Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Преодоление математических затруднений учащихся при обучении физике в основной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При рассмотрении распределения полученных «положительных» и «отрицательных» отметок учащихся в каждой группе до и после эксперимента с помощью критерия согласия Пирсона (хи-квадрат) было установлено, что эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики преодоления математических затруднений учащихся при обучении физике в основной школе, поскольку начальные состояния… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННОЙ С МАТЕМАТИЧЕСКИМИ ЗАТРУДНЕНИЯМИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
    • 1. 1. Содержание термина «Математические затруднения»
    • 1. 2. Математические затруднения школьников как причина снижения интереса к изучению физики
    • 1. 3. Математические затруднения школьников как причина негативных результатов обучения физике
    • 1. 4. Виды математических затруднений, возникающих у школьников в процессе обучения физике
    • 1. 5. Проблема преодоления математических затруднений школьников и пути ее решения
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАТРУДНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
    • 2. 1. Причины математических затруднений школьников в процессе обучения физике
    • 2. 2. Психолого-педагогические основы преодоления математических затруднений, связанных с рассогласованием программ по математике и физике
    • 2. 3. Психолого-педагогические основы преодоления математических затруднений, связанных с несформированностыо у учащихся математических приемов, необходимых для обучения физике
    • 2. 4. Модель методики преодоления математических затруднений, возникающих у школьников в процессе обучения физике
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАТРУДНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
    • 3. 1. Выбор учебно-методических комплектов по математике и физике, оптимальных для преодоления математических затруднений школьников
    • 3. 2. Планирование работы по преодолению математических затруднений учащихся при обучении физике
    • 3. 3. Предупреждение математических затруднений, которые могут возникнуть у учащихся в процессе обучения физике
    • 3. 4. Организация помощи учащимся в преодолении математических затруднений, возникших в процессе обучения физике
  • Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 4. 1. Общая характеристика педагогического эксперимента
    • 4. 2. Констатирующий эксперимент
    • 4. 3. Поисковый эксперимент
    • 4. 4. Обучающий эксперимент
  • Выводы по главе 4

Преодоление математических затруднений учащихся при обучении физике в основной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди задач современного школьного образования одно из центральных мест занимает задача всестороннего развития личности школьников. Для ее решения у учащихся должны быть сформированы способности к целостному восприятию окружающего мира, установлены связи между различными областями наук. Это делает необходимым использование межпредметных связей в процессе обучения.

Проблема реализации межпредметных связей в школьном образовании не является новой. Основу для ее изучения заложили Я. А. Коменский, Дж. Локк, К. Д. Ушинский и др. В области теории и методики обучения физике вопросам межпредметных связей физики и математики посвящены работы Н. М. Бурцевой, М. Гловацки, В. И. Жилина, И. Д. Зверева, Е. В. Старцевой, В. Н. Федоровой и др.

В последние годы проблема реализации межпредметных связей встает с особой остротой в связи с вариативностью школьных программ. Многообразие программ и раскрывающих их содержание учебников приводит к рассогласованию курсов математики и физики. В результате учителя физики все чаще сталкиваются с затруднениями учащихся, источником которых является неумение применить тот или иной математический прием в конкретной ситуации.

Изучение научно-методических исследований и констатирующий эксперимент показал, что затруднения такого рода (математические затруднения) оказывают негативное влияние на процесс обучения физике в школе: являются одной из причин снижения интереса к предмету «Физика» и не позволяют в полной мере удовлетворить требованиям образовательного стандарта по физике.

В связи с этим встает задача организации помощи учащимся в преодолении затруднений, возникающих в процессе обучения физике и имеющих «математическую природу», то есть обусловленных недостаточностью математических знаний и несформированностью математических приемов, необходимых для освоения школьного курса физики.

В рамках исследования проблемы межпредметных связей вопрос о затруднениях учащихся как специальный ранее не ставился. Материал для его решения можно найти в работах по теории и методике обучения физике.

A.И. Архиповой, Н. М. Баженовой, М. Гловацки, С Я. Ковалевой,.

B.Н. Максимовой, А. И. Пилипенко, В. Т. Рыкова, Т. А. Ханнановой, О. Р. Шефер и др., которые затрагивают проблемы преодоления тех или иных затруднений школьников.

Так, например, А. И. Пилипенко для преодоления «психолого-познавательных барьеров» предлагает, использовать элементы занимательности, фиксируя при этом внимание обучаемого на осознании его интеллектуальных затруднений, обучаемый в процессе такой работы должен понять как и почему появляются ошибки [113, с. 148].

С.Я. Ковалева вводит понятие «психологические затруднения учащихся в процессе решения физических задач» и рекомендует оптимизировать методы преодоления затруднений в зависимости от конкретной ситуации. Например, метод образцов и примеров решений максимально эффективен для средних по успеваемости учащихся [68, с. 170].

Баженова Н.М. изучала «методические возможности модели полного усвоения знаний в процессе обучения физике в средней школе». По мнению автора для полного усвоения знаний по физике и избежания различного рода затруднений учащихся необходим «индивидуальный учет достижений каждого ученика» и дифференциация «обучения по уровню усвоения с обязательным достижением всеми учащимися базового уровня усвоения материала» [8, с. 186].

Вопросы корректировки базовых знаний учащихся средних школ исследовались В. Т. Рыковым. Автор говорит о том, что иногда требования дисциплины могут быть неадекватны реальной базе остаточных знаний по смежной дисциплине вплоть до полного не узнавания, например, математических соотношений [137, с.46]. Решение этой проблемы предлагается в виде методики, основанной на средствах информационных технологий («компьютерное тестирование»)[137, с.58]).

Таким образом, сделано немало, однако задача разработки методики преодоления математических затруднений учащихся ни одним из авторов как специальная не ставилась и не нашла должного отражения в методических руководствах для учителя.

Констатирующий эксперимент показал, что хотя необходимость помощи учащимся в преодолении математических затруднений осознается учителями и имеются отдельные методические находки в этой области, но целенаправленная и планомерная работа по преодолению различных видов математических затруднений в практике школы отсутствует, и вопросы преодоления математических затруднений остаются нерешенными. В связи с вышесказанным, можно утверждать, что актуальность темы исследования обусловлена следующим противоречием: с одной стороны, для того чтобы сформировать устойчивый интерес к изучению физики и выполнить требования Образовательного стандарта основного общего образования по физике, необходимо помочь учащимся преодолеть математические затруднения, возникающие в процессе обучения физике, с другой стороны, методика, позволяющая целенаправленно осуществлять эту помощь, не разработана.

Существование названного противоречия подтверждает актуальность исследования, проблемой которого является поиск ответа на вопрос:

Каким образом можно помочь учащимся основной школы преодолеть математические затруднения при обучении физике?

Объект исследования — процесс обучения физике учащихся основной общеобразовательной школы.

Предмет исследования — методика преодоления математических затруднений учащихся при обучении физике в основной школе.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методики, способствующей преодолению математических затруднений учащихся при обучении физике в основной школе.

Анализ научной, учебно-методической, учебной литературы и нормативных документов, результаты констатирующего и поискового экспериментов позволили сформулировать гипотезу исследования.

Если выявить виды и причины математических затруднений и на этой основе вести целенаправленную работу по предупреждению и преодолению имеющихся у учащихся математических затруднений на основе деятельностного и индивидуального подходов к обучению учащихся, то это обеспечит повышение уровня усвоения учащимися физических знаний.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить виды математических затруднений учащихся при обучении физике.

2. Определить возможные причины математических затруднений учащихся при обучении физике.

3. С учетом выявленных типов математических затруднений и причин их возникновения предложить модель методики преодоления математических затруднений учащихся при обучении физике.

4. Разработать методику преодоления математических затруднений учащихся при обучении физике в основной школе.

5. Экспериментально проверить гипотезу исследования. Теоретическую основу исследования составляют: работы по анализу межпредметных связей в обучении (Ф.К. Бауэр, Н. М. Бурцева, О. В. Гоголашвили, H.H. Кузьмин, Н. Т. Донченко, Е. А. Дрибинская, В. И. Жилин, И. Ф. Жураховский, И. Д. Зверев, Б. М. Кедров, Ю. А. Коновалова, К. П. Королева, H.A. Лошкарева, В. Н. Максимова, В. Н. Федорова, И. Н. Петрова, М. Ю. Солощенко, Е. В. Старцева, К. Д. Ушинский, Г. Ф. Федорец, Н.М. Черкес-Заде и др.) — работы по анализу затруднений учащихся при изучении физики в школе (O.A. Алексеев, Н. М. Баженова, В. К. Хильда, М. Гловацки, С. Я. Ковалева, А. И. Пилипенко, В. Т. Рыков, Т. А. Ханнанова, O.P. Шефер и др.) — работы психологов по исследованию особенностей памяти (Б.В. Зейгарник, П. И. Зинченко, A.A. Смирнов и др.) — «> психолого-педагогические работы в области деятельностного подхода.

JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.) — работы по использованию деятельностного подхода к обучению физике (C.B. Анофрикова, П. Карпиньчик, Ч. Кирзовски, Н. И. Одинцова, JI.A. Прояненкова и др.) — работы по методологии педагогических исследований (A.JL Галкин, B.C. Черепанов и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы Ь исследования: анкетирование учителей и учащихся, анализ письменных работ учащихсятеоретический анализ (изучение и анализ научной литературы и учебно-нормативных документов, их сопоставление и сравнение) — моделирование (при создании методики преодоления математических затруднений учащихся при обучении физике) — экспериментальная работа констатирующего, поискового и обучающего характера с соответствующими измерениями, качественным и i количественным анализом результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены и систематизированы основные математические затруднения учащихся при обучении физике в основной школесреди них выделены общие математические затруднения (характерные для учащихся с 7 по 9 класс) и специальные (характерные в большей степени для учащихся определенного класса: 7, 8 или 9);

— создана модель методики преодоления математических затруднений, 1 основанная на деятельностном подходе к обучению, которая содержит описание деятельности учителя по организации предупреждения возможных и помощи в преодолении существующих математических затруднений учащихся при обучении физике;

— разработана методика преодоления математических затруднений учащихся, включающая 1) диагностику математических затруднений общих для группы учащихся и индивидуальных для каждого, 2) выявление причин этих затруднений (несогласованность программ по математике и физике, несформированность математического приема или неумение применить математический прием к физической ситуации) — 3) способы устранения каждой из причин математических затруднений.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что:

— введено понятие «математическое затруднение» как одного из видов «затруднений» учащихся, возникающих при обучении физике;

— установлена зависимость между наличием математических затруднений учащихся и их интересом к физике;

— определены и систематизированы основные виды математических затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения физике;

— выявлены причины математических затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения физике, характерные для современного этапа основного общего образования по физике;

— разработана модель преодоления математических затруднений, учитывающая основные виды математических затруднений учащихся при обучении физике, и возможные причины их возникновения.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Разработаны диагностические средства для выявления математических затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения физике.

2. Предложена методика анализа учебно-методических комплектов по «математике и физике, помогающая выбрать их оптимальное сочетание для преодоления математических затруднений, связанных с рассогласованием программ по физике и математике.

3. Разработано учебно-методическое обеспечение к темам курса физики 7−9 классов для организации работы по профилактике и преодолению математических затруднений учащихся при обучении физике (коррекционные карточки, листы рабочих тетрадей, дополнительный теоретический материал к учебникам, домашние задания для повторения математических приемов, методические рекомендации для учителей физики и математики).

Исследование осуществлялось с 2002 г. по 2007 г. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2002;2004 гг.) осуществлялось изучение состояния проблемы, выяснялась актуальность проблемы исследования и уточнялась ее формулировка. Для этого был проведен обзор научной литературы по педагогике, психологии и методике преподавания физики и констатирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент был направлен на выявление у школьников основных математических затруднений. В ходе эксперимента использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ контрольных и лабораторных работ.

На этом этапе была сформулирована проблема исследования, решен вопрос ее актуальности, выявлены основные виды математических затруднений учащихся при обучении физике.

На втором этапе исследования (2004 — 2006 гг.) продолжалось изучение публикаций по теме исследования. На основе теоретического анализа и поискового эксперимента была сформулирована гипотеза исследования.

Проблема преодоления математических затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения физике, изучалась теоретически с помощью анализа литературы по теме исследования и результатов констатирующего эксперимента. В результате была разработана модель преодоления математических затруднений учащихся. Проведенный затем поисковый эксперимент способствовал уточнению разработанной модели преодоления математических затруднений и получению предварительных выводов о ее эффективности.

На третьем этапе исследования (2006 — 2007 гг.) проводился систематический обучающий эксперимент, который был направлен на проверку эффективности разработанной методики преодоления математических затруднений, возникающих у учащихся в процессе обучения физике в основной школе.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на: Международной конференции (ФССО — 07) РГПУ им. А. И. Герцена (2007 г.), научно-методических конференциях МПГУ (2005, 2006, 2007 гг.), Всероссийской научно-практической конференции в г. Коломна (2006 г.), научно-методических семинарах при кафедре теории и методики обучения физике МПГУ (2005,2006, 2007 гг.).

Результаты исследования внедрены в ГОУСОШ № 511, 1508 г. Москвы и МОУСОШ им. Джанибекова с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Для того чтобы повысить уровень усвоения учащимися физических знаний и познавательный интерес к предмету «Физика», необходимо в процессе преподавания физики организовывать целенаправленную помощь учащимся по выявлению, предупреждению и преодолению математических затруднений.

2. Математические затруднения учащихся при обучении физике можно классифицировать по видам деятельности, в процессе которой возникают математические затруднения (при решении задач, при выполнении лабораторных работ, при изучении теоретического материала) и по математическим приемам, применение которых к физическим ситуациям вызывает затруднения у школьников (действия с векторами, приведение чисел к стандартному виду и др.).

3. Основными причинами математических затруднений всех перечисленных типов являются следующие: программы по математике и.

11 физике не полностью согласованы между собойне все учащиеся владеют математическими приемами, необходимыми для освоения школьного курса физикине все учащиеся могут применить математические приемы, которым их обучают на уроках математики, к физическим ситуациям.

4. Методика преодоления математических затруднений должна быть направлена на диагностику видов математических затруднений учащихся при обучении физике, выявление причин их возникновения и организацию помощи учащимся по их устранению. Помощь учащимся включает общую для всего класса профилактику возможных математических затруднений учащихся при обучении физике и индивидуальную работу по преодолению имеющихся у школьников математических затруднений.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (168 наименований) и трех приложений. Диссертация содержит 155 страниц основного текста, 35 таблиц, 7 схем, 9 диаграмм, 1 рисунок. Общий объем составляет 174 страницы.

Выводы по главе 4.

В ходе констатирующего эксперимента была сформулирована проблема исследования, решен вопрос ее актуальности, выделены виды и причины математических затруднений.

В процессе поискового эксперимента на основе анализа учебников математики, физики и выявленных на этапе констатирующего эксперимента причин математических затруднений были определены разные способы их преодоления.

На этом этапе были разработаны коррекционные карточки с заданиями по физике и математике для учащихся 7−9 классов по всем темам курса физики, а также другие дидактические материалы (листы рабочей тетради, тексты-приложения к учебнику физики, ориентировочные карты, домашние задания для актуализации математических знаний).

На этапе обучающего эксперимента проверялась гипотеза исследования. В качестве характеристики усвоения материала была выбрана успеваемость и количество математических затруднений. Считалось, что уровень усвоения тем выше, чем выше успеваемость и меньше число математических затруднений.

Статистическая обработка данных осуществлялась с применением критерия согласия Пирсона (хи-квадрат), критерия знаков и метода вычисления коэффициента полноты выполнения математической составляющей проверочной работы каждого учащегося.

При рассмотрении распределения полученных «положительных» и «отрицательных» отметок учащихся в каждой группе до и после эксперимента с помощью критерия согласия Пирсона (хи-квадрат) было установлено, что эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики преодоления математических затруднений учащихся при обучении физике в основной школе, поскольку начальные состояния экспериментальной и контрольной групп совпадают (%2=0,4 меньше Хосп на уровне значимости 0,01), а конечные — различаются (X2 = 8,1 больше Хо, о1 = 6,6 на уровне значимости 0,01).

С помощью критерия знаков (сопоставление отметок каждого учащегося в начале и в конце эксперимента) было доказано, что уровень успеваемости учащихся экспериментальных классов повысился после применения методики преодоление математических затруднений учащихся при обучении физике, а уровень успеваемости учащихся контрольных классов не изменился.

Путем вычисления коэффициента полноты выполнения математической составляющей проверочной работы каждого учащегося и последующего распределения учащихся контрольной и экспериментальной групп по уровням успешности выполнения задания было определено, что количество математических затруднений учащихся после обучения по предложенной методике уменьшилось.

Таким образом, результаты обучающего эксперимента говорят в пользу истинности гипотезы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью исследования являлось теоретическое обоснование и разработка методики, способствующих преодолению математических затруднений учащихся на уроках физики. Для достижения этой цели:

— выявлено содержание термина «математические затруднения»;

— проведена классификация математических затруднений;

— установлены основные причины математических затруднений школьников в процессе обучения физике;

— выявлены психолого-педагогические основы преодоления математических затруднений, связанных с рассогласованием программ по математике и физике и с несформированностью у учащихся математических приемов, необходимых для обучения физике;

— составлена модель методики преодоления математических затруднений школьников при обучении физике, включающая предупреждение возможных и преодоление существующих математических затруднений;

— предложены пути реализации модели в условиях современной школы.

Педагогический эксперимент показал: материал усвоен в экспериментальной группе на более высоком уровне, чем в контрольной группе. При этом в экспериментальной группе вырос уровень усвоения материала, а уровень усвоения материала контрольной группы оказался ниже, чем в экспериментальной группе. Выявлено так же, что меньшая доля учащихся экспериментальной группы испытывает математические затруднения по сравнению с учащимися контрольной группы. Все это в целом позволяет сделать вывод том, что разработанная методика позволяет уменьшить количество математических затруднений учащихся при обучении физике и приводит школьников к повышению уровня усвоения физических знаний.

Проведенное исследование позволяет сделать заключение о том, что учащимся можно помочь в преодолении математических затруднений при обучении физике, если:

— своевременно выявить математические затруднения каждого ученика, определить их вид и причины;

— определить области рассогласований и спланировать работу по предупреждению и преодолению математических затруднений;

— применить методику преодоления МЗ, включающую предупреждение и преодоление математических затруднений учащихся при обучении физике.

Таким образом, цель исследования можно считать достигнутой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A. Проверка знаний и умений как фактор активизации учебно-познавательной деятельности слабоуспевающих учащихся: (На примере физики основной школы): дис.. канд. пед наук Текст./ O.A. Алексеев. — Челябинск, 1999. — 211с.
  2. , Ш. А. Алгебра: Учеб. для 7 кл. сред. шк. Текст./ Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1993.- 191с.
  3. , Ш. А. Алгебра: Учеб. для 8 кл. сред. шк. Текст./ Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 239с.
  4. , Ш. А. Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк. Текст./ Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. 8-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 225с.
  5. , C.B. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 1. Разработка уроков Текст./ C.B. Анофрикова. МПГУ, 2001. — 236 с.
  6. , А.И. Теоретические основы учебно-методического комплекса по физике: дис.. канд. пед. наук Текст./ А. И. Архипова. Краснодар, 1998. — 454с.
  7. , JI.C. Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. сред, школы Текст./ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. -М.: Просвещение, 1990. -336с.
  8. , Н.М. Методические возможности модели полного усвоения знаний в процессе обучения физике в средней школе.: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. М. Баженова. СПб, 2003. — 212 с.
  9. , М.М. Физика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / М. М. Балашов. М.: Просвещение, 1994. — 320с.
  10. , Ф.К. Роль математики при изучении физики в старших классах средней школы: дис.. канд. пед. наук Текст. / Ф. К. Бауэр. Л., 1963.-230с.
  11. , В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний Текст./ В. П. Беспалько // Советская педагогика. -1968. № 4. — С.52−69.
  12. , Н.М. Межпредметные связи как средство формирования ценностного отношения учащихся к физическим знаниям: дис.. канд. пед. наук Текст. / Н. М. Бурцева. СПб., 2001. — 231с.
  13. , B.C. Формирование понятия о математическом моделировании средствами курса алгебры и начал анализа 9 и 10 кл.: дис. канд. пед. наук Текст. / B.C. Былков. -М., 1986.-195 с.
  14. , К.Х. Работа с учебником как средство повышения качества обучения физике в школах Кубы: дис.. канд. пед. наук Текст. / К. Х. Вега М., 1987.- 169с.
  15. , Н.Я. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учрежд. Текст. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, A.C. Чесноков, С. И. Шварцбург.- 5-е изд. М.: Мнемозина, 1997. — 384с.
  16. , Н.Я. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учрежд. Текст./ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, A.C. Чесноков, С. И. Шварцбург. 11-е изд., стереотип. — М.: Мнемозина, 2003. — 304с.
  17. , В.А. Поурочные разработки по физике к учебникам A.B. Перышкина (М.: Дрофа) — C.B. Громова, H.A. Родиной (М.: Просвещение). 7 класс Текст. / В. А. Волков, С. Е. Полянский. М.: ВАКО, 2005.-304с.
  18. , JI.C. Педагогическая психология Текст. / J1.C. Выготский.- Под ред. В. В. Давыдова. М.: ACT: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с.
  19. , A.JI. Информационный метод оценки усвоенности знаний в методике обучения физике: дис.. канд. пед. наук Текст./ А. Л. Галкин. Ижевск, 2000. — 174с.
  20. , П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов Текст. / П. Я. Гальперин. 4-е изд. — М.: «Книжный дом «Университет», 2002. — 336 с.
  21. , Н.К. Методика преподавания физики в 8−9 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя Текст./ Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский. -М.: Просвещение, 1999. 111с.
  22. , Н.К. Физика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / Н. К. Гладышева, И. И. Нурминский. М.: Просвещение, 1998. — 256с.
  23. , А.Т. Физика: Учеб. для 11 кл. шк. И кл. с углубл. изучением физики Текст. / А. Т. Глазунов, О. Ф. Пинского. 8-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 432с.
  24. , М. Математический язык в обучении физике.: дис. канд. пед. наук Текст. / М. Гловацки. М., 1990. — 256с.
  25. , В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов Текст. / В. Е. Гнурман. 4-е изд., доп. — М.: Высшая школа, 1972. — 368с.
  26. , О.В. Реализация межпредметных связей на основе проведения элективных курсов Текст. / О. В. Гоголашвили, H.H. Кузьмин // Физика в школе. 2007. — № 3. — С. 40−44.
  27. , А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием Текст. / А. Б. Горстко. -М.: Просвещение, 1980.
  28. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М., «Педагогика», 1977,136с.
  29. , H.H. Творческие задачи по физике как средство формирования познавательной деятельности учащихся: дис.. канд. пед. наук Текст. / H.H. Грязева. Челябинск, 1996. — 212с.
  30. , А.Е. Физика. Строение вещества. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст. / А. Е. Гуревич. 3-е изд. — М.: Дрофа, 1999.-192с.
  31. , В.Т. Обобщающее повторение курса физики 7−8 классов • общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя Текст./
  32. В.Т. Гурова. М.: Просвещение, 1997. — 96с.
  33. , Е.М. Физика. 8 кл.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику A.B. Перышкина «Физика. 8 класс». Под. ред. Е. М. Гутник Текст./ Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Е. В. Шаронина. М.: Дрофа, 2001.-96с.
  34. , Е.М. Физика. 9 кл.: Тематическое и поурочное планирование к к- учебнику A.B. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс» Текст./
  35. Е.М.Гутник, Е. В. Шаронина, Э. И. Доронина. 3-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2002.-96с.
  36. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т1: А-3 Текст./ В. И. Даль. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 640 с.
  37. , Б.И. Проблема оптимального сочетания общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся на уроках физики (810-е классы): дис,. канд. пед наук Текст./ Б. И. Дегтярев. Киев, 1980.- 172с.
  38. , Е.С. Творческие межпредметные семинары в выпускных гуманитарных классах Текст./ Е. С. Дементьева // Физика в школе. -2007.-№ 3.-С. 34−37.
  39. , Т.И. Методика использования моделирования в системе научения физике: дис.. канд. пед. наук Текст./ Т. И. Демидова. -Самара, 2000.- 156с.
  40. , Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире Текст./ Н. И. Дереклеева. M.: ВАКО, 2004. — 122с.
  41. , Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения Текст./ Н. И. Дереклеева. -М.: 5 за знания, 2005. 192с.
  42. , Н.Т. Осуществление взаимосвязи в обучении физике и математике в средней школе (8−10 кл.): дис. канд. пед. наук Текст./ Н. Т. Донченко. Киев, 1983. — 205с.
  43. , Е.А. Методика вклчения элементов логики в курс физики основной школы: дис.. канд. пед. наук Текст./ Е. А. Дрибинская. -Челябинск, 2002.-235с.
  44. , В.И. Моделирование на уроках межпредметного повторения математики и физики: На материале математики и физики 11 кл.: дис.. канд. пед. наук Текст./ В. И. Жилин. Омск, 1999. — 198с.
  45. , Н.С. Мониторинг познавательных умений школьников в процессе обучения физики.: дис.. канд. пед. наук Текст./ Н. С. Журавлева Ишим, 2005. 174 с.
  46. , И.Ф. Формирование умения решать физические задачи учащихся VI-VII классов в условиях осуществления межпредметных связей физики с математикой: дис.. канд. пед наук Текст./ И. Ф. Жураховский. Челябинск, 1980. — 234с.
  47. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений Текст./ В. И. Загвязинский Р. Атаханов. 2-е изд. — М.: Академия, 2005.-208 с.
  48. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя Текст./ С.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2004. — 175с.
  49. , И.Д. Взаимная связь учебных предметов Текст./ И. Д. Зверев. -М.: Знание, 1997.
  50. , Н.М. Активация мышления учащихся на уроках физики: Из опыта работы. Пособие для учителей Текст./ Н. М. Зверева. М.:
  51. Ь- Просвещение, 1980. 112с.
  52. , Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий. Хрестоматия по общей психологии: психология памяти Текст./ Б. В. Зейгарник. М., 1979
  53. , П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти Текст./ П. И. Зинченко. Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. -М., 1979.-С. 207−216.
  54. , А.И. Тематический контроль и коррекция знаний по физике в старших классах средней школы: дис.. канд. пед. наук Текст./ А. И. Иваницкий. Киев, 1991. — 245с.
  55. , JI.A. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала: Учебное пособие Текст./ JI.A. Иванова. М.: МГПИ им. Ленина, 1978. — 1 Юс.
  56. , Н.В. Тематический контроль по физике. Зачеты 7 класс Текст./ Н. В. Ильина М.: Интеллект-Центр, 2000. — 48с.
  57. , О.Ф. Углубленное изучение физики в 10−11 классах: Кн. для учителя Текст./ О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов идр. Под ред. О. Ф. Кабпрдина, В. А. Орлова. — М.: Просвещение, 2002.- 127с.
  58. , З.И. Психологические предпосылки развивающего обучения Текст./ З. И. Калмыкова // Физика в школе. 1991. — № 3. — с. 69−74.
  59. , С.Е. Теория и методика обучения физике в школе: i- Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед.
  60. Текст./ С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др. -Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368с.
  61. , С.Е. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учеб. пособие для студ. пед. вузов Текст./ С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Т. И. Носова и др. Под ред. С. Е. Каменецкого. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -384с.
  62. , Е.Е. Интернет-уроки по физике Текст./ Е. Е. Камзеева // Физика в школе. 2007. — № 3. — С. 54−57.
  63. , П. Деятельностный подход к проектированию учебного процесса: На примере обучения физике: дис. д-ра пед. наук Текст./ П. Карпиньчик. М., 1998. — 256с.
  64. , В.А. Физика. 11 кл.: Учебн. для общеобразоват. учреждений Текст./ В. А. Касьянов. 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. -416с.
  65. , Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук Текст./ Б. М. Кедров. М., 1967. — с.302.
  66. , Ч. Теория и практика управления деятельностью учащихся по развитию их мышления на уроках физики: дис. д-ра пед. наук Текст./ Ч. Кирзовски. СПб, 2001. — 301с.
  67. , JI.A. Физика-8. Методические материалы Текст./ JI.A. Кирик. М.: Илекса, 2004. — 288с.
  68. , JT.A. Физика-8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы Текст./ JI.A. Кирик. М.: Илекса, 2004. — 160с.
  69. , С.Я. Методика преодоления психологических затруднений учащихся при решении задач по физике в основной школе: дис.. канд. пед. наук Текст./ С. Я. Ковалева. М., 2004. — 270с.
  70. , Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. Т. 1,2 Текст./ Я. А. Коменский. М., 1982.
  71. , Ю.А. Реализация межпредметных курсов алгебры и физики основной школы в условиях дифференцированного обучения: дис. канд. пед. наук Текст./ Ю. А. Коновалова. М., 2003. -216с.
  72. , A.B. Методические основы реализации сущностного подхода приобучении физики в средней школе.: дис. д-ра пед. наук Текст./ A.B. Коржуев. М., 1998. — 346с.
  73. , К.П. Межпредметные связи и их влияние на усвоение знаний и формирование способов деятельности учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук Текст./ К. П. Королева. -М., 1968. 16с.
  74. , JI.A. Методические основы технологии подготовки и проведения уроков решения задач по физике: дисс. канд. пед наук Текст./ Л. А. Ларченкова. СПб, 1999. — 198с.
  75. , О.В. Физика помогает лечить и диагностировать (элективный курс) Текст. / О. В. Лащенко // Физика в школе. 2007. -№ 3. -С. 48−50.
  76. , H.A. Комплекс интегрированных уроков в старшей профильной школе Текст. / H.A. Лебедева // Физика в школе. 2007. -№ 3. — С. 20−22.
  77. , И.И. Формирование общеинтеллектуальных умений старшеклассников: Учеб. пособие Текст./ И. И. Левина, Ф. Б. Сушкова. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004. — 144с.
  78. , Г. Г. Карточки для коррекции знаний по математике для 8−9 классов Текст./ Г. Г. Левитас. М.: Илекса, 2003. — 56с.
  79. , Ю.А. Социальная психология: учебное пособие Текст./ Ю. А. Лобейко, И. В. Кобрянова, Л. Ф. Артеминкова. Ставрополь: АГРУС, 2005.- 116с.
  80. , H.A. О понятии и видах межпредметных связей Текст./ H.A. Лошкарева//Советская педагогика. -1972.-№ 6.-С.48−55.
  81. , В.И. Сборник задач по физике для 7−9 кл.общеобразовательных учреждений Текст./ В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. 18-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 224с.
  82. , Ю.Н. Алгебра: Учеб. для 7 кл. Текст./ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков и др. Под ред. С. А. Теляковского. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 223с.
  83. , Ю.Н. Алгебра: Учеб. для 8 класса общеобразоват. Учреждений Текст./ Ю. Н. Макарычев, И. Т. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Под ред. С. А. Теляковского. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 238с.
  84. , Ю.Н. Алгебра: Учеб. для 9 класса общеобразоват. Учреждений Текст./ Ю. Н. Макарычев, И. Т. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова. Под ред. С. А. Теляковского. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 272с.
  85. , В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: книга для учителя Текст./ В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1984.- 143 с.
  86. , Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе: из опыта работы. Пособие для учителей Текст./ Р. И. Малафеев. М.: Просвещение, 1980. — 127 с.
  87. , А.Е. Контрольные работы по физике: 7, 8, 9 кл.: Кн. для учителя Текст./ А. Е. Марон, Е. А. Марон. 4-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 79с.
  88. , Н.К. Рабочая тетрадь по физике. 8 класс Текст./ Н. К. Мартынова, Н. И. Иванова, Т. В. Воронина. М.: Просвещение, 2002. — 128 с.
  89. Межпредметные связи естественно математических дисциплин. Пособие для учителей. Сборник статей Текст./ Под ред.
  90. В.Н.Федоровой. М.: Просвещение, 1980. — 208с.
  91. Министерство образования Российской Федерации. Программы для общеобразовательных учреждений. Математика. 5−11 кл. Текст./ Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2002 г.
  92. , Р.Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7 кл.: К учебнику A.B. Перышкина «Физика. 7 класс» Текст. / Р. Д. Минькова, E.H. Панаиоти. М.: Издательство «Экзамен», 2003. -127с.
  93. Моделирование, оптимизация и декомпозиция сложных динамических процессов Текст. /Ответственный ред. член-корр. РАН Ю. Н. Павловский. -М.: Вычислительный центр РАН, 1993.
  94. , К.Е. Математическое моделирование в научном познании Текст./ К. Е. Морозов. -М.: Просвещение, 1969.
  95. , Г. Я. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. Учреждений Текст./ Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. 4-е изд. — М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1997. — 254с.
  96. Образовательные технологии XXI века. ОТ'06. Материалы шестой городской научно-практической конференции Текст./ Под ред. С. И. Гудилиной, K.M. Тихомировой, Д. Т. Рудаковой. М. 2006. -390с.
  97. , Н.И. Обучение учащихся средних общеобразовательных учреждений теоретическим методам получения физических знаний: дис. д-ра пед. наук Текст./ Н. И. Одинцова. -М., 2002. -414с.
  98. , Н.И. Яковец, Е.Е. Причины математических затруднений учащихся при изучении физики Текст. / Н. И. Одинцова, Е. Е. Яковец // Научные труды МПГУ. Серия: Естественные науки. Сборник статей. М.: ГНО Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. -С.203−205.
  99. Отв. Редактор А. Е. Аникин Коломна, КГПИ, 2006 — 138с. — С. 124 126.
  100. , Н.И., Яковец, Е.Е. Математические затруднения школьников при изучении физики и пути их преодоления Текст./ Н. И. Одинцова, Е.Е. Яковец// Физика в школе. 2007. — № 3. С.22−30.
  101. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике / Сост. В. А. Коровин. М.: Дрофа, 2000. — 64 с.
  102. Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст./ Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: «Современное слово», 2005. — 720 с.
  103. Педагогическая психология: конспект лекций Текст./ Сост. C.B. Кошелева. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. — 94с.
  104. Ю7.Перышкин, A.B. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст./ A.B. Перышкие. 4-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2001. -192с
  105. Ю8.Перышкин, A.B. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст./ A.B. Перышкин. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001.- 192с.
  106. , A.B. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений Текст./ A.B. Перышкин, Е. М. Гутник. 7-е изд., испр. -, М.: Дрофа, 2003.-256с
  107. , Е.Б. Интеграция в науке и образовании: история и современность Текст. / Е. Б. Петрова // Физика в школе. 2007. — № 3. -С. 13−20.
  108. , И.Н. Педагогические основы межпредметных связей Текст./ И. Н. Петрова. М.: Высшая школа, 1985.
  109. , Г. П., Восканян Э. Г., Петросян П. Г. Установление межпредметных связей при пороведении физико-зоологической викторины Текст./ Г. П. Петросян, Э. Г. Восканян, П. Г. Петросян // Физика в школе. 2007. — № 3. — С. 37−39.
  110. ИЗ.Пилипенко, А. И. Познавательные барьеры в обучении физике и методические принципы их преодоления: дис.. канд. пед наук к Текст./ А. И. Пилипенко. Курск, 1997. — 242с.
  111. Писку нова, А. И. Теория и практика педагогического эксперимента Текст. / А. И. Пискунова. Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. — М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  112. Нб.Полехина, Г. Е. Дифференциальные уравнения как завершающий этап развития методической линии уравнений в школе: дис.. канд. пед. наук Текст./ Г. Е. Полехина. М., 1996.- 227 с.
  113. , В.А. Физика. 8−9 кл.: Сборник программ элективных курсов Текст./ В. А. Попова. Волгоград: Учитель, 2007. — 191с.
  114. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1. Подходы, компоненты, уроки, задания Текст./ Сост. и под ред. Э. М. Браверман: Пособие для учителей и методистов. М.: Ассоциация учителей физики, 2003.-400с.
  115. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.2. Развитие мышления: общие представления, обучение мыслительным операциям. Текст./ Сост. и под ред. Э. М. Браверман: Пособие для учителей и методистов. М.: Ассоциация учителей физики, 2003. -272с.
  116. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.З. Формирование образного и логического мышления, понимания, памяти. Развитие речи. Текст./ Сост. и под ред. Э. М. Браверман: Пособие для учителей и методистов. М.: Ассоциация учителей физики, 2003. — 360с.
  117. Прогрммы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 711 кл. Текст./ Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. 3-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2002.-256 с.
  118. , JI. А. Деятельностный подход в обучении физике Текст./ JLA. Прояненкова // Физика в школе. 2005. — № 1. С. 34−41.
  119. Психология. Словарь Текст./Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М: Политиздат, 1990
  120. , Н.С. Физика. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений Текст./ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская, Д. А. Исаев. М.: Дрофа, 2007. — 255.
  121. , Н.С. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст./ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская М.: Дрофа, 2001.-208 с.
  122. , Н.С. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений Текст./ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская М.: Дрофа, 2001.-208 с.
  123. , Н.С. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская М.: Дрофа, 2006. — 285 с.
  124. , Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7−9 классы. Геометрия Текст./Е.М. Рабинович -М.: Илекса, 2006. -60с.
  125. , В.Г. Методика обучения физике. 7 кл. Текст./ В. Г. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И. Дик, Г. Г. Никифоров, В. Ф. Шилов В.Ф. — Под ред. Г. Г. Никифорова. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 175с.
  126. , В.Т. Физика: Учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. Учреждений Текст./ В. Т. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И. Дик, Т. Т. Никифоров, В. Ф. Шилов. Под ред. В. Т. Разумовского, В. А. Орлова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 208с.
  127. , В.Т. Физика: Учеб. для учащихся 8 кл. общеобразоват. учреждений Текст./ В. Т. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И. Дик, Т. Т. Никифоров, В. Ф. Шилов. Под ред. В. Т. Разумовского, В. А. Орлова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 320с.
  128. , В.Т., Орлов В. А., Дик Ю.И., Никифоров Т. Т., Шилов В. Ф. Физика: Учеб. для учащихся 9 кл. общеобразоват. Учреждений Текст./ В. Т. Разумовский, В. А. Орлов, Ю. И. Дик, Т. Т. Никифоров,
  129. B.Ф. Шилов. Под. ред. В. Т. Разумовского, В. А. Орлова -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 304с.
  130. Ш. Рассказова, Г. А. Физика. 7−8 классы. Таблицы. Схемы. Примеры решения задач Текст./ Г. А. Рассказова. М.: «Издат-Школа XXI век», 2002. — 80с.
  131. , H.A. Самостоятельная работа учащихся по физике: 7−8 кл общеобразоват. учреждений: Дидакт. материал Текст./ H.A. Родиной и др.-3-е изд.-М.: Просвещение, 1997.- 127с.
  132. Российская педагогическая энциклопедия. Текст. -М.: научное из-во «Большая российская энциклопедия», I, II т., 1993.
  133. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Текст. /1. C.Л. Рубинштейн.-М., 1989
  134. , В.Т. Методика корректировки базовых знаний по физике.: дис.. канд. пед. Наук Текст. / В. Т. Рыков. Краснодар, 2003. — 200 с.
  135. Сборник нормативных документов. Физика Текст./ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 111 с.
  136. Сборник нормативных документов. Физика Текст./ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. — 107с.
  137. , Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств Текст. / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 208с.
  138. , А.И. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 кл. Текст./ А. И. Семке. М.: НЦЭНАС, 2006. — 120 с.
  139. Серополова, Е. Я. Межпредметные связи и формирование * естественнонаучных понятий при обучении физике в основной школе
  140. , A.A. Избранные психологические труды. В 2 тт. Текст./ A.A. Смирнов М.: Педагогика, 1987. — Т. 2. — 344 с.
  141. , A.B. Оборудование школьного физического кабинета: Учебное пособие для студентов педагогических вузов Текст./ A.B. Смирнов, C.B. Степанов. Под ред. A.B. Смирнова. — М.: изд-во «Школа Будущего», 2001. — 168с.
  142. Современный толковый словарь русского языка Текст./ Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2006. — 960 с.
  143. , М.Ю. Методические особенности решения задач межпредметного содержания Текст./ М. Ю. Солощенко // Актуальные вопросы преподавания физико-математических дисциплин. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2003. С. 137 — 146.
  144. , E.B. Реализации МПС физики и математики в средней школе. (На примере факультативного курса «Вектор в физике и математике»).: дис.. канд. пед. наук Текст./ Е. В. Старцева. М., 2000.-170 с.
  145. , П.В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. Учебное пособие Текст./ П. В. Степанов. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 64с.
  146. , Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип Текст./ Н. Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 288с.
  147. , С.Ю. По пути развития школьника Текст./ С. Ю. Темина. -* М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж:
  148. Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 176с.
  149. Учебник физики в современной школе. Часть первая. Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования. Городской научно-информационно-методический центр Текст. 2003.
  150. , К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах Текст./ К. Д. Ушинский. Под редакцией А. И. Пискунова, Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. — М.: Педагогика, 1974.
  151. , A.A. Физика: Молекулярная физика и термодинамика с основами общей астрономии: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений Текст./ A.A. Фадеева, Д. Ф. Киселев, A.B. Засов, Э. В. Кононович. Под ред. A.A. Фадеевой. — М.: Просвещение, 2000. -206с.
  152. Федеральный комплект учебников: Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на 2001/2002 уч. год Текст. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2001. — 79с.
  153. , Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения Текст./ Г. Ф. Федорец. JL, 1983.
  154. , Ю.Ф. Прикладные задачи по алгебре для 7−9 классов: Кн. для учителя Текст./ Ю. Ф. Фоминых. М.: Просвещение, 1999. — 112 с.1 158. Формирование приемов математического мышления Текст./ Под ред.
  155. Н.Ф. Талызиной. М.: ТОО «Вентана-Граф», 1995. — 231 с.
  156. , Т.А., Некоторые недостатки в подготовке выпускников к тестированию по физике Текст./ Т. А. Ханнанова // Физика в школе. -2005. -№ 1.С. 45−48.
  157. , И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие Текст./ И. Ф. Харламов. -4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2002. — 519с.
  158. , B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях Текст./ B.C. Черепанов. -М.: Педагогика, 1989. 152 с.
  159. Черкес-Заде, Н. М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса. Автореф. дис. канд. пед. наук Текст./ Н.М. Черкес-Заде. — М., 1968. — 16с.
  160. , В.А. Физика для учащихся 9 класса. Способы решения экзаменационных задач Текст./ В. А. Шевцов. Волгоград: изд. «Братья Гринины», 1995. — 64 с.
  161. , О.Р. Методика формирования у учащихся умений комплексно применять знания для решения физических задач: На материале физики X класса.: дис.. канд. пед. наук Текст./ О. Р. Шеффер. Челябинск, 1999. — 160с.
  162. , Р.Н. Ценностные аспекты процесса обучения и воспитания на уроках физики. Монография Текст./ Р. Н. Щербаков. М.: Прометей, 1998.-267с.
  163. , Е.Е. Математические затруднения учащихся при изучении физики в основной школе Текст./ Е. Е. Яковец // Новые технологии в преподавании физики. Школа и ВУЗ: Материалы международной конференции МПГУ 14−16 марта 2005 г. М.: МПГУ, 2005. — С.80−82.
Заполнить форму текущей работой