Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Управление развитием высшего учебного заведения на основе процессного подхода и методов бизнес-моделирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интеллектуальный капитал характеризует способности вуза эффективно разрешать основные проблемы развития на основе его интеллектуальных ресурсов, включая неявные знания высококвалифицированного персонала, а также знания, воплощенные в результатах их деятельности: уровне и качестве внутренних бизнес-процессов, учебниках, монографиях, учебно-методических материалах, базах знаний, IT-системах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы трансформации российских вузов в современных условиях
    • 1. 1. Новая парадигма и стратегия развития высшего образования
    • 1. 2. Задачи трансформации российских вузов в условиях становления рынка образовательных услуг
    • 1. 3. Процессный подход к управлению деятельностью по развитию
  • Глава 2. Методологии и методы моделирования бизнес-процессов
    • 2. 1. Предмет бизнес-моделирования: традиционные подходы и методы
    • 2. 2. Новые подходы в бизнес-моделировании: современные методологии и инструменты моделирования
    • 2. 3. Архитектурный процесс: основные принципы разработки, использования и развития Архитектуры предприятия
  • Глава 3. Формирование модели управления бизнес-процессами развития на основе Архитектуры вуза
    • 3. 1. Построение функциональной модели деятельности традиционного вуза на основе структурного подхода
    • 3. 2. Построение модели бизнес-процессов развития инновационного
    • 3. 3. Этапы внедрения модели архитектурного управления бизнес-процессами развития инновационного вуза

Управление развитием высшего учебного заведения на основе процессного подхода и методов бизнес-моделирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В XXI веке формируется новая стратегия развития общества на основе знаний и современных информационных технологий. Сфера образования в этих условиях приобретает статус важнейшей компоненты устойчивого социально-экономического развития, определяющего конкурентоспособность и лидирующее положение страны в мире. Традиционная система высшего образования не в состоянии в полной мере удовлетворять растущий массовый спрос на образовательные услуги ни количественно, ни качественно.

Суть новой парадигмы высшего образования четко сформулирована в международных документах: массовая востребованность, открытость и его доступность на протяжении всей жизни граждан, обеспечивающие широкое распространения требуемых научных знаний и компетенций. В связи с этим перед высшим образованием встают грандиозные задачи, требующие его самого радикального преобразования и обновления, подвергать которым его еще не приходилось (8, с.220).

Во многих странах университеты и вузы осуществляют кардинальные преобразования, стремясь лучше подстроиться к новым требованиям, которые общество выдвигает к высшему образованию, и новым задачам, возникающим в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг. Эти изменения носят всеобъемлющий характер и затрагивают академическую и организационную структуру, образовательные процессы и методы преподавания, предлагаемые учебные программы, материальную базу и подготовку преподавательского состава.

Стратегия массовой доступности, базирующаяся на использовании учебных программ, постоянно адаптируемых к современным и будущим потребностям общественного развития, а также на использовании инновационных технологий обучения, кардинально меняет рынок образовательных услуг интернационализация и глобализация) и условия конкурентной среды (переход от локальных к международным формам конкуренции). Новое качество рынка образовательных услуг и конкурентной среды формируется по мере реформирования сферы высшего образования как его закономерный результат.

Еще одной причиной неизбежных перемен является стремление создать единое и взаимосвязанное Европейское пространство высшего образования с едиными стандартами качества в целях устранения раздробленности, пестроты образовательных систем, которые не совместимы с потребностями развития европейского рынка труда.

В рамках глобального реформирования системы высшего образования главные изменения происходят внутри вуза, который становится центром трансформационных процессов. Их суть состоит в формировании способности вуза успешно действовать на рынке образовательных услуг, опираясь в своем развитии на эффективное использование собственных интеллектуальных ресурсов.

Решающим фактором преобразований становится понимание их неизбежности и готовность вуза к переменам. Вузы должны самостоятельно выявить ключевые точки реформирования собственных бизнес-процессов, требующих инновационных подходов и решений, и приложить максимальные усилия своего персонала для успешного их обновления, не надеясь на чудесное вмешательство вышестоящих сил или спонсоров.

Целью исследования является разработка теоретических и методических основ формирования новой деятельности по развитию в вузах как важнейшего условия их трансформации и создания конкурентных преимуществ. Главное внимание уделено методологии моделирования и разработке модели архитектурного управления деятельностью по развитию вуза на основе процессного подхода. При этом под Архитектурой вуза понимается его комплексная бизнес-модель — архитектура предприятия (Enterprise Architecture).

В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие задачи исследования:

1. Анализ новой парадигмы развития высшего образования и стратегии ее реализации в условиях формирования глобального рынка образовательных услуг;

2. Изучение содержания и характерных форм модернизации российских вузов;

3. Определение понятия конкурентоспособности вуза, типологических характеристик и способов повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;

4. Рассмотрение архитектурных методологий, методик описания архитектуры и методов построения моделей, а также программных средств моделирования, необходимых для разработки Архитектуры вуза;

5. Выделение и моделирование нового вида деятельности по развитию вуза, основу которой составляют знания и способности сотрудников, участвующих в реализации многочисленных проектов развития;

6. Разработка модели архитектурного управления деятельностью по развитию и рекомендаций по ее внедрению в инновационном вузе.

Объектом исследования является высшее учебное заведение в условиях кардинального реформирования сферы высшего образования.

Предметом диссертационного исследования стал наиболее интенсивный путь трансформации вуза на основе формирования бизнес-процессов развития и обновления всех сторон его деятельности, опирающихся на эффективное применение собственных интеллектуальных ресурсов.

Методологическую и теоретическую основу составляют научные труды российских и зарубежных ученых по проблемам высшего профессионального образования в условиях его реформирования, методологии бизнес-моделирования и процессного подхода к управлению бизнес-системами, законодательные акты Российской Федерации и международные документы (Декларации и Конвенции), затрагивающие проблемы развития сферы высшего образования. Особое место занимают работы зарубежных авторов, в которых раскрывается опыт успешного применения архитектурной методологии FEAF.

Federal Enterprise Architecture Framework) и стратегии Six Sigma для совершенствования деятельности организаций.

Новизна научных результатов заключается в разработке концептуальной основы формирования и управления новой деятельностью по развитию, направленной на создание в вузе более совершенных бизнес-процессов. К основным результатам, составляющим научную новизну исследования можно отнести следующие:

• обоснована определяющая роль деятельности по развитию для вузов, осуществляющих трансформацию и обновление существующих бизнес-процессов;

• выделены и классифицированы основные модели конкурентоспособных вузов, обладающих определенными стержневыми компетенциями;

• представлена инновационная модель вуза, стержневую компетенцию которой составляют бизнес-процессы развития и обновления на основе собственного интеллектуального капитала;

• выделена специфика управления агрегированными бизнес-процессами, такими как бизнес-функция, вид деятельности и бизнес-система в целом;

• предложены методологии и методики бизнес-моделирования, адекватные управлению бизнес-процессами развития на основе формирования Архитектуры вуза;

• разработана модель архитектурного управления проектами развития, которые осуществляются силами собственных сотрудников вуза;

• построена и проанализирована функциональная модель деятельности традиционного вуза и модель бизнес-процессов развития в инновационном вузе на основе метода IDEF0;

• адаптированы принципы и методы стратегии Six Sigma для внедрения модели архитектурного управления бизнес-процессами развития в инновационном вузе.

Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использовать теоретические положения и практические рекомендации диссертации для внедрения модели процессного управления бизнес-процессами развития вуза на основе применения Архитектуры вуза и плана миграции для отбора, контроля и регулирования проектных усовершенствований, осуществляемых сотрудниками и студентами вуза.

Предлагаемая интегрированная методика описания Архитектуры вуза (архитектура моделирования) и модель бизнес-процессов развития вуза могут быть использованы также для решения прикладных задач научного консультирования предприятий и организаций, которые намерены создавать механизмы архитектурного управления своим развитием.

Апробация результатов диссертации осуществлялась путем научных публикаций и выступлений на научно-практических конференциях. По теме диссертации опубликованы научные статьи и тезисы общим объемом более 2 п.л.

Часть элементов предлагаемой модели прошли апробацию в рамках российско-шведского проекта «Создание модели Датотеки в Санкт-Петербурге» в 1998;1999 году (Приложение).

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Заключение

.

В ходе проведенного диссертационного исследования были обоснованы следующие выводы:

1. В XXI веке формируется новая стратегия развития общества на основе знаний и современных информационных технологий, которая выдвигает перед высшим образованием грандиозные задачи, требующие его самого радикального преобразования и обновления. Суть новой парадигмы можно кратко сформулировать следующим образом: массовая востребованность, открытость и доступность высшего образования, обеспечивающие широкое распространение среди граждан требуемых научных знаний, которые становятся важнейшим компонентом социально-экономического, культурного и экологического развития общества и формирования нравственных и духовных его ценностей.

2. Центральным требованием новой парадигмы выступает обеспечение равноправного и справедливого доступа к высшему образованию всех желающих обрести новые знания и компетенции на протяжении всей жизни граждан, а также отсутствие любых дискриминационных условий. Вторым важным требованием становится диверсификация моделей высшего образования. Это означает необходимость многообразных способов обучения и форм подготовки кадров, чтобы предоставлять всем учащимся оптимальный график обучения, включая выбор начала и прекращения получения высшего образования в зависимости от их интересов и возможностей. Третьим требованием (специфичным для европейского высшего образования) является стремление создать единое и взаимосвязанное Европейское пространство высшего образования с едиными стандартами качества в целях устранения раздробленности, пестроты образовательных систем, которые не совместимы с потребностями развития европейского рынка труда.

3. Во многих странах вузы приступили к радикальным преобразованиям, стремясь соответствовать новой парадигме высшего образования. Главный смысл происходящих изменений состоит в необходимости трансформации основ образовательной деятельности вузов, т. е. формировании качественно иной бизнес-модели вуза, способного успешно действовать в рамках новой парадигмы высшего образования в условиях острой международной конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг.

4. Практическая реализация новой парадигмы высшего образования требует радикального пересмотра не только форм, методов и технологий обучения, но и стратегии его долгосрочного развития. Происходит своеобразная смена стратегии элитарности высшего образования на стратегию обеспечения равноправного, доступного и удобного для всех желающих граждан качественного обучения необходимым знаниям и компетенциям на протяжении всей их жизни по учебным программам, постоянно адаптируемым к современным и будущим общественным потребностям в условиях формирования глобального рынка образовательных услуг.

5. Новая стратегия развития высшего образования кардинально изменяет характер рынка образовательных услуг и условия конкурентной среды за счет внедрения инновационных образовательных технологий и полноценного электронного образования, в том числе престижными зарубежными университетами и бизнес школами. Вузы все более втягиваются в международное бизнес-соперничество на собственном национальном рынке, где им будут противостоять международные сети зарубежных университетов, обеспечивающие своим участникам дополнительные конкурентные преимущества.

6. Происходящие изменения недопустимо понимать как тотальную «товаризацию» рынка образовательных услуг. Высшее образование призвано обеспечивать сохранение и развитие культуры, гражданского общества, понимание прошлого, демократических ценностей и возможностей национального развития, которые выходят за рамки обычных товарных отношений по поводу образовательных услуг, являясь важной составляющей национального и социального блага. Это особая сфера жизнедеятельности общества и государства, в которой совершается воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и характера мышления, миропонимания, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации.

7. Вместе с тем, формируются новые бизнес-модели конкурентоспособных вузов, обладающих академической и экономической самостоятельностью, способных постоянно совершенствовать, развивать ключевые бизнес-процессы в соответствии с разработанной стратегией, тенденциями рынка образовательных услуг, запросами потребителей, эффективно используя собственный интеллектуальный капитал в качестве основы своей конкурентоспособности. Традиционные вузы должны самостоятельно выявить точки реформирования своих бизнес-процессов, требующих кардинального обновления, и приложить максимальные усилия для их успешной трансформации, либо уступить свое место другим, более успешным коллективам.

8. Интеллектуальный капитал характеризует способности вуза эффективно разрешать основные проблемы развития на основе его интеллектуальных ресурсов, включая неявные знания высококвалифицированного персонала, а также знания, воплощенные в результатах их деятельности: уровне и качестве внутренних бизнес-процессов, учебниках, монографиях, учебно-методических материалах, базах знаний, IT-системах, клиентских и партнерских взаимодействиях. Чем интенсивнее вуз использует упомянутые ресурсы, тем интенсивнее растет собственно интеллектуальный капитал. Это еще одна уникальная особенность интеллектуальных ресурсов — в отличие от материальных ресурсов, в процессе потребления они возрастают, увеличивая тем самым свой потенциал.

9. Процессы трансформации вуза должны стать предметом постоянного внимания и заботы не только руководства, но и большинства сотрудников.

Самая глубокая суть предстоящих преобразований — научиться ценить, формировать и эффективно использовать естественную основу успешного развития вуза — его интеллектуальный капитал. Это внутренние, базисные изменения, в которых неизбежно будут участвовать практически все сотрудники. Невозможно навязать сверху типовые, готовые к применению процессы и формы, обеспечивающие конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.

10. Конкурентоспособный вуз не представляет собой некий особый тип вуза, к которому должны стремиться традиционные вузы, трансформируя основные процессы, организационную структуру, систему и процедуры управления и другие свои атрибуты. Скорее это иное качество всех составляющих процессов или бизнес-модель вуза, основой конкурентоспособности которого являются наиболее сильные его компетенции, определяющие успех на формирующемся рынке образовательных услуг.

Можно выделить шесть бизнес-моделей вузов, у которых доминируют определенные стержневые компетенции, создающие предпосылки их успешной деятельности на рынке образовательных услуг:

• Престижная модель (особо престижное и элитное обучение, бренд, известные и авторитетные научные школы);

• Доступная модель (ценовая и территориальная доступность вуза);

• Монопольная модель (подготовка специалистов редких профессий в единственном вузе);

• Партнерская модель (партнерский альянс двух или нескольких вузов, направленный на подготовку специалистов по общим учебным программам);

• Виртуальная модель (e-learning модель или уникальные технологии и условия обучения, основанные на использовании возможностей современных 1Т-технологий);

• Инновационная модель (эффективная деятельность по развитию на основе применения интеллектуального капитала вуза).

11. Методологической основой трансформации управленческих процессов в вузе должен стать процессный подход. Центральное место в процессном подходе естественно занимает понятие бизнес-процесса, представляющего собой цепочку логически связанных, повторяющихся действий (операций), в ходе которых ресурсы перерабатываются в определенные ценности для внутренних или внешних потребителей. Каждый бизнес-процесс при этом должен иметь владельца, который осуществляет оперативное управление, являясь неотъемлемой частью самого бизнес-процесса. Наиболее полная классификация бизнес-процессов включает 5 групп: основные бизнес-процессы, обеспечивающие бизнес-процессы, сопутствующие бизнес-процессы, бизнес-процессы развития и бизнес-процессы управления.

12. Особые характеристики имеют агрегированные бизнес-процессы, которые формируются на трех уровнях: контекстном (системном) уровне, уровне видов деятельности и уровне бизнес-функций. Агрегированный процесс, в силу его специфики, отличается от бизнес-процессов и требует особых методов управления. Руководитель агрегированного процесса может обеспечить руководство составными бизнес-процессами только через их владельцев, поэтому он регламентирует их деятельность и реализует второй контур управления, включающий классический набор функций.

13. Наличие двух взаимодействующих контуров управления бизнес-процессами является важной особенностью процессного подхода, которая позволяет совместить внутри организации процессные и структурно-функциональные принципы управления. Попытки применить в организации процессную систему менеджмента в чистом виде, распространяя статус владельцев и соответствующие процедуры управления на уровень агрегированных процессов, неизбежно терпят провал, ибо доводят ситуацию до абсурда: либо полный демонтаж действующей функциональной структуры, либо создание двух параллельных систем управления.

14. Из всего многообразия бизнес-процессов, формирующих вуз как целостную организацию, особый интерес в условиях его трансформации вызывают бизнес-процессы развития, к которым относят процессы совершенствования различных сторон его деятельности. С их помощью создаются более совершенные процессные и продуктовые инновации, позволяющие полнее удовлетворять запросы внешних и внутренних потребителей, эффективнее использовать ресурсы, усиливая собственную конкурентоспособность.

15. Задачи трансформации российских вузов в условиях становления рынка образовательных услуг весьма многоплановы. Основное внимание следует сосредоточить на формировании деятельности по развитию вуза, которая превращается в ключевой фактор преобразований, обеспечивающих создание конкурентоспособных качеств и компетенций. Основной формой реализации процессов развития вуза должна стать проектная форма использования знаний и способностей сотрудников и студентов под руководством специально обученных и временно освобожденных от других обязанностей руководителей проектных команд.

16. Решение задач, возникающих в процессе развития организации, невозможно без применения специальных методов системного анализа и моделирования, среди которых ключевое место занимают методы структурного и объектно-ориентированного подхода. Структурный подход прочно утвердился в роли доминирующего инструментария моделирования бизнес-процессов, так как лучше других отражает сущность процессного подхода, позволяет адекватно описывать контуры управления и потоки работ, более доступен для понимания и обладает большей наглядностью. Основным методом построения функциональных моделей в структурном анализе считается IDEF0, который чаще других техник применяется для моделирования бизнес-систем. Среди наиболее известных представителей инструментальных программных средств бизнес-моделирования можно назвать продукт BPWin компании Computer Associates.

17. Бизнес-моделирование играет важную роль в деятельности организации, позволяя увидеть не только настоящую, но и будущую ее картину, что помогает в принятии решения о проведении изменений и выработке плана действий для перехода от текущего состояния к желаемому. В то же время, требование непрерывного совершенствования бизнес-процессов и необходимость обеспечения жесткого соответствия ИТ-спецификаций моделям бизнеса привело предприятия к осознанию важности формирования комплексных моделей, которые в бизнес-моделировании принято называть «Архитектурой предприятия» (Enterprise Architecture).

18. В качестве инструмента определения всех необходимых моделей, а также методов их построения в бизнес-моделировании чаще всего применяется «Структура Захмана для Архитектуры предприятия», столбцы которой отражают аспекты рассмотрения предприятия («кто?», «что?», «как?» и т. д.), а строки являются уровнями абстракции (контекстный, концептуальный, логический, и т. д.) или точками зрения на комплексную модель (менеджер, проектировщик, разработчик и т. д.).

19. Структура Захмана не дает готовых рецептов по применению конкретных диаграмм и нотаций, так как представляет собой «инструмент размышления» над построением необходимых моделей для комплексного описания предприятия. Фундаментальность и универсальность Структуры Захмана предопределила широту ее использования в практике построения архитектур предприятия различных масштабов. Она стала основой для большинства современных методологий моделирования и, в то же время, инструментом для их сравнения. Созданные на основе Структуры Захмана архитектуры моделирования представляют собой полноценные методики описания архитектуры предприятия, которые помогают нам ответить на вопросы относительно того «что?», «как?», «кто?», «зачем?», «когда?» и «где?» нужно построить.

20. Современные методологии моделирования, построенные на основе новых и традиционных методов, все чаще принято называть «архитектурными методологиями» (Architecture Framework), которые, в отличие от Структуры Захмана, предлагают готовые сценарии построения моделей с небольшим диапазоном выбора нотаций и представляют собой описание процесса моделирования, построенного на ее основе. Причем, данный процесс может отражать как методику построения статичной архитектуры предприятия, так и весь ее жизненный цикл, т. е. архитектуру предприятия в динамике. Примерами таких архитектурных методологий являются FEAF, TOGAF, DODAF и другие.

21. Построение Архитектуры предприятия требует применения качественно новых комплексных программных средств поддержки процесса моделирования, которые, наряду с применением готовых методологий моделирования, обеспечивали бы возможность разработки собственных архитектурных методологий и настройки среды моделирования на их основе.

22. Разработка архитектуры предприятия в рамках архитектурного процесса не является самоцелью для организации и не является гарантией ее развития, в тоже время, этот инструмент направлен на обеспечение целенаправленного и эффективного совершенствования бизнес-процессов организации. Таким образом, правильным было бы определить место архитектурного процесса как одного из ключевых процессов деятельности по развитию организации, продукты которого используются для управления другими процессами этой деятельности.

23. Существенным элементом архитектурного процесса является выявление и анализ несоответствий между текущим и целевым состоянием архитектуры предприятия и ее отдельных доменов, который осуществляется на основе анализа разрывов (gap-анализа). Проведение такого анализа является критически важным для определения ключевых точек реформирования в процессе трансформации вуза в желаемое состояние.

24. Основные этапы архитектурного процесса предполагают описание текущей архитектуры, разработку целевой архитектуры на базе корпоративной бизнес-стратегии, планирование миграции (перехода) и дополнение архитектуры в процессе ее использования в качестве основы механизма архитектурного управления развитием. Данный механизм предполагает взаимосвязанную работу архитектурного процесса, процессов архитектурного контроля и регулирования, а также процессов управления проектами развития в целях постоянного совершенствования всех сторон деятельности вуза.

25. Практика современного менеджмента сформировала мощную систему совершенствования бизнес-процессов организации, основу которой составляют знания и способности сотрудников, постоянно участвующих в реализации многочисленных проектов развития, получившую название стратегии Six Sigma. Философию Six Sigma, основные методы ее реализации и механизмы управления следует адаптировать для формирования аналогичных проектов развития вуза как основной формы эффективного применения его интеллектуального капитала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации № 3266−1 «Об образовании» в редакции Федерального закона № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“.
  2. Федеральный закон № 125-ФЗ „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2000. № 21.
  4. Федеральная программа развития образования на 2000 2005 годы // Официальные документы в образовании. 2000. № 21.
  5. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования.
  6. Модернизация российского образования: документы и материалы /Редактор-составитель Э. Д. Днепров. М., 2002.
  7. Р 50.1.028−2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования.
  8. Сборник документов, касающихся международных аспектов высшего образования / Сост. Е. В. Шевченко. СПб.: „Оракул“. 2000.
  9. A.M. Основные характеристики трансформации российского высшего образования в условиях рынка. // www.charko.ru
  10. . Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. М.: РИА „Стандарты и качество“, 2003.
  11. P.JI. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. -М.:Сирин, 2002.
  12. И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. под ред. Каптуревского Ю. Н. СПб: Издательство „Питер“, 1999.
  13. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002.
  14. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М., 2003.
  15. В. В., Калянов Г. Н., Попов Ю. И., Рыбников А. И., Титовский И. Н. Автоматизация управления предприятием. М.: Инфра-М. 2000.
  16. .Ф., Киселев Э. В. Возможности использования процессного подхода при системе управления качеством // Качество. Инновации. Образование. 2003 -№ 2.
  17. В. Совершенствование управления основа повышения конкурентоспособности организации // Стандарты и качество. — 2004. — № 8.
  18. Т. Новая экономика требует новой системы образования (из выступления на Давосском форуме) //Высшее образование в России. 2000. -№ 2. с. 103−105.
  19. Брю Г. Шесть сигм для менеджеров/ Пер. с англ. В. Н. Егорова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
  20. Ю.С., Глухое В. В., Федоров М. П., Федотов А. И. Управление развитием вуза. СПб., 1998.
  21. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе. // Вопросы экономики. 2002. № 8. С. 114−118.
  22. А. М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1998.
  23. Т., Молчанова О., Абрамешин А. Управление инновациями в сфере образования // Высшее образование в России. 2001. № 6. с. 3−12.
  24. Всемирный банк. „Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития“, 2000 г.- „Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы“, 2001 г. // www.worldbank.ru
  25. Всемирный доклад по образованию 2000 г. Право на образование: на пути к образованию для всех в течение жизни. М., 2000.
  26. В. Системная архитектура и ее место в архитектуре предприятия // Директор ИС, № 5,2002.
  27. К., Сарсон Т. Системный структурный анализ: средства и методы -М: Эйтекс, 1992.
  28. С.Ю. „Шесть сигм“ в России: начало пути. Опыт внедрения процессного подхода // Методы менеджмента качества. 2005. — № 7.
  29. Ю., Свистунов Б. К иной парадигме // Высшее образование в России. 1999. № 3. С. 60−66.
  30. Е.Т., Кандрашина Е. А. Процессно-ориентированное управление // Менеджмент в России и за рубежом 2003.- № 1.
  31. Ю. 12 лет спустя: национальная доктрина образования // Народное образование. 2000. № 2. С. 203−210.
  32. А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии // Университетское управление. 2004. № 1(29). С. 9−20.
  33. А.О. Концепция проектно-ориентированного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2003. N 3 (26). с. 24−37.
  34. Ф.Ж., Келли Дж.Н. Преобразование организации: Пер. с англ. М.: Дело, 2000.
  35. Дак Дж Д. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. М.: Альпина Паблишер, 2002.
  36. А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. „Инь“ и „Янь“ информационных технологий предприятия М. Интернет-Ун-т Информ. Технологий, 2005.
  37. А.В. Интеграция государственных информационных систем и организация межведомственного взаимодействия, 2003.
  38. А.В. Предложения по концепции формирования архитектуры „электронного правительства“ Российской Федерации // Материалы 3-й ежегодной конференции „Государство в XXI веке“, Москва, 6 апреля 2005.
  39. А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре „электронного правительства“. М.: Инфра-М, 2004.
  40. Д. Процессы управления стратегическими изменениями. Хрестоматия „Управление изменением“. М.: МЦДО „ЛИНК“, 1996.
  41. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб., 1999. С. 261−277.
  42. В.И., Зиндер Е. З. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации. М.: Эко-Трендз, 2004
  43. О.П., Виноградов Н. М., Багров ИМ. Высшая школа России на пороге нового тысячелетия социальные проблемы развития // Изв. С.-Петерб. ун-та экон. и финансов. 2000. № 1. С. 27−41.
  44. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ. М.: Издательский дом „Вильяме“, 2002.
  45. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
  46. В.И. Практика функционального моделирования с AllFusion Process Modeler М.: Диалог-МИФИ, 2004.
  47. Дэвид Кэмбелл и др., Стратегический менеджмент: Учебник/ Пер. с англ. Н. И. Алмазовой М.: ООО „Издательство Проспект“, 2003.
  48. А.П. Перспективы развития образования в России в XXI в. //Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 4. С. 50−64.
  49. В.Г., Репин В. В., Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. М.: Инфра-М, 2005.
  50. В. Бизнес-процессы, процессное управление и эффективность // Управление персоналом. 2004. — № 3. /16.
  51. В.В. „Размышления о процессном подходе“// Методы менеджмента качества. 2004. — № 11.
  52. Е.З. „BD-предприятие“ схема архитектуры трансформирующейся системы // „Директору информационной службы“ № 4, 2000.
  53. В.А., Каменнова М. С., Попова Т. В. Методологический подход к реорганизации деятельности предприятия // Открытые системы. 1996. N.2. С.67−69.
  54. В., Попова Т. Инструментальная программная среда ARIS. Моделирование бизнес-процессов предприятия. М.: ИНФРА-М, 2001.
  55. В.А., Попова Т. В. Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации. М.: ООО Издательство „Научтехлитиздат“, 2000 г.
  56. Использование Архитектуры Предприятия в Федеральном Правительстве может быть улучшено. Февраль 2002. Центр компетенции по электронному правительству при американской торговой палате в России.
  57. А. Н., Калянов Г. Н. Структурные модели бизнеса: DFD-технологии. М.: Финансы и статистика, 2003.
  58. Г. Н. Архитектура предприятия и инструменты ее моделирования // Автоматизация в промышленности, 2004, 7, с.9−12
  59. Г. Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе. М.: Горячая линия — Телеком, 2004.
  60. Г. Н. Консалтинг при автоматизации предприятий: Научно-практическое издание.- М.: СИНТЕГ, 1997.
  61. Г. Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. М.: СИНТЕГ, 2000.
  62. Г. Н. CASE-технология: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. М.: Горячая линия Телеком, 2002.
  63. В.Б., Светлов Р. В., Петров А. В., Цыб А.А. Болонский процесс в вопросах и ответах СПб.: Издательство СПбГУ, 2004.
  64. B.C. Стратегии, структуры и новые задачи адаптации российских университетов // Модернизация экономики и выращиваниеинститутов: кн. 2 / отв. Ред. Е.Г. Ясин- Гос. Ун-т Высшая школа экономики. -М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005.
  65. Дж. Б. Управление стратегическими изменениями. Управление изменением: Хрестоматия 3-е изд., стер. — Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001
  66. С., Ковалев В. Описание бизнес-процессов к вершинам мастерства // Консультант директора. — 2004. — № 10.
  67. С., Ковалев В. Современные методологические описания бизнес-процессов: просто о сложном // Консультант директора. 2004. № 12.
  68. С. М., Ковалев В. М. Описание основных и обеспечивающих бизнес-процессов// Консультант директора. 2004. — № 8.
  69. С., Ковалев В. Технологии анализа и оптимизации бизнес-процессов. Оптимизация бизнес-процессов // Консультант директора. 2005. -№ 8.
  70. М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен: Пер. с англ. М: ИНФРА-М, 2002.
  71. А. Процессный подход к управлению предприятием в современных условиях // Логинфо. -2005.-№ 12.
  72. .В., Травкин Ю. В. Электронное правительство. Опыт США (под ред. Дрожжинова В.И.). М.: Эко-Трендз, 2003.
  73. Ю. В. Основы менеджмента М., 1997.
  74. А.А., Овсянников А.А. CASE-моделирование информационных процессов. Орел: ВИПС, 1998.
  75. С.В. Моделирование бизнес-процессов с BPWin 4.0. М.: Диалог-МИФИ, 2002.
  76. Маклаков С.В. BPwin, ERwin. CASE-средства разработки информационных систем. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1999.
  77. Л. О процессах, процессном управлении и не только // Управление компанией. 2006. — № 4.
  78. Д., Мак-Гоуэн К. Методология структурного системного анализа и проектирования SADT. Пер. с англ. / Предисловие Д. Т. Росса. М.: Метатехнология, 1993.
  79. .З. Управление знаниями. М.: Инфра-М, 2003.
  80. А.И. Реформирование высшего профессионального образования в обществе переходного периода. СПб., 1998.
  81. А.И., Минаев Д. В. Концептуальные основы рынка высшего профессионального образования. СПб., 1998.
  82. Модернизация российского образования: стратегические разработки /Под ред. Я. И. Кузьминова. М., 2002.
  83. Л.Г. Эволюция концепции образования в современном мире //Экономика образования. 2001. № 6. С. 19−21.
  84. Д.Р. На пути к процессному подходу // Методы менеджмента качества. -2004. -№ 2.
  85. Д. А. Концепция управления организационными изменениями. Управление изменением: Хрестоматия 3-е изд., стер. -Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001.
  86. Н. И. Эффективный менеджмент: регулирование процессов в бизнесе через бизнес-процессы // ЭКО. 2002. — № 6.
  87. Новое в государственной политике финансирования вузов в странах Запада //Экономика образования. 2001. № 3. С. 107−113.
  88. Образование в XXI веке: обучение для всех в течение всей жизни //Экономика образования. 2001. № 1. С. 66−70.
  89. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии / Отв. ред. В. Г. Кинелев. М., 1999.
  90. Ю.А. и др. Комплексная автоматизация управления предприятием: Информационные технологии теория и практика. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  91. Процессный подход в стандартах ИСО серии 9000 и на практике / Под ред. Герасимовой Г. Е. М.: НТК „Трек“, 2005.
  92. О деятельности университета в 2005/2006 учебном году. // Санкт-Петербургский Университет. 2006. № 18
  93. В.В. Опыт внедрения системы управления бизнес-процессами // Методы менеджмента качества. 2003. — № 5.
  94. В.В. Сквозные процессы в системе управления: миф или реальность // Методы менеджмента качества. 2003. — № 6.
  95. В.В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. — М.: РИА Стандарты и качество, 2006.
  96. В.В., Маклаков С.В. ARIS Toolset/BPWin: выбор за аналитиком // Компьютер пресс. 2002. № 1.
  97. Реформа образования: дискуссия продолжается // Экономика образования. 2001. № 1. С. 5−13.
  98. М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. М.: Аудит, 1997.
  99. Россия в Болонском процессе. Материалы международной рабочей встречи. М.: МАЭП, 2004.
  100. С. Какой CASE инструмент нанесет наименьший вред организации? // Директор информационной службы, 2002, № 1.
  101. Руководство по Архитектуре Предприятия для электронного правительства (Общая Справочная Модель) Проект версия 2.0 Рабочая группа по Архитектуре Федерального Предприятия, 25 июля 2002 года
  102. Руководство по настройке и оценке архитектуры. Октябрь 2000, версия 1 Центр компетенции по электронному правительству при американской торговой палате в России.
  103. Руководство по разработке архитектуры федерального предприятия Версия 1.1. Сентябрь, 1999 г. Разработано Советом руководителей информационных служб СЮ. Центр компетенции по электронному правительству при американской торговой палате в России.
  104. М.К. Управление знаниями: Пер. с англ. М.: ООО „Издательство ACT“, 2004.
  105. Е.И. Стратегическое планирование системной трансформации высших учебных заведений. СПб., 2001.
  106. А.Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. М, 2001.
  107. В.А. Высшая школа России: ориентиры на будущее (Доклад на VI съезде Российского союза ректоров) //Alma Mater. 2000. № 12. С. 3−9.
  108. А.Г. Проблема реформирования науки и образования // Модернизация экономики и выращивание институтов: в 2 кн. / отв. Ред. Е.Г. Ясин- Гос. Ун-т Высшая школа экономики. — М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005.
  109. Г. В. Высшее образование в условиях глобализации экономики // Экономика образования. 2001. № 6. С. 39−45.
  110. Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике. СПб., 2000.
  111. О.И. О регулировании экономических механизмов в сфере образования //Экономика образования. 2002. № 2. С. 17−21.
  112. JI. А. Актуальные вопросы конкуренции российских вузов на рынке образовательных услуг. Кострома, 2001.
  113. Состояние образования в мире //Экономика образования. 2001. № 3. С. 95−107.
  114. JI.C., Ковалев С. Г., Миропольский Д. Ю. Тезисы национальной доктрины высшего образования // Изв. С.-Петерб. ун-та экон. и финансов. 2000. № 1.С. 5−27.
  115. H.JI. Повышение конкурентоспособности ВУЗа на рынке образовательных услуг // Модернизация экономики и выращивание институтов: в 2 кн. / отв. Ред. Е.Г. Ясин- Гос. Ун-т Высшая школа экономики. — М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005.
  116. А. С, Ципес Г. JI. Управление проектами (стандарты, методы, опыт). М.: Олимп-Бизнес, 2003.
  117. Д.Э., Семенов Ю. Д., Чижик К.Н. CASE-технологии: Практикум. М.: Горячая линия-Телеком, 2003.
  118. И.Ф. Инновационное управление качеством вузовских ресурсов: методологии и методы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
  119. В.М. Исторический шанс на обновление // Alma Mater. 2000. № 12.
  120. В.М. О концепции модернизации российской системы образования на период до 2010 года//Экономика образования. 2002. № 1.
  121. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. Аналитический обзор. М.: ГУ ВШЭ, 2004.
  122. М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1997.
  123. Холмс, Дуглас. Стратегии электронного бизнеса для государства. М.: Астрель, 2004.
  124. М., Шредер Р. 6 Sigma. М.: Изд-во ЭКСМО. — 2003.
  125. А.Ф., Стронгин Р. Г., Грудзинский А. О. Проектно-ориентированный университет // Высшее образование в России. 2002. № 2.
  126. Т.М. Десять шагов на пути к процессной структуре организации // Методы менеджмента качества. 2003. — № 2.
  127. С.В. и др. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. М.: Финансы и статистика, 2001.
  128. Черняк JI. SOA шаг за горизонт //"Открытые системы», № 9,2003.
  129. А. Некоторые аспекты практической реализации процессного подхода // Стандарты и качество. 2006. — № 6.
  130. А. Моделирование бизнес-процессов. М.: Серебряные нити, 2000.
  131. JI. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М.: ИНФРА-М. — 2005.
  132. A Practical Guide to Federal Enterprise Architecture. Chief Information Officer Council. Version 1.0. February 2001.
  133. Architecting Business Process: From Models to Real Flows, Gartner, 2003.
  134. Basic Elements of Enterprise Architecture Methodology, Giga, 2003.
  135. Building the Enterprise Architecture: The Popkin process // www.telelogic.com.
  136. Business Models: The Architecture That Pays for Itself., Gartner, 2002.
  137. Business Processes: A Compass for Architecture, Gartner, 2002
  138. CIO Council. Federal Enterprise Architecture Framework. Version 1.1, 1999 September.
  139. Darnton G., Darnton M. Business Process Analysis. London: Tompson Business Press, 1997.
  140. Downes L., Mui C. Unleashing the Killer App: Digital Strategies for Market Dominance Harvard Business School Press.
  141. E-Government Architecture: Development and Governance, Gartner, 2002.
  142. Enterprise Architecture: The Business Issues and Drivers. Gartner, 2002.
  143. Enterprise Modeling: Aligning Business and Information Technology. Popkin Software, 1999.
  144. Gane С Computer Aided Software Engineering: the Methodologies. N.Y.: Prentice Hall, 1990.
  145. Harmon P. Developing an Enterprise Architecture // Business Process Trends, January, 2003.
  146. High-Level Architecture Models Gives Enterprise Perspective, Gartner, 2003.
  147. INTEGRATION DEFINITION FOR FUNCTION MODELING (IDEF0). Draft Federal Information Processing Standards Publication 183, 1993 Dec. 21.
  148. ISO 15 704. Industrial automation systems Requirements for enterprise-reference architectures and methodologies.
  149. J. Zachman. A Framework for Information Systems Architecture. // IBM Systems Journal vol. 26, № 3, 1987.
  150. J.F. Sowa and J. A. Zachman. Extending and Formalizing the Framework for Information Systems Architecture. // IBM Systems Journal vol. 31, № 3, 1992.
  151. Katz, Richard N. and Associates. Dancing With the Devil: Information Technology and the New Competition in Higher Education. San Francisco, CA: Jossey Bass, 1999.
  152. Kruchten P. Architecture Blueprints The «4+1» Model of Software Architecture, IEEE Software, 12(6), November 1995, pp. 42−50
  153. Malan Ruth and Bredemeyer Dana. Less is More with Minimalist Architecture. IEEE Computer Society. IT Professional. 2002, September-October.
  154. Martin Irvine. Net Knowledge: The Coming Revolution in Higher Education. -Georgetown University, 2001.
  155. META Group. Enterprise Architecture Desk Reference, 2002.
  156. NASCIO. Enterprise Architecture Development Tool-Kit v.2.0, 2002 July.
  157. Sohel Aziz and Thomas Obitz. Enterprise Architecture: A Governance Framework, Infosys. 2005.
  158. Spewak, Steven H. with Steven С Hill. Enterprise Architecture Planning, Developing a Blueprint for Data, Applications and Technology. John Wiley & Sons, Inc., 1992.
  159. Tempus-Tacis University Management Joint European Project «Becoming an entrepreneurial university», Contract No UNJEP-22 240−2001.
  160. The framework for enterprise architectures: cell definitions // http://www.zifa.com.
  161. TOGAF Version 8: «Enterprise Edition» // http://www.togaf.org.
  162. Опыт Современной Гуманитарной Академии // http://www.much.ru
Заполнить форму текущей работой