Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Воспитание мировоззрения. 
Теория и методика обучения биологии. 
Часть 2

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общее биологическое образование предполагает изучение учащимися органического мира, его структуры, особенностей функционирования и способов сохранения. Оно содержит достаточный потенциал для выражения единого образа живого на нашей планете в виде биологической картины мира как концентрированного смыслонесущего научного знания. Однако исследования методистов показывают, что качество предметной… Читать ещё >

Воспитание мировоззрения. Теория и методика обучения биологии. Часть 2 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мировоззрение — это система наиболее общих взглядов на мир человека, на отношения между человеком и миром. Мировоззрение определяет жизненную программу личности, идеалы и убеждения, интересы и ценности. В конечном счете оно обусловливает линию поведения людей (Б. Д. Комиссаров).

Мировоззрение — идейный ориентир и руководитель личности или социальной группы. В широком понимании мировоззрение включает методологию и научную картину мира, в узком — как бы надстраивается над ними. Теоретическое ядро мировоззрения — философия. В зависимости от характера философской основы мировоззрение может быть научным или религиозным.

Научное мировоззрение основывается на системе научного знания, опирается на рационально-логические способы познания, характеризуется теоретичностью, широко пользуется научными категориями и аргументами. Специфическая «клеточка» мировоззрения — взгляд, т. е. единство знания и убеждения.

Биология соотносится с научным мировоззрением множеством каналов связи. Картина биологической реальности составляет важное звено научной картины мира, дает материал для обсуждения фундаментальных вопросов мировоззрения: что такое жизнь? Каково происхождение человека, цель и смысл его жизни, соотношение социального и биологического в его природе? Каково влияние деятельности человека на природу? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

В процессе обучения биологии учитель формирует и экологическое мировоззрение.

Экологическое мировоззрение представляет собой неоднородное системное единство равнозначимых составляющих: интеллектуального, эмоционально-ценностного и действенно-практического. Экологическое мировоззрение является основным показателем утверждения коэволюционной стратегии в познании и деятельности личности. Экологическое мировоззрение — это высшее свойство личности, возникшее вследствие адаптации человека к действующим факторам окружающего мира, представленное системой обобщенных знаний об окружающем мире, месте в нем человека, о возможных взаимосвязях в системе «человек — окружающий мир», трансформирующихся во внутренний план действий (личностно значимый) в виде взглядов, убеждений, идей, проявляющихся в суждениях и активной деятельности субъекта.

Экологическое сознание — это совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязи в системе «человек — природа», существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Экологическое сознание подразделяют на антропо («западное») — и экоцентрическое сознание. Антропоцентрический тип экологического сознания представляет систему представлений о мире, для которой характерны: 1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности; 2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека; 3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней. Экоцентрическое сознание, базирующееся на новой «инвайроментальной парадигме» экологического образования, представляет собой систему представлений о мире с характерными признаками: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой (П. В. Полещук).

Применительно к школьному биологическому образованию, мировоззрение представляет собой совокупность мировоззренческих знаний, умений и ценностей учащихся, способствующих пониманию современной естественно-научной картины мира (Н. С. Гольцова (Постнова)). Между тем А. Л. Жоховым предложена третичная структура мировоззрения, состоящая из трех компонентов: эмоциональноценностного, действенно-практического и интеллектуального. Эмоционально-ценностный компонент научного мировоззрения представляет собой совокупность потребностей, мотивов, интересов и эмоциональных установок, выражающихся в сформированных мировоззренческих ценностях личности. Мировоззренческие ценности — это обобщенные представления, на основе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. Интеллектуальный компонент научного мировоззрения включает в себя представления, обобщенные образы, фантазии, осознанные нормы поведения, выражающиеся в мировоззренческих знаниях. Научные мировоззренческие знания, с позиции диалектической логики, представляют собой результат процесса познания действительности, отражающегося в сознании человека в форме понятий, которые характеризуют сущность и взаимосвязь природных явлений и процессов. Формирование научного мировоззрения учащихся является одной из задач образования в целом и биологического на разных его ступенях в частности.

Общее биологическое образование предполагает изучение учащимися органического мира, его структуры, особенностей функционирования и способов сохранения. Оно содержит достаточный потенциал для выражения единого образа живого на нашей планете в виде биологической картины мира как концентрированного смыслонесущего научного знания. Однако исследования методистов показывают, что качество предметной подготовки в контексте биологической картины мира у учащихся невысокое. Особенно это касается старшеклассников, завершающих изучение биологии в основной школе и имеющих достаточные эмпирические знания для осмысления материала методологического и научно-теоретического характера. Сегодня, несмотря на интенсификацию методических исследований, явно не хватает эффективных средств успешного формирования у старшеклассников ясного представления об основах биологической картины мира.

В исследовании Н. Г. Семеновой и М. А. Якунчева приоритетными для определения методологической и научно-теоретической составляющих биологической картины мира стали принципы фундаментальности и системности. Методология включает совокупность элементов, с помощью которых можно проникать в сущность живых систем, получать новые биологические знания, грамотно их организовать для успешного выполнения человеком разных видов деятельности. Они лучше выражаются в виде следующих категорий: подходы (философские — синергетический, системный; научные — эволюционный, редукционный, причинный); принципы (объективности, причинности, системности, историзма); объекты (таксономические, бионтологические, эйдологические, синэкологические); методы (эмпирические/экспериментальные, теоретические, математические). Иначе они обозначаются как объективный инструментарий познания живой природы. Основа научной теории представляется с помощью постулатов биологии, отражающих материальное начало жизни, концепций (гипотеза происхождения жизни на Земле, теории антропогенеза, эволюционная и синтетическая), фундаментальных идей (самоорганизация, устойчивое развитие, коэволюция), основных понятий (жизнь, живое вещество, многообразие живого, метаболизм, гомеостаз, ген, хромосома, эволюция, экология) и приоритетных законов (эволюционные, экологические, генетические).

Биологическую картину мира Н. Г. Семенова и М. А. Якунчев представляют как целостный образ живой природы, выраженный обобщенными и систематизированными знаниями о ее объектах, их организации, функционировании, взаимодействии с окружающей средой, полученными с помощью соответствующего научного инструментария и сконцентрированными в основополагающих понятиях, законах и теориях, обогащаемых на разных этапах исторического развития общества для осознанного использования в различных сферах жизнедеятельности.

Итак, мировоззренческая направленность биологического образования требует:

  • — целостного видения предмета биологии на каждом этапе обучения с углублением картины биологической реальности от этапа к этапу;
  • — концентрации содержания на ведущих концепциях и теориях, соотнесенных с картиной мира и методологией;
  • — формирования биологической картины мира;
  • — формирование целостной естественно-научной картины мира как составляющей общей научной картины мира;
  • — «соразмерности» человеку, его потребностям, эмоциональной и интеллектуальной сферам, опережая их развитие;
  • — отражения мировоззренческих идей и выводов науки о жизни, обогащения курса материалом для выработки обобщений и навыков оценки, ориентации в ситуациях альтернативного выбора.

Отбор материала, методы и формы преподавания должны способствовать развитию этики благоговения перед жизнью.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой