Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Проектирование профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «информатика» в условиях высшей школы: На примере подготовки специалистов учетно-экономического профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе (1998;1999 гг.) разрабатывалась и апробировалась технология организации профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика» — изучалось отношение специалистов к образовательной области «Информатика» и ее месту в системе подготовки в высшей школе посредством мониторинга потребителей образовательных услуг и специалистов, занимающихся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА» В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Современные тенденции реструктуризации рынка труда в условиях информатизации общества
    • 1. 2. психолого-педагогические особенности организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения образовательной области «информатика»
    • 1. 3. Анализ современного состояния проблем в теории и практике подготовки экономиста
  • Выводы
  • ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА» В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Анализ информационно-профессиональной сущности задач, решаемых специалистом учетно-экономического профиля
    • 2. 2. моделирование процесса формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды
    • 2. 3. Средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения образовательной области
  • Информатика"
  • Выводы
  • ГЛАВА III. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА» В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
    • 3. 1. Методические основы отбора содержания профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика»
    • 3. 2. Методика организации самостоятельной работы студентов посредством информационных технологий в процессе изучения образовательной области «Информатика»
    • 3. 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности спроектированной технологии
  • Выводы

Проектирование профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «информатика» в условиях высшей школы: На примере подготовки специалистов учетно-экономического профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, с одной стороны, переходом экономики России к рынку, с другой — новым этапом в процессе стандартизации профессионального образования. Становление рыночной экономики в России, сопровождающееся возникновением многообразных форм хозяйствования и интеграцией страны в мировое сообщество, требуют изменения структуры и содержания обучения на всех этапах подготовки специалиста в системе непрерывного образования.

Одной из характерных черт современного этапа научно-технической революции является информатизация всех сфер жизни общества. От уровня сформированное&tradeготовности специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды зависит эффективность реформ, осуществляемых в России.

Проблемам информатизации процесса профессиональной подготовки специалиста посвящены исследования Н. Е. Астафьевой, Е. П. Велихова, А. Л. Денисовой, Э. И. Кузнецова, М. П. Лапчика, В. М. Монахова, В. Г. Разумовского и др. Методические основы подготовки специалистов в системе непрерывного образования разработаны Н. В. Апатовой, Я. А. Ваграменко, А. Л. Денисовой, М. С. Чвановой и др.

Особую значимость для нашего исследования приобретают методологические основы определения содержания профессионального образования и готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды, представленные в исследованиях A.A. Вербицкого, А. Л. Денисовой, Э. И. Кузнецова, Б. С. Митина, В. А. Сластенинаметодологические подходы к использованию информационных технологий в образовании, разработанные В. К. Белошапко, Е. П. Велиховым, В. А. Виноградовым, А. Л. Денисовой,.

Л, А ТУГ> /" i TT Tin Т-«/—«

— i v-л. avjjn^nuDDiivi, и. v^. лсдпсввш, jfj.jj. ruucpi И др.

Однако вопросы организации профессиональной подготовки студентов в процессе изучения образовательной области «Информатика» требуют дополнительного исследования. Это обусловлено тем, что наряду с происходящими процессами стандартизации профессионального образования, усиления роли средств информационных технологий в профессиональном становлении специалиста, недостаточная концептуальная разработанность вопросов проектирования профессиональной подготовки студентов в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы, все больше приходит в противоречие с объективной потребностью формирования у специалиста умений воспринимать и осмысливать новое: новое знание, новые виды и формы деятельности, новые приемы организации и управления, развивать потребность в постоянном самосовершенствовании и развитии.

Исследование и опыт практической работы позволили нам сформулировать противоречия между :

• социальным заказом на специалиста и возможностью государственного стандарта профессионального образования его реализовать;

• требованием общества к уровню сформированности информационной компоненты готовности специалиста и содержанием профессионального образовательного стандарта;

• учебно-информационной профессионально-ориентированной средой вуза и реальной профессиональной средой;

• увеличивающимся объемом профессионально значимой информации, необходимой специалисту, и содержанием обучения;

• требованиями к подготовке самостоятельного, коммуникабельного и мобильного специалиста и сложившейся традиционной системой подготовки.

Разрешение сформулированных противоречий обусловило выбор темы исследования, проблема которого может быть сформулирована следующим образом: каковы методические основы проектирования профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы?

Цель исследования — определение и теоретическое обоснование методических основ проектирования профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы.

Объект исследования — профессиональная подготовка специалистов учетно-экономического профиля в условиях высшей школы.

Предмет исследования — педагогические условия и средства организации профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды будет эффективней, если:

1. Обеспечена системная организация профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика», методическую основу проектирования которой составляют:

• анализ информационно-профессиональной сущности задач, решаемых специалистом учетно-экономического профиля;

• моделирование профессиональной готовности специалиста к деятельности в условиях современной информационной среды;

• определение средств активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения образовательной области «Информатика».

2. При отборе содержания профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика» реализованы следующие положения, определяющие методическую основу отбора:

• ориентация на изучение и реализацию социального заказа на подготовку специалиста экономического профиля, отраженного в модели готовности специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды;

• отражение в содержании новейших достижений научно-технического прогресса в области новых информационных и коммуникационных технологий;

• рассмотрение образовательной области «Информатика», с одной стороны, как обеспечивающей поддержку специальных дисциплин, вооружая студентов инструментальными средствами научной области «Информатика» с целью моделирования и изучения объектов конкретных предметных областей, а, с другой, направленной на формирование системно-целостного видения процессов решения профессиональных задач в условиях современной информационной среды;

• направленность на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в условиях высшей школы;

• обеспечение учета преемственности стандартов на всех этапах подготовки в системе непрерывного образования.

3. Профессиональная подготовка в процессе изучения образовательной области «Информатика» осуществляется в условиях специально организованной учебно-информационной профессионально-ориентированной среды посредством блока дисциплин, обеспечивающих непрерывную информационную подготовку специалиста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические основы организации профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы с целью определения методических основ ее проектирования.

2. Изучить информационно-профессиональную сущность задач, решаемых специалистом учетно-экономического профиля, с целью определения структуры и содержания готовности специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды.

3. Осуществить моделирование процесса формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды с целью определения структуры и содержания профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика».

4. Определить средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения образовательной области «Информатика».

5. Разработать технологию организации профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы.

6. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности спроактированной технологии.

Теоретико-методологической основой исследования являются теории личности, деятельности, саморазвития личности в процессе деятельности. В частности, теория профессиональной педагогики (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, Н. В. Кузьмина,.

A.Д. Урсул, М. И. Махмутов и др.), идеи об освоении деятельности и необходимости формирования ее ориентировочной основы (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин,.

B.В. Давыдов, В.Д. Шадриков), о субъекте деятельности (А.Г. Асмолов, Б. Г. Ананьев, Е. А. Климов, К. К. Платонов, C.JI. Рубинштейн), о психологических основах деятельности, единстве теоретического и практического мышления (С.Г. Батышев, A.B. Брушлинский, A.M. Маношкин, А. Я. Пономарев, Б. М. Теплов, Г. С. Коспок), о ведущем (определяющем) виде деятельности (А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин), об индивидуальности и ее развитии (Е.А. Климов, B.C. Мерлин, И. И. Резвицкий, Б.М. Теплов), о дидактических особенностях организации учебно-познавательной деятельности обучающихся (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, И.С. Якиманская).

Теоретической основой исследования вопросов организации профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика» явились методологические подходы к разработке концептуальной модели готовности специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды, теоретические основы организации профессиональной подготовки специалистов посредством информационных технологий, предложенные В. А. Сластениным, А. Л. Денисовой.

Выбор комплекса методов исследования определялся целями и задачами исследования. В качестве методов исследования применялись следующие: теоретический анализ научно-методической литературы, праксеометрический метод (анализ результатов деятельности студентов), моделирование систем и процессов, изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса вуза, педагогический эксперимент, методы наблюдения, анкетирования, тестирования, опроса, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось в Тамбовском государственном техническом университете и Московской государственной академии приборостроения и информатики в период с 1996 по 2000 гг. и охватывало студентов 1−5 курсов, преподавателей, ведущих специалистов фирм — баз практики. Всего в опытно-экспериментальной работе участвовало свыше 400 человек.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1996;1998 гг.) изучалось состояние проблемы в педагогической теории и практике, современные тенденции реструктуризации рынка труда в условиях информатизации общества, психолого-педагогические особенности организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школыопределялись методические основы проектирования профессиональной подготовкиизучалась информационно-профессиональная сущность задач, решаемых специалистом учет-но-экономического профиля посредством проведения системно-функционального и информационного анализа профессиональной деятельности специалиста с целью определения структуры и содержания его готовности к профессиональной деятельности в условиях современной информационной средыосуществлялся анализ содержания профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения образовательной области «Информатика» с целью изучения возможностей реализации социального заказа на специалиста и разработки методических основ отбора содержанияопределялись средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения образовательной области «Информатика" — разрабатывалась структура и содержание профессиональной подготовки специалиста учетно-экономического профиля в процессе изучения образовательной области «Информатика" — сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования, обобщены результаты изучения проблемы, приведен констатирующий эксперимент, разрабатывалась программа формирующего эксперимента и проведен первый его этап.

На втором этапе (1998;1999 гг.) разрабатывалась и апробировалась технология организации профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика" — изучалось отношение специалистов к образовательной области «Информатика» и ее месту в системе подготовки в высшей школе посредством мониторинга потребителей образовательных услуг и специалистов, занимающихся профессиональной подготовкой бухгалтера в условиях высшей школыпроведен анализ особенностей современного этапа стандартизации системы непрерывного образования, что позволило разработать модель реализации государственного образовательного стандарта в условиях вуза. Проводился анализ дидактических единиц образовательного стандарта по специальности 60 500 -Бухгалтерский учет и аудит с целью изучения возможности реализации социального заказа на формирование заданного уровня готовности специалиста к деятельности в условиях современной информационной среды, разрабатывалась программа обобщающего эксперимента. Завершен формирующий эксперимент, осуществлен количественный и качественный анализ промежуточных результатов.

На третьем этапе (1999 — 2000гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности спроектированной технологии организации профессиональной подготовки специалиста учетно-экономического профиля в процессе изучения образовательной области «Информатика» посредством изучения уровня сформированности готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды. Проведен обобщающий эксперимент. Выполнена систематизация, обобщение и статистическая обработка экспериментальных данных. Сформулированы выводы, завершено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в: разработке концептуальной модели организации непрерывной информационной подготовки студентов в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы, обеспечивающей формирование готовности обучающихся к профессиональной деятельности с учетом логики овладения специальностью на основе системно-функционального и информационного анализа деятельности специалиста;

• определении и обосновании психолого-педагогических основ организации профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы;

• определении методических основ проектирования профессиональной подготовки в условиях высшей школы, обеспечивающей формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды;

• разработке методической основы отбора содержания профессиональной подготовки и определении средств активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что спроектированная технология организации профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы внедрена в практику подготовки специалистов Московской государственной академии приборостроения и информатики Тамбовского государственного технического университета, и обеспечивает:

• системную организацию непрерывной информационной подготовки студентов как целостного педагогического процесса, аккумулирующего идеи формирования у обучающихся системно-целостного видения информационно-профессиональной сущности решаемых специалистом задач;

• формирование заданного уровня готовности специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды, что опосредуется уровнем сформированное&tradeинформационной основы деятельности специалиста;

• активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе подготовки;

• адаптацию будущего специалиста к профессиональной деятельности.

На защиту выносятся:

1. Методические основы проектирования профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы.

2. Методические основы отбора содержания профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика».

3. Технология организации профессиональной подготовки специалиста учетно-экономического профиля в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические идеи и материалы исследования нашли свое отражение в разработанных учебных планах и программах экономического факультета Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ), Московской государственной академии приборостроения и информатики, научных публикациях и докладах автора. Результаты исследования обсуждались на заседаниях секции информатизации Учебно-методического объединения вузов России по специальности 60 400 — Финансы и кредит, 60 500 -Бухгалтерский учет и аудит, 60 600 — Мировая экономика Финансовой академии при Правительстве РФ (1997; 1999 гг.), на заседаниях кафедры «Технология и организация коммерческой деятельности» ТГТУ (1997;2000гг.), на заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении» ТГТУ (1995;2000 гг.), на Международном научно-практическом семинаре «Тенденции становления и развития информационного бизнеса в России» в г. Тамбове (1997;1999гг.), на Международной научно-методической конференции «21 век: новая модель специалиста — экономиста», г. Москва (2000 г.), на региональной конференции «Информатизация образования в регионе», г. Тамбов (2000 г.).

ВЫВОДЫ.

Как показал анализ практики процесса подготовки специалиста экономического профиля, эффективность его профессиональной подготовки в большей степени зависит от качества организации процесса активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Поэтому основное внимание при рассмотрении вопросов активизации учебно-познавательной деятельности уделяется процессу формирования и удовлетворения познавательных потребностей обучаемых.

Для осуществления процесса подготовки конкурентоспособного специалиста в учебный процесс был введен комплекс учебных дисциплин, обеспечивающих:

1. Непрерывность подготовки будущих специалистов в использовании средств информационно-вычислительной техники в профессиональной деятельности;

2. Формировании навыков планирования технологии обработки экономической информации;

3. Формирование навыков поиска профессионально значимой информации;

4. Формирование навыков решения профессиональных задач с помощью вычислительной техники;

5. Формирование готовности к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Наше исследование и опыт практической работы показали, что организация профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика» будет эффективной, если методическую основу ее проектирования составляют:

• анализ информационно-профессиональной сущности задач, решаемых специалистом учетно-экономического профиля;

• моделирование профессиональной готовности специалиста к деятельности в условиях современной информационной среды;

• определение средств активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения образовательной области «Информатика».

ТТл. Лгттт/1 «л"ттт /-V тттт/Ч I I /Ч <4 Л Л Г1ТТ /Лт «Г П ТТТ Т т/лтг л Ж ГТТТТТ лгртт П Г» ТТОТТ «Г» Ч аттт О *т Т7.

Ло^ т.^'П*!^ шх^к/ушш^иииич/ хх^/ч/х^/^/ч'ч'ххч/ххсмхх^ххх.'хх ч/у ххх ^и^и х? специалистом, должно осуществляться в процессе системно-функционального и информационного анализа его профессиональной деятельности с целью определения структуры и содержания информационной компоненты готовности посредством:

• анализа профессиональной среды специалиста с целью определения ее компонент, характеристик и особенностей;

• изучения структуры и содержания задач, решаемых специалистом;

• изучения особенностей организации информационного ресурса, обеспечивающего решение профессиональных задач;

• изучения средств и специфики реализации профессиональных функций.

• изучения источников профессионально важной информации и особенностей работы с ней;

• определения технологических особенностей организации информационного взаимодействия как внутрифирменного, так и с контрагентами рынка;

• изучения возможностей и средств оптимизации профессиональной деятельности специалиста.

3. Профессиональная подготовка в рамках образовательной области «Информатика» должна строиться в условиях специально организованной учебно-информационной среды как целостный педагогический процесс, обеспечивающий учет особенностей.

• организации информационно-аналитической деятельности обучающихся;

• активизации учебно-познавательной деятельности посредством использования адекватных форм и методов предъявления и структурирования учебной информации;

• адаптации подготовки к уровню познавательной активности обучающегося;

• формирования и удовлетворения познавательных потребностей студентов;

• формирования положительной направленности мотивационной основы деятельности обучающихся на самостоятельный поиск знаний.

4. Исследование показало методическую целесообразность системной организации исирсрыьНОй йнфорМаЦйОННОй ПОДГОТОВКИ Б ПрОЦСССС ИЗуЧСНИЛ обра. зовательной области «Информатика», обеспечивающей:

• преемственность содержания обучения на всех этапах подготовки в условиях высшей школы посредством разработки блока дисциплин информационного цикла (логика, информатика, экономическая информатика, автоматизированные информационные технологии, маркетинг специалиста);

• вооружение студентов инструментальными средствами познания на основе моделирования процессов использования средств современных информационных и коммуникационных технологий;

• формирование у студентов системно-целостного видения процессов решения профессиональных задач в условиях современной информационной среды;

• формирование у студентов готовности к профессиональной деятельности с учетом логики овладения специальностью.

5. Технология организации профессиональной подготовки студентов в процессе изучения образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы должна строиться с учетом следующих этапов:

Первый этап — разработка вузовского и регионального компонентов образовательного стандарта по специальности посредством учета требований общества к уровню профессиональной компетентности специалиста с целью удовлетворения социального заказа на специалиста на основе мониторинга региональных потребностей в образовательных услугах.

Второй этап — изучение информационно-профессиональной сущности задач, решаемых специалистом учетно-экономического профиля, в условиях современной информационной среды с целью определения структуры и содержания готовности специалиста к профессиональной деятельности и отражения его в содержании профессиональной подготовки.

Третий этап — определение средств достижения цели профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика», включающих:

• разработку структуры профессиональной подготовки посредством блока дисциплин информационного цикла, обеспечивающих непрерывную информационную подготовку студентов в процессе обучения в условиях высшей школы;

• методические основы отбора содержания профессиональной подготовки;

• разработку системы программно-методического и информационного обеспечения, направленной на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки;

• определение системы методических принципов, обеспечивающих формирование и удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в процессе подготовки.

Четвертый этап — организация в процессе подготовки учебно-информационной профессионально-ориентированной среды, релевантной по своим основным показателям и характеристикам профессиональной среде специалиста, обеспечивающей адаптацию обучающихся к профессиональной деятельности.

6. Методическую основу отбора содержания обучения образовательной области «Информатика» определяют следующие положения:

• ориентация на изучение и реализацию социального заказа на подготовку специалиста экономического профиля;

• отражение в содержании обучения образовательной области «Информатика» новейших достижений научно-технического прогресса в области новых информационных и коммуникационных технологий;

• рассмотрение образовательной области «Информатика», с одной стороны, как обеспечивающей поддержку специальных дисциплин, вооружая студентов инструментальными средствами научной области «Информатика» с целью моделирования и изучения объектов конкретных предметных областей, а, с другой, — направленной на формирование системно-целостного видения процессов решения профессиональных задач в условиях современной информационной среды;

• мяттпяштеннпг. ть ня активизацию учебно-познавательной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в условиях высшей школы;

• обеспечение учета преемственности стандартов на всех этапах подготовки в системе непрерывного образования.

7. Опытно-экспериментальная проверка полностью подтвердила сформулированную гипотезу исследования и эффективность спроектированной технологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1973.
  2. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
  3. П.К. Теория функциональной системы. // Успехи физиологических наук, 1970, Т.1.
  4. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. (Метод основы). М.: Просвещение, 1982.
  5. Г. А. Теория учебных задач. М., 1990.
  6. И.В., Юдин Э. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. -М.: Знание, 1972.
  7. П.П. Трудовая школа. // Изб.пед. и психол.соч.: В 2-х т. Т.1. / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.
  8. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия. // Советская педагогика, 1991, № 9.
  9. В.Б. Организация самостоятельной работы студентов. // Советская педагогика, 1979. № 8.
  10. E.B. Современные подходы к изучению образовательной области «Информатика» в условиях высшей школы. // Материалы региональной конференции «Информатизация образования в регионе». Тамбов, ИПК РО, 2000. -0,25.п.л.
  11. Е.В. Методические основы проектирования профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика». // Материалы региональной конференции «Информатизация образования в регионе». Тамбов, ИПК РО, 2000. — 0,2 п.л.
  12. М.В. Информационная экспансия США. //США экономика, политика, идеология. 1983. N 5.
  13. A.A. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. -М., 1991.
  14. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М.: Ассоциация Международного образования, 1995. — 220 с.
  15. Т.В., Варфоломеева Е. В. Качество подготовки современного экономиста основная задача учебно-методических объединений вузов. // Сб. научных трудов по материалам научно-практического семинара. — Тамбов: ТГТУ, 1998.-0,3 п.л.
  16. П.Я. К вопросу о внутренней речи // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 422 с.
  17. Н. Теория «информационного общества» и реальности капитализма. //МЭМО, 1985, N 10.
  18. Д., Михалевич в., Ракитов А., Семенихин В. Стратегия прорыва. // Правда. 1988, 21 июня.
  19. .М. Определение количественных характеристик работы оператора методами теории графов. в сб. Проблемы инженерной психологии. Ярославль, 1972, Вып.4.
  20. С. Л. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: Дис. на соискание ученой степени д-ра пед. наук. М., 1990.
  21. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1985. -240 с.
  22. Л.П. Психологический анализ решения задач. Воронеж: ВГУ, 1976.
  23. Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты //Вопросы психологии, 1993, N 3. С.5−16.
  24. В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.
  25. А. Л. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов. Монография. Ташкент: Ибн Сина, 1993, — 192 с.
  26. А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: Диссертация на соискание ученой степени д.п.н. Москва, 1994.
  27. А.Л., Варфоломеева Е. В. Концептуальные основы организации профессиональной подготовки в процессе изучения образовательной области «Информатика». / Сб. научных трудов. — Тамбов: ТГТУ, 1999. — 0,3 п.л.
  28. А.Л. Качество информационных услуг. Монография. Москва, 1998.
  29. Э.В. «Новый» технократизм: теория и метод. //Пробл. метода в современной буржуазной философии. М., 1986.
  30. А.П. Время информационных технологий. // Знание сила. 1986. № 3.
  31. А.П. Как учить программированию. // Микропроцессорные средства и системы. 1986. № 1.
  32. А.П. Концепция информатизации образования //Информатика и образование, 1988, N 6. С. 3−30.
  33. З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе. / Диссертация на соискание ученой степени д.п.н. СПб, 1994.
  34. В.А. Компьютерная революция: проблемы и задачи. // Вопросы философии. 1987. № 4. С.91−100.
  35. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. — 480 с.
  36. B.C. О методологических подходах к выделению воспитывающего потенциала содержания образования //Совершенствование учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1977.
  37. Е.П. Сущность и структура мотива //Психологический журнал, 1995, Т.16, N 2. С. 27−41.
  38. И.И., Ляудис В. Я., Варнеке X. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  39. H.A. Методика организации учебно-информационной гипермедиа среды изучения образовательной области «Информатика». // Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. Тамбов, 2000.
  40. Информатизация образования в регионе / Тезисы докладов института повышения квалификации. Тамбов: ТОИПК РО, 2000.
  41. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогическои культуры преподавателя высшей школы /Московский пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, Белгородский гос. пед. ун-т им. М. С. Ольминского. -Москва-Белгород, 1993. 219 с.
  42. И.И., Кочетков Г. Б. Наука и техника против человека. М.: Мысль, 1985.
  43. М.С. Человеческая деятельность. / Опыт системного анализа /. М.: Политиздат, 1974.
  44. Качество и региональные аспекты экономики: Сборник научных трудов / Под общей редакцией Б. И. Герасимова. Тамбов: ТГТУ, 1999.
  45. В.М. Единство диалектики, логики и теории познания. М.: Наука, 1982.
  46. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. Учебное пособие. СПб.: Образование, 1996.
  47. Р. Новейшая технология: Враг или союзник рабочих? //Проблемы мира и социализма. 1983. N 3.
  48. Г. М. Механизмы профессионализации (концептуальная постановка задачи). Томск, 1975.
  49. Концепция информатизации высшего образования РФ. М., 1994.
  50. В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997, — 48 с.
  51. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977.
  52. В.В. Состав, функции и структура научного обоснования обучения. -М., 1975.
  53. Краткий психологический словарь /Под общей ред. A.B. Петровского. М., Политиздат, 1985. -431 с.
  54. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
  55. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. -Л., 1971.
  56. Ф.Х. Кризис образования в современном мире. М.: Прогресс, 1970.
  57. М.М. Социальная функция процесса обучения в решении задач формирования личности // Формирование социальной активности личности учителя. -М.: МГПИ, 1986.
  58. Г. И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. Харьков: Высшая школа, 1979.
  59. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
  60. B.C. Содержание образования: Уч. пособие. М.: Высшая школа, 1989.
  61. И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе //Новые исследования в педагогических науках/ Отв. ред. М. Н. Скаткин. М.: Просвещение, 1986.
  62. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  63. .Т. Воспитательные аспекты обучения: Уч. пособие. М.: Просвещение, 1982.
  64. .Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. М., 1966.
  65. Ю.Е. Методика количественного анализа инженерно-психологических свойств сложных систем. В кн.: Прикладные вопросы инженерной психологии, Таганрог, 1974.
  66. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание. 1986.
  67. Е.И., Андриевская Е. И., Коммисарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. К.: Выща шк. Головное издательство, 1989.
  68. Методические основы научного познания. / Под ред. И. В. Попова. М., 1 ото1. J I
  69. А.Г. Информационное строительство информационного общества в России. // Отдел научно-технической информации «Вычислительная техника и информационные технологии». М., 1998.
  70. H.H., Фролов И. Т., Высокое соприкосновение: Общество, человек и природа в век микроэлектроники, информатики и биотехнологии. //Вопросы философии. 1984. N 9.
  71. H.H. «Мы не все можем предвидеть, но анализировать возможное обязаны сейчас». //Знание-сила. 1987. N11
  72. H.H. Экология человечества глазами математика. М.: Молодая гвардия, 1988.
  73. H.H. Информационное общество как этап новейшей истории «Информация и самоорганизация», М., 1996.
  74. Н.В. Методика формирования информационно-технологической составляющей профессиональной культуры учителя / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тамбов. 2000.
  75. Надежность комплексных систем «Человек техника». // Материалы ко второму Всесоюзному симпозиуму по надежности комлексных систем «Человек — техника». — JL, 1969, ч.2.
  76. В.И. Информационная теория контроля и управления (в приложение к судовым и энергетические установкам). JI., 1973.
  77. Ю. Тупики «информационного общества». //МЭМО. 1984.
  78. Новые информационные технологии в профессионально-техническом образовании. Сб. научных трудов. СПб., 1994. -99 с.
  79. Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке. М.: Наука, 1982.
  80. А. Знать, чтобы управлять. // Московская правда, 1988. 22 июня.
  81. Э.Я. Баталова на книгу О.Тоффлера «Третья волна». //США- экономика. политика, идеология. 1982. N 7−11.у / ' '
  82. И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование, 1991, № 4. С. 18−25.
  83. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  84. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд. АПН СССР, 1957.
  85. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  86. H.A., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований к специалистам с высшим образованием. / Учебное пособие. М.: Исследовательский центр, 1990.
  87. Н.К. Подготовка учителя-предметника в системе повышения квалификации к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности. Дисс.канд. пед. наук. Тамбов, 1997.
  88. Социально-экономические противоречия НТР при капитализме. /Под ред.
  89. В.И. Громыки. М.: Мысль, 1985.
  90. Г. Л. Человек и компьютер, М.- Политиздат, 1981.
  91. А.И. Проблемы оценки качества образования в России: состояние и перспективные пути решения. / Научный доклад. М.: Исследовательский центр, 1994.1 uj. х^уХОМЛННСКИН и.г. Раз говор с молодым дирекхором ШКОЛЫ, //ОЧ. В J-X т. Т.З.
  92. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  93. Н.Ф. Общий анализ учебного процесса // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -с. 31−43.
  94. O.K. Психологическая структура диалога «Человек ЭВМ». // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1984, № 2.
  95. O.K., Тоом А. И. Усовершенствование диалога между человеком и автоматизированной системой. // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. М., 1987. — с.204−205.
  96. Г. П. Взаимодействие учителя и учащихся при формировании обобщенных знаний и способов деятельности в процессе обучения. СПб., 1993.
  97. М.Б. Диалектика как метод построения теории. // Вопросы философии. 1965. № 2.
  98. Ю.И. Теоретические проблемы отбора содержания профессиональной подготовки учителя. // Педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы. -М., 1989.
  99. Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ. М., 1988.
  100. Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961.
  101. И.Т. Актуальные философские и социальные проблемы науки и техники. //Вопр. Философии. 1983. N 6.
  102. А.Д., Уледов В. А. Государство и экология. М., 1996
  103. Ю.Г. Надежность при эксплуатации технических средств. М., 1970.
  104. JI.M. Дидактические основы применения задач в обучении: Ав-тореф. дис. д-рапед.наук. -М., 1971.
  105. Г. Еще один гимн постиндустриализму (О. Тоффлер и его иллюзии). .//МЭМО, 1981, N 4.
  106. В.Д. Психологический анализ деятельности (сис- темогенети-ческий подход), учебное пособие, Ярославль, ЯГУ, 1979.
  107. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979. 96 с.
  108. E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Автореф.дис.д-ра пед.наук. -М., 1991.
  109. . Психология программирования. Человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. М.: Радио и связь, 1984.
  110. A.B. Методика формирования у учащихся элементов информационной культуры специалиста в процессе изучения курса математики в условиях экономического лицея. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тамбов, 1998. — 24 с.
  111. JI. Влияние новой информационной технологии на высшее образование. /Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО. 1985. Т. Х, № 4.
  112. О.Н. Информационные аспекты компьютеризации. М.: Наука, 1989.
  113. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  114. Э.Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М.: Знание, 1972.
  115. В.Ф. Природа метода и его роль в научном познании: Авто-реф.дис.канд.философ.наук. Горький, 1972.
  116. А.Ю. Дидактические особенности формирования системных знаний. JL, 1977.
  117. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N. Y, 1973.
  118. Brzezinsky Z. Between Two Ages: American Role in the Technitronic Era. N. Y, 1970. P. XIV.
  119. Dizzard W.P. Jr. The Coming Information Age. N. Y.: Longman Inc., 1982.
  120. Leontief W.W. The Distribution of Work and Income. // Scientific American. N.Y., 1982. V. 247.№ 3.
  121. Lyon D. From Post-Industrialism to «Information Society «: A new Social Transformation? //Sociology. L.1986. V. 20, N 4.
  122. Masuda J. The Information Society as Post-Industrial Society. Tokyo, 1980.
  123. Newman P., Newman R. Information: A new Divorce? // Sociology. L., 1985. V.5.
  124. Silber K.H. Some Implications of the History of Educational Technology We’re All in this Together // Brown J.W., Wrown S.N. Educational Media Yearbook, 1981. Littleton, Colorado, Libgagies Unlimited. — P.21.
  125. Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983.
  126. Toffler A. The Third Wave. N. Y., 1980.
  127. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «МАРКЕТИНГ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ И ПРОДУКТОВ»
  128. Рабочая программа курса разработана на основе авторской программы курса Денисовой А.Л.)
  129. Цели и задачи учебной дисциплины
  130. Тема занятий Количество часовп/п лекции лаб. зан.1 2 3 4
  131. Введение: Предмет и задачи курса. Тема 1. Услуги в современной экономике. 1.1. Основные характеристики услуг. 1.2. Классификация услуг. 1.3. Регулирование сферы услуг. 1.4. Анализ покупательских рисков на рынках услуг. 2 2
  132. Особенности функционирования рынков информационных услуг и продуктов.
  133. Разработка технологии статистической обработки экономической информации.
  134. Организация поиска профессионально-важной информации в глобальных сетях INTERNET.
  135. Разработка структуры и содержание информационной услуги, определение возможностей ее предоставления.
  136. Информационно-правовое обеспечение профессиональной деятельности экономиста. Система «Консультант-плюс».
  137. Разработка методики использования системы «Консультант-плюс» в организации профессиональной деятельности.
  138. Экономический образ мышления
  139. Основные логические законы и их реализация в организации совместной деятельности в условиях рынка.
  140. Понятие. Логические операции с понятиями. Анализ основных понятий рыночной экономики (инфляция, потребительская корзина, рынок, потребительская стоимость и др.) с позиций их логической структуры.
  141. Суждение. Анализ особенностей формирования имиджа фирмы. Логические структуры формирования.
  142. Дедуктивные умозаключения. Логические модели организации совместной деятельности и ее анализ.
  143. Индуктивные умозаключения. Поиск путей становления малого бизнеса в России. Обобщение опыта реализации Морозовского проекта в регионе.
  144. Аналогия. Опыт зарубежных стран по выходу из экономического кризиса (на примере Китая). Анализ возможностей его использования в развитии и становлении рыночной экономики в России.
  145. Логические основы аргументации в бизнесе.
  146. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА"1. Цели и задачи курса
  147. Целью данного курса является формирование у студентов готовности к профессиональной деятельности в современной информационной среде.1. Задачами курса является:
  148. Выработать у обучаемых понимание структуры и содержания экономической информации, особенностей организации информационных процессов в экономике, роли и места персональной ЭВМ (ПЭВМ) в профессиональной деятельности экономиста-
  149. Продемонстрировать методику проведения анализа экономической информации в рамках теории знаковых систем-
  150. Адаптировать к информационному полю профессиональной среды современного специалиста-
  151. Сформировать понимание профессиональной сущности решаемых им задач-
  152. Информация и данные 2.1. Мера информации 2.2. Информация и отображение 2.3. Структура отображения информации 2.4. Язык и содержание данных 3 51 2 3 4
  153. Механизм восприятия информации
  154. Экономическая информация 3.1. Основные свойства экономической информации 3.2. Виды экономической информации 3.3. Носители экономической информации 3.4. Различные подходы к определению количества информации 3 5
  155. Единицы экономической информации 4.1. Реквизиты основные элементы информации 4.2. Составные единицы информации 4.3. Экономический показатель 3 10
  156. Информационные отношения 5.1. Основные виды отношений 5.2. Множественные отношения 5.3. Логические отношения 5.4. Арифметические отношения 2 4
  157. Структуры данных 6.1. Классификация структур данных 6.2. Последовательные структуры данных 6.3. Списковые структуры данных 6.4. Древовидные структуры данных 6.5. Табличные структуры данных 6.6. Гибридные (смешанные) структуры данных 1 2
  158. Организация системы экономической информации 8.1. Общая постановка задачи 8.2. Методологический подход 8.3. Критерии эффективности 2 21. Всего 17 343. Темы лабораторных работ
  159. Информационное моделирование экономических объектов и процессов. Особенности структуризации экономической информации.
  160. Технологией разработки структуры и содержания составной единицы информации (СЕИ). Разработка структуры экономической информации в заданной информационной совокупности.
  161. Разработка технологии обработки экономической информации.
  162. Организация поиска профессионально-важной информации в глобальных сетях INTERNET.
  163. Информационно-правовое обеспечение профессиональной деятельности экономиста. Система «Консультант-плюс».
  164. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины
  165. ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА И ЕГО КОМПЬЮТЕРНОЙ1. РЕАЛИЗАЦИИ
  166. Задача. Разработать автоматизированную информационную систему, позволяющую проводить анализ маркетинговой среды региона.
  167. Цель. Постановка системы задач на использование средств информационных технологий, экономико-математических методов с целью совершенствования коммерческой деятельности.
  168. Пример работы автоматизированной информационной системы «Анализ маркетинговой среды региона».1.bTä-S^-i1. Региона POC&UfJ
  169. Рис. 1. Основное окно программы
  170. Справочник регионов Российской Федерации
  171. Белгородская область 2- Брянская область 3-Воронежская область 4- Курская область 5:1 |ипецкая область б! Новгородская область 71 Орловская область 81 Т амбовская область 9- Тульская областьш*. м] |1tibi
  172. Реальные «мшщцщщр! Среднемесячная заработная плата работника в сег^Г1. Реальные денежк .1. Ценанатоварыи 'ШШОШШВЯШЕ
  173. Цена на товары и &: Стоимость набор»» Среднемесячная з" —: Среднемесячная г у Прожиточный MUH. v
  174. Численность насиш ¡-^^цшодии*""''''
  175. Естественный прирост (убыль) населения в расчете м 1000 человек .• Численность населения .
  176. Объем плвтны* бьговь» услуг населен&trade- в Фактически действующих ценах Объем бытовьк ас лаг в расчете на душу населения
  177. Индекс объема бытовых услуг населению вк. соответствующему периоду прХ1. Jtr1
Заполнить форму текущей работой