Восприятие.
Основы психологии и педагогики
Целостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины… Читать ещё >
Восприятие. Основы психологии и педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие дает целостный образ предмета или явления.
Выделяется четыре операции, или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.
Всякое восприятие включает в себя активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.
Закономерность субъективности восприятия заключается в том, что одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и г. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Свойства восприятия следующие.
- 1. Целостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие — система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
- 2. Константность. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине.
- 3. Структурность. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр либо один рояль или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
- 4. Осмысленность. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
- 5. Избирательность. Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.
Возможны иллюзии восприятия (от лат. illusere — обманывать) — искажение восприятия частных признаков предметов. Появление ряда иллюзий связано с психологическими особенностями процесса восприятия. Если на одном расстоянии будут находиться два одинаковых предмета, только окрашенные в разные тона, то светлый покажется больше и ближе, чем темный. Иллюзии широко используют в своей работе не только фокусники, но и парикмахеры, модельеры, дизайнеры. Чтобы комната смотрелась просторнее, ее окрашивают в светлые тона.