.). Уфа: Уфимская высшая школа МВД РФ, 1994 -465 с.
  70. Речь А. Н. Шелепина на XXII съезде КПСС.// Правда. 1961. 27 октября.
  71. М.И. Как мы управляли Германией. М.: РОССПЭН, 1995−400 с.
  72. Смерч: Сборник/Сост. Анфертьев И. А. М: ДОСААФ, 1988 -398 с.
  73. Л.И. Об уголовной ответственности за государственные преступления. // Советское государство и право. 1959. № 2. С. 79.
  74. Л.Н. Об уголовной ответственности за государственные преступления. // Советское государство и право. 1959. № 2. С. 12 — 34.
  75. А.С. «Особые лагеря» и «особые тюрьмы» в системе исправительно-трудовых учреждений советского государства в 40 — 50-е годы. // Государство и право. 1997. № 5. С. 84 91.
  76. А.С. Колонии и тюрьмы в Советской России. Екатеринбург: УрГЮА, 1997 365 с.
  77. Советская уголовная репрессия. Очерки советской уголовной политики (под ред. Н.В. Крыленко). М.: Сов. законодательство, 1934 — 225 с.
  78. А. Малое собрание сочинений. М.: ИНКОМ НВ, 1991. Т. 1−7.
  79. И.И. Некоторые вопросы кодификации законодательства о государственных преступлениях. // Вопросы кодификации советского права. Л.: ЛГУ, 1957. Вып. 1. С. 23 -31.
  80. Ю. История советских репрессий. М.: «Гласность», 1997. Т. 1,2.
  81. М.С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе. М.: АН СССР, 1951 189 с.
  82. А.В. Предатель перед советским судом. !! Советское государство и право. 1973. № 2. С. 89 98.
  83. А.Н. Уголовная ответственность гитлеровцев. М.: Юрид. изд-во, 1944- 108 с.
  84. А.Н. Учение о составе преступления. М.: Юриздат, 1946−183 с.
  85. А.Н. Учение о соучастии. М.: Юриздат, 1941 — 160 с.
  86. Н. Тяжелые сны. Красногорск: ГУП ВИМИ, 1998 — 248 с.
  87. Убийство по суду: приговоры 30 — 50 и люди, которые их выносили// Новое время. 1991. № 14. С. 34 35.
  88. Ц.М. Об учреждениях для принудительного лечения душевнобольных, совершивших преступления. // Проблемы судебной психиатрии. Сборник № 6. 1947. С. 426 438.
  89. Д. Чрезвычайные обстоятельства — чрезвычайные меры: о попрании законности в период сталинщины. // Родина. 1989. № 6. С. 73 78.
  90. М.Д. Наказание по советскому уголовному праву. М.: Госюриздат, 1957. Т. 1., 1958, Т. 2.
  91. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты
  92. Государственные преступления. Учебное пособие по советскому уголовному праву под ред. М. И. Якубовича и В. А. Владимирова. М.: «Высшая школа», 1961 —227 с.
  93. Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности (социологический и юридический аспекты). Л.: ЛГУ, 1983 142 с.
  94. А.Е. Ответственность за военные преступления, совершенные на территории СССР в период Великой Отечественной войны (историко-правовой аспект). Дисс. докт. юрид. наук. М.: Академия управления МВД РФ, 2001 -445 с.
  95. Л.Л. Особо опасные государственные преступления. М.: ВЮЗИ, — 1982−96 с.
  96. В.М. Правовое регулирование и организация трудовой занятости осужденных в исправительно-трудовых учреждениях Советского государства (1917 1990 гг.). Дисс. докт. юрид. наук. М.: ЮИ МВД РФ, 2000 -312 л.
  97. История государства и права России. Учебник (под ред. Ю.П. Титова). М.: Проспект, 1999 542 с.
  98. B.C. Ответственность за особо опасные государственные преступления. М.: Высшая школа, 1973 — 272 с.
  99. Д.С. Особенности судопроизводства в органах военной юстиции. Учебное пособие для слушателей ВЮА. М.: РИО ВЮА, 1947 — 116 с.
  100. Д.С. Судоустройство (учебник для юридических институтов и юридических факультетов). М.: Госюриздат, 1948 —460 с.
  101. И.И. Назначение наказания по советскому уголовному праву. Автореф. дисс канд. юрид. наук. JL: ЛГУ, 1954 — 16 с.
  102. Л.М. Правонарушение и закон. // Правоведение. 1991 -№ 1. С. 78.
  103. В.Б. Политика Советского государства в отношении немецких военнопленных (1941 — 1956 гг.). Дисс. докт. ист. наук. М.: Институт военной истории МО РФ, 1998 — 506 л.
  104. В.В. История отечественных органов безопасности. Учебное пособие. М.: Норма, 1998 — 254 с.
  105. В.Н. Закон, поступок, ответственность. М.: Наука, 1986−448 с.
  106. С.В. Правовые основы деятельности исправительно-трудовых колоний в период 40 50 годов. Учебное пособие. М.: Академия управления МВД России, 1999 — 49 с.
  107. Г. Наказание, его основание и принципы применения по советскому уголовному праву. Автореф. дисс канд. юрид. наук. Л.: ЛГУ, 1956−14 с.
  108. .С. Проблема ответственности в советском праве. М.: Госюриздат, 1949 124 с.
  109. Р.С., Епифанов А. Е., Чабан O.K. История отечественных органов внутренних дел в материалах их информационных подразделений. Учебное пособие. — Волгоград: ООП Волгоградского юридического института МВД России, 1997 265 с.
  110. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т. 2. Теория права. Отв. ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998 —640 с.
  111. Общая теория права и государства. Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юристь, 1999−520 с.
  112. Особо опасные государственные преступления. Общ. Ред. Кур-лянского В.И., Михайлова М. П. М.: Госюриздат, 1963 — 221 с.
  113. А.А., Меньшагин В. Д. Курс советского уголовного права. Особенная часть. Т. 1. М.: Госюриздат, 1955 — 800 с.
  114. А.С. Пенитенциарная система Советской России 1917 — начала 1960-х годов. Историко-юридическое исследование. Дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург: УрГЮА, 1998 372 с.
  115. Советское судоустройство. Учебник для высших учебных заведений. М.: Госюриздат, 1951 -312 с.
  116. Советское уголовное право. Часть общая. М.: Госюриздат, 1952 -512с.
  117. Уголовное право. Общая часть. Учебник под ред. В. Н. Кудрявцева и А. В. Наумова. М.: Издательство «Спарк», 1996 — 412 с.
  118. Уголовное право. Учебник для юридических институтов и факультетов. М.: ВИЮН, 1948 — 575 с.
  119. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX начала XXI века. Учебник для вузов. М. НОРМА, 2002. — 720 с.
  120. В.М. Советское военно-уголовное право. М.: Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948 451 с.
  121. Karner S. Im Archipel GUPVI- Kriegsgefangenschaft und Internierung in der Sowjetunion 1941 — 1956. Wien-Miinchen: Oldenbourg Verlag, 1995−269 s.
  122. Lang M. Stalins Strafjustiz gegen deutsche soldaten. Die Massen-Prozesse gegen deutsche Kriegsgefangene in den Jahren 1949 und 1950. Herford: E.S.Mittler&Sohn Ferlag, 148 s.
  123. Peter E. Von Workuta bis Astrachan. Kriegsgefangene aus sowjetischen Lagern berichten. Graz-Stuttgart: Leopold Stocker Verlag, 1998 -368 s.
  124. Wagenlener G. Stalins Willkurjustiz gegen die deutschen Kriegsgefangenen. Bonn: Verlag der Heimkehrer, 1993 191 s.
  125. Труды архива POA. Материалы и документы освободительного движения народов России в годы Второй мировой войны (1941 1965). Т. 2. Нью-Йорк: Всеславянское издательство, 1966 — 382 с.
Заполнить форму текущей работой