Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями
Диссертация
Предположение о том, что у детей с фонетико-фонематическим нарушениями в структуру дефекта входит несформированность интонационной стороны речи и своевременное выявление, изучение и коррекция интонационных затруднений будет способствовать более эффективному развитию фонематического восприятия, требовало экспериментальной проверки. Поэтому в задачи констатирующего эксперимента входило получение… Читать ещё >
Содержание
- 1. ГЛАВА: ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННО ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
- 1. 1. Научно-теоретичое обование проблемы формирования интонационно-фонетичойороны речи в норме и патологии
- 1. 2. Понятие интонации ввременной лингвике
- 1. 3. Характерика интонационных возможней детейнормальным и аномальным речевым развитием
- 2. ГЛАВА: ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Цели, задачи, организация ледования и характерика ледуемых детей
- 2. 2. Методика эериментального ледования
- 3. ГЛАВА: ОСОБЕННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У
- ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ
- 3. 1. Анализ эериментальных данных коатирующего эеримента
- 3. 2. Логопедичая работа по формированию интонационной выразительни у детейаршего дошкольного возрафонетико-фонема-тичим недоразвитием речи
- 3. 3. Сравнительный анализстояния интонационнойороны речи у детей экспериментальной и контрольной групп (по результатам экспериментального обучения
Список литературы
- Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. -М.: Просвещение, 1973. — 150с.
- Ананьев Б.Г., Сорокина А. И. Подготовительный период в 1-м классе и формирование готовности детей к обучению. М.: изд-во АПН РСФСР, 1955.-47 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Анощенкова Н.М. Интонационные характеристики спонтанной речи и чтения диалогического текста: автореф. дисс канд. филол. наук. М., 1977. — 24 с.
- Артемов В.А. Речевая интонация /Экспериментальная фонетика.- Минск, 1971.-Вып. 3-С. 196−213.
- Артемов В.А. Психология речевой интонации /Интонация и просодия. Лекции к спецкурсу, ч.1 М., 1976. — 79с.
- Арутюнян Э.А. О физиологических механизмах реализации логических ударений /Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. М. — Л.: Наука, 1966.-С. 18−30.
- Бабина Г. В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе //Вопросы логопедии /Под ред. Ф. А. Самсонова, С. Н. Шаховской М.: МГПИ, 1978.-С. 15−27.
- Барышникова К.К. О просодических единицах речи /Экспериментальная фонетика. Минск, 1972. — С. 3 — 17.
- Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей /Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1969. — С. -10 — 47.
- Бельтюков В.И. Роль слухового анализатора в процессе усвоения звуковой стороны речи //Вопросы психологии. М., 1977. — № 2. — С.105−113.
- Бельтюков В.И. Системный подход к анализу процесса усвоения звуков речи детьми //Дефектология, 1981. № 3. — С. 29 — 38.
- Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Заикание. М.: ЧП Секачев В. Ю., 1 998 304 с.
- Белякова JI.И., Романчук И. З. Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи /Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи /Под ред. Л. И. Беляковой М.: МГПИ, 1989.-С. 116−122.
- Блинов И.Я. О русской речевой интонации /Уч. Записки МГПИ им. В. И. Ленина. Т.89. — Вып. 6. — М., 1956. — С. 3 — 13.
- Блохина Л. Просодические характеристики речи и методы их анализа. -М., 1970. 74 с.
- Богуславская Н.Е. Работа над звуковой стороной речи /Методика развития речи на уроках русского языка. 2-е изд. испр. и доп. — М., 1991 — С. 63−89.
- Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.176 с.
- Бондарко Л.В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики. -Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1983. 119 с.
- Борисова Н.И. К изучению просодических компонентов звучащей речи детей с речевой патологией /Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития. Минск, 1987. — С. 97 -101.
- Боскис P.M., Левина Р. Е. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте /Советская педагогика, 1938. № 6 — С. 144−153.
- Бронштейн А. И. Петров Е.П. Новые данные о состоянии слухового анализатора новорожденных детей и детей раннего грудного возраста //Тр. 1 науч. конфер. По возрастной морфологии и физиологии АПН РСФСР, М., 1954. С. 6372.
- Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.: Высшая школа, 1970. С. 167 — 193.
- Брызгунова Е.А. Интонация /Русская грамматика. Т.1 — М., 1963. -306 с.
- Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе //Дошкольное воспитание. 1970. — № 4. — С. 36 — 41.
- Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. М.: Медицина, 1990. — 448с.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.- 157 с.
- Виноградова Н.Ф., Ушакова О. С. Связная речь /Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада /Под ред. Ф.А. Сохина-М., 1976-С. 116−147.
- Витт Н.В. Информация об эмоциональных состояниях в речевой интонации //Вопросы психологии, 1965. № 3. — С. 60 — 69.
- Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. РГПУ -Спб: Образование, 1992. — 71 с.
- Воронина Е.К. О слуховом контроле речи /Доклады АПН РСФСР № 4 -1962. — С. 87−90.
- Воскресенская А.И. Грамота в детском саду М.: Просвещение, 1965.
- Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.-Л.: Госиздат, 1934.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. /Исследования мышления в советской психологии. -М., 1966.-С. 236−277.
- Гвоздев А.Н. О фонологических средствах русского языка. М. — Л., 1949. — 167 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л. А. Венгера, М.: Педагогика, 1976, — 256 с.
- Генинг М.Г. К вопросу распознавания и предупреждения дислалий у детей младшего школьного возраста /Учебно-воспитательная работа в специальных школах. 1957. — Вып. № 3. — С. 102−111.
- Генинг М.Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. -Чебоксары, 1980.
- Грачева М.С. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. М.: Медгиз, 1956. — 163с.
- Гриншпун Б.М. Дислалия. М., 1989.
- Гранстрем М.П., Кожевников В. А. Дыхание и речь /Физиология дыхания. Л.: Наука, 1973. — С. 287 — 295.
- Гуровец Г. А., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм псев-добульбарной дизартрии //Вопросы логопедии. М., 1978. — С. 27 — 37.
- Гуро-Фролова В. Г. Работа над выразительными средствами речи //Начальная школа, 1991. № 2. — С. 24.
- Детский голос /Под ред. В. Н. Шацкой М.: Педагогика, 1970. — 342 с.
- Детская речь как предмет лингвистического изучения. Л.: ЛГПИ, 1 987 160 с.
- Дешевицин М.Н. Об изучении интонационных особенностей некоторых видов речевых высказываний. //Экспериментальная фонетика. Минск., 1972. — с. 37−41.
- Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. М.: Учпедгиз, 1953.
- Ендовицкая Т.В. Особенности развития звуковысотной различительной чувствительности в дошкольном возрасте /Развитие детского голоса /Под ред. В. Н. Шацкой М.: АПН РСФСР, 1963. — С. 196−204.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников с речевыми нарушениями. 2-е изд., перераб. М., 1985.
- Ефименкова Л.Н., Шаховская С. Н. Преемственность коррекционных и учебных задач в логопедической работе при нарушениях письменной речи учащихся /Коррекционно развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. — М., 1987.
- Ефименкова JI.H., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972. — 205 с.
- Жаринова Е.С. Связная устная речь младших школьников /Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н. С. Рождественского. М., 1970. — С. 26 -39.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи /В защиту живого слова. -М., 1966.-С.5 -25.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Медицина, 1967. — 370 с.
- Жинкин Н.И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми механизмами пения и речи //Вопросы психологии, 1978. № 4. — С.73 — 83.
- Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск: Нар. асвета, 1992. — 70 с.
- Журова Л.Е., Элысонин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста /Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963.-С.213 -227.
- Запорожец А.В. Формирование восприятия у дошкольника. М., 1968.
- Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования. М.: Педагогика, 1986. — 172 с.
- Зимняя И.А. Речь как интермодальный процесс /Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. М., 1976. — С. 55 — 67.
- Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.
- Зиновьева Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте.: ав-тореф. канд. пед. наук, 1995.
- Иванова С.В. Речевой слух и выявление степени его развития у дошкольников //Дошкольное воспитание, 1966. № 12. — С. 62 — 65.
- Иванова С.В. Речевой слух и культура речи. М.: Просвещение, 1970.96с.
- Ипполитова А.Г. Логопедические приемы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном параличе /Из опыта логопедической работы. М., 1953. -С. 5 — 29.
- Ипполитова М.В. Коррекционно воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами /Очерки попатоло-гии речи и голоса. — М., 1967. — № 3. — С. 214 — 223.
- Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. М., 1950.
- Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартри-ческих расстройств //Дефектология, 2000. № 1. — С. 24 — 26.
- Канышева Т.А. К вопросу об интонации и грамматике /Законы семантического развития в языке. М., 1961. — С. 34 — 39.
- Касаткин Н.И. Развитие высшей нервной деятельности ребенка. /Многотомное руководство по педиатрии Т.1. — М.: Медгиз, 1960. — С. 252−280.
- Каше Г. А. Фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста //Специальная школа, 1965. № 4. — С. 6 — 12.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.
- Квинт Л.А. Эволюция мимической психомоторики /Проблемы психоневрологии развивающегося человека и педологии /Под ред. Л. А. Квинта. Харьков, 1931.
- Кеменова А.В., Архангельская Н. В., Карлсен Е. Г. Обучение грамоте. М.: Просвещение, 1972.
- Киселева В.А. Комплексный подход к диагностике и коррекции стертой формы дизартрии /Интеграция детей с ограниченными возможностями и подготовка дефектологических кадров. Материалы конференции 20 22 марта, МПГУ, 1996.-С. 17−18.
- Когновицкая ТС. Преодоление заикания у дошкольников с учетом мелодики и темпа их речи : автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1990.
- Кольцова М.М., Рудина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый иг-ротренинг. Спб: ИД «МиМ», 1998.- 192 с.
- Копнин П.Ф. Философские проблемы языка //Философия и современность. М., 1971.
- Корицкая Е.Г., Минашина B.C. Особенности фонематических нарушений при различных видах речевых расстройств и некоторые методические приемы по их преодолению /Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1969. -С. 82 — 99.
- Корнев А.Н. О нейропсихологических механизмах звуковых нарушений при артикуляторной апраксии у детей /Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. Спб, 1992. — С.45 — 53.
- Коррекционно педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред Ю. Ф. Гаркуши. — М.:ЧП Секачев В. Ю., 1999. -143 с.
- Кривнова О.Ф. Об акцентной функции мелодики /Интонация: Киев, 1978.-С. 119−143.
- Кузнецова О.Н. Функционирование синтагм, как семантика синтаксической и ритмико-интонационной единицы в разговорной и художественной речи. -М., 1989.
- Ладыженская Т.А. Развитие речи учащихся (о приемах подготовки к устным и письменным высказываниям). М.: Учпедгиз, 1960.
- Левина Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма //Специальная школа. М., 1963. — Вып. 1. — С. 62 — 65.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В. Н. Ярцева, М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
- Лисина Н.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1986.
- Ломизов А.Ф. О развитии речевого слуха учащихся в процессе обучения русскому языку //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена А. И. Т.224. — Л., 1961.
- Лопатина Л.В. О дифференциации групп детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии /Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. Л., 1985. С. 95−100.
- Лопатина Л.В. Методика исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой формой дизартрии /Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1986. С. 82−88.
- Лопатина Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии /Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. С. 33−37.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений зву-копроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии: автореф. дис. канд. пед. наук., 1989.
- Лопатина Л.В. К вопросу о «стертых формах дизартрий» /Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушения речи. Л., 1989. С 93−98.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. Спб., 1994 — С. 3−8, 36−42.
- Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка /Вопросы психологии № 5 — 1958. — С. 3 — 17.
- Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. -М., 1961.- 150 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. -М., 1963. 479 с.
- Львова М.Е. Связная устная речь младших школьников на материале картин /Речевое развитие младших школьников /Под ред. Н. С. Рождественского. -М.: Просвещение, 1970. С. 40 — 54.
- Львова С.И. Работа над интонацией как средством выражения смысла //Русский язык в школе. М., 1989 — № 4. — С.41 — 43.
- Люблинская А.А. Очередные вопросы подготовки детей к школе //Дошкольное воспитание, 1973. № 4. — С. 6.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1989.
- Максаков А.И., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи /Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1976. -С. 50 — 90.
- Максимов И. Фониатрия. М.: Медицина, 1987.
- Мазманян М.А., Александрян Э. А. Роль интонации в развитии речи ребенка //Исследования языка и речи. Уч. записки МГПИИЯ им. М.Тореза. М., 1971. -Т.60.
- Майдре И. Об исследовании пауз в речи //Ученые записки Тартусского ун-та. Тарту, 1979 — Вып. 505. — С. 118 — 128.
- Маркова А.А. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией //Совещание-семинар по вопросам спец. обучения в школе детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1964.
- Маркова А.К. Формирование обобщенного умственного действия зву-коразличения в процессе овладения грамотой /Докл. АПН РСФСР, 1958. С. 61 -64.
- Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией /Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975. — С. 79−92.
- Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии /Очерки по патологии речи и голоса. М.: Учпедгиз, 1963 — № 2. — С. 34 -48.
- Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей дис-лаликов и дизартриков //Очерки по патологии речи и голоса. М., 1967 — № 3. — С. 98−111.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. — 192 с.
- Материалы для занятий по фонетике и интонации. М., 1971. — 68 с.
- Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976.-288 с.
- Мелехова Л.В. Сравнительный анализ логопедической работы при различных формах дислалии //Вопросы дефектологии, 1964. № 219. — С. 59−72.
- Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий /Очерки по патологии речи и голоса, 1967, — № 3.-С. 77−98.
- Митринович-Моджевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. -Варшава, 1965. С. 268 — 345.
- Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.
- Нечаев И.П. К функциональной характеристике слухового анализатора ребенка 1-х месяцев жизни: автореф. дис. кан. психол. наук, 1956.
- Никашина Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников /Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М.: Просвещение, 1965. — С. 46−67.
- Никифорова Р.И. Развитие фонематического слуха //Дошкольное воспитание, 1968. № 5. — с. 84 — 87.
- Николаева Т.М. Языковые функции интонации и ее лингвистический статус //Вопросы фонологии и фонетики. М., 1971. — С. 169 — 175.
- Николаева Т.М. О существующих принципах отбора речевого материала при изучении интонации //Русская разговорная речь. Саратов, 1970. — С. 33 -39.
- Орлова Н.Д. О детском голосе. М.: Просвещение, 1966.
- Орлова Н.Д., Добровольская Н. Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М.: Музыка, 1972.
- Основы теории и практики логопедии под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. — 367 с.
- Основы теории речевой деятельности /Отв. ред. А. А. Леонтьев М.: Наука, 1974. — 368 с.
- Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте //Труды ЛГПИ им. Герцена, 1946. Т. 3. — С. 44 — 52.
- Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М., 1998.
- Пешковский А.Н. Интонация и грамматика. /Известия по русскому языку и словесности. JL, 1928. — Т. 1. — С. 456 — 476.
- Пискунов М.А. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. М.: Медгиз, 1962. — 164 с.
- Понятийно терминологический словарь логопеда /Под ред.
- B.И.Селиверстова. М.: «Владос», 1997. — 400 с.
- Попов П.С. О логическом ударении //Вопросы языкознания, 1961. № 3. — С. 87.
- Пособие по развитию языковой, символической и ритмической способности /Под ред. Л. П. Носковой М.: Просвещение, 1994. — 108 с.
- Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
- Pay Е. Ф. Система работы по устранению недостатков речи /Под ред. Я. В. Неймана М.: Просвещение, 1965. — 88 с.
- Речь, артикуляция и восприятие /Под ред. Л. А. Чистович. М. — Л., 1965.
- Ритм и звуки (учебные задания для коррекции звуков и отработки ритма русской речи) Л., 1978.
- Рождественский Н.С. К проблеме развития речи /Речевое развитие младших школьников /Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970.1. C. 10−18.
- Рубинштейн С.Л. К психологии речи //Уч. записки ЛГПИ им. Герцена. -Т.35, 1941.
- Рябченко Я.Т. Берегите голос М.: Знание, 1974. — 60 с.
- Савченко М.А. Некоторые приемы воспитания кинестетического самоконтроля при исправлении недостатков звукопроизношения /Методы коррекции звуковой стороны речи у детей /Под ред. Р. Е. Левиной Киев, 1979.- С. 62−74.
- Светозарова Н.Д. Реализация мелодических тиопв в словах различной ритмической структурры //Иностранные языки в школе, 1970. № 3. — С.20 — 28.
- Селицкая Е.В. Восприятие интонации: Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М, 1952.
- Семенова К.А. Детские церебральные параличи. -М.: Медицина, 1968.259 с.
- Сидорова О.А., Симонов Т. В., Цветкова JI.C. Методика изучения восприятия признаков эмоционального состояния человека //Журнал высшей нервной деятельности, 1978. Т. 28. — № 2.- С. 415.
- Сийрде Э.К. О дыхании при фонации /Развитие детского голоса. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. — С. 52 — 53.
- Соботович Е.Ф. Недостатки произношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления /Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л.: ЛГПИ, 1976. — С. 59 — 95.
- Соботович Е.Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их преодоления /Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л.: ЛГПИ, 1976. — С. 59 — 97.
- Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития /Недоразвитие и утрата речи. М., 1985. — С. 3−13.
- Сохин Ф.А., Ушакова О. С. Обогащение речи старшего дошкольника /Подготовка детей к школе в семье. /Под ред. Т. А. Марковой, Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1976. — С. 64−83.
- Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи /Под ред. Р. Е. Левиной. М.: изд-во АПН РСФСР, 1957.
- Субботовская Е.Б. Гигиена речевого голоса. Л.: изд-во Ленингр. Гос. ин-та культуры им. Н. К. Крупской, 1974. — 23 с.
- Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями: Межвуз. сб. гауч. тр. /Редкол.: Белякова Л. И. (отв. ред.), Гуменная Г. С., Лаврова Е.В.-М., 1991.
- Токарева О.А. Функциональная дислалия //Расстройства речи у детей и подростков. М., 1969.
- Токарева О.А. Дизартрии /Расстройства речи у детей и подростков. -М.: Медицина, 1969. С. 144 — 155.
- Токарева О.А. Особенности формирования ритмической и звуко-слоговой структуры речи у учащихся 1- 2-х классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи //Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.-С. 73 — 80.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни //Вопросы психологии, 1968. № 3. С. 94 -101.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. Становление физиологических механизмов речи. /Учен. Зап. МГПИИЯ, Т. 60. М., 1971. — С. 9.
- Торсуева И.Г. Определение языковых функций компонентов интонации. М&bdquo- 1967. — 179 с.
- Торсуева И.Г. Некоторые вопросы методики обучения интонации //Иностранные языки в школе. 1976. — № 2. — С. 24 — 30.
- Трауготт Н.И. К вопросу об особенностях слуховой функции при нарушении деятельности коркового отдела слухового анализа /Тез. Докл. V совещания по вопросам восприятия речи. Л., 1956.- С. 17 — 19.
- Трубецкой Н.С. Основы фонологии. Пер. с нем. А. А. Холодовича. По-слесл. А. А. Реформатского. М.: изд-во иностр. лит., 1960. — 372 с.
- Тугова Н.А. Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениями //Дефектология, 1995. № 2. — С. 53−57.
- Фальдберг А.С. Наши дети говорят правильно. Л., 1966.
- Фальдберг А.С. Воспитание звуковой культуры у детей /Обучение грамоте в детском саду. М.: изд-во АПН РСФСР, 1963.
- Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1977. — 239 с.
- Филимонова В.И. Состояние голоса у дошкольников с речевой патологией: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990.
- Филиппов К.А. Онтогенез речи и интонация //Вестник Санкт-Петербургского ун-та, 1992 Вып. 4. — Сер. 2. — С. 28 — 34.
- Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М., 1993.
- Фирсов Т.П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе /Под ред. В. В. Виноградова, М.: изд-во АПН РСФСР, 1962. — 447 с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981 — 182с.
- Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз, 1961.
- Хризман Т.П., Ерофеева В. Д., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
- Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. -М.: Русский язык, 1982. 207 с.
- Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М.: Педагогика, 1969. — 120 с.
- Чиркина Г. В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи //Методы обследования нарушений речи у детей. М., 1982. С. 5 -18.
- Чиркина Г. В. О речедвигательных нарушениях /Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М., 1965. — С. 99 — 104.
- Чиркина Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией //Дефектология, 1973. № 4. — С. 54 — 50.
- Чистович Л.А. Психоакустика и вопросы теории восприятия речи /Распознавание слуховых образов. Новосибирск, 1970. — С. 55 — 134.
- Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте /Известия АПН РСФСР, 1948 Вып. 64. — С. 83 — 110.
- Шматко Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии //Дошкольное воспитание, 1998. № 3, С. 77−81.
- Шпунтов А.И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка. /Начальная школа, № 1, 1984. С. 67 — 71
- Шустикова Т.В. К вопросу об интонации русской разговорной речи //Русская разговорная речь, 1970. С. 47 — 55.
- Щерба Я.В. Фонетика французского языка. М., 1955. -С. 133.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1959.
- Эльконин Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению /Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду /Тез. Всесоюзн. Науч. конф. М., 1971.- Ч.1.- С. 6−7.
- Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника //избр. психол. тр. -М., 1989.
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи. Д.: ПросвещЕНИЕ, 1968.
- Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., 1973.- 320 с.
- Яровенко О.И. Становление интонационной системы детей младшего дошкольного возраста /Становление речи и усвоение языка ребенком. М., 1985. -С. 33 -46.
- Ястребова А.В. Роль коммуникативной функции интонации при формировании речи у детей с ОНР //Тезисы докладов 4-й науч. сессии по вопросам дефектологии. М., 1962.
- Ястребова А.В. Использование интонационных средств языка при формировании речи у детей с ОНР //Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школах для детей с ТНР. М., 1964. — С. 40−44.
- Becker R. Zur Problematik der Fruhbehandlung sprachgestorter Kinder unter besonderer Berucksichtigung der Motorik. Inauguraldiss. Berlin, 1957.
- Essen V.O. Allgemeine und angewandte Phonetik.: Akademie-Verlag. Berlin, Ш1.
- Schilling R. Das kindljche Sprechvermogen Freiburg, 1956.
- Seifert U.M. Ermittlung musikalischer Fahigkeiten bei Sprachung Stimmgestorten. Die Sosch., 1967. H. 2.