Тесты.
Теория социальной работы
Вербальные тесты — прямые или косвенные утверждения о ценностях, поступках, социальных типах личности. Для примера приведем два теста, помогающие выявить установки личности на тот или иной тип потребления. Для выявления установки на умеренное потребление: «Следует иметь только то, что обеспечивает полноценное существование. Нельзя увлекаться «вещизмом», поддаваться потребительской психологии… Читать ещё >
Тесты. Теория социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наряду со шкалами для измерения установок используются также тесты. Они бывают текстовые или графические.
Вербальные тесты — прямые или косвенные утверждения о ценностях, поступках, социальных типах личности. Для примера приведем два теста, помогающие выявить установки личности на тот или иной тип потребления. Для выявления установки на умеренное потребление: «Следует иметь только то, что обеспечивает полноценное существование. Нельзя увлекаться „вещизмом“, поддаваться потребительской психологии». Для выявления установки на потребительство: «От жизни следует брать все, что она может дать».
В качестве тестов довольно успешно могут быть использованы общеизвестные пословицы и поговорки, аккумулирующие тс или иные типологические качества или характер поведения личности. Приведем пример такого теста, выявляющего разные социальные типы личности:
«Моя хата с краю» — космополит, обыватель.
«Хочешь жить — умей вертеться» — предприниматель, делец.
«Лучше воробей в руках, чем голубь в небе» — прагматик, практик.
«Истина дороже денег» — правдолюб, искатель истины.
«После меня хоть потоп» — эгоист, индивидуалист.
«Все люди — братья» — альтруист, человеколюб.
Графические, невербальные тесты конструируют так, чтобы у респондента была возможность зрительно ассоциировать с рисунком, графиком, линией ту или иную черту характера, поведение личности или иное социальное явление.
Приведем пример графического теста самооценки для измерения «образа» социальной структуры общества в массовом сознании.
Респонденту формулируется объяснение: «Ниже приводятся четыре суждения и четыре рисунка. Посмотрите внимательно рисунки, после чего прочитайте суждения и выберите из них то, с которым Вы согласны. На рис. 2.5, соответствующем выбранному Вами суждению, отметьте крестиком в одной из клеток место, которое, по Вашему мнению, Вы занимаете в обществе».
В нашем обществе часть людей находится в «низах», а часть — «в верхах». Естественно, они не изолированы друг от друга, их связывает между собой небольшой промежуточный слой (1).
В нашем обществе люди располагаются друг над другом по «слоям»: чем выше слой, тем меньше число людей, входящих в него (2).
В нашем обществе большинство людей занимают «среднее положение» и различия между ними незначительны. Однако имеется небольшая часть людей, положение которых намного хуже, чем у большинства, и другая часть, положение которой намного лучше (3).
В нашем обществе различия между положением разных групп населения незначительные (4).
Рис. 2.5. Графический тест.
По высоте рисунки разделены горизонтальными линиями на части: первые три — на 10, а четвертый — на 5. Эти части можно принять за деления интервальной шкалы, что позволяет применить математические методы для анализа первичной информации.
Для построения сложных шкал измерения установок, семантического дифференциала и тестов целесообразно прибегать к помощи психологов.