Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Понятие массовой коммуникации и пропаганды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возникновение пропаганды официально датируется 1633 г., когда папа Урбан VIII основывает конгрегацию пропаганды в качестве комитета кардиналов, ответственных за иностранные миссии церкви, хотя отдельные примеры подобных действий прослеживаются намного раньше в истории. Практически все выдающиеся исторические деятели активно опирались на пропагандистские механизмы для создания и упрочнения своих… Читать ещё >

Понятие массовой коммуникации и пропаганды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие массовой коммуникации и пропаганды

Средство массовой информации и пропаганда стали настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Довольно, обыденным стало смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать известия о разных странах мира на сайте через Интернет.

Разные понятие пропаганды нам все чаще встречается в жизни. Эти понятия все чаще попадаются нам в средствах mass media, обсуждаются на встречах специалистов по избирательным компаниям, с настороженностью поднимаются во время встреч с клиентами и потенциальными кандидатами.

Возникновение пропаганды официально датируется 1633 г., когда папа Урбан VIII основывает конгрегацию пропаганды в качестве комитета кардиналов, ответственных за иностранные миссии церкви, хотя отдельные примеры подобных действий прослеживаются намного раньше в истории. Практически все выдающиеся исторические деятели активно опирались на пропагандистские механизмы для создания и упрочнения своих государств. Это А. Македонский, Ю. Цезарь, Петр I, Наполеон, Гитлер, Сталин и многие другие. коммуникация шеннон пропаганда идеологическая Например, об А. Македонском распространялись рассказы, что он сын бога, что было подтверждено оракулом. А ведь не так просто биться против сына могущественного из богов.

Изучение эффективности массовой коммуникации и пропаганды является актуальной темой в данное время.

Единая теория массовой коммуникации исторически складывалась и до сих пор формируется из научных подходов, позиций и исследований многих ученых — представителей как общественных, так и естественных и технических отраслей знания. Она вызревала в русле философии (Аристотель, Д. Локк, Т. Гоббс и др.), исследований по социологии и психологии (Г. Тард, Г. Лебон — конец XIX — начало XX века, Л. С. Выготский — 30-е годы, Т. Адорно, Г. Лассауэлл, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, П. Лазарсфельд, Р. Мертон и др. — 40-е годы, Ю. Хабермас, С. Московичи, А. Менегетти и др. — 60−80-е годы XX века). Она оформлялась в русле исследований проблем теории информации и новой науки — кибернетики (Н. Винер, К. Шеннон, С. Бир и др. — 40−50-е годы), научных разработок в области теории информации, культурологии и эстетики восприятия (М. Бахтин — 30- е годы, А. Моль, Ю. Лотман — 60−70-е годы), теории журналистики и журнализма (советская школа журналистики 60−70-х годов XX века, получившая развитие на базе одноименного факультета МГУ им. Ломоносова). До конца еще не оценен, как теперь все более выясняется, тот вклад, который сделали в теорию массовой коммуникации, разрабатывая естественнонаучные, философские, психологические и филологические концепции, русские мыслители Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский, А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский. Рассмотрим позиции и ряда других исследователей по вопросу состава понятия «массовая коммуникация» и теории МК.

П. Лазарсфельд и Р. Мертон рассматривают МК в контексте организуемого ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов. Поэтому, если обобщить их суждения о МК и ее основных функциях, то можно сделать вывод, что массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей):

  • § присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям;
  • § укрепления социальных норм;
  • § наркотизации социума. «То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности широких слоев населения, является бесспорным. Вместе с тем возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно (а часто и преднамеренно. — В.Б.) преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию» [П. Лазарсфельд, Р. Мертон, с. 144−145)].

Существенное влияние, прямое и опосредованное, на последующую философию МК, как представляется, оказала концепция социальной обусловленности познания, разработанная английским философом Томасом Гоббсом. Правда, насколько нам известно, в современных работах по теории МК на эту связь нигде не указывается, как отмечает Н. С. Мотрошилова [(Мотрошилова, с. 171−180)]. Коммуникация — процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация — исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом). [Артемова Массовая коммуникация и массовое сознание. Сборник научных статей, выпуск 4. Изд-во: М., МГИМО, 2005 г. — с. 15].

Американский социолог Чарльз Кули имел в виду под коммуникацией механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени. Как видим, от понимания коммуникации в широком смысле общения как такового авторы все чаще переходят к определениям, основанным на технических возможностях этого общения. В прикладных моделях коммуникации, то есть моделях, которые в середине XX века были призваны объяснить процессы в резко развившихся технических системах, отслеживаются составляющие коммуникативной цепочки с целью прогнозирования новых эффективных коммуникативных действий (термин Ю. Хабермаса). Основными прикладными моделями коммуникации явились модель Клода Шеннона (математическая) и Норберта Винера (кибернетическая).

Шеннон выделял три уровня коммуникации: технический, семантический, а также уровень эффективности. Технические проблемы коммуникации связывались им с точностью передачи информации от отправителя к получателю. Семантические проблемы — с интерпретацией сообщения получателем в сопоставлении с изначальным значением. Проблема эффективности говорит о результатах изменения поведения в связи с переданным сообщением.

Схема коммуникации по Клоду Шеннону.

Рис. 1. Схема коммуникации по Клоду Шеннону

В модели Н. Винера самым важным ее компонентом является положение об обратной связи. «Информация, поступающая обратно в управляющий центр, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей» (Винер, с. 160).

Особо рассматривает Н. Винер функционирование социальной информации. В группах необщественных животных информация не возрастает, поскольку нет активного информационного обмена. В случае эффективной социальной организации информации больше, чем содержит каждый из членов социума.

Идеи К. Шеннона развил С. Бир. В частности, он определил обратную связь как «возврат части выходной информации на ее вход, которая затем изменится. Положительная обратная связь вызывает увеличение уровня сигнала на выходе и, следовательно, на входе; отрицательная обратная связь при увеличении сигнала на выходе вызывает уменьшение сигнала на входе, и таким образом, в принципе является стабилизирующей». (Вир, с. 407−408).

Массовая коммуникация — процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Таким образом, стандартная модель массовой коммуникации, принятая большинством исследователей, состоит из следующих элементов.

Понятие массовой коммуникации и пропаганды.

Необходимость всесторонней передачи социальной информации, которая формирует массовое сознание, стала одной из главных причин, вызвавших возникновение СМК. Другие средства не в состоянии осуществлять оперативно, регулярно и в большом масштабе влиять на мнение людей. Основной целью деятельности СМК является воздействие на общественное мнение. Содержание сообщений, полученных через средства массовой коммуникации формируется с учетом особенностей и закономерностей психологического воздействия в диапазоне обычного информирования к обучению, убеждения и внушения. Техника массовой коммуникации ориентируется на удовлетворение потребностей и запроса различных социальных слоев распространения информации, ее ритм и масштаб определяются характером развития и функционирования той или иной социальной системы. Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

Существуют разнообразные определения понятия пропаганды. Вот некоторые из них. В социологическом энциклопедическом словаре дается следующие определение: «Пропаганда (от латинского распространение):

  • 1) система деятельности, направленная на распространение знаний, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказание влияния на социальное поведение людей;
  • 2) распространение в массах идеологии и политики определенных классов, партий, государств;
  • 3) средство манипуляции массовым сознанием" .

В политологическом энциклопедическом словаре пропаганда определяется следующим образом — «систематически осуществляемые усилия повлиять на сознание индивидов, групп, образований для достижения определенного, заранее намеченного результата в области политического действия» .

Учебный социологический словарь рассматривает пропаганду как «целенаправленное распространение массовой информации об определенном образе жизни» .

Один из наиболее авторитетных исследователей пропаганды — Г. Ласвелл, в своей книге «Техника пропаганды в мировой войне», вышедшей в 1927 г., определяет пропаганду как «менеджмент коллективных представлений с помощью манипуляций значимыми символами». На наш взгляд пропаганда — это неотъемлемая часть идеологии, политики, и культуры любого общества.

Для более четкого выяснения причинно-следственных связей между идеологией и пропагандой необходимо рассмотрение идеологии. Идеология — система ценностей данного общества (Т. Парсонс). Идеология — такая система ценностей, которая выступая в качестве политического мировоззрения, имеющего силу веры, обладает особенно большим ориентационным потенциалом и потому способна обуздывать связанные с кризисом процессы социальной жизни (У. Матц).

Таким образом четко видно, что в центре представлений о феномене идеологии находится понятие ценности, через которые они и определяются. Массовое политическое действие невозможно без использования такого инструмента распространения идеологического влияния как пропаганда, назначение которого заключается в том, чтобы через формирование системы политических убеждений направлять политические действия больших масс людей, создавать в их сознании необходимые ориентации, выражающиеся в готовности к определенному типу политического действия. Смысл пропаганды заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного политического сознания, в насыщении массового сознания целями, ориентациями и представлениями о политике, сформировавшимися в результате специальной теоретической деятельности, обеспечении единства рационального и эмоционального моментов в политическом поведении.

Таким образом можно сказать, что идеология представляет собой теоретический конструктор обществ, а пропаганда — средство распространения этой конструкции в массовом сознании. Практически во всех обществах одно не существует без другого.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой