Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Маргинализация социальной структуры как проявление кризисного сознания: На примере Дальнего Востока России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Исследования социальной трансформации в современной социальной науке, как правило. концентрируют внимание на докризисном или послекризисном состоянии. Предметом исследований выступают либо особенности докризисной структуры общества, предопределившие направление и характер кризиса, либо новое состояние, которое возникнет после окончания кризиса. Сам период кризиса в этом варианте… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Кризисное сознание как предмет социологического исследования: проблема маргинальное&trade
  • Параграф 1.1 Социальный кризис и проблема социальной девиации
  • Параграф 1.2 Кризисное сознание: от личного кризиса к социальной маргинальное&trade
  • Параграф 1.3 «Маргинальные пространства» и социальные новации
  • Глава 2. Парадоксы социализации в кризисном обществе: десоциализация и ресоциализация (дальневосточный вариант)
  • Параграф 2.1 Проявления кризисного сознания, феномен фрустрации и его последствия на социальном уровне
  • Параграф 2.2 Процесс социализации в условиях кризиса «проточной культуры»: глобальный и региональный аспект
  • Глава 3. Маргинализация дальневосточного общества: возможность эмпирического исследования
  • Параграф 3.1 Базовые индикаторы маргинализации общества: подходы к комплексной оценке ситуации
  • Параграф 3.2 Дальневосточное общество: картина социального неблагополучия

Маргинализация социальной структуры как проявление кризисного сознания: На примере Дальнего Востока России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследования социальной трансформации в современной социальной науке, как правило. концентрируют внимание на докризисном или послекризисном состоянии. Предметом исследований выступают либо особенности докризисной структуры общества, предопределившие направление и характер кризиса, либо новое состояние, которое возникнет после окончания кризиса. Сам период кризиса в этом варианте самостоятельного исследовательского интереса не вызывает. Эта позиция имеет под собой достаточно веские основания. Социология от Т. Гоббса до Э. Гидденса и далее была учением о социальном порядке. Именно для исследования социального порядка предназначался инструментарий, разрабатываемый социологией. Сам же кризис мыслился как некий скачкообразный, кратковременный социальный феномен, не нуждающийся в особом исследовательском инструментарии. Однако реалии нашей страны оказались иными. Кризис прежнего социального устройства не привел к скачку в новое социальное состояние. Методы же описания кризиса, сложившиеся в рамках «социологии порядка», все более демонстрируют свою неадекватность. Тем более важной оказывается выработка подходов к анализу социального кризиса и порожденного им кризисного сознания как самостоятельного социального явления. Однако для того, чтобы описать кризис в качестве особого социального состояния недостаточно только осознания его долговременности. Здесь необходима с одной стороны, внешняя исследовательская позиция, позволяющая дистанцироваться от собственного ощущения личности, ввергнутой в состояние кризиса, с другой, особый эмпирический объект, где кризисные явления были бы представлены наиболее ярко, а значит, проще поддавались бы фиксации. Первое необходимо, поскольку велика опасность «вчитать» в кризисную реальность субъективные смыслы, в ней не содержащиеся (проекционная идентификация). Второе же необходимо постольку, поскольку офомное количество «осадочных» (Б. Лазерфельд), доставшихся в наследство от исчезнувшей реальности смыслов, создают особую форму социального сознания, когда на фоне катастрофических изменений «ничего не меняется». Дистанцироваться от собственного восприятия кризиса и позволяет, на наш взгляд, методология социально-психологического анализа кризисного сознания, производным от которой выступает кризисный социум. Особым же эмпирическим объектом, позволяющим наиболее полно представить черты кризисного социума, выступает социум Дальнего Востока России. Здесь исторически сложилась особая культурная общность «проточная культура». Под термином «проточная организации, положительной сформированности культура» при и мы понимаем возникает особый тип социальной баланс слабой котором относительный миргации при отрицательной «социального ядра». Образцом «проточной культуры» выступает Дальний Восток России. Дальний Восток России всегда отличался сравнительно слабым развитием социальной сферы. Это обстоятельство, помноженное на сложные природноклиматические условия и удаленность от центра, делало регион малопривлекательным для переселения. Во все времена существовал обширный комплекс В мер, XIX веке стремящийся это обстоятельство значительных компенсировать. предоставление земельных угодий (100 десятин) и налоговых льгот для всех вновь прибывших. В XX веке, в советскую эпоху: «бронирование» квартир «на Западе» (в европейской части страны), дальневосточные надбавки, идеологические стимулы (комсомольские наборы). Необходимость иметь «оборонный кулак» против Японии, а позже против Китая способствовала продолжению политики привлечения населения. Однако отсутствие условий для комфортного проживания вызывало столь же постоянный отток населения «на Запад**, который компенсировался новыми оргнаборами. значимыми становились В этих условиях особенно социальные формы. официальные Альтернатива им в виде приватных форм общения, праюически не возникала. С начала 90-х годов «проточная культура» прекращает свое существование. Отток населения перестает компенсироваться новыми оргнаборами. К середине 90-х прекращается и массовый отток. В результате, в одном социальном пространстве оказались люди с принципиально разными социальными характеристиками, которые теперь вынуждены взаимодействовать друг с другом. При этом ни одна форма социального взаимодействия не является окончательно легитимной для социума в целом. варианте кризиса, Именно в этом и проявляется наиболее ярко особые характеристики кризисного сознания. Показать взаимосвязь между кризисным обществом и кризисным сознанием, проследить процесс маргинализации общества мы и попытались в настоящей работе. Степень разработанности проблемы. Предлагаемое профессиональному сообществу исследование опирается на несколько исследовательских традиций. Во-первых, это исследование социальной структуры. Исследование социальной структуры одно из основных направлений развития науки об обществе. Уже в классических трудах О. Конта. К. Маркса, М. Вебера, Г. Зиммеля и Э. Дюркгейма эта проблема рассматривается с самых различных позиций. Однако наибольшее развитие проблематика социальной структуры получила в работах представителей структурно-функционального направления (Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Берджесс и другие). Здесь проблема социальной структуры была разработана применительно к обществу, где социальный порядок был несомненной данностью, а самоидентификация личности носила достаточно беспроблемный характер. Если в работах П. Бергера, Т. Лукмана, П. Бурдье. Т. Шибутани и т. д. возникала проблема «безместной личности», то только как теоретически возможная. В рамках социальнопсихологической традиции (Я. Гелинский, Е. Здравомыслова. Л. Корель, Л. Выгодский и т. д.) подобные состояния описываются, но описываются как девиации. Однако по мере вхо)1щения общества в постнеклассическую стадию развития зона девиации все более расширялась. Возникает концепция маргинализации общества (Н. Пезешкиан, В. Московичи, Э. Гидденс, Э. Эриксон и некоторые другие). Эта концепция и стала отправной точкой нашего рассуждения. Другим источником и нашей концепции литературы, стал массив с социологической психологической связанной процессами, протекающими в современном российском оби4естве (В. Ядов, Л. Ионин, А. Здравомыслов, Климова, Н. Левитов. В. Морозов, И. Попова, О. Осипова, В. Сыров, Н. Поправко и т. д.). В этих работах рассматривается девиантных процесс типов атомизиции социального общества. поведения, распространения нарушение механизма самоидентификации. Однако в этих работах достаточно четко выделяется два подхода. В первом варианте индивидуальный явление, уровень рассматривается на себя и как страдательное процессы. принимающее отражающее происходящие на социальном уровне. Во втором акценты смещались до обратного. В нашей работе мы попытались совместить эти подходы, показав как инициированное кризисом катастрофическое сознание индивида само начинает индуцировать и поддерживать механизмы социального кризиса. Объектом исследования выступает особая социальная общность «проточная культура» сложившаяся на Дальнем Востоке России. Предметом исследования является процесс маргинализации дальневосточного общества и его проявление в кризисном сознании индивида. Цель исследования индивидуальным продемонстрировать сознанием и взаимосвязь между кризисным характеристиками кризисного общества. Целью исследования предопределяется круг задач: Проанализировать характеристики социального кризиса, происходящего на рубеже XX XXI веков в РоссииВыделить черты индивидуального сознания, инициированные кризисомПроследить обратное влияние индивидуального кризисного сознания на набор социальных стратегий и становящуюся социальную структуруОписать особый тип культуру организации общества проточную сложившуюся на Дальнем Востоке России, как наиболее показательный пример функционирования кризисного сознанияВыявить социальный смысл и протекание процесса маргинализации общества, вызванного кризисным сознанием. Эмпирической базой исследования являются статистические данные краевого комитета по статистике, данные массовых опросов по репрезентативной (квотной) выборке (п 973). Эти данные сопоставлялись с анализом социального самочувствия населения Хабаровского края, проводимого в 2003 году «ДВРчентром» (п 1390), Ряд наиболее сложных вопросов самосознания личности и осознания кризисности уточнялись нами в ходе неформализованных интервью (п 30). Целью и задачами исследования определяется, применяемая в нем методология. Исходя из предполагаемой эмпирической базы, определяется метод анализа и интерпретации данных. Для анализа текста (опросный лист или интервью) использовалась методика «анализ категоризации взаимодействий» (niemberstiip categorization device), разработанная X. Саксом. X. Сакс исследовал, как в текстах «производятся» описания социальной реальности, обеспечивающие взаимопонимание участников взаимодействия. Анализ категоризации взаимодействия опирается на принципы социального конструктивизма, который исходит из того, что речь есть слепок социальной реальности. В связи с этим, методика предполагает следование двум правилам. Во-первых, исследователь предполагает, что данная категория принадлежит к некоторому общему родовому классу категорий (collection). Во-вторых. исследователь исходит из правила «консистентности» (consistency) категорий, используемых в интервью. Суть этого правила заключается в том, что в нарративе респондент сохраняет некоторую логику изложения и объединяет категории в рамках одного смыслового блока. Новизна исследования состоит в том, что: впервые в рамках социологии описан и проанализирован феномен «проточной культуры" — проанализирована кризисным социумевыявлен процесс концентрации дезадаптивных стратегий на уровне микрогрупппроанализированы возможности влияния на кризисный социум в условиях поточной культурывыявлена необходимость формирования системы инвариантного поведения. На защиту выносятся следующие положения: В период социального кризиса возникает механизм мультипликации общества, утраты общезначимых кризисных стандартов поведения и социального взаимодействия. Это приводит к появлению в качестве ведущей социальной структуры малой группы с замкнутой системой ценностей, не коррелирующей с ценностными ориентациями других фулп. Такой способ организации общества приводит к эскалации девиантного поведения в обществе, росту конфликтности и. одновременно, замкнутости микрофупп и микропространств в социуме. Происходит маргинализация основных социальных стратегий поведения, которые из общезначимых становятся значимыми только для данного социального окружения. Наиболее показательно протекают эти процессы на Дальнем Востоке России, представляющем собой особый тип организации общества проточную культуру. взаимосвязь ме}"7-у индивидуальным явлений в сознанием и развитием кризисных.

Таким образом, в результате исследования становится понятным, что преодоление кризиса — проблема отнюдь не только экономическая или политическая. За прошедшие годы сформировался особый тип личности — кризисное или катастрофическое сознание. Представитель данного типа отгородился от «неудобной» социальной реальности жестким психологическим барьером, ушел в частную жизнь. Сама же защита от мира нуждается в постоянном поддержании и подтверждении. Для этого носитель катастрофического сознания «ловит» и ищет любую негативную информацию о том, внешнем мире. Иная, позитивная информация им просто отторгается. воспринимается как ложная. Как показали эмпирические исследования, основными внешними характеристиками такого типа личности является повышенная тревожность, эпидемия социальных страхов, которыми он и структурирует реальность. На любую попытку внешнего воздействия личность и организованная ей малая фуппа отвечает еще большим замыканием, уходом. В рамках этих малых групп тотально распространяется депрессивные проявления. С другой стороны фрустрация вызывает сильней1иее стремление избыть ее за счет подчинения другому, тому, кто наделяется статусом избранности Отсюда повышенная внушаемость и доступность для манипуляций извне, характерная для современного общества. Дополнительным фактором, порождающим стремление «починяться» связано с нагромождением и смешением различного генезиса психологических защит, тотальным воздействием массивных стрессогенов. Не менее явным видом проявления кризисной фрустрации личности выступает повышенная афессивность, проявляющаяся как во вне, так и по отношению к себе. в рамках таких кризисных фупп за последние годы сформировался механизм самовоспроизводства, закрепляющий в следующих поколениях данные социальные особенности. Происходит накапливание и кристилизация патологических социальных стратегий. Тем самым, кризис закрепляется и индуцируется, растягивается на поколения. Неучтение этого фактора в процессе социального реформирования ведет к резкому снижению эффективности управления в обществе, к кризису власти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова -Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-C.335.C. 124−128, 323
  2. К.Л. Проблемы исследования индивидуального сознания//К.А.Абульханова, М. И. Воловикова, В.А.Елисеев// Психологический журн.- 1991.-Т.12 N 4.-28−30С., с. 28, 30
  3. Адамьянц Т. З. Социология массовых коммуникаций, «круглый стол». Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства// Социс.-2000.-№ 7.-С.73−78, с. 74
  4. И. Техники адаптации к фитическим ситуациям Психотехнологии в социальной работе Под редВ.В.Козлова.Ярославль: МАПН, 1998.- 205С., с.46−80. б. Алексич Милош Социальные конфликты в трансформирующихся обществах/ РИЦ ИСПИ РАН.- М., 1996.-282С., с. 49 б. Американская социологическая мысль. Тексты: Пер./ Сост. Е.И.Кравченко- Под общ. ред. В. И. Добренькова.- М.: Ме)|одунар.ун-т бизнеса и упр., 1996.-556 с. 63, 338, 462−464. 543
  5. Ю.В. Культура как интефатор социума:Автореф. дис. д-ра филос. наук./ Нижегор. гос. архитектур.-строит. акад./ Н. Новгород, 1997.-36С., с. 29. З. Андрееева Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 1996.342 с 191
  6. П. Современная социология/Социс-1996, № 1. 134−150 С с 141
  7. Асмолов А. Г. Деятельность и установка.-М:МГУ, 1979.-151С.
  8. А.Г. Психология личности.- М: МГУ.1990.-367 С с. 163 167
  9. А.И. Маргинальность и право/Социально-политический журнал,-1994, № 8, с. 158
  10. А.И. Социальная маргиналистика: О предпосылках нового междисциплинарного и культурно-исторического синтеза Политические исследования.-1993.-М 6.-С.32.
  11. СП. Парк Р. Э. Современная западная социология: Словарь /Под .ред. В. И. Добренькова.- М., 1994.- 308, с. .256−257
  12. Г. С. Аутсайдеры. (Контексты современности).- Казань: Хрестоматия, 1998.- 115
  13. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение// TESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем.- М., Начала-пресс, 1993.-Т.1. вып.1.- 127С. с.24−40.
  14. П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания П. Бергер, Т.Лукман.-М.: Моск.филос.фонд. 1995 332 С, с. 45−47. 61. 91−101. 110−112. 184−188. 225. 239. 242. 252−263. 265, 279
  15. Э. Игры, в которые ифают люди. Люди, которые играют в игры.-СПб-М.: Университетская книга. 1998.-397 с. 11−17,24−35
  16. Беспризорное и безнадзорное детство в региональном измерении (Опыт комплексного анализа).- Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2002.-104С с. 47.
  17. Л.Е. Виртуальные состояния социума или риски открытого общества в России. М: Магистр, 1997.-48 С, с. 27-.29, 34−38.
  18. Л.Е. Концептуализация кризисных социальных процессов/ Л. Е. Бляхер, К. А. Жуков Хабаровск: ЗАО Колорит, 2001.-132 С с. 2936, с. 40−43
  19. Л.Е. Человек в зеркале социального хаоса.- Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1997.-138 С, с. 55−70. .99−126.
  20. В.А. Социальная мобильность в советской России Социс.-1994.-М4.-С. 29.
  21. Л., Солодова Г. Социология личности: социальные институты- механизм формирования поведения)// Моё Отечество.1997.-NQ2.-C. 86−87.
  22. Л., Солодова Г. Социология личности: Человек в системе социальных взаимодействий// Моё Отечество.- 1997.-№ 3.С.64−77.
  23. П. Социальное пространство и генезис классов. -М., 1993.87
  24. В.А. Социальное самочувствие в условиях трансформации российского общества (региональный аспект): Автореф. дисс. канд. социол. наук.- Пермь, 2000.-20 С с. 4, 20
  25. М.И. Революция и психопатология.-М:Изд-во Рос. О-ва медиков-литераторов, 1996.-288С., с. 283.
  26. Ф.Е. Психология переживаний и анализ преодоления критических ситуаций- М :Изд-во МГУ, 1984.-200 С с. 31. 38. 42−43 65−74,91−151
  27. Ф.Е. «Жизненный мир и кризис: типологический анализ критической ситуации», Психологический журнал, Том 16.1995, с.90 101
  28. Н.Ф. Креативная психология: Психология творческого обучения: Ч.1.-Мн.: Ротапринт НИО, 1995.-276С. с.125
  29. З.Х. Маргиналы: Понятие и эмпирическая реальность: Автореф.дис.канд.социол.наук Казанский гос. ун-т .-Казань. 1995.-19, с.15−16. ЗЗ. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля Мир России.-1997.-.М 1.- 163−184С. с. 180
  30. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория/Социс, 1991, № 4, с. 74 Зб. Голенкова З. Т. Социальное неравенство и социальные конфликты РИЦ ИСПИ РАН.- М., 1996.-72−75С. Зб. Голенкова З. Т. Трансформация социальной структуры российского общества Общество и экономика.-1995.-М 9.-С. 13−25.
  31. Н.В. Ценностные ориентации в системе профилактики противоправного поведения подростков: автореф. дис… акид. социол. наук/Адыг. гос. ун-т.-М., 19 998.-32С., с. З ЗЗ. Гримак И. Гипноз в рекламе //Журн.прикладной психологии.-1999 Т.2, N 3 -С.86−99., с. 86−89, 97
  32. Л.Д. Бедность и зависть. Негативный фон переходного общества Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. Информ.бюл./ Гудков Л. Д. Пчелина М.В./ М 1995−107 C.C.41 40. Гуц А, К. Глобальная этносоциология.- Омск: ОмГУ, 1997.- 37
  33. Е.Н. Проблемы социальной идентификации в постсоветской России Экономич.и социальные перемены, исследования: Мониторинг общественного мнения: Информ.бюл., 1997.-176 С с.1517
  34. Девиантность и социальный контроль в России: тенденции и социологическое осмысление/Отв. ред .Я.И Гилинский.-СПб.: Аптейя. 2000.-384
  35. Динамика ценностей населения реформируемой России Н. И. Лапин, Л. А .Беляева, Н. Ф Наумова, А. Г. Здравомыслов .-М. :Эдиториал УРСС, 1996.-224 С с. 20−23, 40, 41−43, 48. 141. 161−163 169−170
  36. Динамика ценностных ориентации населения России: 1990−1994 годы: Аналит. Обозрение/Лапин Н. И, НаумоваН.Ф. Беляева Л. А. Здравомыслов А.Г./-М:КСБР, 1995.-68С., с. 48
  37. К.Ю. Социология девиантного поведения подростков.Саратов: Изд-во Сарат.гос.техн.ун-та, 1999.-C.47., с 6−7
  38. В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы/ Социально- политический журнал,-1995,№ 2, 47−58С., с.52
  39. Э.А. Личность в условиях общественного кризиса: Автореф. дис. канд. филос. наук/ Ин-т молодежи.-М., 1998−22С.
  40. А.Н. Социальная обусловленность отклоняющегося поведения в современном Российском обществе: Автореф. дисс. канд.социолог.наук Казанский гос. ун-т.- Казань. 1996.-18, с. 9.14
  41. Кара-Мурза Г. Манипуляции сознанием.- М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2001.-832С.
  42. Касьянова К. О русском национальном характере Ин-т наамодели экономики.-М. 1994.-C.367. с. 12. 106. 122−126. 180−185. 247. 253. 254. 257,262, 264, 265, 318. 327, 340
  43. Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» «чужих» Социс.-2000.-М 12.-С. 13−22.
  44. Г. Стратегия успеха в меняющемся мире Социальная идентификация личности-2.: Кн.1.-/ Ин-т социологии РАН.-М., 1994.- 81., с. 13−22, 71,72
  45. И.М. Дифференциация ориентации в Российском обществе //Полис.-1994.-М 6.-С.12.
  46. Г. Модернизация России: особенности осуществления пространство альтернатив. Концептуальный подход/С.-Петерб. Ун-т экономики и финансов.-Пре-пр.-СПб.:Изд-во СПбУЭиФ.1995.-52С. с 15. бб. Козловский В. В. В поисках социальной гармонии В. В. Козловский В.Г.Федотова.-Свердловск: Изд-во Уральского ун-та. 1990.-203С. с 188
  47. Коломиец Телевизионная реклама как средство конструирования смыслов/Мир России,-1997,№ 1, 29−53С. с.52
  48. Е.Ю. Производство новостей, скрьггые механизмы контроля.-//Журн.социологии и социальной антропологии.-1999.-Т2 N 3.- 97−99
  49. М.В. Совершенствование деятельности социальнопедагогических институтов по социокультурной профилактике девиантного поведения: Автореф. дис… канд. лед. наук/ Моск. гос ун-т культуры.- М., 1998.-23С., с. 12, 15
  50. Кондаков И.В. Введение
  51. Л.В. Социология адаптации :Вопросы теории, методологии и методики: Автореф.дисс.д-ра социологич. наук РАН. Сибирское отд.-ние, ИЭОПП.-Новосибирск. 1999.-70 с. 49. 56. 62. 63.
  52. Л.В. Социология адаптации: этюды апологии: моноф./ Рос акад. наук. Сиб. отд-ние, Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Новосибирск: ИЭОПП. 1997.- 158С.С.132, 142−143. 158
  53. Н.И. Тяжкие годины России Мир России.-1992.-М 1.-С.21
  54. Левитов Н.Д.О психических состояниях человека.- М.: Просвещение.-1964.-231 С, с. 172−173, 223
  55. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний Вопросы психологии .-1967.-N 6.- 370С., с. 231
  56. Леонтьев А. Н, Деятельность, сознание, личность.- М.: Политиздат 1975.-137С., с. 97−101.
  57. Ч. Гениальность и помешательство.-М.: Республика. 1995.-397С., с. 103−114
  58. О.Ф. Подростки: агрессивность и психосоматика //Жури практического психолога.-1999.-М 7−8.-С. 37−41.
  59. Маргинальность в современной России Мосховсхий общественный научный фонд.-М.2000.- 207 С с. 12. 14. 15. 23. 47−49. 48−51, 66, 67−69, 69−70, 79, 88, 98−106
  60. Е.Л. Манипуляция как психологический феномен: О развитии социальной психологии//Марголина Е. Л. Рюмшина Л.И./Прикладная психология.-1999.№ 4.-С65−74. с. 66.
  61. Г. Одномерный человек.-М.:РЕ1Р-Ьоок, 1994.-368 С, с. 6- 10, 85−108
  62. Т.Д. История психологии. -М.: ACADEMA. 2001.- 450, с.342−350. бЗ. Маслова И. С. Качество жизни и проблема формирования среднего класса //Проблемы социально-психологической адаптации населения в период трансформации общества Науч.ред.Э. В. Гилинская, С. Н. Смирнов.-М.:МГУ, 1999.-276С. 132−133.
  63. Ментальность россиян: Специфика сознания больших групп населения России И. Г. Дубов, Л. М. Смирнов.-М.: Имидж-контакт. 1997.- 474 С, с. 26, 54−56 58. 60−66. 70−75, 93−94
  64. Модернизация в России и конфликт ценностей./ Ахизер А. С. Козлова Н.Н., Матвеева Я., и др.- Рос АН. Ин-т философии.-М.: ИФРАН, 1994.-298 С с. 211
  65. B.C. Социальный интерес и поведение личности.- Тула. 1987.-130 87. М0СК0ВИЧИ Век толп: Исторический трактат по психологии масс Центр психологии и психотерапии.-М., 1996.-478 С с. 34. с. 41−43. 302−304,339−341,342 88. М0СК0ВИЧИ Машина, творящая богов Центр психологии и психотерапии.- М.: Изд-во КСП 1998.-560 С 47. 60.121−128 128- 149.184−189, 190−192.413−420
  66. Н.М. Качество образования, как фактор национальной безопасности (культурологический аспект) Управление качеством образования: Сб. науч. статей.- Оренбург издво ООИПКОР. 1999.- 90 С с. с. 44. 55−70. 71. 76−78
  67. Мухамеджанова Н. М. Актуальные проблемы развития культуры в контексте обновления содержания образования: Учеб.-Оренбург, 2000. 87С.С.44, 55−70. 91. На изломах социальной структуры /А.А.Галкин, В.Михайлов. С И Васильцов и др.-М.: Мысль. 1987.- 315 с. 7, 275
  68. Наумова Н. Ф .Жизненная стратегия человека в переходном обществе Социологический журн.-1995.- N 2.-С.5−22. 93.0сипова О. С. Девиантное поведение: благо или зло? Социс.1998.-N 9.- 106−108., с. 107
  69. А.С. Вторая Европа или третий Рим? Избранная социально-философская публицистика.-М.1996.-С.153.с. 16
  70. А.С. Философия политики: Учеб. пособие для политологических фак.-М.: Новая школа. 1996.-321 С с. 89.
  71. Н. Психотерапия повседневной жизни. -М.: Медицина. 1995.-336 С 9
  72. Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия.-М.: изд. фуппа «Прогресс». «Культура». 1992.-C.240. с 36−38
  73. И.А. Социальные интересы и политическая деятельность личности в условиях кризисного социума: Автореф.дис.канд. социологич. наук/Хабаровский гос.тех.ун-т.- Хабаровск, 2002.-103 С
  74. И.А. Общественные функции телевидения (Анализ концептуальных подходов)/Мир России,-1997,№ 7, 55−77С. с 75−76 ЮО. Попова И. П. Новые маргинальные фуппы в Российском обществе Социс.-1999.-М 7.-С.72−75.
  75. Проблемы социально-психологической адаптации населения в период трансформации общества/ Науч.ред.Э. В. Гилинасая, Н.Смирнов.-М.: ГУ, 1999.-91
  76. Л.А. В стране побе>кденного социализма Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения.Информ.бюл.-1997.- 237 С с. 15, 17 ЮЗ. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.-М.: Медгиз, 1960 254 С, с. 10, 51−60
  77. Г. Стресс без дистресса.- М.: Прогресс, 1979.-124 С с. 27 35
  78. Н.И. Социальная мифология //Социс.-1999.-Ы 10.- 145−149. Юб. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс. Хабер""ас.Новосибирск. 1995.-119 .с. 14, 16−31. 79. Социальная идентификация личности Под ред. В Я Ядова -М Изд-во ин-та социологии РАН, 1994.-154 ЮЗ. Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы.- Новосибирск: Наука, Сиб. предприятие РАН, 1999.-С. 149−167.
  79. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах: (Материалы науч.конф., 15−17 мая 1996 г.-М.: РИЦ ИСПИ. 1996.-282 С 49, 72, 75, 123−125 1 Ю. Социальный контроль над девиантностью в современной Росссии теория, история, nepcneian вы Под. ред. Я. Гил инсхого.-СПб. 1998- 196 С, с. 4
  80. Становление личности.-М.: Смысл, 2002.- 217, с. 35−45
  81. Стариков Е. Социальная структура переходного общества (опыг инвентаризации) Полис.-1994.-М 4.-С.88
  82. Теории личности в западно-европейской и американской психологии: Психология личности Под. ред Д. Я. Райгородосого.Самара: Бахрах, 1996.-478 С с. 70−75,77−81. 85−94. 101−107, 107 130.156−158. 185,190. 191. 195−198. 316−325. 417
  83. .Т. Элиты? Кланы? Касты? Клики? Как назвать тех. кто правит нами? Социс.-1999.-N 11 .-С. 123−134. Иб. Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов.-/!.: Изд-во Ленинф. ун-та, 1980.-144 С с. 2226, 42−43
  84. Удостоверение личности, социология против мифологии Гражданин.- 2000.-N 5, окт.-С.4.
  85. В.Г. Практическое и духовное освоение действительности.-М.: Наука, 1992.-253С., с. 5−15
  86. Дж. Личность и личностный рост. Пер. с англ. Вып. 1 (Теории
  87. , К. Юнга) Дж.Фейдимен, Р.Фрейгер.М.: Изд-во Рос. Открытого ун-та. 1992.-83 С с. 18−21 29−34
  88. Дж. Личность и личностный рост. Пер. с англ. Вып. 2 Дж. Фейдимен, Р.Фрейгер.-М.: Изд-во Рос. Открытого ун-та. 1992.136С., с.9−10, 14.
  89. Дж. Личность и личностный рост. Пер. с англ. Вып. 3 (Теории У. Джеймса, БФ. Скиннера)/Дж.Фейдимен.Р.Фрейгер.-М.: Изд-во Рос. Открытого ун-та, 1992.-81 С, с.53−56.
  90. К.А. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии: Обзор Общественные науки за рубежом. РЖ серия 11 Социология.-1992.-М 2.-С.70−83,с.71
  91. Философия, культура и образование материалы «круглого стола») Вопр.философии.-1999.-М 3.-19−42С.С. 36−42
  92. А.Я. Культура как фактор национальной безопасности Общественные науки и современность .-1998.-N 3., 176−187С., с.181- 187.
  93. В. Человек в поисках смысла. М Прогресс. 1990.-366 С с. 25−32. 36−39, 167−168, 308−313
  94. Фрейд 3. Я и Оно. М.: Эксмо-Пресс, Харьков: Фолио. 1998.-1037 с. 713, 779
  95. С. Нормативная культура, как фактор социального управления: Автореф.дисс.д-ра социологич. наук Гос.акад.упр. им. С.Ордженикидзе.- М., 1995.-C.35., с. 22−23
  96. С. Социология.- М.: Логос, 1998.-360 С с. 325. 326
  97. Э. Бегство от свободы Пер. с англ.П. С. Гуревича.М.:Прогресс, 1995.-298С., с. 32, 63, 124, 153−155. 158−159, 225.248−252
  98. Э. Иметь или быть?.-М., 1990.- 325 с.15
  99. P.M. Социологический анализ социального конфликта/ Знание-Сила, 1996, № 9 73−74
  100. Хахулина Л. А, Неравенство и справедливость Л. А. Хахулина. А. Стивенсон Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информ.бюл.-1997.-С.280. с. 41 133.Х0ЛЛ К. С, Гарднер Л., Теории личности= Theories of personailty/ К. С. Холл, Л. Гарднер: Пер. с англ. И. Б. Гришпун.-М.: Апрель-пресс. ЭКСМО-Пресс, 200.-591С.
  101. К. Невроз и личностный рост.-СПб.: Изд-во Восточно-Европ ин-та психоанализа, 1997.-C.316., с. 252, 270−279
  102. К. Невротическая личность наиюго времени Соб.соч.: В 3хт.-М.: Смысл, 1997.-Т.1.-509С., с.487−488.
  103. Чернышева Л. Д. Закономерная реакция на социальные проблемы
  104. М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество/ Отв.ред.Т. И. Заславская.- М.: Моск.обществ. науч. фонд. 2000.-С.315., с. 54−60, 249, 252. 270−280
  105. О.Л. Субьективное самочувствие и реальное поведение населения. Проблемы социально- психологической адаптации населения в период трансформации общества// Науч. Ред Э. В. Гилинская. Н. Смирнов, М.:ГУ 1999 г.175 С с.91
  106. Т. Социальная психология.-М. 1969.-535 С с. 475−476 490
  107. Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: Смысл и предпосылки ценност. выбора./Рос. акад. наук.-М.:Эдиториал УРСС 1999.-206С.
  108. П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе Социс.-2001.-М 2.-С.З-12.
  109. П. Социальное изменение, как травма Социс.-2001.-М 1.-С.6- 17.
  110. Л.Л. Структуры социального сознания как предмет культурологического анализа: Автореф. дис. …канд. культурол. наук Новосиб. гос акад. экономики и упр.- Новосибирск, 1997.-19С. .с.9 144.ЯД0 В В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе.// Социологический журн.-1994.-М 1.-С.35−52.С. .49−50. 51. 145. ЯДОВ В. А. Идеология, как форма духовной деятельности общества.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.-199С., с. 55.
  111. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система Под.ред Н. В. Тиунова, Т. А .Козяева.- Кемерово: Кузбассиздат, 2000.-204 С, с. 62.66. 115−119. 122−131. 136- 139
  112. Park R.E. Race and culture. Glencoe. Free press. 1950, p. 355−356
  113. Michael A. JochIm Strangles for Survilae. Cultural Ijehavior in an ecological context.- New. York: Academic Press. 1981.- 12 p. ISO. Caplan G.Emotional crisesiti: The encyclopedia of mentalheaWi. Vol 2 N.Y. 1963. 632 P., p.521−532
  114. Kohlberg LMoral stages and maralrzation: The congrtive developnrent and behaevlor. Theory reseach and social isues.-N.Y., 1976.- 158 P. p.31−53.
  115. Kolarska-Bobinska L Aspirations values and interests: Poland 19 891
  116. Warsawa: IfiS Publishers, 1994/-152 C 131
  117. Cooley Ch. Primary Groups//Cooley Ch. Sodal Organization Gleoncoe. 1956r. р.23−31/Пер. Т. Новиковой
  118. Weber М. GesammteAufsatze zur Religious-sozoigi, Bd.1 Tubingen Ic.b. Molar. 1986 Интернет:
  119. Ф.Е. «Проблема критической ситуации» http://www.aquarun.ru/librarv/psih/extrem/etrem2p1 html 156. ГОЛОВ А.А. «Перемены в жизни россиян: 2000 2002».ВЦИОМ. 23.01.03. http://www. kreml. orq/state#wciom 157. Гуц А. К. Глобальная этносогдиология/Омск: ОмГУ, 1997. http://psv. 1. ги/2002/15/7. htm
  120. Добрынин «Рабы или паразиты?» Русский Журнал/ Политика/ www/russ.ru/politics/20 020 305-pr.html от 5.3.02
  121. Доллард Д. http://psv.1september.ru/2001/18/2 3 htm-24K19.12.2002
  122. Козловская Н.В.(«Агрессия и общество. Анализ психологических подходов к пониманию агрессии». Ставропольский государственный университет. http://conf.stavsu.ru/voth sci/sec21 /kozlovskav htm
  123. М. Динамика общественных статусов за 20 лет «Мониторинг общественного мнения» на Полит Ру, http://www.polit.ru/documents/509 517.html
  124. Круглый стол #28. «Массовое общество» как «круглый квадрат и как печальная реальность http://www.russ.ru/politics/20 020 703-stol ht-
  125. Левада Ю."Оглядываясь на пройденное и непродуманное 19 372 002». Опубликовано в Полит.Ру 27.12.2002, http://www.polit.ru/documents/522 413.html
  126. И.Л. («Агрессивность- свойство личности или показатель её дезадаптации», http://uchastie.h1 .ru/stat/OI htm
  127. Медведев Н.П., СимонянЛ.Ю.Писарев В. «Ценностные ориентации студенческой молодежи: опыт конкретносоциологического исследования с использованием компьютерной программы», http://www.stavsu.ru/CONFR/CONF99/TEZ/medvedev п html
  128. Н.М. «О целях образования в условиях кризиса российской культуры», http://www.ooipkro.ru/Bank HTMI-/Text/t13 120.htm-36-K
  129. Особенности управления процессом социализации учащихся средней школы в современной России/ Русский Гуманитарный Интернет-Университет, http://www.iu.ru/biblio/arhiv/dissrtations/ermakova-d/ec1.asp
  130. А. К концепции профильной старшей школы. Доклад на Семинаре в ВШЭ, 23.01.2002. http://www.mschools.ru/123 htm
  131. РайкрофтЧ., http://www.quelman.ru/culture/reviews/2001−11−23/-ЗК
  132. Результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации по вопросам социально-политических отношений от 21−26.5.01. www.raqs.ru/s.center/opros
  133. И.П., «Семейная социализация: теории, проблемы, результаты», http://ooipkro.nm.ru/Textyt13−375htm-45K-28 02 2002
  134. Т.И. (МИДО. г. Мурманск «Правовая социализация личности» http://www.mstu.edu.rU/publish/conf/11ntk/section1/index htm
  135. Е.Н. «Влияние межвозрастного взаимодействия на становление личности»), http://www.pomorsu.ru/ScientificLife/Life/Librarv/Stx)rnic/Articllee8 htm-6-К17.003/1999
  136. СтрачунскаяЕ.Я., А. П. Рачин «Роль семьи в возникновении ГБН у ребенка» Смоленская государственная медицинская академия http://ooipkro.nm.ru/Text/t13 326.htm http://ooipkro nm nj/str13 htm
  137. Фонд «Общественноне мнение», Проблемы регионов: региональные отличия, http://www.kreml.orq/state/#form 17.02.03.
  138. Фонд «Общественное мнение». Ожидания на 2003 год. Всероссийский опрос городского и сельского населения, www fom ru 12.94г., 12.96г., 12.97г., 12.98г. 25.12.99 г. 16.12.00 г., 15.12.01 г. 11.01.03.-
  139. Фонд «Общественное мнение», Россияне о Конституции. www.fom.ru. 16.12.00, 01.12.01., 07.12.02. 177. ФОНД «общественное мнение», Россия в 2002 году: события хорошие и плохие, www.fom.ru. 07.12.02.
  140. Н.Н. Социология. Социализация личности http://www.ussr.to/AII/sphaera/Psv/soc5.htm-7K 179. http://www.nir.ru/socio/scipubl/si/34-popova.htm
Заполнить форму текущей работой