Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психическая ригидность как фактор развития посттравматического стрессового расстройства у сотрудников оперативных подразделений, перенесших боевой стресс

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования: наблюдение, клиническая беседа, тестирование с помощью стандартизированных для России методик СМИЛ (под редакцией Л.Н. Собчик), методика изучения ситуативной и личностной тревожности Спилбергера Ч. Д. — Ханина Ю. Л., опросник Залевского Г. В. — ТОРЗ на исследование ригидности, методы математической статистики: определение Т-критериев Стьюдента, метод распознавания образов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема посттравматического расстройства. История изучения, современное представление
    • 1. 1. История формирования представлений о посттравматическом стрессовом расстройстве
    • 1. 2. Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства
    • 1. 3. Факторы риска развития посттравматического стрессового расстройства
    • 1. 4. Обзор методик диагностики посттравматического стрессового расстройства
    • 1. 5. Психическая ригидность при стрессовых состояниях
  • Глава II. Характеристика материалов и методов исследования
    • 2. 1. Теоретико-методологические основы исследования
    • 2. 2. Описание модели психологического исследования
    • 2. 3. Методы исследования психологических особенностей личности, перенесшей боевой стресс
    • 2. 4. Общая характеристика выборки исследования
    • 2. 5. Диагностическая программа ранней диагностики посттравматического стрессового расстройства
  • Глава III. Динамика психической ригидности на этапах лонгитюдного исследования
    • 3. 1. Описание психологических особенностей сотрудников оперативных подразделений за период исследования
    • 3. 2. Психологические особенности сотрудников при поступлении в оперативное подразделение
    • 3. 3. Психологические особенности сотрудников перед отправкой в зону боевого действия
    • 3. 4. Психологические особенности сотрудников после возвращения из командировки
    • 3. 5. Психологические особенности сотрудников после плановой реабилитации
    • 3. 6. Психологические особенности сотрудников через 1,5 года после плановой реабилитации

Психическая ригидность как фактор развития посттравматического стрессового расстройства у сотрудников оперативных подразделений, перенесших боевой стресс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Число людей принимавших участие в террористических актах, крупных катастрофах, стихийных бедствиях в последние два десятилетия растет. Растет и число исследований, посвященных психологии травмы и ее последствий. Среди отечественных психологов необходимо отметить работы: Ениколопова А. Е. 1997, Марьина А. С и другие, 1999, Соколова С. К., Николаева К. Ф., Тарабриной Н. В. с соавт., 1992; 2004, Александровского Ю. А., 1993;2001.

Важное место в этих исследованиях занимает проблема личностных факторов, оказывающих существенное влияние на процесс травматизации и посттравматической адаптации. В то же время, недостаточная изученность роли психической ригидности в формировании и развитии посттравматического стрессового расстройства ограничивает возможность его диагностики, прогноза, динамики, а также оценки прогноза эффективности реабилитации.

Приходится констатировать, что в отечественной психологической науке тема психической ригидности при острых стрессовых состояниях не нашла должного отражения, хотя отдельные ее проявления, например, при нервно-психических заболеваниях, неврозах, психопатиях, черепно-мозговой травме, сосудистых и инфекционно-токсических заболеваниях описаны (Залевский Г. В., 2004, Казначеев В. П., 1994, Богомолов Ю. П. с соавт. 1974. Василевский Н. Н. с соавт., 1978).

Дело в том, что люди с посттравматическим стрессовым расстройством это те, кому чаще в силу служебных обязанностей, дважды, иногда в короткие сроки, приходиться несколько раз (как минимум два) менять образ привычной жизни на экстремальный, в условиях боевых действий и обратно.

Успешно справляться с необходимостью перегрузки могут люди, располагающие определенными личностными ресурсами.

Вышесказанным определяется актуальность анализа представлений о роли психической ригидности в развитии посттравматического стрессового расстройства. Психологическое состояние сотрудников рассмотрено в динамике: при приеме на работу, перед отправкой в зону боевых действий, после возвращения из нее, после проведенной реабилитации, через полтора года после реабилитации.

Цель исследования: определить роль психической ригидности в развитии ПТСР и эффективности реабилитации лиц, перенесших боевой стресс.

Объект исследования: психологические особенности лиц с посттравматическим стрессовым расстройством, перенесших боевой стресс.

Предмет исследования: психическая ригидность в структуре личности сотрудников оперативных подразделений в динамике при приеме на работу, перед отправкой в зону боевых действий, после возвращения из нее, после проведенной реабилитации, через полтора года после реабилитации.

Гипотеза: психическая ригидность, в высокой степени представленная в структуре личности, является прогностически неблагоприятным фактором развития посттравматического стрессового расстройства, а также затрудняет процесс реабилитации у лиц, перенесших боевой стресс.

Задачи:

1. Представить анализ литературы по проблеме посттравматического стрессового расстройства и факторов риска его развития.

2. Обозначить по данным литературы роль психической ригидности при стрессовых ситуациях.

3. Разработать психодиагностическую программу выявления ПТСР у сотрудников оперативных подразделений, перенесших боевой стресс.

4. Провести лонгитюдное исследование психологических особенностей сотрудников оперативных подразделений на этапах: при поступлении в подразделение, перед поездкой в зону чрезвычайных действий, после возвращения из командировки, после плановой реабилитации, через полтора года после реабилитации.

5. Оценить взаимосвязь между степенью выраженности психической ригидности в структуре личности и степенью выраженности посттравматического стрессового расстройства.

Методологической основой исследования являются:

— системно-структурно-уровневый подход к пониманию личности, поведения и деятельности, сформулированной К. К. Платоновым, 1986, М. С. Роговиным, Г. В. Залевским;

— теории личности, деятельности и мышления, разработанные в трудах С. Я. Рубинштейн, 1946; JI.C. Выготского, 1960, В. Н. Мясищева, 1960; Д. Н. Узнадзе, 1966; Б. Г. Ананьева, 1968, А. Н. Леонтьева, 1975;

— положения о психической ригидности как интегративном качестве, проявляющемся в способности изменения программы поведения в целом и ее или ее отдельных элементов в связи с ее объективной необходимостью, сформулированная в трудах Залевского Г. В., 1993;2004;

— концепция «предболезни» С. Б. Семичева, 1987 и динамической оценки состояния здоровья Ф. Б. Березина, 1988, положения о донозологических и пограничных нарушениях В. Я. Семке, 2001.

Методы исследования: наблюдение, клиническая беседа, тестирование с помощью стандартизированных для России методик СМИЛ (под редакцией Л.Н. Собчик), методика изучения ситуативной и личностной тревожности Спилбергера Ч. Д. — Ханина Ю. Л., опросник Залевского Г. В. — ТОРЗ на исследование ригидности, методы математической статистики: определение Т-критериев Стьюдента, метод распознавания образов и дискриминантный анализ. Клинические методы — постановка диагноза посттравматического стрессового расстройства психиатром на основании МКБ 10.

Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые выявлено, что одним из индивидуально-психологических факторов риска развития посттравматического стрессового расстройства является психическая ригидность (как свойство личности и его состояния). Отмечено, что значимым фактором в развитии посттравматического стрессового расстройства является переход от условий обычной жизни к боевым на короткий период, а затем вновь переход к обычной жизни. Проведено и описано лонгитюдное исследование психологических особенностей сотрудников оперативных подразделений, перенесших боевой стресс на пяти этапах: при поступлении в подразделение, перед поездкой в зону чрезвычайных действий, после возвращения из командировки, после плановой реабилитации, через полтора года после реабилитации. Получены новые экспериментальные данные, подтверждающие, что показатель психической ригидности — преморбидная ригидность — в состоянии острого стресса подвержена динамике. Впервые выявлены и описаны данные об изменении социального положения лиц, перенесших боевой стресс: увеличение числа разводов, изменение места службы.

Теоретическая значимость исследования.

— исследование динамики такого показателя психической ригидности как преморбидная ригидность, показало, что люди перенесшие острый стресс, по другому, чаще всего негативно оценивают свое прошлое.

— выявление повышенного показателя ПМР на этапах перед отправкой в зону боевого действия и после возвращения, свидетельствует о том, что показатель ПМР теста ТОРЗ выступает в качестве раннего признака развития ПТСР.

— лонгитюдный подход к изучению роли психической ригидности в развитии ПТСР дает возможность изучить роль как фактора риска ПТСР.

Практическая значимость исследования.

— на основе исследования психологических свойств личности сотрудников на пяти этапах исследования составлена компьютерная диагностическая программа, состоящая из тестов: СМИЛ, ТОРЗ, Спилбергер-Ханин, метода распознавания образов и дискриминантного анализа, которые дают возможность прогнозировать развитие ПТСР и планировать реабилитацию лиц, страдающих ПТСР.

— предложенную программу диагностики посттравматического стрессового расстройства возможно использовать в работе кадровых служб силовых ведомств, при профотборе, в психокоррекционной работе с пострадавшими при террактах, массовых социальных бедствиях. разработан курс лекции «Диагностика и коррекция посттравматического стрессового расстройства» на факультете психологии Иркутского государственного университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существует связь между наличием психической ригидности и ее выраженности в структуре личности и сотрудников оперативных подразделений и выраженностью у них посттравматического стрессового расстройства.

2. Высокие показатели преморбидной ригидности у сотрудников оперативных подразделений перед боевой командировкой свидетельствуют о высокой предрасположенности к развитию посттравматического стрессового расстройства.

3. В процессе ПТСР психическая ригидность как личностный фактор у сотрудников оперативных подразделений становиться более выраженной и препятствует процессу эффективной реабилитации.

4. Психическая ригидность как свойство личности и как состояние может выступать критерием при профотборе в силовые ведомства, подразделения МЧС и другие подразделения, функция которых связана с профессиональной деятельностью в ситуациях угрозы жизни: «горячие точки», террористические’акты, захваты заложников и т. п.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученный опыт и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры специальной психологии и логопедии Иркутского государственного университета, на заседании Ассоциации психологов и психиатров Иркутской области.

Результаты исследования были отражены в 6 публикациях и представлены на 4 научно-практических конференциях: Всероссийской конференции ФСБ «Реабилитация посттравматических стрессовых расстройств» (Иркутск, сентябрь 2004), «Вопросы психологического сопровождения и реабилитации посттравматических стрессовых расстройств» — областная конференция МВД Иркутской области (Иркутск, сентябрь 2002), Всероссийская психологическая конференция (Ярославль, сентябрь 2002), «Психолого-педагогические особенности образовательного процесса» — Восточно-Сибирский институт МВД РФ (Иркутск, октябрь 2004).

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 184 страницах печатного текста, состоит из введения, трех глав, выводов, библиографического списка литературы. В работе содержится 18 рисунков, 30 таблиц.

146 Выводы.

1. Существует прямая положительная связь между степенью выраженности психической ригидности в структуре личности, перенесшей боевой стресс и наличием посттравматического стрессового расстройства. Развитие посттравматического стрессового расстройства сопровождается усилением психической ригидности по параметрам интенсивности, глубины и консистенции.

2. Выявление высоких показателей преморбидной ригидности у лиц, на этапе поступления на работу (ПМР 18−25) является прогностическим неблагоприятным признаком развития посттравматического стрессового расстройства.

3. Рост показателей преморбидной ригидности перед поездкой в зону боевого действия и по возвращению из него является прогностическим неблагоприятным фактором развития посттравматического стрессового расстройства и эффективности последующей реабилитации.

4. Рост показателя психической ригидности «ригидность как состояние» на этапе перед отправкой в зону боевого действия и после возвращения из нее, также является неблагоприятным фактором развития посттравматического стрессового расстройства и эффективности реабилитации.

5. У лиц, перенесших боевой стресс, при диагностическом обследовании выявляется отрицательная динамика в тесте СМИЛ по таким показателям, как шкала пессимистичности, шкала эмоциональной лабильности, шкала импульсивности, шкала ригидности, шкала оптимистичностиповышение показателей ситуативной и личностной тревожности в тесте Спилбергера-Ханина является неблагоприятным фактором развития посттравматического стрессового расстройства и эффективности реабилитации.

6. Для прогноза развития посттравматического стрессового расстройства и эффективности реабилитации при профотборе в силовые ведомства, реабилитация участников боевых действий в Северо-Кавказском регионе, а также при работе с пострадавшими от террористических актов возможно использовать разработанную диагностическую программу, состоящую из тестов СМИЛ, теста ТОРЗ на исследование ригидности, теста исследования тревожности Спилбергера-Ханина.

Заключение

.

Важное место в вопросах, посвященных исследованию последствий психической травмы, занимает проблема роли психической ригидности как личностного фактора в развитии посттравматического стрессового расстройства. Аналитический обзор современной литературы о посттравматическом стрессовом расстройстве позволило определить ПТСР как состояние, которое развивается у человека, испытавшего стрессовую ситуацию, угрожающую жизни или катастрофического характера, способную вызвать общий дистресс практически у каждого человека.

Методологической основой исследований явились системно-структурно-уровневый подход к пониманию личности, поведения и деятельности, сформулированной К. К. Платоновым, 1986, М. С. Роговиным, Г. В. Залевскимтеории личности, деятельности и мышления, разработанные в трудах С. Я. Рубинштейн, 1946; JI.C. Выготского, 1960, В.II. Мясищева, 1960; Д. Н. Узнадзе, 1966; Б. Г. Ананьева, 1968, А. Н. Леонтьева, 1975; положения о психической ригидности как интегративном качестве, проявляющемся в способности изменения программы поведения в целом и ее или ее отдельных элементов в связи с ее объективной необходимостью, сформулированная в трудах Залевского Г. В., 1993;2004; концепция «предболезни» С. Б. Семичева, 1987 и динамической оценки состояния здоровья Ф. Б. Березина, 1988, положения о донозологических и пограничных нарушениях В. Я. Семке, 2001.

Достоверность результатов и выводов исследования определяется комплексом использования ряда методов и методик: 1) наблюдение, 2) клиническая беседа, 3) тестирование с помощью стандартизированных для России методик СМИЛ (под редакцией Л.Н. Собчик), методика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера Ч. Д. — Ханина Ю. Л., опросник Залевского Г. В. — ТОРЗ на исследование ригидности, 4) методов математической статистики: определение Т-критериев Стыодента, метод распознавания образов и днскриминантный анализ.

Исследование осуществлялось на базе Центра психологической диагностики Управления Внутренних Дел и Министерства Юстиции Иркутской области. В исследовании участвовали 350 сотрудников, принимавшие непосредственное участие в командировках на территории Чеченской республики. Длительность боевых командировок варьировалась от 3 месяцев до 3 лет.

Лонгитюдное психологическое исследование состояло из 5 этапов:

— психологическое исследование при поступлении в оперативное подразделение.

— психологическое исследование перед отправкой в зону чрезвычайных действий.

— обследование после возращения из зоны боевого действия.

— психологическое обследование по окончании плановой реабилитации.

— психологическое обследование через 1,5 года после командировки и реабилитации.

Проведенное исследование позволило оценить роль психической ригидности при развитии посттравматического стрессового расстройства, а также выявить новые данные о таком показателе психической ригидности, как преморбидная ригидность, ригидность как состояние.

Математическая обработка полученных результатов исследования методом Т-критерия Стьюдента, методом распознавания образов и дискриминантного анализа позволило составить компьютерную программу ранней диагностики посттравматического стрессового расстройства. Составленную программу возможно использовать практическим психологам в силовых ведомствах, при профотборе, при работе с участниками боевых действий, в ситуации захвата заложников, при работе с участниками террористических актов, в любой ситуации применения оружия на поражения, в работе с семьями пострадавших и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Практика и теория индивидуальной психологии /Пер. с нем. М., Прогресс, 1995. -С.75
  2. X. НЛП: наука и искусство достижения совершенства. М.: Издатель В. П. Ильин, 1998.-С. 44
  3. А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. СПб., Речь, 2000. С. 87
  4. Ю.А. Пограничные психические расстройства.- М.: Медицина, 1993.-С. 3
  5. Ю.А. Психиатрическая помощь при землетрясениях. М., МЗСССР, 1989.-С. 112
  6. Ю.А. Пограничная психиатрия и современные социальные проблемы, Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. С. 32
  7. Ю.А. Психофармотерапия пограничных психических расстройств. — М.: Медицина, 2002 С. 14
  8. Ю.А. Психические расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций //Психиатрия психофармакотерапия. М., 2001, Т. З, — С. 124
  9. Л.С. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия: Научно-методическое пособие /М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. С. 57
  10. Л.С. О насилии над детьми в семье.//Электронный ресурс.: http. www.isras.ru. 2002.
  11. Л.С. Последствия страха, тревоги и гнева//Директор школы, -2000. № 6. С. 34−37.
  12. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999. С. 64−66
  13. X. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. М., 1996. — С. 25
  14. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб.: Речь, 2001. — С. 21
  15. А.Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения: метод, рекомендации. М.: Наука, 1980. С. 88
  16. А.Г., Постовалова Л. И. Социальные и клинико-психологические аспекты самоубийств в современном мире // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1991. № 1.- С.26−38.
  17. А.Г., Жезлова Л. Я. Профилактика суицидальных действий в детском и подростковом возрасте: Метод, рекомендации/ М.: МЦ ССР, 1978. С. 63−69
  18. К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. М.: КСП+ Ювента, 1994. — С. 98
  19. К., Андреас Т. Сущностная трансформация. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. С. 24−45
  20. С., Андреас К. Сердце разума. Воронеж: «Независимая ассоциация психологов-практиков», 1997. С. 78
  21. С., Герлинг К., Фолкнер Ч., и др. Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии. М., Ин-т общегуманитарных исследований, 2000.-С. 13
  22. А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости // Психиатрия и психофармакотерапия, М.: 2000. Т.2. — № 4- С. 11
  23. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2003. -С. 45−46
  24. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.-С. 41
  25. Ю.М. Терроризм. М., 1998. С. 98
  26. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, -1995, -№ 1. С. 3−19.
  27. Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под. Ред К. А. Абульхановой и др.- М., 1997. С 44−55.
  28. В.В., Ротенберг B.C. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную и клиническую патологию // Журн. Высшей нервной деятельности. -1976. -№ 2. С 424−428.
  29. Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. С. 12
  30. Н.К. Руководство по предотвращению насилия над детьми. М.: Владос, 1997.-С. 53−57
  31. М.И. Душевные болезни и связи с условиями военной службы, I. Статистические данные о душевных заболеваниях в различных, армиях // Воен. мед. журн. -1912. -Т. CCXXXV. С 6888.
  32. Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия. (Терапия, фокусированная на решении). СПб., Речь, 2000. С. 5
  33. А.А. Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством. Сост.: Т.И., Михайлова, М.М. Певзнер- СПб., ин-т Гармония, 2001. С. 7−11
  34. И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., Речь, 2002.-С. 41
  35. А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. С. 42
  36. Бек А. Методы работы с суицидальным пациентом. Журнал практической психологии и психоанализа, 2003, № 1. С. 11−13
  37. Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Под ред. А. Б Фенько., Н. С. Игнатьева, М. Ю. Локтева. Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. Т.1. Теория и методология. М.: МПЖ, 1999, с. 142−167.
  38. П., Швед Т. Тай-бо, Ки-бо, Каратэбика. Боевой фитнес для женщин. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. С. 86
  39. Р. Используйте свой мозг для изменений. СПб., Ювента, 1998.-С. 29
  40. Р., Гриндер В., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. М., Ин-т общегуманитарных исследований, 1999. С. 64
  41. Р., Гриндер Дж. Структура магии. СПб., Белый кролик, 1993. -Т. 1,2.-С. 154−178, 234−239
  42. Березкина-Орлова В. Актерские телесно-ориентированные психотехники // Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. / Под. ред. В. Ю. Баскакова, М., Ин-т общегуманитарных исследований, 2001. С. 271
  43. Березкина-Орлова В.Б., Баскакова М. А. Телесно-ориентированная психотехника актера (методические рекомендации к проведению тренинга) // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Под ред. В. Баскакова, М., Смысл, 1997. С. 92−103
  44. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. «Университетская книга» ACT, СПб. — Москва, 1998. — С. 56−78
  45. Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986. С. 43
  46. Л.Ф., Ргабская И. Д., Кочарян А. С. Основы психотерапии. Киев-Москва, Ника-Центр Алетейа, 1999. — С. 132
  47. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., Российское педагогическое агентство, 1998. С. 76
  48. Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы. Новосибирск, Новосибирский ун-та, 1992. С. 21
  49. Р., Гриндер Д. Рефрейминг. Воронеж, МОДЭК, 1995. С. 17−31
  50. Р., Гриндер Д. Формирование транса. М.: «Каас», 1994. С. 25
  51. Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник М. Эриксона с точки зрения НЛП. М.: НАПП, 1995- 232 с.
  52. Р., Ричардсон Д. Агрессия. Санкт-Петербург: «Питер-Прогресс», 1997.-336с.
  53. И. Психология жизни и смерти. СПб., Питер, 2002. С.55
  54. Ю., Трегубов Л. Эстетика самоубийства. Пермь, 1993. С.7
  55. М. Консультирование челдовека в состоянии горя: модель помощи.//Психология зрелости и старения, № 1(17), 2002. С.32
  56. А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб., Речь, 2001. С. 14
  57. А.Л. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. /Акад.Наук. М., 1984. — С. 24
  58. Ф. Пережить горе // О человеческом человеке. М., 1991. -С.76
  59. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. С.65−67
  60. И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., Изд-во «Ось-89″, 1999. С. ЗЗ
  61. Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1998. С. 67
  62. К., Бамбери В. Танцы с семьей. /М.: Независимая фирма „Класс“. 1997. Сост. К. Витакер. Полночные размышления семейного терапевта./ М.: Независимая фирма „Класс“. 1998. С. 19
  63. Н.Е. Психическое „выгорание“ // Мир медицины. 2001, № 7−8. С. 76,89
  64. В.В. Факторы риска повторных суицидальных попыток // Социальная и клиническая психиатрия. 2002. № 3. с. 14−21.
  65. Л.И., Лыткин В. М., Лукманов М. Ф. Организационные формы и методы изучения психических факторов дезадаптации у ветеранов войны в Афганистане, М., 1994. С. 111
  66. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. М., 1987. С. 121
  67. В.Т. Личность пациента и болезнь. Томск 1995. С. 23
  68. В.М. Клиническая типология посттравматических стрессовых расстройств и вопросы дифференцированной психофармакотерапии // Психиатрия и психофармакотерапия, 2001, № 4. Т 3. -С. 176
  69. С., Гингер А. Гештальт терапия контакта. СПб., 1999. — С. 34
  70. Г. И., Духова О. Б. Социально-психологическая помощь детям жертвам сексуального насилия в семье. Вологда, 1997. — С. 78
  71. А. Кинесфера: пространство движения. Электронный ресурс.: Тула- М., 2000. Режим доступа http://www/chat.ru/ bodywork/dance.ru
  72. М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоциальной и психокоррекционной работы, 1994. № 1 С.44−52.
  73. А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М., Зеркало, 1994.-С. 27
  74. М.Н., Гордеева Е. Г., Колошина ТЛО. Психотерапевтическая работа с женщинами, подвергшимися сексуальному насилию// Современные направления психотерапии и их клиническое применение: материалы первой
  75. Всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии. М., 1996. -С. 132−133
  76. JI.B. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СП., Речь, 2003. — С.6
  77. Э. Суицид: первенция, интервенция, поственция// Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. Сост.: А. Н. Моховиков. М., Когито-Центр, 2001. С.43
  78. В.И., Васильев Г. А. Энциклопедия безопасности -2. М., 2000. -С. 165
  79. Ст. За пределами мозга. М., 1992. С. 17−25
  80. Ст. Путешествие в поисках себя. М., 1994. С. 3−6
  81. М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения: Теория и практика/ Пер. с англ. Сариной В. М., НФ „Класс“, 1997. С.78
  82. Дж.С. Статистический анализ данных в геологии Издательство „Недр“, М., 1990. Т.1. 319 е., Т 2. — 427 с.
  83. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт-упражнениями: Пер. с англ./ Общ. Ред. JT.A. Петровской. М., Издательская группа „Прогресс“, „Прогресс-Ун и вер с“, 1993. С. 85
  84. Д.А. Советы авиапассажирам (соблюдение правил безопасности полета и спасение в аварийных ситуациях) Пер. с англ. — М., Транспорт, 1989.-С. 71
  85. . Результаты на мишени. СПб., Белый кролик, 1995. С. 27
  86. Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М., Независимая фирма „Класс“, 1997. С. 45
  87. Р. Стратегии гениев. Т. 1,2,3. М., Независимая фирма „Класс“, 1998. С. 30−32
  88. М.А., Пережогин Л. О. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. М.: Сам себе адвокат, 2000. С. 98
  89. В.А. Интегративная психотерапия в лечении половых расстройств у мужчин // Материалы международной конференции „Сексуальное здоровье человека на рубеже веков: проблемы, профилактика, диагностика и лечение“. М., 1999 г. С. 171−173
  90. В.А. Особенности сексуальной дифункции и их психотерапевтическая коррекция у ветеранов войны в Афганистане // Материалы межгосударственного научно-практического семинара 18−19 декабря 1998, Витебск, 1998. С. 132
  91. К. Внутренний мир травмы. Екатеринбург, „Деловая книга“, 2000. С. 55−58
  92. Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания. М., Тривола, 1999.-С. 89
  93. . Энциклопедия выживания и спасения. М., Тривола, 1999. С. 143−149
  94. Э. самоубийство. Социологический этюд / Пер. с франц. М., Мысль, 1994. С. 25
  95. С.Н. Дети и психология агрессии // Школа здоровья, 1995, № 3. С.15−18
  96. С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах //Российский психиатрический журнал. 1998, № 3. С. 50−56.
  97. Т.И., Крюкова Н. П., Логинова Ю. Ю. Социально-психологическая адаптация граждан, принимавших участие в боевых действиях. 2003. С. 56−57
  98. П. Психологический автоматизм. М., Начало, 1913. С. 54
  99. А.П. Применение метода ДПДГ для лечения психогенных сексуальных расстройств//Материалы международной конференции „Сексуальное здоровье человека на рубеже веков: проблемы, профилактика, диагностика и лечение“. М., 1999. С. 203
  100. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Изд-во ЛГУ, 1989. — С. 45
  101. М. Как научиться оптимизму. М., Вече. 1997. С. 43−47
  102. Н.О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб, Речь, 2003. С. 25
  103. Г. В., Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем, Томский государственный университет, М-Томск, 2004. -С. 76
  104. Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии», Томск, 1993.-С. 67−78
  105. Г. В., Семке В. Я. Клинико-социальные и биологические аспекты адаптации, Томск, 1994. С. 45−67
  106. .В. Психология личности: норма и патология, Москва-Воронеж, 2003. С. 34−45
  107. .В. Теория личности в зарубежной психологии, М., 1982. -С. 53
  108. Информационный бюллетень № 353. Психические и поведенческие особенности (материалы ВОВ). 2003. С. 33
  109. Информационный бюллетень № 354. Решение проблем психического здоровья (материалы ВОВ). Всероссийский центр медицины катастроф «Защита», М., 2002. С. 39
  110. К.Г. Психология эмоций /Пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаевой, СПб., Питер, 1999. С. 38
  111. А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. М., ЭКСМО- Прогресс, 2001. С. 86
  112. С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств// Вопросы психологии. 1998. № 6. С 65−74.
  113. Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции //Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., Медицина, 1983.-С.17
  114. .А. Организация психиатрической помощи: Курс лекций. М., 1996 г. С. 42
  115. Е.С., Е.А. Миско, Тарабрина Н. В. Особенности* психотерапии посттравматического стресса// Психологический журнал, 2001. Т.22,№ 4, с.70−80.
  116. Е.С., Падун М. А. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме// Журнал практической. психологии и психоанализа, 2002, № 1. С. 18
  117. Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия: В 2 т. М., Медицина, 1994.-С. 118−126
  118. .Д. Психотерапевтическая энцеклопедия. СПб., 1998. -С. 51
  119. .Д. Неврозы. 2-е издание. М., Медицина, 1990.. С. 65
  120. .Д. Психотерапия. М, Медицина, 1985. С. 76−87
  121. Г. П., Турохаджаев A.M. Влияние посттравматических стрессовых расстройств на адаптацию воинов интернационалистов — ветеранов войны в Афганистане // Соц. и клин, психиатрия. 1992 г. № 1. С.33−36.
  122. И.О., Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. психл. наук /Академия МВД России. М., 1994. — С. 123
  123. И.О., Богданова М. Б. Террористический акт в Буденовске. Постстрессовое состояние у работников в милиции/ Академия МВД России. — М., 1996.-С. 86
  124. А.Н., Морозов П. В. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветеранов войны в Афганистане: Съезд психиатров. М., 1995. -С. 45
  125. А.Н., Посттравматическое стрессовое расстройство у ветеранов войны в Афганистане, М., 1995. С. 15−23
  126. С.М., Чубенко А. В., Бабич П. М. Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel. Киев «Морион», 2000, -320 с.
  127. Р. Продвинутые техники для работы с посттравматическими стрессовыми состояниями. М., 1996. С. 176
  128. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации.//Справочник практического психолога. М., ЭКСМО, 2005.
  129. С.А., Обухов Я. Л. Использования метода «символдрама» как способа диагностики динамики полового самосознания у мужчин // Журнал практического психолога. М., 1997. № 3. С. 55−56
  130. И.М., Рожкова Н. Ю., Алферова М. А. Группирование объектов в признаковом пространстве методом совместного использование гиперсфер и потенциальных функций, Иркутск, 2004. С. 67−69
  131. МКБ-10: Классификация психических и поведенческих расстройств: Исследовательские диагностические критерии. СПб., 1994. С. 143−148
  132. Основные типы психических дезадаптации у бывших воинов — интернационалистов: Психологическая диагностика и психотерапия: Методические рекомендации /Карвасарский Б.Д., Алексеева Д. А., Ташлыков
  133. B.А. и др. Л., 1990.- С. 138−142
  134. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99): (Класс V МКБ- 10, адаптированный для использования в Российской Федерации) /Под. ред. Б. А. Казаковцева и В. Б. Голланда. М.: Минздрав России, 1998. .-С. 99−110
  135. Пограничные нервно- психические нарушения у ветеранов войны в Афганистане (посттравматическое стрессовые нарушения): Методические рекомендации /Цыганков Б.Д., Белкин А. И., Веткина В. А., и др.М., 1992. С. 76
  136. А.Л. Основные медико-психологические проблемы воинов интернационалистов в Республике Беларусь и пути их решения // Материалы межгосударственного научно-практического семинара 18−19 декабря 1998 года, Витебск.- С. 54−57
  137. А.Л., Евстегнеев Р. А., Аринчина Н. Г., Домарацкий В. А. Диагностика посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у участников военных действий: //Методические рекомендации. Минск, 1999.1. C. 81−85
  138. А.А., Домарацкий В. А. Посттравматическое стрессовое расстройство. Изд. института психотерапии, М., 2000. С. 67
  139. Реферативный сборник № 86, выпуск № 2. Психотерапия при стрессе в чрезвычайных ситуациях. Минздрав РФ, Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» отдел научно-технической информации. 2001. С. 34
  140. В.Я., Основы персонологии, М., 2001. С. 27−30
  141. П.И., Лукманов М. Ф. Особенности пограничных психических расстройств у ветеранов войны в Афганистане // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1997. № 3. С. 18−27
  142. С.И. Посттравматический стрессовый синдром у участников боевых действий в Чечне //Материалы межгосударственного научно-практического семинара 18−19 декабря 1998. Витебск. С. 98−101
  143. И.Ф., Алферова М. А., Михалевич И. М., Рожкова Н. Ю. Основы прикладной статистики (использование Excel Statistika в медицинских исследованиях). Учебное пособие. Выпуск 1. Иркутский ГИУВ, 2001, 71 с.
  144. О.Ю. Психологические особенности сотрудников оперативных подразделений, перенесших боевой стресс. Сборник ИГУ к 10-летию факультета психологии, 2003. С. 38−40
  145. Н.В., Лабезная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых расстройств: современное состояние проблемы. // Психолог. Журнал. 2003. Т. 13. № 2.- С. 25−28
  146. A.M. Социально трудовая адаптация при психических расстройствах у участников войны в Афганистане // М., 1992.- С. 116−123
  147. Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. -С. 34
  148. Экспресс-информация № 359. Реабилитационно-оздоровительный метод для лиц, подвергшихся стрессорным и неблагоприятным техногенно-экологическим воздействиям. Минздрав РФ Всероссийский цент медицины катастроф «Защита». 2003.- С. 58
  149. Arnold A. L Outpatient of posttraumatic stress disorder // Militari Medicine. 1993. Vol. 158 N6. P. 4−5.
  150. Assessment of psychological distrss in Persian Gulftroops: ethnicite and gender comparisons / Sutker P.B., Davis J.M., Uddo M., Ditta S. R // Journal of Personality Assessment. 1995 Vol. 64 N 3. P. 415−427/
  151. Bisson J.I. Treatment of PTSD. Br.-J-Psichatry. 1996 Feb.N.68 (2). H.252−253.
  152. Blair D.T., Hildreth N.A. PTSD and the Vietnam veteran: the batte for treatment // J-Psychosoc-Nurs-Ment-Health Serv. 1991 Oct. N. 9 (10). P. 15−20.
  153. Bleich A., Kron S., Margalit C., Inbar G., Kaplan Z., Cooper S., Solomon Z. Israeli psychological casualties of the Persian Gulf war: caracteristics, therapy, and selected issues // Isr-J-med-Sic. 1991 Nov-Dec. N.7(11−12). P. 673−676.
  154. Boehnlein J.K., Sparr L.F. Group therapy with WWII t- POW xs: long-term posttrumatik adjustment in a gteriatric population. Am-J-Psychother. 1993 Spring. N. 7 (2). Р273−282/
  155. Boudewyns P.A. Posttraumatic stress disorder: conceptualization and treatment//Prog-Behav-modif. 1996. N.O.P. 165−189.
  156. Characteristics of veterans in Hawaii with and without diagnoses of posttraumatic stress disorder / Carlson J.G., Chemtob C.M., Hedlund N.L. et. Al. // Hawaii Medical Journal. 1994. Vol.53.N 11. P 314−318/
  157. Chemtob С. М/, Novaco R.W., Hamada R.S., Cross D.M. Cognitive-behavioral treatment for severe anger in posttraumatic stress disorder // J-Consuln-Cliy- Psechol. 1997 Feb. N.5(1). P. 184−189/
  158. Chung M.C. Reviewing Francl’s Will to meaning and its implication for psychotherapy dealing with post-traumatic stress disorder // Med-Wor.1995 Jan-Mar. N. 1 (1). Р/45−55.
  159. Coggins C.C., Zibelin J.C., Nelson L. F, Hannon T. Inpatient treatent planning // Suicide-Life-Threat-Behav. 1993 Summer.N.3 (2) P. 162−163., discusssion 163−168.
  160. Colosimo С.P. Use of hypnosis in the militare // Psychiatr-med. 1992. N. 0(1).P 149−167.
  161. Coupland N.J., Lillywhite A., Bell C.E., Potokar J.P. A pilot controlled study of the effects of flumazenil in post-traumatic stress disorder / Biol-Psychiatry. 1997 May l.N. 1(9).H. 988−990.
  162. Daie N., Witztum E. Short term strategic treatment in traumatic conversion reactions // Am-J-Psychoter. 1991 Jul. N. 5(3) P.335−347.
  163. De Boer M., Op den Velde W., Falder P.J., Hovens J.E., De Groen J.H., Van Duijn H. Fluvoxaminc treatment for chronic PTSD: a pilot study // Psychoher -Psychosom. 1992. N.7 (4).P.158−163.
  164. Duffy J.L., Malloy P.F. Eficacy of buspirone in the treatment of posttraumatic stress disorder: an open trial // Ann-Clin-Psychiatry. 1994 Mar. N.(1).P.33−37.
  165. Fitzerald S.G., Gonzalez E. Dissociative states inducid by relaxation training in a PTSD combat veteran: failure to identify trigger mechanisms // J-Trauma- Stress 1994 Jan. N.(l). P. l 11−115/
  166. Foa EE.B., Meadows E.A. Psychosocial treatments for post-traumatic stress disorder: a critical review// Annu-Rev-Psychol. 1997.N. 8. P. 449−480.
  167. Forbes D., Creamer., Rycroft P. Eye movement desensitixation and reprocessing in post-traumatic stress disorder: a pilot study using assessment measures // J-Bchav-Ther-Exp-Psychiatry.1994 Jun .N.5(2).P.l 13−120.
  168. Forster P.L., Schoenfeld F.B., Marmar C.R., Lang A.I. Lithium for irritadility in post-traumatic stress disorder / I-Trauma-Stress. 1995 Ian. N. (1). P.143−149.
  169. Hertzberg M. A., Feldman M. E., Beckham I. C., Davidson I. R. Trial of trazodone for posttraumatic stress disorder using a multiple baseline group design // I-Clin-Psychopharmacol. 1996 Aug. N. 6 (4). P. 294 298.
  170. Keane N.M., Caddell J.M., Taylor K. L. Mississippi Scale for Combat-Related PTSD: Three Studies in Reliability and Validy // J. Consulting and Clin. Psychol. 1988, vol. 56 (1), 85−90.
  171. Hutzell R. R., Burke Т., Hecke A., Wooldridge H., Stanley C., Chambers N., Hooper R. A., multimodal, stcond generation, posttraumatic streess disorder rehabilitation program // I-Trauma-Stress. Ian. N. 0 (1). P. 109 116.
  172. Koller P., Marmar C. R., Kanas N. Psychodinamic group treatment of posttraumatic stress disorder in Vietnam veterans // Int-Group-Psychother. 1992 Apr. N. 42 (2). P. 225−246.
  173. Mark M., Rabin S., Modai I., Kotler M., Hermesh Н/ A combined Clinical approach to trtating and understanding prolonged combat stress reaction Mil-Med. 1996 Dec. N. 61 (12). P. 763 76 550 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
  174. Схема распределения сотрудников по возрастным рамкамI26.3031.3536.4041 46−502=3?1возрастные рамки
  175. Образовательный уровень обследованнойгруппыw/'1. Щ'0% 3%3%1. Количество человекв разводе @ гражданский брак II женатые Ш холостые
  176. Количество разводов в группе обследованных до командировки2%50%23,40%25,40%
  177. Количество разводов в группе обследованныхдо командировки1,40%27,10%
Заполнить форму текущей работой