Культура Древнего Египта
В Культуре Древнего Египта есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер… Читать ещё >
Культура Древнего Египта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Особенности культуры Древнего Египта
2. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология
3. Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия
4. Основные памятники культуры Древнего Египта Заключение Список литературы
Пленительный и загадочный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Именно здесь зарождаются три древнейших центра цивилизаций: египетской на реке Нил, шумерской между Тигром и Евфратом, и индийской на реке Ганг.
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Древний Египет — первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Считается, что имя, данное человеку при рождении, определяет его жизненный путь и судьбу. Это утверждение можно отнести и к названиям стран и городов. В переводе с древнегреческого «Египет» означает «тайна», «загадка». Это государство вполне соответствует своему имени, так как на протяжении многих веков оно было окружено ореолом таинственности [1, С. 5].
Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Но долгое время огромный пласт египетской истории был неизвестен людям: ученые не могли расшифровать таинственные письменаиероглифы. Попытки проникнуть в их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели.
Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.
В известной «Истории» Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.
Несмотря на то, что в Египте сохранилось много памятников, лишь в 1822 году, благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шампольона, удалось найти ключ к расшифровке египетских иероглифов, что продвинуло историческую науку о Египте на несколько шагов вперед. В распоряжении ученых оказались надписи на стенах пирамид и храмов, папирусы самого различного содержания — произведения религиозной литературы, летописи, поучения, сказки и повести [2, С. 27].
Что же касается памятников — пирамид, храмов и т. д. — то здесь были некоторые проблемы. Ведь большинство из них оказались занесенными песком. Нужны были раскопки для их открытия.
Со временем были вскрыты целые города, а также скальные гробницы, в которых с середины II тыс. до н.э. хоронили египетских фараонов. В отличие от пирамид, которые были на виду и часто подвергались ограблению, скальные гробницы делали под землей и засекречивали.
Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (3−1 тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Осириса на земле. Первым фараоном был Мина, объединивший Верхний и Нижний Египет.
Культура Древнего Египта важна для современности, так как человечеству необходимо знать о своих древнейших корнях для лучшего понимания мировой культуры. Древнеегипетская цивилизация погибла, но, как и хотели древние египтяне, стала бессмертной. Египет наравне с Шумером (Междуречье) — древнейший в мире очаг человеческой культуры. Поэтому вполне понятен интерес всей мировой науки к этим двум странам. Именно в этом в основном заключается всемирно-историческое значение многовековой творческой деятельности трудолюбивого и талантливого народа, населявшего долину Нила к северу от первого нильского порога.
Пьер Монте: «Древние египтяне заботились о своих богах и мертвецах, больше, чем о живых. Когда они воздвигали новый храм, „обитель миллионов лет“, строили на западе Фив гробницы, „дома вечности“, они, не считаясь ни с какими расходами, привозили издалека камень, металлы и драгоценное в этих местах дерево. Никакой материал не казался им слишком прекрасным и долговечным для этих сооружений, хотя сами они жили в домах из кирпича-сырца, и только настенная роспись в них имитировала камень или металлы» [3, С. 134].
С.С. Аверинцев: «Было бы, однако, неверно оценивать позднеегипетскую эпоху только как время эпогинства, эклектизма и постепенно усиливающейся архаизации культуры…» [4, С. 66]
А.М. Лесков: «По мере угасания цивилизации Египта неожиданно с новой силой проявились древнейшие ее черты, что было вызвано стремлением египтян отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного завоевания» [5, С. 162].
Т.В. Степугина: «Новое царство явилось дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития египетской культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами соседних народов» [6, С. 94]
Целью данной работы — выявление особенностей культуры восточной цивилизации — Древнего Египта.
Для работы по данной теме я определила следующие задачи:
1. Анализ древней культуры Египта.
2. Выявление индивидуальности в науке Древнего Египта.
3. Изучение истории памятников культуры Древнего Египта.
1.
1. Особенности культуры Древнего Египта
Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.
Культура Древнего Египта создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. Что определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень? Прежде всего особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационально организованного земледелия, общий подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества. Вместе с тем достижения в области культуры, образования, науки, общего духовного развития древних египтян бесспорно стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.
В Культуре Древнего Египта есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие определялись как ранним зарождением классовых отношений и государства, так и довольно изолированным географическим положением долины Нила, что затрудняло контакты древних египтян, а следовательно, и заимствование культурных достижений других народов. Характер природных условий долины Нила наложил глубокий отпечаток на всю египетскую культуру. Решающая роль Нила в хозяйстве, жизни, быту, испепеляющее солнце летом и благодетельное зимой, удаленность от моря, окружающая долину Нила губительная пустыня с ее зноем, пыльными бурями и хищными зверями определили специфику египетского мировоззрения и религиозного культа, всей системы духовных ценностей. Только общим трудом, организованным сильной властью фараона, египтяне могли создать условия для нормальной жизни. Поэтому страх перед грозными силами природы, воплощаемыми в свирепых божествах, перед всесокрушающей властью фараона, их абсолютным величием и могуществом пронизывал все мировоззрение египтянина в древности. Человек чувствовал свое бессилие, свою ничтожную малость перед могущественными богами и не менее грозным фараоном (включая исполнителей его воли — чиновников).
Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Конечно, это не отрицало возникновения новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов. Поэтому для египетских мастеров характерно постоянное обращение к традиционным сюжетам и приемам и в конечном итоге их исчерпывающая разработка. Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.
2. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология
древний египет наука культура Религии Древнего Египта представляют собой одну из самых интересных страниц истории, а верования древних египтян отражают не только их культуру и быт, но также и социально-политическую ситуацию в стране в то далекое время. Археологические раскопки и исследования десятков ученых позволили современному человеку узнать много интересного и доселе неизвестных фактов из жизни и верований древних египтян.
Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, Луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы. В качестве такового он совершал наиболее важные ритуалы, включая торжественный обряд первовспашки: проводя первую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину от имени стоящих за ним богов. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем [7, С. 256].
Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом доме и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Каждый из богов почитался древними египтянами в многочисленных храмах и святилищах. Маленькие города — так называли египетские храмы. Там жили чиновники, стражники, ремесленники и землевладельцы, так же как и в обыкновенном городе.
Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый дом в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становиться покровителем царствующего фараона и царем богов.
Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек.
Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет — львица, Тот — павиана, бог водной пучины Себек — крокодила, богиня Уаджет — змеи-кобры. Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор).
Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них рождаются боги земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.
По версии мемфисской школы жрецов, прародителем и изначальным божеством был бог Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом.
Египетские жрецы кроме выделения девятки богов объединили другие божества в семьи, как правило, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына (триада богов). Так объединились Осирис, Исида и Хор (абидосская триада), Птах, Сохмет и их сын Нефертум (в Мемфисе), Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу (фиванская триада).
Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.
Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу — человеческую и божественную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежавшего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освещало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса [2, С. 119].
Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики, социального и культурного сплочения Египта, в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 — ок.1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это было первое в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ единого бога Атона — бога солнца, солнечного диска. Фараон изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный богу Атону» и построил новую столицу — Ахетатон, дабы даже в названиях присутствовало имя нового бога. Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Вскоре после смерти Эхнатона культы старых богов были восстановлены, а затем и имя фараона-еретика было предано проклятию.
Согласно представлению древних египтян, их боги были всемогущими и грозными. Они создали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания богов строились храмы, создавались их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и приносил жертвы. На нужды культа и ритуала тратились огромные средства. В честь богов устраивались торжественные празднества, состоявшие из целого ряда церемоний, и, прежде всего из обильных жертвоприношений.
Жрецы, служившие культу, были влиятельными и заметными фигурами в государстве. В храмах главной персоной был служитель бога, истолковавший его волю. В обрядах богослужения принимало участие множество женщин. Храмовые певицы были в каждом храме. Они пели во время церемоний, потрясая систрами и трещотками. Если другие женщины жили в семье и приходили в храм только на богослужение, то те, кого называли «хенеретет» и их предводительница, именовавшаяся «Божественной женой» должны были постоянно находиться при храме в так называемом добровольном заточении.
Культы, отправляемые в храмах Древнего Египта, совершались в тайне от всех. Один из выбранных жрецов перед отправлением культа очищался в доме Утра. Зажигая курильницу, он шел к святилищу и очищал дымом промежуточные места. Затем убирал глиняную печать, и перед его глазами возникала статуя бога. Жрец падал ниц и обрызгивал статую благовониями, окуривал и читал молитвы, прославляющие божество. Но этим действия служителя не ограничивались [6, C. 113].
Воспевая восхваляющие молитвы, жрец как бы оживлял бога, он делал это так, как если бы перед ним находился фараон. Он омывал статую, умащал, одевал, обрызгивал благовониями, потом ставил ее в святилище храма — наос — и клал перед ним разнообразную пищу, которую позднее предавали огню. После последних очищений натроном, водой и терпентитом обряд завершался. Жрец закрывал наос, вновь налагал печать и, пятясь, удалялся.
Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрения египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения как в Египте. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа», который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означало конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение [4, С. 195].
Делая предметом рассмотрения сущность человека, египтяне считали, что он состоял из телесной плоти, души (Ба), двойника (Ка). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранение его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение прибрел обычай мумификации умерших и захоронение мумий в гробницах. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «Ка» и «Ба» человека. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник — ремесленником и т. д. С помощью магических текстов, начертанных на стенах и папирусах гробниц, Ка мог выйти за пределы гробницы, а приносимые людьми еда и питье позволяли ему вести материальную жизнь. Египтяне считали, что Ка обладал способностью передвижения с места на место в виде светящегося призрака, общаясь с богами и людьми.
В отличие от Ка, Ба представляет душу человека и является хранителем себе самые низменные идеи и страсти. Ба, также как и Ка, может покидать гробницу, когда пожелает. Странствуя по земным и небесным дорогам, лишь дух остается неизменным. Дух (атму или саху) — это часть человека, которая позволяет ему вернуть себе божественное состояние, некогда утраченное им.
По представлениям египтян, человек после смерти, благодаря многим своим составляющим, может одновременно быть равным солнцу, быть в гробнице, сиять в виде звезды на небе или принимать облик различных животных и ипостасей бога Ра. Покровителем умерших в египетской мифологии считался бог Аубис. Древние египтяне полагали, что нет страшнее наказания, чем наказание забвением.
Дорогостоящим и сложным был ритуал захоронения знатных лиц и вельмож, строивших себе внушительные гробницы. Особой пышностью отличался заупокойный культ умершего фараона. Знаменитые пирамиды фараонов IV династии или грандиозные скальные дворцы фараонов XIX-XX династий, наполненные несметными сокровищами и ценнейшими произведениями искусства, — красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного значения заупокойного культа в системе египетской религии. Вместе с тем огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных росписей, многочисленных статуй, предметов погребального культа, их идеологического значения в жизни египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества [4, С. 226].
По представлениям древних египтян, посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа (постройка гробниц, приготовление мумии, проведение специальных церемоний).
Во времена нового царства была сделана попытка развить этический элемент в заупокойном культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержаться наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчитывается о земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Ели умерший вел не праведную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь.
Однако этический момент в египетской религии был выражен еще в зачаточной степени и не получил развития.
Господство религиозного мировоззрения не могло подавить проявления элементов скептицизма и прямого неверия в богословские догмы. До нашего времени дошли произведения, в которых выражается сомнение в истинности жреческих поучений («Беседа разочарованного со своей душой»), в бесполезности заупокойного культа и рекомендуется пользоваться всеми радостями земной жизни («Песнь арфиста»). Однако это были лишь единичные, робкие попытки свободной мысли. В целом религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни древних египтян.
3. Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия
Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной. Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.
Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в измерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря. Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодичность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летнего солнцестояния (ныне — 21−22 июня), с появлением в лучах утренней зари сияющей «звезды Нила», то есть с так называемым гелиакическим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-суточного периода его невидимости. Поэтому год египетского календаря стал годом Солнца, Сириуса и Нила. В Древнем Египте Сириус имел два наименования: Сотис (то есть «Лучезарная» или «Блистательная») и Анибус (то есть «Звезда Пса»). Предутреннее появление Сириуса совпадало с наступлением самого жаркого времени года. Тогда прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха [5, С. 209].
Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян производило совпадение трёх великих явлений природы: наступления летнего солнцестояния, первого предутреннего появления сияющего Сириуса и начала плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего тысячелетия до нашей эры — это нашло иероглифическое запечатление на стенах древних египетских храмов: «Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих». На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звездочёты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год.
Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные — короткими, зимой наоборот). Продолжительность года, то есть по существу период времени между двумя летними солнцестояниями, первоначально была установлена в 360, а затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней. Они праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, — которые тоже почитались за богов.
Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и т. д.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одна из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут [6, С. 211].
Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Самые древние египетские водяные часы (клепсидры) обнаружены в Карнаке и датируются эпохой Аменхотепа III (XIV в. до н. э.). Водяные часы применялись главным образом ночью в закрытых помещениях храмов, где нельзя было вести наблюдения звезд. Они имели различную форму (перевернутый усеченный конус, призматическую, цилиндрическую и др.) и измеряли объем вытекшей или втекающей воды. Инструменты первого типа перед началом измерений наполняли водой до предельного уровня, а второго типа, напротив, полностью освобождали от воды. Клепсидры оказали влияние на развитие солнечных, или теневых, часов, применявшихся днем. Самый древний экземпляр солнечных часов, найденный в Египте, датируется эпохой Тутмоса III (XV в. до н. э.). Эти часы состоят из горизонтального основания, на котором с краю и перпендикулярно к нему установлена горизонтальная пластина, отбрасывающая тень на основание. В первой половине дня устанавливаются часы пластиной на восток, во второй — на запад. Горизонтальное основание разделено рисками на четыре неравные части, что позволяет в течение дня измерять 8 часовых интервалов. Уменьшенные копии водяных и солнечных часов использовались в египетских храмах для вотивных (т. е. приносимых по обету) жертвоприношений. Так, на одном изображении в храме в Луксоре царь Аменхотеп III преподносит богине истины Маат предмет, напоминающий модель водяных часов [8, С. 155].
Практические задачи измерения земельных участков после разлива Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне пользовались непозиционной десятичной системой, в которой числа от 1 до 9 обозначались соответствующим числом вертикальных черточек, а для последовательных степеней числа 10 вводились индивидуальные символы. Последовательно комбинируя эти символы, можно было записать любое число. С появлением папируса возникло, так называемое, иератическое письмо-скоропись, способствовавшее, в свою очередь, появлению новой числовой системы. Для каждого из чисел от 1 до 9 и для каждого из первых девяти кратных чисел 10, 100 и т. д. использовался специальный опознавательный символ. Дроби записывались в виде суммы дробей с числителем, равным единице. С такими дробями египтяне производили все четыре арифметические операции, но процедура таких вычислений оставалась очень громоздкой. Геометрия у египтян сводилась к вычислениям площадей прямоугольников, треугольников, трапеций, круга, а также формулам вычисления объемов некоторых тел. Надо сказать, что математика, которую египтяне использовали при строительстве пирамид, была простой и примитивной. Задачи и решения, приведенные в папирусах, сформулированы чисто рецептурно, без каких бы то ни было объяснений. Египтяне имели дело только с простейшими типами квадратных уравнений и арифметической и геометрической прогрессиями, а потому и те общие правила, которые они смогли вывести, были также самого простейшего вида [8, С. 69].
По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи.
Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха — главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.
Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились, и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой — лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., — большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Обнаруженный в Фивах в 1872 г. папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла [9, С. 99].
Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и, что особенно важно, систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты. Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.
Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина, и в ходу были телесные наказания.
Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни. Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов. Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций [10, С. 257].
Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте играли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезания и кастрации. При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.
В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.
Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.
4. Основные памятники культуры Древнего Египта
Прибывшему в Гизу туристу открывается одна из прекраснейших картин, какую когда-либо создавала человеческая рука. Египетская поговорка «Все боится времени, но время боится Пирамид» как нельзя лучше применима к этому месту [11, С. 95].
Гиза — это современное название большого каирского некрополя, занимающего примерно 2000 кв.м. Сюда входит три Большие Пирамиды: Хеопса (146 м высотой), Хефрена и Микерина, последняя, имеет еще три малых пирамиды-спутницы. Примерно в 350 метрах от Пирамиды Хеопса находиться большой Сфинкс, по-арабски Абу-эль-Хол, что означает «отец ужаса». Это колоссальная, 73 метра в длину, статуя льва с человеческой головой.
Некрополь в Саккара, протянувшийся на 8 км, — самый большой в Египте. Он также самый значительный в историческом отношении, так как здесь представлены все основные династии: от Первой — до эпохи Птолемея и правления персов.
Покровителем этого некрополя был бог Сокар, именем которого названа эта местность.
В центре некрополя возвышается погребальный ансамбль Зосера — основателя IIIдинастии, огромная ступенчатая пирамида, которая доминирует над всей цитаделью; ее окружают другие пирамиды и мастабы — свидетели разных эпох. Зосер был первым правителем, поручившим зодчему сооружение грандиозного заупокойного монумента. Пирамида Зосера (62,5 м высотой). Пирамида Унаса — последнего фараона V династии.
Саккарский некрополь включает значительное число мастаб, и многие из них примечательны своей красотой и изяществом отделки. Мастаб Небет (Vдинастия). Мастаб визиря унеферта (VIдинастия). Мастаб принцессы Идут. Мастаб Каджеми. Мастаб Птах-Хотепа. Мастаб Мереруки. Мастаб Ти.
При раскопках в Мемфисе были обнаружены остатки храма Птаха, где короновались фараоны, и небольшая молельня, построенная Сети I, также в честь Птаха. Перед храмом возвышались колоссальные статуи Рамсеса II. Из них осталось только две. Одна из розового гранита стоит сейчас на вокзальной площади Каира. Вторая лежит на земле во всем своем великолепии: она имеет 13 м в высоту и носит имя великого фараона. В нескольких десятках метров от колосса можно видеть алебастрового сфинкса с ликом Аменофиса II.
Примерно в двух километрах от Саккарского некрополя нас встречают пять пирамид Дахшура: три каменные и две кирпичные, но все необычайно выразительные [10, С. 153].
На западном берегу Нила находится деревня Арабат, буквально «Арабат погребенный», здесь в очень хорошем состоянии сохранился дворец Сети Iзнаменитый своей прекрасной живописью.
Дендера — греческое название Тентириса, священного города с тремя святилищами: святилищем Ихи, юного сына Хора; святилища Хора и Хатхор. Первые два святилища почти полностью исчезли, но от третьего святилища сохранился практически нетронутый храм Хатхор.
В Луксоре (бывший древний город-столица Фивы) осталось единственное свидетельство былого могущества — великолепный Храм Амон-Ра (260м в длину). Его строительство начал Аменофис II, продолжил Тутмос III и завершил Рамсес II.
Примерно в трех километрах от Луксорского храма раскинулся монументальный ансамбль Карнака — Карнакский Храм. Он состоит из трех отдельных центров, каждый из которых окружен стеной из кирпича-сырца. Самый большой находится посередине и занимает около 30 гектаров — это святилище Амона, он сохранился лучше всех. Слева от него — святилище Монту, бога войны — четырехугольник площадью примерно в 2,5 гектара. С другой стороны — святилище богини Мут, супруги Амона. Половина его площади, составляющей примерно 9 гектар, еще не исследована.
Между Луксорским и Карнакским Храмами находится аллея из сфинксов с бараньими головами.
На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III. Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, известно под названием «Колоссы Мемнона». Речь идет о двух гигантских статуях 20-метровой высоты.
В горах за Фивами открываются многочисленные небольшие долины, самая знаменитая из которых Долина Царей или «долина царских гробниц Бибан-эль-Мюлюка». История долины начинается с неожиданного решения фараона Тутмоса I отделить свою гробницу от заупокойного храма и более того, захоронить свое тело не в пышной гробнице, а в потайном месте. Но покой Тутмоса, как и других фараонов, был недолгим. История Долины Царей хранит множество фактов, связанных с ограблениями, кражами и ночными налетами при свете факелов. Гробница Рамсеса IXхотя и сильно разрушена, представляет интерес своим живописным декором со сценами, навеянными «Книгой мертвых», «Молитвами Солнцу» и «Книгой Дуата». Гробница Рамсеса VI — гробница небольшого размера имеет великолепно расписанный потолок, где изображены две небесные сферы и звездные боги, шествующие за солнечными ладьями, которые плывут по небесному Нилу. Гробница Тутанхамона — она вошла в историю благодаря огромному количеству сокровищ, найденных в погребальной камере, которых, к счастью, не коснулась рука грабителя. Из всех погребальных атрибутов, обнаруженных в гробнице, прежде всего, поражает своей красотой саркофаг фараона. Золотой саркофаг фараона — один из шедевров ювелирного искусства всех времен: 1,8 м высотой, 200 кг золота, инкрустация ляпис-лазурью, бирюзой и сердоликом. Гробница Тутмоса III — эта труднодоступная гробница имеет декоративную исключительную «графику» (сюжеты изображения канонических текстов «Книги мертвых»), которая считается по этой причине одной из красивейших во всей Долине Царей [5, С. 201].
Гробница Сети I по сложности конструкции — одна из самых выдающихся во всем фиванском некрополе. Она состоит из многих лестниц и галерей, ведущих в разные залы, поддерживаемые пилонами.
Долина Цариц, современное название которой Бибан-эль-Харим, расположена примерно в полутора километрах от Долины Царей. Там было найдено около 80 гробниц. Гробница царицы Тити, которая была, как полагают, супругой фараона XX династии, хранит прекрасную живопись в нежно-розовых тонах. Гробница принца Амона-хер-Копехефа - эта гробница сына Рамсеса III донесла до наших времен необычный декор, отличающийся разнообразием оттенков и интенсивностью цветовой гаммы, где преобладает великолепный синий ультрамарин. Гробница принца Пра-хер-Уменефаэто другой сын Рамсеса III, умерший в младенчестве. Декор его гробницы примерно такой же, но здесь преобладающими цветами являются желтая охра и розовый.
Долина Знати — гробницы знатных особ династии Среднего царства разбросаны на трех смежных территориях. Их отличительными чертами являются крайняя простота (по сравнению с царскими гробницами) и живая жанровая иконография. Кроме того, эти гробницы дают нам ценные сведения о придворной жизни в Древнем Египте на основании трактовки изображений, позволяющих определить должности и функции разных сановников [11, С. 134].
Гробница Рах-Мары — это одна из самых больших гробниц XVIII династии. Она принадлежала Рах-Маре, «Правителю города» и «Визирю» при Тутмосе III и Аменофисе II. Самые интересные сцены гробницы показывают принесение дани чужеземными народами. Гробница Кики - это был «Царский интендант», на одной из стен изображен последний путь останков сановника в Абидос. Здесь можно видеть наемных плакальщиц и рабов, несущих столы с жертвоприношением. Гробница Менны — владелец этой гробницы был «Писец Кадастра Господина Верхнего и Нижнего Египта». Украшающая гробницу живопись (полевые работы, паломничество в Абидос, дети Менны) считается самой изысканной во всем некрополе. В гробницу Сеннефера ведет лестница из 43 ступеней, вырубленных в скале. Сеннефер — «Принц Южного города» во время правления Аменофиса II. Эта гробница знаменита сводом вестибюля, расписанным виноградными лозами. Гробница Рамоса - Рамос исполнял должность «Правителя города и помощника царя» при фараоне-еретике Эхнатоне. Украшающие ее барельефы отличаются прекрасной пластикой и большой натуралистичностью, особенно изображения человеческих лиц.
Долина Ремесленников — Дейр-эль-Медина. Здесь находится деревня и некрополь всех тех, кто строил и украшал царские гробницы в Фивах.
Гробница Инхерки. В эпоху правления Рамсеса III и Рамсеса IV Инхерка был «Заместителем Господина Двух Египтов на Площади Истины». Он построил себе две гробницы, которые свидетельствуют об оригинальном творческом таланте и живой фантазии ее зодчего, особенно в сценах семейной жизни, где, например, представлены сидящие за трапезой любящие супруги, одетые в одинаковые льняные одежды. Гробница Сеннеджена главная погребальная камера — это все что осталось от гробницы Сенеджена, сановника эпохи XIX династии «Слуги на Площади Истины». Заключенная в ней живопись по яркости и свежести красок является лучшей в долине [12, С. 58].
В древности Эсна была столицей III нома Верхнего Египта. В современной деревне сохранился лишь один храм, посвященный Хнуму, переделанный в эпоху Птолемеев из храма XVIII династии. Гипостильный зал (33×18м, 24 колонны, высотой 13,5м) практически не поврежден. Особый интерес представляют разнообразные цветочные мотивы на капителях колон.
Городок Эдфу вошел в египетскую историю благодаря своему храму, сохранившемуся лучше остальных храмов Египта. Храм, посвященный богу Хору, был воздвигнут в период Птолемеев на месте, как это часто бывало, долее древнего храма, который уже существовал при Тутмосе III. По своим размерам это второй после Карнакского храм Египта: 137 м длиной, с пилоном высотой 36 м, лицевая сторона которого составляет 79 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Хора из черного гранита. Внутри святилища можно еще полюбоваться хорошо сохранившейся прекрасной дарохранительницей из серого гранита — монолитом четырех метров высотой.
Прежде чем войти в храм, интересно посмотреть его «маммиси». Построенный при Эверджете II. На языке коптов это слово означает «место родов», где Хор символически возрождается каждый день. Вот почему этот храм был священным для беременных женщин и для тех женщин, которые хотели иметь ребенка.
Расположенный между Эдфу и Асуном Ком-Омбо — это бывший Па-Себек, то — есть «дом Себека», бога-крокодила, который почитался еще в додинастический период. В Ком-Омбо находятся величественные руины храма, планировка которого считается единственной в своем роде: это на самом деле двойной храм, образованный из двух соседних. Правый храм посвящен Себеку, богу плодородия; левый — Хароэрису, иначе говоря «Великому Хору», солнечному богу войны [12, C. 175].
Современный город Асун высится на месте бывшего базара города Абу. В древности, он назывался, Сиена и был столицей I нома Верхнего Египта.
Древние гранитные карьеры, примерно в двух километрах от города, протянулись от берега Нила более чем на шесть километров. В его многочисленных карьерах в изобилии добывали сиенит — розовый гранит, широко применявшийся в культовых сооружениях, — из него вырубали обелиски, колоссальные статуи, воздвигали храмы.
В этом месте есть еще одна достопримечательность: колодец, стенки которого, учитывая близость тропиков, освещались солнечными лучами только в день летнего солнцестояния.
Некрополь, насчитывающий 40 гробниц третьего тысячелетия, вырыт в холме Табет эль-Хоа («вершина Ветров») и расположен на западном берегу Нила. Пройдя по одной из узких крутых лестниц, можно попасть в подземные погребальные храмы, украшенные по большей части террасами и колоннадами, с дверьми и окнами. Могилы располагаются одна над другой, создавая впечатление пещерного города. Многие из этих подземелий были разрушены или сожжены.
В 1960 г. здесь стали сооружать плотину, в зоне затопления были безвозвратно утеряны многие бесценные исторические и художественные памятники. Весь мир, затаив дыхание, следил за необычными спасательными операциями, сопровождавшими сооружение платины, целью которых было сохранение великого культурного и художественного наследия древней цивилизации.
Гробница Сиремпута I — эта гробница принадлежала сыну Зат-Сени, принцу XII династии. Сегодня, к сожалению, осталось мало подтверждений тому, что эта гробница была самой большой и имела самый пышный декор во всем некрополе. Сиремпут II был «наследным принцем» в царствование Аменемхета II (XII династия). Подземелье включает первую камеру, которую поддерживают 6 столбов, и галерею, обрамленную шестью нишами, в каждой из которых помещена статуя мумии покойного принца. Еще там есть квадратная комната, великолепно расписанная изображениями Сиремпута. В глубине расположена молельня, также с росписью [13, С. 179].
Первый нильский порог находится в нескольких километрах от Асуна: это широкое пространство бурлящей воды и водоворотов между многочисленными скалами и островками. Из всего этого архипелага крошечных островов интерес представляет остров Сехель, где в беспорядке нагромождены огромные гранитные блоки, покрытые рисунками и надписями, древнейшие из которых восходят к VI династии, а последние — к эпохе Птолемея.
Храм в Филе, как и храмы в Эдфу и Дендеры, одно из трех хорошо сохранившихся сооружений эпохи Птолемеев. На фоне выразительной декорации из гранитных скал лежит священный остров, где Храм богини Исиды вздымает свои колонны и пилоны к ясно-голубому небу, создавая у посетителей впечатление нереальности увиденного [14, С. 159].
В 320 км от Асуна на землях Нубии высится самое прекрасное и необычное сооружение величайшего фараона Египта: Абу-Симбел. По идеи, этот храм был посвящен триаде богов Амон-Ра, Хармакису и Птаху, но на деле он был построен исключительно для прославления и увековечения памяти его создателя — Рамсеса II Великого. Храм полностью высечен в скальном массиве (38 м по фасаду и 65 м в глубину). Проникнув в сердце горы, попадаешь в святилище, где находятся статуи триаде богов, которым был посвящен храм, и статуя самого Рамсеса. Именно в этом месте происходит так называемое «солнечное чудо». Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен факт, что свет никогда не попадает на Птаха — бога тьмы. Декор храмовых стен прославляет военные подвиги Рамсеса II. Рамсес приказал построить рядом храм меньших размеров, посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамсеса II удостоилась этой чести. При построении платины, храму грозило затопление водами искусственного озера, что обеспокоило общественность всего мира. ЮНЕСКО немедленно назначило комиссию по изысканию средств для спасения монументов. В 1965 г. храм переместили в другое место — это было самое фантастическое предприятие по демонтажу и реконструкции, которое когда-либо переживала археология. Осталось только ждать «солнечного чуда», которое в точности повторилось в феврале 1969 г. Теперь, как и две тысячи лет назад, солнечные лучи снова ласкали богов святилища. Рамсес II и его архитектурный шедевр, несмотря ни на что, продолжают существовать.
Заключение
Египетская культура была наиболее яркой на фоне культур других цивилизаций, она внесла огромный вклад во всемирную культуру. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор. Культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме).
Сокровища египетской мысли — научной, практической и мистической — оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры.
Религиозная система Древнего Египта развивалась на протяжении тысячелетий и в целом достигла весьма высокого уровня. Ранние религиозные системы Древнего Египта — сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.
Культура древних египтян — монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы — поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубинной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть.
1. Васильев, Л. С. История религий Востока. / Л. С. Васильев. — Москва: Университет, 2001. — 368 с.
2. Дубровская, О. Н. Древние религии мира. / О. Н. Дубровская. — Москва: Рипол, 2003. — 448 с.
3. Пьер Монте Египет Рамсесов. / Пьер Монте. — Москва: Наука, 1989. — 376 с.
4. Аверинцев, С. С. Древние цивилизации. / С. С. Аверинцев. — Москва: Мысль, 1989. — 479 с.
5. Лесков, А. М. Древние цивилизации. / А. М. Лесков. — Москва: Мысль, 1989. — 479 с.
6. Степугина, Т. В. Древние цивилизации. / Т. В. Степугина. — Москва: Мысль, 1989. — 479 с.
7. Культурология: Учебное пособие. / под ред. А. Н. Марковой. — Москва: Юнити, 1995. — 401 с.
8. История Древнего Востока: Учебное издание. / под ред. В. И. Кузищина. — Москва: Высшая школа, 1988. — 497 с.
9. Культурология: Учебное пособие. / под ред. А. А. Радугина. — Москва: Центр, 2003. — 304 с.
10. Климишин, И. Б. Календарь и хронология. / И. Б. Климишин. — Москва: Наука, 1985. — 320 с.
11. Коростовцев, М. Б. Наука древнего Египта. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. / М. Б. Коростовцев. — Москва: Наука, 1982. — 280 с.
12. Шереметьевский, В. П. Очерки по истории математики. / В. П. Шереметьевский. — М.: Наука, 2004. — 181 с.
13. Тарасов, В. М. Символы медицины, как отражение врачевания древних народов. / В. М. Тарасов. — М.: Медицина, 1985. — 395 с.
14. Шалаби Аббас Весь Египет. / Аббас Шалаби. — Москва: Бонеки. Флоренция Италия. Редакция: Welcom Books, 1999. — 346 с.