Изготовление изделий из бисера и стекляруса на Руси
Третья техника — техника низания использовалась при создании чехлов для небольших предметов. Для этого бисер нанизывали на льняную нить или на конский волос так, чтобы либо пересекались две нити в одной из бусин, либо они проходили параллельно. Также могли использовать рамку с параллельно натянутыми нитями, что позволяло создавать ажурную прозрачную сетку, которая устанавливалась на подсвечники… Читать ещё >
Изготовление изделий из бисера и стекляруса на Руси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
Глава 1. История возникновения изделий из бисера и стекляруса
1.1 Роль бисера и стекляруса в декоративно-прикладном искусстве
1.2 Приемы и техника моделирования созданий изделий из бисера
Глава 2. Техника производства бисера и стекляруса в мире
2.1 Самые древние способы и методы производства бисера и стекляруса Глава 3. Бисер на Руси
3.1 Развитие стеклоделия и бисероплетения в России
3.2 Бисер и стеклярус в народной одежде
3.3 Использование бисера и стекляруса в предметах церковного убранства Глава 4. Материалы и инструменты
4.1 Разновидности стекляруса и бисера
4.2 Основные материалы
4.3 Основные приемы
4.4 Сочетание цветовой гаммы
4.5 Правила сочетания цветовой гаммы
4.6 Порядок разработки изделия
4.7 Качество работы Заключение Список литературы Приложение
Введение
Легенда о возникновении стекла гласит: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытый в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло.
Примерно, 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились все мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который на арабском назывался бусра или бусер.
Среди многообразия художественного творчества прошлого встречаются виды прикладного искусства, почти полностью исчезнувшие из обихода современного человека.
К таким «белым пятнам» относятся изделия из бисера и стекляруса. Яркий, многоцветный материал получил в России чрезвычайно широкое распространение.
Увлечение «бисерным искусством» продолжалось с XVII до начала XX столетия. Особой популярностью оно пользовалось в первой половине XIX века. В образцах бисерно-стеклярусных работ нашли свое отражение все художественно-стилистические направления, существовавшие в России. Их изучение приоткрывает малоисследованную область, связанную с творчеством русского народа, с духовной культурой различных слоев русского общества.
Увлечение бисерно-стеклярусными работами в XVIII веке в России сыграло определенную роль в налаживании отечественного производства на фабрике им. М. В. Ломоносова в Усть-Рудице под Петербургом.
Красивый и прочный материал использовался при оформлении интерьеров загородных царских дворцов, примером чему служат настенные панно в Стеклярусном кабинете Китайского дворца в г. Ораниенбауме под Петербургом, в отделке народных костюмов (воротники, обшлага, пояса, подолы) и предметов культового назначения (оклады икон, кисти под лампадки и паникадила), изделия из него украшали быт помещичьей усадьбы (картины, настенные панно, предметы быта).
Возможность непосредственного общения с произведениями искусства — одна из наиболее ценных особенностей изделий из бисера и стекляруса.
Любой вид народного искусства, возникая, вбирает в себя достижения предшествующего времени, имеющие обычно многовековой путь существования. В то же время типично для всех узоров бисерных и стеклярусных деталей использование исконно русского народного орнамента во всем его многообразии.
Глава 1. История возникновения изделий из бисера и стекляруса
1.1 Роль бисера и стекляруса в декоративно — прикладном искусстве Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики — сенатом, сулили мастерам — стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.
В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XVI века каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества, а в 1316 г. был издан указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев, и их дети признавались патрициями. В XV веке жители острова Мурано получили свою администрацию, новый суд и свою монету.
Несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII века во многих городах Италии (Альтере, Падуе, Ферраре, Равенне и других) возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами-перебежчиками. В XV веке такие мастерские появляются в Германии и во Франции. Для сохранения монополии в 1490 г. сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нем требовалось возвращение стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц, и только после его смерти освобождали родных. Венеция снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий бисер (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стеклянные заводы, строящиеся в XVI — XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции.
В конце XVIII в. началось изготовление бус и бисера в Германии. В области Фихтельгебирге изготавливали бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора, их экспортировали в Россию, Азию и Африку. В Тюрингии было основано производство легких дутых бус из стекла, которое со временем превратилось в производство елочных украшений. Здесь изготовляли и искусственный жемчуг из стекла путем особого метода обработки чешуи рыбы уклейки. Шлифовали бисер в Богемии (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла.
1.2 Приемы и техника моделирования созданий изделий и украшений из бисера Основным мотивом при создании изделий из бисера являлся растительный мотив, это были изображения различных цветов, букетов. Основной узор размещался в верху или в низу, реже — по краям; остальное пространство заполнялось мелкими деталями в виде веточек или оставалось незаполненным. Очень часто можно было встретить некоторые «стандартные» мотивы, которые использовались практически на всех предметах. Очень часто встречались изображения праздничных гуляний, плясок и хороводов. В начале XIX века, под влиянием классицизма появляются изображения на сюжеты из античной мифологии. Во втором десятилетии XIX в. в изделиях из бисера и стекляруса появляются изображения бытовых сцен: пастух со стадом, девушка с овечкой, играющие дети, молочница с кувшинами на коромысле и др. А 1820-х гг. под воздействием романтизма в русском декоративно-прикладном искусстве появляются новые мотивы: изображения руин, сломанных деревьев, водопадов, замков. Бисерные изделия второй половины XIX в. украшаются «восточными» сюжетами. В XX в. сплошное шитье бисером используется реже, чаще используется новый прием — соединение вышивки бисером с шитьем шерстяной и шелковой ниткой крестом. Благодаря этому приему появляются различные монограммы. В конце XIX столетия бисер и стеклярус часто используются для декора женского городского костюма — эта мода приходит из Франции. При создании бисерных и стеклярусных изделий, в XVIII в. мастерицы использовали, в основном три приема; саженье, шитье «в прикреп» и низание. Одним из наиболее ранних и распространенных приемов работы было саженье (другое название — шитье по бели). Эта техника заключалась в следующем: узор прокладывался шнуром из нити и по нему нанизывался жемчуг, предварительно нанизанный на нитку. Каждая жемчужина пришивалась к материи поперечным стежками. С появлением бисера эту технику продолжали удачно использовать. Техника шитья «в прикреп» заключается в следующем: сначала на ткань наносился рисунок. Затем, бисер или стеклярус нанизывался на нитку или проволочку, которая пришивалась к изделию поперечными стежками на расстоянии между несколькими бусинами. Такая техника применялась для создания картин и панно.
Третья техника — техника низания использовалась при создании чехлов для небольших предметов. Для этого бисер нанизывали на льняную нить или на конский волос так, чтобы либо пересекались две нити в одной из бусин, либо они проходили параллельно. Также могли использовать рамку с параллельно натянутыми нитями, что позволяло создавать ажурную прозрачную сетку, которая устанавливалась на подсвечники, при плетении цепочек и пр. При создании объемных вещей использовали вязку, вязка на спицах давала более редкую и эластичную сетку, чем вязка крючком. Менее распространенным способом работы с бисером, был прием вдавливания к воск. Бисер предварительно подогревался и вдавливался по рисунку в подготовленную, залитую воском ровную поверхность. Во второй половине XIX и в начале XX в. появляются новые приемы: мелкие сорта бисера наклеивают на бумагу, бисером инкрустируют деревянные поделки, в том числе веера. На сегодняшний день изделия из бисера и стекляруса отличаются большим разнообразием сортов, цветовой гаммы и техниками исполнения. Размер, цвет и форма являются очень важными факторами для различных техник созданий изделий из бисера. Также, сейчас существует множество вспомогательных материалов, которые могут существенно облегчить процесс создания изделия из бисера или стекляруса. При этом, оставляя изделию такую же ценность, как и в давние времена.
Глава 2. Техника производства бисера и стекляруса в мире
2.1 Самые древние способы и метода производства бисере и стекляруса в разных странах Существовало несколько способов производства стеклянного бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания.
В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии «вязкого теста».
Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов.
Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.
Римская империя.
Co временем совершенствовалась технология изготовления стекла: во II тысячелетии до н.э. появилось полупрозрачное стекло, а в 1 в. до н.э. люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и окрашенное.
Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, где в 1 в. до н.э. в Александрии — новом городе, заложенном Александром Македонским на юго-восточном берегу Средиземного моря, в западной части дельты реки Нила, был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки.
С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности, вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь — заплыть отверстиям. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании.
Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.
Венеция — центр бисерного производства.
В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Галлии — территория нынешней Франции, Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи, расколовшейся в 395 г. н. э. на Западную, во главе с Римом, и Восточную, названную Византией, во главе с Константинополем, центр стеклоделия в конце V в. переносится на Восток — в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы, но после падения Византии с XIII в. стекольная промышленность Венеции вступает в полосу своего интенсивного развития. Расцвет искусства венецианских стеклоделов относится к XV—XVII вв., а в XVIII в. наступает период упадка из-за конкуренции с другими странами Европы.
На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.
В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских, с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности, из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. А в 1316 г. был издан указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев и их дети признавались патрициями. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В 1445 г. острову было предоставлено право содержать в Венеции своего посла.
Но несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII в. во многих городах Италии (Альтере, Падуе, Ферраре, Равенне и других) возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами — перебежчиками. В XV в. такие мастерские появляются в Германии и во Франции. Для сохранения монополии в 1490 г. сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нём требовалось возвращение стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц и только после его смерти освобождали родных. Эта зверская расправа над мастерами-стеклоделами продолжалась до XVIII в.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI—XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и
В конце XVIII в. началось изготовление бус и бисера в Германии. Сначала в области Фихтельгебирге начали изготовлять бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора. Их экспортировали в Россию, Азию и Африку. В начале XVIII в. в Тюрингии было основано производство легких дутых бус из стекла, которое со временем превратилось в производство елочных украшений. Здесь изготовляли и искусственный жемчуг из стекла путем особого метода обработки чешуи рыбы — уклейки. Шлифовали бисер в Богемии (Чехия), где издавна существовало производство стекла.
Чешское стеклоделие.
Как подтверждают археологические раскопки и письменные источники, начало чешского стеклоделия относится к средним векам. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла. Первый огонь в стекловаренной печи загорелся в 1376 г. в поселке Скленаржица, неподалеку от Яблонца. В 1548 г. в городке Мшено-над-Нисой был основан первый стекольный завод, а в 1760 г. в Яблонец-над-Нисой прибыли первые иностранные купцы.
В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии создали свою технологию. В состав стекла они ввели вместо соды древесную золу — поташ. Отсюда и пошло название «лесное стекло». Оно тверже, легче поддается обработке, гранению и шлифованию. Германский монах Теофил в своем знаменитом «Трактате о различных ремеслах» писал, что в Х—XI вв. чешские стеклоделы варили стекло из двух частей буковой золы и одной части хорошо промытого песка, а в XII в. использовали золу папоротника.
Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце XVII — начале XVIII в. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, искусственные драгоценные камни для вышивания, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус.
Покрытый цветными эмалями, гранёный богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой четверти XIX в., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.
Современные методы производства бисера.
Во второй половине XIX в. были изобретены машины для изготовления бисера, благодаря чему значительно снизилась его стоимость. На смену вертикальным дискам для разрезания стеклянных трубок в 1890 г. пришел вырубной пресс в виде гильотины, что дало возможность обрабатывать одновременно большую связку трубочек. Это способствовало распространению богемского бисера во многие страны мира. Но постепенно, в связи с упадком всевозможных рукоделий, бытовавшим во многих странах на протяжении нескольких столетий, снижается и производство бисера. Исчезают мелкие сорта, уменьшается количество цветов и оттенков, бисер становится более грубым.
Родиной бисера из золота, серебра, стадии других металлов является Париж, но шлифовали его в Германии. Позже металлический и массивный стеклянный бисер штамповали и покрывали амальгамой или расплавленным оловом для получения серебристого бисера, а золотистый получали, погружая бисеринки в слабый раствор железного купороса и слабый раствор хлористого золота. Металлический бисер производили также в Англии…
Изменения в тенденциях моды и искусства, возникшие в ХХ ст., приводят к постепенному исчезновению бисера из широкого обихода. Постепенно вытесняются мелкие бусины — их производство становится невыгодным, уменьшается используемость разных цветов. Современными центрами стеклоделия и бисера по-прежнему остаются Венеция, Яблонец (Чехия), Кауфбейрен (Германия). Привозят бисер так же из стран Азии. Производство бисера на сегодняшний день автоматизировано. Первоначально (1890 год) это вызвало снижение цен на бисер, а также изменения в технологии производства. Современные способы производства бисера разнообразны и зависят от исторических условий и традиций.
Так, например, чешские мастера до такой степени изменили состав компонентов стеклянных бусин за счет добавок в смесь (перед помещением в печь) в тех или иных пропорциях глины или шпата, что конечный продукт точнее всего следует назвать фарфоровыми бусинками. Изделия такого рода производят прессованием, а затем направляются в печь. И хотя эти бусинки непрозрачны, сама технология придает им тот привлекательный блеск, который отличает их от стеклянных. К тому же прессованный вариант можно зачастую без труда отличить от традиционного стеклянного за счет наличия легкой поперечной, едва видимой полоски. В последние десятилетия здесь налажен выпуск пластмассовых бусинок (более легкие, чем стеклянные). В Венеции стекло для изготовления бусин производится в Мурано. Здесь выпускают два вида изделий — стекольные стержни и трубки, необходимые для производства бисера, которые затем обрабатывают на специальном станке. Сегодня бисероплетение настолько интересует население, что создаются учреждения и кружки, которые занимаются обучением желающих мастерству плетения. Это значит, что растет спрос на бисер и возможно, параллельно с этим, создаются новые способы производства бисера.
Глава 3. Бисер на Руси
3.1 Развитие бисероплетения и стеклоделия в России Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чём свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Как пишет академик Н. Н. Качалов, «Искусство изготовления тончайшего узорочья из меди, бронзы, серебра и золота зародилось на Поднепровье очень давно, и археологи прослеживают его развитие от первых веков нашей эры. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных стекол».
На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Чёрного моря до Ладожского озёра и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Недавно на территории Сумской области в захоронениях III—IV вв. найдены коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IX в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных, эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие города.
Если при раскопках курганов VIII—XI вв. встречаются стеклянные изделия из глухого цветного стекла, похожего на металл, иногда расписанные эмалевыми красками в виде простых геометрических узоров, то в XII в. для их изготовления применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме — круглые, цилиндрические, бочонкои винтообразные или биконические в виде двух усеченных конусов, сложенных своими широкими основаниями. Переливаясь на солнце всеми цветами радуги, издавая мелодичный звон при движении, эти украшения делали женский костюм ещё наряднее и красочнее.
Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и юго-западе страны, на Украине. Предметы гутного стекла — простая выдувная посуда и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанных масляными красками и украшенных лепными узорами, — вывозились во многие города России и в Турцию. В начале XVII в., в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера-гутники.
В 1668 г. строится второй. Измайловский? завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и различные «потешные» (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь. Здесь работали немецкие, русские и венецианские мастера.
В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 6): «Не мечите, бисер перед свиньями», что иносказательно означает: «не стоит говорить о том, что собеседники не могут ни понять, ни оценить должным образом». Слово «бисер» (так раньше на Руси назывался жемчуг) вошло в современную русскую речь из церковно-славянского текста Библии.
Бисероплетение с давних времен было известно и на Руси. Раскопки, проведенные в Киеве, Новгороде, Чернигове и в ряде других крупных городов, обнаружили большое количество стеклянных изделий, дотированных 9−13 веками. Возможно, некоторые из этих изделий были созданы из произведенных местными мастерами бус и бисера. Это связано с тем, что было обнаружено несколько стеклодельных мастерских того времени.
С 13 по 16 века производство стекла и украшений было прервано, в связи с татаро-монгольским иго. С 16 века начинается новая волна возрождения производства стекла. К сожалению, технологию производства бусин и бисера русичи утратили. В это время бусы и украшения производили из венецианского и германского бисера. Этот бисер пользовался огромным спросом у рукодельниц наряду с жемчугом и драгоценными камнями. Бисер стоил очень дорого, поэтому использовали его только крупные купцы, знать и царский двор.
В 1669 году началось строительство первой русской фабрики по производству бусин и бисера в селе Измайлово в Подмосковье. Этот завод проработал до 1706 года.
Следующий этап развития бисера ознаменовал Петр первый. В 1724 году Петром первым был издан указ о приглашении в Россию различных мастеров из Европы. Среди этих мастеров были мастера стекольщики. Так же в это время в Италию для обучения искусству изготовления стекла, посылались молодые люди.
Великий ученый Л. В. Ломоносов внес большой вклад в развитие производства стекла и бисера. Его исследования в области теории цвета и эксперименты по получению цветных стекол положили основу новой технологии. На основе данной технологии в 1753 году началось строительство фабрики под Ораниенбаумом в городе Усть-Рудице. В 1754 году фабрика выпустила свою первую партию продукции: бисер, стеклярус, цветные стекла для мозаики, граненые камни и броши.
Процесс производства осуществлялся с помощью большой, малой и трех филигранных печей. В этих печах варилась стекольная масса, из которой вытягивались трубочки разного диаметра. Их разламывали на мелкие части, смешивали столченным углем, каолином, ссыпали в металлические сосуды и перемещали в специальную печь. В этой печи бисер оплавлялся и приобретал круглую форму. Стеклярус получали еще проще. Брали длинные трубочки, резали их на кусочки определенной длины. Фабрика проработала до 1766 года.
Самое известное произведение, созданное из бисера этой фабрики — это кабинет Китайского двора в Ораниенбауме. Все панно в этом кабинете созданы из стекляруса этой фабрики. Долгое время считалось, что все эти панно были созданы во Франции. Только в 20 веке удалось установить, что в 1761 году актриса французской труппы Мария де Шен осталась в России. Она создала мастерскую, в которой занимались вышивкой с бисером и стеклярусом. Именно под ее руководством и на ее фабрике были созданы все эти панно.
В больших масштабах бисер в России больше не производился. Производством бисера занимались маленькие кустарные мастерские. Этот бисер использовался для нужд ювелиров, рукодельниц, ремесленников.
С 18 века применение бисера становиться более разнообразным. Бисером начинают расшивать не только одежду, но и оклады икон, украшают покровцы, вышивают картины, создают панно, расшивают мебель. Также приобретает большое распространение роскошные вещи из бисера: сумочки, мешочки, пояса, чехлы для курительных трубок, зонтов, книг и т. д.
В конце 18 начале 19 века появляются различные способы производства бисерных изделий: вышивка, вязание спицами и крючком, низание, ткачество. Купить бисер мог любой, поэтому им занимались люди из всех слоев общества. Схемы и рисунки издавались на специальных листах с указанием расцветки бисера.
С 1820 года в бисерных сюжетах преобладает исторические и политические события, присутствуют герои отечественной воны 1812 года, русско-персидских и русско-турецких войн.
В середине 19 века интерес к бисеру снова снизился. Только на рубеже 19−20 веков бисер снова появляется. Но он уже не играет доминирующей роли. В большинстве случаев используется для декорирования женской одежды. Бисерная отделка одежды была традиционной. Эта традиционность выражалась в характерном для каждой местности узором или цветовой гаммой.
Например, в узорах Тверской губернии преобладали геометрические формы. Цветовая гамма белые цвета с вкраплениями зеленого, темно-желтого, кирпичного. В Костромской губернии характерны были сетки из бесцветного бисера. В Новгородской губернии было распространено шитье бисером, в виде изогнутых цветочных веток. Брянская губерния славилась полосами из прозрачного, зеленого и коричневого бисера. Орловская губерния славилась ромбами желтого, красновато-кирпичного, синего цветов.
В конце 19 века было создано Общество поощрения ручного труда. Представители этого общества ездили по деревням и распространяли бисерный промысел. Таким образом, в некоторых деревнях стали появляться мастерские по производству бисерных изделий. Эти изделия продавались в Москве, Петербурге и в ряде других городов России. Этим самым деревенские рукодельницы обеспечивали себе постоянный заработок.
В начале 20 века бисерный промысел начинает перерастать в промышленное производство. Изделия из бисера начинают демонстрироваться в крупных европейских городах. Например, в Лондоне, Париже, Стокгольме. Огромный успех на международных выставках приводит к созданию в Петербурге и Таллинне школ народного искусства. Так же появляются фирмы, занимающиеся производством бисерных изделий. Например, фирма А. Т. Ивановой в Петербурге и Н. П. Ламановой в Москве. Это усилило влияние русского бисероплетения на страны Европы.
Бисерное дело резко прервалось после революции 917 года и исчезло на долгие годы. Только после перестройки бисерное дело стало возрождаться, но бисерные изделия стали проще, а мастерицы утратили старинные технологии бисероплетения, вышивки бисером, ткачества и многое другое.
3.2 Бисер и стеклярус в народной одежде, А теперь давайте вырвемся из вычурных городских комнат на привольные просторы лугов, лесов и деревень! Именно там можно было встретить девушку в нарядно расшитом головном уборе, переливающейся бисером одежде! Эти простые и вместе с тем тонкие праздничные украшения, сделанные мастерицами по собственному представлению, без ограничений модного бездушного рисунка-заготовки, всё это время некрикливо сохраняли в себе народный дух и вдохновение. Более трёх столетий бисер и стеклярус были любимыми материалами для отделки праздничного народного костюма на всей территории европейской России, в северной и, ещё в большей степени, в её центральных и южных областях. На Севере издревле главную роль играл жемчуг, который нашивали и нанизывали на женские и девичьи головные уборы, серьги и другие украшения. В XVIII веке в народный костюм, бытовавший как в сельской местности, так и среди городского населения, начинают проникать бисер и стеклярус, а наряд молодой женщины или девицы XIX столетия уже просто невозможно представить себе без них. В народных костюмах некоторых губерний отдавалось предпочтение бисерным отделкам «саженых», в других — «низаных» типов. Для каждой местности существовали свои излюбленные цвета, орнаменты, своя компоновка их отдельных частей. По своему назначению предметы из бисера и стекляруса чётко делятся на несколько групп: головные уборы и их детали; шейные украшения — накладные воротники и ожерелья; нагрудные — цепочки, жгуты, разметки, низки; наспинные — гайтаны, девичьи накосники и косоплеты; поясные, то есть декоративные пояса. В XIX веке, в связи со все расширяющимся интересом к бисеру, он поступает на рынки уже в таких количествах, что становится легко доступен даже сельскому населению.
Сравнительно невысокая стоимость и необычайная привлекательность игры то прозрачных, то глухих тонов стекла дают возможность пользоваться бисером в наиболее ценимых предметах народного костюма — головных уборах. Особую красоту и законченность девичьим и женским головным уборам придавали «поднизи». Сетки поднизей низались из белого или прозрачного бисера в продолжение традиции жемчужных отделок. Они пускались ровной полосой на лоб до самых бровей, окружали верхнюю часть лица пышной оборкой, а иногда бисерная сетка покрывала спереди всю голову. Поверх парадного кокошника в некоторых местностях накидывали так называемые «фролки» — низаные сетки диаметром около полуметра из бесцветного бисера с добавлением цветного. Фролки использовали в Костромской губернии.
В районе Заонежья носили так называемые «рога» — волосяную сетку, которая собиралась вокруг головы широкими волнами. Они могли служить свадебным убором или пришивались в качестве поднизи к женским кокошникам и низались из жемчуга или бисера Другой тип праздничного девичьего убора — венцы. Они имели несколько форм. Главное их различие было в том, что одни были сплошными, твёрдыми, а другие — прорезными, гибкими. Твёрдые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо, подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером приёмом саженья по бели. Их орнамент, плетущийся подобно траве, представлял собою чередование цветов и растений. Они создавали верхний зубчатый и рельефный край убора. Этот тип орнамента был широко распространён в XVIII столетии и продолжал оставаться в народном искусстве ещё долгое время. Другой тип зубчатого твёрдого венца, относящийся ко второй половине XIX века, с золотошвейным узором, сопровождается обнизками белого стекляруса.
Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна — твёрдый венец в виде хора (выпуклого обруча) с прорезным узором. Она имела околыш, чаще всего галунный. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер. Последний использовался в корунах уже в XVIII веке. Название убора безусловно происходит от слова «корона». Распространение этого вида венца весьма широко — от Архангельска до Москвы. В отличие от девичьих, женские головные уборы закрывали всю голову. Волосы старательно маскировали спереди поднизью, а сзади позатыльнями — ткаными или низанными сетками. В прошлом для женщины считалось позором показывать волосы. «Светить волосом» якобы предвещало несчастье. Поэтому их тщательно убирали под повойник. Головные уборы Русского Севера и Верхнего Поволжья дополнялись роскошными серьгами. Обычно они имели латунную основу, покрытую жемчужными или бисерными низками на конском волосе, с добавлением стёкол или мелкой бирюзы. Обнизывалась как сама серьга, так и её подвеска. Особого рода деталью, которая сопровождает далеко не все головные уборы, являются рясны. Это кисти или длинные до полуметра полосы, около пяти сантиметров шириной.
Наличие их в народных головных уборах говорит о связи с устойчивой древней традицией. Кистевидные серебряные рясны были найдены в Старой Рязани в кладе XI — XII веков. В крестьянских уборах XIX—XX вв.еков они низались из бисера. Другой вид — лентообразный — известен по низаным жемчугом ряснам XVI столетия из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В народных уборах XIX—XX вв.еков такие рясны были стеклярусными, крепились к верхней части позатыльни и спускались на грудь. Все головные уборы средней полосы России (налобная поднизь, позатылень, нависочники, рясны) настолько богаты и ярки, что достаточно их одних, дабы сделать женский наряд исключительным. Но только ими не ограничивались. За головными украшениями следовали шейные. И в тех и в других прослеживаются древние традиции национального русского костюма. Их формы восходят к XIV—XV вв.екам и сохраняют многие особенности в XIX и XX столетиях.
В северном наряде, как женском, так и девичьем, употреблялись накладные воротники. Эту древнюю деталь одежды можно увидеть на богатых одеяниях персонажей русской иконы и в иллюстрациях рукописных книг. Как всякое шейное украшение, такие воротники называли «ожерельем», но имелись и местные названия: «заборошник» — в Архангельской, «наборушник» — в Тверской губерниях. Все они круглые и плоские по форме. Поверхность воротников состояла из сплошного шитья бисером и перламутром тем или иным узором. Вышивка чаще всего представляла собой волнистый стебель с раскрытыми цветами с листьями круглой или овальной формы. Ожерелья и поныне носятся в Рязанской, Орловской и некоторых других областях. Строгая красота заключена в ожерелье Нижегородской губернии, сочетающем плотную вышитую полосу и ажур из свисающих бисерных низок и цепочек. Среди наспинных украшений одним из главных был гайтан. Это древнее слово обозначало плетешек, шнур, тесьму. В наши дни он уже почти не употребляется. Весьма схожие с цепочками, но более узкие и длинные, гайтаны одевались на шею, а концы перекидывались на спину. В Тульской губернии, например в селе Ивлеве Богородицкого уезда, встречались гайтаны в виде простой снизки бисера, составленной из отрезков разного цвета: голубых, зелёных, красных.
В Воронежской они низались узорами, подобно цепочкам. Шнуры обнизывались бисером, а кисти покрывались бисерными сетками. Повсюду девушки заплетали волосы в одну косу. Спускаясь на спину, коса заканчивалась «косоплётом» или «накосником». Косоплётом служила лента или шнур, богато украшенный бисером. В Весьегонском уезде Тверской губернии такие ленты являлись обязательной деталью девичьего наряда в XVIII веке. Накосники имели разные формы — плоские и объёмные. Плоские были почти всегда пятиугольными и завершались кольцом или петлёй для продевания завязки. Заполнения их различны. Цветной бисер часто сочетался с кумачом, яркой тесьмой, шерстяной бахромой. Узор вышивался или низался в виде сетки. В одном предмете часто соединялись обе техники. Редкое по красоте явление представлял собою наряд молодых женщин Рязанской, Калужской, Тульской и особенно Орловской губерний. «У нас на лугах цветы и женщины наши, как цветы» , — так поэтично выразился старый крестьянин из села Бережки под Жиздрой. Действительно, они были унизаны бисером и стеклярусом от нависочников до подолов.
Особое место в крестьянской одежде занимали пояса — как женские, так и мужские. Их было принято украшать, по возможности, богато. Простейшим приёмом введения в них бисера было нанизывание отдельных бисерин на каждую нить кисти, которые заканчивают оба конца пояса. Бисер утяжелял кисти, слегка оттягивая их. Блеск его вместе с ярким цветом шерстяной пряжи, из которой обычно делались кисти, привлекал внимание к этой части костюма. Известны женские декоративные пояса, целиком изготовленные из бисера техникой низания. Теперь они стали редкостью, но в Калужской области, в южной части бывшего Жиздринского уезда, в сёлах Хвастовичи, Ценевичи, Бояновичи помнят, что низали их на шести (и до двенадцати) нитях, украшали кистями.
Шириной они были не более пяти сантиметров, а узоры не отличались от орнаментов цепочек и гайтанов. Среди украшений довольно редко встречаются «заручья», то есть браслеты. Их носят на обеих руках, одинаковые, в виде десяти-двенадцати бисерных низок, которые прикрепляют к какой-нибудь вертикали — стеклярусной или деревянной тонкой палочке, бисерной связке или даже тряпичному жгутику завязывают. Узорные заручья неизвестны. Любой вид народного искусства, возникая, вбирает в себя достижения прошлого, имеющие обычно многовековой путь. Эти достижения сначала становятся основой для нового вида творчества, и лишь со временем в нём вырабатываются свои особенности, идущие от новых материалов и от новой техники. Так произошло и с искусством бисерной и стеклярусной вышивки и низания. Перейдя к стеклянным бусинкам, мастерицы научились выявлять особые их эффекты, присущие каждому сорту: однотонный бисер отличался яркостью, прозрачный — блеском, стеклярус отливал серебром. В полной мере использовалось основное свойство этих материалов — способность отражать свет. Костюм, для которого предназначались эти украшения, носился на открытом воздухе, под лучами солнца, во стократ увеличивающими их естественное сверкание. Колорит крестьянских изделий из бисера и стекляруса отличался чистотой и яркостью.
В большинстве работ цвета подбирались контрастно, что делало их ещё красивее. Рисунок был определённым, чётким. И колорит, и рисунок находились в полной гармонии с общим обликом местного наряда. Все детали бисерных украшений расшивались исконно-народными орнаментами во всём их разнообразии. Они были едины и для тканей, и для вышитых, кружевных и вязаных предметов, составлявших праздничный наряд русской женщины. Любовь к этим украшениям в народе не ослабевает со временем. В сельских местностях продолжают носить бисерные цепочки и ожерелья. Только позатыльни ушли из жизни вместе со сложными головными уборами. Их безжалостно распускают, чтобы перенизать на другие, модные вещи.
3.3 Использование бисера и стекляруса в предметах церковного убранства
Самостоятельную группу составляют оформленные бисером и стеклярусом предметы церковного культа, которые сильно отличаются от светских и народных изделий из тех же материалов. Это оклады икон, иконы и образки, ленты, на которые подвешивали лампады, бисерные чётки и старообрядческие лестовки, покровцы. Как приёмы исполнения, так и орнаменты в основном подчинялись традиционным, веками складывавшимся правилам. Новые технологии и узоры проникали в них с задержкой и в сильно переработанном виде. В сложном переплетении традиционных и новых принципов работы создавались очень разные по характеру изделия: яркие и строгие, светлые, однотонные, узорные, с кружевным и сплошным шитьём. Многие религиозные сюжеты исполнялись по заграничным рисункам, в стиле католических церковных изображений.
В качестве примера можно привести хранящееся в Московском Историческом музее «Распятие» очень тонкой работы из мельчайшего бисера по перламутровому фону. Обрамление выполнено в виде арки с готическими флеронами, по которым вьются мелкие травки. В собрании Московского Исторического Музея также представлено несколько икон католического типа эпохи XIX века. Все они созданы с применением золотого бисера: Богоматерь без младенца с молитвенно сложенными руками, мученица с крестом в руке, Моление о чаше, где ангел указывает Христу на чашу, в которую вложены орудия страстей. Несколько икон католического типа имелось в хранилище Музея 40-х годов (в дореволюционной Москве): Христос с веткой лилий в руке; великомученица Варвара.
Встречаются подражания наиболее популярным в своё время картинам известных художников: подражание картине Карло Дольчи «Христос, благословляющий хлеб» очевидно в бисерной вышивке; подражание картине Рафаэля «Madonna della Sedia», но на ней вышиты бисером только одежды и кресло мадонны; лики и руки писаны масляной краской, так что получается нечто вроде бисерной ризы на икону. Мадонна «della Sedia» под именем Божией матери трёх радостей вошла в число признанных православной церковью икон Богоматери и часто встречалась в старинных божницах. В правом приделе Никитского монастыря в Москве такая икона находилась в верхнем ряду на боковой стене иконостаса. Создание бисерных икон особенно процветало в Киевской губернии, и на Западной Украине, где католическое влияние издавна наложило свой отпечаток на предметы православного культа. Православные бисерные иконы появились позднее и изображали чаще всего святых.
В Историческом музее хранятся иконы Митрофания Воронежского, в епископском облачении, плетеная крупным бисером; Николая чудотворца, где бисером сделана только риза, а лик и руки — масляной краской; Иоанна Богослова, пишущего Евангелие (вышивка по жёлтой бумажной канве); икона Казанской Божией Матери (по белой бумажной канве). Особняком стоит в собрании Московского Исторического Музея грузинская вышивка — икона Богоматери с младенцами Христом и Иоанном, датированная 1830 г. Она отличается особенной плоскостной трактовкой, орнаментальностью всего изображения. Однако применение бисера в области церковного убранства не ограничивалось иконами. Он также использовался в церковной утвари. Лучшим из всего, что дал церковный бисер, надо признать подставки для свечей: массивные, высокие, одетые в бисерные чехлы; они вставлялись в большие церковные подсвечники, а на них уже ставилась свеча или лампада. На этих бисерных чехлах расцветает целый сад великолепных цветочных гирлянд: они вьются вокруг ствола или прямо поднимаются вверх, или подвешены как ламбрекены драпировки. Изредка встречаются датировка, краткая молитва или посвящение.
Сильное впечатление производили стеклярусные оклады. Удлинённые бусины, покрывая всю плоскость, создавали серебристую, переливающуюся поверхность, которая в мерцании свечей выглядела особенно красиво. Стеклярусные оклады бытовали очень долгое время, известны образцы XVIII и XIX столетий. Ранние, но более тщательно выполненные, отличались немногочисленным набором цветных бусин и нередко дополнялись стеклянными блёстками. Под воздействием увлечения бисерными изделиями в первой половине XIX века среди культовых памятников появились оклады, покрытые мелким бисером. К предметам этого типа относится оклад иконы Покрова Богоматери, шитый очень мелким бисером небольшими, прилегающими друг к другу низками встречались бисерные нашивные кресты, которые в своё время помещались на пелене или облачении. С того времени и по сегодняшний день в ходу пасхальные яйца — на деревянной основе, — обтянутые вязаным бисерным чехлом. Маленькие бисерные подушечки подкладывались под раскрытую для чтения богослужебную книгу, чтобы не портился переплёт. Такие подушечки употребляются и поныне в некоторых раскольничьих церквях. Очень редки ризы для икон, шитые сплошь одним бисером; обычно бисер смешивается здесь с жемчугом, стеклярусом, бусинами и камешками для выполнения узора на ризе, а фон подкладывается цветной фольгой или материей.
Глава 4. Материалы и инструменты
4.1 Разновидности стекляруса и бисера Бисер, используемый для работы, может иметь различную форму, цвет, прозрачность и материал, из которого он изготовлен. Наиболее распространен круглый бисер. Рубленый бисер, для краткости его называют рубка, собой короткие трубочки. Рубка бывает обычная и дополнительно прессованная (граненая). Косая рубка представляет собой короткие кусочки стеклянной трубочки, отрубленные под углом 45 — 60 градусов. В изделиях хорошо выглядит мелкий граненый богемский бисер. Новинкой является бисер «новый дизайн». Отверстия в таких бисеринках смещены и в профиль бисер имеет форму капли (такой бисер хорошо использовать на концах подвесок, при отделке края изделия и низании жгутов в вязании). Размер бисера (его диаметр) обозначается номером: чем мельче бисер, тем больше номер и имеет обозначение от 4/0 до 11/0. Номер рубленого бисера определяется также и номеруется от 8/0 до 12/0.
Стеклярус — трубочки из цветного стекла — изготовляют разных размеров, цветов, формы витой и граненый. Главный размер стекляруса — его длина. Стеклярус имеет острые края, поэтому для работы необходимо использовать прочные нити в несколько сложений, а по краям бисера помещать бисеринку.
Промышленностью выпускается бисер и стеклярус с разными покрытиями и без них.
Парчовый (с серебряной нитью, «огонек») — бисер из прозрачного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей «серебряной» краской. Отверстия в таком бисере могут быть не только круглого, но и квадратного сечения, который выглядит граненым. Парчовый бисер из бесцветного стекла кажется серебряным, а из желтого — золотым.
«Хамелеон» (с цветной нитью) — бисер из цветного прозрачного стекла, поверхность отверстий которого покрыта краской, отличающейся по цвету от стекла. Такой бисер «играет» в изделии и может менять цвет в зависимости от освещения.
Мокрый (обливной) — слабо прозрачный бисер, как правило, пастельных оттенков, со слегка блестящим покрытием.
Непрозрачный натуральный (естественный, обычный), матовый, глухой — бисер из непрозрачного стекла без покрытия, почти без блеска.
Прокрашенный внутри — бисер из бесцветного прозрачного стекла с прокрашенной поверхностью отверстия (с тайваньского бисера такого типа в воде полностью смывается краска).
Перламутровый (цейлонский) — чуть прозрачный бисер пастельных тонов со слегка блестящим белесым покрытием, напоминающим жемчуг.
Металлический — стеклянный бисер с покрытием «под металл» разных цветов. Это покрытие непрочное и при работе с бисером или в процессе носки стирается.
Блестящий (люстровый) — бисер с глянцевым, сильно блестящим покрытием без переливов — лакированный.
Клинский — крупный прозрачный бисер, выпускаемый на лыжной фабрике в городе Клин. Это бисер низкого качества, ярких цветов, с большими отверстиями. По размеру он близок к рубленому бисеру № 7/0, 8/0.
Бисер, выпускаемый на фабрике в Костино, похож на Клинский, но ровнее его.
Тертый — полупрозрачный бисер с тусклой, шершавой поверхностью без блеска, при встряхивании пакетика издает характерное шуршание. Такой «тертый» бисер с квадратным отверстием обладает оптическим эффектом — светящейся продольной полоской внутри бисеринки, похожей на «кошачий глаз».
Асфальтовый (графитовый) — темно-серый, почти черный бисер с металлическим блеском.
Волокнистый (снежок, соломка) — рубленый бисер или стеклярус, который как бы склеен из продольных трубочек (волокон).
Полосатый — бисер из стекла, в которое были вплавлены цветные полосы.
Радужный — бисер с блестящим, прозрачным, слегка переливающимся покрытием.
Бензиновый (переливчатый) — бисер с блестящим, сильно переливающимся разными цветами покрытием, напоминающим разводы бензиновой пленки на воде.
С золотой нитью — бисер из прозрачного бесцветного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей «золотой» (бронзовой, медной) краской.
Прозрачный натуральный (естественный, обычный) — бисер из прозрачного стекла без покрытия.
Мраморный (меланжевый) — бисер с неоднородным покрытием, как будто из плохо перемешанного цветного стекла. Бисеринки слегка отличаются друг от друга оттенком или тоном.
4.2 Основные материалы Нити. Качество и внешний вид изделия зависят и от нитей, используемых в работе. Цвет ниток даже может изменить оттенок бисера в изделии. Выбор нитей зависит от выполняемой модели и используемого бисера. Толстые нити прочны и упруги, хорошо держат форму изделия, бисер на них лежит ровно, но тонкие нити менее заметны в изделии, и их легче продеть через игольное ушко и бисер. Нити из синтетических волокон не гниют, долго сохраняют свою прочность, красивы, но не упруги (изделия получаются «вялыми»). При работе с бисером такие нити разлохмачиваются и раскручиваются. Нити из натуральных волокон хороши в работе, не скользят, но недостаточно прочны и долговечны. Для продления срока их службы и придания им упругости натуральные нити можно вощить пчелиным воском. Хороши для работы с бисером армированные катушечные нити с лавсаном и синтетические нити, предназначенные для работы с бисером.
Леска прочна, прозрачна, но очень упруга и низанные на нее изделия топорщатся и коробятся. Леску хорошо использовать для низания довольно жестких моделей или их деталей. Диаметр лески в миллиметрах указан на упаковке.
Для изготовления цветов и фигурок животных используют мягкую проволоку № 0,28 -0,32 ровную, не перекрученную, без заломов.
Иглы специальные бисерные имеют номера от 10 до 16 — чем больше номер, тем тоньше игла.
Застежки: круглые пружинные замки для бус; пружинные замки для бус и браслетов — на одном конце крючок из упругой проволоки с защелкой, а на другом — колечко, за которое цепляется крючок; кнопочные замки для бус и браслетов — по внешнему виду и принципу действия очень похожи на обычные одежные кнопки. Замочки-кнопки не имеют дырочек для пришивания, зато обе половинки снабжены ушками для закрепления нитей. Замки-Картье — нарядные пружинные застежки для бус, имеющие форму капельки. Винтовые замки для бус надежны и могут быть выполнены из металла или пластмассы. Металлические винтовые замочки обязательно должны иметь петельки. Раздвижные (коробчатые) замки для бус и браслетов — металлическая коробочка, в которую вставляется пластинка с защелкой.
Основания для брошей — металлические пластинки с застежкой. Пластинки могут быть разными: узкие с несколькими отверстиями, широкие разных форм, с клеевой поверхностью, со съемными перфорированными вставками.
Швензы (дужки) — застежки для серег, представляющие собой согнутые из проволоки крючки с петелькой для подвешивания украшений. Швензы могут быть с откидным замочком.
Креолы — разомкнутые проволочные кольца с замочком. На кольцо нанизывают бусины или составные украшения, а к петельке замочка прикрепляют застежку для клипс и т. п.
Пуссеты (гвоздики) — застежки для серег, имеющие форму гвоздика с декоративной шляпкой, с лицевой стороны (иногда с петелькой). На штырек с изнаночной стороны надевается фиксатор, закрепляющий серьгу на ухе.
4.3 Основные приемы Бисерные работы весьма разнообразны по способу изготовления. По количеству иголок и ниток, необходимых для работы, различают низание в одну нить или одной иголкой, т. е. ниткой или ниткой с иголкой; в две нити или двумя иголками — низание ниткой с иголкой с двух сторон.
Цепочка — необходимая деталь многих бисерных изделий.
Цепочка с цветочками — лепестки и серединки цветочков нижите из бисера одного размера, а снизки — из такого же или мельче. Наберите бисер для снизки и 6 бисеринок для лепестков. Соберите бисеринки-лепестки в кольцо, нанижте одну бисеринку для серединки и проденьте нить через четвертую бисеринку кольца в обратном направлении — получится цветочек. Наберите бисер для снизки и 6 бисеринок для лепестков второго цветочка. Выполните цветочек и продолжайте низать, чередуя снизки и цветочки.
Цепочка-венок — для этой цепочки используйте бисер двух цветов и небольшие бусины. Наберите 10 светлых бисеринок и соберите их в колечко. Нанижите бусинку и проденьте иглу через шестую и пятую бисеринки светлого колечка. На схемах бисеринки пронумерованы в порядке их нанизывания. Нанижите две темные бисеринки и снова проденьте иглу через шестую и пятую бисеринки светлого колечка и через две темные бисеринки. Наберите 8 темных бисеринок и проденьте через первые две темные бисеринки — получится темное колечко. Нанижите бусинку и проденьте иглу через седьмую и шестую бисеринки темного колечка. Продолжайте низать, чередуя светлые и темные цветочки.
Низание на проволоку — чаще используется для изготовления различных сувениров в виде цветов, животных, человечков. Есть несколько методов низания на проволоку, обеспечивающих достаточную жесткость изделий.
Параллельное низание — выполняется двумя концами проволоки — на один конец проволоки нанизывать бисеринки очередного ряда, а затем через них пропустить второй конец проволоки навстречу первому. Методом параллельного низания, используя тонкую проволоку, можно выполнять цветы и листья самых разнообразных форм. Очертания, размеры лепестков и листьев определяются количеством рядов в схемах и их длиной.
Низание сеток — этот метод широко используется для изготовления всевозможных ажурных цепочек, гайтанов, воротников, салфеток, чехлов для различных предметов.
Связка — это важный декоративный элемент. Она бывает разной формы и может состоять из нескольких бисерин. Часто роль связки выполняет яркая либо более крупная бисерина или бусина.
Мозаика — самый плотный метод низания, может выполняться на одну или две нити. При низании на одну нить получается полоска с четным числом бисерин по ширине, при низании бисера на две нити — с нечетным числом.
Мозаичный шов — используют для соединения концов мозаичных полос или деталей изделий. Сложите детали, сдвинув крайние ряды, как стороны застежки-молнии. Нить пропускайте через выступающие бисерины то одной, то другой детали.
Продольный жгут — выполните мозаичную цепочку, равную по длине будущему жгуту. Выполните необходимое количество рядов (обязательно четное) и сверните полученную полосу в трубочку вдоль рядов. Соедините по всей длине первый и последний ряды мозаичным швом, пропуская нить поочередно через выступающие бисерины то одного, то другого края.
4.4 Сочетание цветовой гаммы Особое внимание при изготовлении украшений из бисера уделяют его цветовой гамме, сочетанию цветов. Подбор цветовой гаммы — достаточно ответственное занятие. Для начала давайте разберемся, что же такое «цвет» и какие цвета бывают. Когда лучик света проходит через трехгранную стеклянную призму, он разбивается на составные части — спектр. И Вы можете увидеть все цвета радуги. Помните детскую считалочку «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»? В ней зашифрованы названия основных цветов спектра: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий и Фиолетовый. Но если быть точным, то существует всего три основных цвета — три: красный, желтый, синий. Остальные же получаются при смешивании этих трех цветов.
Чтобы лучше ориентироваться в цветах и их оттенках, следует иметь некоторые представление об основных характеристиках цвета и закономерностях цветовых сочетаний.
Когда солнечный луч проходит через трёхгранную стеклянную призму, он разбивается на составные части — спектр (цвета радуги).
Основные (главные) цвета спектра: красный, жёлтый, синий.
Промежуточные (дополнительные) цвета образуются от смешения основных. Так, соединения красного с жёлтым даёт оранжевый цвет, жёлтый с синий — зелёный, а синего с красным — фиолетовый.
Чтобы найти необходимую цветовую гармонию, нужно знать, что все существующие цвета делятся на ахроматические (бесцветные) и хроматические (окрашенные).
Хроматические цвета в свою очередь делятся на тёплые и холодные.
Гармоничное сочетание цветовых тонов может быть тональным или контрастным.
4.5 Правила сочетания цветовой гаммы Когда Вы осуществляете подбор сочетаний цветов, следует все-таки основываться на таблицу сочетания цветов и собственные ощущения. Но Вы должны помнить, что нет правильного сочетания цветов, а есть — удачное! Существует несколько подходов к подбору цветового сочетания.
Сочетания родственно-контрастных цветов представляют самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветового круга родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это: теплые (желто-красные и желто-зеленые цвета) и холодные (сине-зеленые и сине-красные цвета). Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на противоположных концах друг от друга. Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из равного количества объединяющего главного цвета и равных количеств контрастирующих цветов. В практике редко приходится сталкиваться с композициями, которые содержат всего два цвета. Простейшее гармоничное сочетание двух родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении цвета из тонового ряда этих же цветов, разбеленного или затемненного. Также, цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. Поворачивая такой треугольник внутри круга вы можете получить любое сочетание цветов, при этом оно будет обязательно гармоничным.
4.6 Порядок разработки изделия
1. Определить форму изделия и его размеры;
2. Продумать в целом его конструкцию и художественное решение;
3. Определить кол-во и пропорции отдельных элементов (если такие имеются) и способы их соединения;
4. Разработать эскиз изделия и его элементов, обратив особое внимание на места их соединения. При необходимости разработать переходные элементы;
5. Выбрать технику плетения или несколько видов техники, соответствующих конструкции изделия;
6. Составить схемы изделия и его элементов;
7. Выбрать или разработать орнамент;
8. Проработать расположение узора на изделии в целом и на его отдельных частях;
9. Нанести орнамент на схемы изделия и его элементов (в условных цветах);
10. Подобрать цветовую гамму бисера (стекляруса);
11. Проверить правильность выбранных решений, для чего сделать образцы плетения в выбранной техники и цветовой гамме в соответствии с составленной схемой.
4.7 Качество работы К основным характеристикам качества бисерного изделия относятся:
— высокое качество бисера;
— равномерное натяжение нити;
— «скрытность» ниток;
— чёткое соединение элементов изделия.
Заключение
Таким образом, изучение темы данной работы позволяет сделать некоторые выводы.
Итак, люди считают, что бисер — это небольшие или крошечные (чаще всего стеклянные) бусинки со сквозными отверстиями, сквозь которые их можно нанизывать на проволочку, нитку или леску. Используя бисер, можно создавать всевозможные колье и ожерелья, браслеты и колечки, амулеты и предметы домашнего обихода; им расшивают головные уборы и одежду (включая царскую и патриаршию (то есть верховного духовенства)), делают игрушки и сувениры, выкладывают картины и иконы, а в начале ХХІ века из бисера был создан даже целый садик в натуральную величину!
Настоящие волшебники понимают, конечно, как это мало и обидно для бисера: ведь никто не видит всех его чудесных возможностей! Спросите любого эльфа или Бармалейку, и они Вам скажут, что бисерное искусство — это лучшее лекарство от половины человеческих болезней и наилучшая возможность освоить азы обучения волшебству! С помощью бисероплетения можно врачевать разные трудноизлечимые недуги, например: лень, жадность, печаль и плохое настроение; можно творить чудеса, оживляя свои фантазии; можно спасать друзей от злой волшебницы Пустой Скуки; с помощью бисера можно заводить дружбу с Феечками, попадать в Волшебную страну Сказок и строить там воздушные замки, а затем воплощать их на Земле… Эх, много-много всего можно придумать и сделать при помощи бисера! Но люди пока что этого всего не знают! Они могут видеть только форму бисера, но не его суть, качество материала, но не его глубинную связь с основами бытия… Итак, во все времена люди высоко ценили выдающиеся внешние качества бисера. Все видели, что бисер — это очень красивый, прочный и стойкий материал. То есть: он не портится от времени, как ткань: шёлк или шерсть, не слишком чувствителен к свету, то есть не выгорает так сильно, как бумага, ткань или краска, и не ломается, если, конечно, не пасти на бисерных изделиях коней или слоников. Эта прочность роднит бисер с тонким искусством живописи по эмали и фарфору, которые также сохраняют для нас свои яркие первоначальные краски, которые вкладывал в них мастер древних эпох. А началось всё с обыкновенных крупных стеклянных бусинок!
Как только человечество открыло рецепт изготовления стекла, мастера и мастерицы разных народов стали расшивать бусинками одежду и делать из них украшения. Со временем технология изготовления бусин усложнялась, позволяя делать бисеринки всё мельче и мельче. Бисеринки самого малюсенького размера появились, наконец, в эпоху расцвета знаменитых венецианских мастерских. Тогда они достигли такой тонкости, что на лучших старинных вышивках ряд бисеринок, нашитых на холст, оказывался равным толщине ниточек этого холста! Всем, наверное, интересно — из чего и как делается бисер?! Традиционно в Венеции бисер изготавливался так: мастер-стеклодув из капли расплавленной стеклянной массы выдувал длинную трубочку маленького диаметра, которую потом мелко-мелко нарезали и высыпали на сито для изъятия бракованных бусинок. Потом стеклянные зёрнышки закладывали в барабан (так называли, конечно же, не музыкальный инструмент, а круглую полую ёмкость, которую можно было раскручивать до большой скорости).
Вместе с юным бисером в этот барабан ещё насыпали увлажнённую смесь угля, извести и огнеупорной глины. Барабан крутился, а смесь заполняла мельчайшие отверстия стеклянных зёрнышек. Делалось это для того, чтобы сгладить неровности стеклянной поверхности и придать зёрнам правильную округлую форму. Потом мастера отправляли бисеринки в печь для обжига. Это похоже на то, как некоторые бабушки пекут пирожки, только намного-намного горячее! После охлаждения бисер ещё раз просеивали, отделяя от примесей, и с помощью сложного полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный во время обжига. Видите, через сколько человеческих рук и труда, через какой сложный процесс прошла в своём рождении каждая малюсенькая бусинка! Точно так же изготовлялся и стеклярус, только его, в отличие от бисера, нарезали не мелко, а оставляли стеклянной трубочкой длиной три и больше миллиметров. Современные бисеринки могут создаваться не только из стекла, но и из самых разных материалов: драгоценных и полудрагоценных камней, металлов, дерева, пластмассы…
бисер искусство стеклярус одежда
1. Э. Н. Литвинец. Из родословной бисера. Бисерное плетение. — М., «Знание», 1998.
2. М. Ляукина. Бисер. Энциклопедия. — МАСТ — ПРЕСС КНИГА, 2001.
3. Е. Н. Смелошова. Воспитательный процесс: изучение эффективности. — М, 2000.
4. Т. А. Канурская, Л. А. Маркман. Бисер. — М, «ПРОФИЗДАТ», 2000.
5. Е. В. Артамонова. Украшения и сувениры из бисера. — М, «ЭКСМО — ПРЕСС», 1999.
6. М. Зотова. Бисер. Украшения. — М, «АСТ — ПРЕСС», 1999.
Приложение
1. Праздничный наряд с использованием бисероплетения и камней
2. Костюм с использованием бисера, жемчуга и камней
3. Оформление декора из камней, бисера и стекляруса
4. Головной убор с элементами бисероплетения
5. Боярский костюм с элементами бисерной вышивки
6. Костюм с элементами вышивки гладью и вышивкой из разноцветных камней и бисера