Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Актуальные проблемы организации военно-социальной работы в военное время

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подготовку предложений по совершенствованию нормативной базы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Так, во время контртеррористической операции в Республике Дагестан и Чеченской Республике за период с августа 1999 г. по февраль 2000 г. по этим вопросам было принято 8 постановлений Правительства Российской Федерации, более 10 приказов, директив, указаний министра обороны, начальника… Читать ещё >

Актуальные проблемы организации военно-социальной работы в военное время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальные проблемы организации военно-социальной работы в военное время

Опыт контртеррористической операции в Чеченской Республике свидетельствует о том, что выполнение задач военно-социальной работы в боевой обстановке достигается эффективной организацией управления. Управление системой военно-социальной работы — это деятельность органов военного управления, командиров (начальников) и органов по работе с личным составом, нацеленная на выработку и принятие решений, руководство силами и средствами, планирование, организацию и координацию усилий субъектов, а также на контроль результатов военно-социальной работы в целях оптимального функционирования ее системы. Органами управления системой военно-социальной работы являются структуры, должностные лица вместе с установленными между ними отношениями, правами, обязанностями и порядком распределения ресурсов и средств военно-социальной работы.

В настоящее время должности военно-социальных работников имеются в звене от бригады (инструктор по социальной работе и профилактике правонарушений) до Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации. Командир и органы по работе с личным составом осуществляют управление военно-социальной работой во взаимодействии со штабом, начальниками родов войск и служб. Непосредственную ответственность за состояние и организацию военно-социальной работы, укрепление воинской дисциплины и профилактику правонарушений в части несёт инструктор по социальной работе и профилактике правонарушений.

Деятельность органов по работе с личным составом по организации военно-социальной работы в боевых условиях. Реальный бой отличается спецификой боевой задачи и условиями ее выполнения с конкретным противником. Военно-социальная работа в боевой обстановке связана с деятельностью по подготовке социальных, правовых условий ведения боевых действий. Необходимо отметить, что в короткий промежуток времени подготовки и ведения боя невозможно выполнить все задачи военно-социальной работы, внимание следует сконцентрировать на решении тех задач, которые связаны с конкретной боевой обстановкой. Практика показывает, что непонимание этого приводит к тому, что порой определяются такие задачи военно-социальной работы, которые из-за отсутствия ресурсов не смогут быть решены или на решение которых в боевой обстановке не хватает времени. Поучительным в этом плане может быть опыт морально-психологического обеспечения боевых действий в Чеченской Республике в 1994;1996 годах. При подготовке личного состава имели место случаи, когда основное внимание уделялось обучению солдат стрельбе и вождению боевой техники, а вопросам адаптации к боевым условиям, поведению и приготовлению пищи в боевой обстановке, оказанию медицинской помощи и другим аспектам военно-социальной работы не уделялось должного внимания. Неспособность быстро адаптироваться к боевым условиям порождало у личного состава чувства неуверенности, напряжённости и подавленности.

Военно-социальная работа в боевой обстановке характеризуется рядом принципиальных особенностей. Резко изменяются условия ее организации и проведения. Динамика боевых действий оказывает определяющее влияние на ее содержание, формы и методы. Основной целью военно-социальной работы, как компонента морально-психологического обеспечения, становится создание в войсках (силах) необходимых социальных условий для успешного выполнения военнослужащими поставленных боевых задач.

В ходе боевых действий, как свидетельствует опыт, возникает ряд актуальных проблем, научное осмысление которых является чрезвычайно важным для развития социальной работы. Большинство проблем связано с улучшением социального самочувствия военнослужащих — участников боевых действий, их социальной реабилитацией, предупреждением и снятием социальной напряженности в воинских коллективах, семьях.

Бой — это не только согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневры, но и ожесточенное противоборство целеустремленных, мыслящих, чувствующих, побуждаемых личными убеждениями, обладающих навыками и умениями, волей и надеждами людей. И от того, у какой из сторон духовные силы и возможности окажутся лучше сформированными, мобилизованными, сохраненными и адекватными потребностям современного боя, в определяющей степени будет зависеть исход борьбы. В связи с этим деятельность командиров, органов воспитательной работы, направленная на социальную защиту военнослужащих, создание необходимых социально-правовых условий для действий военнослужащих в боевой обстановке, приобретает особую актуальность.

Военно-социальная работа выступает в качестве неотъемлемой составной части морально-психологического обеспечения боя и является его важнейшим компонентом. Она организуется на основе законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства, приказов и директив министра обороны, Генерального штаба ВС РФ, указаний и рекомендаций Главного управления воспитательной работы и призвана обеспечивать социально-правовой режим, способствующий формированию у личного состава высоких морально-психологических качеств, готовности выполнить стоящую перед частью боевую задачу.

Если рассматривать социальную работу в условиях боевых действий как систему, то необходимо отметить, что она, как и социальная работа в мирное время, имеет свою структуру, которая включает несколько взаимосвязанных элементов. Среди них: субъект, содержание, управление, объект и связующие их в единое целое средства, функции и цели. Среди этих элементов объект определяет суть и характер военно-социальной работы.

В боевой обстановке можно выделить несколько групп объектов социальной работы. Среди них: офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие службу по призыву и контракту, гражданский персонал и семьи военнослужащих, а также ветераны Вооруженных Сил. К объектам относятся также воинские коллективы: отделения, экипажи, расчеты, взводы, батальоны и др. Объектом может быть гражданское население, проживающее в районе дислоцирования и ведения боевых действий части и подразделений. Во время ведения боевых действий объектами социальной работы являются раненые, контуженые, военнослужащие, получившие психические травмы, а также личный состав деморализованных и дезорганизованных воинских подразделений, военнослужащие, нуждающиеся в реадаптации. Объектами могут быть также военнопленные и население вероятного противника.

Субъекты социальной работы осуществляют социальную работу и управляют ею. К ним относятся: командиры, органы военного управления, офицеры органов воспитательной работы, социальные структуры Вооруженных Сил; органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, правоохранительные органы; различные благотворительные и общественные организации.

Содержание социальной работы в боевой обстановке, формы и методы определяются ее целями и задачами в конкретных условиях.

Цель социальной работы в боевой обстановке — создание социальных условий для эффективного выполнения военнослужащими служебных обязанностей при подготовки в ходе боевых действий соединения (части), поддержания в частях (подразделениях) правопорядка и воинской дисциплины, реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Опыт боевых действии в Северо-Кавказском регионе свидетельствует, что для достижения этой цели решались следующие основные задачи:

  • — реализация мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих и членов их семей в соответствии с законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, указами Президента, постановлениями Правительства приказами и директивами министра обороны;
  • — разъяснение законов военного времени, норм международного гуманитарного права, прав и обязанностей военнослужащих в условиях ведения войны (вооруженного конфликта), их ответственности за выполнение воинского долга;
  • — обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности в боевой обстановке;
  • — анализ и прогнозирование социальной обстановки в соединении (части) и ее влияния на успешное выполнение боевых задач;
  • — выработка предложений и организация исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты личного состава;
  • — разъяснение личному составу боевых задач, решений командиров по социальным вопросам;
  • — оказание индивидуальной социальной помощи различным категориям военнослужащих;
  • — предоставление консультационной помощи командирам, штабам, органам военного управления в решении социальных вопросов, поддержании воинской дисциплины организованности и правопорядка в соединении (части);
  • — информирование военнослужащих по вопросам эвакуации семей и их материально-бытового обеспечения удовлетворения материальных и финансовых запросов;
  • — изучение предложений, заявлений и жалоб военнослужащих, оказание им помощи в случае необходимости;
  • — поддержание взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами государственной власти и управления, общественными объединениями в целях эффективного решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей .

Как показывает анализ современной боевой практики органов военного управления, социальная работа включает в себя:

  • — подготовку предложений по совершенствованию нормативной базы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Так, во время контртеррористической операции в Республике Дагестан и Чеченской Республике за период с августа 1999 г. по февраль 2000 г. по этим вопросам было принято 8 постановлений Правительства Российской Федерации, более 10 приказов, директив, указаний министра обороны, начальника Генерального штаба. Наиболее важным нормативным актом, стимулирующим военнослужащих, непосредственно участвующих в боях, было подписанное 20 августа 1999 г. постановление Правительства РФ № 930−54 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в Республике Дагестан». Этим постановлением вводились дополнительные выплаты военнослужащим, непосредственно участвовавшим в боевых действиях, в размере 810 — 950 рублей. В целях социальной защиты семей погибших и пропавших без вести военнослужащих 25 августа 1999 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 936 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей»;
  • — правовое обучение и правовое воспитание личного состава и оказание ему помощи в разрешении социальных проблем;
  • — осуществление постоянного и действенного контроля за полным доведением до военнослужащих установленных норм довольствия.

Многие качества, обусловливающие высокий моральный дух воинов, закладываются еще в мирное время (как до, так и во время службы в армии). Эти качества являются фундаментальной основой устойчивости морально-психологического состояния военнослужащих. И в боевой обстановке они приобретают особую значимость.

Конкретный бой для соединения (части) — это только эпизод, который отличается спецификой боевой задачи, условиями ее выполнения, особенностями противника и др. В условиях короткого промежутка времени невозможно полноценно осуществлять социальную работу; выполняются те задачи, которые связаны с конкретной боевой обстановкой. Опыт показывает, что непонимание этого обстоятельства приводит к тому, что на период времени, отпущенный на подготовку к бою, иногда ставятся такие задачи, которые не могут быть выполнены. А те, которые действительно надо решать, уходят из поля зрения организаторов этой деятельности.

Так, результаты анализа морально-психологического обеспечения боевых действий федеральных войск в Чеченской Республике в 1994;1996 гг. показали, что были допущены серьезные упущения в подготовке личного состава. Основное внимание, как правило, уделялось обучению стрельбе, вождению, но из поля зрения командиров выпали такие вопросы, как обучение солдат тому, как приспособиться к любым условиям обстановки (как вести себя при стрельбе, как приготовить пищу в боевой обстановке, как оказать первую медицинскую помощь и т. д.). Неумение людей быстро адаптироваться к боевой обстановке порождало у них чувства неуверенности, подавленности. Поэтому надо иметь в виду, что социальная работа в боевой обстановке неразрывно связана с предыдущей деятельностью по подготовке социально-правовых условий ведения боевых действий.

Процесс организации военно-социальной работы имеет свои этапы, отличающиеся содержанием, формами и методами, силами и средствами, временными характеристиками. Таких этапов можно выделить четыре (первый и второй относятся к периоду подготовки к бою, третий — к проведению, четвёртый — к периоду завершения боя и восстановления боеспособности). Опыт ведения боевых действий в Северо — Кавказском регионе России в конце XXначале XXI в. показал, что основа эффективной военно-социальной работы закладывается ещё на первом этапе, когда происходит повышение боевой готовности частей и соединений.

Первый этап организации военно-социальной работы начинается в пункте постоянной дислокации с приведения части в высшие степени боевой готовности, получения распоряжения о выдвижении в район боевых действий и включает в себя:

  • — уяснение указаний командира на приведение части в высшие степени боевой готовности, характера предстоящих действий;
  • — изучение, оценку и прогнозирование социальной обстановки;
  • — подготовку предложений командиру по первоочередным мероприятиям в пункте постоянной дислокации;
  • — совместную работу должностных лиц для осуществления мер по решению социальных проблем военнослужащих, членов их семей;
  • — разъяснение личному составу нормативно-правовых актов, в том числе по социальной защите военнослужащих;
  • — организацию взаимодействия в интересах военно-социальной работы; контроль обеспечения частей и подразделении, убывающих в район боевых действий, всеми видами и нормами довольствия.

После уточнения характера предстоящих действий заместитель командира по работе с личным составом определяет задачи оценки социальных условий войск инструктору по социальной работе и профилактике правонарушений. Полная оценка социальных условий, прогноз их изменения, имеющихся сил и средств позволяет сформулировать выводы. Для принятия решения необходимо, учитывая особенности объектов социального воздействия, состояния социального климата в коллективах, определить оптимальные пути решения задач военно-социальной работы. На данном этапе проводятся мероприятия по решению социальных проблем военнослужащих, формируется уверенность военнослужащих в том, что будут удовлетворены их социальные потребности, созданы социальные и правовые условия их жизни и деятельности в боевой обстановке. Такими мероприятиями могут быть: инструктажи, показательные занятия, выдача военнослужащим различных памяток, проведение бесед с участием воинов, имеющих боевой опыт. В этот период также проводится работа по полному обеспечению убывающих подразделений всеми видами довольствия в целях решения вопросов быта, отдыха, передвижения, информирования, соблюдения правил личной гигиены, удовлетворения культурных и религиозных потребностей военнослужащих.

В интересах профилактики правонарушений и преступлений проводятся занятия по правовому воспитанию личного состава. Так, накануне начала второго этапа контртеррористической операции на Северном Кавказе летом 1999 г. в частях ОГВ © организовывались встречи с работниками военной прокуратуры, в подразделениях проводилось правовое информирование. Для разъяснения военнослужащим международных норм ведения боевых действий организовывались встречи с представителями Международного Комитета Красного Креста. Если передвижение войск осуществлялось железнодорожным или водным транспортом, то часть мероприятий военно-социальной работы проводилось непосредственно во время передвижения войск (сил).

Второй этап организации военно-социальной работы начинается с получения боевого распоряжения. На этом этапе осуществляются:

  • — уяснение боевой задачи, подготовка распоряжения командира по морально-психологическому обеспечению боя (боевых действий);
  • — оценка социально-политических условий выполнения боевой задачи, анализ и прогнозирование социальной обстановки;
  • — выработка предложений по организации военно-социальной работы командиру;
  • — планирование военно-социальной работы как составной части морально-психологического обеспечения;
  • — разъяснение личному составу боевых задач, решений командиров, в том числе по решению социальных вопросов;
  • — правовое информирование личного состава.

Период подготовки к бою, как правило, ограничен по времени и включает комплекс сложных социальных процессов и задач. Произведя расчет времени, анализ информационных и социально-политических условий в районе боевых действий, заместитель командира по работе с личным составом вырабатывает командиру предложения военно-социального характера, которые могут быть учтены им при принятии решения на бой. На его основе с учетом требований директив, распоряжений и указаний вышестоящего органа управления он руководит разработкой плана морально-психологического обеспечения (графическая часть и пояснительная записка к ней), в котором должен быть отражён порядок организации и проведения военно-социальной работы. Конечной целью плана должно стать выполнение боевой задачи. Заместитель командира по работе с личным составом несет ответственность за своевременность составления плана, целесообразность и эффективность его мероприятий. В нём должны быть также предусмотрены:

  • — инструктирование командиров и должностных лиц по вопросам социальной работы в предстоящем бою;
  • — работа по оказанию помощи должностным лицам подразделений;
  • — формы и методы военно-социальной работы с различными категориями военнослужащих;
  • — мероприятия взаимодействия в интересах организации военно-социальной работы;
  • — организация военно-социальной работы с поступающим пополнением; расстановка аппарата по работе с личным составом части (соединения) и определение исполнителей военно-социальной работы;
  • — порядок информирования о решениях командиров по военно-социальным вопросам.

Во время подготовки к бою особое внимание должно уделяться военно-медицинской подготовке и обучению военнослужащих оказанию доврачебной медицинской помощи.

Третий этап организации военно-социальной работы осуществляется непосредственно в ходе ведения боя. В этот период проводятся:

  • — анализ и прогнозирование социальной обстановки в частях, соединениях и в районе ведения боевых действий;
  • — непрерывный контроль за доведением до военнослужащих всех видов довольствия;
  • — решение (совместно со штабом, тылом, медицинской службой) вопросов эвакуации раненых, больных, захоронения погибших военнослужащих;
  • — контроль за выполнением международных норм ведения боевых действий.

В боевой обстановке инструктор по социальной работе и профилактике правонарушений организует:

  • — постоянное изучение и анализ нужд и запросов личного состава, социальных характеристик воинских коллективов;
  • — прогнозирование поведения военнослужащих;
  • — выработку предложении и рекомендаций по управлению социальными процессами в интересах поддержания и развития боеспособности и укрепления воинской дисциплины.

Кроме того он осуществляет социальный и правовой анализ воинской дисциплины, выявление социальных условий, причин и мотивов совершения происшествий и преступлений, вырабатывает меры по их предупреждению, совместно с должностными лицами организует оперативное решение социальных проблем.

На данном этапе проводится непрерывный контроль за оказанием медицинской помощи военнослужащим. Исторический опыт свидетельствует, что в результате оказания своевременной медицинской и социально-психологической помощи раненым в годы Великой Отечественной войны 72% раненых и более 90% больных военнослужащих после излечения возвращались в строй.

Необходима также работа по разъяснению законодательных актов о правах и льготах, социальной защите военнослужащих и членов их семей. К примеру, в этих целях во время контртеррористической операции в Чеченской Республике в части была направлена специальная телеграмма начальника ГУВР Вооружённых Сил. Формированию необходимого морально-психологического состояния военнослужащих способствует гуманитарная помощь. Гуманитарные грузы для объединенной группировки войск (сил) в Чеченской Республике составляли сотни тонн и прибывали из всех регионов Российской Федерации Их распределением в частях занимались заместители командиров по работе с личным составом и офицеры по социальной работе и профилактике правонарушений. Опыт боевых действий показал, что в военно-социальной работе также важен контроль за своевременностью оформления документов для получения страховых и единовременных выплат военнослужащим и членам семей погибших.

Четвертый этап в организации военно-социальной работы охватывает послебоевой период времени. Содержание этого этапа составляют:

  • — медико-психологическая реабилитация военнослужащих;
  • — своевременное оформление документов для осуществления государственного социального страхования военнослужащих;
  • — реализация мер по социальной защите членов семей погибших военнослужащих с участием местных органов власти и управления.

После завершения боевых действий могут иметь место негативные проявления среди военнослужащих в отношении местного населения, неадекватное поведение, употребление спиртных напитков и т. д. Профилактике этих негативных явлений способствует своевременное и полное удовлетворение социальных потребностей военнослужащих. В местах дислокации войск (сил) проводится социальная и психологическая реабилитация военнослужащих, оказывается социальная помощь пострадавшим.

В зависимости от характеристик боевых действий может изменяться и значение элементов военно-социальной работы. Отличие масштабной войны от локального конфликта характеризуется разной степенью вовлечённости (политической, экономической, военной, психологической) государства и общества в военные события. При этом общественное мнение и официальная государственная политика могут не совпадать. В условиях когда часть населения продолжает мирную жизнь, военнослужащие, выполняющие боевые задачи, нуждаются в компенсации своего риска. В этой связи увеличивается значение материального фактора и социальной защиты военнослужащих — участников боевых действий. Например, причинами, способствовавшими добровольному участию большинства офицеров в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе, были обеспечение их семей жилищной площадью и устранение задолженностей денежного довольствия.

После вывода из района боевых действий их участникам требуется социально-психологическая реадаптация. У личного состава после возвращения в места постоянной дислокации могут проявляться специфические потребности:

  • — необходимость признания окружающими их участия в боевых действиях юридически оправданным и социально необходимым;
  • — желание получить позитивную оценку своих действий;
  • — стремление войти в систему социальных связей и отношений мирного времени с более высоким, чем прежде, статусом и т. п.

Независимо от того, вернулся военнослужащий победителем или побежденным, государство, члены его семьи, знакомые, сослуживцы должны достойно его встретить. Это поможет снизить негативные последствия воздействия боевой обстановки на сознание и психику военнослужащего, сохранить его здоровье.

Таким образом, военно-социальная работа является системой, специфической сферой деятельности и необходимо формировать, развивать знания руководителей (командиров, начальников, руководящих органов, других должностных лиц), ответственность за её состояние. В соответствии с течением времени целесообразно совершенствовать критерии оценки военно-социальной работы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой