Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения диссертационной работы нашли отражение в шести публикациях, обсуждались на заседаниях научно-методического совета при комитетах администрации по образованию г. г. Славгорода, Яровое, Немецкого национального и Славгородского районов, в Славгородском педагогическом колледже. Результаты исследования внедрены в практику деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические предпосылки управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении
    • 1. 1. Сущность понятия «управление» педагогическим процессом в учреждениях образования
    • 1. 2. Педагогический процесс как объект управления в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа
    • 1. 3. Анализ уровня готовности руководителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения к управлению педагогическим процессом
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа
    • 2. 1. Цели, содержание, методика опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Модель управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной проверки эффективности модели управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа

Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях гуманизации и демократизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей все более актуальной становится задача повышения эффективности управления педагогическим процессом в дошкольных образовательных учреждениях.

На современном этапе в дошкольном образовании ведущим направлением является акцентирование внимания на управлении целостным педагогическим процессом на научной основе, понимание всей его сложности, знание механизмов и закономерностей педагогического взаимодействия, которое способствует выполнению основной задачи образования — развитие личности (Л.С.Выготский, М. А. Данилов, A.B.Запорожец, И. А. Зимняя, В. А. Сластенин и др.). Именно поэтому повышение эффективности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении выступает одной из приоритетных задач реконструирования системы дошкольного образования. Вопросы социального управления отражены в работах отечественных и зарубежных ученых В. Г. Афанасьева, А. Н. Аверьянова, Д. М. Гвишиани, М. Х. Мескона, A.M. Омарова, Ф. Тейлора, Э. Г. Юдина и других. Проблемы управления педагогическим процессом в образовательных учреждениях стали объектом исследований Ю. В. Васильева, В.И. Загвязин-ского, Ю. К. Конаржевского, A.M. Моисеева, А. Я. Найна, А. Н. Орлова, М. М. Поташника, В. П. Симонова, П. И. Третьякова, Н. Д. Хмель, Т. И. Шамовой, И. К. Шалаева, Е. А. Ямбурга и других.

Различные аспекты подготовки, повышения квалификации педагогов дошкольного образования изучены JT.A. Бахтуриной, М. П. Бобровой, В. А. Гребенщиковой, В. П. Кожокарь, JI.B. Поздняк, В. И. Палавандишвили, В. И. Ядэшко и другими.

Проблема организации деятельности дошкольного образовательного учреждения стала предметом исследований В. Г. Алямовской, К. Ю. Белой, Н. И. Карповой, Н. Е. Корниенко, Н. Д. Маханевой и других. В работах А. К. Бондаренко, Е. Ю. Демуровой, М. И. Журавлевой, Т. С. Комаровой, Л. А. Островской, Л. В. Поздняк, М. Р. Рахимовой, Л. Г. Семушиной, К. Д. Сергеевой, Р. Я. Спружа, О. И. Соловьевой, А. Н. Троян и других определены сущность и способы управления дошкольным учреждением.

Однако научные поиски эффективной организации работы дошкольных образовательных учреждений ведутся в разрозненных направлениях: одни авторы рассматривают проблемы организации работы дошкольного учреждениядругие — условия создания нормативно-правовой и финансово-хозяйственной деятельноститретьи — качество методического обеспечения воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, что затрудняет решение основных вопросов управления педагогическим процессом (К.Ю. Белая, Л. М. Денякина, О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Р. Б. Стеркина и другие).

Изучение фактического состояния управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении показало, что большинство руководителей, педагогов не владеют механизмом его управления.

Анализ практики показывает, что реализация новой управленческой парадигмы не может в полной мере произойти спонтанно под влиянием стихийных управленческих действий в организации педагогического процесса. Новые подходы к его управлению в дошкольном образовательном учреждении связаны с неизбежной ломкой профессиональных стереотипов и дидактических канонов в работе руководителей и педагогов, с формированием у них иного типа педагогического мышления, серьезной перестройкой потреб-ностно-мотивационной сферы.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы и опыт практической деятельности дошкольных учреждений показал, что теоретические основы управления дают возможность многопланового, расширенного понимания управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении как самостоятельной субсистемы, находящейся в развитии. Это позволяет создать алгоритм и разработать модель управления педагогическим процессом в дошкольном учреждении инновационного типа, соответствующую современным требованиям, предъявляемым к управлению учреждениями образования и качественно улучшит воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста.

В педагогических исследованиях последних лет, рассматривающих проблему управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении, изучены различные вопросы его организации, определена зависимость качества педагогического процесса от уровня управленческой деятельности, проанализировано конкретное содержание функций управленческого цикла в работе его руководителя, обоснованы пути организации эффективных форм педагогического процесса в условиях изучения отдельных дисциплин (Н.И.Карпова, Н. А. Короткова, Л. Г. Семушина, Н. Я. Михайленко, Р. Я. Спружа и другие). Вместе с тем изучение вопросов управления педагогическим процессом в дошкольных образовательных учреждениях (особенно инновационного типа) в современных исследованиях представлено недостаточно. В частности, требуют уточнения принципы и методы управления, определение системообразующих факторов развития управленческой деятельности в организации педагогического процесса.

В управлении педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении в режиме его интенсивного обновления существуют трудности, которые связаны с разрешением ряда противоречий между:

•недостаточной разработанностью теоретико-методических основ управления педагогическим процессом и потребностью дошкольной педагогической практики в обосновании механизма его управления;

•имеющимися в управленческом труде тенденциями к шаблонным действиям, стереотипизации деятельности и необходимостью поисков творческих подходов в управлении педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении;

• необходимостью обновления содержания педагогического процесса и стихийным характером управленческих действий, недостаточной компетентностью руководителей и педагогов в управлении.

Указанные противоречия позволили определить проблему диссертационного исследования, которая заключается в обосновании технологии управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа» .

Объектом исследования является педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Предметом исследования — система управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа.

В основу исследования положена следующая гипотеза: управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если:

• осуществляется единство управленческих действий руководителя и педагогов, которое интегрирует мотивационные, содержательные, организационные, психологические, методические аспекты, отражающие объективные связи между главными составляющими педагогического процесса;

•в управлении педагогическим процессом осуществляется специально организованное целенаправленное воспитание, обучение и развитие дошкольников с учетом новых педтехнологий, которые обеспечивают высокий уровень сформированности системы знаний, умений, ценностных отношений детей и их мотивационную готовность в предметном плане;

•управление педагогическим процессом базируется на реализации таких принципов, как системность воспитания, обучения и развития, субъект-ность, формирование ценностных ориентаций, восприятие ребенка как данности, личностно-ориентированной направленности педагогического взаимодействия.

Сформулированная цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

1. Раскрыть сущность управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении.

2. Сконструировать модель управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа.

3. Определить организационно-педагогические условия эффективного управления педагогическим процессом на основе новых педтехнологий.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку основных положений гипотезы и разработать научно-методические рекомендации по управлению педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный подход к исследованию сложных, динамичных социальных систем /В.Г.Афанасьев, А. Н. Аверьянов, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, Д. М. Гвишиани, A.M. Омаров и другие), основы моделирования как метода научного познания (В.Г. Афанасьев, Н. Ф. Зотов, В. А. Штофф и другие), основы внутришкольного управления (Ю.В.Васильев, Ю. А. Конаржевский, A.A. Орлов, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, И. К. Шалаев, Т. Н. Шамова и другие), основы управления в дошкольном образовании (К.Ю. Белая, Е. Ю. Демурова, А. К. Бондаренко, Т. С. Комарова, H.A. Короткова, Л. Г. Семушина, Р. Я. Спружа, Р. Б. Стеркина, А. Н. Троян и другие).

В работе использован комплекс методов, включающих изучение нормативных документов для дошкольных образовательных учреждений, теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, беседы, анкетирование, наблюдение, интервью, моделирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (1992;1993 г. г.) — поисково-теоретический: в этот период осуществлялось изучение сущности проблем управления педагогическим процессом, выявлялся уровень готовности руководителей и педагогов в управлении им, уточнялись цель, объект, предмет и гипотеза исследования, определялись общие тенденции управления педагогическим процессом, разрабатывалась управленческая модель.

2 этап (1994;1996 г. г.) — опытно-экспериментальный: на этом этапе проводилась опытно-экспериментальная проверка разработанной модели, в ходе которой выявлена эффективность внесенных в педагогический процесс изменений.

3 этап (1997;1998 г. г.) — заключительно-обобщающий: в этот период систематизировался материал, обобщались результаты исследования, послужившие основой для разработки научно-методических рекомендаций руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений, их внедрение в практическую деятельность, литературное оформление работы.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены опорой на данные современных психолого-педагогических теорий и концепций, применением комплекса методов теоретического и практического исследования, экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе его результатов сконструирована нормативная модель управления педагогическим процессом, интегративно сочетающая целевые, процессуальные компоненты управленческой деятельности, позволяющие предвидеть воспитательно-образовательную траекторию субъектов управления в дошкольном учреждении.

Теоретическая значимость состоит в том, что раскрыта сущность управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа, теоретически обоснован комплекс таких принципов управленческой деятельности, как гуманизация, генерализация, психологизация, интеграция, дифференциация, индивидуализация, диатро-пичность, комплексность.

Практическая значимость исследования состоит в том, что, содержащиеся в нем теоретические положения и выводы доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрение которых повышает эффективность управления педагогическим процессом в системе дошкольного образования. Материалы исследования легли в основу разработанной модели управления, которая может найти применение в процессе деятельности дошкольного образовательного учреждения.

На защиту выносятся следующие основные положения: • средством повышения эффективности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа выступает модель управления, выполняющая нормативную функцию, способствующая переводу педагогического процесса из режима функционирования в режим его развития;

• реализация модели управления педагогическим процессом эффективно осуществляется исходя из ориентации системы дошкольного образования на новые педтехнологии, профессиональную компетентность руководителя и педагогов, личностно-ориентированную направленность педагогического процесса, координацию управленческих действий, обеспечивающих высокий уровень сформированности системы знаний, умений, ценностных отношений детей и их мотивационную готовность в предметном плане;

• управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа представляет собой сложную динамическую систему, основу которого составляет операционно-деятельностностный подход.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили учреждения дошкольного образования: № 36, 4, 9, 21, 33, 36, 39, 41 г. Славгорода, № 1, 12 Славгродского района, № 29 г. Яровое.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения диссертационной работы нашли отражение в шести публикациях, обсуждались на заседаниях научно-методического совета при комитетах администрации по образованию г. г. Славгорода, Яровое, Немецкого национального и Славгородского районов, в Славгородском педагогическом колледже. Результаты исследования внедрены в практику деятельности дошкольных образовательных учреждений № 4, 9, 33, 36, 41 г. Славгорода, № 32, 28 г. Яровое, № 26 г. Абакана (республика Хакасия), ДОУ г. Барнаула (№№ 248- 156- 133), ДОУ «Солнышко» г. Новосибирскаразработанные в исследовании теоретические основы управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении нашли отражение в лекционном курсе «Основы управления педагогическими системами», и «Управление дошкольным образованием» для студентов 4 и 5 курса педагогического факультета БГПУ по специальности 30 900 — «Дошкольная педагогика и психология» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Поиск путей совершенствования системы управления в дошкольных образовательных учреждениях приводит к необходимости изменения и корректировки не только целей, содержания, методов и средств педагогического процесса, но и акцентирования внимания на вопросах его управления.

Выполненное исследование содержит результаты апробации сконструированной нормативной модели управления, представляет один из возможных вариантов видения и решения данной проблемы. Изучению этих вопросов предшествовал анализ теоретических и практических основ управления педагогическим процессом, выступивших предпосылками изучения указанных аспектов, как педагогической проблемы.

Взяв за основу возможность применения теории систем, как методологии управления и инструментария в управленческом процессе, мы выделили общетеоретическое, психолого-педагогическое направление изучения, содержащее в себе значительное количество исследований по проблемам управленческой деятельности, различных ее аспектов и особенностей. Рассмотрение нами данных направлений изучения сущности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении выполняло методологическую функцию, раскрывая общетеоретические и психолого-педагогические аспекты, необходимые для понимания и решения проблемы повышения эффективности управления педагогическим процессом в дошкольном учреждении инновационного типа. В то же время установлено, что в исследованиях последних лет анализировались лишь отдельные аспекты проблемы, указывалась значимость управления для эффективной организации педагогического процесса. Было отмечено, что в большей степени в исследованиях внимание уделялось отдельным вопросам организации работы дошкольного учреждения, а изучение сущности управления педагогическим процессом, и в частности, в ДОУ инновационного типа не выделялось в качестве предмета самостоятельных научно-педагогических исследований.

Проведенный анализ уровней готовности руководителей и педагогов ДОУ к управлению педагогическим процессом свидетельствовал о преобладании критического и допустимого уровней готовности к его организации. Выявленные противоречия между недостаточной разработанностью теоретико-методических основ управления педагогическим процессом и потребностью практики в обосновании механизма его управления в ДОУ, между высоким желаемым и требуемым уровнем управления и преобладающим критическим уровнем готовности руководителей и педагогов обусловило значимость и целесообразность работы по поиску путей совершенствования управления педагогическим процессом в ДОУ.

В рамках нашего исследования представлена точка зрения на понимание сущности управления педагогическим процессом в ДОУ инновационного типа — рассмотрены содержание понятия «управление», структура, принципы, функции, методы управления, проанализированы возможные уровни готовности руководителей и педагогов к управлению педагогическим процессом, предложена модель — образец, выполняющая функцию нормы-ориентира в управлении педагогическим процессом.

Сконструированная нами модель управления подвергалась опытно-экспериментальной проверке, результатом которой выступило подтверждение эффективности и целесообразности ее внедрения в систему управления педагогическим процессом в дошкольном учреждении.

Итогом работы руководителей и педагогов экспериментального ДОУ по предложенной модели управления являлась их профессиональная компетентность, сформированная мотивация управленческой деятельности в организации педагогического процесса, а также позитивные изменения в уровнях образованности детей дошкольного возраста по внедряемым педтехнологиям на основе управленческой модели. В ходе исследования была уточнена профессиограмма руководителя дошкольного образовательного учреждения, которая дает возможность намечать конкретные пути совершенствования педагогического процесса, очевидна ее роль в разработке содержания, форм и методов педагогического процесса, критерии оценки управленческого труда руководителя ДОУ.

Результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы позволили сформулировать основные выводы:

1. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении представляет собой взаимосвязанную систему его основных компонентов: целевого, содержательного, операционно-деятельностного, результативного, каждый из которых обеспечивает его единство и полноценное функционирование, а внедрение новых педтехнологий обеспечивает режим его развития.

Сущность управления педагогическим процессом в ДОУ представляет собой целенаправленную деятельность руководителя и педагогов ДОУ, обеспечивающую упорядоченность целостного педагогического процесса и переводу всей системы управления в качественно новое состояние.

2. Управление педагогическим процессом в дошкольном учрежденииэто динамический механизм, в ходе которого все его субъекты на основе педагогического взаимодействия, реализации принципов, функций, методов, демократического стиля управления обеспечивают эффективную его организацию.

Управление педагогическим процессом в ДОУ инновационного типа осуществляется на основе сконструированной модели управления, которой присущи системообразующие принципы развития управленческой деятельности: генерализация, гуманизация, интеграция, психологизация, дифференциация, индивидуализация, комплексность, диатропичность.

3. Модель управления педагогическим процессом содержит процессуально-деятельностные характеристики, выполняя роль нормы-образца — ориентирует руководителя и педагогов дошкольного учреждения на совершенствование управления педагогическим процессом.

Механизм действия модели управления педагогическим процессом предполагает педагогическую инструментовку целостного развития личности ребенка дошкольного возраста в условиях внедрения новых педтехнологий на основе интеграции видов деятельности детей и творческого подхода руководителя и педагогов к его управлению.

Сконструированная управленческая модель, реализуя воспитательные, образовательные, развивающие цели основывается на субъект-субъектных отношениях, личностно-ориентированном характере педагогического взаимодействия, которое направлено на развитие личности субъектов педагогического процесса. Результативность сконструированной модели определяется ее способностью к разрешению выявленных противоречий в системе управления педагогическим процессом в ДОУ.

4. Основными условиями, обеспечивающими эффективную организацию педагогического процесса в ДОУ выступают:

1) сформированность мотивов управленческой деятельности педагогов и руководителя- 2) единство управленческих действий участников педагогического процесса, которое отражает объективные связи между его главными компонентами- 3) ориентированность и мотивированность педагогов на результат педагогического процесса- 4) недопустимость односторонне-авторитарного, командно-административного стиля деятельности всех звеньев управленческой иерархии в дошкольном учреждении- 5) высокий уровень сформированности системы знаний, умений, ценностных отношений детей в условиях внедрения новых педтехнологий на основе управленческой модели.

Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на реализованность его целей и задач, подтверждение выдвинутой гипотезы. Теоретические материалы данной диссертации, сконструированная модель управления педагогическим процессом могут быть использованы в решении аналогичных задач при управлении педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы управления педагогическим процессом в ДОУ инновационного типа, а представляет один из вариантов подхода к ее решению. Перспективы новых исследований видятся нам в изучении особенностей управления отдельными компонентами педагогического процесса в дошкольном учреждении, выявлении связи внутри этих компонентов, а также поиске условий оптимизации управления педагогическим процессом в ДОУ в целом. Серьезные проблемы связаны с недостаточным развитием функций анализа, стратегического планирования, прогнозирования в управлении педагогическим процессом в системе дошкольного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. -М.: Политиздат, 1974. -296 с.
  2. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. ПО «Исеть», Шадринск, — 1994. — 137 с.
  3. .Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человеки общество. Вып. 2, — 1967. — С.244.
  4. А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омский государственный педагогический университет, — 1997.- 198 с.
  5. С.И. // Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. Учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа, — 1980. 368 с.
  6. В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования. М., — 1973. — 390 с.
  7. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., -1981.-416 с.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, — 1982. — 192 с.
  9. В.Н. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М., — 1998. — 247 с.
  10. JI. Общая теория систем: обзор проблем и результатов // Системные исследования. М.: Наука, — 1969. — С. 30 — 54.
  11. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, — 1989. 192 с.
  12. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, — 1977. -С. 30−31.
  13. В.П. Мониторинг качества обучения средство управленияобразованием // Мир образования. М., — 1996. — № 2. — С. 31−36.
  14. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. — Л., 1964. -368 с.
  15. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, — 1973.-271 с.
  16. Большой энциклопедический словарь в 2-х томах. М., — 1951. — Т. 2. -С. 1226.
  17. Большая советская энциклопедия /в 30 т., гл. редактор Прохоров А.М./. -М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 10. С. 16.
  18. Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. М.: Академия, — 1997. — 230 с.
  19. Д.Н., Семенцов С. П. История управленческой мысли. М., -1985.- 138 с.
  20. Н.И. К вопросу создания в стране качественно новой системы управления. В кн.: Образованная Россия: специалист XXI в. /тезисы и доклады к III съезду Петровской академии наук и искусств/. — Санкт-Петербург, — 1997.- С. 81−91.
  21. М.К. Наука управления и Россия накануне XXI в. М.: «Палея», -1993. — 12 с.
  22. М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольного учреждения в контексте профессиональной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Барнаул, 1997. — 290 с.
  23. Ю.В. Управление целостным учебно-воспитательным процессом // Советская педагогика. 1986. — № 8. — С. 51.
  24. Ю.В. Новые подходы в теории управления школой // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С. 60.
  25. К.Я., Петров Ю. К., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент. М., — 1991. — 265 с.
  26. Н.Ф., Кременский В. И., Соотношение структуры и функций в живой природе. М., 1966. — 260 с.
  27. Е.Е. Психологические основы управления. М., 1959. — 215 с.
  28. Введение в научное исследование /Под ред. В.И.Журавлева/. М.: Просвещение, — 1988. — 236 с.
  29. И.А., Митина А. М. Проблема целей обучения в современной педагогике. М., — 1980. — 13 с.
  30. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. /Пер. с англ. /. М.: «Дело», — 1991. -376 с.
  31. Л.С. Собрание сочинений /в 6-ти т./. Т. 3. — М.: Педагогика, -1983.- 368 с.
  32. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПИ РСФСР, — 1956. — 519 с.
  33. В помощь соискателю ученой степени: Справочно-методическое пособие для аспирантов. / Сост. П. А. Шептенко, Г. А. Громова. Барнаул.: Изд-во БГПУ, — 1999. — 102 с.
  34. И. Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в детском саду // Дошкольное воспитание. 1991. — № 5. — С. 36−37.
  35. Н.Д., Горчев А. Ю., Никитенко З. Н. Программа по иностранному языку: новые подходы к конструированию // Иностранные языки в школе. 1990. — № 5. — С. 8−13.
  36. Д.М. Организация и управление. М.: Политиздат, — 1972. — 432 с.
  37. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогическом исследовании. Непараметрические методы. М.
  38. Педагогика, 1977. — 136 с.
  39. В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России: Б.: БГПУ. — 1994. — 376 с.
  40. В.В. Лекции по педагогической технологии. М.: Знание, — 1992. -60 с.
  41. Гуманизация образования /материалы конференции «Гуманизация образования» /Под ред. И.А.Зимней/. М., — 1996. — 160 с.
  42. Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. -М.: Белгород, 1995. — 251 с.
  43. В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. -№ 1. — С. 29−39.
  44. М.А. Педагогический процесс как объект педагогической теории // Вопросы обучения и воспитания. М., — 1972. — С. 67.
  45. Движущие силы учебно-воспитательного процесса /под ред.
  46. B.И.Загвязинского/. Тюменский государственный университет, 1983. -154 с. 46. «Детство» /программа развития и воспитания детей в детском саду, под ред. В.И. Логиновой/. Санкт-Петербург.: Изд-во «Акцидент», — 1996. -220 с.
  47. Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. М.: Новая школа, — 1997. -25 с.
  48. Дошкольное образование в России. М.: Новая школа, — 1995. — 391 с.
  49. В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии. 1997. — № 3. — С. 14−23.
  50. М. Управление нововведениями // Школа. 1998. — № 2.1. C. 57−65.
  51. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992, № 3266−1 вред. Федерального закона от 13.01.1996, № 12 ФЗ «Российская газета» от 23.01.1996. -№ 13.
  52. А.В. Избранные психологические труды в 2-х томах /Т. 1. Психологическое развитие ребенка/. М.: Педагогика, — 1986. — 266 с.
  53. В.И., Закирова А. Ф. Идея, замысел, гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. — № 2, — С. 9−14.
  54. И.А. Педагогическая психология. Изд. И. М.: «Логос». — 1999. -384 с.
  55. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -Вып. 1.-М.: Знание, 1972. 72 с.
  56. Н.И. Управление учебно-воспитательной работой с детьми в малокомплектном детском саду: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Московский государственный педагогический институт. М., -1996.-16 с.
  57. А.Е. Организация внутришкольного управления. М.: Знание, 1991. -48 с.
  58. Л. Проект программы инновационной работы детского сада // Директор школы. 1994. — № 6. — С. 37−49.
  59. М. Технология образования и педтехнология // Перспективы. -1983,-№ 2.-С. 78−79.
  60. Г. Кибернетика и философия. М. — Л.: Наука, 1963. — 282 с.
  61. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж, НПО «Модек». — 1996. — 400 с.
  62. О.Л., Маханева М. Д., Стеркина Р. Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. -М.: LINKA PRESS. — 1998. — 62 с.
  63. Ю.А. О некоторых проблемах управления школой // Педагогика. 1985. — № 2. — С. 50−53.
  64. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательногопроцесса и управление школой. М.: Педагогический поиск, -1997. — 79 с.
  65. М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, -1982.- 191 с.
  66. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. — № 9. -С.112
  67. Н.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте системно-средового подхода: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Красноярск, — 1998. — 16 с.
  68. Концепция дошкольного воспитания. В кн. «Дошкольное образование в России». — М.: Новая школа, — 1995. — С. 9−36.
  69. Г., Бережковская Е., Кравцова Е. Психологические основы программы начального образования «Золотой ключик» // Психологическая наука и образование. 1996. — № 3. — С. 44−53.
  70. В.Ю. Управление школьным коллективом. М., — 1985. -311 с.
  71. В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997. — № 12. — С. 65−72.
  72. Н.В. Педагог как организатор педагогического воздействия. В кн. «Основы вузовской педагогики». — Л., — 1972. — С. 45.
  73. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. -Гомель.: ГПУ, 1976. — 57 с.
  74. Т.А., Сорокина Г. И. и др. Детская риторика //Вестник образования. 1994. — № 5−6. — С. 83−93.
  75. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 12−18.
  76. В., Афанасьева Т. Качества эффективного руководителя // Мир образования. 1996. — № 10. — С. 53−59.
  77. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.: 2-е изд. — М.: Политиздат, — 1977. — 304 с.
  78. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  79. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. — 444 с.
  80. .Ф. Формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления. М., — 1972. — С. 212 — 236.
  81. И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторские качества. -Л., 1975. -311 с.
  82. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, — 1996, — 308 с.
  83. А.К. Виды отношения школьников к учению // Советская педагогика. 1984. — № 11. — С. 20−27.
  84. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. — С. 392
  85. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /перевод с английского/. М.: «Дело» ЛТД, — 1994. — 702 с.
  86. Менеджмент в управлении школой /под ред. Т.И.Шамовой/. М.: Магистр, — 1992. — 232 с.
  87. Мехти-Заде М.М. К вопросу о научном управлении системой просвещения // Советская педагогика. 1976. — № 10. — С. 12.
  88. Н.Я. Проектирование образовательного процесса // Дошкольное воспитание. 1997. — № 12. — С. 7−11.
  89. Н.Я., Короткова H.A. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. -М., — 1991.-35 с.
  90. Модель // Большая Советская энциклопедия /в 30 т./. Ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, — 1974. — Т. 16. — С. 399.
  91. Е.И. Психологические основы управления учебнойдеятельностью: Дисс.. д-ра психол. наук. Киев, — 1988. — 190 с.
  92. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
  93. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск.: ГУ ПТО адм. Челяб. фил. ИПО МОРФ, — 1995. — 288 с.
  94. Т.С. Педтехнологии: новый этап эволюции // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  95. С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. -М.: Новая школа, 1993. — 15 с.
  96. Новые ценности образования. М.: Инноватор — Bennett College, — Вып. 7. -1997.-247 с.
  97. Общая теория управления /Под ред. А.А.Беляева/. М., 1994. — 300 с.
  98. Ю.Г., Маусов Н. К. Эффективные системы управления персоналом /социально-психологический аспект/. М.: Российская экономическая академия, 1993. — 94 с.
  99. П.И., Веретенникова JI.A. Формирование образа идеального руководителя в истории науки управления // Педагогика. 1998. — № 2. -С. 95.
  100. С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», — 1990. -С. 641.
  101. С.И. Словарь русского языка. М., — 1988. — С. 250.
  102. A.M. Управление и человек. М.: Политиздат, 1989. — 80 с.
  103. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. /Под ред.Т.И.Бабаевой/. М&bdquo- - 1985. — 168 с.
  104. Орлов, А Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования проблемы и перспективы. — М., — 1991. -195 с.
  105. А.Н. Организационно-педагогические условия управленияподготовкой учителя.: Дисс.. докт. пед. наук. М. — 1992. — 334 с.
  106. A.A. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М., — 1991.-34 с.
  107. У. Методы организации производства. Японский и американский подходы. М.: Экономика, — 1984. — 184 с.
  108. JI.A. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка // Дошкольное воспитание. 1997.- № 6. С. 76−82.
  109. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» /младший и средний дошкольный возраст/. М.: «Детский центр Венгера», — 1995. -69 с.
  110. В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, — 1995. — 101 с.
  111. H.H. Развитие ребенка дошкольника // Педагогика. — 1996. -№ 5.-С. 15−19.
  112. JI.B. Заведующая в системе управления ДОУ // Дошкольное воспитание. 1993. -№ 1. — С. 55−58.
  113. JI.B. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования.: Дисс.. канд. пед. наук. -М. 1984.-204 с.
  114. Типовое положение о ДОУ // Дошкольное воспитание. 1991. — № 8. -С. 4−12.
  115. М.М. Управление современной школой. М., — 1992. — 165 с.
  116. М.М. Оптимизация управления школой // Советская педагогика. 1989. — № 4, — С. 35.
  117. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. М.: Новая школа, — 1997. — 350 с.
  118. М., Лазарев В. Управление развитием школы. М.: Новаяшкола, 1995. — 464 с.
  119. Психолого-педагогический словарь. (Под ред. П. И. Пидкасистого. -Ростов-на-Дону, — «Феникс». — 1998. — 500 с.
  120. Развитие личности и проблемы непрерывного образования. / Тезисы педагогических чтений /. Новосибирск., — 1997. — 20 с.
  121. Реализация новых управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. // Тезисы четвертой Всероссийской научно-практической конференции /под ред. П.И.Третьякова/. М., — 1998. — 213 с.
  122. С.Я. Обучение студентов речевому общению при формировании профессиональных умений учителя.: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1979- 160 с.
  123. С.С. Основы общей психологии. М.: Уч. пед. гиз., — 1946. — 704 с.
  124. В.Ф. Технический прогресс и психологические проблемы управления // Вопросы психологии. 1973. — № 4. — С. 3−16.
  125. В.Н. Общая теория систем как метатеория // Вопросы философии. 1972. — № 4. — С. 78−84.
  126. И.Б. Система управленческой деятельности учителя в модульной педтехнологии // Школьные технологии. 1997. — № 2. -С. 13−18.
  127. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997. -№ 3. — С. 40−45.
  128. Т.К. Современные образовательные технологии. /Учебное пособие/. — М.: Народное образование, — 1998. — 256 с.
  129. Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1979. — 16 с.
  130. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. М., — 1995. — 226 с.
  131. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -С.131.
  132. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. Н., Шиянов E.H. Педагогика. / Учебное пособие для студентов учебных заведений /. М.: Школа-пресс, 1997. -492 с.
  133. В.А., Руденко Н. Г. О современном подходе к подготовке учителя // Педагог. Барнаул. — 1996. — № 1. — С. 17−28.
  134. Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания /Под ред. Т.С.Комаровой/. М., -1984.- 179 с.
  135. Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Герценовские чтения. (Тезисы конференции 1997). Санкт-Петербург. — Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. — 1997. — 335 с.
  136. Советский энциклопедический словарь. М., — 1990. — 1108 с.
  137. С.Г. Научное управление процессом воспитания -важнейшая функция учителя // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса. М: МГПУ им. В. И. Ленина. — 1980. — С. 14−18.
  138. Р., Князева О. Рекомендации по организации работы ДОУ // Дошкольное воспитание. 1992. — № 2. — С. 46−51.
  139. Н.С. Управление общеобразовательной школой. Вопросы теории и практики. М.: Педагогика. — 1991. — 145 с.
  140. Ф.У. Принципы научного менеджмента. Контроллинг, — 1991. -140 с.
  141. Т.А., Толмачев A.A. Методы сбора, обработки и представленияинформации в педагогическом исследовании. / Методическое пособие для студентов и аспирантов /. Красноярск, — 1996. — 84 с.
  142. П.И. Анализ управленческой деятельности руководителей школ //Советская педагогика. -1991. № 1. — С. 54−59.
  143. П.И. Управление школой по результатам. М.: Новая школа, — 1997.-283 с.
  144. П.И. Основное содержание управленческой деятельности руководителей школ // Мир образования. 1996. — № 1. — С. 54−57.
  145. А.Н. Функция педагогического анализа в управлении работой дошкольного учреждения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., -1984.-23 с.
  146. Тюрнпуу J1.A. Проблемные задачи для руководителей школ. Таллин, -1979. — 105 с.
  147. Упражнения с Монтессори материалом. / Под ред. Е. Хилтунен /. — М. -Рига, — «Эксперимент». — 1995. — 137 с.
  148. Управление это наука и искусство. /А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор/.- М.: Республика, 1998. — 349 с.
  149. К. От отрицания до вовлеченности. Модель поведения администратора, внедряющего инновации // Директор школы. 1996. -№ 5. — С. 3−7.
  150. Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: опыт классификации и конструирования. Санкт-Петербург -Самара, — 1993.-381 с.
  151. Л.И. Логика управления школой: Пособие по курсу «Теория управления педагогическими системами» / Серия «Подготовка менеджеров образования». Вып. 3. — Самара.: СИПКРО, — 1996. — 116 с.
  152. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А.Б. Орлов/. М.: Просвещение, — 1990. — 192 с.
  153. M. Мотивация и преподавание иностранных языков. -В кн.: Методика преподавания иностранных языков за рубежом Вып. 2.- М.: Прогресс, 1976. — С. 152 — 166.
  154. Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе.- В кн.: История педтехнологии: сборник научных трудов. М., — 1992. -С.12.
  155. Т.В. Дошкольное воспитание за рубежом. Красноярск: РИО КГПУ, — 1999. — 224 с.
  156. Т.В. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной идентичности // Дошкольное воспитание. 1994. — № 9. — С. 78−80.
  157. Н.Д. Особенности управления педагогическим процессом в общеобразовательной школе. Алма-Ата.: «Мектеп», — 1986. — 68 с.
  158. П.В. Некоторые теоретические вопросы управления учреждениями просвещения. В кн.: Материалы конференции по вопросам совершенствования форм и методов работы отделов народного образования. — М., — 1978. — С. 44.
  159. Т.Н., Нефедова К. А. Совершенствование методов и форм внутришкольного управления // Советская педагогика. 1988. — № 2. -С. 41.
  160. Р.Х. Совершенствовать стиль руководства // Народное образование. 1970. — № 3. — С. 127−133.
  161. И.К. Программно-целевая психология управления. Барнаул, -1998.-215 с.
  162. И.К. Оценка валидности в исследовании эффективности ПЦУ. -Барнаул.: БГПУ. 1990. — 25 с.
  163. М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, — 1998. — 190 с.
  164. Н.И. Организационно-педагогические условия деятельностиучебно-научно-педагогического комплекса в системе непрерывного образования.: Дисс.. канд. пед. наук. Барнаул, — 1998. — 156 с.
  165. Е.Ф. Педагогические технологии важный компонент профессиональной подготовки учителя // Педагог. — Барнаул. — 1997. -№ 1. — С. 19−26.
  166. В.А. Моделирование и философия. М. Л., — 1966. — 284 с.
  167. Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса.- М.: Новая школа, — 1993, — 109 с.
  168. Н.А. Диагностика мастерства работников образования. -Красноярск, 1995. — 160 с.
  169. Blankertr Herig. Theorien und Modelle der Didaktik, 3 Aufe Miinchen, Juventa Vere, 1970. — 207 s.
  170. Allwright R.Z. Motivation the teacher’s responsibilitu. — Englisch Zangrage Teaching, — 1977, v.31, № 4, p. 267 — 274.
  171. Amidon E.G. Flanders Ned. A. The role of the teacher in the classroom. A manual for understatanding and improving teacher classroom behavior. -Minnenpollis /Minn./ Assoc. for poductive teaching, 1967. — 102 p.
  172. Likert R. The Human Organisation. N. y. — 1967. — 267 p. — p. 142.
  173. Khol Josef. Redid cinnost /Josef Khol/. Praha: Stat. ped. na ke. — vl, — 1978.167 p.
Заполнить форму текущей работой