Психолого-педагогическая технология взаимодействия семьи и школы
Диссертация
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в работе материалы и данные позволили создать модель технологии взаимодействия, которая может быть использована в практике образовательных учреждений. По результатам исследования было издано методическое пособие, в котором дается характеристика основных направлений коррекционной, диагностической и просветительской работы школьной… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема взаимодействия семьи и школы в психологопедагогической литературе
- 1. 1. Семья как объект научного исследования
- 1. 2. Взаимодействие семьи и школы как психолого-педагогическая проблема
- 1. 3. Роль воспитания родителей в решении проблемы взаимодействия семьи и школы
- 1. 4. Выводы
- Глава II. Содержание и методы оптимальной технологии взаимодействия семьи и школы
- 2. 1. Организация технологического процесса, принципы его реализации и основные направления деятельности
- 2. 2. Информативный блок технологии
- 2. 3. Аналитический блок технологии
- 2. 4. Инструментальный блок технологии
- 2. 5. Выводы
- Глава III. Экспериментальная проверка эффективности психологопедагогической технологии взаимодействия семьи и школы
- 3. 1. Организация исследования и использованные методики
- 3. 2. Анализ и обсуждение результатов проведенного эксперимента
- 3. 3. Выводы
Список литературы
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. / А. М. Боковиков (пер. с нем.) — М., 1995. — 296 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Изд-во ЛГУ, 1969.340 с.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. -В кн.: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 3−19.
- Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис. .кан. психолог, наук.-М., 1990−22с.
- Асеев В.Г. Возрастная психология / Учебное пособие. -Иркутск, 1989.194 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.- Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104 с.
- Баз Л. Л, Баженова О. В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых лет жизни. Психолог, журнал. Том 17 N 1, 1996.
- Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. науч. тр.- М., 1988- 372 с.
- Ю.Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. -М.: — 1986. — 422 с. П. Беспалько В. В. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989−270 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд.-во Академии пед. наук РСФСР, 1961.- 695 с.
- Бодалев A.A., Обозов H.H., Столин В. В. О службе семьи / Психологический журнал, 1981, N4. С. 91−99.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Психологическое исследование, М/. Педагогика, 1968. — 464 с.
- Бородушкина Л.С. Изучение отношения младших школьников к родителям. В кн.: Педагогический опыт как источник психолого педагогических знаний в коллективе и личности школьника. — М.: — 1986. — С. 19−24.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.- 200 с.
- Буянов Н.И. Ребенок из неблагополучной семьи / Зап. дет. психиатра. -М.: Просвещение, 1988. 207 с.
- Валантинас A.A. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных норм детьми младшего школьного возраста / Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1988. -16 с.
- Ваппер Э.В. Влияние домашней среды на успеваемость учащихся: Автореф. дис.канд. пед. наук. Тарту, 1972 — 22с.
- Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции / Вестник МГУ. Психология, N 4. -С. 32−38.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис.кан. психолог, наук. М., 1987 — 24с.
- Варга А.Я., Столин В. В. Тест-опросник родительского отношения / Практикум по психодиагностике / Психодиагностические материалы. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. С. 107−113.
- Варга А.Я., Смехов В. А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей / Вестник МГУ. Психология, 1986, N 4. -С. 22−32.
- Веденов A.B. Личность как предмет психологической науки//Вопросы психологии, 1956, N1. С. 12 — 17.
- Венгер A.JI. Развитие социальных эмоций у детей 6−7 лет / Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. М: Педагогика, 1988. -С. 45−55.
- Воспитание дошкольника в семье / Вопросы теории и методики. Под ред. Т. А. Марковой. — М.: Педагогика, 1979. — 192 с.
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М.: — 1936.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология, -М.:-1926.
- Выготский Л.С. Развитие трудного детства / Основные проблемы педологии в СССР. М.: — 1928.
- Выготский Л.С. Собрание сочинения в 6-ти томах, т.З Проблемы развития психики. Под ред. A.M. Матюшкина, сост. Г. Л. Выготская. -М.: Педагогика, 1983. -368 с.
- Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Психология межличного познания. М.: Педагогика, 1981. — С. 122−139.
- Гаврилова Т.П. К пробл.еме влияния распада семьи на детейдошколь-ного возраста. Семья и формирование личности / Сб. Научн. Тр. АПН СССР, НИИ общ. педагогики. Под ред. А. А. Бодалева М. НИИ ОП, 1981. — С. 10−16.
- Гарбузов В.И. Динамика семейной психотерапии в клинике неврозов детского возраста. Л.: Медицина, 1974.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.- Медицина, 1977. — 272 с.
- Гильяшева И.Н., Игнатьева Н. Д. Детская проекционная методика в исследовании межличностных отношений ребенка / Психологические методы исследования личности в клинике. -Л.: Медицина, 1978.
- Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием / Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием / Сб. научн. тр. АПН СССР, НИИ общ. педагогики. -Под ред. И. В. Гребенникова, М.: НИИ ОП, 1980. — С.3−23.
- Давыдов В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. Н. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1978. — С. 180 205.
- Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» /Под ред. А.ГЛидерса. Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. — 32 с.
- Деусова Т.П. Возрастной подход к выбору методов воспитания детей вIсемье / Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания, 19−20 но-яб. / Тез. докл. и выступл. редкол.- Е. И. Сермяжко /отв. ред./ и др. Могилев, 1985. -Ч.2.-С. 179−183.
- Дзятковская E.H. Комплексная диагностика индивидуальных стилей регуляции /Здоровье и образование. Иркутск: изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 1998. -60 с.
- Дзятковская E.H., Нодельман В. И., Востротина З. И. Здоровье и образование. Иркутск: изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 1998. — 316 с.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учебное пособие. Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск: Университэц-кае, 1997. -237 с.
- Дьяконова А.Н. Взаимоотношения родителей и детей как условие воспитанности подростков / Автореф. дис. канд. пед. наук. -Л.: 1986. 16 с.
- Запорожец A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / В кн.: Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. -С.243−268.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / Кн. для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1986- 127 с.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986.109 с.
- Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / Вопр. психол. 1982, N1. С. 59−68.
- Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации отношений в конфликтной семье / Вопр. психол. 1981, N 3. С. 58−68.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков / Психол. исследование. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
- Захаров А.И. Семейное воспитание и его дефекты / В кн. Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974. -С. 189−206.
- Захарова A.B., Андрущенко Т. Ю. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте / Сообщение :
- Условия формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте / Новые исследования в психологии. 1981. — N 1(25).- С. 43−48.55.3ачепицкий P.A., Яковлева Е. К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. М.: Медгиз, 1960. -40 с.
- Земская М. Семья и личность / Пер. с польск. М., 1986 — 211 с.
- Золотарев С.А. Голос семьи о школе. Рига, 1900 152с.
- Исаев Д.Н., Коган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. К.: Медицина, 1988.-160 с.
- Карпова С.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие школьников. -М.: изд-во МГУ, 1986. 142 с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.63 .Коломинский Я. Л. Социальные эталоны как стабилизирующие факторы психики / Вопросы психологии, 1972, N.I. -С. 99−110.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988.-190 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество / Ист. этногр. перспектива. — АН СССР. -М.: Наука, 1988. -269 с.
- Кон И. С. Социология личности. М. Политиздат, 1967. — 383 с.
- Концептуальные подходы к созданию системы обеспечения экологической безопасности и здоровья ребенка в процессе дошкольного и школьного образования /ДьяковаМ.Б., НодельманВ.И., МиляеваВ.Р. и др. Иркутск, 1996. -18 с.
- Коссая С.М. Взаимосвязь школы и семьи в воспитании и обучении младших школьников: Автореф. дис.канд. пед. наук Л., 1962. — 24с.
- Котырло В.К., Ладывир С. А. Детский сад и семья. -Киев: Радяньска школа, 1984. 119 с.
- Кравченко Т.В. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей: Автореф. дис. .кан. пед. наук. Киев, 1993 — 22с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 6-и томах, т.1 М.: Педагогика, 1978 -435 с.
- Ладывир С.А. Влияние семейных взаимоотношений на отзывчивость. -Киев.: Радяньска школа, 1987. -167 с.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. -Л.: 1924. -290 с.
- Ландгеймер И., Матейчик 3. Психическая депривация Е детском возрасте. Прага, 1985.
- Левкович В.П. Социально-психологические аспекты семейного воспитания / Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983, — С. 99−116.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Выща школа, 1981.376 с. j 79. Лесгафг П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.
- Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Л. Медицина, 1983.
- Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоро-левого поведения ребенка / Автореф. дис. канд. психол. наук. Л.: -1987. -21 с.82Люблинская A.A. Детская психология. М: — 1971.
- Макаренко A.C. О воспитании в семье / Иэбр. пед. произведения. М.: Учпедгиз, 1955, — 320 с.
- Макаренко A.C. Сочинения в 7-ми т., т. 4. М.: Педагогика, 1951.
- Макаренко A.C. Педагогические сочинения в 8-ми т., т. 4 М.: Педагогика, 1984 — 543
- Мамайчук И.И., Киреева Л. А. Психолого-педагогическая помощь семье /В помощь лектору/.-Л.: Знание, 1986. 30 с.
- Маркова Т.А. Влияние семьи и семейного воспитания на формирование личности ребенка-дошкольника / Основы дошкольной педагогики / Под ред. A.B. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. — С. 229−249.
- Мерлин B.C. Связь социально-типичного и индивидуального в личности / Сб.: Ученые записки Пермского педагогического института. 1967, вып. 4. -С. 4−19.
- Миляева В.Р. Экспериментальное изучение гибкой технологии взаимодействия семьи и школы . ./Проблемы и опыт оказания психологической и психотерапевтической помощи населению: Тезисы научно практической конференции. — Иркутск, 1995. — с.27 — 30.
- Миляева В.Р., Дзятковская E.H., Дьякова М. Б. Комплексное обоснование технологии обучения школьников с учетом состояния их здоровья /Сб. статей. Иркутск: ИПКРО, 1996. — с. 32 — 34.
- Миляева В.Р., Смирнов С. Р. Опыт создания программы «Школа, семья и театр» / Межвузовский сб. научн. трудов. Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.унта, 1997 — с. 36 — 42.
- Миляева В.Р. Роль координации влияния социальных факторов на формирование личности младших школьников /Проблемы формирования экологически направленного процесса образования/Сб. статей. Иркутск, 1996. -с.32 — 36.
- Миляева В.Р. Работа психолого экологической службы с родителями учащихся /Методические рекомендации. — Иркутск, 1996. — 40 с.
- Миляева В.Р. К вопросу о психологической эффективности включения семьи в учебно-воспитательный процесс/ Межвузовский сб. научн. трудов, — Иркутск: Изд-во Иркут.гос. пед. ун-та, 1997 -с.31 -36.
- Миляева В.Р. Основные направления и принципы реализации технологии оптимального взаимодействия семьи и школы /Сб.научн.трудов. Иркутск: Изд- во Иркут.гос.пед.ун-та, 1998 — с. 29 — 36.
- Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л.: — 1976.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка. / Психологический журнал. -1980, N 5, Т.1. С. 34−53.
- Мухина B.C. Сравнительный анализ традиций, связанных с формированием структуры самосознания личности в семьях разных социальных систем / Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания. Могилев, 1985, ч. 2. — С.80−82.
- ЮО.Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленинигр. ун-та, 1960.-426 с.
- Ю1.Мясшцев В. Н., Беспалько И. Г., Гильяшева И. Н., Немчин Г. А. Методы исследования личности за рубежом / Сб. «Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях». Л.: 1969. — С. 69−96.
- Ю2.Носонова Е. Б Эмоциональное отношение между родителями и детьми младшего школьного возраста / Психология. -Киев, Радяньска школа. 1989, вып. 32.-67 с.
- ЮЗ.Носонова Е. Б. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное поведение младшего школьника: Автореф. дис.кан. психол. Наук. Киев, 1990 — 22с.
- Ю4.Нещерет Т. В. Взаимоотношения в семье и воспитательные возможности родителей / Педагогические аспекты социальной психологии. Минск, 1978,-С. 218−219.
- Ю5.Нещерет Т. В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка/ Дис. канд. психол. наук. -Л.:1980.-215 с.
- Никольская A.A. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна, Издательский центр «Феникс», 1995, — 336 с.
- Обозов H.H. Психологическая структура семьи и формирование личности ребенка дошкольного возраста / Педагогические аспекты социальной психологии. Минск, 1978. — С. 219−221.
- Ю8.0боэов H.H., Авакумова О. Н., Трапезникова Т. М. Влияние личностных характеристик родителей и взаимоотношений между ними на формирование личности ребенка / Психология возрастных коллективов. М.: -1978. -С.128−199.
- Ю9.0вчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. -М.: Просвещение, 1993.-255 с.
- ПЗ.Пермякова В. А., Мастюкова Е. М. Индивидуально-типические особенности обучаемости детей с нарушениями умственного развития. Учебное пособие, -Иркутск, 1993, 111 с.
- Подготовка детей к школе в семье / Ред. М. Венгер, Н. Маркова. М.: 1976.- 101 с. 115 .Популярная психология для родителей /Под ред. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1989. — 256 с.
- Иб.Прихожан A.M., Толстых H.H. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи / Вопр. психол. 1982, N2. -С. 80−86.
- Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах -интернатах / Методические разработки / Под ред. И. В. Дубровиной, Д. И. Фельдштейна. -М.: 1986, — 48 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям / Под ред. A.C. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987. Пер. англ. 421 с.
- Рощин С.К. Буржуазные теории личности, идеология и политика (на примере психоаналитических и бихевиористских концепций) / Вопр. психол. -1980, N 3. С. 155−161.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995 — 529с.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии, М: -1973.
- Семья в психологической консультации / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989, — 208 с.
- Семья глазами психолога / Сборник методик. М.:НПО «МОДЕК», 1995.-64 с.
- Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. Санкт Петербург, 1996 — 286 с. .
- Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов меледу родителями и ребенком и формирование аномалии личности / В кн.: Семья и формирование личности. -М.:НИИ ОП АПН СССР, 1981. С. 1521.
- Соколова Е.Т., Чеснова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Вопр. психол. -1986. С.110−117.
- Спиваковская A.C. Как быть родителями М.: Педагогика, 1986.160 с. 130.0пиваковская A.C. Обоснование психологической коррекции неадекватной родительской позиции / В кн.: Семья и формирование личности, -М.: НИИ ОП, 1981, — С.38−45.
- Спиваковская A.C. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). М.: Изд-во МГУ, 1988, — 200 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М.: Мол. гвардия, 1988. — 345с.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. -М.: Мысль, 1987.351 с.
- Тищенко С.П. Влияние оценочных характеристик родителей на формирование эмоций ребенка / В кн.: Формирование взаимоотношений в детском саду и семье. М.: Педагогика, 1987, — С. 8−22.
- Ушатиков А.И. Семейные конфликты и их влияние на волевое развитие детей / Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л.: 1970. -19 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений т. 10. М. Л.: Изд-во Академии пед. наук, 1950 — 597с.
- Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/Под ред. В. К. Котырло.-М.: Педагогика, 1987.-144 с.
- Хараш А.У. Ребенок в доме : знакомый незнакомец (заметки социального психолога о семейном воспитании) /В кн.: Подрастающее поколение / Демографический аспект. -М.: Статистика, 1981, С. 76−87.
- Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.-11 Мысль, 1964.-325 с.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993 — 112 с.
- Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы, — М.: Статистика, 1978. -224 с.
- Холева Л.А. Влияние семейных отношений на формирование личности дошкольника / Психология. -Минск, 1987. -С. 35−41.
- Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи / Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1985. -24 с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья главами ребенка. М.: Педагогика, 1989.
- Хромова О.Л., Кравченко Т. В. Воспитание младших школьников в семь / Информационно методические материалы. — Киев, 1991. — 131 с.
- Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-целостного самоотношения подростка / Автореф. дис. канд. психол. наук. -М.: 1987. 23 с.
- Чеснова И.Г. Особенности самооценки у детей в неблагополучных семьях / В кн.: Психолого- педагогические проблемы семейного воспитания / 19-SO ноября: Тез. докл. и выступлений. Могилев, 1985, ч. 1. — С. 62−65.
- Четверухина И.С., Рытвина Д. М. Формирование притязаний на признание в условиях семейного воспитания / В кн.: Семья и личность, -М.: АПН СССР, 1981.-226 с.
- Чудновский В.Э. и др. Сопоставление различных экспериментальных методик по выявлению направленности личности / В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: 1972. — С. 249−258.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Н. П. Кузина и др. М.: Педагогика, 1980. — 567 с.
- Щербакова Н.Г. Влияние референтной родительской группы на становление мотивации учения у младших школьников: Автореф. джис. кан. Психолог, наук. М., 1988 — 22 с.
- Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В.В. (сост). Клиникопсихологическая диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и неврозоподобными состояниями / Методические рекомендации. Л., 1987.
- Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В.В. Семейная психотерапия Л.: Медицина, 1990.
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной психодиагностики и психотерапии / Методическое пособие. М.: Фолиум, 1996 — 60 с.
- Экспериментально психологическое исследование детей в период предшкольной диспансеризации /Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Поперечной, И. А. Коробейникова. — М., 1992 — 45 с.
- Якобсон П.М. Коллектив семьи и формирование личности. / Советская педагогика, 1975, NJ. С. 106−116.
- Adler A. Untertanding Hunan Mater. -N4,1927, — 286р.
- Allport G.W. Personality A psychological interpretation.-H.Y. 1937. — 588 p.
- Bell R. Parent, child reciprocal influence. American Psycholojist, 1979 -V. 34. -P. 821−826.
- Boulby D. Child care arid the growth ob love. Abridged and edited by Trym. -London and Tonbrige, 1957. P. 48−59.
- Erikson E.H. Childhood and societi. -N.Y. Norton, 1963, 446 p.
- Weinhold B., Weinhold G. Partnership families. Vienna, 1993. — 276 p.
- Fromm Erich. Man for himself. London, 1979. -254 p.
- Hoffman M. Development of prosocial motivation empathy and guilt / The development of prosocial behavior. Ed. by Eisenberg — N.Y., I982/ - P. 281−313.