Массовая коммуникация в современную эпоху
О существенной роли массовой коммуникации в жизни общества свидетельствует также ее расположение на высшем уровне пирамиды, описывающей уровни коммуникации, предложенной Д. Маккуэйлом. На самой вершине пирамиды находится связанная со СМИ массовая коммуникация, затем следует институциональная коммуникация (проходящая в рамках различных институтов и между ними), в которой институт навязывает схемы… Читать ещё >
Массовая коммуникация в современную эпоху (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Несмотря на развитие интернет-коммуникации, большой популярностью по-прежнему пользуется массовая коммуникация. СМК производят бесчисленное количество сообщений, доходящих до огромной аудитории. СМИ имеют наибольшее число потребителей, именно поэтому они способствуют эволюции языка, усвоению аудиторией его конкретных моделей, которые оцениваются как положительно, так и отрицательно. Тем самым СМИ ведут к стандартизации языка и постепенному размыванию границ между различными функциональными стилями, потому что отправитель и получатель теряют способность различать их, утрачивают ощущение их обособленности.
Контакт между участниками СМК является опосредованным (это не разговор «лицом к лицу»), коллективным (это же сообщение адресуется и огромной аудитории), а также однонаправленным (нет обратной связи). Связь этого типа описывается моделью двухступенчатого потока информации Э. Каца и П. Ф. Лазарсфельда, согласно которой «информация от СМК усваивается в две стадии. Первыми медиасообщения воспринимают так называемые лидеры мнений. Они передают свои собственные интерпретации в дополнение к фактическому содержанию сообщений СМК. Был введен термин „личное влияние“, который демонстрирует процесс вмешательства между прямым сообщением СМК и окончательной реакцией аудитории на это сообщение»[1]. Разработчики модели полагают, что после приема сообщения СМИ появляются лидеры мнений, имеющие авторитет и решающие, как следует понимать и интерпретировать данную информацию. Однако это не постоянно одни и те же лица, потому что в зависимости от характера информации на роль лидера мнений претендуют разные люди, специалисты в своих областях.
О существенной роли массовой коммуникации в жизни общества свидетельствует также ее расположение на высшем уровне пирамиды, описывающей уровни коммуникации, предложенной Д. Маккуэйлом. На самой вершине пирамиды находится связанная со СМИ массовая коммуникация, затем следует институциональная коммуникация (проходящая в рамках различных институтов и между ними), в которой институт навязывает схемы поведения и жесткие правила коммуникации. Еще один уровень — групповая коммуникация, в которой группа определяет конкретный способ поведения, вербальные и невербальные средства внутри нее. Предпоследний уровень — коммуникация (общение) с людьми, заключающаяся в ведении беседы или диалога между участниками коммуникации. Последний уровень — внутриличностная коммуникация (происходящая в уме индивида, например, внутренний разговор с самим собой)1.
В настоящее время в социальной коммуникации доминирует массовая коммуникация, потому что СМИ оказывают значительное влияние на способы мышления и поведения людей. Согласно Дж. Мейровитцу «электронные медиа влияют на социальное поведение не посредством силы их сообщений, а путем реорганизации социальных условий (settings), в которых люди взаимодействуют, и ослабления прежде прочных связей между физическим местом и местом в обществе Собирая множество людей разных типов в одном „месте“, электронные медиа ускорили размывание границ между многими, прежде различными социальными ролями. Электронные медиа влияют на нас, следовательно, в основном не содержанием, а изменением „ситуационной географии“ общественной жизни»[2][3].
- [1] Дергунова Н. В., Завгородняя М. Ю. Теории Пола Лазарсфельда вне «Власти времени» // Власть. 2014. № 8. С. 125.
- [2] Goban-Klas Т. Media i komunikowanie masowe. Teorie i analizy prasy, radia, telewizjii Internetu. S. 31—32.
- [3] Цит. по: Бакулев Г. П. Наука о коммуникации: есть или будет? URL: http://www.ipk.ru/index.php?id = 1555 (дата обращения: 26.06.2017).