Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Становление и развитие высшего образования Кыргызстана: 1990-2007 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как отмечалось в первой главе, в сложившихся политических и социально-экономических условиях за последние 15 лет, в Кыргызстане проявляется высокий уровень активности гражданской общественности. Поэтому это может являться благоприятной средой для быстрого развития общества и академического сообщества в частности. Участие гражданской общественности способствуют «эффективности и стабильности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исторические аспекты становления и развития высшего образования Кыргызской Республики
    • 1. 1. История становления и развития системы образования в Киргизии 17 в период 1917—1990 гг.
    • 1. 2. Трансформация системы образования Кыргызской Республики в 31 постсоветский период (1990−2007гг.)
    • 1. 3. Современное состояние и экономическое положение системы высшего образования Кыргызстана
    • 1. 4. Организационная культура системы высшего образования
  • Кыргызстана и ее трансформация
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Адаптационные механизмы становления высшей школы
  • Кыргызстана в новых реалиях самостоятельного государства
    • 2. 1. Причинно-следственные связи происходящих изменений в системе высшего образования Кыргызстана
    • 2. 2. Типология адаптационных стратегий высших учебных заведений 101 Кыргызстана в переходный период
    • 2. 3. Скрытые эффекты и механизмы адаптации системы высшего образования Кыргызстана к внешней среде
    • 2. 4. Основные тенденции развития системы высшего образования 118 Кыргызской Республики в новых социально-экономических условиях
  • Выводы по второй главе

Становление и развитие высшего образования Кыргызстана: 1990-2007 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Кардинальные политические и социально-экономические изменения, которые произошли в конце XX столетия на постсоветском пространстве, оказали большое влияние на дальнейшее функционирование и развитие национальных образовательных систем государств-участниц СНГ. Практически во всех государствах Содружества изменения в образовании были связаны с демократизацией управления, введением новых образовательных программ и стандартов, созданием негосударственного сектора образования и внедрением нового финансово-хозяйственного механизма в образовании, что привело к децентрализации всей системы. Однако, в разных странах последствия реформ, проводимых в образовательных системах и связанных с указанными изменениями, проявились специфично и имеют разные показатели эффективности и разные сложности. Изучение и анализ путей трансформации национальных систем образования, связанных с адаптацией образовательного процесса к новым гражданским и политическим институтам и социально-экономическому пространству новых государств, становится актуальной задачей исследования истории становления и развития системы образования.

Согласно многочисленным оценкам экспертов, советская система образования была тщательно продумана и достаточно приспособлена к нуждам экономики и воспроизводства общества в целом. Вместе с тем, будучи выстроенной релевантно требованиям одной формации, жестко базируясь на закономерностях ее развития, она не могла не дать сбой в условиях кардинального реформирования всего социально-экономического уклада жизни. Поэтому процессы трансформации не могли не затронуть и систему высшего образования. Традиционные механизмы централизованной системы управления образованием, во многом обеспечивающие единые условия подготовки специалистов на территории всего Союза, включая обеспечение учебными планами, программами, учебниками, повышением квалификации профессорско-преподавательского состава, перестали работать. С провозглашением новых гражданских институтов, таких как демократия и автономия, вертикальные связи централизованного управления образованием были ослаблены, ломались стереотипы и представления о ценностях, шла переоценка правильности направлений развития.

Выработанная за 70 лет и установившаяся в советский период система культурных ценностей, норм и традиций высшего образования Кыргызстана была также поставлена под сомнение вызовами внешнего мира, которые предлагали иную систему ценностей, основанную на условиях конкуренции и рыночных отношений. Происходившие в системе высшего образования изменения сопровождались резким снижением государственного финансирования, что потребовало от вузов введения новых форм деятельности и поиска иных источников финансирования. В условиях смены парадигмы отношений между государством и системой высшего образования возникали организационные проблемы как экономического, так и социального характера, решать которые существующие государственные институты власти оказались не готовы. В свою очередь вузы самостоятельно пытались выжить различными путями, либо адаптируясь к новым условиям, либо трансформируя новые ценности согласно своим базовым представлениям и провозглашая их как свои. В этой связи, проявляющиеся в последнее время проблемы снижения качества образования, являются естественным следствием периода адаптации системы высшего образования к изменившимся социально-экономическим условиям.

За этот период в сферу высшего образования вошли некоторые элементы рыночных отношений, изменились формы взаимоотношений с государством и потребителями образовательных услуг. Обострилась конкуренция на рынке образовательных услуг высшего образования. Вузы были вынуждены участвовать в борьбе за финансовые ресурсы, рынки сбыта своих услуг и информацию. Это потребовало в свою очередь принятия рыночных норм и правил взаимоотношений. Они теперь вынуждены самостоятельно решать многие вопросы, нарабатывать собственный опыт определения стратегии развития в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции.

Изучение истории, условий и особенностей развития системы высшего образования Кыргызстана, механизмов адаптации высшего образования к указанным изменениям, а также — к проводимым государством реформам, важно для поиска новых форм управления и формирования государственной образовательной политики страны.

Учитывая историческую общность и схожесть социально-экономических условий развития стран постсоветского пространства, в которых происходят практически одинаковые процессы реформирования высшего образования, эта проблема становится актуальной для исследователей многих стран СНГ. Особенно широко вопросы организационного поведения вузов в новых условиях обсуждается в академических кругах России в работах: Аксенова К. А., Бринзы В. В., Гончаровой Н. В., Ермоленко В. А., Иваненкова С. П., Клебанова Б. И., Клюева А. К., Клячко Т. Л., Княгинина В. Н., Князева Е. А., Корунова С. М., Кусжановой А. Ж., Лебедева О. Е., Ломакиной Т. Ю., Новикова В. А., Пугачевой Е. Г., Смоленцевой А. Ю., Соловьева В. П., Соловьенко К. Н., Тагуновой И. А., Ушакова К. М., Фрумина И. Д. и др. В работах современных российских исследователей, посвященных становлению и развитию негосударственных образовательных учреждений РФ (Осокина О.А., Климина А. А. и др.), как правило, дается история становления негосударственного сектора образования России в разные исторические периоды (с VII века по современность).

Проблема адаптации высших учебных заведений к изменяющимся условиям давно изучается в мировом образовательном пространстве и ее связывают с вопросами формирования организационной культуры. Мы в своей работе приняли следующую формулировку понятия «организационная культура», разработанную известным исследователем Эдгаром Шейном. «Организационная культурасовокупность основных убеждений — сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, — которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам». Вопросы организационной культуры наиболее подробно освещены в работах следующих зарубежных авторов (Бергквист У., Воссенштейн Ханс, Мацумото Д., Морган Энтони В., Нельсон Ричард Р., Уинтер Сидней Дж., Риа Ван Хувейк, Томсон Р., Шейн Э., Arend Lijphart, Baldridge J.V., Bergquist W.H., Eckel P., Hofstede G., Kezar A., Parsons J., Peltola U., Pfeffer J., Ryans C.C., Salancik G. R., Shanklin W.L., Sporn В., Yrinen-Alestalo M.H.).

В научно-педагогическом сообществе Кыргызстана вопросы становления и развития высшего образования, рассматриваемые сквозь призму адаптации высшей школы к новым социально-экономическим условиям, пока не стали предметом исследования. Отдельные проблемы развития системы высшего образования республики в переходный период уже рассматривались в научных работах таких отечественный ученых, как Айдаралиев А. А., Айылчиева Д. А., Болджурова И. С., Борубаев А. А., Бримкулов У. Н., Брудный А. А., Джусенбаев Ш. Дж., Каниметов Ж. К., Ким B. JL, Мирошниченко Л. П., Нифадьев В. И., Уметов Т. Э., Шаршекеева К. Д. и др. Проведенный анализ работ указанных авторов показал, что они преимущественно посвящены вопросам, связанным с констатацией трансформации высшей школы и в них не нашел отражение анализ процесса адаптации высшей школы Кыргызстана к новым условиям.

Рефлексия данного положения обусловила определение проблемы диссертационного исследования, которая состоит в поиске путей и выработке механизмов преодоления противоречия между проводимыми реформами высшего образования Кыргызстана в новых социально-экономических условиях и их недостаточной эффективностью и результативностью. Это потребовало исследования процессов становления и развития системы высшего образования Кыргызстана, ее национальных особенностей и традиционной культуры, сложившейся под влиянием глобализационных процессов в переходный период.

Актуальность и неразработанность данной проблемы в отечественной педагогической науке обусловили выбор темы исследования: «Становление и развитие высшего образования Кыргызстана (1990;2007 гг.)».

Объектом диссертационного исследования является система высшего образования Кыргызстана в процессе развития республики как самостоятельного государства (1990;2007гг.).

Предмет исследования: Процесс адаптации высших учебных заведений Кыргызской Республики к новым социально-политическим и экономическим реалиям исследуемого периода.

Цели исследования:

•Выявить специфику организационно-педагогического обеспечения процесса адаптации высших учебных заведений Кыргызстана к новым социально-экономическим реалиям в период с 1990 по 2007 годы.

• Обосновать влияние системы ценностных представлений вузовского сообщества на процесс управления развитием высшего образования и причины неэффективности проведения некоторых реформ в исследуемый период.

•Разработать рекомендации по оптимизации процесса управления системой высшего образования Кыргызстана с учетом истории ее развития и сложившейся организационной культуры педагогического сообщества.

Гипотеза исследования: Реформирование системы высшегообразования Кыргызстана будет происходить эффективней, если: при формировании государственной образовательной политики учитывается история ее становления и развития, господствующие в педагогическом сообществе традиционная культура и система ценностей, а также долгосрочность процесса необходимых преобразованийпроцессы трансформации системы базовых (фундаментальных) представлений и культурных ценностей вузов учитываются государством при управлении сложными процессами изменений, происходящими в системе высшего образования;

— реализация высшими учебными заведениями принятых государственных концепций и программ развития системы высшего образования осуществляется с учетом их организационной культуры и с ориентацией на стратегическое развитие.

В соответствии с поставленной целью и гипотетическими положениями были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить процессы развития системы высшего образования Кыргызстана с момента ее становления и выявить особенности ее развития в новых социально-экономических условиях (1990;2007гг.).

2. Определить роль организационной культуры высших учебных заведений республики в развитии высшего образования с учетом выявленных для Кыргызстана особенностей.

3. Провести классификацию вузов Кыргызстана по типологии адаптационных стратегий развития в переходный период становления государственной самостоятельности. '.

4. Выявить основные тенденции развития высшего образования Кыргызстана в исследуемый период и разработать рекомендации по управлению сложными процессами изменений.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются основные положения историко-педагогической науки, современной педагогики высшей школы, методологии проектирования и менеджмента в области высшего образования, экономики образования, системного подхода к управлению образованием и теории организации.

Основные концептуальные положения исследования в соответствии с методологией современного научного познания определены как: взаимосвязь и взаимообусловленность прошлого, настоящего и будущегоспецифика проявления общего, особенного и единичногопреемственность, непрерывность, эволюционность развитияпереход количественных изменений в качественные.

В ходе исследования применялись следующие методы:

• историко-генетический метод;

• герменевтический метод;

• сравнительный метод;

• метод индукции и аналогий;

• критически-аналитический метод.

Исследование базируется на следующих теоретико-педагогических исследованиях: по развитию социально-образовательных систем (Афанасьев В.Г., Богуславский М. В., Библер B.C., Брудный А., Гершунский Б. С., Кинелев В. Г., М. А. Лукацкий, Равкин З. И., Филиппов В. М., Шукшунов В. Е., Яковец Ю. В. и др.) — по исторической, общей, социальной и сравнительной педагогике (Архангельский С.И., Галаган А. И., Безрукова B.C., Байденко В. И., Болджурова И. С., Бондырева С. К., Вульфсон Б. Л., Джуринский А. Н., Журавский В. И., Загвязинский В. И., Ильина Т. А., Измайлов А. Э, Каниметов А., Корнетов Г. Б., Королев Ф. Ф., Лиферов А. П., Малькова З. А., Махмутов М. И., Мясников В. А., Сластенин В. А., Тагунова И. А., Харламов И. Ф., и др.) — по управлению образованием (Бекбоев И.Б., Вульфсон Б. Л., Каспржак Г. А., Клячко Т. Л., Лазарев B.C., Лебедев О. Е., Мирошниченко Л. П., Никандров Н. Д., Поташник М. М., Садовничий В. А., Третьяков П. Н, Тимофеев А. И., Фрумин И. Д., Ушаков К. М. и др.) — по реформам и инновационным процессам в образовании (Байденко В.И., Болджурова И. С., Днепров Э. Д., Загвязинский В. И., Каспржак Г. А., Кларин М. М., Коган Н. И., Мирошниченко Л. П., Нечаев Н. Н., Новиков A.M., Селезнева Н. А., Шадриков В. Д. Шедровицкий Г. П. и др.) — по управлению организационными изменениями (Аксенов К.А., Бринза В. В., Гончарова Н. В., Иваненков С. П., Клебанов Б. И., Клюев А. К., Клячко Т. Л., Княгинин В. Н., Князев Е. А., Корунов С. М., Кусжанова А. Ж., Пугачева Е. Г., Смоленцева А. Ю., Соловьев В. П., Соловьенко К. Н., Томсон Р., Ушаков К. М., Фрумин И. Д. и др.) — по интеграционным процессам в образовании (Безрукова B.C., Бондырева С. К., Вульфсон Б. Л., Джуринский А. Н., Леднев B.C., Лис Н. И., Мясников В. А., Стражев В. И., Татур Ю. Г., Филиппов В. М., Фрумин И. Д., Щедровицкий Г. П. и др.).

База и этапы исследования-. Исследование проводилось на базе 54 высших учебных заведений Кыргызстана (из них, 31 государственных, 15 негосударственных и 8 филиалов вузов стран СНГ) в четыре этапа: 1этап (2003;2004 гг.) — изучение проблем и состояниясистемы высшего образования Кыргызстана, анализ? причин и выявление факторов, влияющих на изменение поведения вузовопределение* цели, задач и рабочей гипотезы исследования. IIэтап (2004;2005 гг.) — ознакомление и обзор теоретической^ и исторической литературы поисследуемой проблемепоиск архивных источников, сбор статистического и аналитического материала, для обоснования предполагаемой гипотезы.

III этап (2005;2006 гг.) — проведение сравнительно-исторического исследования развития системы высшего образования Кыргызстана в переходный период, исследование адаптационных процессов и механизмов приспособления вузовк новым условиям и формулировка основных положений научной работы.

IV этап¦ (2006;2008'гг.) — апробация сформулированных предложений в рамках проводимых исследований и в ходе' практической работы. Анализ, и систематизация полученных данных, формулирование выводов, и рекомендаций, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования-состоит в том, что:

• на основании историко-педагогического анализа становления< и развития системы-высшего образования-Кыргызстана с 1917 по 1990 гг. и исследования процессов ее трансформациив- постсоветский период выявлены и теоретически проинтерпретированы следующие4 признаки организационной культуры вузов: (длинная властная дистанция, высокий показатель избегания неопределенности, принцип «коллективизма» с проявлением индекса, «индивидуализма», параметр «женственности» отношений);

• выявлены внутренние (организационная'культура вуза, стартовые условия, личностный фактор руководителя)' и внешние (политические, экономические изменения и культурные аспекты национального менталитета) факторы, влияющие на выбор вузом адаптационной стратегии к рыночным условиям;

• проведена типологизация адаптационных стратегий вузов Кыргызстана, присущих им в период с 1990 по 2007 годы (максимальное качество, финансовое благополучие, диверсификация, глобализация, консервативная стратегия, стагнация и комбинированные стратегии), а также выявлены скрытые эффекты и механизмы адаптационных процессов, характерных для высшей школы Кыргызстана в рамках ее вхождения в новые социально-экономические условия;

• обоснована концепция позитивной взаимосвязи формирования системы ценностных представлений вузовского сообщества с процессом целенаправленного управления развитием системы высшего образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что ohol.

•восполняет существующий пробел в истории развития высшей школы Кыргызстана в период ее адаптации к новым социально-экономическим условиям с 1990 по 2007 годы;

•позволяет углубить понимание об эффективном управлении системой высшего образования на основании выявленной взаимосвязи между формированием организационной культуры вуза и процессом стратегического управления;

• предоставляет возможность использовать материал для проведения сравнительных исследований систем высшего образования как регионального (СНГ), так и международного уровня.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы при формировании образовательной политики Кыргызстана и совершенствовании процесса разработки стратегических документов, ориентированных на развитие системы высшего образования. Результаты исследования и опубликованные на его основе материалы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов по истории педагогики, политологии, социологии, менеджмента в сфере образования, а также учтены при разработке учебников и учебных пособий, лекционных и специальных курсов. Материалы исследования будут особо полезны для курсов повышения квалификации работников всех уровней управления образованием и педагогов. Предложенные в работе выводы и рекомендации для реформирования системы управления высшим образованием могут быть полезны вузам при выборе стратегии развития и интересны для других стран с переходной экономикой.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Функционирование системы образования в целом и высшего, в частности, зависит как от национальных и культурных традиций населения страны, так и от воздействия внешних факторов, под влиянием которых формируется отвечающая сегодняшним требованиям организационная культура вуза и происходит трансформация системы ценностей.

2. Новые социально-экономические условия требуют изменения системы управления высшим образованием (от управления деятельностью вузов к управлению изменениями ценностных ориентиров, происходящими в системе высшего образования). Это предполагает изменение характера полномочий и функций государственных органов управления от администрирования к регулированию происходящими процессами с широким привлечением неправительственных организаций и общественных фондов.

3. Организационную культуру вуза невозможно насильно изменить административными мерами, она может измениться только через изменение и присвоение членами вузовского сообщества базовых ценностных представлений о деятельности современной национальной высшей школы.

4. Тип адаптационной стратегии вуза зависит от стартовых ресурсов, полученных «в наследство», от конкретной политической, культурной и экономической ситуации и личностных особенностей руководителя, который выбирает методы управления.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов и выводов обеспечена применением комплекса исследовательских методов, адекватных природе разрешаемой проблемы, целям, задачам и логике исследованияпреемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретических положенийанализом широкого круга использованных групп источниковширотой хронологических и временных границ, позволяющих проследить генезис исследуемого явления.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили в процессе участия автора в разработке проектов Концепции развития высшего образования Кыргызской Республики до 2017 года (г.Бишкек, 2006 г.), Программы развития системы образования и науки Кыргызской Республики на период 2008;2011 годы (г.Бишкек, 2007 г.) и Стратегии развития системы образования Кыргызской Республики до 2020 года (г.Бишкек, 2008 г.). Результаты исследования вошли в Национальный доклад «Система высшего образования и образовательные стандарты в Кыргызской Республике: проблемы и перспективы» (г.Москва, 2006 г.) и итоговый аналитический доклад Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов СНГ «Тенденции обновления систем и образовательных стандартов высшего образования государств-участников СНГ в контексте Болонского процесса» (г.Москва, 2006 г.), а также при подготовке других национальных отчетов и докладов по системе образования республики.

Промежуточные результаты исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы сотрудничества государств-участников СНГ в формировании единого (общего) образовательного пространства» (г.Москва, РУДН, 2004 г.), Международном форуме стран СНГ «Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания» (г.Минск, 5−6 апреля 2005 г.), на заседаниях международной исследовательской группы по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования государств-участников СНГ при Базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании (г.Москва, 2004;2008 гг.) и других научно-практических конференциях и семинарах республики (г.Бишкек, 2000;2008 гг.).

Материалы диссертационного исследования были использованы в лекционной работе со студентами Кыргызского Национального университета им. Ж.Баласагына, Кыргызского государственного университета им. И.Арабаева и слушателями Академии высшей школы «TeachEx». Эти материалы вошли в программы учебного курса «История педагогики» и спецкурсов: «Развитие высшего образования КР в новых социально-экономических условиях», «История развития высшего образования в Кыргызстане», «Преемственность прошлого и настоящего в педагогической теории и практике высшей школы Кыргызстане».

По теме исследования опубликовано 18 работ, в том числе в российских журналах: «Мир образования — образование в мире», «Право и образование" — сборниках научных статей Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов СНГ, Центра изучения образовательной политики МВШСЭН АНХ Российской Федерации, и других научных журналах и сборниках Кыргызстана.

Структура диссертации отражает логику и порядок исследования поставленных задач. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (141 источник), приложения.

Выводы по второй главе Изменения, происходящие в системе высшего образования Кыргызстана за годы постсоветского периода, обусловлены вызовами глобализации общества. В связи с резким сокращением государственного финансирования высшая школа была вынуждена выживать в зарождающихся рыночных условиях. Однако сложившиеся политические и социально-экономические условия развития страны привели к выработке различных адаптационных механизмов развития вузов. Как происходило и почему, вот основные вопросы, которые рассматриваются в настоящей главе. Последствия перестроечных процессов, рассмотренных в Главе.

1, показали, что гражданская общественность еще не готова принимать активное участие в управлении образованием, поэтому позиция государственных органов должна состоять в интенсивной «искусственной» поддержке «естественных регуляторов».

Невозможно отрицать, что характеристики системы высшего профессионального образования, унаследованные от советского периода развития, ранее являвшиеся несомненным преимуществом, в постиндустриальный период оказались источником проблем. Вузы, не подготовленные к новым рыночным отношениям, оказались неконкурентоспособными на мировом рынке образовательных услуг. В лучшем случае они готовят специалистов под уже открывшиеся на рынке труда кадровые вакансии, а не формируют новые виды деятельности и новые кадровые позиции, как это должно современному высшему образованию в век быстроменяющихся технологий.

Система высшего образования, ее уклад, формы взаимоотношений остались нам в наследство от советского периода, где господствовала «управленческая вертикаль» и централизованная система власти. Не будем говорить о достоинствах этой системы для того времени, но в одном она сыграла роковую роль для системы образования Кыргызстана. Во-первых, жесткая регламентация деятельности образовательных учреждений, спускание из «центра» готовых инструктивных и учебных документов по вертикали привели к тому, что в стране не развивался административно-управленческий, научно-исследовательский и учебно-методический потенциал. Во-вторых, строгое предписание всех действий и жесткий контроль со стороны госорганов привели к отсутствию творческого подхода, поиска рациональных путей развития и к ожиданию регламентации их действий «сверху».

Закон Кыргызской Республики «Об образовании» предоставил вузам большие академические свободы и автономность в вопросах самостоятельного осуществления образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных Положением о высших учебных заведениях Кыргызской.

Республики и собственным уставом. То есть законодательство создало правовые предпосылки для изменения взаимоотношений между учреждениями образования и органами управления образованием. Однако ни государственные органы, ни вузы не были готовы принять в свои руки полные права по управлению образованием. Была создана благоприятная почва для беспредельного, бесконтрольного и повального раздувания сети высших учебных заведений. В первую очередь этому способствовало снижение государственного финансирования системы образования, необходимость самовыживания в рыночной среде и отсутствие нормативно-правового регулирования финансовой самостоятельности вузов и, прежде всего, в части привлечения внебюджетных средств.

В этих условиях в системе высшего образования проявились все признаки, постиндустриального периода развития: массовизация, коммерциализация, диверсификация услуг, переход на компетентностную и практико-ориентированную подготовку кадров и интернационализация, со своими отрицательными и положительными последствиями. Вузы стали достаточно самостоятельными, но в условиях еще не сформировавшейся правовой и менеджерской культуры произошли перекосы в сторону вседозволенности и нарушения законодательства.

К сожалению, именно в таких условиях вузам приходилось выбирать свои адаптационные стратегии, которые зависели от стартовых условий, политической и экономической ситуации в стране, и конечно же в первую очередь от личностного фактора руководителя. В зависимости от ситуации кыргызские вузы используют различные механизмы адаптации и в основном — по классификации российских исследователей — комбинированные стратегии. Но также имеются более выраженные стратегии адаптации: финансовое благополучие, максимальное качество, диверсификация, глобализация, консервативная и даже стагнация. Однако анализ показал, что вузы прибегают к различным способам приспособления к внешней по отношению вуза среде и меняющимся условиям, порой даже нарушая законодательство. Причина тому отсутствие четких механизмов регулирования, несовершенство законодательной базы.

Закон природы естественного выживания и приспособления к внешней среде заставляют менять сознание гражданского сообщества, что ведет к изменению организационной культуры. Происходящие изменения в системе, по сути, это изменение организационной культуры вузовского сообщества. Поэтому скрытые механизмы адаптации вузов происходят на уровне изменения базовых представлений вузовского сообщества. Тем не менее, насаждаемые ценности запада, привносимые вместес нововведениями и современными технологиями, трансформируются, и принимаются, за свои ценности после их адаптации имеющимся базовым представлениям сообщества.

В результате исследования скрытые эффекты, проявившиеся в процессе адаптации вузов к новым политическим и экономическим условиям, выразились как в позитивной, так и в негативной форме. Например, развитие общественно-государственных форм управления привели к тому, что стали четко вычерчиваться полномочия государства и гражданской общественности. Так, со стороны государства инструментом поддержания гарантии качества системы образования становится формирование законодательства и регулирующих нормативов, а не прямое руководство системой. А со стороны общественности, такими инструментами становятся открытые каналы коммуникации и влияние на качество профессионального образования через предъявление требований, и их контроль, приводящие к саморегуляции системы.

Академическая и экономическая автономия вузов привела к развитию тесных взаимоотношений с бизнес структурами. Привлечение работодателей в процесс управления вузом через попечительские советы дают возможность адекватно реагировать на потребности рынка труда и повышать качество подготовки специалистов. На данном примере видно, что в Кыргызстане назрела ситуация, когда и государство и общественность поняли необходимость совместного участия в управлении системой образования. И при положительном отношении государства к передаче некоторых своих полномочий общественности и независимым экспертам, можно сказать, что государство вполне эффективно может создать конкурентную среду для поступательного развития высшего образования. В этом случае ответственность возникает не из подконтрольности, а из открытости и прозрачности деятельности вузов.

Скрытые негативные механизмы адаптации, т. е. приспособление вузовского сообщества к выживанию в условиях не сформировавшейся и дальше разлагающейся вузовской организационной культуры, нельзя сравнивать с теми пагубными эффектами, к которым они может привести для всего общества.

Тенденция акционирования или приватизации государственных вузов прослеживается во многих странах СНГ. В Кыргызстане с 2003 года законодательно изменена организационно-правовая форма учебных заведений с «учреждения» на «организацию». Появляются высказывания ректоров вузов со стабильным финансовым состоянием, что они желают отказаться от государственных грантов (бюджетных мест набора) и перейти на автономное управление и самофинансирование. Таким образом, предоставление полной автономии и академических свобод вузам приведет к превращению вузов в полноправный субъект рыночных отношений в форме приватизации государственного вуза.

Все выше приведенные факты говорят о неизбежной тенденции изменения организационной культуры вузовского сообщества, ориентированной на развитие (developmental), на культуру, ориентированную на переговоры (negotiating)1, при которой система государственного управления тоже должна кардинально меняться. Так как основным направлением реформирования высшего образования во многих вновь образовавшихся независимых государствах являлась децентрализация управления образованием начатая со времен распада СССР. То в результате стихийных процессов децентрализации, происходивших в системе образования Кыргызстана, без образовательной и технологической информации, без достаточного финансирования, система высшего образования остается практически бесконтрольной в своих действиях.

В новых условиях главной функцией Министерства образования должна стать выработка общей стратегии развития сектора, которая требует.

1 Смоленцева А. Ю. Организационный подход в изучении проблем вуза (зарубежный опыт). // Социология образования. 1999 г значительного усиления его информационно-аналитических функций и стратегического планирования развития системы образования. Для большего привлечения всех заинтересованных сторон общественности к государственному управлению, немало важной функцией министерства становится усиление взаимодействия с другими отраслевыми министерствами, ведомствами, общественными, международными организациями. Для этого необходимо регулярно проводить коммуникативные встречи с целью обмена опытом и понимания проблем — между регионами, учебными заведениями, постоянный информационный контакт, доведение нормативно — правовых документов и — -направлений образовательной политики. В целях улучшения эффективности и развития новых функций государства важным становится информационноаналитическая служба, способная давать необходимую социальноэкономическую информацию.

В компетенции региональных органов управления необходимо включить планирование и развитие образования, координация и разработка образовательной политики региона с учетом его специфики и инфраструктуры. Для того чтобы эти функции заработали необходимо сформулировать четкие приоритеты и принять ясную стратегию по децентрализации управления финансовыми ресурсами в увязке с возрастанием ответственности высших учебных заведений за их распределение.

Система высшего образования, ориентированная на экстенсивный рост, характеризуется многообразием используемых подходов и форм, их смешением и всеохватностью. При этом происходит множественное дублирование в экономически рентабельных сферах и провалы в других сферах, связанных с недостатком стратегического планирования и понимания кадровой потребности. Все это связано с тем, что функции, которые реализует система высшего образования на сегодня, тоже остаются прежними: производство и трансляция знания, функция культурного посредника, а функция высшего образования как «социального лифта» редуцирована до функции «отсроченной социализации».

Сегодня уже создана критическая масса, которая позволяет сделать предположение, что в системе высшего образования появляются тенденции изменения приоритетов и задач. В новых социально-экономических условиях уже происходит переориентация высшего образования на рыночную экономику и открытое общество. Это позволяет предполагать, что система будет ориентирована на обеспечение потребностей развития приоритетных отраслей экономики страны. Однако для того чтобы система адекватно реагировала на запросы рынка необходимо создать систему выработки требований к подготовке профессионалов, которая должна будет учитывать специфику запроса работодателей и базироваться на глубоком анализе потребностей не только страновых, но и региональных.

Заключение

.

Организационные изменения могут быть успешно реализованы при осознании того обстоятельства, что причиной сопротивления является существующая организационная культура".

Эдгар Шейн.

В условиях, в которых пришлось развиваться высшим учебным заведениям, можно сказать, что сегодня они становятся полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Быстрая смена организационных и экономических условий деятельности вузов и повышение требований общества к качеству образования привели к обновлению технологий обучения, обострению конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, изменению позиции государства по отношению к высшей школе. Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Рост самостоятельности и свободы вузов ведет к росту ответственности вузов за эффективность своей деятельности. Поэтому, направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления вузом, поскольку традиционные способы управления в условиях рынка оказались в ряде случаев несостоятельны.

Как отмечалось в первой главе, в сложившихся политических и социально-экономических условиях за последние 15 лет, в Кыргызстане проявляется высокий уровень активности гражданской общественности. Поэтому это может являться благоприятной средой для быстрого развития общества и академического сообщества в частности. Участие гражданской общественности способствуют «эффективности и стабильности демократической власти в двух смыслах: «внутренне», воздействуя на отдельных людей, и «внешне», влияя на политику государства. Поэтому причастность общественности к государственному управлению внедряет навыки кооперации и ощущение гражданской ответственности за коллективные действия. Более того, когда индивиды включаются в группу с широким разбросом целей и предпочтений среди ее членов, они невольно учатся терпимости — таков результат группового взаимовлияния"1. Развитие общественно-государственных форм управления вузами привело к тому, что более четко стали разделяться полномочия государства и гражданского общества. Так, со стороны государства инструментом поддержания гарантии качества системы образования становится формирование законодательства и регулирующих нормативов, а не прямое руководство системой. А со стороны общества, такими инструментами становятся открытые каналы коммуникации, влияние на качество предоставления образовательных услуг через предъявление своих требований, возможность контроля за их реализацией.

Предоставление вузам достаточно широкой академической и экономической автономии привело к их большей самостоятельности и самодостаточности, развитию тесных взаимоотношений с бизнес структурами. Привлечение представителей различных секторов бизнеса в процесс управления вузом и формирования образовательных программ дает им возможность гибко реагировать на потребности рынка труда и повышать качество подготовки специалистов. В этом случае ответственность возникает не из подконтрольности, а из открытости и прозрачности деятельности вузов.

Однако, несмотря на некоторый прогресс функции высшего образования Кыргызстана, пока еще остаются прежними — производство и трансляция знаний, а функция «социального лифта» редуцирована до функции «отсроченной.

1 Arend Lijphart. Democracy in Plural Societies. New Haven: Yale University Press, 1977, p. 10−11 социализации". Проводимые реформы по демократизации и децентрализации управления все еще осуществляются при официальном сохранении главной функции государства — централизованного управления. Хотя в результате происходивших ранее стихийных процессов изменения без информационного, технологического и образовательного сопровождения и достаточного финансирования система высшего образования стала практически бесконтрольной, степень важности контрольных функций со стороны государственных структур не снижается, но они нередко встречают сопротивление со стороны вузов. В результате сложилась ситуация, что ни государство, ни вузы пока не готовы нести полную ответственность за происходящие изменения в новых условиях.

Тем не менее, исследование показало, что в условиях постоянно меняющейся внешней среды существующая в Кыргызстане система государственного управления высшим образованием не отвечает современным требованиям по управлению сложными процессами изменений. В мировой практике для управления этими процессами принято использовать эволюционный подход с учетом организационной культуры. В теории организационного развития уже давно разработаны и успешно действуют новые подходы управления организацией, которые направлены на стратегическое развитие в постоянно изменяющихся условиях. Отличительными особенностями такого подхода к управлению процессами изменений являются следующие принципы:

• переход от жестких структур управления к гибко изменяющимся структурам;

• отказ от единственного способа организации и принятие различных вариаций;

• отказ от иерархии управления и переход к сети взаимодействующих структур;

• переход от централизованного контроля к полуавтономным структурам;

• отказ от директивного стиля управления в пользу управления через советы и рекомендации;

• переход от поддержания линейного порядка к гибкости действий и понимания того, когда предпочтительнее оказываются трансформации и перемены;

• переход от поддержания линейной устойчивости к функционированию на грани хаоса;

• отказ от менеджмента изменений и создание постоянно изменяющейся организации;

• переход от повышения квалификации сотрудников к обучающейся организации;

• переход от отношений конкуренции или кооперации к их комбинации;

• отказ от попытки достичь цели и создание эволюционного видения будущего.

При поддержке указанных принципов главной задачей государства становится выработка долгосрочной стратегии развития сектора и социальное перераспределение финансовых средств, которая требует значительного усиления его информационно-аналитических функций и функций стратегического управления изменениями. Для эффективности выполнения этих функций государству необходимо получать достоверную социально-экономическую информацию, учитывать общественное мнение и обеспечивать постоянную «обратную связь».

Исследование происходящих в переходный период процессов трансформации организационной культуры вузов Кыргызстана позволяет нам сделать следующие рекомендации для осуществления организационных преобразований в вузах:

1) Со стороны руководства любого уровня необходима поддержка изменений, что заключается в ясном обосновании своей позиции в процессе трансформации, выделении необходимых ресурсов и создании новых административных структур.

2) Для эффективности процессов осуществления изменений необходимо вовлечение формальных и неформальных лидеров с момента разработки концепции изменений.

3) Необходимо корректно ставить и ясно понимать ожидаемые результаты институциональной трансформации с выделением целей и задач, необходимых для их достижения.

4) Следует изучить потенциал сотрудников и их потребности в новых навыках, необходимых для осуществления задач по трансформации, и разработать программу развития этих навыков.

5) Необходимо перманентное осуществление действий, которые демонстрируют всем членам сообщества важность и непрерывность усилий по трансформации.

Результаты проведенного исследования позволили формулировать следующие выводы, позволившие подтвердить достоверность выдвинутых гипотез и предложить основные рекомендации по управлению сложными процессами реформирования системы высшего образования Кыргызстана. a. Исследование исторических аспектов развития системы высшего образования Кыргызстана, начиная с момента ее становления в советский период и останавливаясь более глубоко на этапе ее развития в новых социально-экономических условиях, показало, что система базовых представлений вузовского сообщества сформировалась в советский период, усвоив отвечающие тому периоду устои и ценности. Вследствие утверждения того, что для изменения базовых представлений необходима смена нескольких поколений, а с момента кардинальных политических и социально-экономический изменений прошло всего семнадцать лет, то в настоящее время в поведении членов профессионального сообщества продолжают сохраняться нормы и традиции, которые соответствуют советскому периоду. b. Многие, проводимые в переходный период образовательные реформы, не достигли ожидаемых результатов, и даже встречали сопротивление со стороны вузов. Результаты исследования процессов формирования и изменения системы ценностей доказывают, что это происходит из-за того, что при резкой смене парадигм государственного устройства и не подготовленности общества встретились полярные системы ценностей, и между ними возникло противоречие. Фактически проводился формальный перенос в традиционную культуру педагогического сообщества Кыргызстана не только западных ценностей, но и технологий их организации. Не учитывались исторические традиций формирования системы базовых представлений и ценностей общества, что естественно привело к противостоянию господствующей культуры. Это позволяет нам сделать вывод, что исторически сложившаяся система ценностей общества, ее традиционная культура оказывают доминирующее влияние на процессы трансформирования системы высшего образования. c. Выбор вузами республики адаптационных стратегий выживания показывает, что в условиях постоянных изменений они были вынуждены приспосабливаться к той ситуации, в которой оказывались в силу навязываемых реформ, либо объективных политических или экономических причин. Реформы, закладываемые в концепции и программы развития высшего образования, не предусматривали действий и промежуточных мероприятий для эволюционного развития вузов с учетом сложившихся их культурных ценностей, а зачастую бездумно внедрялись в высшее образование административными методами. Поэтому закономерно возникает вопрос: смогут ли вузы перейти от стратегии выживания к стратегии развития? Задачи выживания резко отличаются от задач стратегического развития, которые предполагают возможные коренные изменения, связанные с динамикой внешней среды, постоянным движением, жестким и быстрым принятием решений, нестабильностью и неопределенностью, что полностью противоречит признакам сложившейся организационной культуры вузов. Для разрешения этого противоречия потребуется немало усилий и времени, но главное — понимание на всех уровнях управленческих структур необходимости изменения подходов к управлению. d. Выработанные механизмы адаптации и приспособления к различным изменениям, вызывают у вуза адекватную рефлексию самозащиты от всевозможных угроз «разрушения». Но, учитывая, что система высшего образования Кыргызстана находится относительно в начале пути формирования своей системы базовых представлений и традиционных ценностей, этим процессом государство и общество пока может эффективно управлять. Поэтому понимание процессов и причин принятия или отрицания обществом тех или иных ценностей дает возможность адекватно расценивать сложившуюся ситуацию и принимать правильное решение, направленное на разрешение возможных конфликтов.

Для эффективного управления сложными процессами изменений в организационной культуре вузов Кыргызстана наиболее приемлемо использовать некоторые принципы организационного развития, разработанные современным менеджментом, на основании которых нами выработаны следующие рекомендации:

1. Реформирование системы высшего образования в Кыргызстане связано с управлением происходящими в ней процессами кардинальных изменений организационной культуры вузов, поэтому необходимо учитывать, что достижение результатов будет долгосрочным.

2. При создании стратегии развития высшего образования Кыргызстана необходимо использовать результаты таких наук как психология, социология, политология, менеджмент, организационное развитие и т. п., так как они дают понимание процессов взаимодействия членов педагогического сообщества.

3. При проведении реформ не стоит абсолютизировать цель, а необходимо уделять большее внимание процессу их достижения, так как только в результате правильно организованного процесса изменений возможен положительный результат.

4. Необходимо учитывать, что на первом этапе процесса изменений главная роль по управлению ими должна отводиться государству, которое должно создать соответствующее требуемым изменениям законодательство, принять четкие и ясные правила, создать предпосылки для развития общественных институтов, которые и будут осуществлять «обратную связь», после чего передать им полномочия по управлению изменениями.

5. Принятие решений, касающихся изменений традиционных ценностей и культуры общества, и в частности педагогического сообщества, становится общественно-значимым вопросом, поэтому в процессе принятия таких решений необходимо создать условия для транспорентного участия в нем всех субъектов взаимодействия.

Таким образом, важнейшим элементом введения новой организационно-экономической схемы управления высшим образованием в Кыргызстане является полная и последовательная реализация правового статуса высшего учебного заведения, т. е. его академическая и экономическая автономия, заложенная в Законе Кыргызской Республики «Об образовании». Однако, как мы видим в условиях переходного периода, когда еще не сформировалась рыночная культура норм и отношений, нельзя полагаться только на стихийные механизмы рынка. Рынок и гражданское общество выступают эффективными регуляторами в странах со стабильной экономикой и высокой рыночной культурой. Об этом очень хорошо сказано во введении книги Р. Патнема «Чтобы демократия сработала» «.'.Сейчас, на закате посткоммунистической эйфории, во времена величайшей девальвации демократической идеи, никак не успевающей у нас обрасти плотью, очень важно лишний раз напомнить себе о том, что гражданское общество — это итог долгой и непростой исторической работы. Одних голых схем, одного страстного порыва тут недостаточно.. Дело, кропотливое и неустанное, -и только тогда демократия сработает."1.

Размышляя об общественных условиях, питающих демократию в Америке, Токвиль огромное внимание уделял склонности американцев к созданию гражданских и политических организаций. Таким образом, он предположил, что «самой демократической страной в мире является та из стран, где люди достигли наивысшего совершенства в искусстве сообща добиваться цели, отвечающей их общим желаниям, и чаще других применять этот новый метод коллективного действия"2.

Проведенное нами исследование носит комплексный характер, в силу чего использовались результаты разных наук. Однако сложность и многогранного исследуемой проблемы не позволяет в рамках одной работы раскрыть все его аспекты. В связи с этим перспективными и требующими дальнейшего исследования являются вопросы, связанные с решением стоящей перед государством задачи поиска конструктивных моделей по реформированию системы высшего образования Кыргызстана. А это, в свою очередь, актуализирует обращение к позитивному опыту изучения системы ценностей и процессов формирования организационной культуры, сложившейся в вузах страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы, стратегические и нормативные документы
  2. Государственная доктрина образования Кыргызской Республики. Указ Президента КР от 27 2000 г. № 244. / Сборник нормативно-правовых актов в области образования, сост. Кубаев Б. Х. и др. Вып.1: Просвещение, 2004
  3. Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года № 92. / Ведомости Жогорку Кенеша КР 2003. № 8. Ст. 323.
  4. Закон Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права» от 11 июня 1998 года № 78 / Ведомости Жогорку Кенеша КР 1998. № 10. Ст. 374.
  5. Концепция развития образования в Кыргызской Республики до 2010 года. Постановление Правительства КР № 259 от 29 апр. 2002 г.). /Сборник нормативно-правовых актов в области образования, сост. Кубаев Б.Х.и др. Вып.1: Просвещение, 2004.
  6. Методика определения рейтингов специальностей и вузов, утвержденная приказом Минобразования России от 26.02.2001 № 631.
  7. Среднесрочная стратегия финансирования образования в Кыргызской Республике. Постановление Правительства КР от 28 декабря 2006 года № 891. /Электронная база «ТОКТОМ», СППС «Мамлекет» версия 2.5.
  8. Стратегия развития страны на 2007−2010 годы. Указ Президента КР от 16мая 2007 года № 249 /Электронная база «ТОКТОМ», СППС «Мамлекет» версия 2.5.
  9. Отчеты, доклады и статистические сборники
  10. АБР. Развитие частного сектора в Кыргызской Республике: Проблемы и альтернативные подходы, март 2007 года
  11. Анализ между запланированными и фактическими расходами ВУЗов Кыргызской Республики //Брошюра «Бюджетная прозрачность в ВУЗах Кыргызской Республики». DFID в рамках программы «Реформа государственных финансов». Бишкек, 2007
  12. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналитический обзор // Е. В. Вашурина, Н. В. Дрантусова, Я. Ш. Евдокимова, И. А. Майбуров. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2006.
  13. Аналитические материалы «Образование в странах содружества». //Минск: Вычислительно-аналитический центр Министерства образования Беларусь по материалам Межгосударственного статистического Комитета СНГ, 2000.
  14. Всемирный доклад по образованию 2004. Сравнение мировой статистики в области образования. // Монреаль: Институт Статистики ЮНЕСКО, 2004.
  15. Обзор Семиреченской области за 1903 год. Верный, 1904.
  16. Обзор социально-экономического положения Кыргызской Республики Национальный статистический комитет. // Ссылка: http://www.stat.kg/Rus/Home/obzor.html
  17. Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития // Всемирный банк. Европа и Центральная Азия. Сектор социального развития. 2000// Ссылка: http://ecsocman.edu.ru/db/msg/215 801.html
  18. Образование в странах содружества. //М.: Межгосударственный-статистический Комитет СНГ, 2005
  19. Образование и Наука в Кыргызской Республике. // Статистический сборник Нацстаткомитета. Бишкек, изд.2006г.
  20. Образование и наука в Кыргызской Республике. Статистический сборник Нацстаткомитета//Б.: изд. 2008.
  21. Отчет «Методологические основы для сравнительного анализа качества образовательных процессов в ВУЗах Кыргызской Республики по направлениям: бизнес, экономика, юриспруденция и информационные технологии» // Фонд Евразия Центральной Азии, Бишкек, 2006.
  22. Постиндустриальный переход в высшем образовании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада РФ. // Подрук. Княгинина В. Н. СПб.: Издательский дом «CORVUS», Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».
  23. Результаты исследования на предмет состояния бизнес и экономического образования в ВУЗах Центральной Азии. (2006) USAID/CAR, BEE, CARANA Corporation.
  24. Система управления в секторе высшего образования: сравнительный анализ и возможные варианты стратегии для Российской Федерации. Аналитическая записка // Всемирный банк. Под рук. Фрумина И. Д. (Москва), январь 2004.
  25. Социологическое исследование «Содействие повышению качества и прозрачности высшего образования в КР». Фонд Евразия Центральной Азии // Б.2005
  26. Социологическое исследование «Эль пикир» в 2006 году
  27. Социология организаций. Словарь-справочник. Автор-сост. Щербина В. В. М., 1996.
  28. Статистический сборник «Образование и наука в Кыргызской Республике».// Бишкек: Нацстаткомитет, 2006.
  29. Юбилейный статистический сборник «Образование Кыргызской Республики за 10 лет». //Бишкек: Нацстаткомитет, 2002.1. Книги и статьи
  30. Н.Х. Киргизский женский педагогический институт им. В. В. Маяковского.// Ф., 1967
  31. М., Константиновский Д., Логинова О. Мониторинг образования, оценка качества и статистика. М.: МВШСЭН, 2002.
  32. М.Л. Разработка системы информационного обеспечения потребителей статистической информации // ФРУНЗЕ 100: Ежемесячный бюллетень нормативных и публицистических материалов по вопросам образования. Самара: РЦМО, 2003.- № 4.
  33. Айникенов Р. Р. Пжевальский государственный педагогический институт. // Пржевальск, 1963
  34. Д.А. Педагогические исследования в условиях Кыргызстана: теория и практика.// Б., 1998.
Заполнить форму текущей работой