Русский авангард: Живописная теория и поэтическая практика
Всегда трудно завершить разговор, поставить точки над i, не забыв при этом о главном. Отступая от привычных схем «последнего слова», ограничусь лишь некоторыми наблюдениями. Нет сомнений в том, что живописная модель обрела адекватное выражение в поэзии, явилась мощным творческим импульсом для целого поколения поэтов и литературных критиков. Кстати, и современная лингвистика многим обязана… Читать ещё >
Содержание
- ОТ АВТОРА
- ГЛАВА I.
- НЕСТАНДАРТНОСТЬ ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК АВАНГАРДИСТСКОГО
- ТЕКСТА
Разрушение норм классического текста в тексте авангардистском: деиерархизация, деконструкция, нарушение целостности — децентрация, избыточность и структурная противоречивость. Организация текста «по внутренним законам». Теория «дешифровки» Е. Фарыно. Обоснование заумного языка в футуристических манифестах и декларациях. Еще раз о «дыр бул щыл». Заумный язык как фактор бессознательного: психоанализ 3. Фрейда и заумное творчество, заумное и безумное, заумный язык и религиозный экстаз, мистика, магия. «Закон случая"в поэтике авангарда: интуиция, нарушение причинно-следственных связей и мотивировки в тексте. Игровая тактика. Примитив и детское творчество как источники заумного языка. Предварительные итоги: заумный язык — заумное слово — заумь. г Л, А В, А II.
ФАКТУРА.62
1.1. ЖИВОПИСНАЯ ФАКТУРА И ФАКТУРА СЛОВА.62
Разработка концепции фактуры в живописи: качество организации живописного материала и цвет как составляющие «сделанной картины»?"эмоциональные" качества фактуры- учение о фактуре как о «звучащей поверхности" — «шум для глаза» (В. Марков), «тональность» (М.Ле-Дантю), «тембр живописи» (М. Ларионов).
Требование новой фактуры в авангардистской поэзии. Теоретическое обоснование фактуры в первых программных статьях, манифестах и декларациях. Многоаспект-ность самого понятия. Качественные признаки фактуры слова. Пластическая деформация слова: текучесть внутренней формы слова, принцип неологизирования, компоновка и минимализация речи (слова). Опыты В. Каменского. Разработка «слоговой фактуры» А. Крученых. «Орнаментальная» фактура — формальная разработка корня: парономазия, «внутреннее склонение» В. Хлебникова, анаграмматические построения. «Люди в пейзаже» Б. Лившица — образец скрытого кодирования.
1.2. ЗВУКОВАЯ ФАКТУРА.101
-«Звукосимволизм» в символистской поэтике: опыты-
III. Бодлера, А. Рембо, А. Белого, К. Бальмонта. Требование «материальной звуковой сделанности» в теории и практике футуризма. Разработка теории звукосимво-лизма в работах О. Брика, А. Потебни, Л. Якубинского и Р. Якобсона. Дефиниции «звуковой фактуры» в работе А. Крученых «Фактура» (М&bdquo- 1923). Звук как самостоятельный формообразующий компонент стиха. Канонизация таких приемов, как: аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы, звукоподражание и звуковая жестикуляция. Особая роль заглавного звука — тавтограммы Д. Бурлюка, управляющий согласный звук В. Хлебникова. Звуковые повторы как основной инструментарий в разработке звуковой фактуры. Установка на семантизацию звука. Звукоподражание как один из видов контекстуального звукосимволизма. Связь звуковой фактуры со «звуковым жестом» (Е. Поливанов), «звуковая жестикуляция» в поэзии А. Крученых. «Звуковая инструментовка» стиха: теория «музыкального счета» И. Терентьева, фоническая музыка А. Туфанова, музыкальный такт А. Чичерина: конструэмы поэта. «Звуковая окраска»: звук и цвет, звук и его семантика (опыты А. Крученых, Д. Бурлюка, В. Хлебникова).
1. 3. ГРАФИКА АВАНГАРДИСТСКОГО ТЕКСТА.143
Фактура буквы. Буква как автономная единица стиха — супрематическая заумь А. Крученых, идеографическое письмо П. Филонова. «Окраска буквы" — опыт симультанной поэзии Б. Сандрара и С. Делоне. Цвет буквы, использование цветового фона для целой поэтической фразы или строфы как важные составляющие графической фактуры. «Цветопись» О. Розановой в самописных литографированных книгах А. Крученых «ТЭ ЛИ ЛЭ», «Утиное гнездышко дурных слов». Особая роль почерка. Фактура русской авангардистской книги. «Ансамбль фактур» в книгах А. Крученых и О. Розановой: «Заумная гни-га», «Война», «Вселенская война Ъ». Текст — рисунок — рисунок-текст: обложка футуристических книг, роль подписи в картинах М. Ларионова, Н. Гончаровой. Визуальная поэзия А. Чичерина. Новая стиховая графика: эксперименты со шрифтом в книге И. Терентьева ерундовых орудий" — графическая поэзия А. Крученых в книгах «Взорваль», «Старинная любовь», «Миллиорк», «Заумь», «Учитесь худоги». Фактура «Железобетонных поэм"В. Каменского. «Фигурные» стихи: акростихи Б. Лившица, месостих А. Туфанова, ропалический стих Д. Бурлюка.
ГЛАВА III
КАНОН СДВИНУТОЙ КОНСТРУКЦИИ" в живописи и
ПОЭТИЧЕСКАЯ «СДВИГОЛОГИЯ».192
Канонизация деформации в кубизме. «Канон сдвинутой конструкции» — классификация Д. Бурлюка. Много-аспектность и инвариантность самого понятия «сдвиг»: Поэтическая «сдвигология» А. Крученых: «Сдвигология русского стиха» и «500 новых острот и каламбуров А. Пушкина». Лексико-семантический сдвиг: рассечение (анализ) слова и сращение (синтез) его частей. Морфемное и графическое членение слова: «вклинивание» одной части слова в другое, каламбуры, графическая растяжка и зияние. Операция над словом как целым: слова с «выжатой серединой», «принципы дополнительных смыслов» В. Хлебникова — «двоякоумный язык», «просвечиваемость» второго смысла- принцип «аттракции» словоформ и «просвечиваемость» предмета в лучизме. «Костелляция» X. Арпа и каталог образов А. Крученых. Сдвиг на уровне тематики, сюжета и образной структуры — метаморфозы, тема «ряжености» и карнавала. Специфика лирического «я «в авангардистских текстах. «Сдвинутость «образов персонажей и «закон дополнительной формы» М.
Матюшина. Специфика сюжета — «свободное нанизывание разнообразных мотивов» (Р. Якобсон). Проблема композиции авангардистских текстов. Жанровая синтетика — «сверхповести"В. Хлебникова.
ГЛАВА IV
ВРЕМЯ В ПРОСТРАНСТВЕ" В ЖИВОПИСИ И ПОЭЗИИ.
Осмысление пространственно-временных отношений в философии нового времени (Бергсон, Хайдеггер, Гуссерль). Время как «четвертая координата пространства» (П. Флоренский) — разработка идеи четвертого измерения в трудах Ч. Хиитона, П. Успенского, П. Флоренского. Концепция нового живописного пространства. Провозглашение итальянскими футуристами трансценденталъно-сти всех предметов и их устремленности в бесконечность «по линиям направления сил». Новое живописное пространство в кубизме: «закон погружения» или наращения живых и реальных пространственных отношений И. Лунина. Четвертое состояние живописного предмета в супрематизме: «супрематический космос» К. Малевича. «Черный квадрат» как движение к «нулю форм» в живописи, закон «пятого измерения» — экономия. Принцип сложного, «компонентного» воплощения пространства в живописи В. Кандинского. Новое пространственное построение в живописи — ПРОУНы Э. Лисицкого. Теория «расширенного смотрения"М. Матюшина.
Пространство художественного текста: модель Бахтина — Лотмана. Новая семиотическая модель в русском авангарде — текст, протекающий в обратном направлении. Концепция «мирсконца» (мира с конца) и «конмира» (конца мира). Построение авангардистского текста по принципу обратной перспективы — палиндромы В. Хлебникова и А. Туфанова. «Вертикализм» в поэзии — опыт поэтов-лучистов. Нарушение временной последовательности — «временной сдвиг» (Р. Якобсон). Супрематическая модель пространства в поэзии: «экономическая» заумь А. Крученых. Идеи «всечества»: освобождение человека от власти земли, полисемическая заумь И. Зданевича. Техника автокомментариев Д. Бурлюка в железнодорожных"стихах. Полицентризм в живописи и поэзии. Поэтика «текучести» А. Туфанова и «пространственная азбука» В. Хлебникова.
Русский авангард: Живописная теория и поэтическая практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Всегда трудно завершить разговор, поставить точки над i, не забыв при этом о главном. Отступая от привычных схем «последнего слова», ограничусь лишь некоторыми наблюдениями. Нет сомнений в том, что живописная модель обрела адекватное выражение в поэзии, явилась мощным творческим импульсом для целого поколения поэтов и литературных критиков. Кстати, и современная лингвистика многим обязана теоретическим достижениям новейшей живописи.
Все авангардные течения в живописи и поэзии были захвачены темой обновления мира. Отсюда — пафос преображения живописной материи, установка на «сделанность», разработка новой фактуры буквы (звука), слова и стиха. Искусство осознается как излом: в живописи канонизируется деформация, в поэзии — сдвиг. Подлинным художественным открытием явилась «сдвигология» А. Крученых. Путешествуя «поперек времени», художники и поэты показали «несовпадение общепринятого толкования кода исторического времени с авангардистским восприятием мира» (Констриктор, 1991: 1). Совершив пространственный прорыв в бесконечность, они попытались перешагнуть за горизонт и оторваться от земли. И кто знает, не являлось ли это «началом пути в нездешние, неведомые нам измерения, пространства, миры, не поддающиеся до конца анализу нашего цепкого и острого, но ограниченного (homo sapiens) конечностью разума?!» (Нуссберг, 1996: 478).
Идея преображения уже известной сути бытия и бытования вещей — «одухотворенное делание» — пафос авангардистской эстетики. В то же время ясное осознание алогизма и абсурдности мира, движение к нулю форм и чистому «ничто» знаменовало конечность пути и художественный тупик. Это понимали многие. П. Флоренский, например, в одной из своих работ назвал деятельность современных ему художников авангарда «магической техникой, а не искусством» (Флоренский, 1993: 127), а Н. Бердяев в известной работе «Кризис искусства» писал: «Нужно принять футуризм, постигнуть его смысл и идти к новому творчеству <.>. Футуризм должен быть пройден и преодолен и в жизни, и в искусстве. Преодоление же возможно через углубление, через движение в другое измерение (курсив мой — И. С.), измерение глубины, а не плоскости, через знание, не отвлеченное знание, а знание жизненное, знание-бытие» (Бердяев, 1990: 26).
Преодоление прежнего мира расширяло до бесконечности его границы и границы языка, воплощенного в заумь. Означал ли этот «запредельный» уровень поэзии — «расширенное смотрение» на мир под углом 360° — окончательное поражение системы авангардистского видения, или, напротив, приближал нас к иному пониманию — через другое измерение и другое знание: «Если язык непосредственно больше не сходствует с обозначаемыми им вещами, — писал М. Фуко, — это не значит, что он отделен от мира: он продолжает, хотя и в другой форме, быть местом откровений, составляя часть пространства, в котором обнаруживается и высказывается истина. Конечно, он больше не есть сама природа в ее изначальной очевидности, но он и не есть также неведомое средство, чьи возможности известны только немногим счастливцам. Скорее всего, он есть образ мира, искупающего свои грехи и начинающего прислушиваться к слову истины» (Фуко, 1994: 73).
1. Аркадьев М. Конфликт ноосферы в жизни. Эскизное введение в фун-даменталъную структурно-историческую антропологию // Ноосфера и художественное творчество. — М., 1991.
2. Арп X. И круг замкнулся // Ханс Арп. 1886−1966. Скульптура. Графика. Каталог выставки. — М., 1990.
3. Арп X. Статьи. Письма. Эссе // Ханс Арп. 1886−1966. Скульптура. Графика. Каталог выставки. — М., 1990.
4. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. — М., 1969. Банк ван И. Авангардистский образ мира и построения конфликта. //Russian Literature. — Vol. XXI-I. —Amsterdam, 1987.
5. Баевскш В., Кошелев П. Фонетика стихотворного перевода: анаграммы // Учебный материал по анализу поэтических текстов. Сост. и примеч. Ю. Лотмана. — Таллин, 1982.
6. Балашов И. И. Рембо и связь двух веков //А. Рембо. Избранное. — М&bdquo- 1982.
7. Балльер А. О хромотерапии, уже использованной //Союз молодежи. При участии поэтов «Гилея». — СПб., 1913. —№ 3.
8. Балльер А. Аполлон будничный и Аполлон чернявый // Союз молодежи при участии поэтов «Гилея». — СПб., 1913. —№ 3. Бальмонт К. Поэзия как волшебство. — М., 1916. Барт Р. Семиология как приключение // Мировое древо. —1993. —2.
9. Барт Р. Семиотика. Поэтика. Избранные работы. — М., 1994. Батракова С. П. Образ мира в живописи // Мировое древо. — 1992. —Ml.
10. Бахтин М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы. —1974. —Ns3.
11. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе (очерки по исторической поэтике) // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
12. Бахтин М. Время и пространство в произведениях Гете // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-ое. — М., 1986.
13. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. (I) — Киев,.
14. Бенчич ЖИнфантилизм // Russian Literature. — Vol. XX1−1. — Amsterdam, 1987.
15. Бенчич Ж. Давид Бурлюк // Russian Literature. — Vol. XXII.-I. — Amsterdam, 1987.
16. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память //Бергсон А. Собрание сочинений. — T.I. — М., 1992.
17. Бердяев Н. Кризис искусства // Репринтное издание 1918 года. — М&bdquo- 1990.
18. Бирюков С. Зевгма. Русская поэзия. От маньеризма до постмодернизма. — М&bdquo- 1994.
19. Бирюков С. Фонема и уровень звука в фонетических системах XX века — путь к мировому заумному языку (два взгляда) // Вестник Общества Велимира Хлебникова (1).—М., 1996.
20. Блок А. Собрание сочинений в 8-ми томах. — М. — Л., 1960;1963.1. Т. 2 (1962).
21. Бобринская Е. Концепция нового человека в эстетике футуризма // Вопросы искусствознания. — 1995. —NeNs 1−2.
22. Бобринская Е. Живописная материя в авангардной «метафизике» искусства // Вопросы искусствознания. —1996. — № 21 (IX).
23. Богомолов Н. Заумная заумь // Вопросы литературы. — Вып. I. —1993.
24. Бориславов И. Студии за личности и явления в модерната Западна живопис и поезията на 20 век. — София, 1994.
25. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию.1. В 2 томах. — М., 1963.
26. Боулт Дж. Орфизм и симультанизм: русский вариант // Русский авангард в кругу европейской культуры. Материалы Международной конференции. — М., 1993.
27. Брик О. Звуковые повторы //Поэтика. Сборники по теории поэтической речи. — Пг., 1919.
28. Бриски-Ужелач С. Проун // Russian Literature. — Vol. XXIII-II. — Amsterdam, 1988.
29. Бубновый валет. Статьи по искусству. — Вып. I. — М., 1913. Бурлюк Д. Фактура. Кубизм. //Пощечина общественному вкусу. — СПб., 1912.
30. Бурлюк Д. Изобразительные элементы российской фонетики. — М.,.
31. Бурлюк Д. и др. Весеннее контрагенство муз. — М., 1915. Бурлюк Д. Правила игры//Китоерас. —New Yook, 1924. —№ 2.
32. БурлюкД. Фрагменты из воспоминаний футуриста. — СПб., 1994. Вагнер Г. Статья Г. Хировска «О образех» и русское искусство XI века // Изборник Святослава. Сб. статей. — М., 1977.
33. Вейдле В. Эмбриология поэзии.
Введение
в фоносемантику поэтической речи. — Париж, 1980.
34. Великая утопия. Русский и советский авангард: 1915;1932. Каталог выставки. — Москва — Берн, 1993.
35. Вержбицка Я. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. — Вып. 8. — М., 1978.
36. Вестстейн В. «Лирический субъект» в поэзии авангарда // Russian Literature. — Vol. XXIV-I.— Amsterdam, 1988.
37. Винокур Г. Футуристы — строители языка // Винокур Г. О. Филологические исследования. — М., 1990.
38. Винокур Г. Маяковский — новатор языка // Винокур Г. О. О языке художественной литературы. — М., 1991.-Вишнякова О. В. Паронимы в русском языке. М&bdquo- 1994.
39. Вроон Р. Генезис замысла «сверхповести» «Зангези». К вопросу об эволюции лирического «я» у Хлебникова // Вестник Общества Велимира Хлебникова (1). — М., 1996.
40. Выставка картин Наталии Гончаровой. 1900;1913. Каталог — М., 1913.
41. Вышеславцева С. О моторных импульсах стиха //Поэтика. — М. — Л., 1927.
42. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х-1925;х годов в комментариях, — М&bdquo- 1993.
43. Гаспаров М. Бенедикт Лившиц: между стихией и культурой //Гаспаров М. Л. Избранные статьи. — М., 1995.
44. Гаспаров М. Петербургский цикл Б. Лившица (поэтика загадки) // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. — М&bdquo- 1995.
45. Гаспаров М. Считалка богов (о пьесе В. Хлебникова «Боги «) // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. —М., 1995.
46. Гаспаров М. Стих поэмы Хлебникова «Берег невольников» // Вестник Общества Велимира Хлебникова (I). — М., 1996.
47. Герчук Ю. Художественная структура книги // Искусство книги.1. Вып. 8, — М., 1975.
48. Герчук Ю. Русская экспериментальная поэтическая книга 1910;х // Искусство книги. — Вып. 10. — М&bdquo- 1987.
49. Глез А., МетценжеЖ. О кубизме.—М., 1913. Гнедое В. Смерть искусству. -— СПб., 1913. Гнедое В. Засахаря кры. — СПб., 1913. Гнедое В. Дары Адониса. — СПб., 1913.
50. Голубович В. Словенский и русский авангардизм // Russian Literature.
51. Vol. XXIX-I.—Amsterdam, 1991.
52. Гофман В. Язык литературы. — Л., 1936.
53. Григар М. Кубизм и поэзия русского и чешского авангарда //Structure of Texts and Semiotics of Culture. Ed. by J. Van der Eng., M. Grygar. — The Hague —Paris, 1973.
54. Григар M. К определению стиля модерн в русской и чешской поэзии // Russian Literature. — Vol. VIII-IV. — Amsterdam, 1980.
55. Григар M. Филонов и вопросы изучения авангардного искусства // Russian Literature. — Vol. XI—Ш. —Amsterdam, 1982.
56. Григар М. Теория «прибавочного элемента» К. Малевича //Russian Literature. — Vol. XXV-III. — Amsterdam, 1989.
57. Григорьев В. П. Паронимическая аттракция в русской поэзии XX в. // Сб. докладов и сообщений Лингвистического общества. —Калинин, 1975.
58. Григорьев В. П. Паронимия // Григорьев В. П. Языковые процессы. Поэзия. — М., 1997.
59. Григорьев В, П. Поэтика слова. — М., 1979.
60. Григорьев В. П. Грамматика идиостиля. В. Хлебников — М., 1983.
61. Григорьев В. П. Словотворчество и смежные языки поэта. — М., 1986.
62. Григорьев В. П., Ковтунова И. И., Ревзина О. Г. и др. Очерки по истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостилъ: общие вопросы. Звуковая организация текста. — М., 1990.
63. Грищенко А. Кризис искусства и современная живопись. — М., 1917. Грюбель Р. Русский литературный конструктивизм // Russian Literature. — Vol. XVII-I. —Amsterdam, 1985.
64. Грюбель P. Кан-фун: конструктивизм-функционализм // Russian Literature. — Vol. XXII-I. — Amsterdam, 1987.
65. Грюбель P. X. Арп и русский авангард // X. Арп. 1886−1966. Скульптура. Графика. Каталог выставки. — М., 1990.
66. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Гуссерль Э. Собрание сочинений. — Т. I. — М., 1994.
67. Гуро Е. Дневники //Russian Literature. — Vol. XXI-II. — Amsterdam, 1987.
68. Гурьянова Н. Супрематизм и цветопись // Русский авангард в кругу европейской культуры. Материалы международной конференции. — М., 1993.
69. Гурьянова Н. Эстетика анархии в теории раннего русского авангар-да//Вопросы искусствознания. — 1996. —№ 2 (XI).
70. Декларация слова как такового. —- ОРГБЛ, ф. 339, IV/1. — Машинопись.
71. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. —1992. — № 4.
72. Дохлая луна. Футуристы «Гилея». —М., 1913.
73. Дуганов Р. Рисунки русских писателей VII начала XX века. — М.,.
74. Дуганов Р. В. Хлебников. Природа творчества. — М., 1990. Егорьев В., Марков В. Свирель Китая. — СПб., 1914.
75. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. — СПб.,.
76. Жирмунский В. М. Теория стиха. —Л., 1975. Жирмунский В. Вопросы теории литературы. —Л., 1928. Жолковский А. К. Графоманство как прием // Жолковский А. К. Блуждающие cmi. — М., 1994.
77. Жолковский А. К. Поэтика Эйзенштейна: диалогическая или тоталитарная //Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. — М., 1984.
78. Забытый аванград. Россия. Первая треть XX столетия / Кузьминский К., Янечек Дж., Очертянский А. — Wiener Slawistischer Almanack. — Sonderband 21. — Wien., 1988.
79. Закржевский А. Рыцари безумия (Футуристы). —Киев, 1914. Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре. Материалы международного симпозиума. — Bern, 1991.-Зелинский К. Конструктивизм и поэзия//Мена всех.-М., 1924.
80. Зданевич И. Янко круль албанской. — Тифлис, 1918. Зданевич И. Асел напрокат. — Тифлис, 1918. Зданевич И. Остраф Пасхи. — Тифлис, 1919. Зданевич И. Згаякабы. — Тифлис, 1920.
81. Зданевич Э. Футуризм и заумь в последних произведениях Ильи Зда-невича (Ильязда) // Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре. Материалы международного симпозиума. — Bern, 1991.
82. Иванов В. Об анаграммах Ф. де Соссюра // Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. — М., 1977.
83. Иванов Вяч. Хлебников и типология авангарда XX века // Russian Literature. — Vol. XXVII-I. —Amsterdam, 1990.
84. Иванов Вяч. Практика авангарда и теоретические знания XX века // Русский авангард в кругу европейской культуры. Материалы международной конференции. — М., 1983.
85. Игнатьев И. Эшафот. — Пг., 1914.
86. Измайлов Л. Позорный столб российской критики // Футуристы. Первый журнал русских футуристов. — М., 1914. — №№ 1−2.
87. Ильин И. П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. -— М., 1996.
88. Ильязд (И. Зданевич). Собрание сочинений в пяти томах. — Т. 1 — М. —Дюссельдорф, 1994; Т. 2 —1995.
89. Иньшаков А. Лучизм Михаила Ларионова: живопись и теория // Вопросы искусствознания. —1985. — №№ 1−2,.
90. Ирхина М. В. К вопросу о возникновении дадаизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. Языкознание. Литературоведение. Серия 2. — Вып. 4. — СПб., 1994.
91. Искусство авангарда: язык мирового общения. Материалы межвузовской конференции. — Уфа, 1992.
92. Казимиров Р. О соотношении звука и смысла в поэзии В. Маяковского//Русская речь.—1985.—№ 4.
93. Каменский В. Танго с коровами. Железобетонны? поэмы. Факсимильное издание с приложением статей. — М., 1914.
94. Каменский В. Йз литературного наследия. Танго с коровами. Степан Разин. Звучаль веснянки. Путь энтузиаста. ¦— М., 1990.
95. Каменский А. Вертикальный монтаж //Искусство. — 1980. —№ 1.
96. Кандинский В. В. Текст художника. Ступени. — М&bdquo- 1918. %.
97. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. — М., 1992.
98. Кандинский В. В. Путь художника и время. Каталог. — М., 1994.
99. Кантор-Гуковская А. «Симультанная» книга Делоне-Терк и Блеза Сандрара //Западно-европейская графика ХУ-ХХ веков. —Л., 1985.
100. Капелюш Б. М. Архивы М. В. Матюшина и Е. Г. Гуро // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1974 г. —Л., 1976.
101. Квятковский А. Поэтический словарь. — М., 1966.
102. Квятковский А. Тактомер //Бизнес. — М., 1929.
103. Кедров К. «Звуковая азбука» В. Хлебникова //Литературная учеба. — 1982.—№ 3.
104. Клюй И. Примитивы XX века // Тайные пороки академиков. — М., 1916.
105. Ковтун Е. Ф. Филонов и Хлебников //Волга. —1969. — № 8.
106. Ковтун Е. К. Малевич. Письма к М. В. Матюшину // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома. — 74. —Л., 1976.
107. Ковтун Е. Ф. Книжные обложки русских художников начала XX века. Каталог выставки. —1., 1974.
108. Ковтун Е. Е. Гуро. Поэт и художник //Памятники культуры. Новые открытия. — М., 1977.
109. Ковтун Е. Из истории русского авангарда. П. Филонов // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома. — 77. —Л., 1979.
110. Ковтун Е. К Малевич о теории прибавочного элемента в живописи //Декоративное искусство в СССР. —1988. — № 11.
111. Ковтун Е. Пути развития авангарда // Советское искусство 20−30-х годов. Живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. Государственный Русский музей. Каталог временной выставки. — Л., 1988.
112. Ковтун Е. Путь Малевича//Казимир Малевич. 1878−1935: Каталог выставки. — Амстердам, 1988.
113. Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга. —М., 1989.
114. Ковтун Е. Ф. Русский авангард. 1920;1930 гг. — СПб., 1996.
115. Констриктор Б. Эра ментальных путешествий // Авангардисты в Херсоне. —Ч. 2. —1991.
116. Костецкий А. Г. Лингвистическая теория Хлебникова // Структурная и математическая лингвистика. —Вып. 3. —Киев, 1975.
117. Кожевникова Н. А., Петрова Г. Ю. О словарном описании парони-мии //Поэтика русского авангарда. — Тамбов, 1993.
118. Крусанов А. Русский авангард: 1907;1932. — Т. I: Боевое десятилетие. — СПб., 1996.
119. Крученых А. Старинная любовь /Рис. М. Ларионова. — М., 1912 а. Крученых А., Хлебников В. Игра в аду / Рис. Н. Гончаровой. — М., 1912 б.
120. Крученых А., Хлебников В. Мирсконца / Рис. Н. Гончаровой, М. Ларионова, И. Роговина, В. Татлина. — М., 1912 в.
121. Крученых А. Помада/Рис. М. Ларионова. — М., 1913 а. Крученых А. Полуживой /Рис М. Ларионова. — М., 1913 б. Крученых А. Пустынник / Рис. Н. Гончаровой. — М., 1913 в. Крученых А., Хлебников В. Слово как таковое / Рис. К. Малевича. —1. М&bdquo- 1913 г.-^—.
122. Крученых А. Возропщем / Рис. К. Малевича, О. Розановой. — СПб., 1913 д.
123. Крученых А., Хлебников В. Бух лесиный / Рис. О. Розановой, Н. Кульбит. — СПб., 1913 е.
124. Крученых А. Утиное гнездышко дурных слов / Рис. О. Розановой. — СПб., 1913 ж.
125. Крученых А. Взорваль / Рис. Н. Кульбина, П. Гончаровой, К. Малевича, О. Розановой. — СПб., 1913 з.
126. Крученых А., Зина В. Поросята /Рис. К. Малевича. — СПб., 1913 к. Крученых А. Новые пути слова // Трое. — СПб., 1913 л. Крученых А. Стихи В. Маяковского" Выпыт" /Рис. О. Розановой. — СПб., 1914 а.
127. Крученых А. Собственные рассказы и рисунки детей. — СПб., 1914б.
128. Крученых А., Хлебников В. ТЭ-ЛИ-ЛЭ / Рис. О Розановой, Н. Кульбина—СПб., 1914 в.
129. Крученых А., Хлебников В. Игра в аду — 2-е изд., доп. /Рис. К. Малевича, О. Розановой. — СПб., 1914 г.
130. Крученых А. Взорваль — 2-е изд., доп. /Рис. Н. Кульбина, П. Гончаровой, К. Малевича, О. Розановой. — СПб., 1914 д.
131. Крученых А., Малевич К, Ключ И. Тайные пороки академиков / Рис. И. Клюна. — М&bdquo- 1916 а.
132. Крученых А. Заумная гнига/Рис. О Розановой. — М&bdquo- 1916 б. Крученых А. Война /Рис. О Розановой. — М., 1916 в. Крученых А. Вселенская война. Ъ /Наклейки О. Розановой. — Пг., 1916 г.
133. Крученых А. Учитесь худоги /Рис. К. Зданевича. — Тифлис, 1917 а. Крученых А. Нособойка. — Тифлис — Сарыкамыш, 1917 б. Крученых А. Туншап. — Тифлис — Сарыкамыш, 1917 в. Крученых А. Фо-лы-фа. — Тифлис — Сарыкамыш, 1918 а.
134. Крученых А. Цоц. — Тифлис — Сарыкамыш, 1918 б.
135. Крученых А. Ф-нагт. — Тифлис Сарыкамыш, 1918 в.
136. Крученых А. Канилдаз. — Тифлис — Сарыкамыш, 1918 г.
137. Крученых А. Ожиренье роз. О стихах И. Терентъева и других. — Тифлис, 1918 д.
138. Крученых А. Малахолия в капоте / Рис. К. Зданевича.— Тифлис, 1918 е.
139. Крученых А. Зугдиди (Зуданества). — Тифлис — Зугдиди, 1919 а.
140. Крученых А. Замауль. — Тифлис, 1919 б.
141. Крученых А. Миллиорк. — Тифлис, 1919 в.
142. Крученых А. Лакированное трико. — Тифлис, 1919 г.
143. Крученых А. Замауль. — Вып. I. — Баку, 1919 д.
144. Крученых А. Цветистые торцы / Рис. К. Зданевича. —Баку, 1919 е.
145. Крученых А. О безумии в искусстве //Новый день. —1919 ж. — № 2 (26. 05).
146. Крученых А., Терентьев И. Трактат о сплошном неприличии. — Тифлис, 1919 з.
147. Крученых А., Хлебников В., Вечорка Т. Мир и остальное. — Баку, 1920 а.
148. Крученых А. О женской красоте. Доклад. — Баку, 1920 б.
149. Крученых А. Декларация заумного языка. Листовка. — Баку, 1921 а.
150. Крученых А. Ззудо/Обл. А. Родченко. ¦— М., 1921 б.
151. Крученых А. Цоца/ Обл. А. Родченко. — М., 1921 в.
152. Крученых А. Заумь /Обл. Родченко А. — М., 1921 г.
153. Крученых А. Голодняк. — М., 1922 а.
154. Крученых А. Зудесник. Зузутные зудеса. — М., 1922 б.
155. Крученых А. Ззудо/Рис. А. Тарасенкова. — Тифлис, 1922 в.
156. Крученых А., Хлебников В., Летников Г. Заумники. — М., 1922 г.
157. Крученых А. Фактура слова. — М., 1923 а.
158. Крученых А. Апокалипсис в русской литературе. — М., 1923 б.
159. Крученых А. Собственные рассказы, стихи и песни детей. — М., 1923 в.
160. Крученых А. Сдвигология русского стиха. — М., 1923 г.
161. Крученых А. 500 новых острот и каламбуров Пушкина. — М., 1924а.
162. Крученых А. Фонетика театра. — 2-е изд., доп. — М., 1925 а.
163. Крученых А. Заумный язык у Сейфуллиной, Вс. Иванова, М. Леонова, И. Бабеля, А. Веселого / Обл. В. Кулагиновой-Клуцио. — М., 1925 б.
164. Крученых А. Новое в писательской технике И. Бабеля, А. Веселого и др. —2-е изд. книги «Заумныйязык у Сейфуллиной» .— М., 1927.
165. Крученых А. 15 лет русского футуризма 1912;1927. — М., 1928.
166. Крученых А. Кукиш проитякам. — М., 1992.
167. Крученых А. Наш выход. К истории русского футуризма. — М., 1996.
168. Крюкова В, Н. Антиискусство // Теория и практика авангардистских движений. — М., 1985.
169. Кузнецов Э. Фактура как элемент книжного искусства // Кузнецов ЭД. Книга как художественный предмет. — М., 1988.
170. Кульбин М. Свободное искусство как основа жизни. Гармония и диссонанс // Студия импрессионистов. — СПб., 1910.
171. Кушнер Б. Сонирующие аккорды. Ритмическое обоснование и классификация элементарных аккордных групп // Сборники по теории поэтического языка. — Вып. 2. —Пг., 1917.
172. Лаврентьев А. Н. Вступительная статья // В. Степанова, А. Род-ченко. Мастера книжного искусства. — М., 1989.
173. Ларионов М. Лучистая живопись // Ослиный хвост и Мишень. — М., 1913.
174. Лахман Р. Синкретизм как провокация стиля // Pejmovnik ruske avangarde. — Zagreb, 1987.
175. Левин Ю. Заметки о поэзии О. Мандельштама ЗОх годов, I // Slavica Hierosolyma tana/ Vol. III. — Ierusa lern, 1978.
176. Ле-Дантю M. Живопись всекое // Сарабьянов Д. В. Неизвестный—-русский авангард в музеях и частных собраниях. — М., 1992.
177. Ле-Фоконье М. Произведение искусства // Союз молодежи. — СПб., 1912. —№ 2.
178. Ле-Фоконье М. Современная восприимчивость и картины // Бубновый валет. Сб. статей по искусству. — Вып. I. — М., 1913.
179. Лившиц Б. Освобождение слова // Дохлая луна. —М., 1913.
180. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Стихотворения. Переводы. Воспоминания. —Л., 1989.
181. Лившиц Б. В цитадели революционного слова. Публикация Р. Вроона // Russian Literature. — Vol. XXVIIIV.— Amsterdam, 1990.
182. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцевой В. М. — М&bdquo- 1990.
183. Лисицкий Э. Супрематический сказ про два квадрата. — Берлин, 1922.
184.
Литература
и живопись. — Л., 1982.
185. Литературные манифесты, (от символизма к Октябрю). Сб. материалов под ред. Н. Бродского. — М., 1929.
186. Литвин Ф. А. Многозначность слова в языке и речи. — М., 1984.
187. Лихачев Д. С. Текстология. На материале русской литературы ХXVIIвеков. —Изд. 2., перераб. и доп. —Л., 1983.
188. Лобанов В. М. Художественные группировки за 30 лет. — М., 1930.
189. Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. — М., 1993.
190. Лотман Ю. К проблеме пространственной семиотики // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. — XIX. — Тарту, 1966.
191. Лотман Ю. Стихотворения раннего Пастернака и некоторые вопросы структурного изучения текста // Труды по знаковым системам. — Вып. IV. — Тарту, 1969.
192. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — М., 1970.
193. Лотман Ю. М. Анализ художественного текста. Структура стиха. —Л., 1972.
194. Лотман Ю. Художественная природа русских народных картинок // Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв. — М., 1976.
195. Лотман Ю. О семиосфере //Труды по знаковым системам, XVII. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма. — Тарту, 1984.
196. Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. — T.I. — Таллин, 1992.
197. Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа. — М., 1994.
198. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров // Человек — текст — семи-осфера — история. — М., 1996.
199. Лучисты и будущники. Манифест // Ослиный хвост и Мишень. — М., 1913.
200. Любимова Н. А., Пинежанинова Н. П., Сомова Е. Г. Звуковая метафора в поэтическом тексте. — СПб., 1996.
201. Магаротто Л, «Неуемная» авангардистская деятельность И. Зда-невича // Русский авангард в кругу европейской культуры. Материалы международной конференции, Москва, 4−7 января, 1993. Тезисы и материалы. — М., 1993.
202. Макушевич В. Логика алогичного // X. Арп. 1886- 1960. Скульптура. Графика. Каталог выставки. — М., 1990.
203. К. Малевич. Письма к М. В. Матюшину. Публ. Е. Ковтуна // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома. — 74. —Л., 1976.
204. Малевич К. Хлебников (очерк о поэте) // Творчество. — 1991. —7.
205. Малевич К. Художник и теоретик. Каталог. — М., 1990. Малевич К. В моем живописном опыте // Малевич К Художник и теоретик. — М., 1990.
206. Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. — Т. I — М., 1995; Т. И—М., 1998.
207. Манифест футуристов // Союз молодежи. —СПб., 1912. —№ 2. Манифесты и программы русских футуристов // Die Manifeste und Programmschriften der russichen Futuristen / V. Markov. — Munchen^ 1967.
208. Маринетти Ф. Манифесты итальянского футуризма / Пер. В. Шершеневича. — М., 1914.
209. Маркаде Ж. Взаимоотношения поэзии и живописи в «Полутораглазом стрельце» Б. К. Лившица //Культура русского модернизма. — М., 1993.
210. Марков В. Принципы нового искусства // Союз молодежи. — СПб., 1912. —№№ 1−2.
211. Марков В. Принципы творчества в пластических искусствах. Фактура. — СПб., 1914.
212. Марков В. О Хлебникове // О свободе в поэзии. — Л., 1994.
213. Матюшин M. О книге Метценже-Глеза «Du Cubisme» // Союз молодежи. При участии поэтов «Гилея». — СПб., 1913. —№ 3.
214. Матюшин М. Футуризм в Петербурге. Футуризм в литературе // Футуристы. Первый журнал русских футуристов. — СПб., 1914.
215. Матюшин М. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний.1. М.—Л., 1932.
216. Матюшин М. Опыт художника новой меры // Харджиев и др. К истории русского авангарда. — Стокгольм, 1976.
217. Маяковский В. Собрание сочинений в 13-ти томах. — М., 19 551 961.
218. Минц 3. Г, Футуризм и «неоромантизм» (к проблеме генезиса—структуры «Истории бедного рыцаря» Ел. Гуро) // Ученые записки Тар-тусского Государственного университета, 822. — Тарту, 1988.
219. Минц 3. Г. Неопубликованное произведение Елены Гуро «Бедный рыцарь» // Russian Literature. — Vol. XXIX-I. —Amsterdam, 1991.
220. Мислер H. П. H. Филонов — слово и знак (по следам архивных материалов) //Russian Literature.— Vol. XI-III. —Amsterdam, 1982.
221. Мислер H., БоултД. П. Филонов. Аналитическое искусство. — М., 1990.
222. Мордерер В. Б. Лившиц. Игра в слова // Кузмин М. и русская культура XX века. Тезисы и материалы конференции. — Л., 1990.
223. Молок Ю. Типографские опыты поэта-футуриста//В. Каменский. Танго с коровами. Железобетонные поэмы. Факсимильное издание с приложением статей. — М., 1914.
224. Молок Ю. Начала московской книги. 20-е годы // Искусство книги.1. Вып. 2.—М., 1971.
225. Морозов и Щукин — русские коллекционеры. От Моне до Пикассо. Каталог выставки. — М., 1994.
226. Называть вещи своими именами. — М., 1986.
227. Назайкинский М. Принципы единовременного контраста // Русская книга о Бахе. — М., 1986.
228. Наков А. Русский авангард. — М., 1991.
229. Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. —1. М&bdquo- 1992.
230. Несбет Э., Найман Э. «Формы времени в формах времени». Хроно-сомы хронотопа //Новое литературное обозрение. — 1993. — № 2.
231. Никольская Т. Игорь Терентьев в Тифлисе// L’avanguardia a Tiflis.1. Venezia, 1982.
232. Никольская Т. Взгляды Тынянова на практику поэтического эксперимента // Вторые Тыняновские чтения. -— Рига, 1986.
233. Никольская Т. «Синдикат футуристов» //Russian Literature. — Vol. XXI-L—Amsterdam, 1987.
234. Никольская Т. Игорь Терентьев — поэт и теоретик «41 °» // Терен-тъевИ. Собрание сочинений. — Bologna, 1988.
235. Никитаев А, Хлебников и начало супрематизма // Вестник Общества Хлебникова. I. — М., 1996.
236. Нильсон Н. А. «Первобытность», «примитивизм» // Russian Literature. — Vol. XVII-I. — Amsterdam, 1985.
237. Нойхаузер P. Каламбур // Russian Literature. — Vol. XXIV-I. — Amsterdam, 1988.
238. Нойхаузер P. Звуковая метафора //Russian Literature. — Vol. XXVII. — Amsterdam, 1989.
239. Нуссберг Л. Пафос Малевича — нездешнее пространство //Вопросы искусствознания. —1996. —№ 2 (IX).
240. Ораич Д. Звездный язык // Russian Literature. — Vol. XVII-I. — Amsterdam, 1985.
241. Ораич Д. Цитатность // Russian Literature. — Vol. XXIII-II. — Amsterdam, 1988.
242. Ораич Д. Заумь и dada // Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре. Материалы международного симпозиума.— Bern, 1991.
243. Ослиный хвост и Мишень. — М., 1913.
244. Панов М. О восприятии звуков // Развитие фонетики современного русского языка. — М., 1966.
245. Парнис А., Тименчик Ю. Программа «Бродячей собаки» //Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. —1983. —Л., 1985.
246. Парнис А. Хлебников и Малевич — художники-изобретатели. К истории взаимоотношений //Творчество.— 1991.— № 7.
247. Перцова Н. Н. О понимании нестандартного текагп // Семиотика и информатика. — Вып. 15. — М., 1980.
248. Перцова Н. Н. Словарь неологизмов Велимира Хлебникова // Wiener Slawistischer Almanack. Sonderband 40.— Wien — Moskau, 1995.
249. Поливанов E. О «звуковых жестах» в японском языке //Поэтика. — СПб., 1919.
250. Поливанов Е. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники // Вопросы языкознания.— 1963.—№ 1.
251. Попова Л. С. 1889−1924. Каталог выставки. —М., 1990.
252. Поспелов Г. О «валетах» бубновых и валетах червонных //Панорама искусств. — 77. — М., 1976.
253. Поспелов Г. Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910;х гг. — М., 1990.
254. Постникова О. Ханс Арп — художник // X. Арп. 1886−1966. Скульптура. Графика. Каталог выставки. — М., 1990.
255. Постмодернизм как явление культуры. Материалы межвузовской конференции. — М., 1995.
256. Пощечина общественному вкусу. — СПб., 1912.
257. Поэтика русского авангарда. Материалы международной конференции. — Тамбов, 1993.
258. Поэтика русского и украинского авангарда: история, поэтика, традиции. Материалы международной конференции. — Херсон, 1991.
259. Примитив и его место в художественной культуре нового и новейшего времени. — М., 1983.
260. Пространство и время в литературе и искусстве. Методические материалы по теории литературы. —Даугавпилс, 1990.
261. Пунин Н. Н. Современное искусство. — М., 1920.
262. Пунин Н. Н. О Татлине. Архив русского авангарда. — М., 1994.
263. Радлов Н. О футуризме. — Пг., 1923.
264. Ревзина О. Г. Качественные и функциональные характеристики времени в поэзии А. Введенского // Russian Literature. — Vol. VI IV. — Amsterdam, 1978.
265. Редько A. M. Литературно-художественные искания в конце XIX.
266. Розанова О. Основы Нового Творчества и причины его непонимания //Союз молодежи. При участии поэтов «Гилея». —1913. — МЗ.
267. Родченко А. М. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. — М., 1982.
268. Родченко А., Степанова В. Мастера советского книжного искусства.— М., 1989.
269. Ронен О. Заумь за пределами авангарда //Литературное обозрение. — 1991— № 2.
270. Руднев В. Текст и реальность. Направление времени в культуре // Wiener Slawistischer Almanack. — Band 17. — Wien, 1986.
271. Русский авангард в кругу европейской культуры. Материалы международной конференции. — М., 1993.
272. Русский литературный авангард. Материалы и исследования // Под ред. Марцадури М. — Тренто, 1990.
273. Русский футуризм. Из истории русского художественного авангарда XX века. Материалы международной конференции: 30−31 марта 1997 г. Одновременно с выставкой Рисунки футуристов" // Альманах «Апполон «. — № 1. — СПб., 1997.
274. Ры Никонова — Матиусу Кюну // Ученые записки отдела живописи и графики Ейского историко-краеведческого музея. — Вып. I. — Ейск,.
275. Рэнсон Д. К. «Новая критика» // Зарубежная эстетика и теория литературы. — М., 1987.
276. Садок судей П. — СПб., 1913.
277. Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко. — М., 1991.
278. Сандрар Б. По всему миру. — М., 1974.
279. Сарабьянов Д. В. Русские живописцы начала XX века. Новые направления. —Л., 1973.капа.1991.
280. Сарабьянов Д. Новейшие течения в русской живописи предреволюционного десятилетия (Россия и Запад) //Советское искусствознание, 80.1. Вып. I.—M., 1981.
281. Сарабьянов Д. К своеобразию живописи русского авангарда начала XX века // Советское искусствознание. — Вып. 25. — М., 1989.
282. Сарабьянов Д. «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» // Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX начала XX века. — М., 1993 а.
283. Сарабьянов Д. Творчество Кандинского в контексте научной и философской мысли XX века // Русский авангард в кругу европейской культуры. Международная конференция — М., 1993 б.
284. Сарабьянов Д., Шатских А. К. Малевич. Живопись. Теория. — М., 1993 в.
285. Сахно И. Катахреза в авангардистском тексте // Русский текст.
286. Лоуренс — Спб., 1995. — № 3.
287. Сахно И. К вопросу о взаимодействии поэзии и живописи в русском кубофутуризме // Серебряный век русской поэзии. Проблемы. Документы.1. М., 1996.
288. Сахно И. Пластика слова в авангардистском тексте // Europa Orientalis.—Roma, 1998. —№ 1 (XVII).
289. Сватко Ю. «Текст — мир человека — культура «в пространстве современного эйдетизма // Философия языка: в границах и вне границ. — 2.1. Харьков, 1994.
290. Северская О. Паронимическая аттракция как конструктивный принцип текста // Язык русской поэзии XX века. — М., 1989.
291. Седакова О. Велимир Хлебников — поэт скорости// Русская речь. — 1985.—№ 5.
292. Семиотика и искусствометрия. — М., 1976. Семиотика. — М&bdquo- 1983.
293. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1993.
294. Сепир Э., Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. — М., 1965.
295. Серль Дж. Перевернутое слово // Вопросы философии. — 1992. —4.
296. Сигов С. Эго-футурналия Василиска Гнедова // Russian Literature. — Vol. XVII-I. — Amsterdam, 1985.
297. Сигов С. Истоки поэтики ОБЭРИУ // Russian Literature. — Vol. XX-L— Amsterdam, 1986.
298. Сигей С. (Сигов). И. Терентьев // Russian Literature. — Vol. XXII-I. —Amsterdam, 1987.
299. Сигей С. Краткая история визуальной поэзии в России // Ученые записки отдела живописи и графики Ейского историко-краеведческого музея. — Вып. I. — Ейск, 1991.
300. Сигей С. Беседы в близине Миргорода //Поэтика русского авангарда. Специальный выпуск журнала «Кредо» — Тамбов, — 1993. —№ 3−4.
301. Сидоров А. Современная живопись. — М. — Пг., 1913.
302. Сидорова Е. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. — М., 1994.
303. Силард Е. Карнавальное сознание, карнавализация // Russian Literature. — Vol. XV1II-II. —Amsterdam, 1985.
304. Силард E. Орнаментальностъ, орнаментализм // Russian Literature. — Vol. XIX-I. —Amsterdam, 1986.
305. Смирнов И. П. Причинно-следственные связи структуры поэтического произведения //Исследования по поэтике и стилистике. —Л., 1972.
306. Смирнов И. П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. — М., 1977.
307. Смирнов И. П. Барокко и опыт поэтической культуры начала XX века // Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи. — М.,.
308. Смирнов И. П., Деринг-Смирнова И. «Исторический авангард» с.
309. Vol. VIII-V. — Amsterdam, 1980.
310. Смирнов И. П. Катахреза // Russian Literature. — Vol. XIX-I. — Amsterdam, 1986.
311. Смирнов И. Авангард и символизм (элементы постсимволизма в символизме) //Russian Literature. — Vol. XXIII-II. —Amsterdam, 1988.
312. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник / Сост.: Ильин И. П., Цурганова Е. Н. — М&bdquo- 1996.
313. Соливетти К. «Азбука ума» В. Хлебникова //Russian Literature. — Vol. XXIII-II. —Amsterdam, 1988.
314. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. — М., 1977.
315. Спасский С. Маяковский и его окружение. —Л., 1940.
316. Степанов Ю. В трехмерном пространстве языка. — М., 1985.
317. Стрелец. Сб. статей по искусству. Кн. 1−3. — Пг., 1915;1922.
318. Стригалев А. А. Искусство конструктивистов: от выставки к выставке (1914;1932) // Советское искусствознание. — Вып. 27. — М.,.
319. Терентьев И. О разложившихся и полуразложившихся // Крученых А. 15 лет русского футуризма. — М., 1928.
320. Терентьев И. Собрание сочинений. — Bologna, 1988. Терентьев И. Мои похороны. — М., 1993. Терентьевский сборник. (I). — М., 1996. Терентьевский сборник. (II). —М&bdquo- 1998.
321. Терехина В. М. «Начало жизни цветочно алой.» О. В. Розанова (1896−1918) //Панорама искусств, 12. — М&bdquo- 1989.
322. Терехина В. М. Женщины русского авангарда. // Человек. —1993. —6.
323. Технический манифест футуристической литературы // Маринет-ти Ф. Манифесты итальянского футуризма. — М., 1914.
324. Толстая-Вечорка Т. Слюни черного гения//Бука русской литературы.—М., 1923.
325. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. —Л., 1927. Топоров В. Из исследований в области анаграммы // Структура текста. — 81. Тезисы симпозиума. — М., 1981.
326. Топоров В. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. — М., 1983.
327. Топоров В. К исследованию анаграмматических структур. / Анализы //Исследования по структуре текста. — М., 1987.
328. Топоров В. Миф о воплощении юноши-сына, его смерти и воскресении в творчестве Елены Гуро // Серебряный век в России. — М., 1993.
329. Топоров В. Аптекарский остров как городское урочище (общий взгляд) // Ноосфера и художественное творчество. — М., 1991.
330. Третьяков С. Бука русской литературы // Бука русской литературы. — М&bdquo- 1923.1. Трое. — СПб., 1913.
331. Требник троих. Сборник стихов и рисунков. — М., 1913. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. — М., 1993. Туфанов А. Эолова арфа. — Пг., 1917.
332. Туфанов А. К зауми. Фоническая музыка и функция согласных фонем, — Пб., 1924.
333. Туфанов А. Ф. Ушкуйники. Фрагменты поэмы. —Л., 1927. Тынянов Ю. Проблемы стихотворного языка. — М., 1965. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М&bdquo- 1977. Удальцова Н. Жизнь русской кубистики. Дневники, статьи, воспоминания. — М., 1995.
334. Успенский П. Д. Tertium Organum. Ключ к загадкам мира. — СПб., 1992.
335. Успенский Б. А. Поэтика композиции. — М., 1970. Успенский Б. А. К поэтике Хлебникова: Проблемы композиции // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. — Тарту, 1973.
336. Ужаревич И. Несовместимость // Russian Laerature. — Vol. XXIII-II. —Amsterdam, 1988.
337. Ужаревич И. Лирический парадокс // Russian Literature. — Vol. XXIX-I. — Amsterdam, 1991.
338. Ученые записки отдела живописи и графики Ейского историко-краеведческого музея. — Вып. 1. — Ейск, 1991.
339. Фарыно Е. Паронимы — анаграмма — палиндром // Wiener Slawisticher Almanach. — Bd. 21. — Wien, 1988.
340. Фарыно E. Дешифровка // Russian Literature. — Vol. XXVI I. — Amsterdam, 1989.
341. Федоров M. Ф. Философия общего дела. — Т. I. — Верный, 1906. Филонов П. Проповень о проросли мировой. — Пг., 1914. Филонов П. Понятие о внутренней значимости искусства как действующей силы//Russian Literature. — Vol. XI-III.— Amsterdam, 1982.
342. Филонов П. Конспект программы преподавания (конспект системы) //Russian Literature. — Vol. XI-III. — Amsterdam, 1982.
343. Фиртич H. Г. Русский алогизм и Льюис Кэролл // Альманах•'Апполон". — СПб. 1997. -Ml.
344. Флакер А. Оптимальная проекция // Russian Literature. — Vol. XVII-I. —Amsterdam, 1985.
345. Флакер А. Метаморфоза // Russian Literature. — Vol. XX-I. — Amsterdam, 1986.
346. Флакер А.
Литература
и живопись // Russian Literature. — Vol. XXI-I. —Amsterdam, 1987.
347. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. — М., 1993.
348. Фриче О. М. Западно-европейская литература XX века в ее главнейших проявлениях. — М. — Л., 1926.
349. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб., 1994.
350. Хан-Магаметов К. Дизайн, архитектура и полиграфическое искусство в творчестве художника А. Родченко // Родченко А. М. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. — М., 1982.
351. Хансен-Лёве А. «Мотивировка», «мотивация» // Russian Literature. — Vol. XVIII-И — Amsterdam, 1985.
352. Хансен-Лёве А. «Фактура», «фактурность» //Russian Literature.— Vol. XVII-I. — Amsterdam, 1985.
353. Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура В. Маяковского. — М., 1970.
354. Харджиев Н. В. Маяковский и И. Северянин //Russian Literature. — Vol. VMV. —Amsterdam, 1978.
355. Харджиев H. Полемичное имя //Памир. —1987. —№ 2.
356. Харджиев Н. Полемика в стихах. Малевич против Крученых и Клю-на //Russian Literature. — Vol. XXIV-II. — Amsterdam, 1988.
357. Харджиев H. Из материалов о Маяковском // Russian Literature.— Vol. XXVII-IV. — Amsterdam, 1990.
358. Харджиев H. И. Статьи о русском авангарде в 2-х томах. — М., 1997.
359. Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М&bdquo- 1992.
360. Хинтон Ч. Четвертое измерение. Эра новой мысли. Пг., 1915.
361. Хлебников В. Неизданные произведения (под. ред. Н. Харджиева). — М&bdquo- 1940.
362. Хлебников В. Собрание сочинений в 5-ти томах. —Л., 1928;1933.
363. Хлебников В. Творения. — М., 1976.
364. Холопова В. Н. Фактура. — М., 1979.
365. Худаков С.
Литература
художественная критика, диспуты и доклады // Ослиный хвост и Мишень. — М., 1913.
366. Цивьян Ю. Г. О доктринальном построении текста в авангардном фильме 20-х годов //Russian Literature. — Vol. X-IV. —Amsterdam, 1981.
367. Циглер P.-M. Группа «41 // Russian Literature. — Vol. XVII-I. — Amsterdam, 1985.
368. Циглер P.-M. A. E. Крученых // Russian Literature. — Vol. XIX-I. — Amsterdam, 1986.
369. Циглер P.-M. Поэтика Крученых поры «41 Уровень звука // L’avangardia a Tiflis. — Venezia, 1982.
370. Чичиков А. Крепкий гром. — М., 1916.
371. Черненко Л. О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологические науки. — 1994. — № 2.1. Четыре птицы. — М., 1916.
372. Чичерин А. Шлепнувшийся аэроплан. — Харьков, 1914.
373. Чичерин А. Плафь. — М&bdquo- 1922.
374. Чичерин А., Сельвинский Э. Знаем. Клятвенная конструкция. Декларация конструктивистов-поэтов. — М., 1923.
375. Чичерин А. Две конструэмы. Поэты наших дней. — М&bdquo- 1924.
376. Чичерин А. Кан-Фун. Конструктивизм-функционализм. Декларация. — М&bdquo- 1926.
377. Чуковский К. Образцы футуристических произведений. Опыт хрестоматии // Литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник». — Книга 22. — СПб., 1914.
378. Чуковский К. Эго-футуристы и кубофутуристы // Литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник». — Книга 22. — СПб., 1914.
379. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994.
380. Шапир М. О «звукосимволизме» у раннего Хлебникова («Бобэоби пелись губы.»: фоническая структура//Культура русского модернизма. — М., 1993.
381. Шапирштейн-Лерс Я. Е. (Эльсберг Я. Е.) Общественный смысл русского литературного футуризма. — М., 1922.
382. Шарп Дж. А. Малевич, Бену, а и критическое восприятие выставки «О, 10» // Великая утопия. Русский и советский авангард: 1915;1932. Каталог выставки. — Москва —Берн, 1993.
383. Шатский А. К. Малевич. Теоретическое и литературное наследие // Сарабьянов д., Шатский А. К. Малевич. Живопись. Теория. — М&bdquo- 1993.
384. Шауманн К. Монтаж // Russian Literature. — Vol. XVIII-II. — Amsterdam, 1985.
385. Шевченко А. Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения. — М., 1903.
386. Шевченко А. Принципы кубизма и других течений живописи всех времен и народов. — М., 1913.
387. Шершеневич В. Футуризм без маски. — М&bdquo- 1913.
388. Шкловский В. Искусство как прием // Сборники по теории поэтического языка.- Вып.2. Пг., 1917.
389. Шкловский В. О поэзии и заумном языке // Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. — Пг., 1919.
390. Шкловский В. Ход коня. — М. — Берлин, 1923.
391. Шкловский В. Третья фабрика. — М., 1926.
392. Шкловский В. О теории прозы. —Л., 1929.
393. Шкловский В. Гамбургский счет. — М., 1991.
394. Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова. — М&bdquo- 1927.
395. Шраер-Петров Д. Искусство как излом //Новый журнал. The New Review. —1995. —№ 196.
396. Штайн К. Э. Принципы анализа поэтического текста. — СПб. — Ставрополь, 1993.
397. Шульговский М. М. Занимательное стихосложение. —Л., 1926.
398. Шульская О. В. Функция паронимии в художественной речи (паронимические связи в слове «дым» в русской поэзии) // Проблемы структурной лингвистики. — М., 1980.
399. Эганбюри Э. Н. Гончарова, М. Ларионов. — М., 1913.
400. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. —Л., 1969.
401. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах. — Т. 2. — М&bdquo- 1964;1971.
402. Экспоненты к публике // Союз молодежи. — СПб, 1912. •— № 2.
403. Элиаде М. Космос и история. — М., 1987.
404. Энгелъгард Б. Формальный метод в истории литературы. — Л.,.
405. Эрлих В. Русский формализм: история и теория. — СПб., 1996.
406. Эткинд Е. Материя стиха. — Париж, 1978.
407. Этнолингвистика текста. — M., 1988.
408. Янечек Дж. А. Чичерин — поэт-конструктивист // Russian Literature. — Vol. XXV-IV. —Amsterdam, 1989.
409. Янечек Дж. Стихотворный крученыховский триптих «Дыр бул щыл «//Авангардисты в Херсоне. — Херсон, 1990.
410. Янечек Дж. Современная заумь // Поэтика русского авангарда. — Тамбов, 1993.
411. Якобсон Р. Десять возражений // Крученых А. 500 новых острот и каламбуров Пушкина. — М., 1924.
412. Якобсон Р. Звук и значение // Избранные работы. — М., 1985.
413. Якобсон Р. Работы по поэтике. — М., 1987.
414. Яковлев Е. Заметки об эстетике русского авангарда. В. Кандинский. К. Малевич//Философские науки.— 1989. —M 9.
415. Якубинский Л. Скопление одинаковых плавных // Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. — Пг., 1919.
416. Якубинский Л. О звуках стихотворного языка//Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. — Пг., 1919.
417. Якубинский Л. О поэтическом глоссемосочетании // Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. — Пг., 1919.
418. Ярцева В. М. Система языковая //Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990.
419. Appollinaire G. Simultanisme — Libretisme // Les soirees de. — Ns 25. — Paris, 1914.
420. Baron H. Clebnikov’s Poetic Logic and Poetic Illogic // V. Clebnikov: a Stocholm Symposium / eg. byN. Nillsson. —Stockholm, 1985.
421. Barooshian V. Russian Cubo-futurism: 1910;1930. — The Hague — Paris, 1974.
422. Baschmakoff N. «Над крайней призывной полосой.» Местность и пространство в творчестве Елены Гуро // Stadia Slavica Finlandensia. — Tomus IV. —Helsinkki 1987.
423. Biornager Lenseit K. Russian Futurism, Urbanism, and Elena Guro. — Arkona — Arhus—Denmark, 1977.
424. Bowlt D. E. Russian art of the Avant-garde: Theory and Criticism: 19 021 934. —New York, 1976.
425. Bohmig, M. Le avanguardie artistiche in Russia. Teorie e poetiche: dal cubofUturismo al costruttivismo.—Bari, De Donato, 1979.
426. Bomig M. Tempo, spazio e guarta dimensione nell’avanguadia russa // Europa orientalis. — VIII. —Roma, 1989.
427. Bohmig, M. La sperimentazione artistica e teatrale nel’n Russia deiprimi amipostrivo luzionari //Francesco Misiano о 1'awentura del cinema privato nel paese dei bolscevichi / a cura dig. Spagnoletti. —Roma, 1997.
428. Burger, P. Theory of the Avant-garde. University ofMinnesota Press. — Minneapolis, 1984.
429. Cendrars. В. La prosa du Transsibirerien et de la patite Jeharme de France. Couleurs simultanees de m-me S. Delaunay. — Paris, 1913.
430. ComptonS. The World Backwards: Russian Futurist Rooks: 1912;1916. — London, 1978.
431. Douglas Ch. Cubisme brancais — Cubo-fvturisme russe // Cahiers du Musee national d’art Moderne. —№ 2. —Paris, octJdec., 1979. — Ns 2.
432. Erlich B. The Place of Russian Futurism Within the Russian Poetic Avantgarde: A Recosideration // Russian Literature. — Vol. ХШ-I. — Amsterdam, 1983.
433. Flaker A. Das Problem der russischen Avant-garde, // Von der Revolution zur Schriftstellerkongress. — Berlin, 1980.
434. Flaker A. Tri napomene uz pojam avangarde // Umjetnost’rijeci. — 1981. —№ 25.—.
435. Flaker A. Knj&evna viste ruska avangarde // Umjetnost’rijeci (внеочередной выпуск). —1981.
436. Flaker A. Avant-garde Literature and Painting // Proceedings of the IX Congress of the International Comparative Literature Associative (Innsbruck, 1989). — T. 3. — Literature and the Other Arts. — Innsbruck, 1981.
437. Flaker A. Russka avangarda. — Zagreb, 1984.
438. Gibiatt G., Tjalsma H. W. (eas). Russian Modernism. Culture and the Avant-garde. 1900;1930. — Ithaca, 1976.
439. Gray C. The Great Experiment: Russian Art 1863−1922. — London, New York, 1970; London, 1986.
440. Grossman M. Dada. Paradox, mystification, and abiguity in European literature. —New York, 1971.
441. Grabel R. Die literatischen Konstmctivisten. Versuch uber das Wechselverhaltis von Organisation, Funktion und Production zum Schriftstellerkongress. Wiesbaden1979.
442. Grabel R. Russkij literaturnyj konstruktivizm //Russian literature. — Vol. XVII—I. —Amsterdam, 1985.
443. Grabel R. Russischer Konstruktivismus, Kunstlerische Konzeptionen, Literarische theorie und Kultureller Kontext // Opera Slavica. — NF-I, — Wisbaden, 1981.
444. Hansen-Love A. Der russische Formalismus. Methodologische Rekonstruktion seiner Entwicklung aus dem Prinzip der Verfremdung. — Wien, 1978.
445. Hansen-Love A. A. V. Chlebnikovs onomatopoetik. Name and anagramm // Wiener Slawistischer Almanach. — Sonderband 21. — Wien, 1981.
446. Janecek G. Krucenych and Chlebnikov Co-authoring a Manifesto // Russian Literature. — Vol. VIII-V. —Amsterdam, 1980.
447. Janecek G. II’ja Zdanevic’s «Aslaablic'e» and Transcription of «Zaum» ' in Orama//L'avanguardia a Tiflis. — Venezia, 1982.
448. Janecek G. The Look of Russian Literature, Avantgarde Visual Experiments. 1900;1930. — Prinston, 1984.
449. Janecek G. Zaum, Classification// Canagian American Slavic Studies. — 20. —1986. — №№ 1−2.
450. Janecek G. Alersej Krucenuch’s Literary Theories // Russian Literature.
451. Vol. XXXIX-L—Amsterdam, 1996.
452. Jablonovskaya M. N. Women artists of Russia’s New age: 1900;1935. — London, 1990.
453. JangfeldB. Majakovskij undfuturism: 1917;1921. — Stockholm, 1976. Jensen K. Lapoetika del lettore (Lapoetika «zaum» delfuturisti russi) // ff Verri. —1983. — №№ 29−30.
454. Magarotto L. L’avanguardia dopo la rivoluzione. Le riviste degli arrni Ventinell' URSS: «II giornale dei futuristi», «L'arte della Comune», «II Lef, «II nuovo Lef'. — Bologna, 1976.
455. Markov V. The Longer Poems of Velimir Khlebnikov. — Berkelly — Los Angeles, 1962.
456. Markov V. Manifesty iprogrammy russich futuristov (Hg. VI. Markov).1. Munchen, 1967.
457. Markov V. Russian Futurism: A history. — Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1968.
458. Marcade V. Le renouveau de liart pictural russe. 1864−1914 — Lausanne, 1971.
459. Marzaduri M. Suoni e sensi nella 'zaum' di krucenych // Lingua e stile. — 1980.—№ 1.
460. MarzaduriM. FaccaniR. Zaum'// ff Verri. —1983. -№№ 29−30- 3132.
461. Marzaduri M. //futurismo russo e le teorie del linguagio trasmental //ff Verri. —1983. —№№ 31−32.
462. Meyer R. Dada in Zurich und Berlin: 1916;1920. — Kronberg, 1973.
463. Mickilwicz D. Semantic functions in Zaum' // Russian Literature. — Vol. XVV. — Amsterdam, 1984.
464. Nilsson N. A. Krucenych’s poem «Dyr bul scul» // Scando-Slavica. — 24. —Coplenhagen, 1979.
465. Nilsson N. A. Futurism, Primitivism and the Avant-garde // Russian Literature. — Vol. VIII-V. —Amsterdam, 1980.
466. Nilsson N. A. Futurism: primitivism//Umjetnosf rijeci. —1981. —JVs 25. Nilsson N. A. The Saund Poem: Russian Zaum' und German Dada // Russian Literature. — Vol. X-IV. —Amsterdam, 1981.
467. Perlov M. The futurist moment: Avant-garde, Avant-guerre, and the Language of Rupture. —Chicago and London, 1986.
468. Pomorska K. Russian Formalist Theory and its Poetic Ambience. — The Hague, 1968.
469. Ribemont-Dessaignes G. Dada. Manifestes, poems, articles, projets: 19 151 930. — Champlibre, 1974.-Stapanian J. R. Majakovsky’s Cubo-Futurist Vision // Rice University.
470. Press Houston. — Texas, 1986.
471. Sternberg E. RussicheKunst. Berlin: 1919;1932. —Berlin, 1969. Taulor I. K. Phonetis Sumbolism reexamened // Psuhologica/— Vol. 60 — London, 1965 —Ns 2.
472. The Avant-garde Tradition in Literature. — New York, 1982. The George Costakis Collection. Art of the Avant-garde in Russia. — New York, 1981.
473. Weststeijn W. The Role of «J» in Chlebnikov’s Poetry // Velimir Chlebnikov (1885−1922): Myth and Reality. — Studies in Slavic Literature and Poetic. — Vol. 8. —Amsterdam, 1986.