Понятие массовой коммуникации и пропаганды
Возникновение пропаганды официально датируется 1633 г., когда папа Урбан VIII основывает конгрегацию пропаганды в качестве комитета кардиналов, ответственных за иностранные миссии церкви, хотя отдельные примеры подобных действий прослеживаются намного раньше в истории. Практически все выдающиеся исторические деятели активно опирались на пропагандистские механизмы для создания и упрочнения своих… Читать ещё >
Понятие массовой коммуникации и пропаганды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие массовой коммуникации и пропаганды
Средство массовой информации и пропаганда стали настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Довольно, обыденным стало смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать известия о разных странах мира на сайте через Интернет.
Разные понятие пропаганды нам все чаще встречается в жизни. Эти понятия все чаще попадаются нам в средствах mass media, обсуждаются на встречах специалистов по избирательным компаниям, с настороженностью поднимаются во время встреч с клиентами и потенциальными кандидатами.
Возникновение пропаганды официально датируется 1633 г., когда папа Урбан VIII основывает конгрегацию пропаганды в качестве комитета кардиналов, ответственных за иностранные миссии церкви, хотя отдельные примеры подобных действий прослеживаются намного раньше в истории. Практически все выдающиеся исторические деятели активно опирались на пропагандистские механизмы для создания и упрочнения своих государств. Это А. Македонский, Ю. Цезарь, Петр I, Наполеон, Гитлер, Сталин и многие другие. коммуникация шеннон пропаганда идеологическая Например, об А. Македонском распространялись рассказы, что он сын бога, что было подтверждено оракулом. А ведь не так просто биться против сына могущественного из богов.
Изучение эффективности массовой коммуникации и пропаганды является актуальной темой в данное время.
Единая теория массовой коммуникации исторически складывалась и до сих пор формируется из научных подходов, позиций и исследований многих ученых — представителей как общественных, так и естественных и технических отраслей знания. Она вызревала в русле философии (Аристотель, Д. Локк, Т. Гоббс и др.), исследований по социологии и психологии (Г. Тард, Г. Лебон — конец XIX — начало XX века, Л. С. Выготский — 30-е годы, Т. Адорно, Г. Лассауэлл, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, П. Лазарсфельд, Р. Мертон и др. — 40-е годы, Ю. Хабермас, С. Московичи, А. Менегетти и др. — 60−80-е годы XX века). Она оформлялась в русле исследований проблем теории информации и новой науки — кибернетики (Н. Винер, К. Шеннон, С. Бир и др. — 40−50-е годы), научных разработок в области теории информации, культурологии и эстетики восприятия (М. Бахтин — 30- е годы, А. Моль, Ю. Лотман — 60−70-е годы), теории журналистики и журнализма (советская школа журналистики 60−70-х годов XX века, получившая развитие на базе одноименного факультета МГУ им. Ломоносова). До конца еще не оценен, как теперь все более выясняется, тот вклад, который сделали в теорию массовой коммуникации, разрабатывая естественнонаучные, философские, психологические и филологические концепции, русские мыслители Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский, А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский. Рассмотрим позиции и ряда других исследователей по вопросу состава понятия «массовая коммуникация» и теории МК.
П. Лазарсфельд и Р. Мертон рассматривают МК в контексте организуемого ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов. Поэтому, если обобщить их суждения о МК и ее основных функциях, то можно сделать вывод, что массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей):
- § присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям;
- § укрепления социальных норм;
- § наркотизации социума. «То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности широких слоев населения, является бесспорным. Вместе с тем возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно (а часто и преднамеренно. — В.Б.) преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию» [П. Лазарсфельд, Р. Мертон, с. 144−145)].
Существенное влияние, прямое и опосредованное, на последующую философию МК, как представляется, оказала концепция социальной обусловленности познания, разработанная английским философом Томасом Гоббсом. Правда, насколько нам известно, в современных работах по теории МК на эту связь нигде не указывается, как отмечает Н. С. Мотрошилова [(Мотрошилова, с. 171−180)]. Коммуникация — процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация — исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом). [Артемова Массовая коммуникация и массовое сознание. Сборник научных статей, выпуск 4. Изд-во: М., МГИМО, 2005 г. — с. 15].
Американский социолог Чарльз Кули имел в виду под коммуникацией механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени. Как видим, от понимания коммуникации в широком смысле общения как такового авторы все чаще переходят к определениям, основанным на технических возможностях этого общения. В прикладных моделях коммуникации, то есть моделях, которые в середине XX века были призваны объяснить процессы в резко развившихся технических системах, отслеживаются составляющие коммуникативной цепочки с целью прогнозирования новых эффективных коммуникативных действий (термин Ю. Хабермаса). Основными прикладными моделями коммуникации явились модель Клода Шеннона (математическая) и Норберта Винера (кибернетическая).
Шеннон выделял три уровня коммуникации: технический, семантический, а также уровень эффективности. Технические проблемы коммуникации связывались им с точностью передачи информации от отправителя к получателю. Семантические проблемы — с интерпретацией сообщения получателем в сопоставлении с изначальным значением. Проблема эффективности говорит о результатах изменения поведения в связи с переданным сообщением.
Рис. 1. Схема коммуникации по Клоду Шеннону
В модели Н. Винера самым важным ее компонентом является положение об обратной связи. «Информация, поступающая обратно в управляющий центр, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей» (Винер, с. 160).
Особо рассматривает Н. Винер функционирование социальной информации. В группах необщественных животных информация не возрастает, поскольку нет активного информационного обмена. В случае эффективной социальной организации информации больше, чем содержит каждый из членов социума.
Идеи К. Шеннона развил С. Бир. В частности, он определил обратную связь как «возврат части выходной информации на ее вход, которая затем изменится. Положительная обратная связь вызывает увеличение уровня сигнала на выходе и, следовательно, на входе; отрицательная обратная связь при увеличении сигнала на выходе вызывает уменьшение сигнала на входе, и таким образом, в принципе является стабилизирующей». (Вир, с. 407−408).
Массовая коммуникация — процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Таким образом, стандартная модель массовой коммуникации, принятая большинством исследователей, состоит из следующих элементов.
Необходимость всесторонней передачи социальной информации, которая формирует массовое сознание, стала одной из главных причин, вызвавших возникновение СМК. Другие средства не в состоянии осуществлять оперативно, регулярно и в большом масштабе влиять на мнение людей. Основной целью деятельности СМК является воздействие на общественное мнение. Содержание сообщений, полученных через средства массовой коммуникации формируется с учетом особенностей и закономерностей психологического воздействия в диапазоне обычного информирования к обучению, убеждения и внушения. Техника массовой коммуникации ориентируется на удовлетворение потребностей и запроса различных социальных слоев распространения информации, ее ритм и масштаб определяются характером развития и функционирования той или иной социальной системы. Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.
Существуют разнообразные определения понятия пропаганды. Вот некоторые из них. В социологическом энциклопедическом словаре дается следующие определение: «Пропаганда (от латинского распространение):
- 1) система деятельности, направленная на распространение знаний, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказание влияния на социальное поведение людей;
- 2) распространение в массах идеологии и политики определенных классов, партий, государств;
- 3) средство манипуляции массовым сознанием" .
В политологическом энциклопедическом словаре пропаганда определяется следующим образом — «систематически осуществляемые усилия повлиять на сознание индивидов, групп, образований для достижения определенного, заранее намеченного результата в области политического действия» .
Учебный социологический словарь рассматривает пропаганду как «целенаправленное распространение массовой информации об определенном образе жизни» .
Один из наиболее авторитетных исследователей пропаганды — Г. Ласвелл, в своей книге «Техника пропаганды в мировой войне», вышедшей в 1927 г., определяет пропаганду как «менеджмент коллективных представлений с помощью манипуляций значимыми символами». На наш взгляд пропаганда — это неотъемлемая часть идеологии, политики, и культуры любого общества.
Для более четкого выяснения причинно-следственных связей между идеологией и пропагандой необходимо рассмотрение идеологии. Идеология — система ценностей данного общества (Т. Парсонс). Идеология — такая система ценностей, которая выступая в качестве политического мировоззрения, имеющего силу веры, обладает особенно большим ориентационным потенциалом и потому способна обуздывать связанные с кризисом процессы социальной жизни (У. Матц).
Таким образом четко видно, что в центре представлений о феномене идеологии находится понятие ценности, через которые они и определяются. Массовое политическое действие невозможно без использования такого инструмента распространения идеологического влияния как пропаганда, назначение которого заключается в том, чтобы через формирование системы политических убеждений направлять политические действия больших масс людей, создавать в их сознании необходимые ориентации, выражающиеся в готовности к определенному типу политического действия. Смысл пропаганды заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного политического сознания, в насыщении массового сознания целями, ориентациями и представлениями о политике, сформировавшимися в результате специальной теоретической деятельности, обеспечении единства рационального и эмоционального моментов в политическом поведении.
Таким образом можно сказать, что идеология представляет собой теоретический конструктор обществ, а пропаганда — средство распространения этой конструкции в массовом сознании. Практически во всех обществах одно не существует без другого.