Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога
Диссертация
В период практики на пленэре студенты приобретают ряд знаний и навыков. (На первом курсе — это восприятие натуры как целостного образа, нахождение его основных тонов и цветовых отношений в пределах общего тонаовладение основными элементами формы (линией, локальным пятном, цветом) при изображении растительного и животного мираформирование привычки чередовать работу с натуры, по памяти… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Краткий исторический анализ пленэрной практики по изобразительному искусству
- 1. Возникновение профессиональной подготовки художника в условиях природы
- 2. Становление пленэрной практики в русской художественной школе
- 3. Развитие пленэрной практики в советской художественной школе
- 4. Выводы
- Глава II. Пленэр как целостный художественно-педагогиче-ский процесс
- 1. Современные проблемы учебной пленэрной практики
- 2. Пленэр в системе художественно-педагогиче-ского образования
- 3. Основные связи психо-физиологических и пс-ихол о го-педагогических аспектов пленэра
- 4. Выводы
- Глава III. Обобщение опыта планирования и реализации программ «Пленэр» на художественно-графических Шшсультвтжглщшзуэдв СССР
- 1. Индивидуально-личностный подход к выполнению учебных заданий. ЮЗ
- 2. Формирование практических навыков по рисунку, живописи и композиции в процессе этюда с натуры
- 3. Выводы
Список литературы
- МАРКС К., ЭНГЕЛЬС 9. Об искусстве. Сборник. В 2-х т. 4-е изд., доп. — М.: Искусство, 1983 — т. I — 605 е., т.2 -704 с.
- МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. О воспитании и образовании: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1978. T.I. 544 с. j Т.2. 488 с.
- ЭНГЕЛЬС Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 343−626.
- ЛЕНИН В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли. собр. соч., т. 18, с. 7−384.
- ЛЕНИН В. И. Философские тейфади. Полн. собр. соч., т.29, сс. 2−620.
- Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза. И.: Политиздат, 1986. — 352 с.
- О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве: Постановление ЦК КПСС от 25 марта 1987 г. // Правда.-1987. 25 марта.
- О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по её осуществлению: Постановление Пленума Центрального Комитета КПСС 18 февраля 1988 года // Комь^унист. 1988. -№ 4. — С. 68−76.
- АБРАМОВА А. В. Жизнь художника Сергея Малютина. М.: Изобразит. искусство, 1978. — 271 с.
- АВСИЯН О. А. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие. М.: Изобраз. искусство, 1985. — 152 с.
- АГАПОВ В.М., ХОККАРАЙНЕН Т. А. Художники на Валааме. 3-е изд. — Петрозаводск: Карелия, 1983. — 48 с.
- АДАМ Д. Восприятие, сознание, память: Размышление биолога /- 148
- Пер. с ащш. Н.Ю.Алексеенко- Под ред. Е. Н. Соколова. -М.: Мир, 1983. 150 с.
- АЙВАЗОВСКИЙ И. К. Документы и материалы. Ереван: Айастан, 1967. — 407 с.
- АКСЕНОВ Ю.Г., ЛЕВИДОВ М. М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. Вып. I. М.: Сов. художник, 1976. — 303 с.
- АЛЕКСЕЕВ C.G. 0 колорите. М.: Изобразит, искусство, 1974. — 175 с.
- АЛЕКСЕЕВА Т. В. Художники школы Венецианова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Искусство, 1982. — 419 с.
- АЛЕХИН А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- АЛПАТОВ М. В. Александр Андреевич Иванов: В 2-х т. М.: Искусство, 1956. — т. I. — 420 с. — т.2. — 336 с.
- АЛПАТОВ М. В. Композиция в живописи. М.: Исхдгсство, 1940.-132 с.
- АЛЬВЕРТИ Л. Б. Сборник статей. М.: Наука, 1977. — 192 с.
- АМШИНСКАЯ A.M. Алексей Гаврилович Венецианов: К 200-летию со дня рождения. М.: Знание, 1980. — 48 с.
- АНАНЬЕВ В.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
- АНИСИМОВ Н. Н. Основы рисования: Учеб. пособие. 2-е изд. — М.: Стройиздат, 1977. — 87 с.
- АРНХЕЙМ Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с.
- АРТШЕНКО Н. М. Природа и эстетическое воспитание школьников. Из опыта работы сельских учителей. Под ред. А. И. Бурова. М.: Просвещение, 1978. — 72 с.- 149
- АСЕЕВ В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М.: Мысль, 1976. 158 с.
- АТКИНСОН Р. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. — 528 с.
- АЖЕНАЗИ Г. И. Цвет в природе и технике. 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Энергиз, 1974. — 88 с.
- БАЗАЗЪЯНЦ С. Б. Художник, пространство, среда. М.: Сов. художник, 1983. — 239 с.
- БАНШЕЕВ В. Н. Воспоминания. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. — 128 с.
- БАРСАМОВ И.С. И. К. Айвазовский: 0 мастерстве художника. -М.: Искусство, 1967. III с.
- БАРЩ А. О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. -166 с.
- БАСМАНОВ В. А. Тоновой и цветной контрасты и методика их использования в обучении живописи: Автрреф. дисс. .канд. пед. наук. М.- 1979. — 24 с.
- БЕДА Г. В. Живопись: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, изобраз. искусство и труд». -М.: Просвещение, 1986. 192 с.
- БЕДА Э. Н. Обучение живописи на первоначальной стадии в системе художественно-графических ф-тов педагогических вузов. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1977. — 163 с.
- БЕЗГОДОВА Т. Г. Формирование основ художественного мастерства студентов в процессе обучения живописи на ХГФ пед. ин-тов. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1974. — 202 с.
- БЕЗШНСКИЙ В. Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — 287 с.- 150
- ВЕЛЬСКАЯ Т. Художники в станице Привольской // Творчество. 1986. — * 9. — с. 1−2.
- БЕЯЮТИН Э. М. Начальные сведения по живописи. М.: Искусство, 1955. — 56 с.
- ВЕР А. Общение с натурой. // Художник, 1984. № I. -С. 62−64.
- БЕРГЕР Э. История развития техники масляной живописи. -М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. 5IX с.
- Большая советская энциклопедия. М.: йзд-во Большая советская энциклопедия, 1956. — Т. 44. — 661 с.
- БОРИСОВ Н. П. Художник вечных цьдов. Л.: Художник РСФСР, 1983. — 268 с.
- БРИЛЛ Т. Свет: Воздействие на произведения искусства / Пер. с англ. И.: Мир, 1983. — 307 с.
- БРОДСКИЙ И. А. Репин педагог. — М.: Изд-во АХ СССР, 1960. — 126 с.
- БРОДСКИЙ И.А., МОСКВЙНОВ В. Н. Новое о Репине: Статьи и пиеьма художника. Л.: Художник РСФСР, 1969. — 433 с.
- БРЭГГ У. Мир света. Мир звука / Пер. с англ. И.В.Обреи-мова. И.: Наука, 1967. — С. 336.
- БУЛАТ В. Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1974. — 143 с.
- БУЧКИН П.Д. О том, что в памяти. Л.: Художник РСФСР, 1962. — 250 с.
- БШШНКО К. В. Методы ведения композиции на старших курсах художественно-графического факультета Орловского пединститута //Учёные записки: Т. 79 (Материалы.). Орёл, 1972. С. 243−246.
- ВАВИЛОВ С. И. Глаз и солнце. М.: Наука, 1981. — 128 с.
- ВАНСЛОВ В. В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории, М.: Изобр. иск-во, 1983. — 437 с.
- ВАСИЛЬЕВ А. А. Пейзаж на первоначальном этапе обучения. // Пути повышения эффективности преподавания худож.-графических дисциплин. Карачаевск, 1972, — С. II3-I2I.
- ВАСИЛЬЕВ А. А. Теоретическое и методическое обоснование начальной стадии обучения пленэрной живописи: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1983. — 17 с.
- ВАСИЛИЕВ С. Теория отражения и художественное творчество / Пер. с болг. И.: Прогресс, 1970. — 496 с.
- ВАТАГИН В. А. Изображение животного: Записки анималиста. -М.: Искусство, 1957. 170 с.
- ВЕНГЕР Л. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969.-365 с.
- ВЕНТУРИ Л. Художники нового времени. М.: Изд-во иностр. лит., 1956. — 1X2 с.
- ВИБЕР 1.Ж. Живопись и её средства. Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. — 232 с.
- ВИННЕР А. В. Как работать над пейзажем масляными красками.-М.: Профиздат., 1971. 135 с.
- ВИННЕР А. В. Как работают мастера живописи. М.: Сов. Россия, 1965. — 112 с.
- ВИННЕР А. В. Материалы и техника живописи советских мастеров. М.: Сов. художник, 1958. — 205 с.
- ВОЛКОВ Н. Н. Мысли об искусстве. М.: Сов. художник, 1973. — 140 е.
- ВОЛКОВ Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. -480 с.
- ВОЛОШИН М.А., В. И. Суриков. Л.- Художник РСФСР, 1985.-224 с.- 152
- Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. тр. / МШИ им. В. И. Ленина, художественно-графический факультет. М., 1980. — 192 с.
- Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. тр. / МГПИ им. В. И
- Ленина, художественно-графический факультет. М., 1974 вып. 37. — 96 с. 68. «- вып. 378. — 274 с.
- Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. тр. /КГПИ. Карачаевск, 1970. — 195 с.
- Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Сб. науч. тр. / МШИ им. В. И Ленина, М., 1970. — с.
- Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов. Вопросы методики преподавания композиции, Л.: Академия художеств СССР, институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1972, вып. 3. 130 с.
- ВЫГОТСКИЙ Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.
- ГАГАРИН Б. Г. Пути совершенствования методов обучения аква рельной живописи: В системе подготовки учителя изобразительного искусства. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1974. — 158 с.
- ГАЛКИНА С.Г. йзокружок в пионерском лагере: Из опыта рабо ты. М.: Просвещение, 1970. — III с.
- ГАНЗЕН В. А. Восприятие целостных объектов. Л.: Изд-во Л1У, 1974. — 152 с.
- ГОНЧАРОВ И. Ф. Эстетическое развитие учащихся в процессе общения с природой // Сов. педагогика, 1961. № 8. -С. 82−86.
- ГОРБЕНКО А. А. Акварельная живопись для архитекторов. -Киев: Будивельник, 1982. 128 с.
- ГОРЕЛОВ Р. Г. Особенности обучения изображению пространства в рисунке и живописи на заочных отделениях ХГФ пединститутов. Дисс.. кавд. пед. наук. — М., 1972.
- Т. I. 213 е.- т. 2 — 97 с.
- ГРАБАРЬ И. О колорите в живописи. // Художник, 1973. -№ 5. С. 63−64.
- ГРАБАРЬ И.Э. X9I7-I94I. М.: Наука, 1977. — 424 с.
- ГРЕГОРИ Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1970. — 271 с.
- ГРЕГОРИ Р. Л. Разумный глаз / Пер. с англ. М.: Мир, 1972. — 209 с.
- ГРЕНБЕРГ Ю. И. Технология станковой живописи. История и исследования: Монография. М.: Изобр. искусство, 1982. -320 с.
- ДАВ6Щ0 В В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
- ДЕЙНЕКА А. А. Из моей рабочей практики. М.: Академия художеств СССР, — 1961. — 176 с.
- ДЕЙНЕКА А. А. Учитесь рисовать: Беседы с изучающими рисование. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. — 224 с.
- ДЗКАДД Д., ВЫШЕЦКИ Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978* - 592 с.- 15.4
- ДМИТРИЕВА Н. А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.: Искусство, 1951. — 168 с.
- Дневник Делакруа. М.: Искусство, I95G. — 632 с.
- ДУРШШН С. Н. Нестеров в жизни и творчестве. 2-е изд. -М.: Мол гвардия, 1976. — 463 с.
- Живопись: Практич. руководство для начинающих и самодеятельных художников. М.: Искусство, 1964. — 400 с.
- Живопись: Учебные постановки / Ин-т им. Репина. М.: Изд-во Акад. художеств GGGP, I960. — 20 с.
- ЖУКОВА A.G. Пластов из Прислонихи: До кум. худож. повесть. — М.: Дет. лит., 1982. — 192 с.
- ЗАБРОДИН Ю. М. Психофизиология и психофизика / АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. — 288 с.
- ЗАПШСКАЯ Г. А. Пейзажи Александра Иванова: Проблема живописного метода художника. М.: Искусство, 1976. — 119 с.
- ЗАЙЦЕВ А. С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. — 158 с.
- ЗАНКОВ Л. В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. -176 с.
- ЗВЕРЬКОВ Е. Из творческого опыта. Юный художник, 1982.-№ II. — С. 37−38.
- ЗИНЧЕНКО В. П. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку. Дисс.. кавд. пед. наук. — М., 1980. — 188 с.- 155
- ЗИНЧЕНКО В.П., ВЕРГИЛЕС Н. Ю. Формирование зрительного образа: / Исследование деятельности зрительной системы/.-М.: Изд-во Моск. ун-та» 1969. 106 с.
- ЗНАМЕРОВШЯ Т. П. Веласкес: Монография. М.: Изобразит, искусство, 1978. — 272 с.
- ИГНАТЬЕВ Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. — М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
- ИГНАТЬЕВ Е. И. Психология рисунка и живописи // Вопросы психологического исследования формирования образа. М., 1954. — 224 с.
- ИГНАТЬЕВ С. Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: В условиях кружковой работы. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1982. — 264 с.
- Изобразительное искусство. 4 курс / Под. ред. Н. С. Боголюбова, Г. Б. Смирнова. М., 1980. — 132 с.
- Из практики применения: Обзор статей об активных методах обучения / Сост. Лебович 3.S. // Вестн. высш. шк. -1987. № I. — С. 46−52.
- ИОГАНСОН Б. В. Молодым художникам о живописи. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1959. — 248 с.
- КАЛЬНИНГ А. Акварельная живопись. М.: Ис1 $гсство, 1968.-76 с.
- НО. КАНТОР A.M. Предмет и средства в живописи: Проблема взаимоотношений предметного мира и пространственной среды. -М.: Сов. художник, 1981. 127 с.
- I. КАПЛАНОВА С. Г. От замысла и натуры к законченному произведению. М.: Изобразительное искусство, 1981. — 216 с.- 156
- КАРДОВСКИЙ Д. Н. Об искусстве: Воспоминания, статьи, письма. М.: Изд-во Акад. художеств GCGP, 1966. — 340 с.
- КАРЛОВ Г. Н. Изображение птиц и зверей. М.: Просвещение, 1976. — 192 с.
- КЕМЕНОВ B.C. Академия художеств СССР. Л.-: Аврора, 1982. 438 с.
- КЕМЕНОВ B.C. Венецианов художник и педагог // Труды Академии художеств СССР. Вып. I: Сб. статей / Ордена Ленина Акад. художеств СССР. — М.: Изобраз. искусство, 1983. С.167−184.
- КИРИЕНКО В. И. Цельность восприятия и художественные способности. // Вопр. психологии. 1956. — № 5. — С.67−77.
- КЛИМОВА М. Николай Петрович Крымов // Творчество. -1985. № 3. — С. 17.
- КОВТУН Е. Плоскость и пространство. // Творчество. -1967. № 7. — С.20−21.
- КОРОТЯЕВ Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: Учеб. пособие для слушателей фак. по подготовке и повышению квалификации организаторов народ, образования, М.: Просвещение, 1986. — 208 с.
- KQX0HEH Т. Ассоциативная память. / Пер. с англ. М.: Мир, 1980. — 239 с.
- КОЧИК О. Я. Живописная система Борисова-Мусатова. М.: Искусство, 1980. — 236 с.
- КРАМСКОЙ И. Н. Об искусстве. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, I960. — 214 с.
- КРЫМОВ Н.П. художник и педагог: Статьи, воспоминания.
- М.: Изд-во Акад. художеств СССР, I960. 264 с.- 157
- КУЗИН B.C. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. -2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. — 160 с.
- КУЗИН B.C. Психология. М.: Высш. школа, 1974. — 280 с.
- КУПИСЕВИЧ Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О. В. Долженко. М.: Высш. шк., 1986. — 368 е.
- ЮФНАКОВ А. И. Задачи кафедры изобразительного искусства в подготовке специалистов // Ученые записки: Т. 79 (Материалы.) Орел, 1972 — С. 20−32.
- КУРНАКОВ А. И. Методический фоцц кафедры изобразительного искусства, его организация и значение в вузовской учебно-методической работе // Ученые записки: Т. 79 (Материалы.) Орел, 1972 — С. 65−72.
- ЛАПТЕВ A.M. Рисунок пером. М.: Академия художеств СССР, 1962. — 168 с.
- ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Избранное. М.: Гослитиздат, 1952. -260 с.
- ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1977. — 304 е.
- ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
- ЛШЛИ Ч. Р. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. М.: Искусство, 1964. —, 335 с.
- ЛЁЗЕР Ф. Тренировка памяти / Пер. с нем. М.: Мир, 1979. — 167 е.
- ЛУКИН Н. Развитие восприятия цвета на основе психофизиологических особенностей у студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов // Тез. У! межвузовской научно-практич. конф. по проблемам педагогики и методики высш.школы. — Чебоксары, 1981, с. 198.- 158
- ЛУНИНА И. Т. Некоторые вопросы преподавания композиции // Пути повышения эффективности преподавания худож.-граф. дисциплин. Карачаевск, 1972. — С. I06-II2.
- ЛЯСКОВСКАЯ О. А. Пленэр в русской живописи XIX века. -М.: Искусство, 1966. 190 с.
- ЛЯСКОВСКАЯ О.А. П. П. Чистяков. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1950. — 80 с.
- МАЛЬЦЕВА Ф.С. Ф. А. Васильев. Л.: Художник РСФСР, 1986.-216 с.
- МАСЛЕННИКОВ А. И. Система упражнений по освоению закона пропорциональных тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художника-педагога. Автореф. дисс. кавд. пед. наук. М., 1975. — 23 с.
- Мастера советского искусства о пейзаже. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. — 151 с.
- Материалы и техника рисунка: Учебное пособие / Отв. ред. В.А.Королев- Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Акад. художеств СССР 3-е изд. испр. — М.: Изобраз. искусство, 1987. — 96 с.
- Материалы методического совещания кафедр рисунка, живописи, черчения и начертательной геометрии. М.: Моск. гос. заоч. ин-т, 1975. 91 с.
- МЕДОЭДЕВ Л. Г. Формирование графического образа на занятиях по рисунку, М.: Просвещение, 1986. — 159 с.
- Международный светотехнический словарь. М.: Физматгиз, 1963. — 428 с.
- МШШК-ПАШАЕВ А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 96 с.- 159
- МИЛЮКОВ А. А. Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе: Учеб. пособие для худож.граф. факультетов. Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1978. — 81 с.
- МИННАРТ М. Свет и цвет в природе. М.: Наука" 1969. -360 с.
- МИХАЙЛОВ А. Уроки изобразительного искусства. Юный художник, 1978. — № 7. — С.40−44.
- МОЛЕВА Н., БЕЛЮ1ИН Э. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX века. — М.: Искусство, 1967. 564 с.
- МОЛЕВА Н., БЕЛЮТИН Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1963. — 408 с.
- НАЛИМОВ В. В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. -207 с.
- НЕМЕНСКИЙ Б. М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
- НЕПОМНЯЩИЙ В. М. Проблема изображения пространства в рисунке и живописи. Диес.. канд. пед. наук. — М., 1972. — 232 с.
- НИКОНОВА И. Михаил Васильевич Нестеров. М.: Искусство, 1979. — 231 с.
- Новое о Репине. Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикация. М.: Художник РСФСР, 1968. 436 с.
- НОВОСЕЛОВ Ю. В. Академический рисунок фигуры человека в подготовке художника-педагога. Диес.. кавд. пед. наук. — М., 1961. — 236 с.- 160 158. 0ДН0РА10 В Н. В. Материалы в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
- ОСТРОВСКИЙ Г. С. Об истоках школы А. Венецианова // Художник. 1979. — № I. — С.51.
- ПАВЛИНОВ П. Как работать на воздухе. Советы мастеров. -Художник, 1969, № 5, с. 59−60.
- ПЛЕТНЕВА Г. В. Человек и окружающий мир в современной советской живописи. М.: Знание, 1982. — 56 е.
- Проблемы художественной подготовки учителя изобразительного жндгсетва. Смоленск, 1979. — 63 с.
- ПУЧКОВ A.G. 0 самостоятельной работе студентов // Учёные записки Курского гос. пед. ин-та: Т.79 (Материалы.).- Орёл, 1972. С. 193−198.
- ПУЧКОВ А.С., ТРИСЕЯЕВ А. А. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
- РАДЛОВ Н. Э. Рисование с натуры. Л.: Художник РСФСР, 1978. — 130 с.
- Развитие творческих способностей на занятиях изобразительна! искусством: Межвузовский сб. науч. тр. // Отв. ред. Н. Н. Ростовцев. М., 1983. — 173 с.
- РАЗДОВРЕЁВА И. В. Валентин Михайлович Сидоров. Л.: Художник РСФСР, 1961. — 192 с.
- РАУ1ЕНБАХ В. В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. М.: Наука, I980. — 288 с.
- РЕВАВД Д. История импрессионизма. Л.-М.: Искусство, 1959. — с.
- РЕПИН И. Е. Из воспоминаний. М.: Сов. Россия, 1958. -175 с.- 161
- Рисунок. Акварель: Альбом. / Вторая Всерос. выставка. -Л.: Художник РСФСР, 1981. 155 с.
- Рисунок: Учеб. пособие для худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Под ред. А. М. Серова. М.: Просвещение, 1975. -271 с.
- РОСТОВЦЕВ Н. Н. История методов обучения рисования: Зарубежная школа рисунка: Учеб. пособие для худ ож.-граф. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
- РОСТОВЦЕВ Н. Н. История методов обучения рисованию: ftyc-ская и советская школы рисунка: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
- РОСТОВЦЕВ Н.Н., ТЕРЕНТЬЕВ А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 176 с.
- РУДНЕВ В. В. Петр Иванович Петровичев: 0 жизни и творчестве художника. М.: Изобразит, искусство, 1979. — 144 с.
- РЬВДИН А. С. Исследование ме"одов обучения передаче свето-воздушной среды в живописи (в системе подготовки художника-педагога): Дисс.. кавд. пед. наук. М., 1973. -189 с.
- РЬВДШ А. С. Учебные задачи живописи в условиях пленэрной практики // Пути повышения эффективности худож.-граф. дисциплин. Карачаевск, 1972. — С. I4I-X48.
- РЫВДИНА 1.И. Научно-теоретическое обоснование системы упражнений в обучении живописи при подготовке художника-педагога (На примере живописи головы): Дисс.. кавд. пед. наук. М., 1980. — 172 с.- 162
- САВОСТЬЯНОВ Е. И. Изобразительность и выразительность в искусстве. М.: Изобраз. искусство, 1970. — 247 с.
- САРАБЬЯНОВ Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М.: Сов. художник, 1980. — 263 с.
- СВЕ1Д0 В И. Пленэр художников социалистических стран в Закарпатье // Искусство. 1983. — № 12. — С. 41−46.
- СВШНИКОВ А. В. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от иэди-видуально-психологических особенностей личности студента. Дис.. кавд. пед. наук. М., 1981. — 199 с.
- СЕРОВ A.M. О масштабах палитры и живописи // Учёные записки * 295. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1967. -С. I05-II2.
- СВДЕ1ЫШВСКИЙ А. П. Об эстетическом и нравственном развитии личности в процессе взаимодействия с природой // Некоторые вопросы педагогики и психологии. Ставрополь, I970. — С.120−133.
- СЛАНСКЙЙ Б. Техника живописи / Пер. с чешек. М.: Изд-во Акад. художеств CCGP, 1962. — 414 с.
- СЛАСТЕНИН В. А. Формирование творческой личности будущего учителя // Советская педагогика. 1975. — № I. — С. 83−93.
- Слово о живописи из сада с горчичное зерно. М.: Наука, 1969. — 518 с.
- СМИРНОВ Г. Б. Живопись: Учеб. пособие для худож.-графич. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975. — 142 с.
- СМИРНОВ Г. Б., УНКОВСКИЙ А. А. Пленэр: / Практика по изобразительному искусству /: Учеб.-метод, пособие для худож.-граф.фак. лед. ин-тов. М.: Просвещение, 1981. — С.38.- 163
- СМОЛЬЯНИНОВ И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
- СОЛОВЬЕВ A.M. Рисунок в высшей художественной школе. -М.: Искусство, 1953. 238 с.
- Социальная психология личности / Ин-т психологии. М.: Наука, 1979. — 344 с.
- СТАСЕВИЧ В. Н. Пейзаж. Картина и действительность: Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1978. — 159 с.
- ТАЛЫЗИНА Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 343 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. А. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. -207 с.
- ТЕРЕНТЬЕВ А. Е. Методические и организационные основы занятий набросками в период летней практики // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980. — С. II-22.
- ТОКАРЕВ С. Е. Развитие творческих способностей студентов художественно-графических факультетов пединститутов на занятиях пленэрной живописью: Автореф.. канд. пед. наук. М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1987. — 19 с.
- ТРИСЕ1ЕВ А. В. Рисование с натуры // Начальная школа, 1964. № 10. — С.75−78.
- ТРОШИЧЕВ А. А. Пейзаж // Живопись. М.: Искусство, 1964.-С.85−119.
- Туристские маршруты. М.:Профиздат, 1976. — 160 с.
- УГАРОВ Б. Взыскательность: задачи сов. художников в свете решений ХХУП съезда КПСС // Правда. 1986. — 16 апр.
- УЗНАДЗЕ Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН Груз. ССР, 1961.-210 с.
- УНКОВСКИЙ А. А. Живопиеь. Вопросы колорита: Учеб. пособие для худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. — 127 с.
- УНКОВСКИЙ А. Работа на пленэре. Художник, 1982, № 4, с.61−63.
- Управляемое формирование психологических процессов / Под ред. П. Я. Гальперина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. -198 с.
- Ученые записки, том № 19: Материалы межвуз. науч.-метод, конференции худож.-граф. фак. пед. ин-тов РСФСР, проведенной в Орловеком ГШ. Орёл: Изд-во КГПИ, 1972. -488 с.
- ХАРИТОНОВ М.ф. Научно-теоретические основы учебных натурных постановок по рисунку и живописи на ХГФ пед. ин-тов: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1975. — 213 с.
- Художественная культура: Понятия и термины / Сост. Л. Н. Дорогова. М.: Знание, 1978, — 208 с.
- ЧЕРНЕЦОВЫ Г. и Н. Путешествие по Волге, М.: Мысль: 1970. — 192 с.
- ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Н. Г. Эстетика. М.: Гослитиздат, 1958. -375 с.
- ЧИСТЯКОВ П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. -М.: Искусство, 1953. 590 с.
- ШЕХТЕР М. С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы. М.: Педагогика, 1961. — 263 с.
- ШИШКИН И. И. Переписка. Дневники. Современники о художнике / Сост. И. Н. Шувалова. Л.: Искусство, 1978. — 463 с.
- ШОРОХОВ S.B. Композиция: Учеб. для студентов худож.граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1986. — 207 е.
- ЩЕРБАКОВ А. Выбор пейзажного мотива // Художник. 1973. — № II. — С. 57−59.
- ЮОН К. Ф. Об искусстве: В 2-х т. М.: Сов. художник, 1959, т.1. — 284 е.- т.2. — 285 с.
- ЯВОРСКАЯ Н. В. Пейзаж Барбизонской школы. М.: Искусство, 1962. — 348 с.
- ЯКОБСОН П. М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971. 48 с.
- ЯШУХИН А. П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. М.: Просвещение, 1985. — 288 с.
- BUnch J.-8. Manet.-Par/s: ?c/.F. /t/eder et C/e, № 4-. -63c.