Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника
Диссертация
Более тесно с проблемой нашего исследования связана большая группа работ, раскрывающих различные психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания школьников. В работах О. С. Богдановой, Е. В. Бондаревской, Н. Ф. Виноградовой, О. Д. Калининой, Л. И. Катаевой, С. А. Козловой, В. И. Петровой, М. Г. Тайчинова раскрыты теоретические и научно-методические основы формирования нравственного… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Глава I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ, НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
- 1. Нравственное воспитание личности младшего школьника как целенаправленный процесс его моральной социализации и индивидуализации
- 2. Нравственные качества как психологические I образования моральной сферы личности младшего школьника *
- 3. Деятельность и общение — основа воспитания нравственных качеств личности младшего школьника
- 4. Детерминанты и движущие силы процесса вое- i питания Нравственных качеств личности 1 младшего школьника. 58 I
- Глава II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ л
- МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
- 1. Сущность нравственных качеств личности — младшего школьника и характеристика их структурных компонентов
- 2. Интегративный характер формирования нравственных качеств личности младшего школьника
- 3. Процесс формирования и интеграции нравственных качеств личности младшего школьника
- 4. Единство целей, содержания и процессуальных основ воспитания нравственных качеств личности младшего школьника
- Глава III. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
- 1. Сущность нравственной воспитанности личности младшего школьника
- 2. Критерии и уровни нравственной воспитанности личности младшего школьника
- 3. Основы диагностики нравственной воспитанности i личности младшего школьника
- 4. Планирование учителем педагогической деятельности по воспитанию у младших школьников нравственных качеств личности
- 5. Планирование и реализация воспитательных задач в процессе формирования нравственных качеств личности младшего школьника
- Глава IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
- 1. Сущность и структура процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника
- 2. Этапы организации процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника
- 3. Формирование нравственных потребностей и мотивов как факторов активности личности младшего школьника и структурных компонентов его нравственных качеств
- 4. Педагогические условия организации морально-познавательной деятельности учащихся и формирования интеллектуально-чувственного компонента нравственных качеств личности младшего школьника
- 5. Формирование поведенческо-волевого компонента нравственных качеств личности младшего школьника в процессе организации практической деятельности и общения
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.- 335 с.
- Абульханова-Славская К. А. О путях построения психологии личности// Психологический журнал.- 1983, — Т.4, — N1.- С. 14−29.
- Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979.- 318 с.
- Акамбетов Г. Г. Проблемы нравственного развития личности.- Алма-Ата, 1971, — 186 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- ML: Наука, 1977.- 380 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.- М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996.- 384 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1968.- 338 с.
- Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979, — 141 с.
- Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности, М.: Знание, 1981.- 64 с.
- Ю.Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности.- М.: Изд-во МГУ, 1971.- 152 с.
- И.Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы// Психология формирования и развития личности.- М.: Педагогика, 1981.- С. 3−24.
- Анцыферова Л. И. Личность и деятельность: проблемы развития личности// Материалы симпозиума.- М.: Наука, 1969, — С.34−39.
- Аплетаев М.Н. Теоретические и методические основы нравствен- 301 ного воспитания личности подростка в процессе обучения: Авто-реф. дисс. .докт. пед. наук. М., 1989.- 35 с.
- Аристотель. Этика. СПб., 1908, — 575 с.
- Архангельский Л.М. Роль и место нравственного воспитания в системе формирования нового человека// Вопросы философии.-1977.- N2.- С. 56−68.
- Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности.- М.: Мысль, 1974.- 221 с.
- Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984, — 111 с.
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
- Атаев Р. А. Воспитание доброжелательности у школьников младшего возраста, I-IV кл.: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-Баку, 1993.- 18 с.
- Афанасьев В. Г. О системном подходе к воспитанию// Советская педагогика.- 1991.- N2.- С. 77−80.
- Батищев Г. С. Противоречие как категория диалектической логики.- М.: Высшая школа, 1963.- 119 с.
- Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1982.- 715 с.
- Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики.-М.: Изд-во Ин-та практ.психол.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996, — 318 с.
- Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М.: Наука, 1990, — 224 с.
- Бердяев Н. А. Русская идея// Вопросы философии, — 1990.- N2.-С.138−146.- 302
- Берне Р. Развитие Я-концепции.- М.: Прогресс, 1966.- 420 с.
- Блонский П. П. Избранные сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979.- 2 т.
- Блонский П. П. Нравственное воспитание в текущий момент// Бюллетень Отдела народного образования МСРД (Трудовая школа).-1919.- N3.- С. 16−24.
- Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978, — 312 с.
- Богданова О.С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1982, — 160 с.
- Богданова 0. С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф.дис.. докт.пед.наук.- М., 1975.- 55 с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах,— М.: Просвещение, 1980.- 207 с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Ситуация выбора в нравственном развитии младшего школьника// Советская педагогика, — 1969.-N5, — С. 84−93.
- Богданова О.С. Формирование нравственного сознания школьников в процессе этического просвещения// Формирование коммунистической нравственности школьников. М.: Педагогика, 1983.-С. 17−21.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.- 123 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение.- М.: Педагогика, 1983,270 с.
- Бодалев А.А. О некоторых психолого-педагогических аспектах нравственного воспитания// Коммунистическая идейность основа активной жизненной позиции.- М.: Политиздат, 1971.1. С. 12−25.
- Бодалев А. А. 0 проектировании личности учащегося воспитателем//Человек и общество. М.: Педагогика, 1969.- Вып. 5.-С.160−173.
- ЗЭ.Бодалев А. А. О формировании отношений// Советская педагогика.- 1991.- N8.- С. 39−44.
- Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дисс. .докт. психол. наук.-М., 1966.40 с.
- Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности/ Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Изд-во Меж-дун.пед.академии, 1994.- 212 с.
- Божович Л. И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка// Симпозиумы. Тезисы докладов на II съезде Общества психологов. М.: Изд-во АПН СССР, 1963.- Вып.5.- С.105−106.
- Божович Л. И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания// Психологическая наука в СССР: В 2-х т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1980.- Т. 2.- С. 102−127.
- Божович Л.И., Конникова Т. Е. Возрастной подход в пионерской работе.- М.: Просвещение, 1969.- 96 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968, — 464 с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации детей и подростков.- М.: Просвещение, 1972.- С. 7−44
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности,— М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996.-352 с.- 304
- Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии.- 1976.- N6.-С.45−53.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание.- М.: Знание, 1979.- 96 с.
- Болдырев Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. Ф. Педагогика,— М.: Просвещение, 1968.- 526 с.
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе.- М.: Просвещение, 1974.- 223 с.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории, М.: Педагогика, 1979.- 224 с.
- Бондаревская Е.В. Методика массового изучения уровня нравственной воспитанности школьников// Проблемы теории и методики коммунистического воспитания подрастающего поколения.- Ростов-на-Дону, 1968.- С. 8−16.
- Бондаревская Е.В. Опыт выявления уровня нравственной воспитанности учащихся// Советская педагогика, — 1965, — N4.-С. 43−49.
- Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Автореф. дисс. .докт. пед. наук.- М., 1979.39 с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания// Педагогика.- 1995.- N4.- С.29−36.
- Борисенков В.П. Народное образование и педагогическая мысль в освободившихся странах Африки: Традиции и современность.- М.: Педагогика,' 1987.- 140 с.
- Бочкина Н.В., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А. П. Изучение личности ученика в учебном процессе// Изучение личности ученика учителем, — М.: Педагогика, 1991.- С.20−50.- 305
- Брушлинский А. В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности// Психологический журнал.- 1993.- N3.- С.25−33.
- Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение.- М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1996.392 с.
- Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М.: Мысль, 1968, — 244 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.- М.: Мысль, 1978.- 216 с.
- Васильева З.И. Направленность личности учащегося и пути ее изучения учителем// Изучение личности школьника учителем.-М.: Педагогика, 1991.- С.5−20.
- Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.-Л., 1973.42 с.
- Вахтеров В. П. Основы новой педагогики: В 2-х т. М., 1916.-Т. 1.- 342 с.
- Вентцель К.Н. Социализм и свободное воспитание// Свободное воспитание и свободная школа.- 1918.- N6−7.- С.10−22.
- Виноградова Н.Ф. Детский сад и семья.- М.: Просвещение, 1986.- 205 с.
- Виноградова Н. Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Автореф. дисс. .докт. пед. наук.- М., 1994.- 50 с.
- Вичев В. Мораль и социальная психика.- М.: Прогресс, 1978.-357 с.
- Водзинский Д. И. Научные основы нравственного воспитания- 306 школьников. Минск: Вьпнэйшая школа, 1982, — 176 с.
- Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского." М.: Просвещение, 1979, — 288 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой.- М.: Просвещение, 1967.- 300 с.
- Вульфов Б.3. Семь парадоксов воспитания.- М.: Новая школа, 1994.- 77 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
- Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития// Вопросы психологии, — 1972, — N2.- С.114−123.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН СССР, I960.- 500 с.
- Высотина Л.А. Нравственное воспитание младших школьников.-М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.- 152 с.
- Высотина Л. А. Формирование моральных качеств подростков. М.: Знание, 1970, — 37 с.
- Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: Философия духа.-М.: Наука, 1977.- Т.З.- 471 с.
- Гельвеций К. А. О человеке, М., 1938.- 468 с.
- Гендин A.M. Личностное прогнозирование: специфика и основные формы// Вопросы прогнозирования и планирования развития личности.- Красноярск, 1985.- С.3−18.
- Герберт И. Ф. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1940, — 784 с.
- Гмурман В.Е. Дисциплина в школе.- М.: Учпедгиз, 1958, — 164 с.
- Голубева А.И. Психологические особенности проявления настой- 307 чивости у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1955.- 15 с.
- Голубев Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания.- М.: Педагогика, 1989.- 160 с.
- Гончаров Н. К. Методология и методы исследований в педагогике.-М.: Просвещение, 1966.- 42 с.
- Гончаров Н.К. Некоторые теоретические предпосылки системы воспитательной работы в школе// Советская педагогика.- 1965.-N5.- С. 25−39.
- Горбачева В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного •возраста// Известия АПН РСФСР.- 1945.- Вып.1.- С.66−71.
- Гордин А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде (V -VIII классы).- М.: Просвещение, 1967.- 188 с.
- Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация// Советская педагогика, — 1991, — N2.- С.38−43.
- Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: Автореф. дис. .докт. пед. наук. М., 1979.- 46 с.
- Григораш В.В. Формирование совестливости как нравственного качества личности в процессе этического воспитания старшеклассников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1994.19 с.
- Гришин Д.М. Взаимодействие объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Калуга, 1978.- 64 с.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания.- М.: Педагогика, 1981.- 176 с.
- Давыдов В. В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста//- 308
- Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии.- М.: Педагогика, 1978.- С.48−65.
- Детская психология/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.-Минск: Универстетское, 1988.- 399 с.
- Дмитриев А.Е. Сущностная характеристика социально активной личности младшего школьника// Формирование социально-активной личности в младшем школьном возрасте: В 2-х ч. М.: Прометей, 1993. — Ч. 1.- С. 3−13.
- Дмитриев А. Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. М., 1978, — 51.
- Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения.- М.: Изд-ВО АПН РСФСР, 1952, — 735 с.
- ЮО.Додонов Б. И. Эмоция как ценность.- М.: Политиздат, 1978.272 с.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.- М.: Наука, 1977.331 с.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.- 388 с.
- Дубинин Н.П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека// Вопросы философии.- 1972.- N10.- С.55−63.
- Дулов А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. -Иркутск, 1973. -60 с.
- Егоров С.Ф. и др. Российское образование: история и современность.- М.: Педагогика, 1994.- 280 с.
- Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века М.: Просвещение, 1987.- 150 с.
- Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной направ- 309 ленности подростка и возможности ее коррекции: Автореф. дисс. .канд. психол. наук.- М., 1984.- 17 с.
- Ефременко Н.К. К исследованию проблемы учета результатов воспитания учащихся// Советская педагогика.- 1975, — N12.-С. 58−65.
- ЮЭ.Засобина Г. А., Кабыльницкая C. J1., Савин Н. В. Практикум по педагогике.- М.: Просвещение, 1986.- 111 с.
- Зосимовский А.В. Диагностика моральной воспитанности личности// Советская педагогика.- 1970.- N7.- С.67−74.
- Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-343 с.
- Иванова Л. А. Об учете результатов нравственного воспитания школьников// Вопросы нравственного воспитания учащихся.- Иркутск, 1971.- Вып.4.- С.59−67.
- ИЗ.Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания. Минск: Вышэй-шая школа, 1981.- 143 с.
- Изучение мотивации детей и подростков/ Под ред. Л. И. Вожович, Л. В. Благонадежиной.- М.: Просвещение, 1972.- 352 с.
- Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.- 496 с.
- Казакина М.Г. Изучение нравственной воспитанности школьников// Вопросы психологии.- 1979.- N4.- С.103−108.
- Калинина О.Д. Проблема повышения эффективности процесса нравственного воспитания школьников: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М. 1974.- 19 с.
- Кант И. О педагогике.- М., 1907.- 128 с.
- ИЭ.Каптерев П. Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели.- Пг., 1914.- 187 с.- 310
- Катаева Л. И. Осознание поведения как фактор нравственного развития личности школьника// Формирование коммунистической нравственности школьников, М.: Педагогика, 1983, — С.21−25.
- Киричук А. В. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автореф. дисс. .докт. пед. наук.- Киев, 1974.- 58 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека: В 2 т.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1957.- T.I. Характер.- 264 с.
- Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.391 с.
- Коган М. С. .Опыт системного анализа человеческой деятельности// Философские науки, — 1970.- N5.- С. 38−49.
- Коган М. С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.328 с.
- Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.- М.: Педагогика, 1988.102 с.
- Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.- 765 с.
- Конаныхин П. В. Идейно-политическое воспитание школьников.-М.: Просвещение, 1982.- 168 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.- 367 с.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967, — 383 с.
- Корнеев М.Я. Проблемы социальной типологии личности.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.- 150 с.
- Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход// Педагогика.- 1995.- N3.- С. 23−29.
- Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики.- 311 -М.: Учпедгиз, 1958.- 324 с.
- Королев Ф. Ф. Развитие основных идей советской педагогики.-М.: Педагогика, 1968, — 182 с.
- Коротов В.М. Некоторые вопросы нравственного воспитания// Советская педагогика.- 1967.- N9.- С. 80−86.
- Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1983.- 268 с.
- Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива,— М.: Педагогика, 1974, — 280 с.
- Костюк Г. С. Принцип развития в психологии// Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Педагогика, 1969.-С.34−53.
- Костюк Г. С. Развитие и воспитание// Общие основы педагогики.-М.: Просвещение, 1967.- С.188−197.
- Кочетов А.И. Методика изучения личности школьника// Педагогическая диагностика в школе.- Минск: Народная асвета, 1987.-С. 34−72.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 11-ти т.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963, — Т.З.- 675 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 11-ти т.- ,-JM.:'I
- Изд-во АПН РСФСР, 1966.- Т. 5.- 704 с.. Шж
- Крутецкий В. А. К вопросу о привычных формах поведения и^их особенностях// Вопросы психологии нравственного развития школьников.- М.: Просвещение, 1962, — С. 47−58.
- Крутецкий В. А. Проблема характера в советской психологии// Психологическая служба в СССР.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1 $ 60.-С.127−144.
- Крутецкий В. А. Психология. М.: Просвещение, 1980.- 352 с.- 312
- Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания. М.: Просвещение, 1976.- 303 с.
- Крутов Н.Н. Мораль в действии.- М.: Политиздат, 1977.- 250 с.
- Кузмин В. П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания// Вопросы философии.-1983.- N3.- С. 18−29.
- Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников.- М.: Просвещение, 1983.- 223 с.
- Кутьев В.О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы// Педагогика, — 1995.- N3, — С. 7−14.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей.- Л.: Госиздат, 1924.290 с.
- Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах.- Спб.: Изд-во К. Л. Риккер, 1908.- 354 с.
- Лазутова М.Н. Права человека в обучении.- М.: Педагогика, 1993.- 89 с.
- Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.- 324 с.
- Левитов Н. Д. Психология характера.- М.: Просвещение, 1969.344 с.
- Левицкий М.Л., Нечаев Н. Н. Измерения в учебно-воспитательной деятельности// Советская педагогика, — 1990.- N8.- С.63−68.
- Левшин А.А. Когда слово воспитывает,— М.: Педагогика, 1970.240 с.
- Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М.: Высшая школа, 1991.- 224 с.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1971.- 280 с.- 313
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975, — 304 с.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка// Избранные психологические произведения: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1983, — Т.1.- С. 281−303.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции,— М.: Педагогика, 1971.- 326 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 584 с.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.- Т.1.- 336 с.
- Летурно Ш. Нравственность. Развитие ее с древнейших времен и до наших дней. СПб., 1908.- 243 с.
- Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1979.- 286 с.
- Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1979.- 320 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций.- М.: Прометей, 1996.464 с.
- Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания.- М.: Просвещение, 1974.- 496 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания,— М.: Прометей, 1995.282 с.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разуме// Избранные философские произведения: В 2-х т. М.: Мысль, I960. — Т.1.- 734 с.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии// Психологический журнал.- 1981.- Т. 2.- N5.- С. 3−22.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений// Психо- 314 логический журнал, — 1981, — Т. 2.- N1.- С. 3−17.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии,— М.: Наука, 1984, — 444 с.
- Лопуховская А. В. Воспитание чувства ответственности во вне-учебной деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- Ки→ ев, 1992, — 17 с.
- Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.415 с. -
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего шкбльника.- М.: г Просвещение, 1977, — 224 с.
- Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.-М.: Просвещение, 1977.- Т.1.- 647 с.
- Макаренко А. С. Сочинения: В 7-ми т.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. Т. 1, — 648 с.
- Макаренко А. С. Сочинения: В 7-ми т.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958 .- Т. 4.- 580 с. .
- Макаренко А. С. Сочинения: В 7-ми т.- М.: Изд-во АПН? РСФСР, 1958 .- Т. 5.- 558 с. .
- Мальковская’Т. Н. Воспитание социальной активности старших * школьников, — Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.- 226 с.
- Марьенко И.С. Критерии нравственной воспитанности и основы методики выявления уровней ее развития у школьников// Измерения в исследовании проблем воспитания.- Тарту, 1973.-С.34−36.
- Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника.-М.: Педагогика, 1985, — 104 с.
- Марьенко И. С. Основные источники и стимулы нравственного развития личности школьника// Советская педагогика.- 1970.- N6.1. С.32−43.
- Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1980.- 183 с.
- Марьенко И.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе: Автореф. дисс. .докт. пед. наук, М., 1970.- 70 с.
- Махлах Е.С. О методике изучения качеств личности школьника// Советская педагогика.- 1965.- N10, — С.72−78.
- Медынский Е.Н. Воспитание культурных навыков поведения и речи детей.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, — 176 с.
- Мейли Р. Структура личности// Экспериментальная психология/ Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 1975.- С. 15−86.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию, М.: Педагогика, 1985.- 184 с.
- Методика воспитательной работы/ Под ред. Л. И. Рувинского.- М.: Просвещение, 1989.- 335 с.
- Мид М. Культура и. мир детства. М.: Наука, 1988.- 429 с.
- Мир детства: Младший школьник/ Под ред. А. Г. Хрипковой.- М.: Педагогика, 1981.- 400 с.
- Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком,— М.: Просвещение, 1990.- 156 с. ¦
- Момов В. Человек, мораль, воспитание.- М.: Прогресс, 1975.163 с.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика.- М.: Педагогика, 1981.- 144 с.
- Монахов Н.И. Об учете результатов воспитания школьников// Советская педагогика.- 1966.- N7.- С.56−61.
- Моносзон Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1978.- 200 с.- 316
- Моносзон Э. И. Становление и развитие советской педагогики: 1917−1987.- М.: Просвещение, 1987.- 224 с.
- Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Л., 1981, — 37 с.
- Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1976, — 196 с.
- Мусаелян Г. А. Формирования нравственных потребностей личности школьника в процессе деятельности и общения: Автореф. дисс. .докт. пед. наук, Ереван, 1990.- 48 с.
- Мягченков С. В. Воспитание учащихся вечерней школы: Вопросы теории и методики.- М.: Педагогика, 1989.- 152 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.426 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека// Психологическая служба в СССР: В 2 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, — Т.Н. — С. 110−125.
- Мясищев В.Н. Проблема личности и отношений человека// Материалы совещания по психологии, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-С.71−72.
- Мясищев В.Н. Психология отношений.- М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1995.- 356 с.
- Новикова Л. И. Детский коллектив и личность школьника// Советская педагогика.- 1978.- N8.- С. 20−26.
- Новикова Л. И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореф. дисс. .докт. пед. наук, М., 1977, — 47 с.
- Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения.- М.: Учпедгиз, 1959.- 764 с.
- Общая психология/ Под ред. В. В. Богославского и др.- М.: Просвещение, 1981.- 383 с.
- Общая психология/ Под ред. А. В. Петровского и др. М.: Просвещение, 1986.- 484 с.
- Огородников И.Т., Шимбирев П. Н., Педагогика.- М.: Учпедгиз, 1950, — 432 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988.750 с. 216.0сухова Н. Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем// Педагогика, — 1995.- N3.- С.60−65.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль, 1971, — 351 с.
- Педагогика и логика.- М.: Касталь, 1993.- 415 с.
- Педагогика/ Под ред.Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988.-.479 с.
- Педагогика/ Под ред. И. А. Каирова.- М.: Гос. уч.-пед. йзд-во Наркомпроса РСФСР, 1939, — 514 с.
- Педагогика/ Под ред. И. А. Каирова.- М.: Учпедгиз, 1948.- 462 с.
- Педагогика/ Под ред А. П. Кондратюка.- Киев: Вища школа, 1976.376 с.
- Педагогика/ Под ред. И. Т. Огородникова.- М.: Просвещение, 1978.- 320 с.
- Педагогическая диагностика в школе/ Под ред. А. И. Кочетова.-Минск: Народная асвета, 1987.- 223 с.
- Петрова В. И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьников: Автореф. дисс. .докт. пед. наук.- М., 1982.- 43 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982.-166 с.- 318
- Петровский А.В. Психологическая характеристика личности// Общая психология, — М.: Просвещение, 1970, — С.117−119.
- Петровский В.А. Личность в психологии.- Ростов-на-Дону: Изд-во" Феникс", 1996.- 512 с.
- Петроченко Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе, — Минск: Вышэйшая школа, 1975.- 206 с.
- Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1984.- 368 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий,— М.: Высшая школа, 1984.- 174 с.
- Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.- 216 с.
- Платонов К.К. Проблема способностей,— М.: Наука, 1972.-312 с.
- Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 432 с.
- Попов А., Атанасова С. Роль интегрального подхода в развитии у младших школьников качеств социальной активности// Формирование социально-активной личности в младшем школьном возрасте: В 2-х ч. М.: Прометей, 1993.- Ч. 1.- С. 131−135.
- Практикум по педагогике/ Под ред. З. И. Васильевой.- М.: Просвещение, 1988.- 144 с.
- Примерное содержание воспитания школьников/ Под ред. И. С. Марьенко.- М.: Просвещение, 1980.- 160 с.
- Прихожан A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников.- М.: Педагогика, 1980.- 192 с.
- Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.- 448 с.
- Психология младшего школьника, — М.: Просвещение, 1970. -140 с.- 319
- Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л.И.Ан-цыферовой. М.: Наука, 1981.- 365 с.
- Равич-Щербо И. В. Возможный экспериментальный подход к изучению биологического и социального в человеке// Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977, — С.158−170.
- Развитие нравственных убеждений школьников/ Под ред. М.И.Бо-ришевского, — Киев: Радянська школа, 1986.- 181 с.
- Розанов В. В. Сочинения: В 2-х т. М.: Наука, 1990, — 2 т.
- Розин В. М. Логико-семиотический анализ знаковых средств геометрии// Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993, — С. 201−305.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957, — С. 328.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.24^. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.- М.: Педагогика, 1989, — Т.П. 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.- М.: Изд-во АПН СССР, 1959.- 354 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика 1976.- 416 с.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 184 с.
- Рувинский Л.И. Теория самовоспитания,— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.- 262 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.- 352 с.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или 0 воспитании// Педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981.- Т.1.- 452 с.- 320
- Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание.- М.: Педагогика, 1977.- 144 с.
- Селиванов В. И. Побудительные силы поведения личности// Вопросы психологии.- 1957.- N3.- С.108−117.
- Сержантов В.Ф., Гречаный В. В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.- 468 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения: В 3 т.- М.: Изд-во АН СССР, 1952.- Т. 1.- 777 с.
- Сеченов И.М. Психология поведения,— М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1996, — 320 с.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность.-М.: Педагогика, 1984.- 265 с.
- Ситаров В. А. Педагогические условия формирования социальной активности младшего школьника: Автореф. дисс. .докт. пед. наук, М., 1991, — 52 с.
- Слабодчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М.:/ Школа-Пресс, 1995.- 384 с.
- Сластенин В. А. Методы воспитания// Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988.- С. 105−125
- Словарь иностранных слов, — М.: Русский язык, 1987.- 608 с.
- Словарь по этике/ Под ред. И. С. Кона.- М.: Политиздат, 1983.445 с.
- Смирнов А. А. Пути развития советской психологии. М.: Педагогика, 1966.- 352 с.
- Смирнов Г. Л. Советский человек.- М.: Политиздат, 1973.-415 с.
- Современный философский словарь/ Под ред. В. Е. Кемерова. М.: — Бишкек: — Екатеринбург: Изд-во «Одиссей», 1996, — 608 с.- 321
- Сокольников Ю. П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка.- Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971, — 287 с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников,— М.: Педагогика, 1986.- 136 с.
- Солдатенков А.Д. Воспитание учащихся в пришкольном интернате.- М.: Просвещение, 1980, — 168 с.
- Соловьев В.С. Сочинения: В 2-х т. М.: Наука, 1989, — 2 т.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание.- М.: Наука, 1972.368 с.
- Степаненков Н. К. О планировании работы классного руководителя.- Минск: Народная асвета, 1978.- 96 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.- Минск: Народная асвета, 1978.- 288 с.
- Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива,— М.: Молодая гвардия, 1975.- 239 с.
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971, — 336 с.
- Сухомлинский В.А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения// Избранные произведения: В 5-ти т.- Киев: Радяньска школа, 1979, — Т. 2.- С. 5−155.
- Сухомлинский В.А. Человек высшая ценность// Мир человека.-М.: Просвещение, 1971.- С.113−131.
- Тайчинов М.Г. Педагогические основы формирования нравственного сознания и социально активного поведения учащихся в процессе общественно полезной деятельности: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1985, — 46 с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе/ Под- 322 ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.- М.: Педагогика, 1989.320 с.
- Титова Т.А. Нравственное регулирование и нравственные потребности// Моральное сознание: элементы, формы, особенности.-М.: Наука, 1974.- С. 37−43.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.- 304 с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.- 786 с.
- Трофимова Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Воронеж, 1992.- 46 с.
- Тугаринов В. П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965, — 191 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.- Т.З.- 520 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.- Т. 8.- 580 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.- Т. 10, — 536 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте: Автореф. дисс. .докт. психол. наук.- Душанбе, 1969, — 48 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания// Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1979.- С.216−257.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.-М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности.- М.: Изд-во- 323
- Междун.пед. академии, 1994, — 192 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника.- М.: Педагогика, 1985, — 223 с.
- Философский энциклопедический словарь, — М.: Мысль, 1983.1284 с.
- Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г. Н. Филонова.- М.: Педагогика, 1983.- 256 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990,368 с.
- Фридман Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю.-М.: Просвещение, 1985.- 224 с.
- Ханчин B.C. Методика стандартизированной характеристики общественно-трудовой активности школьника// Советская педагогика.- 1974, — N7.- С. 36−42.
- Харламов И. Ф. Кризис воспитания и педагогика// Советская педагогика.- 1991.- N10.- С. 23−29.
- Харламов И.Ф. Методические проблемы теории нравственного воспитания// Советская педагогика, — 1979.- N4, — С.7−15.
- Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1983, — 160 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика, М.: Высшая школа, 1990, — 576 с.
- Харламов И. Ф. Педагогика: курс лекций.- Минск: Изд-во БГУ, 1979.- 464 с.
- Харламов И.Ф. Саморазвитие личности и воспитание// Советская педагогика.- 1990.- N12, — С.28−35- 134.
- Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания (Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи).- 324
- Минск: Изд-во БГУ, 1972.- 364 с.
- Чепиков В. Т. Предупреждение и преодоления групповой замкнутости учащихся как фактор развития воспитательного коллектива: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1985, — 21 с.
- Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981.- 208 с.
- Чудновский В. Э. О некоторых психологических аспектах нравственного формирования личности// Советская педагогика. -1979.- N9, — С. 46−53.
- Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: В 4-х т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962−1965.- 4 т.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников,— М.: Педагогика, 1990, — 144 с.
- Шилова М.И. Теория и практика совершенствования процесса воспитания идейно-нравственных качеств личности подростка: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Красноярск, 1985.- 72 с.
- Шорохова Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека// Биологическое и социальное в развитии человека.-М.: Наука, 1977, — С. 65−80.
- Штольц X., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?— М.: Просвещение, 1986, — 80 с.
- Шульгина Б. А. Потребность в согласии со сверстниками и проявление устойчивости личности школьника// Проблемы формирования социальных потребностей.- Тбилиси, 1974.- С.88−89.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (Методологический анализ)// Педагогика и логика, — М.: Касталь, 1993, — С. 16−200.
- Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений совре- 325 менного школьника: Автореф. дисс. .докт. пед. наук, — М., 1987.- 52 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды/ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1989, — 560 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960.328 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии.- 1971, — N4.- С.6−21.
- Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Изд-во Ит-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1996.416 с.
- Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации и поведения человека,— М.: Просвещение, 1969.- 316 с.
- Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966.- 258 с.
- Яковлев В. А. Научные основы нравственного воспитания школьников, — Тамбов, 1975, — 190 с.
- Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания,— М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
- Ярошевский М.Г. Личность и общество.- М.: Прогресс, 1973.543 с.
- Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь, М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1996.- 380 с.
- Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии,— М.: Педагогика, 1974, — С. 431.
- Angeel R. Free society and moral crisis.- Michigan, 1958.252 p.
- Aronfreed G. The Socialization of Altruistik and Sympathetic- 326
- Behavior: Some Theoretical and Experimental Analyses // Altruism and Helping Behavior. Social psychological studies of Sone. Antecedents and Consequences. Ed. by J. Macaulay and Z. Berhowitz N. Y.-London: Akad. press, 1970.- p.103−106
- Maslow A.H. Motivation and personality. N.Y. etc.: Wiley, 1964.- 280 p.
- Perls F. Gestalttherapy verbatim.- Colifornia: Peal People Press, 1969.- 320 p.
- Rogers K.R. A theoriye of therapy personal relationships, as developed in the cilentcentrend framework// S.Koch.- 1959.-Vol.3.- n.4.- p. 3−24.
- Sugerman B. The School and Moral Development.- London, 1972.358 p.
- Wilson G. Practical Methods of moral education. London, 1972.- 3−159 p.