Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Культурно-просветительная деятельность русских учёных в области науки и техники: Вторая половина XIX — начало XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце XIX в. инженер-теоретик П. К. Энгельмейер, труды которого впервые подробно анализируются в данной диссертации, обосновал положения о «философии техники», в которой излагал мысли о соотношении техники и культуры, считая, что техника неотделима от естествознания и существует необходимая связь между всеми науками. Учёный впервые дал развёрнутое определение слова «техника», которое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Влияние научных и технических открытий на социокультурную обстановку в России
    • 1. 1. Исторические предпосылки формирования естественнонаучной картины мира в России
      • 1. 1. 1. Зарождение научных знаний и техники в допетровскую эпоху
      • 1. 1. 2. Роль реформ Петра Великого в развитии науки и техники XVIII в
      • 1. 1. 3. Социокультурная обстановка в обществе второй половины XVIII в
      • 1. 1. 4. Россия в первой половине XIX века
    • 1. 2. Мировоззренческие вопросы естественнонаучной и технической деятельности русских учёных второй половины XIX-начала XX вв
      • 1. 2. 1. Естественнонаучное направление философской мысли в среде русских учёных второй половины XIX в
      • 1. 2. 2. Мировоззренческий феномен «русского космизма» рубежа XIX—XX вв. (религиозно-философский и естественнонаучный космизм)
      • 1. 2. 3. «Философия техники» конца XIX — начала XX вв
  • Глава II. Этапы становления пропаганды научно-технических знаний в России на рубеже XIX — XX вв. (до 1917 года)
    • 2. 1. Просветительство и русские учёные (исторические периоды)
      • 2. 1. 1. Определение понятия «просветительство»
      • 2. 1. 2. Этапы становления и развития культурно-образовательной деятельности русских учёных в области науки и техники
    • 1. Первый этап (XVI-XVII вв.)
    • 2. Второй этап (конец XVII — начало XVIII вв.)
    • 3. Третий этап (XVIII вв.)
    • 4. Четвёртый этап (начало и середина XIX в.)
    • 5. Пятый этап (вторая половина XIX — начало XX вв.)
      • 2. 2. Формы и методы просветительской деятельности
        • 2. 2. 1. Общественно-педагогические организации
        • 2. 2. 2. Организация и особенности функционирования естественнонаучных и технических обществ
    • 1. Общества при университетах и высших учебных заведениях
    • 2. Гуманитарные научные общества
    • 3. Естественнонаучные общества
    • 4. Научно-технические общества
      • 2. 2. 3. Пропаганда научно-технических знаний в периодических и специализированных изданиях (книги, журналы, брошюры, газеты)
      • 2. 2. 4. Промышленные выставки-ярмарки, музеи научно-технического профиля
      • 2. 3. Просветительская деятельность русских учёных на рубеже Х1Х-ХХвв
      • 2. 3. 1. Педагогическая деятельность

      2.3.2. Пропаганда научных знаний различными формами и методами (чтение публичных лекций и докладов в вузах, выступление с трибун съездов, публикации статей в периодических изданиях — газетах и журналах, издание книг, учебников и пособий и пр.).

      2.3.3. Участие просветителей в организации и деятельности различных научных обществ.

      2.3.4. Создание собственных отечественных научных школ.

Культурно-просветительная деятельность русских учёных в области науки и техники: Вторая половина XIX — начало XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. История науки, равно как и история образования в России, в целом исследована достаточно широко1. Однако, область просветительской деятельности учёных в области науки и техники требует дополнительного и более детального изучения.

Актуальность темы

исследования тесно связана с современной ситуацией в сфере пропаганды науки, культуры и образования: прогрессивное развитие невозможно без осмысления и осознания опыта прошлого. В историческом процессе существуют постоянно действующие факторы, которые не просто связывают прошлое с настоящим, но и в значительной степени детерминируют современность историей.

В то же время выявление основных закономерностей развития просветительской деятельности русских учёных в области науки и техники второй половины XIX — начала XX века, изучение форм и методов пропаганды научных знаний крайне важно. И прежде всего потому, что современные условия функционирования просветительских организаций и учреждений образования до некоторой степени сходны с ситуаций рубежа XIX — XX века. Образовательная система в целом характеризуется той же динамичностью и разнообразием, всё также не находит себе достойного применения труд учёного, всё также высшая школа и научное сообщество страдают от недостатка финансирования, вновь на повестку дня ставится вопрос преодоления Россией отставания от Запада в области науки и техники.

Наука — важная составляющая жизни общества. Её история — атрибут современных научных изысканий. История идей, история методов, история эмпирических открытий — за всем этим стоят люди, их деятельность, условия этой деятельности, весь тот социальный, идеологический, морально-этический,.

1 Люди русской науки. / сб. — В 2-х томах. — М.: 1958.

Афанасьев Ю.Н., Воронков Ю. С., Кувшинов С. В. История науки и техники. — М.: 1999.

Деятели науки и просвещения Москвы XVIII—XX вв. в портретах и характеристиках. / Часть I: XVIII в. — ИИЕиТ РАН им. С. И. Вавилова. — М.: 1999. эстетический контекст, в условиях и на фоне которого протекала их жизнь и деятельность. Их судьбы различны, как индивидуален путь любого человека на планете Земля. Но есть и общее, что определяет историю науки как части общей истории культуры человечества.

Развитие науки невозможно без изучения её истории и популяризации. Популяризация науки — явление, почти отсутствовавшее до XIX века. Важнейшие задачи пропаганды научных знаний — интеллектуализация общества, знакомство с проблемами, над которыми учёные работали в прошлом и трудятся в настоящий момент, наконец, привлечение к исследовательской работе молодёжь, ибо от того, кто придёт в науку сегодня, зависит завтрашний потенциал страны. В России эти традиции идут от М. В. Ломоносова, который заботился о просвещении народа.

Культурно-образовательная и просветительская деятельность учёных в России стала заметной начиная с конца XVIII века. На каждом историческом этапе выполнение этой функции происходило в соответствии с особенностями и потребностями социальной, экономической и политической жизни общества и государства. Вторая половина XIX — начало XX вв. — наиболее значимый этап в развитии техники, промышленности и технического образования в России. Он характеризуется интенсивным экономическим, социальным и культурным развитием, небывалым взлётом и размахом реформаторской деятельности прогрессивных общественных сил, которые активизировали русскую научную и. техническую мысль, способствовали началу сближения науки с производством.

Модернизационные процессы в промышленности, вызванные начавшимся в нашей стране бурным индустриальным переворотом, требовали роста технически грамотных, образованных кадров. Россия вступала в XX век, её развивающиеся потребности требовали улучшения постановки дела народного просвещения, которое немыслимо без широкого развития науки в целом. Для подготовки квалифицированных кадров открывались технические учебные заведения. Значительным явлением отечественной и культурной жизни стали просветительские акции (издание популярной научной литературы, публичные лекции и т. п.). Техническое образование становилось важным элементом повышения общего культурного уровня населения на рубеже XIX—XX вв.2.

В диссертации прослеживаются изменения в культурно-просветительской деятельности русских учёных в области науки и техники во второй половине XIX — начала XX вв. (до 1917 года). Оценивается значение этой работы для современного общества в области, затрагивающей технические и культурные аспекты.

Хронологические рамки исследования. Отправной точкой в исследовании стала эпоха реформ Александра II (после 1860 г.). Именно в пореформенной России начинается период расцвета естественных и технических наук, крупнейших достижений в области химии, металлургии, электричества, воздухоплавания и пр. С этого времени начинает бытовать понятие «интеллигенция» как обозначение общественного слоя людей, профессионально занимающихся преимущественно сложным творческим трудом. Всё сказанное в совокупности и определило выбор одной из хронологических границ исследования.

Вторая граница доведена до начала XX века. Естественным рубежом в развитии дореволюционной системы просветительской деятельности в области науки и техники служит революция 1917 г. в России. Тем не менее, ещё некоторое спустя время после революции русские учёные продолжали свою деятельность, которая завершилась в прежнем виде в 1919 г., когда вышел запрет, на «некоммунистическое» направление пропаганды. Однако первый, постреволюционный период советского просветительства (1917;1919 гг.) не стал предметом специального рассмотрения. Это тема иного исследования.

2 Энгельмейер П. К. Философия техники. — Вып. 2. — М.: 1912.

Степень научной разработанности темы. Существует достаточно много изысканий как в области истории культуры, так, в частности, и в области истории образования и просвещения в России на рубеже XIX — XX веков, имеется большое количество публикаций по истории техники и технических знаний, значительное число монографий о жизни и творчестве учёных, об их открытиях в области естественных и технических наук. Однако, до настоящего времени не существует целостных и сколько-нибудь подробных исследований, обобщающих опыт просветительской деятельности русских учёных, пропаганды научно-технических знаний в этот период. Специальных работ, связанных с темой диссертации, немного, ибо имеющиеся исследования в основном посвящены конкретным учёным и их творчеству.

Значение и место науки и техники в жизни человека и общества отмечают многие современные философы и культурологи. Тем не менее, роль и значение исторического наследия в области научно-технических знаний, их популяризации долгое время недооценивались и не рассматривались в контексте формирования культуры в целом. В наследие включается также и «живая культура — виды деятельности, технологии производства и даже сами люди как «носители» традиционных культурных ценностей"4.

В процессе проведения данного исследования были привлечены различные источники и литература: архивные материалы, научные труды и эпистолярное наследие выдающихся отечественных учёных-просветителейМ.В. Ломоносова5, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева, К. Э. Циолковского, В.И.

3 Козлов Б. И. Культурное наследие, техническая цивилизация и экологическая катастрофа конца XX века// Культурное и природное наследие России. — Вып. 1. — М.: 1996.

Горохов В.Г., Розин В. М.

Введение

в философию техники. — М.: 1989.

Техника, общество и окружающая среда: Материалы международной научной конференции (18−19 июня 1998 г., Москва). — М.: 1998.

4 Цит. по: Веденин Ю. А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию России// Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия / Сб. статей. — М.: 1995.-С. 5−20.

5 Ломоносов М. В. Избранные произведения. В 2-х томах. / Т. 1 «Естественные науки и философия». Отв. ред. — С. Р. Микулинский. — М.: 1986.

Вернадского, A.JI. Чижевского и др.6 Использовались также периодическая печать рубежа XIX—XX вв., статьи, очерки, монографии, доклады, диссертационные исследования, посвященные истории образования и просвещения в России, педагогическому наследию Д. И. Менделеева, A.M. Бутлерова, К. А. Тимирязева и пр., работы философов, историков науки, затрагивающие сферу культуры, науки и техники7, справочная и нормативно-методическая литература.

При отборе источников и литературы обращалось внимание на следующие позиции: работы, касающиеся истории науки и образования в России на рубеже XIX—XX вв. (как дореволюционные издания, так и современные) — просветительская деятельность учёных, выраженная в их научных трудах и эпистолярном наследии, лекциях (публичных и вузовских), о докладах — деятельность естественнонаучных и технических обществ, отражённая в материалах съездов, «Записках», «Отчётах», «Трудах» и пр. периодических и специализированных изданиях (книгах, журналах, брошюрах, газетах) этого периода.

6 Циолковский К. Э. Фатум, судьба, рок. /неопубл. рукопись — Архив АН ССР. — Ф. 555. — Оп. 2. -Д. Л. Циолковский К. Э. Руководители человечества, /неопубл. рукопись //Архив АН СССР. — Ф. 555. — Д. 466. — JI. 2 /дата на рукописи: сентябрь 1929 г.

Циолковский К. Э. Собр. соч.: В 4-х тт. — М.: 1951.

Менделеев Д. И. Границ познания предвидеть невозможно. — М.: 1991.

Тимирязев К А. Наука и демократия, /сб. статей 1904;1919 гг. — М.: 1963.

Тимирязев К. А. Александр Григорьевич Столетов (биографический очерк) / под общей ред. акад. И.М. Виноградова/. — МГУ им. М. В. Ломоносова, серия «Замечательные учёные Московского университета». Выпуск 11. -М.: 1948.

Вернадский В. И. Труды по истории науки/ В. И. Вернадский. (Библиотека трудов академика В.И. Вернадского) / Сост.: Ф. Т. Яншина, С. Н. Жидовинов. — М.: 2002.

Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. / Сост.: Г. П. Аксёнов. (Открытия и судьбы. Летопись естественнонаучной мысли России в лицах, документах, иллюстрациях). — М.: 1993. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. — М.: 1976.

7 Белявский М. Т. .Всё испытал и всё проник (к 275-летию со дня рождения М.В. Ломоносова). -/Рецензенты: В. И. Моряков, МА. Рахматуллин. — Московский Университет. — М.: 1986. Болховитинов В., Буянов А. и др. Рассказы о русском первенстве (русская наука и техника). / Под ред. В. Орлова.-М.: 1950.

Берков П. Н. Основные вопросы изучения русского просветительства, /в сб. докладов: Проблемы русского просвещения в литературе XVIII в. АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом). -М.-Л.: 1961.

8 Общедоступные лекции и речи Александра Григорьевича Столетова с фотографическим портретом и биографическим очерком, составленным К. Тимирязевым. / Издание редакции журнала «Русская мысль». — М.: Типолитография т-ва Кушнерев и К0, 1897.

Дореволюционная историография о науке и образовании представлена работами В. Н. Татищева, С. В. Рождественского, В. И. Вернадского и других авторов9. Они содержат общие очерки развития сети образовательных учреждений России, характеризуют юридическую базу, уровень обучения, профильные направления, преподавательский состав, многие другие вопросы становления и существования учебных заведений. Существует также значительное число общетеоретических работ, посвященных развитию высшего образования. Уделялось большое внимание, например, изучению проблем женского образования10. Но их характер уводит несколько в сторону от конкретных задач настоящей работы.

Просветительский характер деятельности русских учёных отражён лишь в немногих монографиях и работах диссертационного характера. Дело в том, что период истории русского образования второй половины XIX — начала XX века в основном богат личностями педагогов, создателей уникальных педагогических теорий, что не является задачей данного исследования. Однако, для раскрытия темы просветительства в среде учёных в области естествознания и техники настоящего исследования было целесообразно использовать некоторые работы, связанные с педагогической деятельностью учёных.

Особое место как педагогу в плеяде общественных деятелей народного просвещения России принадлежит Д. И. Менделееву. Архивные документы и сведения как дореволюционных авторов (И. Алешинцев, М. И. Демков, П.Ф. Каптеров), так и советских историков педагогики (Н.С. Зенченко, Н. А. Константинов, В. Я. Струминский, диссертационные работы Г. П. Куликова, Н. Д. Смирновой, Х. А. Агабабова и др.) характеризуют некоторые стороны его педагогической деятельности. Этому посвящена, например, диссертационная работа Э. В. Шваковой «Д. И. Менделеев — педагог и общественный деятель.

9 Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ. — М.: 1886.

Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802−1902.-СПб.: 1902.

Вернадский В. И. Письма о высшем образовании в России. — М.: 1913.

10 См. в работе: Андреева И. Н. В. И. Герье — организатор Высших женских курсов в Москве // Советская педагогика. — 1987, № 9. — С. 107−112 и др. второй половины XIX — начала XX вв. в России"11, построенная на основе изучения биографических работ, мемуаров и воспоминаний современников, философских, экономических и социально-политических произведений Д. И. Менделеева. В работе И. С. Алборовой «Идея непрерывности образования в педагогическом наследии Д.И. Менделеева"12 выделена и подвергнута тщательному анализу ведущая идея учёного о непрерывности образования (принцип «от школы — к вузам»), крайне актуальная и сегодня, в начале XXI века.

Научному наследию К. А. Тимирязева посвящены сотни статей, свыше 50 книг (Г.В. Платонов, Ф. Н. Крашенинников, Ф. А. Фортунатов, Д. Н. Прянишников, С. А. Некрасов, В. Г. Короленко, А. А. Савич и др.), более 10 диссертаций, но практически во всех работах и статьях вскользь упоминается его педагогическая деятельность, а работ, посвящённых его просветительской деятельности, нет совсем13. Тем не менее, анализ мемуаров учеников и современников Тимирязева, изучение рукописных архивных текстов, а также сделанных студентами стенографических записей его лекций свидетельствует о том, что Тимирязев владел высочайшим педагогическим мастерством14.

Лишь исследование В. А. Капитанчука «Педагогическая деятельность К.А. Тимирязева"15 восполняет пробел в освещении Тимирязева как педагога. Здесь впервые проанализированы дидактические воззрения учёного, показаны значение его педагогических положений и рекомендаций для современной высшей и средней школы.

11 Швакова Э. В. Д. И. Менделеев — педагог и общественный деятель второй половины XIX — начала XX вв. в России: Автореферат дне.. канд. пед. наук / Швакова Элла Валерьевна. Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова. — Петрозаводск: 1997.

12 Алборова И. С. Идея непрерывности образования в педагогическом наследии Д. И. Менделеева: Автореферат дис.. канд. пед. наук / Алборова Инга Сократовна. Тбилисский Гос. Университет. -Тбилиси: 1989.

13 Некрасов С. А. К. А. Тимирязев как преподаватель. — Биомедгиз. — M.-JL: 1936. — С. 35−43. Савич А. А. Тимирязев как лектор. — Вестник высшей школы. — 1951., № 11. — С. 45−49.

Платонов Г. В. К. А. Тимирязев как педагог и популяризатор науки. // в кн.: Г. В. Платонов. Мировоззрение К. А. Тимирязева. — АН СССР. — М.: 1952. — С. 301−372.

4Журнал заседаний совета Петровской земледельческой и лесной академии (ПЗЛА). -1871.-С. 211 212- ЦГИА СССР. — Ф. 733. — оп. 141, д. 116, л. 109 об.- ЛГИА. — Ф. 14. — Оп. 3, св. 1043, д. 1478- МИГА. — Ф. 228. — оп. 2, д. 283, лл. 61−66 об. и др.

15 Капитанчук В. А. Педагогическая деятельность К. А. Тимирязева: Автореферат дис.. канд. пед. наук. — Киевский Гос. педагогический институт им. A.M. Горького. — Киев: 1983.

О таланте A.M. Бутлерова как популяризатора науки можно судить по его опубликованным докладам, публичным лекциям и статьям, по малоизвестным документам, в основном хранящихся в архивах Казанского университета, Петербурга и Москвы, по трудам его многочисленных учеников и современников16. Опубликованные документы из Собрания А. Е. Арбузова, получившего эти материалы в 1920;х гг. от старшего сына A.M. Бутлерова, представляют собой в большинстве своём черновики различных бумаг, написанных A.M. Бутлеровым в связи с его деятельностью в Петербургском университете и в Академии Наук17.

Таким образом, обзор литературы о просветительской и педагогической деятельности выдающихся русских учёных показывает, что о некоторых из них есть достаточное число работ, как правило, биографического характера, или раскрывающие их вклад в мировую науку, но специального исследования о масштабах, общих направлениях и формах просветительской деятельности как системы, охватывающей всё научное сообщество отечественных представителей умственного труда, до настоящего времени не существует.

Теоретические и методологические основы исследования определены общими проблемами истории развития отечественной науки* и техники, научного наследия выдающихся учёных в этой области и, главным образом, просветительским направлением их деятельности. Для изучения этих вопросов привлечены труды отечественных учёных по истории науки и техники рассматриваемого периода, обобщающие работы по отечественной истории, истории культуры, педагогические, философские сочинения, научно-технические издания и периодическая печать рубежа XIX и XX вв.

16 Бутлеров A.M. Научная и педагогическая деятельность. / сб. трудов АН СССР. — М.: 1961. Бутлеров A.M. «Путешествие по Западной Европе» /дневник 1867 г. — Собр. соч.: Бутлеров A.M. Сочинения. — В 3-х тт. — АН СССР — М.: 1958.

Бутлеров Александр Михайлович (по материалам современников). / Сб. статей. — АН СССР. Секция химико-технологических и биологических наук. — М.: 1978.

17 Арбузов А. Е. A.M. Бутлеров — великий русский химик (к 100-летию теории химического строения). — АН СССР.-М.: 1961.

Основным методом исследования является принцип историзма, предполагающий изучение культурно-просветительской деятельности в контексте исторических, социальных, политических, философских условий.

Цель и задачи исследования

Цель: анализ^ЩшмиюГиспецифики развития форм культурно-просветительной деятельности русских учёных в области науки и техники во второй половине XIX века. В работе поставлены следующие задачи:

1. охарактеризовать исторические этапы становления пропаганды научно-технических знаний в России на рубеже XIX — XX вв.;

2. определить причины, инициирующие процесс развития культурно-просветительной деятельности русских учёных в области науки и техники;

3. проследить влияние научных и технических открытий на социокультурную обстановку в России;

4. рассмотреть конкретные формы культурно-просветительной деятельности;

5. оценить дореволюционный опыт в сравнении с современным состоянием пропаганды научно-технических знаний, выявить её перспективы в современных условиях.

Таким образом, в цели и задачи данного исследования входит не описание жизненного пути русских учёных-просветителей и характеристики их открытий, а краткий анализ научных идей с точки зрения того, как, каким образом, в каких формах эти идеи становились достоянием современников.

Объект исследования. В качестве объекта исследования рассматривается просветительство на примере культурно-образовательной деятельности русских учёных в области науки и техники второй половины XIX — начала XX вв. (до 1917 года). В работе даётся определение просветительства как философско-политического и педагогического течения, которое возможно не в любое время и не в любых социальных условиях, а лишь при определенной исторической обстановке, именно тогда, когда производительные силы общества требуют решительного технического прогресса, основанного на выводах науки, в первую очередь — физики, механики, химии, естествознания. Оценивается роль и значение исторического наследия в области научно-технических знаний и их популяризация в контексте формирования культуры в целом.

Предмет исследования — характер, формы и методы пропаганды научных и технических знаний в России во второй половине XIX — начале XX века. Идея работы состоит в том, чтобы проследить в историческом плане, как отражались основные этапы становления научно-технических знаний в формировании просветительской деятельности на примере развития научных обществ и школ, в лекционной, издательской, выставочной и т. п. деятельности.

Новизна исследования. В работе рассмотрена и проанализирована культурно-просветительная деятельность русских учёных указанного выше периода в области науки и техники.

1. Подробно прослежена история формирования естественнонаучной картины мира в России, влияние научных и технических открытий на социокультурную обстановку в стране, в особенности, во второй половине XIX — начале XX вв.

2. Воспроизведены наиболее значимые моменты в истории становления отечественной научно-философской проблематики в области науки и техники. Прослежены исторические этапы в развитии и организации технократического философского мышления.

3. Охарактеризован вклад отечественных учёных в пропаганду и распространение научно-технических знаний в дореволюционной России.

4. Приведены в систему имеющиеся сведения о просветительской деятельности организаций и обществ в области науки и техники в России рубежа XIX — XX вв.

5. Определены характер, формы и методы пропаганды научно-технических знаний, которые могут быть также задействованы и на современном этапе.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования дополняют существующие представления о культурно-просветительской деятельности русских учёных в области науки и техники на рубеже XIX и XX веков. Исследования в данной области могут стать дополнительным ресурсом привлечения внимания к проблемам просветительской деятельности научно-технических обществ, организаций на современном этапе, повышения престижа отечественной науки в целом. Содержащиеся в диссертации положения и полученные выводы могут быть, как модель, использованы при рассмотрении историко-культурных проблем учреждений образования и культуры в контексте социальной среды.

Апробация исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Основные положения и выводы диссертации отражены в докладах на научно-практических конференциях, 11 публикациях в журналах и сборниках научных трудов разных лет, в разработанных и проводимых автором занятиях и лекциях («Развитие мировой науки и культуры в XIX—XX вв.», «Учёные и конструкторы XIX в.», «Искусство и техника», «Идея межпланетных полётов в трудах философов и учёных, литературе и искусстве на рубеже XIX и XX вв.» и пр.) по экспериментальным интегративным программам для учащихся по истории культуры и музейной педагогике в Мемориальном музее космонавтики и общеобразовательных школах г. Москвы («Музейная культура и космос», «Человек и Вселенная»).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, библиографического списка, включающего перечень использованных источников и литературы — изученных периодических изданий конца XIX — начала XX вв., архивных источников, монографий и отдельных статей.

Заключение

.

1. Вторая половина XIX — начало XX вв. — самая яркая страница во всей истории отечественной науки с момента создания Российского государства. Именно в этот период отечественными учёными (И.М. Сеченовым и Д. И. Менделеевым, А. Г. Столетовым и К. А. Тимирязевым, A.M. Бутлеровым и И. И. Мечниковым, Н. Е. Жуковским и К. Э. Циолковским, а также многими другими) были сделаны в естествознании такие открытия, которые не только обогатили мировую наукуони заложили основы новых научных направлений и научных, а затем учебных дисциплин, которых до их открытий просто не существовало.

2. Предшествующая история становления и формирования естественнонаучной картины мира в России может быть разделена на пять этапов:

1 этап (XVI-XVII вв.) — характеризуется зарождением научных знаний и техники, началом издательской деятельности, благодаря в основном русским правителям и представителям церкви.

2 этап (коней XVII — начало XVIII в.) — петровский, реформаторский период, этап развития науки и образования, в котором наряду с государством принимает участие русское общество.

3 этап (середина и коней XVIII в.) — эпоха русского Просвещения, возникновение первых научных обществ, попытка объединения для совместной работы людей конкретных направлений, влияющих на просветительскую деятельность вместе с правительством.

4 этап (начало и середина XIX в.) — появление русской интеллигенциипроводника демократической ориентации в обществе, бурное развитие науки и техники, начало технического просвещения для всех слоёв общества.

5 этап (вторая половина XIXначало XXвв.) — социокультурная доминанта, образование просветительской деятельности как системы.

3. Общей определяющей чертой для всех отечественных учёных этого периода стала методологическая база естественнонаучного материализма как основного направления философской мысли, которое и предопределило в конечном итоге открытие ими объективной реальности внешнего мирамира природы и человека, действующих здесь законов и причинно-следственных связей.

4. В этот период складывается мировоззренческий феномен русского космизма, когда наряду с религиозно-философской трактовкой космизма в работе Н. Фёдорова «Философия общего дела» и трудах К. Э. Циолковского, в учении о биосфере и ноосфере В. И. Вернадского, в трудах A.JI. Чижевского и других учёных обосновывается теория естественнонаучного космизма.

5. В конце XIX в. инженер-теоретик П. К. Энгельмейер, труды которого впервые подробно анализируются в данной диссертации, обосновал положения о «философии техники», в которой излагал мысли о соотношении техники и культуры, считая, что техника неотделима от естествознания и существует необходимая связь между всеми науками. Учёный впервые дал развёрнутое определение слова «техника», которое он трактовал как все человеческие знания, направленные на практические цели, а также все умения. Проблема соотношения техники и культуры неразрывно связана с историко-культурологическими исследованиями техники. Философия техники исследует: 1) Феномен техники в целом- 2) Место в общественном развитии- 3) Широкую историческую перспективу техники. Эти положения были изложены в работе П. К. Энгельмейера «Философия техники», изданной в 1912 г. четырьмя последовательными выпусками.

6. Принципиальной отличительной чертой открытий отечественных учёных второй половины XIX в. стало не только то, что они заложили основы новых научных дисциплин («теория химического строения» A.M. Бутлерова, «физиология высшей нервной деятельности» И. М. Сеченова и др.), новых учебных курсов в высших учебных заведениях, но и дали импульс к их практическому приложению во многих отраслях промышленности и материального производства в России, становящейся в этот период на путь капиталистического развития.

7. Последнее обстоятельство и подвигло отечественных учёных на необходимость самой широкой пропаганды научно-технических знаний среди всех слоёв общества, ибо отсутствие хотя бы элементарных знаний в этой области неизбежно отражается в конечном итоге на дальнейшем развитии (или — торможении) в различных отраслях производственной деятельности.

8. Поэтому именно в данный период усилиями российской научной общественности практически впервые разрабатывается и реализуется широкий спектр различных форм и методов пропаганды научно-технических знаний, которые группируются по следующим направлениям:

— деятельность общественно-педагогических организаций;

— функционирование естественнонаучных и технических обществ;

— пропаганда научно-технических знаний через периодические и специализированные издания (книги, журналы, брошюры, газеты);

— промышленные выставки-ярмарки, музеи научно-технического профиля;

— педагогическая и просветительская деятельность учёных (чтение лекций в высших и специализированных учебных заведениях, выступления на научных чтениях с докладами и пр.).

9. В общественно-педагогической и просветительской деятельности, несмотря на принадлежность учёных к различным областям научного знания, прослеживаются общие черты:

1) Высокий профессионализм (безусловно, все без исключения, вне зависимости от направления их деятельности, будь это естественнонаучная или техническая школа, были учёными с мировым именем — их хорошо знали и на родине, и за рубежом);

2) Заинтересованность в подготовке новых национальных кадров;

3) Проведение в жизнь педагогического принципа непрерывного образования (от школ — к вузам);

4) Знакомство с преподаванием естествознания, науки и техники и функционированием научных школ за рубежом;

5) Развитие контактов между учёными как внутри страны, так и за рубежом;

6) Создание собственных отечественных научных школ;

7) Участие в организации и деятельности различных научных обществ, съездов;

8) Пропаганда научных знаний различными формами и методами (чтение публичных лекций и докладов в вузах, выступление с трибун конгрессов, съездов, публикации статей в периодических изданиях — газетах и журналах, издание книг, учебников и пособий и пр.).

10.Неоценимый вклад в дело приобщения самых широких слоёв общества к научным знаниям в области естествознания и техники внесли выдающиеся учёные и преподаватели университетов и институтов: A.M. Бутлеров, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, П. Л. Чебышев, И. П. Павлов, А. С. Попов, Н. Е. Жуковский, Н. Ф. Фёдоров, К. Э. Циолковский, Ф. А. Цандер, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и многие другие.

Имена многих из них связаны с деятельностью Политехнического музея и других научно-технических музеев.

Таким образом, во второй половине XIX — начале XX вв. были задействованы все существующие тогда возможности для пропаганды последних достижений науки и техники.

11.Традиции пропаганды научно-технических знаний, заложенные отечественными учёными в XIX в., продолжили деятели науки и техники после установления советской власти в 1917 году. Большой упор на пропаганду научных и технических знаний делался особенно после 1947 года, когда было создано Всесоюзное общество по пропаганде политических и научных знаний (общество «Знание»). Это Общество имело отделения во всех союзных, автономных республиках и краях, округах, городах и районах, а также первичные организации практически в каждом высшем учебном заведении и научно-исследовательском институте. Одним из центральных учреждений общества «Знание» долгие годы был Политехнический музей в Москве. Первым Председателем Правления общества «Знание» (1947;1951) стал Президент Академии наук СССР С. И. Вавилов. Позже общество возглавляли Нобелевские лауреаты, академики Н. Н. Семёнов, Н. Г. Басов.

В наши дни, к сожалению, утрачены традиции широкой пропаганды научно-технических знаний в таких масштабах, как это было на рубеже XIX и XX столетий! Несмотря на то, что в XX веке наука совершила колоссальный рывок вперёд, по характеру решаемых задач, по форме организации, методам управления и отношения между учёными, отечественная наука оказалась почти полностью милитаризованной. Высокопрофессиональная научно-техническая элита не могла в условиях секретности заниматься просветительной деятельностью. Сейчас, когда происходит рассекречивание «закрытых городов науки», можно надеяться, что российская наука получит мощный допинг в виде невостребованного ранее научно-технологического потенциала. Это — импульс для её форсированного продвижения вперёд. Пропаганда этих знаний призвана помочь человеку осмыслить совершающийся на его глазах научно-технический прогресс и приспособиться к нему.

Используя богатейший опыт дореволюционного развития форм и методов пропаганды научных и технических знаний, сегодня, в начале третьего тысячелетия, есть возможность популяризировать современные достижения науки, развивая традиции российского просвещения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. Н. Техника и мораль: грани взаимодействия / В. Н. Авраменко — подписная научно-популярная серия: «Новое в жизни, науке, технике». М.: Знание, 1987, № 1. — 64 с. — ИБ № 8423.
  2. Адрес-календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1874 год. -Самара, 1874. С. 270.
  3. Адрес-календарь на 1888 год. Самара, 1888. — С. 200.
  4. , Г. П. Вернадский (серия избранных биографий) / Геннадий Аксёнов. М.: Соратник, 1994. — 544 с. — ISBN 5−87 883−011−6, ISBN 5−87 883 001−9.
  5. , П. В. Самара: 1586−1886 / П. В. Алабин. Самара, 1992. — С. 164.
  6. , И. С. Идея непрерывности образования в педагогическом наследии Д.И. Менделеева: автореферат дис.. канд. пед. наук / Алборова Инга Сократовна. Тбилиси: Тбилисский Гос. Университет, 1989. — 24 с. -РГБ, инв.№ 9 91−8/1234−7.
  7. Альбом участников Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. СПб.: Типография «И. Н. Кушнеров и К0», 1896. — 245 с. — С. 57. — РГБ, инв. № Д 384/21.
  8. , И. Н. В.И. Герье организатор Высших женских курсов в Москве / И. Н. Андреева // Советская педагогика, 1987, № 9. — С. 107−112 и др.
  9. , А. Е. Химия в России / в сб. докладов на общем собрании АН СССР (под ред. С.И. Вавилова) // Вопросы истории отечественной науки (общее собрание АН СССР, посвящённое истории отечественной науки 5−11 января 1949 г.)-М.-Л., 1949.-911 с.
  10. Ю.Арбузов, А. Е. A.M. Бутлеров великий русский химик (к 100-летию теории химического строения) / А. Е. Арбузов. — М.: изд. АН СССР, 1961. — 44 с. -РГБ, инв. № Бр 52/1156.
  11. , Ю. Н. История науки и техники / Ю. Н. Афанасьев, Ю. С. Воронков, С. В. Кувшинов. М., 1999. — 266 с. — РГБ, инв. № 3 99−24/322.
  12. , В. А. Эфиродинамические гипотезы : всё в едином / В. А. Ацюковский — научно-техническое издание. М.: Петит, 2004. — 196 с. -ISBN 5−85 101−015−0.
  13. , В. А. Философия и методология современного естествознания (цикл лекций) / В. А. Ацюковский — Российская Академия естественных наук. М.: Петит, 2005. — 144 с. — ISBN 5−85 101−072-Х.
  14. , Р. К. Самые знаменитые философы России / Р. К. Баландин. М.: Вече, 2001. — 480 с. — ISBN 5−7838−1005−3.
  15. , Р. К. Наследие и наследники Вернадского / Р. К. Баландин // Дружба народов, 1988, № 12. С. 169−185.
  16. , Б. П. Споры о судьбах России: Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» / Б. П. Балуев. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 280 с. -ISBN 5−901 006−69−0.
  17. , С. В. Научные труды / С. В. Бахрушин. М., 1952−1954.
  18. , М. Т. .Всё испытал и всё проник (к 275-летию со дня рождения М.В. Ломоносова) / М. Т. Белявский — рецензенты: В. И. Моряков, М. А. Рахматуллин. М.: изд. Московского Университета, 1986. — 224 с. — ИБ № 2524.
  19. , Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев — сост. К. П. Ковалёв. М.: Советский писатель, 1990. — 352 с. — ISBN 5−265−01−688−0.
  20. , Н. А. Новое средневековье (Размышление о судьбе России и Европы) / Н. А. Бердяев. М., 1991. — 84 с. — И 207−90.
  21. , Н. А. Философия свободы — Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев — авт. вступ. ст. и примеч. А. В. Гулыга. М.: ЗАО «Сварог и К0», 1997. — 416 с. — ISBN 5−85−791−026−9.
  22. , В. Рассказы о русском первенстве (русская наука и техника) / В. Болховитинов, А. Буянов и др.- под ред. В. Орлова. М., 1950. — 424 с.
  23. , В. И. Эволюция феодализма в России / В. И. Буганов, А. А. Преображенский, Ю. А. Тихонов. М., 1980.
  24. Бутлеров Александр Михайлович (по материалам современников) / сб. статей. АН СССР. Секция химико-технологических и биологических наук. -М.: 1978. — 111 с. — БЗ-47−8-78.
  25. , Г. В. Александр Михайлович Бутлеров (очерк жизни и деятельности) /Г. В. Быков.-М., 1961.-218 с.
  26. Вавилов Сергей Иванович (очерки и воспоминания) / С. И. Вавилов — предисл. и вступ. ст.: И. М. Франк. М., 1991.- 376 с. — ISBN 5−02−245−3.
  27. , Ю. А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию России // в сб. статей: Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. М., 1995.
  28. , В. И. Труды по истории науки / В. И. Вернадский (библиотека трудов академика В.И. Вернадского) / сост.: Ф. Т. Яншина, С. Н. Жидовинов- РАН, архив РАН. М.: изд. Наука, 2002. — 501 с. — ISBN 5−2 006 433−5.
  29. , М. И. Павел Петрович Мельников (1804−1880) / М. И. Воронин, М. М. Воронина. Л.: Наука, 1977. — 150 с. — В 67−77.
  30. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде 1896 года / путеводитель — Город ярмарка — выставка. — С.-Пб.: тип. Суворова, 1896. — 238 с.
  31. Газета «Волгарь». Н.-Новгород: 14 октября 1896 г. — С. 3. — РГБ, инв. № И 247/593.
  32. , Т. С. История русской культуры / Т. С. Георгиева (Русская культура: история и современность). М.: Юрайт, 2001. — 572 с. — ISBN 594 227−031−7.
  33. , Я. К. Этюды об учёных / Я. К. Голованов. М., 1976. — 416 с. -Г 056−75.
  34. , Л. И. Космическое и земное / Л. И. Гольдин — подписная научно-популярная серия: «Новое в жизни, науке, технике». М.: Знание, 1989, № 6. — 64 с. — ISBN 5−07−622−3.
  35. , В. Г. Пётр Климентьевич Энгельмейер инженер-механик и философ техники (1855−1941 гг.) / В. Г. Горохов. — М., 1997. — 223 с. — ISBN 5−02−6 962−0.
  36. , В. Г. Введение в философию техники / В. Г. Горохов, В. М. Розин. -М., 1989.
  37. , Н. П. Александр Ерминингельдович Арбузов / Н. П. Гречкин, В. И. Кузнецов. М.: Наука, 1977. — 232 с. — Г 69−77 НП.
  38. , Г. Г. Информационные сообщения: об опыте работы ведущих научно-технических музеев мира. М., 1993- - 64 с. — Г 83.
  39. , JI. И. Вернадский / JI. И. Гумилевский — 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 1988. — 255 с. — (Жизнь замечательных людей: серия биогр.- вып. 6 (325)). — ISBN 5−235−22 503.
  40. , Н. Н. Космические путешествия / Н. Н. Туровский, Ф. П. Космолинский, JI. Н. Мельников. М.: Знание, 1989. — 192 с. — ISBN 5−7 000 100−0.
  41. , Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. — 574 с. (текст печатается по изданию: СПб, 1871 г.) — ISBN 5−212−482−9.
  42. Деятели науки и просвещения Москвы XVIII—XX вв. в портретах и характеристиках / Часть I: XVIII в. РАН ИИЕиТ им. С. И. Вавилова. — М., 1999. — 370 с. — ISBN 5−8037−0028−2.
  43. Доклады и материалы межвузовской научной конференции, посвященной- 130-летию со дня рождения А. Г. Столетова / Владимирский Гос. Пед. Институт им. П.И. Лебедева-Полянского, 28−30 июня 1969 г. Владимир, 1970. — Ротапринт ВГПИ. — 279 с.
  44. Записки Московского отделения Императорского Русского Технического общества. М., 1890. — Вып. 9/10.
  45. Изв. Рос. Академии наук. Иг., 1921. — Т. 15. — Сер. VI. — № 1/18.
  46. История отечественного образования (Часть II.: XIX начало XX вв.) / сост.: С. В. Калинина, В. В. Каширина, JI. П. Попова. — Омск, 1997. — 188 с. — РГБ, инв. № 13 98−7/82−7.
  47. История русской философии — редкол.: М. А. Маслин, А. Г. Мысливченко и др. М.: Республика, 2001. — 639 с. — ISBN 5−250−1 811−4.
  48. , В. В. Космизм A. JI. Чижевского / в сб.: Из истории ракетно-космической науки и техники: вып. 2 — отв. ред. Б. Е. Черток. М.: ИИЕТ РАН, 1998.-202 с.-С. 98.
  49. , В. А. Педагогическая деятельность К. А. Тимирязева: автореферат дис.. канд. пед. наук / Капитанчук Василий Артёмович-Киев: Киевский Гос. педагогический институт им. A.M. Горького, 1983. -19 с. РГБ, инв. № 9 84−6/194−6.
  50. Книжное собрание В. Н. Татищева в составе библиотеки Екатеринбургской горной школы. Архив ГПНТБ. — Ф. 159.
  51. , Б. И. Культурное наследие, техническая цивилизация и экологическая катастрофа конца XX века / Б. И. Козлов // Культурное и природное наследие России — вып. 1. М., 1996.
  52. , Н. А. История педагогики / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с. — К 65−82.
  53. , В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.). Новосибирск, 1993. — РГБ, инв. № 1 00−11/472−2.
  54. , А. А. Константин Эдуардович Циолковский (1857−1935) / А. А. Космодемьянский. 2-е изд. — М.: Наука, 1987. — 304 с. — КБ-3−23−1987.
  55. , JI. В. Какое образование нужно народу? (споры на страницах печати в конце 50-х годов XIX в.) / в сб. статей жур.: Вестник Московского Университета. М.: Серия 8, № 1/2005 (история).
  56. , В. К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X—XVII вв.. М., 1976.
  57. Культурологический подход в образовании / под ред. Г. И. Ловецкого. -Калуга, 1998. 156 с. — ISBN 5−89 552−030−08.
  58. , В. П. Учёные популяризаторы науки / В. П. Лишевский. — М.: Знание, 1987. — 144 с. — ИБ № 8603.
  59. , Л. Я. Во главе двух академий (страницы истории нашей Родины) / Л. Я. Лозинская М.: Наука, 1983. — 144 с. — Л 43−83−11.
  60. Материалы VI Научно-практической конференции: Российский научно-технический музей: проблемы и перспективы / сб. статей. Нижегородский Гос. университет им. Н. И. Лобачевского. — Нижний Новгород, 1996. — 200 с.
  61. , Д. И. Органическая химия / Д. И. Менделеев. СПб.: т-во «Общественная польза», 1861.-543 с.
  62. , Д. И. Основы химии / Д. И. Менделеев — в двух частях. СПб., 1868−1871. — РГБ, инв. № 9 99−3/3108−1.
  63. , Д. И. Соотношение свойств с атомным весом элементов / Д. И. Менделеев. СПб., 1869.
  64. , Д. И. О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании / Д. И. Менделеев. СПб.: Типография В. Демакова, 1880. — 80 е., 12 л. черт.
  65. , Д. И. Заметки о народном просвещении России / Д. И. Менделеев. СПб.: Типография В. Демакова, 1901. — 67 с.
  66. , Д. И. Заветные мысли / Д. И. Менделеев. СПб.: Типография М. П. Фроловой, 1903.-428 с.
  67. , Д. И. Проект училища наставников / Д. И. Менделеев. СПб., 1906. — РГБ, инв. № 2 97−6/372−1.
  68. , Д. И. К познанию России (с приложением карты России) / Д. И. Менделеев. СПб.: типография А. С. Суворина, 1907. — 157 с. — РГБ, инв. № 9 99−3/3108−1.
  69. , И. И. Этюды о природе человека / Опыт оптимистической философии / И. И. Мечников. М.: Научное слово, 1904. — 218 с. — РГБ, инв. № М 86/890.
  70. , И. И. Этюды оптимизма / И. И. Мечников. М.: Научное слово, 1909. — 282 е.- - РГБ, инв. № S 77/519.
  71. , И. И. Сорок лет исканий рационального мировоззрения / И. И. Мечников.-М., 1913.-291 с.-РГБ, инв. № С 126/33.
  72. Мир образования образование в мире / научно-методический журнал — гл. ред. В. А. Разумный. — Российская академия образования (РАО) — № 2 (18)/2005.-М., 2005. -223 с.
  73. , К. Что такое философия техники? / К. Митчем — пер. с англ. под ред. В. Г. Горохова. М., 1995. — 149 с.
  74. Московский летописец / сборник: сост. Ю. Н. Александров. вып. 1. — М.: Московский рабочий, 1988. — 352 с. — ISBN 5−239−52−02.
  75. Музейное дело России / под общей ред. М. Е. Каулен (отв. ред.), И. М. Коссовой, А. А. Сундиевой: АПРИКТ. М., 2003. — 614 с. — ISBN 5−98 405 004−8.
  76. Народное образование, наука и культура / статистический сборник ЦСУ при Сов. Мин. М.: Статистика, 1977. — 448 с. — РГБ, инв. № S 43/10−1/200.
  77. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний — т. 1−21. М.: изд. И. Д. Сытина, 1911−1912 (Харьковское общество распространения в народе грамотности).
  78. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации / Федеральный Закон // Учреждения культуры (справочник руководителя) — № 1−3/2003.
  79. , JI. А. Воспоминания / Л. А. Орбели. М.-Л-д.: Наука, 1966. — 612 с.-РГБ, инв. № Б 66−70/24.
  80. , Г. Е. Организация науки в России в первой половине XIX в. / Г. Е. Павлова — АН СССР, Институт истории естествознания и техники. М.: Наука, 1990. — 239 с. — РГБ, инв. № 1 91−6/91.
  81. , И. П. Центробежные нервы сердца / И. П. Павлов. СПб.: Типография А. М. Котомина, 1883. -11 е.- РГБ, инв. № А 158/611.
  82. , И. П. Лекции о работе главных пищеварительных желез / И. П. Павлов. СПб., 1897. — 223 с. — РГБ, инв. № z 33/171.
  83. , И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы / И. П. Павлов. М.-Пг., 1923. — 244 с. — РГБ, инв. № V 109/267.
  84. , И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов. М.-Л., 1927. — 377 с. — РГБ, инв. № Т 3/574.
  85. Пионеры ракетной техники: Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк / Избранные труды. М., 1967.
  86. , Г. В. История Русской общественной мысли / Г. В. Плеханов. -М., 1925.-в 3-х тт.
  87. , Г. В. К. А. Тимирязев как педагог и популяризатор науки // в кн.: Г. В. Платонов. Мировоззрение К. А. Тимирязева. М.: АН СССР, 1952. -С. 301−372.
  88. Полвека для книги / изд. И. Д. Сытина. М.: 1916. — С. 549−557.
  89. , В. Г. Периодические издания технических организаций России конца XIX начала XX века: типология и функционально-содержательные особенности: автореферат дис.. канд. фил. наук / Полежай Вадим
  90. Геннадьевич.- Москва: Московский Гос. Университет им. М. В. Ломоносова, 2004. 25 с.
  91. , Т. Д. Великие учёные (серия «Великие и знаменитые») / Т. Д. Пономарёва. М.: изд. Аст: Астрель, 2002. — 527 с. — ISBN 5−17−14 163−7, ISBN 5−271−4 153−0.
  92. Проблемы теории культуры / Труды 55 — сост.: Н. С. Злобин. М., 1977. -260 с.
  93. Проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности / сб. статей. -М.: Политехнический музей, 2000. 76 с. — ISBN 5−8032−0018−2.
  94. , В. Е. Пафнутий Львович Чебышев / В. Е. Прудников. Л., 1976.-282 с.
  95. , Т. Наука в России XI—XVII вв.еков / Т. Райнов. М., 1940.
  96. , А. И. Российская наука в перспективе (прошлое, настоящее, будущее) / в сб. научно-аналитических обзоров // Наука, образование и технология в России. М., 1996. — 146 с. — ISBN 5−248−5-Х.
  97. , А. И. Роль науки в устойчивом развитии общества / в сб. «Наука в России. Состояние и перспективы». РАН, Институт научной информации по общественным наукам. — М., 1997. — 167 с.
  98. , А. И. Государственные приоритеты в науке и образовании / А. И. Ракитов, А. Н. Авдулов и др. М.: изд. РАН, 2001. — 232 с. — ISBN 5−24 800 088−2.
  99. , Л. Б. Открыватели (Отечества Российского сыны) / Л. Б. Репин. -М.: Молодая гвардия, 1989. 239 с. — ISBN 5−235−585−6.
  100. , А. Цели высших технических школ / А. Ридлер — Бюллетени Политехнического общества. М., 1901, № 3. — С. 133.
  101. , С. В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного просвещения за 1802−1902 гг. / С. В. Рождественский. СПб., 1902. -РГБ, инв. № 2 02−33/152−0.
  102. , Б. И. К истории создания действующих демонстрационных моделей реактивных аппаратов и организации выставке по звездоплаванию в1935−37 гг. в Москве / Б. И. Романенко. Из архива ММК, инв. № Вс 269/111, Ф. 2.- 11 м/п.л.
  103. , В. Русские светила науки / В. Русаков. М., 2000. — 96 с. /книга печатается по изданию 1913 года.
  104. Русский космизм (Антология философской мысли) / сост. С. Г. Семёнова, А. Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368 с. — ISBN 5−7155−0641−7.
  105. , М. Н. Общественные потребности, система образования, молодёжь / М. Н. Руткевич, JI. Я. Рубина. М., 1988.
  106. , А. А. Тимирязев как лектор / А. А. Савич. Вестник высшей школы, № 11. 1951. с. 45−49.
  107. , Б. Общество и образование / Б. Саймон. М., 1989.
  108. Сборник трудов Государственного Политехнического музея: 1994. М.: Знание, 1995. — 184 с. — ISBN 5−07−2 714-Х.
  109. , Е. В. Мерцающий свет науки (Миссия Российского Гуманитарного научного фонда) / Е. В. Семёнов. М., 2001. — 455 с. — РГБ, инв. № 2 01−61/304−3.
  110. , С. Г. Николай Фёдоров: Творчество жизни / С. Г. Семёнова. -М., 1990. 384 с. — ISBN 5−265−1 529−9.
  111. , И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. СПб.: Типография А. Головачёва, 1866. — 186 с. — РГБ, инв. № R 332/250.
  112. , И. М. Физиология нервной системы / И. М. Сеченов. СПб., 1866. — 503 с. — РГБ, инв. № д 6/469.
  113. , И. М. Физиологические очерки / И. М. Сеченов. СПб., 1884. -162 с. — РГБ, инв. № Т 24/230.
  114. , И. М. Элементы мысли / И. М. Сеченов. М-: Научное слово, 1903.- 125 с.
  115. , И. М. Собр. соч. в 3-х тт. / И. М. Сеченов. М.: Изд. Импер. Моск. Университета, 1907−1908 гг. // т. 2. — Статьи, психологические и популярные очерки. — М., 1908. — 469 с. — РГБ, инв. № А 204/492.
  116. , И. Ф. Научно-технический прогресс и проблемы искусства (общество «Знание» РСФСР) / И. Ф. Смольянинов. Л., 1972. — 31 с. — РГБ, инв. № Бр 172/1814.
  117. , Е. В. Борьба за реорганизацию Петербургской Академии наук в середине XIX в. / Е. В. Соболева. Л., 1971. — 172 с. — РГБ, инв. № б 71−45−6.
  118. , Е. В. Организация науки в пореформенной России / Е. В. Соболева.-Л., 1983.
  119. Созвездие / сборник: из истории отечественной науки — вып. 2 — сост. Е. Е. Митрошенкова. М., 1991. — 252 с.
  120. , Н. В. Русская философия: Имена. Учения. Тексты / сборник: сост. Н. В. Солнцев. М.: изд. дом ИНФРА-М: изд. Весь Мир, 2001. — 496 с. — ISBN 5−16−622−2, ISBN 5−7777−0122−1.
  121. Сорокин, Питирим. Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин — общ. ред., сост. и предисловие: А. Ю. Согомонов: пер. с англ.: С. А. Сидоренко, А. Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. — 543 с. — ISBN 5−25 001 297−3.
  122. , М. Русские педагоги (Смоленский государственный педагогический институт) / М. Стеклов. М., 1997. — 222 с. — РГБ, инв. № 2 97−6/372−1.
  123. , А. Д. История научных учреждений и организаций дореволюционной России / А. Д. Степанский — Московский Историко-архивный институт. М., 1987. — 86 с. — РГБ, инв. № 1 87−48/493−1.
  124. , Я. П. Связи рижских учёных с научными центрами России в конце XIX начале XX в. / в кн.: Из истории техники Латвийской ССР. -Рига: изд. АН Латвийской ССР, 1964. — Из архива ММК, инв. № Вс 270/3, Ф. 2. — 78 м/п.л.
  125. , В. Н. Разговор о пользе наук и училищ / В. Н. Татищев. М., 1886.
  126. Творцы мировой науки: от античности до XX века / сб.: Рос. Гос. библ. — сост.: 3. П. Джинова, Г. В. Шандуренко. М.: изд. Пашков дом, 2001. — 784 с.-ISBN 5−7510−0217−2.
  127. , Г. М. Александр Григорьевич Столетов / Г. М. Тепляков, П. С. Кудрявцев. М., 1966. — 136 с.
  128. Техника, общество и окружающая среда: Материалы международной научной конференции (18−19 июня 1998 г., Москва). М., 1998.
  129. , К. А. Жизнь растения / К. А. Тимирязев. М., 1878. — 285 с. -РГБ, инв. № М 46/63.
  130. , К. А. Общественные задачи учёных обществ / К. А. Тимирязев. М.: Типография Мамонтова, 1884. — 24 с. — РГБ, инв. № Н 732/169.
  131. , К. А. Публичные лекции и речи / К. А. Тимирязев — сборник. -М.: Типография А. А. Карцева, 1888. 285 с. — РГБ, инв. № И 289/24.
  132. , К. А. Насущные задачи современного естествознания (публичные лекции 1895−1904 г.) / К. А. Тимирязев. М.: Изд. В. Н. Маракуева, 1904. — 542 с. — РГБ, инв. № V 304/943.
  133. , К. А. Демократические реформы высшей школы / К. А. Тимирязев. М., 1918. — 16 с. — РГБ, инв. № И 292/37.
  134. , К. А. Значение науки / К. А. Тимирязев. М., 1918. — 56 с. -РГБ, инв. № 0 31/6861.
  135. , К. А. Красное знамя (притча учёного) / К. А. Тимирязев. -Пг.: Парус, 1918. 25 с. — РГБ, инв. № W 68/1191.
  136. , К. А. Развитие естествознания в России в эпоху 60-х годов / К. А. Тимирязев. М.: Рус. Библиогр. ин-т бр. А. и И. Гранат и К0, 1920.-58 с.-РГБ, инв. № И201/847.
  137. , К. А. Исторический метод в биологии (10 общедоступных чтений) / К. А. Тимирязев. М.: Рус. Библиогр. ин-т бр. А. и И. Гранат и К0, 1922. — 164 с. — РГБ, инв. № Н 9/342.
  138. , К. А. Наука и демократия / К. А. Тимирязев — сб. статей 19 041 919 гг.: под общей ред. А. Воронина. М., 1963. — 498 с.
  139. , В. Е. Александр Михайлович Бутлеров (биографический очерк) / В. Е. Тищенко. Л., 1929. (без обложки — с. 1−54). — РГБ, инв. № И 2/866.
  140. , А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби: сборник — пер. с англ.: Е. Д. Жарков — 2-е изд. М.: Айрис-Пресс, 2002. — 640 с. — ISBN 58 112−0063−3.
  141. Турсунов, Акбар. Философия и современная космология / Акбар Турсунов. М.: Политиздат, 1977. — 191 с. — Т-171−77.
  142. Учёные степени в России XVIII в. 1918 г. / сб. научных статей под ред. А. Б. Иванова, В. А. Шаповалова: РАН, Институт Российской истории, Ставропольский Гос. университет — вып. I (в 2-х частях). — М.-Ставрополь, 1996.-415 с.
  143. , А. Е. А. М. Бутлеров как глава школы русских химиков. JI., 1929 (без обложки — с. 73−92). — РГБ, инв. № И 2/864.
  144. , Н. Ф. Сочинения / Н. Ф. Фёдоров. М., 1994. — 415 с.
  145. , П. А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский — сб. статей — сост. JI. С. Янович. Новосибирское книжное издательство, 1991. — 184 с. -ISBN 5−7620−0337−8.
  146. , А. И. Московские музеи / А. И. Фролов. М.: изд. дом «Муравей»: редакция «Отечество», 1999. — 376 с. — ISBN 5−89 737−041−9.
  147. , Ю. М. О научном подходе к пропаганде знаний (методика лекторского мастерства и ораторского искусства) / Ю. М. Хрусталёв. М.: Знание, 1980. — 96 с. — БЗ-69−001−79.
  148. , К. Э. Сборник статей (к 125-летию со дня рождения) / К. Э. Циолковский — сост. С. А. Соколова /подписная научно-популярная серия «Новое в жизни, науке, технике». М.: 1982, № 9. — 64 с. — ИБ № 5785.
  149. , К. Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы / К. Э. Циолковский. Калуга, Д928.
  150. , К. Э. Собр. соч.: в 4-х тт. / К. Э. Циолковский. М., 1951.
  151. , К. Э. Фатум, судьба, рок / К. Э. Циолковский — неопубликованная рукопись. Архив АН ССР, Ф. 555, Оп. 2. — Д. 1.
  152. , К. Э. Руководители человечества / К. Э. Циолковский — неопубликованная рукопись. Архив АН СССР, Ф. 555. — Д.466. — JI. 2 (дата на рукописи: сентябрь 1929 г.)
  153. , А. М. История образования в портретах и документах / А. М. Цирульников. М., 2001. — 268 с. — РГБ, инв. № 3 01−15/1−0.
  154. , Г. Т. Русские изобретатели и учёные / Г. Т. Черненко. СПб., 2000. — 112 с. — ISBN 5−88 801−038−3.
  155. , A. JI. Земное эхо солнечных бурь / A. JI. Чижевский. М., 1976.-367 с.
  156. , A. JI. На берегу Вселенной7 A. JI. Чижевский. М., 1995. -735 с.
  157. , П. К. Технический итог XIX века / П. К. Энгельмейер. М.: Типография К. А. Казначеева, 1898. — 107 с. — РГБ, инв. № А 233/359.
  158. П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. СПб.: Типография о-ва «Общественная польза», 1911. — 116 с. (введение с письмом графа Л. Н. Толстого от 1897 г.). — РГБ, инв. № F 104/359.
  159. , П. К. Философия техники / П. К. Энгельмейер — вып. 2. -М.: Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1912.-160 с.
  160. , П. К. Задачи философии техники / П. К. Энгельмейер // Бюллетени Политехнического общества. М., 1913, № 2. — С. 113.
  161. , П. К. В защиту общих идей техники / П. К. Энгельмейер // Вестник инженеров. М., 1915, № 3. — С. 96−100.
  162. , Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева — 2-е изд. М.: Академический проект, 2004. — 560 с. — ISBN 5−8291−0322−2.
  163. Mitcham С. Thinking through technology: The path between engineering and philosophy. Chicago: Chicago Univ. press, 1994.
  164. Museum.-1991.-№ 2/3 (168/169).-C. 110−111.
  165. G. «Satellite launcher directory» // Flight international. 1986.V.129, № 3993.
  166. Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:
  167. , К. Б. Особенности развития и пропаганды культуры, науки и техники в послевоенные годы в СССР // Культура и искусство в послевоенном мире. Конференция молодых учёных АПРИКТ, Москва, 7 июня 2005 г. Сборник статей аспирантов. М., 2005 (в печати)
  168. , К. Б. Мемориальный музей космонавтики и аэрокосмическое образование / К. Б. Степанова // журнал «Земля и Вселенная», № 4/2001. Академиздатцентр «Наука», Российская Академия Наук. М., 2001. — С. 83−90 (0,5 п.л.)
Заполнить форму текущей работой