Формирование эффективного поведения подростков в конфликте с помощью арт-методов
Диссертация
Специфика конфликтов, возникающих в молодежной среде, за последнее десятилетие претерпела значительные изменения. Социально-психологические исследования свидетельствуют о том, что конфликты между подростками стали более жестокими, изощренными, а в силу бурного развития технических средств и телекоммуникаций, они стали носить публичный характер. Сцены столкновений между учащимися часто снимаются… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Исследования психолого-педагогических конфликтов в среде подростков
- 1. 1. Анализ исследований психолого-педагогических конфликтов
- 1. 2. Специфика подростковой конфликтности
- 1. 3. Конфликтность как проявление внутриличностных противоречий
- 1. 4. Методы формирования эффективного поведения в конфликте
- ГЛАВА 2. Поэтапное экспериментальное исследование конфликтности подростков на внутригрупповом, межличностном и внутриличностном уровнях
- 2. 1. Организация экспериментального исследования подростковой конфликтности на примере учащихся 7−9 классов
- 2. 2. Оценка конфликтогенности образовательного пространства школы
- 2. 3. Референтометрические исследования конфликтных явлений в классном коллективе
- 2. 4. Выявление репертуара поведенческих тенденций у подростков в противоречивых ситуациях
- 2. 5. Анализ нравственных аспектов личности конфликтных подростков
- ГЛАВА 3. Формирование эффективного поведения подростков в конфликте
- 3. 1. Арт-методы формирования эффективного поведения в конфликте
- 3. 2. Психолого-педагогическая программа формирования эффективного поведения подростков в конфликте
- 3. 2. 1. Мультфильм как арт-метод формирования эффективного поведения в конфликте
- 3. 2. 2. Экспериментальная программа мульттренинга «О самом главном»
- 3. 3. Оценка эффективности программы мульттренинга
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Академический проект, 2001.699 с.
- Абулъханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. •— М.: Мысль, 1992. —224 с.
- Аверин В. А. Психология детей и подростков. — СПб.- Изд-во «Центр общественного здоровья», 1994. — 178с.
- Авидон И., Гончукова О. Тренинг взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения.- СПб. гРечь, 2008.-192с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.
- М.: Университет, 1990. — 560с.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977, —380 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. — 350 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. -СПб. и др.: Питер бук, 2002. -682 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект-Пресс, 2002.-379с. Ю. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. — М.: Мысль, 1985. —158с. П. Анцупов, А .Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.-М. :Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.-207с.
- Анцупов А. Я. Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов.3-е изд.1. СПб: Питер, 2008. 496 с.
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб.: Питер, 2006.-528с.
- Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема. М. 1974.
- Баныкина C.B., Степанов Е. И. Конфликты в современной школе: изучение и управление.- М.:КомКнига, 2006.-184с.
- Баныкина C.B. Конфликтологическая компетентность педагога. Астрахань:1. Нова, 1997.- 122 с
- Белякова Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект. — Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. — 151с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993. — 383 с.
- Березин С. Л. Диалектика внешнего и внутреннего в нравственном развитии личности. // Философские науки. — 1982. № 3. — С. 11−19.
- Блюмкин В. А. Моральные качества личности (их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе). — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1974.— 186с.
- Богданов Е. Н. Воспитание нравственных чувств старших подростков. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1983.
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.
- Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бойко В. В. Социально психологический климат коллектива и личность М.: Мысль, 1983.-207 с.
- Бонк И.Г. Особенности нравственного самосознания у подростков. Автореф.дис.канд.психол. наук. Иркутск., 2006.
- Бородкин Ф. М. Коряк Н. М. Внимание: Конфликт! Новосибирск: Наука, 1983.-140 с.
- Бразговка, Л. Нравственные основы преобразования младшим подростком собственной жизни // Воспитание школьников. 2009. — № 2. — С. 24−26.
- Братусъ Б. С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование). —М.: Знание, 1985. — 64 с.
- Братусъ Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М.: Знание, 1977. — 64 с.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.М.:Педагогика, 1991.
- Вабосов Е. М. Нравственная культура личности. — Минск: Наука и техника, 1985. — 184 с.
- Васильев H.H. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.:Речь, 2008.-174с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М.: МГУ, 1984.
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методологические аспекты ведения тренинговой группы.-М.: Эксмо, 2008.-416с.
- Воловикова М.И. Основы нравственной психологии (программа, методические указания и тексты). Смоленский гуманитарный университет, 2005.- 77с.
- Воловикова М.И. Социальные представления о нравственном идеале в российском менталитете. Автореф. д-ра.психол.н. Москва, 2005. — 51с
- Волченко JI. Б. Добро и зло как этические категории.-М.: Знание, 1975.-64 с.
- Вопросы психологии нравственного развития школьников: Сб. ст. / Под ред. В. Н. Колбановского и В. А. Крутецкого. — М.:Изд-во АПН РСФСР, 1962.— 196с.
- Воронин Г. Л. Конфликты в школе//Социологические исследования. 1994. -№ 3.-с. 17−24.
- Выготский JI. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1997. 220 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1990.- 203с.
- Гапонова С.А., Поршнев A.B. Методы статистической обработки в психологических исследованиях:учебное пособие. Н. Новгород:Нижегородский гуманитарный центр, 2006.-76с.
- Глушков В. Ф. Ценностно-ориентационные аспекты формирования личности. —Новосибирск: Изд-во НИИЖТа, 1999.— 129с.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.- СПб.:Питер, 2005.-160с.
- Гришина Н. В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. СПб.: Лен. издат, 1992. — 98 с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб. Литер, 2008.-544с.
- Гришина Н. В. Психология межличностного конфликта. Дис. д-ра психол. н. -СПб., 1995.-318 с.
- Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: Издательство ЭКМОСДООО. — 320 с.
- Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. — М.: Изд-во МГУ, 1974.— 157с.
- Дерманова И. Б. Нравственная самоидентификация как регулятор мотивов поведения.// Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 3. — Спб: Изд-во СПбГУ, 1999. — С. 51−60.
- Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. — СПб.: Речь, 2002. — 176 с.
- Дикманн X. Сказание и иносказание: Юнгианский анализ волшебной сказки- Методы аналитической психологии. СПб.: Академический проект, 2000.- 251 с.
- Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенное. М.: Гардарики, 2002.- 526 с.
- Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы.// Социально политический журнал. — 1997. — № 1. — С. 19−21.
- Донцов А. И. Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе.// Вестник МГУ Сер. 14 Психология. -1982. -№ 4. -С. 23 -32.
- Донцов А. И. Психология коллектива М.: Изд. МГУ, 1984. — 208 с.
- Дорохова A.B., Игумнова Л. И., Привалихина Т. И. Разрешение конфликтов: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений- М.:Издательский центр «Академия», 2008.-192с.
- Драгунова Т.В. Общение с товарищами как особая сфера жизни подростков. -М. .-Просвещение, 1967.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.З-е изд. СПб. Литер, 2009.-384с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л.:Изд.ЛГУ, 1985.-166с.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.: Рос. пед. агенство. 1995.-184с.
- Запесоцкая И.В. Особенности конфликтных ситуаций и стратегий их преодоления в подростковом возрасте. Автореф.дис. канд.психол. н. М., 2006.
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб: Питер, 2009 576с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. -М.:Республика, 1993.
- Исаева Э.Г. Внутриличностная конфликтность школьников и ее коррекция в педагогическом процессе. Автореф.дис.д-ра.психол. наук. Махачкала, 2007.
- Калинин И. В. Психология внутреннего конфликта человека: Учеб. пособие / Под ред. Ю. А. Клейберга. Ульяновск: УИПКПРО, 2003. -164с.
- Каменская В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: Детство-пресс, 1999.- 143 с.
- Кипнис М. Тренинг коммуникации. -М.:Ось-98, 2006.-128с.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.:1. Речь, 2006. — 160с.
- Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): Учеб. пособие. М.: МПСИ, 2001.- 192 с.
- Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. -М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. 176 с.
- Коломенский Я. А. Межличностные отношения в классном коллективе и их изучение. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии — Минск: 1980.-С. 64−88.
- Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости.- М.:ПЕР СЭ, 2006.-272с.
- Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. —335 с.
- Кон И.С., Психология ранней юности. М., 1989.-192с.
- Копытин А.И. Арт-терапия новые горизонты.- М.:"Когито-Центр", 2006.-336с.
- Копытин А.И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков.-М.:"Когито-Центр", 2007.- 197с.
- Корнелиус X. Феир Ш. Выиграть может каждый: Практ. руководство по конфликтологии. // Наука и религия. 1993. — № 3. — С. 52 — 53.
- Корниенко H.A. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993. — 247с.
- Коузер Л. Основы конфликтологии / Пер. с англ. СПб.: Светлячок. 1999.-192с.
- Коч Л. А. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий. —М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: МОДЭК, 2000.— 192с.
- Кричевский Р.Л., Дубровская Е. М. Социальная психология малой группы. М.:Аспект Пресс, 2009.-с320
- Крогиус Н. В. Личность в конфликте. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976. — 142 с.
- Кудряшева М. В центре конфликта подросток.// Будь здоров!.-2008. — № 7.- С. 68−72.
- Кякинен Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР: Учебное пособие. СПб.:КАРО, 2008.- 288с.
- ЛазовцеваВ. Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между подростками — одноклассниками. // Вопросы психологии. 1986. — № 4-С. 82 — 89.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000. 408с.
- Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.-344 с.
- Леонов Н. И. Психология конфликтного поведения: Дис. д-ра психол. наук. Ярославль, 2002.
- Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.- 240 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.304 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
- Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия. //Вопросы философии.- 1995.-№ 2.-с.110−121.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М.: Наука, 1999. — 349 с.
- Лопатина, А., Скребцова, М. Вершины мудрости:50 уроков о смысле жизни (Для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста).-М.: Амрита-Русь, 2006.-214с.
- Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. — М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
- Лукашенок О.Н., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя.- М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
- Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов: объективное изучениедезорганизации поведения человека / Под общ. ред. В. И. Белопольского, М.: Когнито-Центр, 2002.- 527 с.
- Медведева Е.А., И.Ю.Левченко, и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М: изд. «Академия», 2001.
- Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве. Автореф. Д.психол.ннаук. Н. Новгород, 2007. — 41с.
- Мерлин B.C. Психологические конфликты: Приложение к книге «Очерки интегрального исследования индивидуальности». М.: Педагогика, 1986.
- Мудрик А.В.О воспитании старшеклассников. М.: Педагогика, 1981.-156 с.
- Муздыбаев К. Переживание вины и стыда.-СПб.:СПбф ИС РАН, 1995.-39 с.
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981. —239с.
- Мясищев В. Н. Психология отношений: Изб. психол. тр. / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.—356с.
- Научное управление нравственными процессами и этико-прикладные исследования / Ред. кол.: В. И Бакштановский (отв. ред.) и др. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1986.—287с.
- Начала христианской психологии: Учебное пособие для вузов / Братусь Б. С. и др. — М.: Наука, 1995. — 233с.
- Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности.- М.:Гуманит.изд.центр В ЛАДОСДООЗ192с.
- Николаичев В. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности — М.: Изд-во МГУ, 1976.— 96с.
- Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика. Человек мистический. — СПб.: Академический проект, 1999.— 206с.
- Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения: метод, пособие СПб: МАЛИ, 1993. — 46 с.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.:1. Тривола, 1995, —360 с.
- Общая психодиагностика: Учебник /А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов и др. — СПб.: Речь, 2000. — 438с.
- Орбан JI. Э. Акмеологическая концепция нравственного становления личности. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1992.
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Речь, 2005. — 228 с.
- Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии.-М.: Маркетинг, 2001.- 184 с.
- Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе. // Воспитание школьников. 2008. — № 7. — С. 33−38.
- Парыгин Б. Д. Социально психологический климат коллектива. — М.: Просвещение, 1981. — 190 с.
- Первышева Е. В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков: Дис. канд. психол. наук. -М., 1989. 157 с.
- Петровская JI. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. // Теоретическая методология. Проблемы социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1977. — С. 126−143.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. -М.:Изд.МГУ, 1989.-216с.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982. —255 с.
- Петровский А. В. Психология развития личности с позиций социальной психологии. // Вопросы психологии. — 1984. № 4. — С. 15−30.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Педагогика-пресс, 1994. —527 с.
- Пиаже Ж. Суждения и рассуждения ребенка. СПб.: Союз, 1997. — 285 с.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового кризиса. // Вопросы психологии. 1996. — № 1.-е. 26−29
- Полозова Т. А. Межличностный конфликт в группе. Теоретические принципы и опыт экспериментального исследования. Дис. канд. психол. наук. М., 1980. -232 с.
- Предупреждение насилия в школе / авт-сост. Касаткин В. Н. и др. // Воспитание школьников. 2007. -№ 2. — С. 28−32.
- Прикладная конфликтология. Хрестоматия / Сост. К. В. Сельчонок. — Минск: Харвест, 1999. 624 с.
- Психология конфликта. Хрестоматия./ Сост. и общ. ред. Н. Гришиной. 2-е изд., доп.-СПб.: Питер, 2008. -480 с.
- Психология современного подростка. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Мысль, 1989.-164 с.
- Психология и мораль. / Сост. и науч. ред. В. Н. Куницина. — СПб.: Речь, 2004. — 224 с.
- Психология личности в условиях социальных изменений / Ред. К. А. Абульханова-Славская, М. И. Воловикова. — М.: ИПАН, 1993. — 103 с.
- Психология формирования и развития личности / Отв. ред. JI. И. Анцыферова. — М.: Наука, 1981. — 365 с.
- Райгородский Д. Я. (редактор составитель) Практическая диагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ -М», 2000 — 672 с.
- Рубинштейн С. JI. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / Отв. ред. А. В. Брушлинский. В. А. Кольцова. — М.: Наука, 1997. — 462 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокорррекционные группы: теория и практика.- М.:Прогресс, 1993.- 368с.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. -М.: Просвещение, 1991. -127с.
- Рыбакова М.М. Особенности педагогических конфликтов // Хрестоматия по социальной психологии. М.: Междунар. пед. академия, 1994.
- Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР.- СПб.:Речь, 2007 -144с.
- Сачкова М.Е. Статусные отношения в подростковых ученических группах.//Вопросы психологии. 2006. — № 4. — С. 58−63.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СП.Б.ЮОО «Речь», 2004.-330с.
- Скотт Г. Дж. Способы разрешения конфликтов. Киев: Наукова думка, 1991.-208 с.
- Славина Л. С.Трудные дети. Избранные психологические труды. М.:Модэк, 2006, — 496с.
- Смолова Л.В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой. -СПб.:Речь, 2008.
- Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений.-М.: МКЦ, 1990−47 с.
- Современная конфликтология в контексте культуры мира // Материалы I Международного конгресса конфликтологов / Под ред. Е. И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2001.- 592 с.
- Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия // Тезисы докладов и выступлений на II Международном конгрессе конфликтологов. СПб.: Наука, 2004. Т. 1.- 406 с. Т. 2.- 329 с.
- Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов.- М., Изд. МГУ, 1988.-200с.
- Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения / Оптимизация социальной деятельности. -М.: 1987. С. 249−250
- Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-воМГУ, 1983.— 286с.
- Субботский Е. В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника. Автореф. дис. д- ра психол. наук. Тбилиси, 1984.
- Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.-СПб.:Речь-М.:Сфера, 2008.-112с.
- Тимоховец Е.А. Конфликты подростков и пути их педагогического разрешения .Автореф. дис. канд. пед. наук Минск, 1990.
- Токарева В А. Психология нравственного развития личности студента: феноменология, типология, закономерности. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1991.
- Тюменева Ю.А. Нормативная регуляция подростками социальных отношений. // Вопросы психологии. 2006. — № 1. — С. 23−32.
- Фалькович Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8−11 классы. M.: ВАКО, 2007. — 256 с.
- Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. -Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. 128с.
- Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. тр. —М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999.— 670с.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.- 158 с.
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. -М.: Правда, 1991.
- Формирование личности: психолого-педагогические проблемы / Редкол.: А. В. Петровский (отв. ред.) и др. — М.: АПН СССР, 1989. — 72 с.
- Фрадкин Ф. А. Ценностные ориентации личности в коллективе // Вопросы формирования направленности личности. — Владимир, 1971. — С. 87−98.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ, и нем. / Общ. ред. JT. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: СБ. произведений М. :Просвещение, 1990.-448с.
- Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологической проблемы этики. — Минск: Коллегиум, 1992. — 253с.
- Фридман Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
- Хапаева С.С. Педагогические условия конструктивного завершения конфликтов в отношениях между учителем и учеником : Дис.канд. пед.наук. Москва, 1997.- 128 с.
- Хасан Б. И. Продуктивный конфликт как механизм развития личности: Дис. в виде научи, докл. д-ра психол. наук. Красноярск, 1996.- 84 с.
- Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2004.- 192 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.: Педагогика. — 1986. -408 с.
- Хиггинс Э. Шесть ступеней JL Кольберга. // Народное образование. — 1993.-№ 1. —С. 80−87.
- Хухлаева О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений.-2-е.изд., испр.-М. :Издательский центр «Академия», 2005.-160с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.-160с.
- Чайка Р.П. Деятельность субъектов образования по профилактике и разрешению конфликтов между учителями и учащимися в средней школе. Дис.канд. психол. наук. Тверь, 2001 -166с.
- Чел панов Г. И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе.- М.:Институт психологии РАО, 1994.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144 с.
- Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека.- M.:JIoroc, 2006.-392с.
- Шапарь В.Б. Психодиагностика групп и коллективов.- Ростов н/Д:Феникс, 2006.-448с.
- Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Кишинев, 1997
- Шкиль А. И. Социально психологические механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива: Дис.канд. психол. наук. — Киев, 1990. — 152 с.
- Шутова Н.В. Психология музыкального воздействия: учебно-методическое пособие. -Н.Новгород, 1998.-27с.
- Шутова Н.В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия. Автореф. Дис. док-ра.психол.наук. Н. Новгород, 2009. 49 с.
- Эльконин Д. В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. —М.: Педагогика, 1989. — 554с.
- Юнг К. Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. —М.- Назрань: Олимп: ACT, 1997.— 398с.
- Юнг К. Конфликт детской души. М.:Канон, 1995.
- Юнг К. Г., фон Франц M.-JL, Хендерсон Дж. JL, Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общ. ред. С. Н. Сиренко. — М.: Серебряные нити, 1997. —368 с.
- Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности. — М., 1988. —С. 320−337.
- Bandura A. The stormy decade: fact of fiction, «Psycholgy in the School», 1964, 1, p.224—231-
- Bernard J. Where is the modern sociology of conflict? // The American Journal of Sociology. July, 1950. Vol. LVI. No. 1.
- Boardman S., Horowitz S. Constructive Conflict Management and Social Problems: An Introduction //Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. No. 1. P. 1−12.
- Coser L. Conflict: Social Aspects // International Encyclopedia of the Social Sciences. Ed. by D. Sills. 1968. Vol. 3. USA. P. 232−236.
- Deutsch M. Kurt Lewin: The Tough-Minded and Tender-Hearted Scientist // Journal of Social Issues. 1992. Vol. 48. No. 2. P. 31−43.
- Deutsch M. Constructive Conflict Resolution: Principles, Training and Research//Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. No. 1. P. 13−32.
- Deutsch M. Distribute Justice: A Social-Psychological Perspective. New Haven and London, 1985.
- Field Theory in Social Science. Selected Theoretical Papers by K. Lewin / Ed. by D. Cartwright. London: Tavistok Publications, 1963.
- Johnson D., Johnson R. Constructive Conflict in the Schools// Journal of Social Issues. 1994/Vol.50.No. 1 .P. 117−137.
- Kellermann K. Information Exchange in Social Interaction // Interpersonal Processes: New Directions in Communication Research. Sage Publications, 1987. P. 188−219.
- Kelley H. a. o. A Comparative Experimental Study of Negotiation Behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 1970. Vol. 16. No. 1. P. 411−438.
- Kelly G.A. Theory of Personality. The psychology of personal constructs. — N. Y., 1963.
- Kolberg L. Moral stadies and moralization: connitive — developmental approach. In: R. Lickona (Ed.). Moral development and behavior: Theory, reserch, and social issues. Chicago: Red. McNelly, 1976. — P. 340−412.
- Kolb D. To Be a Mediator: Expressive Tactics in Mediation //Journal of Social Issues. 1985. Vol. 41. No. 2. P. 11−26.
- Lewin K. A Dynamic Theory of Personality. New York- London: McGraw Hill Book Company, 1935.
- Lewin K. Resolving Social Conflicts. New York: McGraw Hill, 1948.
- May R. The Discovery of Being. New York- London, 1983.
- Miller N. Experimental studies of conflict // Personality and the Behavior Disorders / Ed. by J. Hunt. Vol. 1. New York: The Ronald Press Company, 1944.
- Thomas W. The Unajusted Girl. Boston, 1923.
- Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. New York: Dover, 1958. Vol. 1−2.
- Yalom I. Existential Psychoterapy. 1980.
- Zimbardo Ph. Preface // Ch Maslasch, Burnout — The Cost of Caring New Jersey, 1982.
- Wooder B. Movie Therapist: how it changes lives. Rideau Lakes Publishing, 2008. -248 p.