Территориальный фактор.
Национальная экономика
1] Перевозка продукции ГМК «Норильский никель» до Лондона или даже до Ныо-Йорка обходится дешевле, чем до Москвы. Ямало-Ненецкий газоносный райондобывает 96% российского газа, на самом Ямале — 92%, а расстояние от нефтегазовых месторождений Западной Сибири до регионов основного потребления в центре Европейской России составляет 2500—4000 км. Даже в Канаде это расстояниене превышает 1500 км. Если… Читать ещё >
Территориальный фактор. Национальная экономика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
_ В России действует целый ряд объективных факторов, которые оказывают существенное влияние на особенности модели экономической системы России. Объективность этих факторов состоит в том, что они заданы историей и географией страны, а возможности воздействия на них весьма ограничены. В то же время их оценка с точки зрения влияния на национальную экономику может быть подвержена довольно быстрым изменениям.
Самым очевидным географическим фактором социально-экономического развития страны является территориальный фактор — размеры ее территории. Россия — крупнейшая в мире страна, площадь которой составляет 12% обитаемой суши (17 млн км[1]). Протяженность страны с севера на юг составляет 4400 км: от островов в Северном Ледовитом Океане (на широтах севера Гренландии) до южных границ Дагестана, расположенных на широте Рима, Марселя и Ташкента. С востока на запад — более 10 000 км, 11 часовых поясов: время в крайней западной Калининградской области на 2 часа больше гринвичского, а на Камчатке и Чукотке — на 12 часов.
Экономическими следствиями этого являются высокие транспортные издержки, снижение конкурентоспособности продукции, опасность экономической и политической дезинтеграции, разрыва единого экономического пространства.
Пример Транспортоемкость хозяйства (в т/км на долл. ВВП) составляет: в Северной Америке — 1,3; в Западной Европе — всего 0,3; в Японии — 0,4; в странах Центральной и Восточной Европы — в среднем 1,5; в развивающихся странах варьируется: от 0,84 в экономически отсталых странах Африки до 1,7 в странах Латинской Америки; а в России — 5,3. Эти цифры свидетельствуют о решающем значении для транспортоемкости ВВП не столько социально-экономического типа стран, отраслевой структуры хозяйства, роли «тяжелых» и сырьевых отраслей, сколько размеров страны.
Не просто большие расстояния, но и удаленность основных баз ресурсов от центров их переработки и потребления также увеличивает себестоимость любого товара.
Пример
Социальными последствиями больших расстояний стало снижение территориальной мобильности населения, особенно заметное на Дальнем Востоке и в Сибири, где растет доля людей, ни разу не посещавших Москву и другие районы Европейской России. Если в конце советского периода средней зарплаты жителя Дальнего Востока хватало, чтобы слетать в Москву 1—2 раза в месяц, то сейчас — не более 3—6 раз в год[2]. Все это приводит к ослаблению социальных связей между районами страны.
Еще одно следствие размеров страны — внутреннее разнообразие. Высокая контрастность географических (региональных) объективных условий, обусловленных природой и (или) историей, в значительной степени формируют условия ведения экономической деятельности, заселенность территории, развитие городов и систем расселения, полиэтническую структуру населения.
- [1] Перевозка продукции ГМК «Норильский никель» до Лондона или даже до Ныо-Йорка обходится дешевле, чем до Москвы. Ямало-Ненецкий газоносный райондобывает 96% российского газа, на самом Ямале — 92%, а расстояние от нефтегазовых месторождений Западной Сибири до регионов основного потребления в центре Европейской России составляет 2500—4000 км. Даже в Канаде это расстояниене превышает 1500 км. Если взять суммарные издержки (т.е. учитывающие нормативно-законодательные отчисления) на добычу и доставку ямальского газа от месторождения до границы с Германией, то структура издержек такова: транзит (19%) —добыча (22,2%) — транспорт (58,8%). При этом расстояние доставки газа, например, на Северный Кавказ, превышает расстояние до западных границ России.
- [2] Социальный атлас российских регионов // Независимый институт социальной политики. URL: http://www.socpol.ru/atlas/overviews/settlement/index.shtml