Актуальность темы
исследования. Вторая половина XX века ознаменована переходом ряда стран к постиндустриальному обществу, отличительными чертами которого являются информационно-технологическая революция и вызываемые ею изменения в социальной структуре, системе социальных институтов и культуре. Ключевую роль теперь играют институты знаний — работающие в области высоких технологий корпорации и учреждения науки и образования, порождающие глобальную «экономику знаний».
Россия также вступила на путь перехода к постиндустриальному обществу. но при этом 1990;е годы были для нашей страны также временем коренных политических и социально-экономических реформ, начатых после распада СССР. Эти сложные обстоятельства привели к существенному падению объемов производства, ухудшению уровня жизни массовых слоев населения. культурной аномии. Единственной возможностью сохранения лидирующих позиций страны в экономике и культуре, решения животрепещущих социальных задач является целенаправленное построение «экономики знаний», основанное на мощном интеллектуальном потенциале российского населения, имеющейся инфраструктуре высокотехнологичных отраслей, достижениях науки и образования.
Мировой опыт указывает, что основным механизмом построения «экономики знаний» является создание национальной инновационной системы, обеспечивающей институциональные условия для коммерциализации фундаментальных и прикладных научно-исследовательских результатов. Важнейшую роль первоначального стимула в создании такой системы играет государство, но основными элементами научно-инновационного комплекса являются наукоемкие фирмы, академические институты и университеты.
Университеты занимают особое место в национальной инновационной системе и постиндустриальном обществе в целом, поскольку наиболее естественно позволяют интегрировать подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов, фундаментальные и прикладные научные исследования, внедрение инноваций в производство. Конкретной формой такой интеграции выступают предпринимательские университеты, представляющие собой очередную ступень развития классических университетов.
Сохраняя роль центров науки и культуры, предпринимательские университеты становятся также центрами инноваций и регионального развития, добавляя к известной формуле В. Гумбольдта «наука плюс образование» третью фундаментальную составляющую — «бизнес». Естественно, маркетиза-ция университетской жизнедеятельности ведет к изменению субъектной структуры вуза, возникновению новых регламентирующих норм и ценностей, трансформации иерархии отношений между преподавателями и студентами. Эти социально-культурные процессы в современной российской образовательной системе почти не исследованы. На наш взгляд, анализ структуры, функций и динамики становления предпринимательских университетов представляет собой важнейшую исследовательскую и практическую задачу текущего этапа совершенствования процесса культурного воспроизводства общества посредством образования, обоснования важных решений социально-политического характера в области национального образования.
Степень разработанности проблемы обусловлена следующими факторами. Начиная с 1950;х годов большой массив научных публикаций был посвящен исследованию различных аспектов становления и развития постиндустриального общества. Важно отметить, что основоположник теории постиндустриализма Д. Белл1 не только представил аналитический прогноз Белл Д Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999; Bell D Notes of the Post-Industrial Society // The Public Interest. 1967. № 7. протекающих изменений в социально-институциональной структуре общества, но и обосновал положение о новой роли университета как ключевого социального института. Возрастание роли образования, науки, высоких технологий в становлении новых общественных отношений было выявлено и другими исследователями, например, И. Валлерстейном, Р. Дарендорфом, Г. Каном, К. Томинагой.
Большое значение для социологической интерпретации новых социальных отношений приобрела концепция информационного общества (Т. Умесао, Ф. Махлуп, М. Порат, М. Рубин, Т. Стоуньер, Р. Кац, И. Масуда, Т. Сакая и др.)2. всеобъемлюще представленная в труде М. Кастельса «Информационная эпоха"3. Существенный вклад в теорию постиндустриального общества внесли работы отечественного исследователя B. J1. Иноземцева4, трактующего новую стадию общественного развития как «постэкономическую», что развивает теорию общественных формаций К. Маркса. Оригинальную трактовку происходящих социальных изменений дают исследования в русле постмодернистской концепции (Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко и др.)5.
Однако информатизация технологий и социальных отношений современного общества еще не привела к изменению системы мотивации человег См.: Machlup F The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton. 1962; Poral M. Rubin M The Information Society: Development and Measurement. Washington, 1978; Slaughter S. Leslie LL Academic Capitalism / Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore-L. 1997; Masuda Y The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, 1981.
3 Кастепьс M. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
4 См.: Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: Academia — Наука, 1998; Он же. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М.: Academia-HayKa, 1999; Он же. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос. 2000.
5 Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино. 1999; Он же Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000; ФукоМ Археология знания Киев: Ника-центр, 1996. ческой активности и рыночных институциональных основ жизнедеятельности. Важнейшим рыночным институтом и одновременно проводником культурных инноваций остается предпринимательство, фундаментальный анализ природы которого дан в классических трудах М. Вебера, В. Зомбарта, Й. Шумпетера. Концепция предпринимательского университета была обоснована и развита в работах Б. Кларка. J1. Морли, С. Слотера и Л. Лесли6, в России это направление исследований представлено работами В. Атояна, А. Грудзинского, Р. Стронгина7.
Более широкому кругу проблем развития системы высшего профессионального образования в условиях перехода к постиндустриальному обществу посвящены исследования М. Арапова, В. Арутюнова и Л. Стрековой, Л. Гохберга, И. Дежиной, М. Лукашенко, И. Майбурова, В. Мануйлова, И. Налетовой, А. Осипова и С. Иванова, С. Плаксия, Н. Покровского, Л. Романковой, Е. Сабурова, В. Шукшунова и В. Лозовского, Л. Якобсона и других8.
6 Clark BR. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Paris, 1998; Morley L Quality and Power in Higher Education. L. 2003: Slaughter S. Leslie L.L. Academic Capitalism / Politics. Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore-!,. 1997.
7 Атоян В. Казакова H. Университеты в современном обществе // Высшее образование в России. 2005. № 4- Трансформация российских университетов в учебно-научно-инновационные комплексы / В. Р. Атоян. Ю. В. Чеботаревский. Н. В. Казакова и др. Саратов. 2001; Грудзинский, А О. Университет как предпринимательская организация // Со-циол. исслед. 2003. № 4- Он же Проектно-орнентированный университет. Н.Новгород. 2004; Стронгин Р. Грудзинский, А Миссия Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобаческого // Высшее образование в России. 2004. № 3. Стронгин Р Максимов Г Опыт интеграции образования и науки // Высшее образование в России. 2005. № 1. См.: Арапов М. В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины и следствия // Общественные науки и современность. 2004. № 6- Арутюнов В С. Стрекова J1. H Социологические основы научной деятельности. М. 2003; Гмберг Л., Кузнецова И. Вузовская наука: перспективы развития // Высшее образование в России. 2004. № 4.Дежина И «Ведущие вузы» и «исследовательские университеты»? // Высшее образование в России. 2004. № 8: Лукашенко М Рынок образовательных услуг: десять лет спустя // Высшее образование в России. 2003. № 1- Майбуров И. Развитие высшей школы и экономики: ко-эволюционный подход // Высшее образование в России. 2005. № 6- Мануйлов В Федоров И Модели формирования готовности к инновационной деятельности // Высшее образование.
Социологический анализ отдельных аспектов социокультурной динамики становления предпринимательских университетов осуществлен в работах Е. Авраамовой, И. Васениной и В. Черняевой, Г. Зборовского и Е. Шуклиной и ряда других авторов. Проблеме построения «экономики знаний» посвящены работы В. Макарова, Б. Мнльнера, Г. Клейнера. Большой массив соответствующих публикаций по темам развития образования, науки и инноваций представлен в газете «Поиск» и журнале «Высшее образование в России».
Названные источники дают необходимую основу для проведения исследования. Однако автору неизвестны работы, специально посвященные анализу развития национальной системы высшего профессионального образования в условиях перехода к «экономике знаний». Исследование процесса становления российских предпринимательских университетов должно в определенной степени восполнить этот научный пробел.
Цель диссертационной работы — анализ социальных аспектов формирования российских университетов нового типа как ключевого элемента развития «экономики знаний».
Задачи диссертационного исследования:
1) раскрыть социальные аспекты постиндустриальных подходов к оценке роли науки и образованияв России. 2004. № 7- Hanemoea И Диверсификация высшего образования: вызов университетам // Высшее образование в России. 2005. № 5- Осипов AM. Иванов С В Университет как региональная корпорация // Социол. исслед. 2004. № 11- Плаксий С. И Блеск и нищета российского высшего образования. М., 2004; Покровский НЕ. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом глобальных изменений // Общественные науки и современность. 2005. № 4- Романкова Л Элитное образование для инновационной экономики // Высшее образование в России. 2004. № 11- Сабуров Е. Ф Экономика образования и проблема выбора в условиях рыхлых упорядочений // Общественные науки и современность. 2004. № бШукшунов В. Е. Лозовский В Н Фундаментальные основы инженерного образования в XXI веке. М.-Новочеркасск. 2003; Якобсон ЛИ Модернизация образования: от логики выживания к реинтеграции в общество // Общественные науки и современность. 2003. № 4- и др.
2) изучить особенности развития национальной системы высшего профессионального образования в период становления рыночных общественных отношений;
3) выявить проблемы развития университетов под влиянием тенденций формирования «экономики знаний»;
4) проанализировать субъектную структуру социальной организации предпринимательского университета;
5) исследовать и описать процессы институционализации предпринимательских отношений в российских университетах;
6) охарактеризовать социальные условия успешного стимулирования научно-образовательных инноваций в российских университетах предпринимательского типа.
Объектом исследования в работе выступает российская система высшего профессионального образования.
Предметом исследования являются изменения социальной стратегии, функций и форм развития университетского образования, вызванные их включением в систему рыночных отношений под влиянием становления экономики знаний.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
— выявлены основные тенденции институционально-статусных изменений и функциональных особенностей развития системы высшего профессионального и конкретно университетского образования в условиях перехода к постиндустриальному обществу;
— показаны объективные социальные ограничения инноватизации деятельности университетов, актуализирующие этап становления предпринимательских университетов в стратегии трансформации национальной сети учреждений высшего образования;
— проанализированы изменения в системе социальных отношений внутри университетов и с их участием в процессе становления «экономики знаний" — обоснована тенденция деиерархизации социальных связей и уста-навления преимущественно партнерских, равноправных отношений в среде инсайдеров и внешнем взаимодействии с участием университетов;
— исследованы качественные изменения в субъектной структуре социальной организации предпринимательского университетапоказано, что социально-ролевая реадаптация сотрудников и социальная интеграция коллектива в целом связаны с реализацией миссии и инновационной стратегии предпринимательского университета;
— доказано, что институционализация предпринимательских отношений в университете в условиях перехода к рынку и реализации стратегии перехода к начальной стадии развития «экономики знаний» является единственным способом выполнения всего комплекса имманентных функций, связанных с развитием науки и профессионального обучения;
— описаны институциональные условия перехода к построению «экономики знаний» на основе тройственного взаимодействия государства, бизнеса и образования в целях инноватизации экономики при системообразующей роли нового типа предпринимательских университетов.
Новизна постановки проблемы и полученные при ее изучении результаты отражены в основных тезисах работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. В постиндустриальный период общественного развития роль информационных факторов производства становится приоритетной, что принципиально изменяет положение институтов образования и науки в общественной системе. Неизмеримо повышается культуровоспроизводственная роль системы высшего образования, основными тенденциями развития которой становятся инноватизацня и маркетнзацня. Наложение динамик становления рыночной экономической системы, информатизации общества и экономики, а также трансформации системы образования в современном российском обществе предъявляют специфические требования к реализации стратегии и совершенствованию форм высшего профессионального, в первую очередь — университетского, образования.
2. Основными проблемами развития российских университетов в условиях становления «экономики знаний» являются осложненное ресурсное состояние вузовской науки, тенденция снижения качества обучения, отсутствие четкой маркетинговой политики и общей согласованности с развитием экономики, конфликт между традиционными и современными трактовками университета и его преподавателей, наличие теневых экономических отношений в вузах. Такого рода системные препятствия ограничивают возможность эффективной эволюции большинства вузов к современному инновационному состоянию, объективно повышая роль новых типов университетов, в первую очередь предпринимательских, как узловых элементов поэтапной перестройки всей университетской системы.
3. В процессе становления «экономики знаний» изменяются сформированный на протяжении столетий статус университета: из «храма науки» он превращается в активного рыночного деятеля по подготовке кадров и разработке технологийизменяются представления о его роли в жизни общества, повышается аксиологический статус. В целом происходящие изменения можно охарактеризовать как «десакрализацию» университетов и их сотрудников, вынуждающую приспосабливаться к требованиям рынка и интерио-ризировать маркетинговое мышление. Меняется и тип социальных отношений: начинает доминировать партнерский характер взаимодействия не только между инсайдерами образовательных учреждений, но и во взаимодействии представителей бизнеса и науки, преподавателей и обучающихся.
4. Становление предпринимательских университетов приводит к качественным изменениям социальной организации вузов, адаптации ролевых комплексов преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов, способов их интеракции в условиях рыночной экономики. Важнейшую роль в социальной интеграции многотысячных университетских коллективов при принятии университетом предпринимательской направленности играет разработка и реализация миссии университета, его осознанная стратегическая ориентация на инновационную деятельность, реализация компетентностного подхода, адаптирующая модификация образовательной мотивации студентов.
5. Институционализация предпринимательских отношений в университете в период развития рыночной экономики является единственным адекватным способом обеспечения выполнения им всех имманентных функций, проведения фундаментальных и прикладных исследований, качественной профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, участия в социальном, экономическом, культурном развитии регионов, что особенно важно в условиях перехода к постиндустриальному обществу на этапе становления «экономики знаний».
6. Ключевым институциональным условием перехода от «сырьевой» модели развития общества к «экономике знаний» является создание национальной инновационной системы на основе интегрированного взаимодействия трех субъектов: государства, предприятий различных форм собственности, учреждений науки и образования, в которой предпринимательские университеты играют роль системообразующего элемента.
Теоретико-методологической основой исследования стали положения теории постиндустриализма и информационного общества, методы системного и сравнительного анализа, социокультурные, институциональные и субъектные подходы, принципы «понимающей социологии». Использованы вторичные социологические данные, собранные в результате эмпирических исследований.
Практическая значимость исследования предопределена тем, что полученные в работе результаты могут быть использованы в практике управления вузами и государственного регулирования складывающейся инновационной системы. Выводы и положения диссертационной работы могут использоваться также в учебном процессе при чтении курсов по общей социологии, социологии образования и управления.
Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на двух межвузовских конференциях, опубликованы в четырех статьях и монографии общим объемом 4,65 п.л.
Структура диссертации включает в себя: введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список литературы, состоящий из 111 источников.
Выводы к главе 2.
1 .Становление предпринимательских университетов приводит к качественным изменениям социальной организации вузов, адаптации ролевых комплексов преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов, способов их интеракции в условиях рыночной экономики. В частности, происходит формулировка и реализация миссии университета, его ориентация на инновационную деятельность, реализация компетентностного подхода, модификация образовательной мотивации студентов.
2.Институционализация предпринимательских отношений в университете является единственным способом обеспечения выполнения r5S Грудзинский А. О., Балабанова Е. С. Пекушкина О.А. Европейский трансфер технологий: кооперация без «утечки мозгов"//Социол. исслед. 2004. № 11. С. 124−125. ситете является единственным способом обеспечения выполнения им всех имманентных функций: проведения фундаментальных и на их основе прикладных исследований, качественной профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, участия в социальном, экономическом, культурном развитии регионов в условиях перехода к постиндустриальному обществу.
3.Ключевым институциональным условием перехода от доминирования сырьевых отраслей к «экономике знаний» является создание национальной инновационной системы на основе взаимодействия трех субъектов: государства, предприятий различных форм собственности, учреждений науки и образования, причем университеты играют роль системообразующего эле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В постиндустриальном обществе образование и наука играют ведущую роль и как источник инноваций, обеспечивающих производство новых товаров и услуг, и как средство восходящей социальной мобильности, и как способ повышения качества жизни.
Наиболее существенной новой чертой социальной структуры постиндустриального общества является формирование нового класса, именуемого knowledge class или «класс интеллектуалов». Его основным признаком служит уровень образования, оказывающийся значительно выше среднего в обществе в данный период времени. Поскольку в постиндустриальном социуме общественное богатство создается преимущественно за счет инноваций на базе знаний, то субъекты инноваций и знаний естественным образом занимают господствующие позиции в системе социальной стратификации. Это относится как к социальным институтам, порождающим знания и инновации, так и к отдельным носителям соответствующих компетенций. Необходимым дополнением становления интеллектуальной элиты выступает формирование низшего класса (underclass), в который попадают люди, не получившие достаточного образования и соответственно лишенные возможности достойно «вписаться» в структуру производственных и социальных отношений постиндустриального общества. При этом социальной эксклюзии в постиндустриальном обществе подвержены не только безработные, больные и нищие, но и вполне здоровые, активные, реально работающие люди. Проблема заключается в том, что в силу своей низкой квалификации они могут претендовать лишь на настолько низкооплачиваемую работу, что заработной платы не хватает даже на удовлетворение элементарных потребностей. Принадлежность к интеллектуальной элите и к андерклассу передается по наследству, что приводит к замкнутости этих социальных групп и к усилению поляризации постиндустриального общества.
Модификация социальной мобильности в постиндустриальном обществе происходит по следующим направлениям. Во-первых, система образования становится основным «лифтом», обеспечивающим восходящую мобильность. Во-вторых, современные технологии модифицируют традиционное понятие рабочего места, способствуя пространственной мобильности. В-третьих, сохраняется и усиливается процесс «утечки мозгов», благодаря которому ведущие постиндустриальные державы на выгодных условиях получают высококвалифицированные кадры из менее развитых стран.
Качественные изменения в системе высшего профессионального образования при переходе к постиндустриальному обществу многообразны и могут быть сгруппированы в виде следующих тенденций, которые служат предметом анализа в работе: 1) диверсификация- 2) специализация- 3) фун-даментализация- 4) коммерциализация- 5) маркетизация- 6) корпоративиза-ция- 7) регионализация- 8) глобализация- 9) интеграция- 10) пролонгация- 11) компьютеризация- 12) инноватизация.
К числу основных проблем в развитии системы высшего профессионального образования следует отнести: 1) тяжелое состояние вузовской науки- 2) снижение качества вузовского обучения- 3) отсутствие четкой маркетинговой политики при подготовке специалистов- 4) отсутствие согласованности в развитии системы высшего образования и национальной экономики в целом- 5) конфликт между традиционной и постиндустриальной трактовкой университета и статуса университетского преподавателя- 6) наличие теневых экономических отношений в вузах. Не претендуя на полноту, этот список позволяет проанализировать основные институциональные и социальные проблемы российских вузов и их преподавателей в условиях «двойственного перехода» от СССР к постсоветской России и от индустриального к постиндустриальному обществу.
В условиях перехода к постиндустриальному обществу изменяются сформированный на протяжении столетий статус университета как «храма науки», представления о его роли в жизни общества, положение в обществе университетских преподавателей. В целом происходящие изменения можно охарактеризовать как «десакрализацию» университетов и их сотрудников, которая хотя и не приводит в развитых странах к ухудшению их материального положения (скорее наоборот!), но вынуждает профессоров приспосабливаться к требованиям рынка и интериоризировать маркетинговое мышление. Далеко не все российские преподаватели проявляют моральную и интеллектуальную готовность к описанным изменениям.
Становление предпринимательского университета подразумевает ряд существенных изменений в его социальной организации. В частности, необходима формулировка миссии университета как основного положения, определяющего его цели, задачи и способы их достиженияакцентируется ориентация на инновационную деятельностьосуществляется реализация компе-тентностного подхода к образованиюпроисходит модификация образовательной мотивации студентов.
Все более широкое распространение предпринимательских отношений в российских университетах, вызванное им изменение ролей и способов коммуникации университетских сотрудников приводит к институционализа-ции предпринимательской деятельности вузов. Формирование потребности в создании предпринимательских университетов можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, государство и общество в целом нуждаются: в высококвалифицированных специалистах, способных стать подлинными субъектами становления «экономики знаний" — в качественных научных исследованиях и разработках, образующих основу для создания технологий, продуктов и услуг нового поколения, соответствующих требованиям перехода к постиндустриальному обществув создании экономических механизмов, обеспечивающих подготовку специалистов в рамках динамичной профессионально-квалификационной структуры и трансферт инновационных технологий с учетом интересов всех участвующих сторонв интеграции научно-исследовательского, учебно-методического и прикладного аспектов деятельности университетов в интересах региона и общества. Глобальным механизмом взаимной увязки этих потребностей выступает национальная инновационная система. Между тем инновационная деятельность служит одним из ключевых атрибутов предпринимательства и не может развиваться на иной основе. С другой стороны, настоятельную потребность в институционализа-ции предпринимательских отношений испытывают сами вузы, их преподаватели и сотрудники от лаборанта до ректора. Успешная институционализация вузовского предпринимательства позволит: существенно улучшить материальное положение преподавателейреализовать творческий научный и методический потенциал сотрудников на основе конкретных востребованных заказов на прикладные разработки и оказание образовательных услугулучшить состояние материально-технической базы университетов, методическое обеспечение учебного процесса, поддержку экспериментальной работыпостроить управление университетом на новых принципах сотрудничающего менеджмента, управления качеством, стратегического планирования и развитияналадить взаимовыгодные отношения с предприятиями и организациями различных форм собственности, облегчить трудоустройство выпускников, обеспечить привлечение спонсорских средств.
Основным операциональным средством реализации общественной потребности в создании предпринимательских университетов является организация технологических парков (технопарков). Иногда российские предпринимательские университеты используют более широкую форму — инновационно-технологический центр, содержащий технопарк как один из элементов. Особую роль в конституировании предпринимательских отношений играют бизнес-инкубаторы, предоставляющие благоприятные условия для первоначального развития малых инновационных предприятий.
Стратегическим императивом развития России, обеспечивающим достойное место страны в мировой экономической системе, является перенос центра тяжести с добывающих отраслей на производство наукоемкой продукции и технологий. Имеются серьезные предпосылки для успешного построения российской «экономики знаний». К числу таких предпосылок следует отнести: мощный интеллектуальный капитал, включающий ученых, преподавателей, инженерно-технических работников, квалифицированных рабочихдостаточно серьезную научно-производственную инфраструктуру, особенно в сфере ВПК: реальный опыт и символический капитал в области освоения космоса, создания новой техники и технологий, крупномасштабного строительствамобилизационный капитал, который может и должен проявиться в построении «экономики знаний» как национальной идее, давно являющейся предметом активного обсуждения ученых и политиков.
Механизм реализации стратегии построения «экономики знаний» известен из опыта государств, уже совершивших переход к постиндустриальному обществу — это создание национальной инновационной системы. Основными субъектами такой системы выступают: 1) государство, обеспечивающее институциональные условия создания и внедрения инноваций и финансовую поддержку, особенно на первых этапах построения системы- 2) предприятия различных форм собственности, непосредственно выпускающие инновационную продукцию, а также выступающие заказчиками инновационных разработок по отношению к научно-образовательным учреждениям- 3) учреждения науки и образования, обеспечивающие подготовку и переподготовку квалифицированных профессиональных кадров и проводящие фундаментальные и прикладные исследования и разработки. Главной проблемой коммерциализации результатов научных исследований в России является отсутствие серьезного внутреннего рынка высоких технологий. Поэтому при построении национальной инновационной системы требуется решать двуединую задачу: вывод российской высокотехнологичной продукции на зарубежные рынки (в том числе рынки постиндустриальных государств) и формирование внутреннего рынка наукоемкой продукции. Решение второй задачи представляется более реальным в ближайшее время, но требует создания системы «конструктивного маркетинга», благодаря которой наукоемкие предприятия могли бы сами находить и даже формировать своих потребителей.