Преодоление математических затруднений учащихся при обучении физике в основной школе
Диссертация
При рассмотрении распределения полученных «положительных» и «отрицательных» отметок учащихся в каждой группе до и после эксперимента с помощью критерия согласия Пирсона (хи-квадрат) было установлено, что эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики преодоления математических затруднений учащихся при обучении физике в основной школе, поскольку начальные состояния… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННОЙ С МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗАТРУДНЕНИЯМИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
- 1. 1. Содержание термина «Математические затруднения»
- 1. 2. Математические затруднения школьников как причина снижения интереса к изучению физики
- 1. 3. Математические затруднения школьников как причина негативных результатов обучения физике
- 1. 4. Виды математических затруднений, возникающих у школьников в процессе обучения физике
- 1. 5. Проблема преодоления математических затруднений школьников и пути ее решения
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАТРУДНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
- 2. 1. Причины математических затруднений школьников в процессе обучения физике
- 2. 2. Психолого-педагогические основы преодоления математических затруднений, связанных с рассогласованием программ по математике и физике
- 2. 3. Психолого-педагогические основы преодоления математических затруднений, связанных с несформированностыо у учащихся математических приемов, необходимых для обучения физике
- 2. 4. Модель методики преодоления математических затруднений, возникающих у школьников в процессе обучения физике
- Выводы по главе 2
- ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАТРУДНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
- 3. 1. Выбор учебно-методических комплектов по математике и физике, оптимальных для преодоления математических затруднений школьников
- 3. 2. Планирование работы по преодолению математических затруднений учащихся при обучении физике
- 3. 3. Предупреждение математических затруднений, которые могут возникнуть у учащихся в процессе обучения физике
- 3. 4. Организация помощи учащимся в преодолении математических затруднений, возникших в процессе обучения физике
- Выводы по главе 3
- ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
- 4. 1. Общая характеристика педагогического эксперимента
- 4. 2. Констатирующий эксперимент
- 4. 3. Поисковый эксперимент
- 4. 4. Обучающий эксперимент
- Выводы по главе 4
Список литературы
- Алексеев, O.A. Проверка знаний и умений как фактор активизации учебно-познавательной деятельности слабоуспевающих учащихся: (На примере физики основной школы): дис.. канд. пед наук Текст./ O.A. Алексеев. — Челябинск, 1999. — 211с.
- Алимов, Ш. А. Алгебра: Учеб. для 7 кл. сред. шк. Текст./ Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1993.- 191с.
- Алимов, Ш. А. Алгебра: Учеб. для 8 кл. сред. шк. Текст./ Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 239с.
- Алимов, Ш. А. Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк. Текст./ Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. 8-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 225с.
- Анофрикова, C.B. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 1. Разработка уроков Текст./ C.B. Анофрикова. МПГУ, 2001. — 236 с.
- Архипова, А.И. Теоретические основы учебно-методического комплекса по физике: дис.. канд. пед. наук Текст./ А. И. Архипова. Краснодар, 1998. — 454с.
- Атанасян, JI.C. Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. сред, школы Текст./ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. -М.: Просвещение, 1990. -336с.
- Баженова, Н.М. Методические возможности модели полного усвоения знаний в процессе обучения физике в средней школе.: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. М. Баженова. СПб, 2003. — 212 с.
- Балашов, М.М. Физика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / М. М. Балашов. М.: Просвещение, 1994. — 320с.
- Бауэр, Ф.К. Роль математики при изучении физики в старших классах средней школы: дис.. канд. пед. наук Текст. / Ф. К. Бауэр. Л., 1963.-230с.
- Беспалько, В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний Текст./ В. П. Беспалько // Советская педагогика. -1968. № 4. — С.52−69.
- Бурцева, Н.М. Межпредметные связи как средство формирования ценностного отношения учащихся к физическим знаниям: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. М. Бурцева. СПб., 2001. — 231с.
- Былков, B.C. Формирование понятия о математическом моделировании средствами курса алгебры и начал анализа 9 и 10 кл.: дис. канд. пед. наук Текст. / B.C. Былков. -М., 1986.-195 с.
- Вега, К.Х. Работа с учебником как средство повышения качества обучения физике в школах Кубы: дис.. канд. пед. наук Текст. / К. Х. Вега М., 1987.- 169с.
- Виленкин, Н.Я. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учрежд. Текст. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, A.C. Чесноков, С. И. Шварцбург.- 5-е изд. М.: Мнемозина, 1997. — 384с.
- Виленкин, Н.Я. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учрежд. Текст./ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, A.C. Чесноков, С. И. Шварцбург. 11-е изд., стереотип. — М.: Мнемозина, 2003. — 304с.
- Волков, В.А. Поурочные разработки по физике к учебникам A.B. Перышкина (М.: Дрофа) — C.B. Громова, H.A. Родиной (М.: Просвещение). 7 класс Текст. / В. А. Волков, С. Е. Полянский. М.: ВАКО, 2005.-304с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст. / J1.C. Выготский.- Под ред. В. В. Давыдова. М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с.
- Галкин, A.JI. Информационный метод оценки усвоенности знаний в методике обучения физике: дис.. канд. пед. наук Текст./ А. Л. Галкин. Ижевск, 2000. — 174с.
- Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов Текст. / П. Я. Гальперин. 4-е изд. — М.: «Книжный дом «Университет», 2002. — 336 с.
- Гладышева, Н.К. Методика преподавания физики в 8−9 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя Текст./ Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский. -М.: Просвещение, 1999. 111с.
- Гладышева, Н.К. Физика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский. М.: Просвещение, 1998. — 256с.
- Глазунов, А.Т. Физика: Учеб. для 11 кл. шк. И кл. с углубл. изучением физики Текст. / А. Т. Глазунов, О. Ф. Пинского. 8-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 432с.
- Гловацки, М. Математический язык в обучении физике.: дис. канд. пед. наук Текст. / М. Гловацки. М., 1990. — 256с.
- Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов Текст. / В. Е. Гнурман. 4-е изд., доп. — М.: Высшая школа, 1972. — 368с.
- Гоголашвили, О.В. Реализация межпредметных связей на основе проведения элективных курсов Текст. / О. В. Гоголашвили, H.H. Кузьмин // Физика в школе. 2007. — № 3. — С. 40−44.
- Горстко, А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием Текст. / А. Б. Горстко. -М.: Просвещение, 1980.
- Грабарь, М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М., «Педагогика», 1977,136с.
- Грязева, H.H. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся: дис.. канд. пед. наук Текст. / H.H. Грязева. Челябинск, 1996. — 212с.
- Гуревич, А.Е. Физика. Строение вещества. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст. / А. Е. Гуревич. 3-е изд. — М.: Дрофа, 1999.-192с.
- Гурова, В.Т. Обобщающее повторение курса физики 7−8 классов • общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя Текст./
- В.Т. Гурова. М.: Просвещение, 1997. — 96с.
- Гутник, Е.М. Физика. 8 кл.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику A.B. Перышкина «Физика. 8 класс». Под. ред. Е. М. Гутник Текст./ Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Е. В. Шаронина. М.: Дрофа, 2001.-96с.
- Гутник, Е.М. Физика. 9 кл.: Тематическое и поурочное планирование к к- учебнику A.B. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс» Текст./
- Е.М.Гутник, Е. В. Шаронина, Э. И. Доронина. 3-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2002.-96с.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т1: А-3 Текст./ В. И. Даль. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 640 с.
- Дегтярев, Б.И. Проблема оптимального сочетания общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроках физики (810-е классы): дис,. канд. пед наук Текст./ Б. И. Дегтярев. Киев, 1980.- 172с.
- Дементьева, Е.С. Творческие межпредметные семинары в выпускных гуманитарных классах Текст./ Е. С. Дементьева // Физика в школе. -2007.-№ 3.-С. 34−37.
- Демидова, Т.И. Методика использования моделирования в системе научения физике: дис.. канд. пед. наук Текст./ Т. И. Демидова. -Самара, 2000.- 156с.
- Дереклеева, Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире Текст./ Н. И. Дереклеева. M.: ВАКО, 2004. — 122с.
- Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения Текст./ Н. И. Дереклеева. -М.: 5 за знания, 2005. 192с.
- Донченко, Н.Т. Осуществление взаимосвязи в обучении физике и математике в средней школе (8−10 кл.): дис. канд. пед. наук Текст./ Н. Т. Донченко. Киев, 1983. — 205с.
- Дрибинская, Е.А. Методика вклчения элементов логики в курс физики основной школы: дис.. канд. пед. наук Текст./ Е. А. Дрибинская. -Челябинск, 2002.-235с.
- Жилин, В.И. Моделирование на уроках межпредметного повторения математики и физики: На материале математики и физики 11 кл.: дис.. канд. пед. наук Текст./ В. И. Жилин. Омск, 1999. — 198с.
- Журавлева, Н.С. Мониторинг познавательных умений школьников в процессе обучения физики.: дис.. канд. пед. наук Текст./ Н. С. Журавлева Ишим, 2005. 174 с.
- Жураховский, И.Ф. Формирование умения решать физические задачи учащихся VI-VII классов в условиях осуществления межпредметных связей физики с математикой: дис.. канд. пед наук Текст./ И. Ф. Жураховский. Челябинск, 1980. — 234с.
- Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений Текст./ В. И. Загвязинский Р. Атаханов. 2-е изд. — М.: Академия, 2005.-208 с.
- Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя Текст./ С.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2004. — 175с.
- Зверев, И.Д. Взаимная связь учебных предметов Текст./ И. Д. Зверев. -М.: Знание, 1997.
- Зверева, Н.М. Активация мышления учащихся на уроках физики: Из опыта работы. Пособие для учителей Текст./ Н. М. Зверева. М.:
- Ь- Просвещение, 1980. 112с.
- Зейгарник, Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий. Хрестоматия по общей психологии: психология памяти Текст./ Б. В. Зейгарник. М., 1979
- Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти Текст./ П. И. Зинченко. Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. -М., 1979.-С. 207−216.
- Иваницкий, А.И. Тематический контроль и коррекция знаний по физике в старших классах средней школы: дис.. канд. пед. наук Текст./ А. И. Иваницкий. Киев, 1991. — 245с.
- Иванова, JI.A. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала: Учебное пособие Текст./ JI.A. Иванова. М.: МГПИ им. Ленина, 1978. — 1 Юс.
- Ильина, Н.В. Тематический контроль по физике. Зачеты 7 класс Текст./ Н. В. Ильина М.: Интеллект-Центр, 2000. — 48с.
- Кабардин, О.Ф. Углубленное изучение физики в 10−11 классах: Кн. для учителя Текст./ О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов идр. Под ред. О. Ф. Кабпрдина, В. А. Орлова. — М.: Просвещение, 2002.- 127с.
- Калмыкова, З.И. Психологические предпосылки развивающего обучения Текст./ З. И. Калмыкова // Физика в школе. 1991. — № 3. — с. 69−74.
- Каменецкий, С.Е. Теория и методика обучения физике в школе: i- Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед.
- Текст./ С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др. -Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368с.
- Каменецкий, С.Е. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов Текст./ С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Т. И. Носова и др. Под ред. С. Е. Каменецкого. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -384с.
- Камзеева, Е.Е. Интернет-уроки по физике Текст./ Е. Е. Камзеева // Физика в школе. 2007. — № 3. — С. 54−57.
- Карпиньчик, П. Деятельностный подход к проектированию учебного процесса: На примере обучения физике: дис. д-ра пед. наук Текст./ П. Карпиньчик. М., 1998. — 256с.
- Касьянов, В.А. Физика. 11 кл.: Учебн. для общеобразоват. учреждений Текст./ В. А. Касьянов. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. -416с.
- Кедров, Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук Текст./ Б. М. Кедров. М., 1967. — с.302.
- Кирзовски, Ч. Теория и практика управления деятельностью учащихся по развитию их мышления на уроках физики: дис. д-ра пед. наук Текст./ Ч. Кирзовски. СПб, 2001. — 301с.
- Кирик, JI.A. Физика-8. Методические материалы Текст./ JI.A. Кирик. М.: Илекса, 2004. — 288с.
- Кирик, JT.A. Физика-8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы Текст./ JI.A. Кирик. М.: Илекса, 2004. — 160с.
- Ковалева, С.Я. Методика преодоления психологических затруднений учащихся при решении задач по физике в основной школе: дис.. канд. пед. наук Текст./ С. Я. Ковалева. М., 2004. — 270с.
- Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. Т. 1,2 Текст./ Я. А. Коменский. М., 1982.
- Коновалова, Ю.А. Реализация межпредметных курсов алгебры и физики основной школы в условиях дифференцированного обучения: дис. канд. пед. наук Текст./ Ю. А. Коновалова. М., 2003. -216с.
- Коржуев, A.B. Методические основы реализации сущностного подхода приобучении физики в средней школе.: дис. д-ра пед. наук Текст./ A.B. Коржуев. М., 1998. — 346с.
- Королева, К.П. Межпредметные связи и их влияние на усвоение знаний и формирование способов деятельности учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук Текст./ К. П. Королева. -М., 1968. 16с.
- Ларченкова, JI.A. Методические основы технологии подготовки и проведения уроков решения задач по физике: дисс. канд. пед наук Текст./ Л. А. Ларченкова. СПб, 1999. — 198с.
- Лащенко, О.В. Физика помогает лечить и диагностировать (элективный курс) Текст. / О. В. Лащенко // Физика в школе. 2007. -№ 3. -С. 48−50.
- Лебедева, H.A. Комплекс интегрированных уроков в старшей профильной школе Текст. / H.A. Лебедева // Физика в школе. 2007. -№ 3. — С. 20−22.
- Левина, И.И. Формирование общеинтеллектуальных умений старшеклассников: Учеб. пособие Текст./ И. И. Левина, Ф. Б. Сушкова. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004. — 144с.
- Левитас, Г. Г. Карточки для коррекции знаний по математике для 8−9 классов Текст./ Г. Г. Левитас. М.: Илекса, 2003. — 56с.
- Лобейко, Ю.А. Социальная психология: учебное пособие Текст./ Ю. А. Лобейко, И. В. Кобрянова, Л. Ф. Артеминкова. Ставрополь: АГРУС, 2005.- 116с.
- Лошкарева, H.A. О понятии и видах межпредметных связей Текст./ H.A. Лошкарева//Советская педагогика. -1972.-№ 6.-С.48−55.
- Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7−9 кл.общеобразовательных учреждений Текст./ В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. 18-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 224с.
- Макарычев, Ю.Н. Алгебра: Учеб. для 7 кл. Текст./ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков и др. Под ред. С. А. Теляковского. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 223с.
- Макарычев, Ю.Н. Алгебра: Учеб. для 8 класса общеобразоват. Учреждений Текст./ Ю. Н. Макарычев, И. Т. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Под ред. С. А. Теляковского. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 238с.
- Макарычев, Ю.Н. Алгебра: Учеб. для 9 класса общеобразоват. Учреждений Текст./ Ю. Н. Макарычев, И. Т. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Под ред. С. А. Теляковского. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 272с.
- Максимова, В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: книга для учителя Текст./ В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1984.- 143 с.
- Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе: из опыта работы. Пособие для учителей Текст./ Р. И. Малафеев. М.: Просвещение, 1980. — 127 с.
- Марон, А.Е. Контрольные работы по физике: 7, 8, 9 кл.: Кн. для учителя Текст./ А. Е. Марон, Е. А. Марон. 4-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 79с.
- Мартынова, Н.К. Рабочая тетрадь по физике. 8 класс Текст./ Н. К. Мартынова, Н. И. Иванова, Т. В. Воронина. М.: Просвещение, 2002. — 128 с.
- Межпредметные связи естественно математических дисциплин. Пособие для учителей. Сборник статей Текст./ Под ред.
- В.Н.Федоровой. М.: Просвещение, 1980. — 208с.
- Министерство образования Российской Федерации. Программы для общеобразовательных учреждений. Математика. 5−11 кл. Текст./ Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2002 г.
- Минькова, Р.Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7 кл.: К учебнику A.B. Перышкина «Физика. 7 класс» Текст. / Р. Д. Минькова, E.H. Панаиоти. М.: Издательство «Экзамен», 2003. -127с.
- Моделирование, оптимизация и декомпозиция сложных динамических процессов Текст. /Ответственный ред. член-корр. РАН Ю. Н. Павловский. -М.: Вычислительный центр РАН, 1993.
- Морозов, К.Е. Математическое моделирование в научном познании Текст./ К. Е. Морозов. -М.: Просвещение, 1969.
- Мякишев, Г. Я. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учреждений Текст./ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. 4-е изд. — М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1997. — 254с.
- Образовательные технологии XXI века. ОТ'06. Материалы шестой городской научно-практической конференции Текст./ Под ред. С. И. Гудилиной, K.M. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М. 2006. -390с.
- Одинцова, Н.И. Обучение учащихся средних общеобразовательных учреждений теоретическим методам получения физических знаний: дис. д-ра пед. наук Текст./ Н. И. Одинцова. -М., 2002. -414с.
- Одинцова, Н.И. Яковец, Е.Е. Причины математических затруднений учащихся при изучении физики Текст. / Н. И. Одинцова, Е. Е. Яковец // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. Сборник статей. М.: ГНО Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. -С.203−205.
- Отв. Редактор А. Е. Аникин Коломна, КГПИ, 2006 — 138с. — С. 124 126.
- Одинцова, Н.И., Яковец, Е.Е. Математические затруднения школьников при изучении физики и пути их преодоления Текст./ Н. И. Одинцова, Е.Е. Яковец// Физика в школе. 2007. — № 3. С.22−30.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике / Сост. В. А. Коровин. М.: Дрофа, 2000. — 64 с.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст./ Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: «Современное слово», 2005. — 720 с.
- Педагогическая психология: конспект лекций Текст./ Сост. C.B. Кошелева. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. — 94с.
- Ю7.Перышкин, A.B. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст./ A.B. Перышкие. 4-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2001. -192с
- Ю8.Перышкин, A.B. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст./ A.B. Перышкин. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001.- 192с.
- Перышкин, A.B. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений Текст./ A.B. Перышкин, Е. М. Гутник. 7-е изд., испр. -, М.: Дрофа, 2003.-256с
- Петрова, Е.Б. Интеграция в науке и образовании: история и современность Текст. / Е. Б. Петрова // Физика в школе. 2007. — № 3. -С. 13−20.
- Петрова, И.Н. Педагогические основы межпредметных связей Текст./ И. Н. Петрова. М.: Высшая школа, 1985.
- Петросян, Г. П., Восканян Э. Г., Петросян П. Г. Установление межпредметных связей при пороведении физико-зоологической викторины Текст./ Г. П. Петросян, Э. Г. Восканян, П. Г. Петросян // Физика в школе. 2007. — № 3. — С. 37−39.
- ИЗ.Пилипенко, А. И. Познавательные барьеры в обучении физике и методические принципы их преодоления: дис.. канд. пед наук к Текст./ А. И. Пилипенко. Курск, 1997. — 242с.
- Писку нова, А. И. Теория и практика педагогического эксперимента Текст. / А. И. Пискунова. Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. — М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
- Нб.Полехина, Г. Е. Дифференциальные уравнения как завершающий этап развития методической линии уравнений в школе: дис.. канд. пед. наук Текст./ Г. Е. Полехина. М., 1996.- 227 с.
- Попова, В.А. Физика. 8−9 кл.: Сборник программ элективных курсов Текст./ В. А. Попова. Волгоград: Учитель, 2007. — 191с.
- Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1. Подходы, компоненты, уроки, задания Текст./ Сост. и под ред. Э. М. Браверман: Пособие для учителей и методистов. М.: Ассоциация учителей физики, 2003.-400с.
- Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.2. Развитие мышления: общие представления, обучение мыслительным операциям. Текст./ Сост. и под ред. Э. М. Браверман: Пособие для учителей и методистов. М.: Ассоциация учителей физики, 2003. -272с.
- Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.З. Формирование образного и логического мышления, понимания, памяти. Развитие речи. Текст./ Сост. и под ред. Э. М. Браверман: Пособие для учителей и методистов. М.: Ассоциация учителей физики, 2003. — 360с.
- Прогрммы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 711 кл. Текст./ Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. 3-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2002.-256 с.
- Прояненкова, JI. А. Деятельностный подход в обучении физике Текст./ JLA. Прояненкова // Физика в школе. 2005. — № 1. С. 34−41.
- Психология. Словарь Текст./Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1990
- Пурышева, Н.С. Физика. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений Текст./ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, Д. А. Исаев. М.: Дрофа, 2007. — 255.
- Пурышева, Н.С. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст./ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская М.: Дрофа, 2001.-208 с.
- Пурышева, Н.С. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст./ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская М.: Дрофа, 2001.-208 с.
- Пурышева, Н.С. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская М.: Дрофа, 2006. — 285 с.
- Рабинович, Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7−9 классы. Геометрия Текст./Е.М. Рабинович -М.: Илекса, 2006. -60с.
- Разумовский, В.Г. Методика обучения физике. 7 кл. Текст./ В. Г. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И. Дик, Г. Г. Никифоров, В. Ф. Шилов В.Ф. — Под ред. Г. Г. Никифорова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 175с.
- Разумовский, В.Т. Физика: Учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. Учреждений Текст./ В. Т. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И. Дик, Т. Т. Никифоров, В. Ф. Шилов. Под ред. В. Т. Разумовского, В. А. Орлова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208с.
- Разумовский, В.Т. Физика: Учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений Текст./ В. Т. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И. Дик, Т. Т. Никифоров, В. Ф. Шилов. Под ред. В. Т. Разумовского, В. А. Орлова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 320с.
- Разумовский, В.Т., Орлов В. А., Дик Ю.И., Никифоров Т. Т., Шилов В. Ф. Физика: Учеб. для учащихся 9 кл. общеобразоват. Учреждений Текст./ В. Т. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И. Дик, Т. Т. Никифоров,
- B.Ф. Шилов. Под. ред. В. Т. Разумовского, В. А. Орлова -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 304с.
- Ш. Рассказова, Г. А. Физика. 7−8 классы. Таблицы. Схемы. Примеры решения задач Текст./ Г. А. Рассказова. М.: «Издат-Школа XXI век», 2002. — 80с.
- Родина, H.A. Самостоятельная работа учащихся по физике: 7−8 кл общеобразоват. учреждений: Дидакт. материал Текст./ H.A. Родиной и др.-3-е изд.-М.: Просвещение, 1997.- 127с.
- Российская педагогическая энциклопедия. Текст. -М.: научное из-во «Большая российская энциклопедия», I, II т., 1993.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Текст. /1. C.Л. Рубинштейн.-М., 1989
- Рыков, В.Т. Методика корректировки базовых знаний по физике.: дис.. канд. пед. Наук Текст. / В. Т. Рыков. Краснодар, 2003. — 200 с.
- Сборник нормативных документов. Физика Текст./ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 111 с.
- Сборник нормативных документов. Физика Текст./ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. — 107с.
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208с.
- Семке, А.И. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 кл. Текст./ А. И. Семке. М.: НЦЭНАС, 2006. — 120 с.
- Серополова, Е. Я. Межпредметные связи и формирование * естественнонаучных понятий при обучении физике в основной школе
- Смирнов, A.A. Избранные психологические труды. В 2 тт. Текст./ A.A. Смирнов М.: Педагогика, 1987. — Т. 2. — 344 с.
- Смирнов, A.B. Оборудование школьного физического кабинета: Учебное пособие для студентов педагогических вузов Текст./ A.B. Смирнов, C.B. Степанов. Под ред. A.B. Смирнова. — М.: изд-во «Школа Будущего», 2001. — 168с.
- Современный толковый словарь русского языка Текст./ Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2006. — 960 с.
- Солощенко, М.Ю. Методические особенности решения задач межпредметного содержания Текст./ М. Ю. Солощенко // Актуальные вопросы преподавания физико-математических дисциплин. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2003. С. 137 — 146.
- Старцева, E.B. Реализации МПС физики и математики в средней школе. (На примере факультативного курса «Вектор в физике и математике»).: дис.. канд. пед. наук Текст./ Е. В. Старцева. М., 2000.-170 с.
- Степанов, П.В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. Учебное пособие Текст./ П. В. Степанов. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 64с.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип Текст./ Н. Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288с.
- Темина, С.Ю. По пути развития школьника Текст./ С. Ю. Темина. -* М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж:
- Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 176с.
- Учебник физики в современной школе. Часть первая. Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования. Городской научно-информационно-методический центр Текст. 2003.
- Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах Текст./ К. Д. Ушинский. Под редакцией А. И. Пискунова, Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. — М.: Педагогика, 1974.
- Фадеева, A.A. Физика: Молекулярная физика и термодинамика с основами общей астрономии: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений Текст./ A.A. Фадеева, Д. Ф. Киселев, A.B. Засов, Э. В. Кононович. Под ред. A.A. Фадеевой. — М.: Просвещение, 2000. -206с.
- Федеральный комплект учебников: Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на 2001/2002 уч. год Текст. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2001. — 79с.
- Федорец, Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения Текст./ Г. Ф. Федорец. JL, 1983.
- Фоминых, Ю.Ф. Прикладные задачи по алгебре для 7−9 классов: Кн. для учителя Текст./ Ю. Ф. Фоминых. М.: Просвещение, 1999. — 112 с.1 158. Формирование приемов математического мышления Текст./ Под ред.
- Н.Ф. Талызиной. М.: ТОО «Вентана-Граф», 1995. — 231 с.
- Ханнанова, Т.А., Некоторые недостатки в подготовке выпускников к тестированию по физике Текст./ Т. А. Ханнанова // Физика в школе. -2005. -№ 1.С. 45−48.
- Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие Текст./ И. Ф. Харламов. -4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2002. — 519с.
- Черепанов, B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях Текст./ B.C. Черепанов. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.
- Черкес-Заде, Н. М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса. Автореф. дис. канд. пед. наук Текст./ Н.М. Черкес-Заде. — М., 1968. — 16с.
- Шевцов, В.А. Физика для учащихся 9 класса. Способы решения экзаменационных задач Текст./ В. А. Шевцов. Волгоград: изд. «Братья Гринины», 1995. — 64 с.
- Шеффер, О.Р. Методика формирования у учащихся умений комплексно применять знания для решения физических задач: На материале физики X класса.: дис.. канд. пед. наук Текст./ О. Р. Шеффер. Челябинск, 1999. — 160с.
- Щербаков, Р.Н. Ценностные аспекты процесса обучения и воспитания на уроках физики. Монография Текст./ Р. Н. Щербаков. М.: Прометей, 1998.-267с.
- Яковец, Е.Е. Математические затруднения учащихся при изучении физики в основной школе Текст./ Е. Е. Яковец // Новые технологии в преподавании физики. Школа и ВУЗ: Материалы международной конференции МПГУ 14−16 марта 2005 г. М.: МПГУ, 2005. — С.80−82.