Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование эффективного поведения подростков в конфликте с помощью арт-методов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфика конфликтов, возникающих в молодежной среде, за последнее десятилетие претерпела значительные изменения. Социально-психологические исследования свидетельствуют о том, что конфликты между подростками стали более жестокими, изощренными, а в силу бурного развития технических средств и телекоммуникаций, они стали носить публичный характер. Сцены столкновений между учащимися часто снимаются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Исследования психолого-педагогических конфликтов в среде подростков
    • 1. 1. Анализ исследований психолого-педагогических конфликтов
    • 1. 2. Специфика подростковой конфликтности
    • 1. 3. Конфликтность как проявление внутриличностных противоречий
    • 1. 4. Методы формирования эффективного поведения в конфликте
  • ГЛАВА 2. Поэтапное экспериментальное исследование конфликтности подростков на внутригрупповом, межличностном и внутриличностном уровнях
    • 2. 1. Организация экспериментального исследования подростковой конфликтности на примере учащихся 7−9 классов
    • 2. 2. Оценка конфликтогенности образовательного пространства школы
    • 2. 3. Референтометрические исследования конфликтных явлений в классном коллективе
    • 2. 4. Выявление репертуара поведенческих тенденций у подростков в противоречивых ситуациях
    • 2. 5. Анализ нравственных аспектов личности конфликтных подростков
  • ГЛАВА 3. Формирование эффективного поведения подростков в конфликте
    • 3. 1. Арт-методы формирования эффективного поведения в конфликте
    • 3. 2. Психолого-педагогическая программа формирования эффективного поведения подростков в конфликте
      • 3. 2. 1. Мультфильм как арт-метод формирования эффективного поведения в конфликте
      • 3. 2. 2. Экспериментальная программа мульттренинга «О самом главном»
    • 3. 3. Оценка эффективности программы мульттренинга

Формирование эффективного поведения подростков в конфликте с помощью арт-методов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Проблема социальных конфликтов в той или иной мере актуальна для любого общества на любом из этапов его развития. Специфика же российской ментальности проявляется в том, что в большинстве периодов исторического развития России конфликты оказывали, как правило, решающее влияние на состояние общества. Современные преобразования в нашем государстве привели к увеличению количества и разнообразию форм социальных конфликтов, в том числе и в школе. Ряд научных исследований, проводимых в последние годы (Анцупов А.Я., Шипилов А. И., Алишев Б. С., Баныкина C.B., Степанов Е. И., Куконков П.И.), убедительно свидетельствуют о том, что современной российской школе не удалось избавиться от конфликтогенного наследия советских времен, а современная социально-экономическая атмосфера в стране только расширяет и обогащает эту традицию. Все это с большей силой, обнаруживает явный недостаток конфликтологической культуры всех участников образовательного процесса. Согласно традиционному пониманию эффективность поведения в конфликте неразрывно связана с процессом развития конфликтнойкомпетентности и заключается в формировании знаний о конфликте и его последствияхв формировании умений конструктивно разрешать и предупреждать конфликтв закреплении и дальнейшем развитии знаний, умений, опыта поведения в конфликте. Наиболее подробно в отечественной конфликтологии изучены столкновения между учителем и учеником. Специфика межличностных подростковых конфликтов исследована в меньшей степени. Отдельные авторы считают конфликт средством выявления и формирования нравственной зрелости подростков. Л. И. Божович, В. М. Афонькова отмечают, что внутренние конфликты усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новый уровень функционирования. Подход к проблематике повышенной подростковой конфликтности приобретает особую актуальность при рассмотрении ее в контекстной связи с внутренними нравственными противоречиями, характерными для данного возраста. Новые запросы психолого-педагогической теории и практики требуют пересмотра и обогащения имеющихся знаний в сфере нравственного воспитания. Тем более, что продуктивное решение этих вопросов способно будет обогатить психолого-педагогическую практику новыми подходами и методами формирования эффективного поведения подростков в конфликте, обеспечивающими выход на глубокий внутриличностный, нравственный уровень осмысления. Результаты исследований Выготского JI.C., Копытина А. И., Свистовской Е. Е., Е. А. Медведевой, Шутовой Н. В., Рыбаковой С. Г и др. свидетельствуют о том, что именно арт-методы дают возможность приблизиться к глубинным причинам конфликтности, вскрыть нравственный характер внутриличностных переживаний. Особый интерес для психолого-педагогической теории и практики могут представлять методы творческого осмысления анимационного кино, как одного из самых популярных на сегодняшний день в детской и подростковой среде информационных ресурсов. Бездумное и бесконтрольное потребление мультипликационной продукции сомнительного качества заслоняет для большинства современных зрителей высокохудожественное анимационное искусство, обладающее не только воспитательным, но и глубоким терапевтическим потенциалом. Метафоричность мультфильма обеспечивает эффективность его применения в тех случаях, когда речь идет о внутренних противоречиях, мировоззренческих аспектах личности, вопросах нравственного самосознания. Всякий мультфильм — это мир жизненных смыслов, рассказ об отношениях, конфликтных ситуациях. Эти отношения имеют четкую моральную ориентацию, что очень важно для осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств и переживаний современного подростка. Очевидно, что работа по смыслообразованию в процессе восприятия мультфильма и переосмыслению на этой основе важнейших нравственных понятий, лежащих в основе конфликта, будет способствовать развитию котфликтологической культуры, формированию и развитию навыков эффективного поведения в конфликте.

Цель работы состоит в исследовании психолого-педагогических возможностей формирования эффективного поведения подростков в конфликте путем актуализации вопросов нравственного выбора с помощью мульттренинга как арт-метода.

Объектом исследования является конфликтное поведение подростков в условиях общеобразовательной школы.

Предметом исследования являются возможности мульттренинга как метода, способствующего формированию эффективного поведения подростков в конфликте путем актуализации вопросов нравственного выбора.

Основные гипотезы исследования:

1. Существует зависимость между отдельными показателями нравственности подростка (оценкой окружающими нравственных качеств подростка, осведомленностью подростка о категориях нравственности, наличием внутренних нравственных противоречий) и эффективностью поведения подростка в конфликте.

2. В условиях общеобразовательной школы существует возможность формирования эффективного поведения подростков в конфликте через актуализацию внутренних противоречий нравственного характера.

3. Мульттренинг как арт-метод обладает возможностями, способствующими формированию эффективного поведения подростков в конфликте.

Задачи исследования:

1. Проанализировать методологические подходы и теоретические исследования по проблеме формирования эффективного поведения подростков в конфликте.

2. Обосновать принципы исследования, сконструировать методический комплекс и провести экспериментальное изучение конфликтогенности образовательного пространства школы, межличностной и внутриличностной конфликтности подростков.

3. На основе результатов, полученных в констатирующем эксперименте, выявить особенности взаимосвязей между внутренними противоречиями нравственного характера и межличностной конфликтностью подростков.

4. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу мульттренинга «О самом главном.» способствующую формированию эффективного поведения подростков в конфликте.

5. Оценить эффективность разработанной программы мульттренинга «О самом главном.» в условиях общеобразовательной школы: проследить динамику показателей ценностно-ориентационного единства и психологического климата в подростковых группах, изменения индивидуальных показателей общего референтометрического статуса, индекса конфликтности и статуса по критерию «Нравственность», а также состояния внутренних конфликтов у испытуемых подростков.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

• положения общепсихологической концепции о единстве деятельности, сознания и личности, разрабатываемой в отечественной психологии (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев,.

A.В.Брушлинский, Д. Б. Эльконин и др.).

• положения и выводы философии и педагогики гуманизма (Н.А.Бердяев, И. А. Ильин, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Юнг).

• теории активного отражения личностью окружающего мира (А.А.Бодалев, К.А.Абульханова-Славская и др.) и целостно-системного подхода к изучению личности (Б.Г.Ананьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Брушлинский, Л. И. Анцыферова и др.).

• конструктивный подход к проблематике межличностных и внутриличностных противоречий (Л.С.Выготский, Д. Б. Эльконин,.

B.С.Мерлин, Л. А. Петровская, Б.И.Хасан) с учетом представлений об индивидуальных и возрастных особенностях конфликтности подростков.

Л.С.Выготский, И. С. Кон, Л. И. Божович., А. В. Мудрик, Т. В. Драгунова, В. Н. Лозовцева, Е. В. Первышева и др.).

• подход к пониманию феноменологии внутренних конфликтов (К.Роджерс, А. Маслоу, К. Левин, Л. Фестингер, Р. Ассаджоли, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, B.C. Мерлин, А. И. Шипилов, Е. Ф. Василюк, Исаева Э. Г. и др.).

• представления о внутреннем мире человека (К.Юнг, Г. И. Челпанов, И. А. Ильин, В. Д. Шадриков, В. В. Зенысовский, Б. С. Братусь и др.).

• представления о специфике становления нравственной сферы личности (Ж.Пиаже, Кольберг Л., Божович Л. И., Столин В. В., Непомнящая Н. И., Воловикова М. И и др.).

• концептуальная модель социокультурного становления личности с помощью искусства (Медведева Е. А.), теоретические положения о структурно-динамической системе музыкального воздействия и его положительном влиянии на эмоционально-психическую деятельность, духовный рост и нравственное совершенствование детей (Шутова Н.В.).

Методы и организация исследования:

Исследование проводилось с использованием следующих теоретических и эмпирических методов: теоретико-методологический анализ литературных источников, психологическое тестирование. При решении эмпирических задач был использован специально подобранный комплекс методов: для изучения конфликтогенности образовательного пространства использовались: методика изучения психологического климата в классе (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева) — методика определения ценностно-ориентационного единства (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева) — для исследования индивидуальной конфликтности применялись модульный социотест А. Я. Анцупова и методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (К.Томас, адаптация Н.В.Гришиной).

Исследование внутриличностных конфликтов и нравственных аспектов личности конфликтных подростков осуществлялось с помощью диагностики интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина) и методики «Свободный выбор ценностей» (Фанталова Е.Б.).

Качественно-количественный анализ полученных в ходе исследования данных проводился при помощи методов описательной статистики и статистических методов обработки (ранговой корреляции, Uкритерий Манна-Уитни, ф — критерий углового преобразования Фишера, % - критерий Пирсона, Gкритерия знаков). Все вычисления выполнялись на ЭВМ с применением пакетов статистических программ Microsoft EXCEL.

Научная новизна исследования определяется следующими положениями:

— в результате теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования уточнены современные научные подходы к пониманию внутреннего конфликта вообще и нравственных внутренних противоречий, в частности, а также к их влиянию на конфликтное поведение подростков;

— выделены особенности взаимосвязей между внутренними противоречиями нравственного характера и межличностной конфликтностью подростков;

— показано, что психолого-педагогическая работа по обогащению понятийного аппарата подростков о категориях нравственности и актуализации, вопросов нравственного выбора способствует формированию эффективного поведения в конфликтеобоснована целесообразность использования арт-методов при организации процесса формирования эффективного поведения подростков в конфликте;

— исследование вносит определенный вклад в дальнейшее решение проблемы разработки психолого-педагогических условий, способствующих формированию эффективного поведения подростков в конфликте.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

В результате переосмысления типологии педагогических конфликтов Воронина Г. Л. теоретически обоснована целесообразность разделения педагогических конфликтов на две группы: конфликты с участием взрослых и конфликты с участием детей, дано описание принципиальных различий между этими двумя группами конфликтов. Уточнены и расширены современные представления о внутреннем конфликте, сформулировано определение нравственного конфликта. На основании положений Е. Б. Фанталовой о понятии и сферах диагностики внутреннего конфликта разработана дифференциация внутренних конфликтов (внутрииндивидные, внутриличностные и нравственные). На основе экспериментально выявленных взаимосвязей между внутренними противоречиями нравственного характера и поведением подростков в конфликте предложен принципиально новый подход к организации процесса формирования конфликтологической культуры путем актуализации в сознании подростков вопросов нравственного выбора. В качестве нового арт-метода предложен метод творческого осмысления содержания анимационного материала — мульттренинг.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: результаты работы имеют прямой выход в практику учебно-воспитательного процесса в современной школе, поскольку расширяют представления о психологических особенностях формирования нравственного самосознания современных подростков, позволяя по-новому подойти к вопросам формирования конфликтологической компетентности;

— на основе полученных результатов разработана экспериментальная программа мульттренинга «О самом главном.», направленная на формирование эффективного поведения подростков в конфликте, которая может использоваться в рамках развивающего и коррекционного направлений работы педагоговпсихологов системы образования;

— мульттренинг как арт-метод предоставляет практикующим психологам возможности по разработке новых программ развивающего характера, исходя из индивидуальных практических потребностей;

— материалы программы могут быть использованы в подготовке научно-методических рекомендаций для студентов психологических факультетов и практических психологов, работающих не только в системе образования.

Апробация работы.

Основные идеи, положения, результаты и выводы исследования докладывались и обсуждались на: Международных научно-практических конференциях («Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов», г. Шуя, 2008 г.- «Современная психология в экономике, политике и социальной сфере», НФБИП, г. Н.Новгород, 2008 г.- «Современные проблемы психологии развития и образования человека», г. Санкт-Петербург, 2010 г.) — Всероссийских научно-практических конференциях («Современные проблемы психологии развития и образования человека», г. Санкт-Петербург, 2009 г.- «Всероссийская юбилейная научная конференция, посвященная 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна», г. Москва, 2009 г.- «Психология образования: психологическое обеспечение «Новой школы», г. Москва, 2010 г-) — заседаниях кафедры социальной психологии НГПУ, конференции аспирантов НГПУ.

Материалы, представленные в диссертации, публиковались в сборниках статей: «Психология сегодня: теория, образование, практика» г. Ярославль, 2009 г.- «Актуальные проблемы современного образования и воспитания», г. Арзамас, 2010 г. и двух журнальных статьях, включенных в список ВАК. На основе программы формирующего эксперимента были разработаны и изданы методические рекомендации для психологов и студентов психологических факультетов.

Экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось на базе 7−9 классов МОУ Дивеевской средней школы Нижегородской областив нем приняли участие 252 подростка в возрасте от 12 до 16 лет, из них 114 девочек и 138 мальчиков. 68 учащихся принадлежат к категории «дети из верующих семей». Исследование проходило в три этапа в период с 2006 по 2009 годы:

Первый этап (2006 г.) — подготовительно-диагностический. Изучалась литература, велась подготовительная работа к эксперименту. Выдвигались гипотетические предпосылки и задачи предстоящего исследования.

Второй этап (2007г.) — поисково-определяющий. Исследовались психологические особенности конфликтных подростков. Разрабатывалась экспериментальная программа мульттренинга «О самом главном.», проводилось ее апробирование на базе МОУ Дивеевская СОШ (с.Дивеево Нижегородской области). Проводился констатирующий эксперимент. Разрабатывались научная гипотеза, задачи и методы исследования. Выявлялись психолого-педагогические условия формирования эффективного поведения подростков в конфликте.

Третий этап (2007;2008 гг.) — проводился формирующий эксперимент, проверялись гипотезы, выполнялись его задачи. Определялось насколько состоялась авторская позиция, осуществлялась проверка теоретических и практических авторских предложений, предпосылок, принципов.

Четвертый этап (2008;2009 г.) — проверочный. Отрабатывались окончательные выводы, осуществлялось обсуждение результатов, составлялись и апробировались методические рекомендации для преподавателей психолого-педагогических факультетов и практикующих психологов. Оформлялась диссертационная работа.

Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом различных теоретических позиций и соотнесением с ними результатов исследования, разнообразием использованных в исследовании методов, применением аппарата математической статистики в процессе обработки данных эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Уровень конфликтности в подростковом коллективе непосредственно связан с состоянием нравственной сферы его членов. Подростки, оцениваемые одноклассниками как более нравственные, воспринимаются как менее конфликтные, т. е. существует обратная зависимость между оценкой окружающими нравственных качеств подростка и его конфликтностью.

2. Конфликтные подростки имеют более размытые представления о понятиях, характеризующих личность, особенно о нравственных категориях, и реже, чем их сверстники, испытывают внутренние противоречия нравственного характера. Подростки с «нормальными» показателями межличностной конфликтности более осведомлены о понятиях из сферы «нравственность», их нравственные переживания отличаются большей интенсивностью.

3. Одним из путей формирования эффективного поведения подростков в конфликте может быть расширение понятийного аппарата о нравственных категориях и актуализация вопросов нравственного выбора в сознании подростков.

4. Мульттрениг может успешно использоваться как метод организации процесса формирования эффективного поведения в конфликте путем приведения личностью собственных целей и ценностей в соответствие с нравственными категориями.

Выводы по III главе.

1. При реализации психолого-педагогических программ развивающего и воспитательного характера уместным является корректное использование арт-методов, т. е. методов, основанных на творческой активности, методов творческого самовыражения, а также методов восприятия ранее созданных художественных произведений (картин, фотографий, музыки, анимационных и художественных фильмов).

2. Мультимодальный характер анимационных фильмов позволяет использовать мультфильм в качестве основного арт-метода при работе с конфликтными подростками.

3. Выбор для работы с подростками в качестве киноматериала анимационных фильмов (преимущественно отечественного производства) обусловлен рядом факторов: временным, содержательным и фактором восприятия.

4. Основными принципами программы являются принципы: субъектности, активности, партнерства, опоры на наглядно-чувственный характер деятельности, обратной связи, единства и взаимодополнения вербальных и невербальных средств, интегративности, ориентации на саморазвитие.

5. В программе тренинга присутствуют три основные группы методов: 1) методы работы с прошлыми конфликтными событиями (регрессия, обмен опытом), 2) методы работы с теми событиями, которые происходят на тренинге (концентрация присутствия, групповая рефлексия, построение диспозиции) и 3) методы работы по конструированию будущего конфликтного поведения (символическое самовыражение, групповые решения, операционализация). Основной акцент в программе тренинга сделан именно на методе символического самовыражения.

6. Тренинговых методы воплощены в форме коллективных просмотров мультфильмов, групповых дискуссий, ролевых игр, творческих заданий с использованием различных художественных материалов, проективных рисунков, дидактических и поступочных игр. Многие из использованных в мульттренинге упражнений адаптированы или разработаны в процессе создания программы формирующего эксперимента. В процессе повторного психодиагностического исследования, проводимого по завершению психолого-педагогической развивающей программы, изучались конфликтогенные особенности классного коллектива в целом (микроклимат, ценностно-ориентационное единство), индивидуальные конфликтологические особенности подростков (референтометрия, стили поведения в конфликте), а также диагностика внутриличностных конфликтов и нравственных аспектов личности подростков.

7. Качественно-количественный анализ полученных в ходе исследования данных проводился при помощи статистических методов обработки (ранговой корреляции, икритерий Манна-Уитни, ср — критерий углового преобразования Фишера, % - критерий Пирсона, вкритерия знаков) и позволил сделать вывод о положительном влиянии программы на процесс формирования эффективного поведения подростков в конфликте, принимавших участие в эксперименте:

— программа мульттренинга способствовала улучшению микроклимата в подростковых коллективах;

— обеспечила рост ценностно-ориентационного единства в классах и переориентацию коллективных ценностей в сторону значимости моральных качеств;

— оказала положительное влияние на референтометрический статус участников экспериментальных групп, в особенности на оценку подростками нравственных качеств друг другаспособствовала снижению персонифицированного индекса конфликтности участников тренинговых групп и расширению набора поведенческих стереотипов;

— позволила расширить понятийный аппарат подростков в сфере нравственности и актуализировать в сознании участников эксперимента вопросы нравственного выбора. 8. Участие в тренинге вызвало положительный отклик у всех подростков. Личная значимость опыта, полученного в процессе формирующего эксперимента, была высоко оценена всеми его участниками.

Заключение

.

Специфика конфликтов, возникающих в молодежной среде, за последнее десятилетие претерпела значительные изменения. Социально-психологические исследования свидетельствуют о том, что конфликты между подростками стали более жестокими, изощренными, а в силу бурного развития технических средств и телекоммуникаций, они стали носить публичный характер. Сцены столкновений между учащимися часто снимаются на видео и фотокамеры сотовых телефонов, в последствии эти кадры транслируются через телефонную сотовую связь и Интернет. Исход ученических конфликтов зачастую стал носить не просто деструктивный, но и трагический характер. В связи с этим, подход к проблематике повышенной подростковой конфликтности приобретает особую актуальность при рассмотрении ее в контекстной связи с внутренними нравственными противоречиями, характерными для данного возраста.

На сегодняшний день теоретические вопросы нравственного воспитания являются одной из самых неразработанных тем в педагогической психологии, требующей пересмотра имеющихся знаний и их обогащения. В нашем исследовании затронута лишь только часть этой большой системной задачи. В частности, изучается связь между внутренними противоречиями нравственного характера и конфликтностью подростков. Опираясь на масштабные теоретические исследования в области психологии педагогических конфликтов, мы пришли к выводу о том, что процесс формирования эффективного поведения в конфликте заключается в формировании и развитии конфликтной компетентности, на основе приведения личностью собственных целей и ценностей в соответствие с нравственными категориями. Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования конфликтности подростков одной из общеобразовательных школ Нижегородской области (МОУ Дивеевская СОШ), позволили сделать следующие основные выводы:

1. Теоретический анализ состояния проблемы показал недостаточную изученность в педагогической конфликтологии темы межученических конфликтов. Подход к проблематике повышенной подростковой конфликтности приобретает особую актуальность при рассмотрении ее в контекстной связи с внутренними нравственными противоречиями, характерными для данного возраста.

Использование арт-методов позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам, осуществить деликатную коррекцию, расширить набор стереотипов поведения, способствовать развитию рефлексивных и эмпатических навыков, стимулирует развитие творческого подхода к разрешению критических ситуаций. Ненавязчивое, опосредованное воздействие арт-методов на внутренний мир подростков способствует формированию их нравственного самосознания.

2. В рамках теоретических и исследовательских мероприятий подтвердились положения, составляющие исходные гипотезы:

— существует обратная зависимость между оценкой окружающими нравственных качеств подростка и его конфликтностью. Подростки, оцениваемые одноклассниками как менее нравственные, обладают более высоким персонифицированным индексом конфликтности. В качестве приоритетного стиля поведения такие подростки чаще выбирают стили «соперничество» и «избегание»;

— в условиях общеобразовательной школы существует возможность формирования эффективного поведения подростков в конфликте через актуализацию внутренних противоречий нравственного характерамульттренинг как арт-метод обладает возможностями, способствующими формированию эффективного поведения подростков в конфликте.

3. Психолого-педагогический эксперимент показал, что уровень конфликтности в подростковом коллективе связан с состоянием нравственной сферы его членов. В классах с повышенной конфликтностью средние референтометрические оценки по критерию «Нравственные качества» ниже, чем в остальных классах. Установлено, что конфликтные подростки имеют более размытые представления о понятиях, характеризующих личность, особенно о нравственных категориях. В группе конфликтных подростков доля лиц, которые испытывают внутренние противоречия нравственного характера, значительно меньше, чем в выборке подростков со средними и низкими показателями конфликтности. Нравственные переживания подростков со средними и нормальными показателями конфликтности более интенсивны.

4. Разработана экспериментальная психолого-педагогическая программа мульттренинга «О самом главном.», направленная на формирование эффективного поведения подростков в конфликте. Мультимодальный характер анимационных фильмов позволяет использовать мультфильм в качестве основного арт-метода при работе с конфликтными подростками. Мульттренинг как арт-метод обладает большими возможностями для формирования эффективного поведения подростков в конфликте.

5. Апробация экспериментальной психолого-педагогической, программа мульттренинга «О самом главном.» показала её высокую значимость в организации процесса формирования и развития навыков эффективного поведения в конфликте по абсолютному большинству оцениваемых параметров:

— программа мульттренинга способствовала улучшению микроклимата в подростковых коллективах, обеспечила рост ценностно-ориентационного единства в классах и переориентацию коллективных ценностей в сторону значимости моральных качеств;

— оказала положительное влияние на референтометрический статус участников экспериментальных групп, в особенности, на оценку подростками нравственных качеств друг другаспособствовала снижению персонифицированного индекса конфликтности и преобразование репертуара поведенческих тенденций в конфликте в сторону приоритетности стилей «сотрудничество» и «компромисс»;

— позволила расширить понятийный аппарат подростков в сфере нравственности и актуализировать в сознании участников эксперимента вопросы нравственного выбора;

— участие в тренинге вызвало положительный отклик у всех подростков. Личная значимость опыта, полученного в процессе эксперимента, была высоко оценена всеми участниками.

6. Разработанная психолого-педагогическая программа тренинговых занятий для работы с конфликтными подростками может быть использована в рамках практической профессиональной подготовки студентов психолого-педагогических факультетов вузов и переподготовки практических психологов и педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. — М.: Академический проект, 2001.699 с.
  2. Абулъханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. •— М.: Мысль, 1992. —224 с.
  3. В. А. Психология детей и подростков. — СПб.- Изд-во «Центр общественного здоровья», 1994. — 178с.
  4. И., Гончукова О. Тренинг взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения.- СПб. гРечь, 2008.-192с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.
  6. М.: Университет, 1990. — 560с.
  7. . Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977, —380 с.
  8. . Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. — 350 с.
  9. А. Психологическое тестирование. -СПб. и др.: Питер бук, 2002. -682 с.
  10. Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект-Пресс, 2002.-379с. Ю. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. — М.: Мысль, 1985. —158с. П. Анцупов, А .Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.-М. :Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.-207с.
  11. А. Я. Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов.3-е изд.1. СПб: Питер, 2008. 496 с.
  12. А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2006.-528с.
  13. В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема. М. 1974.
  14. C.B., Степанов Е. И. Конфликты в современной школе: изучение и управление.- М.:КомКнига, 2006.-184с.
  15. C.B. Конфликтологическая компетентность педагога. Астрахань:1. Нова, 1997.- 122 с
  16. Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. — 151с.
  17. Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. — 383 с.
  18. С. Л. Диалектика внешнего и внутреннего в нравственном развитии личности. // Философские науки. — 1982. № 3. — С. 11−19.
  19. В. А. Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе). — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1974.— 186с.
  20. Е. Н. Воспитание нравственных чувств старших подростков. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1983.
  21. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
  22. Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.
  23. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  24. В. В. Социально психологический климат коллектива и личность М.: Мысль, 1983.-207 с.
  25. И.Г. Особенности нравственного самосознания у подростков. Автореф.дис.канд.психол. наук. Иркутск., 2006.
  26. Ф. М. Коряк Н. М. Внимание: Конфликт! Новосибирск: Наука, 1983.-140 с.
  27. , Л. Нравственные основы преобразования младшим подростком собственной жизни // Воспитание школьников. 2009. — № 2. — С. 24−26.
  28. . С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). —М.: Знание, 1985. — 64 с.
  29. . С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М.: Знание, 1977. — 64 с.
  30. К. Жить с агрессивными детьми.М.:Педагогика, 1991.
  31. Е. М. Нравственная культура личности. — Минск: Наука и техника, 1985. — 184 с.
  32. H.H. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.:Речь, 2008.-174с.
  33. Ф.Е. Психология переживаний. М.: МГУ, 1984.
  34. И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методологические аспекты ведения тренинговой группы.-М.: Эксмо, 2008.-416с.
  35. М.И. Основы нравственной психологии (программа, методические указания и тексты). Смоленский гуманитарный университет, 2005.- 77с.
  36. М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете. Автореф. д-ра.психол.н. Москва, 2005. — 51с
  37. JI. Б. Добро и зло как этические категории.-М.: Знание, 1975.-64 с.
  38. Вопросы психологии нравственного развития школьников: Сб. ст. / Под ред. В. Н. Колбановского и В. А. Крутецкого. — М.:Изд-во АПН РСФСР, 1962.— 196с.
  39. Г. Л. Конфликты в школе//Социологические исследования. 1994. -№ 3.-с. 17−24.
  40. JI. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1997. 220 с.
  41. JI.C. Педагогическая психология. М., 1990.- 203с.
  42. С.А., Поршнев A.B. Методы статистической обработки в психологических исследованиях:учебное пособие. Н. Новгород:Нижегородский гуманитарный центр, 2006.-76с.
  43. В. Ф. Ценностно-ориентационные аспекты формирования личности. —Новосибирск: Изд-во НИИЖТа, 1999.— 129с.
  44. А.Г. Тренинг общения для подростков.- СПб.:Питер, 2005.-160с.
  45. Н. В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб.: Лен. издат, 1992. — 98 с.
  46. Н.В. Психология конфликта.-СПб. Литер, 2008.-544с.
  47. Н. В. Психология межличностного конфликта. Дис. д-ра психол. н. -СПб., 1995.-318 с.
  48. О. Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: Издательство ЭКМОСДООО. — 320 с.
  49. А. А. Социальная природа нравственности. — М.: Изд-во МГУ, 1974.— 157с.
  50. И. Б. Нравственная самоидентификация как регулятор мотивов поведения.// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3. — Спб: Изд-во СПбГУ, 1999. — С. 51−60.
  51. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. — СПб.: Речь, 2002. — 176 с.
  52. X. Сказание и иносказание: Юнгианский анализ волшебной сказки- Методы аналитической психологии. СПб.: Академический проект, 2000.- 251 с.
  53. А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2002.- 526 с.
  54. М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы.// Социально политический журнал. — 1997. — № 1. — С. 19−21.
  55. А. И. Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе.// Вестник МГУ Сер. 14 Психология. -1982. -№ 4. -С. 23 -32.
  56. А. И. Психология коллектива М.: Изд. МГУ, 1984. — 208 с.
  57. A.B., Игумнова Л. И., Привалихина Т. И. Разрешение конфликтов: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений- М.:Издательский центр «Академия», 2008.-192с.
  58. Т.В. Общение с товарищами как особая сфера жизни подростков. -М. .-Просвещение, 1967.
  59. С.М. Практикум по конфликтологии.З-е изд. СПб. Литер, 2009.-384с.
  60. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л.:Изд.ЛГУ, 1985.-166с.
  61. В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Рос. пед. агенство. 1995.-184с.
  62. И.В. Особенности конфликтных ситуаций и стратегий их преодоления в подростковом возрасте. Автореф.дис. канд.психол. н. М., 2006.
  63. Е.П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб: Питер, 2009 576с.
  64. И.А. Путь к очевидности. -М.:Республика, 1993.
  65. Э.Г. Внутриличностная конфликтность школьников и ее коррекция в педагогическом процессе. Автореф.дис.д-ра.психол. наук. Махачкала, 2007.
  66. И. В. Психология внутреннего конфликта человека: Учеб. пособие / Под ред. Ю. А. Клейберга. Ульяновск: УИПКПРО, 2003. -164с.
  67. В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: Детство-пресс, 1999.- 143 с.
  68. М. Тренинг коммуникации. -М.:Ось-98, 2006.-128с.
  69. М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.:1. Речь, 2006. — 160с.
  70. Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): Учеб. пособие. М.: МПСИ, 2001.- 192 с.
  71. Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. -М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. 176 с.
  72. Я. А. Межличностные отношения в классном коллективе и их изучение. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии — Минск: 1980.-С. 64−88.
  73. М.Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости.- М.:ПЕР СЭ, 2006.-272с.
  74. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. —335 с.
  75. Кон И.С., Психология ранней юности. М., 1989.-192с.
  76. А.И. Арт-терапия новые горизонты.- М.:"Когито-Центр", 2006.-336с.
  77. А.И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков.-М.:"Когито-Центр", 2007.- 197с.
  78. X. Феир Ш. Выиграть может каждый: Практ. руководство по конфликтологии. // Наука и религия. 1993. — № 3. — С. 52 — 53.
  79. H.A. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993. — 247с.
  80. Л. Основы конфликтологии / Пер. с англ. СПб.: Светлячок. 1999.-192с.
  81. Коч Л. А. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий. —М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2000.— 192с.
  82. Р.Л., Дубровская Е. М. Социальная психология малой группы. М.:Аспект Пресс, 2009.-с320
  83. Н. В. Личность в конфликте. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976. — 142 с.
  84. М. В центре конфликта подросток.// Будь здоров!.-2008. — № 7.- С. 68−72.
  85. Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР: Учебное пособие. СПб.:КАРО, 2008.- 288с.
  86. ЛазовцеваВ. Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками — одноклассниками. // Вопросы психологии. 1986. — № 4-С. 82 — 89.
  87. К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000. 408с.
  88. Н. Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.-344 с.
  89. Н. И. Психология конфликтного поведения: Дис. д-ра психол. наук. Ярославль, 2002.
  90. Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.- 240 с.
  91. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.304 с.
  92. А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  93. М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия. //Вопросы философии.- 1995.-№ 2.-с.110−121.
  94. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М.: Наука, 1999. — 349 с.
  95. Лопатина, А., Скребцова, М. Вершины мудрости:50 уроков о смысле жизни (Для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста).-М.: Амрита-Русь, 2006.-214с.
  96. Н. О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
  97. О.Н., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя.- М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  98. А. Р. Природа человеческих конфликтов: объективное изучениедезорганизации поведения человека / Под общ. ред. В. И. Белопольского, М.: Когнито-Центр, 2002.- 527 с.
  99. Е.А., И.Ю.Левченко, и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М: изд. «Академия», 2001.
  100. Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве. Автореф. Д.психол.ннаук. Н. Новгород, 2007. — 41с.
  101. B.C. Психологические конфликты: Приложение к книге «Очерки интегрального исследования индивидуальности». М.: Педагогика, 1986.
  102. Мудрик А.В.О воспитании старшеклассников. М.: Педагогика, 1981.-156 с.
  103. Муздыбаев К. Переживание вины и стыда.-СПб.:СПбф ИС РАН, 1995.-39 с.
  104. В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981. —239с.
  105. В. Н. Психология отношений: Изб. психол. тр. / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.—356с.
  106. Научное управление нравственными процессами и этико-прикладные исследования / Ред. кол.: В. И Бакштановский (отв. ред.) и др. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1986.—287с.
  107. Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов / Братусь Б. С. и др. — М.: Наука, 1995. — 233с.
  108. Н.И. Психодиагностика личности.- М.:Гуманит.изд.центр В ЛАДОСДООЗ192с.
  109. В. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности — М.: Изд-во МГУ, 1976.— 96с.
  110. Э. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический. — СПб.: Академический проект, 1999.— 206с.
  111. Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения: метод, пособие СПб: МАЛИ, 1993. — 46 с.
  112. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.:1. Тривола, 1995, —360 с.
  113. Общая психодиагностика: Учебник /А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов и др. — СПб.: Речь, 2000. — 438с.
  114. JI. Э. Акмеологическая концепция нравственного становления личности. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1992.
  115. М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Речь, 2005. — 228 с.
  116. Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии.-М.: Маркетинг, 2001.- 184 с.
  117. С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе. // Воспитание школьников. 2008. — № 7. — С. 33−38.
  118. . Д. Социально психологический климат коллектива. — М.: Просвещение, 1981. — 190 с.
  119. Е. В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков: Дис. канд. психол. наук. -М., 1989. 157 с.
  120. JI. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. // Теоретическая методология. Проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1977. — С. 126−143.
  121. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. -М.:Изд.МГУ, 1989.-216с.
  122. А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982. —255 с.
  123. А. В. Психология развития личности с позиций социальной психологии. // Вопросы психологии. — 1984. № 4. — С. 15−30.
  124. . Избранные психологические труды. М.: Педагогика-пресс, 1994. —527 с.
  125. . Суждения и рассуждения ребенка. СПб.: Союз, 1997. — 285 с.
  126. К.Н. Психологическое содержание подросткового кризиса. // Вопросы психологии. 1996. — № 1.-е. 26−29
  127. Т. А. Межличностный конфликт в группе. Теоретические принципы и опыт экспериментального исследования. Дис. канд. психол. наук. М., 1980. -232 с.
  128. Предупреждение насилия в школе / авт-сост. Касаткин В. Н. и др. // Воспитание школьников. 2007. -№ 2. — С. 28−32.
  129. Прикладная конфликтология. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельчонок. — Минск: Харвест, 1999. 624 с.
  130. Психология конфликта. Хрестоматия./ Сост. и общ. ред. Н. Гришиной. 2-е изд., доп.-СПб.: Питер, 2008. -480 с.
  131. Психология современного подростка. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Мысль, 1989.-164 с.
  132. Психология и мораль. / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницина. — СПб.: Речь, 2004. — 224 с.
  133. Психология личности в условиях социальных изменений / Ред. К. А. Абульханова-Славская, М. И. Воловикова. — М.: ИПАН, 1993. — 103 с.
  134. Психология формирования и развития личности / Отв. ред. JI. И. Анцыферова. — М.: Наука, 1981. — 365 с.
  135. Д. Я. (редактор составитель) Практическая диагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ -М», 2000 — 672 с.
  136. С. JI. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / Отв. ред. А. В. Брушлинский. В. А. Кольцова. — М.: Наука, 1997. — 462 с.
  137. К. Групповая психотерапия. Психокорррекционные группы: теория и практика.- М.:Прогресс, 1993.- 368с.
  138. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. -М.: Просвещение, 1991. -127с.
  139. М.М. Особенности педагогических конфликтов // Хрестоматия по социальной психологии. М.: Междунар. пед. академия, 1994.
  140. С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР.- СПб.:Речь, 2007 -144с.
  141. М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах.//Вопросы психологии. 2006. — № 4. — С. 58−63.
  142. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СП.Б.ЮОО «Речь», 2004.-330с.
  143. Г. Дж. Способы разрешения конфликтов. Киев: Наукова думка, 1991.-208 с.
  144. Л. С.Трудные дети. Избранные психологические труды. М.:Модэк, 2006, — 496с.
  145. Л.В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой. -СПб.:Речь, 2008.
  146. Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений.-М.: МКЦ, 1990−47 с.
  147. Современная конфликтология в контексте культуры мира // Материалы I Международного конгресса конфликтологов / Под ред. Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2001.- 592 с.
  148. Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия // Тезисы докладов и выступлений на II Международном конгрессе конфликтологов. СПб.: Наука, 2004. Т. 1.- 406 с. Т. 2.- 329 с.
  149. А. С. Профилактика детских неврозов.- М., Изд. МГУ, 1988.-200с.
  150. Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения / Оптимизация социальной деятельности. -М.: 1987. С. 249−250
  151. В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-воМГУ, 1983.— 286с.
  152. Е. В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника. Автореф. дис. д- ра психол. наук. Тбилиси, 1984.
  153. Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.-СПб.:Речь-М.:Сфера, 2008.-112с.
  154. Е.А. Конфликты подростков и пути их педагогического разрешения .Автореф. дис. канд. пед. наук Минск, 1990.
  155. Токарева В А. Психология нравственного развития личности студента: феноменология, типология, закономерности. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1991.
  156. Ю.А. Нормативная регуляция подростками социальных отношений. // Вопросы психологии. 2006. — № 1. — С. 23−32.
  157. Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8−11 классы. M.: ВАКО, 2007. — 256 с.
  158. Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. -Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. 128с.
  159. Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. тр. —М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999.— 670с.
  160. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.- 158 с.
  161. П.А. Столп и утверждение истины. -М.: Правда, 1991.
  162. Формирование личности: психолого-педагогические проблемы / Редкол.: А. В. Петровский (отв. ред.) и др. — М.: АПН СССР, 1989. — 72 с.
  163. Ф. А. Ценностные ориентации личности в коллективе // Вопросы формирования направленности личности. — Владимир, 1971. — С. 87−98.
  164. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ, и нем. / Общ. ред. JT. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  165. Фрейд 3. Психология бессознательного: СБ. произведений М. :Просвещение, 1990.-448с.
  166. Э. Человек для себя. Исследование психологической проблемы этики. — Минск: Коллегиум, 1992. — 253с.
  167. Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  168. С.С. Педагогические условия конструктивного завершения конфликтов в отношениях между учителем и учеником : Дис.канд. пед.наук. Москва, 1997.- 128 с.
  169. . И. Продуктивный конфликт как механизм развития личности: Дис. в виде научи, докл. д-ра психол. наук. Красноярск, 1996.- 84 с.
  170. . И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2004.- 192 с.
  171. X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.: Педагогика. — 1986. -408 с.
  172. Э. Шесть ступеней JL Кольберга. // Народное образование. — 1993.-№ 1. —С. 80−87.
  173. О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений.-2-е.изд., испр.-М. :Издательский центр «Академия», 2005.-160с.
  174. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
  175. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.-160с.
  176. Р.П. Деятельность субъектов образования по профилактике и разрешению конфликтов между учителями и учащимися в средней школе. Дис.канд. психол. наук. Тверь, 2001 -166с.
  177. Чел панов Г. И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе.- М.:Институт психологии РАО, 1994.
  178. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144 с.
  179. В.Д. Мир внутренней жизни человека.- M.:JIoroc, 2006.-392с.
  180. В.Б. Психодиагностика групп и коллективов.- Ростов н/Д:Феникс, 2006.-448с.
  181. Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Кишинев, 1997
  182. А. И. Социально психологические механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива: Дис.канд. психол. наук. — Киев, 1990. — 152 с.
  183. Н.В. Психология музыкального воздействия: учебно-методическое пособие. -Н.Новгород, 1998.-27с.
  184. Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия. Автореф. Дис. док-ра.психол.наук. Н. Новгород, 2009. 49 с.
  185. Д. В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. —М.: Педагогика, 1989. — 554с.
  186. Юнг К. Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. —М.- Назрань: Олимп: ACT, 1997.— 398с.
  187. Юнг К. Конфликт детской души. М.:Канон, 1995.
  188. Юнг К. Г., фон Франц M.-JL, Хендерсон Дж. JL, Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общ. ред. С. Н. Сиренко. — М.: Серебряные нити, 1997. —368 с.
  189. С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности. — М., 1988. —С. 320−337.
  190. Bandura A. The stormy decade: fact of fiction, «Psycholgy in the School», 1964, 1, p.224—231-
  191. Bernard J. Where is the modern sociology of conflict? // The American Journal of Sociology. July, 1950. Vol. LVI. No. 1.
  192. Boardman S., Horowitz S. Constructive Conflict Management and Social Problems: An Introduction //Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. No. 1. P. 1−12.
  193. Coser L. Conflict: Social Aspects // International Encyclopedia of the Social Sciences. Ed. by D. Sills. 1968. Vol. 3. USA. P. 232−236.
  194. Deutsch M. Kurt Lewin: The Tough-Minded and Tender-Hearted Scientist // Journal of Social Issues. 1992. Vol. 48. No. 2. P. 31−43.
  195. Deutsch M. Constructive Conflict Resolution: Principles, Training and Research//Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. No. 1. P. 13−32.
  196. Deutsch M. Distribute Justice: A Social-Psychological Perspective. New Haven and London, 1985.
  197. Field Theory in Social Science. Selected Theoretical Papers by K. Lewin / Ed. by D. Cartwright. London: Tavistok Publications, 1963.
  198. Johnson D., Johnson R. Constructive Conflict in the Schools// Journal of Social Issues. 1994/Vol.50.No. 1 .P. 117−137.
  199. Kellermann K. Information Exchange in Social Interaction // Interpersonal Processes: New Directions in Communication Research. Sage Publications, 1987. P. 188−219.
  200. Kelley H. a. o. A Comparative Experimental Study of Negotiation Behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1970. Vol. 16. No. 1. P. 411−438.
  201. Kelly G.A. Theory of Personality. The psychology of personal constructs. — N. Y., 1963.
  202. Kolberg L. Moral stadies and moralization: connitive — developmental approach. In: R. Lickona (Ed.). Moral development and behavior: Theory, reserch, and social issues. Chicago: Red. McNelly, 1976. — P. 340−412.
  203. Kolb D. To Be a Mediator: Expressive Tactics in Mediation //Journal of Social Issues. 1985. Vol. 41. No. 2. P. 11−26.
  204. Lewin K. A Dynamic Theory of Personality. New York- London: McGraw Hill Book Company, 1935.
  205. Lewin K. Resolving Social Conflicts. New York: McGraw Hill, 1948.
  206. May R. The Discovery of Being. New York- London, 1983.
  207. Miller N. Experimental studies of conflict // Personality and the Behavior Disorders / Ed. by J. Hunt. Vol. 1. New York: The Ronald Press Company, 1944.
  208. Thomas W. The Unajusted Girl. Boston, 1923.
  209. Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. New York: Dover, 1958. Vol. 1−2.
  210. Yalom I. Existential Psychoterapy. 1980.
  211. Zimbardo Ph. Preface // Ch Maslasch, Burnout — The Cost of Caring New Jersey, 1982.
  212. Wooder B. Movie Therapist: how it changes lives. Rideau Lakes Publishing, 2008. -248 p.
Заполнить форму текущей работой