Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения диссертационной работы нашли отражение в шести публикациях, обсуждались на заседаниях научно-методического совета при комитетах администрации по образованию г. г. Славгорода, Яровое, Немецкого национального и Славгородского районов, в Славгородском педагогическом колледже. Результаты исследования внедрены в практику деятельности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и практические предпосылки управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении
- 1. 1. Сущность понятия «управление» педагогическим процессом в учреждениях образования
- 1. 2. Педагогический процесс как объект управления в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа
- 1. 3. Анализ уровня готовности руководителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения к управлению педагогическим процессом
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа
- 2. 1. Цели, содержание, методика опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Модель управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной проверки эффективности модели управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа
Список литературы
- Аверьянов А.Н. Категория «система» в диалектическом материализме. -М.: Политиздат, 1974. -296 с.
- Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. ПО «Исеть», Шадринск, — 1994. — 137 с.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человеки общество. Вып. 2, — 1967. — С.244.
- Аношкин А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омский государственный педагогический университет, — 1997.- 198 с.
- Архангельский С.И. // Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. Учебно-методическое пособие. — М.: Высшая школа, — 1980. 368 с.
- Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования. М., — 1973. — 390 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., -1981.-416 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, — 1982. — 192 с.
- Байденко В.Н. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М., — 1998. — 247 с.
- Берталанфи JI. Общая теория систем: обзор проблем и результатов // Системные исследования. М.: Наука, — 1969. — С. 30 — 54.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, — 1989. 192 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, — 1977. -С. 30−31.
- Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управленияобразованием // Мир образования. М., — 1996. — № 2. — С. 31−36.
- Берг А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении. — Л., 1964. -368 с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, — 1973.-271 с.
- Большой энциклопедический словарь в 2-х томах. М., — 1951. — Т. 2. -С. 1226.
- Большая советская энциклопедия /в 30 т., гл. редактор Прохоров А.М./. -М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 10. С. 16.
- Болотина Л.Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. М.: Академия, — 1997. — 230 с.
- Бобрышов Д.Н., Семенцов С. П. История управленческой мысли. М., -1985.- 138 с.
- Бондаренко Н.И. К вопросу создания в стране качественно новой системы управления. В кн.: Образованная Россия: специалист XXI в. /тезисы и доклады к III съезду Петровской академии наук и искусств/. — Санкт-Петербург, — 1997.- С. 81−91.
- Бочаров М.К. Наука управления и Россия накануне XXI в. М.: «Палея», -1993. — 12 с.
- Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольного учреждения в контексте профессиональной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Барнаул, 1997. — 290 с.
- Васильев Ю.В. Управление целостным учебно-воспитательным процессом // Советская педагогика. 1986. — № 8. — С. 51.
- Васильев Ю.В. Новые подходы в теории управления школой // Советская педагогика. 1989. — № 8. — С. 60.
- Вазина К.Я., Петров Ю. К., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент. М., — 1991. — 265 с.
- Введенов Н.Ф., Кременский В. И., Соотношение структуры и функций в живой природе. М., 1966. — 260 с.
- Вендров Е.Е. Психологические основы управления. М., 1959. — 215 с.
- Введение в научное исследование /Под ред. В.И.Журавлева/. М.: Просвещение, — 1988. — 236 с.
- Володарская И.А., Митина А. М. Проблема целей обучения в современной педагогике. М., — 1980. — 13 с.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. /Пер. с англ. /. М.: «Дело», — 1991. -376 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений /в 6-ти т./. Т. 3. — М.: Педагогика, -1983.- 368 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПИ РСФСР, — 1956. — 519 с.
- В помощь соискателю ученой степени: Справочно-методическое пособие для аспирантов. / Сост. П. А. Шептенко, Г. А. Громова. Барнаул.: Изд-во БГПУ, — 1999. — 102 с.
- Галиева И. Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в детском саду // Дошкольное воспитание. 1991. — № 5. — С. 36−37.
- Гальскова Н.Д., Горчев А. Ю., Никитенко З. Н. Программа по иностранному языку: новые подходы к конструированию // Иностранные языки в школе. 1990. — № 5. — С. 8−13.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Политиздат, — 1972. — 432 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогическом исследовании. Непараметрические методы. М.
- Педагогика, 1977. — 136 с.
- Гончаров В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России: Б.: БГПУ. — 1994. — 376 с.
- Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.: Знание, — 1992. -60 с.
- Гуманизация образования /материалы конференции «Гуманизация образования» /Под ред. И.А.Зимней/. М., — 1996. — 160 с.
- Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. -М.: Белгород, 1995. — 251 с.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. 1995. -№ 1. — С. 29−39.
- Данилов М.А. Педагогический процесс как объект педагогической теории // Вопросы обучения и воспитания. М., — 1972. — С. 67.
- Движущие силы учебно-воспитательного процесса /под ред.
- B.И.Загвязинского/. Тюменский государственный университет, 1983. -154 с. 46. «Детство» /программа развития и воспитания детей в детском саду, под ред. В.И. Логиновой/. Санкт-Петербург.: Изд-во «Акцидент», — 1996. -220 с.
- Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. М.: Новая школа, — 1997. -25 с.
- Дошкольное образование в России. М.: Новая школа, — 1995. — 391 с.
- Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности // Школьные технологии. 1997. — № 3. — С. 14−23.
- Жернакова М. Управление нововведениями // Школа. 1998. — № 2.1. C. 57−65.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992, № 3266−1 вред. Федерального закона от 13.01.1996, № 12 ФЗ «Российская газета» от 23.01.1996. -№ 13.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х томах /Т. 1. Психологическое развитие ребенка/. М.: Педагогика, — 1986. — 266 с.
- Загвязинский В.И., Закирова А. Ф. Идея, замысел, гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. — № 2, — С. 9−14.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Изд. И. М.: «Логос». — 1999. -384 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -Вып. 1.-М.: Знание, 1972. 72 с.
- Карпова Н.И. Управление учебно-воспитательной работой с детьми в малокомплектном детском саду: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Московский государственный педагогический институт. М., -1996.-16 с.
- Капто А.Е. Организация внутришкольного управления. М.: Знание, 1991. -48 с.
- Кларина Л. Проект программы инновационной работы детского сада // Директор школы. 1994. — № 6. — С. 37−49.
- Кларк М. Технология образования и педтехнология // Перспективы. -1983,-№ 2.-С. 78−79.
- Клаус Г. Кибернетика и философия. М. — Л.: Наука, 1963. — 282 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж, НПО «Модек». — 1996. — 400 с.
- Князева О.Л., Маханева М. Д., Стеркина Р. Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. -М.: LINKA PRESS. — 1998. — 62 с.
- Конаржевский Ю.А. О некоторых проблемах управления школой // Педагогика. 1985. — № 2. — С. 50−53.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательногопроцесса и управление школой. М.: Педагогический поиск, -1997. — 79 с.
- Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, -1982.- 191 с.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. — № 9. -С.112
- Корниенко Н.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте системно-средового подхода: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Красноярск, — 1998. — 16 с.
- Концепция дошкольного воспитания. В кн. «Дошкольное образование в России». — М.: Новая школа, — 1995. — С. 9−36.
- Кравцов Г., Бережковская Е., Кравцова Е. Психологические основы программы начального образования «Золотой ключик» // Психологическая наука и образование. 1996. — № 3. — С. 44−53.
- Кричевский В.Ю. Управление школьным коллективом. М., — 1985. -311 с.
- Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. 1997. — № 12. — С. 65−72.
- Кузьмина Н.В. Педагог как организатор педагогического воздействия. В кн. «Основы вузовской педагогики». — Л., — 1972. — С. 45.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. -Гомель.: ГПУ, 1976. — 57 с.
- Ладыженская Т.А., Сорокина Г. И. и др. Детская риторика //Вестник образования. 1994. — № 5−6. — С. 83−93.
- Лазарев B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 12−18.
- Лазарев В., Афанасьева Т. Качества эффективного руководителя // Мир образования. 1996. — № 10. — С. 53−59.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.: 2-е изд. — М.: Политиздат, — 1977. — 304 с.
- Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов Б.Ф. Формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления. М., — 1972. — С. 212 — 236.
- Мангутов И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторские качества. -Л., 1975. -311 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, — 1996, — 308 с.
- Маркова А.К. Виды отношения школьников к учению // Советская педагогика. 1984. — № 11. — С. 20−27.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. — С. 392
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /перевод с английского/. М.: «Дело» ЛТД, — 1994. — 702 с.
- Менеджмент в управлении школой /под ред. Т.И.Шамовой/. М.: Магистр, — 1992. — 232 с.
- Мехти-Заде М.М. К вопросу о научном управлении системой просвещения // Советская педагогика. 1976. — № 10. — С. 12.
- Михайленко Н.Я. Проектирование образовательного процесса // Дошкольное воспитание. 1997. — № 12. — С. 7−11.
- Михайленко Н.Я., Короткова H.A. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. -М., — 1991.-35 с.
- Модель // Большая Советская энциклопедия /в 30 т./. Ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, — 1974. — Т. 16. — С. 399.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебнойдеятельностью: Дисс.. д-ра психол. наук. Киев, — 1988. — 190 с.
- Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
- Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск.: ГУ ПТО адм. Челяб. фил. ИПО МОРФ, — 1995. — 288 с.
- Назарова Т.С. Педтехнологии: новый этап эволюции // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
- Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. -М.: Новая школа, 1993. — 15 с.
- Новые ценности образования. М.: Инноватор — Bennett College, — Вып. 7. -1997.-247 с.
- Общая теория управления /Под ред. А.А.Беляева/. М., 1994. — 300 с.
- Одегов Ю.Г., Маусов Н. К. Эффективные системы управления персоналом /социально-психологический аспект/. М.: Российская экономическая академия, 1993. — 94 с.
- Одинцов П.И., Веретенникова JI.A. Формирование образа идеального руководителя в истории науки управления // Педагогика. 1998. — № 2. -С. 95.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», — 1990. -С. 641.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., — 1988. — С. 250.
- Омаров A.M. Управление и человек. М.: Политиздат, 1989. — 80 с.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. /Под ред.Т.И.Бабаевой/. М&bdquo- - 1985. — 168 с.
- Орлов, А Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования проблемы и перспективы. — М., — 1991. -195 с.
- Орлов А.Н. Организационно-педагогические условия управленияподготовкой учителя.: Дисс.. докт. пед. наук. М. — 1992. — 334 с.
- Орлов A.A. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М., — 1991.-34 с.
- Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы. М.: Экономика, — 1984. — 184 с.
- Парамонова JI.A. Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка // Дошкольное воспитание. 1997.- № 6. С. 76−82.
- Педагогическая диагностика по программе «Развитие» /младший и средний дошкольный возраст/. М.: «Детский центр Венгера», — 1995. -69 с.
- Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, — 1995. — 101 с.
- Поддьяков H.H. Развитие ребенка дошкольника // Педагогика. — 1996. -№ 5.-С. 15−19.
- Поздняк JI.B. Заведующая в системе управления ДОУ // Дошкольное воспитание. 1993. -№ 1. — С. 55−58.
- Поздняк JI.B. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования.: Дисс.. канд. пед. наук. -М. 1984.-204 с.
- Типовое положение о ДОУ // Дошкольное воспитание. 1991. — № 8. -С. 4−12.
- Поташник М.М. Управление современной школой. М., — 1992. — 165 с.
- Поташник М.М. Оптимизация управления школой // Советская педагогика. 1989. — № 4, — С. 35.
- Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой. М.: Новая школа, — 1997. — 350 с.
- Поташник М., Лазарев В. Управление развитием школы. М.: Новаяшкола, 1995. — 464 с.
- Психолого-педагогический словарь. (Под ред. П. И. Пидкасистого. -Ростов-на-Дону, — «Феникс». — 1998. — 500 с.
- Развитие личности и проблемы непрерывного образования. / Тезисы педагогических чтений /. Новосибирск., — 1997. — 20 с.
- Реализация новых управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. // Тезисы четвертой Всероссийской научно-практической конференции /под ред. П.И.Третьякова/. М., — 1998. — 213 с.
- Ромашина С.Я. Обучение студентов речевому общению при формировании профессиональных умений учителя.: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1979- 160 с.
- Рубинштейн С.С. Основы общей психологии. М.: Уч. пед. гиз., — 1946. — 704 с.
- Рубахин В.Ф. Технический прогресс и психологические проблемы управления // Вопросы психологии. 1973. — № 4. — С. 3−16.
- Садовский В.Н. Общая теория систем как метатеория // Вопросы философии. 1972. — № 4. — С. 78−84.
- Сенновский И.Б. Система управленческой деятельности учителя в модульной педтехнологии // Школьные технологии. 1997. — № 2. -С. 13−18.
- Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997. -№ 3. — С. 40−45.
- Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. /Учебное пособие/. — М.: Народное образование, — 1998. — 256 с.
- Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1979. — 16 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. М., — 1995. — 226 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -С.131.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. Н., Шиянов E.H. Педагогика. / Учебное пособие для студентов учебных заведений /. М.: Школа-пресс, 1997. -492 с.
- Сластенин В.А., Руденко Н. Г. О современном подходе к подготовке учителя // Педагог. Барнаул. — 1996. — № 1. — С. 17−28.
- Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания /Под ред. Т.С.Комаровой/. М., -1984.- 179 с.
- Современное образование ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Герценовские чтения. (Тезисы конференции 1997). Санкт-Петербург. — Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. — 1997. — 335 с.
- Советский энциклопедический словарь. М., — 1990. — 1108 с.
- Спасибенко С.Г. Научное управление процессом воспитания -важнейшая функция учителя // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса. М: МГПУ им. В. И. Ленина. — 1980. — С. 14−18.
- Стеркина Р., Князева О. Рекомендации по организации работы ДОУ // Дошкольное воспитание. 1992. — № 2. — С. 46−51.
- Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой. Вопросы теории и практики. М.: Педагогика. — 1991. — 145 с.
- Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. Контроллинг, — 1991. -140 с.
- Ткачева Т.А., Толмачев A.A. Методы сбора, обработки и представленияинформации в педагогическом исследовании. / Методическое пособие для студентов и аспирантов /. Красноярск, — 1996. — 84 с.
- Третьяков П.И. Анализ управленческой деятельности руководителей школ //Советская педагогика. -1991. № 1. — С. 54−59.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.: Новая школа, — 1997.-283 с.
- Третьяков П.И. Основное содержание управленческой деятельности руководителей школ // Мир образования. 1996. — № 1. — С. 54−57.
- Троян А.Н. Функция педагогического анализа в управлении работой дошкольного учреждения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., -1984.-23 с.
- Тюрнпуу J1.A. Проблемные задачи для руководителей школ. Таллин, -1979. — 105 с.
- Упражнения с Монтессори материалом. / Под ред. Е. Хилтунен /. — М. -Рига, — «Эксперимент». — 1995. — 137 с.
- Управление это наука и искусство. /А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор/.- М.: Республика, 1998. — 349 с.
- Ушаков К. От отрицания до вовлеченности. Модель поведения администратора, внедряющего инновации // Директор школы. 1996. -№ 5. — С. 3−7.
- Фишман Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: опыт классификации и конструирования. Санкт-Петербург -Самара, — 1993.-381 с.
- Фишман Л.И. Логика управления школой: Пособие по курсу «Теория управления педагогическими системами» / Серия «Подготовка менеджеров образования». Вып. 3. — Самара.: СИПКРО, — 1996. — 116 с.
- Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А.Б. Орлов/. М.: Просвещение, — 1990. — 192 с.
- Флюмадель M. Мотивация и преподавание иностранных языков. -В кн.: Методика преподавания иностранных языков за рубежом Вып. 2.- М.: Прогресс, 1976. — С. 152 — 166.
- Фрадкин Ф.А. Педагогическая технология в исторической перспективе.- В кн.: История педтехнологии: сборник научных трудов. М., — 1992. -С.12.
- Фуряева Т.В. Дошкольное воспитание за рубежом. Красноярск: РИО КГПУ, — 1999. — 224 с.
- Фуряева Т.В. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной идентичности // Дошкольное воспитание. 1994. — № 9. — С. 78−80.
- Хмель Н.Д. Особенности управления педагогическим процессом в общеобразовательной школе. Алма-Ата.: «Мектеп», — 1986. — 68 с.
- Худоминский П.В. Некоторые теоретические вопросы управления учреждениями просвещения. В кн.: Материалы конференции по вопросам совершенствования форм и методов работы отделов народного образования. — М., — 1978. — С. 44.
- Шамова Т.Н., Нефедова К. А. Совершенствование методов и форм внутришкольного управления // Советская педагогика. 1988. — № 2. -С. 41.
- Шакуров Р.Х. Совершенствовать стиль руководства // Народное образование. 1970. — № 3. — С. 127−133.
- Шалаев И.К. Программно-целевая психология управления. Барнаул, -1998.-215 с.
- Шалаев И.К. Оценка валидности в исследовании эффективности ПЦУ. -Барнаул.: БГПУ. 1990. — 25 с.
- Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, — 1998. — 190 с.
- Шипулин Н.И. Организационно-педагогические условия деятельностиучебно-научно-педагогического комплекса в системе непрерывного образования.: Дисс.. канд. пед. наук. Барнаул, — 1998. — 156 с.
- Широкова Е.Ф. Педагогические технологии важный компонент профессиональной подготовки учителя // Педагог. — Барнаул. — 1997. -№ 1. — С. 19−26.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М. Л., — 1966. — 284 с.
- Щуркова Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса.- М.: Новая школа, — 1993, — 109 с.
- Эверт Н.А. Диагностика мастерства работников образования. -Красноярск, 1995. — 160 с.
- Blankertr Herig. Theorien und Modelle der Didaktik, 3 Aufe Miinchen, Juventa Vere, 1970. — 207 s.
- Allwright R.Z. Motivation the teacher’s responsibilitu. — Englisch Zangrage Teaching, — 1977, v.31, № 4, p. 267 — 274.
- Amidon E.G. Flanders Ned. A. The role of the teacher in the classroom. A manual for understatanding and improving teacher classroom behavior. -Minnenpollis /Minn./ Assoc. for poductive teaching, 1967. — 102 p.
- Likert R. The Human Organisation. N. y. — 1967. — 267 p. — p. 142.
- Khol Josef. Redid cinnost /Josef Khol/. Praha: Stat. ped. na ke. — vl, — 1978.167 p.